ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- 10
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ ИЗ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1. Сущность и принципы социально-педагогической поддержки 10
1.2. Дети из неблагополучных семей как объект социально- 19
педагогической поддержки
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ 31
ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
2.1. Опыт социально-реабилитационных учреждений по социально- 31
педагогической поддержке детей из неблагополучных семей
2.2. Социально-педагогические проблемы детей из неблагополучных 46 семей (на материалах социологического исследования)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социально-педагогической 63 поддержки детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
Актуальность исследования. На сегодняшний день в России растет число неблагополучных семей, процесс воспитания в которых имеет различные деформации. В таких семьях искажается личностное развитие детей, что обусловлено разными причинами: асоциальным поведением родителей, жестоким обращением с детьми, низким прожиточным минимум, несогласованность действий между государством и общественностью в плане поддержания взаимодействия между родителями и детьми.
Очень часто воспитательные функции семьей не выполняются. Неблагополучные родители не способны обеспечить успешную социализацию своим детям, психологический комфорт, эмоциональное спокойствие и благополучие. Неблагополучная семейная ситуация приводит к психологической травматизации детей, формированию агрессии, противоправных намерений, трудностям во взаимоотношениях, снижению мотивации учебной деятельности, социальной дезадаптации несовершеннолетних.
Одной из тенденций семейного неблагополучия является рост среди общего числа общественно опасных действий доли преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Подрастающее поколение социализируется в условиях того социума, где оно живет. Сильные и слабые стороны этого социума - зеркальное отражение социальных проблем общества в целом. А современное его состояние характеризуется как кризисное и способствует проявлению новых негативных моделей поведения подростков, вплоть до преступного. Снижаются возрастные границы многих видов и форм проявления девиантного поведения, изменяется половой состав несовершеннолетних, растет число отклоняющихся форм поведения, проявляющихся в алкоголизме, наркомании, токсикомании, бродяжничестве, половом аморализме, хулиганстве, вандализме, суициде и др.
Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого семейного неблагополучия последнего десятилетия, бесспорно, наиболее тяжелую составляют так называемые социально дезадаптированные подростки, то есть подростки, имеющие затруднения (неспособность или невозможность) в приспособлении к условиям и требованиям социального окружения.
Наличие психотравмирующих факторов (семейное насилие, конфликтные взаимоотношения в семье, алкоголизм родителей, отсутствие эмоциональных связей и многое другое), действующих с определенной силой на протяжении длительного времени, приводит к исчерпанию резервных возможностей психики ребенка, проявляющихся в различных невротических расстройствах, психопатологиях, серьезных искажениях личности, включая эмоциональную и ценностно-смысловую сферы, девиантных формах поведения.
Физические, духовные, интеллектуальные возможности детей и подростков ещё слишком невелики, чтобы справиться с проблемами «взрослой» жизни, и поэтому они нуждаются в социально-педагогической поддержке.
В последние годы в России создана и активно развивается система органов и учреждений социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних. В связи с этим возникает необходимость теоретической и практической разработки технологий социально-педагогической поддержки детей и подростков из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационных учреждений.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время идет активный поиск новых форм и методов работы с ребенком в неблагополучной семье, методик и технологий социально-педагогической деятельности, направленных на успешную социализацию и социальную адаптацию детей в обществе.
Одним из важных факторов, обусловливающих успешную интеграцию ребенка в общество, является процесс социализации. Влиянию среды на процесс адаптации ребенка посвящены работы А.В. Мудрика, С.А. Беличевой, В.Д. Семенова и др. Значительное место в разработке данной проблемы занимают труды Л.С. Выготского, рассматривавшего процессы естественной интеграции ребенка в общество.
Проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков отражены в трудах H.H. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева, Л.И. Невского, Г.М. Потанина, И.П. Прокопьева и других. Специфика отклонений в поведении детей группы риска показана в работах М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Л.М. Зюбина, А.Г. Ковалева, Т.Д. Молодцовой, Д.И. Фельдштейна и других.
Основная масса современных психолого-педагогических исследований посвящена профилактике дезадаптации и коррекции неадаптивного поведения и решается через призму индивидуальных особенностей самого подростка (Б.Н. Алмазов, И.А. Жантан, А.И. Захаров, И.С. Кобзаренко, А.Е. Личко, Р.В. Овчарова, С.А. Коваль,
К.С. Лебединская и др.). Однако и неблагополучная семья все чаще становится объектом научных исследований. Неблагополучная семья как основной источник дезадаптивного поведения детей рассматривается в работах Т.В. Атаниязовой, И.А. Горьковой, Т.А. Гурко, А.Н. Елизарова, А.К. Железновой, Е.Н. Тумановой и др.
Проблемы диагностики социальной дезадаптации детей решаются в работах С.А. Беличевой, Л.С. Белкина, В.М. Обухова, М.И. Шония и других.
Теоретические и практические аспекты психолого-педагогической поддержки оформлены в работах А.Г. Асмолова, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, О.С. Газмана, Н.Н. Михайловой, В.Н. Мясищева, Р.В. Овчаровой, A.B. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и С.М. Юсфина.
Роль специалиста в развитии и изменении личности несовершеннолетнего рассматривалась в трудах Ю.П. Азарова, Ю.В. Васильковой, JI.B. Мардахаева, A.B. Мудрика, Г.М. и А.Ю. Коджаспировых, Л.Я. Олиференко и др.
Особо актуальны работы, в которых социально-педагогическая поддержка исследуется как процесс взаимодействия ребенка и специалиста, основанный на доверительных отношениях (С.А. Беличева, А.А. Виноградова, Ю.В. Гербеев, Ю.И. Зотов, Н.С. Морозова,
А.Б. Чистова, Л.С. Шипицина и др.).
При этом наиболее разработанными являются технологии социально-педагогической работы с семьей и детьми, отражающие опыт социальной практики и выполняющие преимущественно
профилактические функции (В.Н. Гуров, Н.А. Катаева, М.В. Комарова, Е.В. Маслова, И.И. Осипов, В.В. Ремезова).
Таким образом, анализ литературы по проблеме показал, что в теоретических исследованиях и практике социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра можно выделить ряд противоречий:
- между возрастающим числом детей из социально - неблагополучных семей и недостаточной эффективностью средств, обеспечивающих успешность социализации таких детей;
- между необходимостью реализации комплексного подхода к поддержке детей из социально неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра и отсутствием комплексных технологий такой поддержки;
- между гуманистической направленностью педагогической науки и недостаточной разработанностью практических основ социально-педагогической поддержки.
Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему исследования, которая заключается в поиске путей совершенствования социально-педагогической поддержки детей и подростков из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра.
Объектом исследования является социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей.
Предмет - специфика социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель - раскрыть содержание социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей и разработать рекомендации по ее совершенствованию в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Задачи:
- изучить теоретические основы социально-педагогической
поддержки детей из неблагополучных семей;
- раскрыть специфику социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
- выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Теоретико-методологическую базу исследования.
Методологическую основу исследования составили социологические и
педагогические положения об определяющей роли социальной микросреды в процессе становления личности; идеи системного (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, JI.B. Мардахаев, В.А. Мудрик, JI.E. Никитина, А.А. Реан, М.И. Рожков), гуманистического, личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, К. Роджерс), средового (Ю.Г. Абрамова, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, С.Е. Шацкий), деятельностного (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,
В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков) подходов к социализации личности.
Предметом особого изучения стали педагогические теории, отражающие особенности социально-педагогической работы с детьми группы риска (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, М.А. Ковальчук, Ю.А. Клейберг, М.И. Рожков и др.).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили периодические издания, труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, вторичный анализ социологических исследований по проблеме, статистические данные по неблагополучным семьям и детям из неблагополучных семей МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ивнянского района».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы социологического исследования «Изучение социально-педагогических проблем детей из неблагополучных семей», проведенного автором в 2016¬2017 гг. на базе МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ивнянского района».
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга на различных этапах выполнения выпускной квалификационной работы: логико-синтетический анализ социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме; сравнительный анализ, анкетный опрос, включенное наблюдение, неформализованное интервью, тестирование, метод статистической обработки результатов исследования, метод моделирования.
Теоретико-практическая значимость: анализ теоретических основ изучения социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей позволил выявить сущность и основные направления такой поддержки в условиях социально-реабилитационного центра; раскрыты наиболее эффективные методы и содержание социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в условиях социально¬реабилитационных учреждений.
Практическая значимость исследования определяется как возможность применения представленных выводов и обобщений в практике социально-педагогической работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей, так и использованием материалов в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних, а также в процессе преподавания дисциплин по направлению подготовки «Социальная работа».
Апробация результатов исследования. Положения и выводы исследования апробированы в ходе прохождения производственной и преддипломной практик в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ивнянского района».
На сегодняшний день наблюдается рост числа неблагополучных семей (педагогически несостоятельных, неполных, конфликтных, криминальных, асоциальных, малообеспеченных), не выполняющих свои воспитательные функции, является тревожной социальной тенденцией. В таких семьях, как правило, преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные
отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, асоциальный образ жизни и т.д.) и, в целом, имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений. Это дестабилизирует процесс прохождения ребенком семейной социализации, приводя к различным нарушениям социального и личностного развития в подростковом возрасте, что нередко приводит к его дезадаптации. Все это ведет к тому, что адаптивные ресурсы личности не достаточно развиты или не развиты вообще.
Анализ литературы по проблеме показал, что в теоретических исследованиях и практике социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра можно выделить ряд противоречий:
- между возрастающим числом детей из социально-неблагополучных семей и недостаточной эффективностью средств, обеспечивающих успешность социализации таких детей;
- между необходимостью реализации комплексного подхода к поддержке детей из социально неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра и отсутствием комплексных технологий такой поддержки;
- между гуманистической направленностью педагогической науки и недостаточной разработанностью практических основ социально-педагогической поддержки.
Решая первую задачу выпускной квалификационной работы, мы изучили теоретические основы социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей и выяснили, что:
- социально-педагогическая поддержка - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности;
- социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей представляет собой особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на оказание социально-педагогической помощи детям
Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к социальной дезадаптации детей и подростков:
- детям и подросткам из неблагополучных семей свойственны выраженные дезадаптационные нарушения по эмоциональному и когнитивно-ценностному критерию; значительное влияние и тех и других показателей сказывается на выраженности дезаптационных нарушений и по коммуникативно-поведенческому критерию;
- для детей и подростков из неблагополучных семей характерно комплексное проявление различных дезаптационных нарушений, требующее такого же комплексного и целостного подхода для коррекции;
- детям и подросткам из неблагополучных семей свойственны: отсутствие развитого коммуникативного потенциала и отсутствие умения адекватно регулировать своё взаимодействие с социальной средой и окружающими людьми в процессе деятельности; это сопровождается отсутствием социальной поддержки со стороны значимых людей;
- дети и подростки из неблагополучных семей в меньшей степени, чем из благополучных, склонны к соблюдению моральных норм и социальных правил;
- в группе несовершеннолетних из неблагополучных семей было выявлено очень большое количество человек с низким уровнем развития личностного адаптационного потенциала; эти показатели свидетельствуют о выраженных нарушениях процесса социальной адаптации, проявляющихся в: неадекватных реакциях подростка на социальные события, противоречивости отношений к окружающим людям и явлениям, несоответствии системы личных убеждений системе социальных норм и ценностей, ярких отклонениях от психической нормативности поведения подростка, нарушениях межличностного взаимодействия и т.д.;
- среди несовершеннолетних из неблагополучных семей выявлена тенденция односторонности неадекватности самооценки и уровня притязаний - зафиксированы только заниженные показатели, завышенные показатели отсутствуют; это свидетельствует о том, что подростки из семей данного типа не способны на стремление к самоутверждению, не характеризуются наличием устойчивых жизненных планов, им свойственная излишняя самокритичность.
Для преодоления вышеперечисленных трудностей необходима целенаправленная психолого-педагогическая работа с
несовершеннолетними и со всей семьей в целом.
Решая вторую задачу исследования, обобщив опыт деятельности социально-реабилитационных центров, мы раскрыли специфику социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и выяснили, что социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних позволяет комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе, родную семью.
Для решения третьей задачи мы провели социологическое исследование на базе МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ивнянского района». Проведённое исследование было направлено на выявление социально-педагогических проблем, являющихся факторами риска возникновения социальной дезадаптации детей и подростков из неблагополучных семей, что позволило нам разработать рекомендации по совершенствованию социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних .
Особенности процесса социально-педагогической поддержки детей из социально неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра заключаются в том, что у ребенка, сталкивающегося с окружающими его проблемами, естественным внутренним побуждением оказывается желание избавиться от них. При этом специалист использует это понятное для ребенка состояние, чтобы помочь ему перевести каждую проблему в ситуационную задачу, которую возможно решить, используя, для этого адекватные и культурные средства.
Специфика социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в условиях социально-реабилитационного центра заключается в необходимости:
- учитывать потребность детей, находящихся в социально-реабилитационных центрах, в поддержке и помощи, ориентация на ожидание получить ее со стороны педагогов;
- учитывать недостаток семейного взаимодействия, характер личностной идентичности, интеграцию процессов социализации, сопровождения, воспитания детей, в условиях социально-реабилитационного центра.
- включение в процесс поддержки элементов семейных взаимоотношений, способствующих преодолению кризиса идентификации «Мы» на основе корректировки содержания социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи.
На наш взгляд, социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучный семей в условиях социально-реабилитационного центра может быть организована по двум основным направлениям: непосредственная работа с детьми и работа с семьей.
Социально-педагогическая поддержка детей в условиях социально¬реабилитационного центра предполагает:
1. Организация на базе СРЦ группы дневного пребывания. Деятельность группы дневного пребывания заключается в оказании социально-педагогической помощи социально незащищенным семьям; проведении развивающих занятий с детьми, а также вовлечение их в разнообразные виды деятельности, проводимые в учреждении и за его пределами; наблюдении за особенностями личностного развития и поведения несовершеннолетних; оказании помощи в подготовке домашних заданий; развитии личности и возможности непосредственного приобретения дополнительных практических знаний, умений и навыков.
Реализация этапов социально-педагогической поддержки в рамках посещения группы дневного пребывания позволяет сформировать у несовершеннолетних эффективные поведенческие стратегии, опыт принятия самостоятельных решений в различных обстоятельствах, умения принимать ответственность за самостоятельно принятые решения.
2. Организация совместной социально-педагогической поддержки детей и родителей. С целью организации социально-педагогической поддержки детей и подростков из неблагополучных семей, а также их родителей на базе МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ивнянского района» мы предлагаем создание социально-реабилитационного клуба «Домашний очаг». В результате деятельности Клуба:
- для детей из социально неблагополучных семей и родителей, ведущих асоциальный образ жизни, улучшатся условия по адаптации к жизни в социуме;
- снизится численность родителей, лишенных родительских прав;
- снизится количество семей, ведущих асоциальный образ жизни;
- осуществится систематизация эффективных методик и технологий работы с семьями, ведущими асоциальный образ жизни.
Реализация предложенных рекомендаций позволит
совершенствовать деятельность социально-реабилитационного центра по социально-педагогической поддержке детей из неблагополучных семей в Ивнянском районе.
1. Семейный Кодекс Российской Федерации [электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 (ред. от 30.12.2015)]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
[электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015)]. -
http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19558/
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 июня 1999 года (ред. от 26.04.2016). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
4. О защите прав ребенка в Белгородской области [Текст]: [закон
Белгородской области: принят областной Думой 30 ноября 2000 года (в редакции от 05.07. 2004 г)] // Сборник нормативно-правовых актов
Белгородской области / Правительство Белгородской области. - Белгород,
2006. - С. 33-46.
5. О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их
безнадзорности и правонарушений в Белгородской области [Текст]: [закон Белгородской области: принят областной Думой 30 ноября 2000 года (в редакции от 21.07.2008г.)] // Сборник нормативно-правовых актов
Белгородской области / Правительство Белгородской области. - Белгород, 2008. -- С. 3-32.
6. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 192 с.
7. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов, В.М.
Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304с.
8. Антонова, Л.Н. Проблемное поле современной рискологии:
[электронный ресурс] / Л.Н. Антонова // Вестник МГОУ: сер. Общая педагогика. - 2010. - № 4. - С.9-13. - http://vestnik-
mgou.ru/Articles/View/2134
9. Атаниязова, Т.В. Педагогические условия профилактики социальной дезадаптации подростков из неблагополучных семей: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Т.В. Атаниязова. - М., 2001. 26 с.
10. Бандура, А. Принципы социального наученият / А. Бандура, Р. Уолтере // Современная зарубежная социальная психология. - М., 1984. - С. 55-60.
11. Беляева, Л.А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи [Текст] / Л.А.Беляева, М.А.Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / отв. ред. М.А. Галагузова. - Екатеринбург, 1998. - С.192-199.
12. Бим-Бад, Б.М. Аксиомы педагогики [Текст] / Б.М. Бим-Бад / /Педагогика.- 2010.- №3. - С.15-18.
13. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ
мыслей: учебное пособие: [электронный ресурс] / М.Р. Битянова. - М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.- http://psychlib.ru/mgppu/Bsp-
2001/Bsp-576.htm
14. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
- СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
15. Бочарова, В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях [Текст] /В.Г.Бочарова, Г.Н.Филонов //Обучение социальной работе в России. - 1997. - № 2. - С. 4-12.
16. Бруднов, А. Социально педагогическая работа в школе [Текст] / А. Бруднов, В.Березина //Воспитание школьников. - 2004. - № 1. - С. 20.
17. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей [Текст] / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
18. Быков, А.К. Инновационные технологии, формы и методы защиты прав несовершеннолетних и индивидуальной профилактической работы с семьей: Методические рекомендации по внедрению в деятельность специалистов Социально-реабилитационных центров города Москвы [Текст] А.К. Быков - М.: ИПК ДСЗН, 2014. - 152 с.
19. Валеева, Н. Ш. Фаттахова, Г.З. Дети группы риска - актуальная
проблема современного общества: [электронный ресурс] / Н.Ш. Валеева, Г.З. Фаттахова // Вестник Казанского технологического университета. -
2007. - № 5. - http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/deti-gruppy-riska-aktualnaya-
problema-sovremennogo-obschestva
20. Вальков, В.И. Межведомственный подход к социально-педагогической работе [Текст] /В.И.Вальков //Педагогика. - 1999. - № 8. - С. 100-104.
21. Волков А.Г. Семья - объект демографии [Текст] / А.Г. Волков.- М.: «Мысль», 1986. - 271 с.
22. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: «Педагогика- Пресс», 1999. - 536 с.
23. Выготский, Л.С. Педология подростка: проблема возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6 томах. - Т. 3, Т. 4. - М., 1984.
24. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. - М., 1996. - С. 10-37.
25. Галагузова, М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики [Текст]/ М.А.Галагузова // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. статей /отв. ред. М.А. Галагузова. - Екатеринбург, 1998. - С.37-44.
26. Гордеева, А.В. Идея педагогической реабилитации и действительность современного образования [Текст] /А.В.Гордеева //Школа. - 1999. - № 1. - С. 2-6.
27. Григорьев, С.И. Качественно новая ситуация: соц. практика, ориентации и соц. образование [Текст] /С.И.Григорьев //Социальная работа. - 1998. - № 1/11. - С. 14-16.
28. Гуров, В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы [Текст] /В.Н.Гуров //Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 58.
29. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
30. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1999. - 184 с.
31. Елисеев, А. Взаимодействие субъектов воспитательного
процесса [Текст] /А.Елисеев, Т.Соколова //Воспитание
школьников. - 2000. - № 10. - С. 2-3.
32. Зенкин, В.И. Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм поведения у несовершеннолетних [Текст] /В.И.Зенкин //Первые итоги. - 1997. - С. 61-66.
33. Иванцова, А. О работе с проблемными семьями [Текст]
/А.Иванцова //Воспитание школьников. - 2000. - № 10. - С. 18-20.
34. Иванцова, А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей [Текст] / А.Иванцова // Воспитание школьников.- 2000. - № 7. - С. 22-25.
35. Иванцова, А. Социальный педагог и инспектор по делам
несовершеннолетних [Текст] /А.Иванцова //Воспитание
школьников. - 2000. - № 8. - С. 37-39.
36. Кевля, Ф.И. Теория и практика опережающей педагогической
поддержки личностного развития ребенка [электронный ресурс]: дис... докт. пед. наук по спец. Общая педагогика, история педагогики и образования: 13.00.01 / Ф.И. Кевля. - Вологда, 2002. - 339 с. - http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-operezhayushchei- pedagogicheskoi-podderzhki-lichnostnogo-razvitiya-rebenk#ixzz4BhI8YKwk
37. Киберев А.А., Сеньчукова И.В. Модель и технологии работы с детьми группы риска в условиях школы: Учебно-методическое пособие. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.- 73 с.
38. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков [Текст] /Ю.А.Клейберг //Профессионал. - 1997. - № 11-12. - С. 50-52.
39. Клемантович, И. Новая профессия - социальный педагог [Текст] /И.Клемантович // Школа. - 1998. - № 3. - С. 8-14.
40. Курников, Д. В. Сущность понятия «педагогическая поддержка в
образовании: [электронный ресурс] / Д. В.Курников // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 5. -
http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-pedagogicheskaya- podderzhka-v-obrazovanii
41. Лодкина, Т.В. Из опыта работы семейного педагога в школе [Текст] /Т.В.Лодкина //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1996. - № 4. - С. 67-73.
42. Лодкина, Т.В. Социальный педагог приходит в семью [Текст] /Т.В.Лодкина //Воспитание школьников. - 1996. - № 5. - С. 25-29.
43. Ляпина, Г.В. Центр, нужный всем [Текст] /Г.В.Ляпина //Работник социальной службы. - 2001. - № 1. - С. 71-75.
44. Макаренко, С.А. Основное назначение, функции, специализация социального педагога школы в работе с семьей [Текст] /С.А.Макаренко //Классный руководитель. - 1997. - № 1. - С. 48-51.
45. Манукян, Э.А. Теоретико-методологические основы системы социального обслуживания семей и детей [Текст] / Э.А. Манукян //Работник социальной службы. - 2001. - № 1. - С. 17-32.
46. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник. - М.:
Издательский центр «Гардарики», 2005. - 269 с.
47. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. - С. 73-117
48. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ.пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002.- 200с.
49. Нагавкина, Л.С. Социальный педагог: введение в должность [Текст] / Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая. - СПб.: КАРО, 2002. - 272 с.
50. Невский, И.Л. Подростки «группы риска» в школе [Текст] / И.Л. Невский, JI.C. Колесова. - М.: Академия, 1996.- 97с.
51. Никитина, Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы [Текст] /Л.Никитина // Воспитание школьников. - 2000. - № 9. - С. 13-15.
52. Никитина, Л. Права и этические нормы социального педагога [Текст] /Л.Никитина // Воспитание школьников. - 2001. - № 2. - С. 20-23.
53. Никитина, Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении [Текст] /Л.Никитина //Воспитание школьников. - 2001. - № 1. - С. 31-33.
54. Новик, В.А. Социальная работа в системе образования [Текст] /В.А.Новик, Е.А.Полякова //Российский журнал социальной работы. - 2000. - № 9-10. - С. 175-178.
55. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] /Р.В.Овчарова. - М.: Сфера, 2001. - 479 с.
56. Олиференко, Л.Я. Подготовка и переподготовка кадров для социальной работы в области образования. Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России [Текст] /Л.Я.Олиференко // Социальная работа. - 1992. - № 6. - С. 16-23.
57. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]:учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.Я.Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева.- Академия, 2002.- 256с.
58. Панов, А.М. Наш день. Голос работников социальных служб
услышан [Текст] /А.М.Панов //Работник
социальной службы. - 2001. - № 1. - С. 7-16.
59. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
60. Попова, С.И. Оценка педагогом актуального состояния ученика в процессе воспитания [Текст] / С.И. Попова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №8. - С.79-82.
61. Райкус Дж., Хьюз Р. Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: практическое пособие: в 4 т. Т. 3: Развитие и благополучие детей. - М.: Эксмо, 2009. - 288 с.
62. Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение детских объединений и организаций: [электронный ресурс] / М.И. Рожков.- http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/34_1/
63. Российская энциклопедия социальной работы [Текст] /под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Академия, 1997. - 521 с.
64. РЭС - Российский энциклопедический словарь. Социальная
работа [Текст] /под общ. ред. В.И.Жукова. - М.: Издательская группа
Инфра М-норма, 1997. - 472 с.
65. Сатир, В.В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В.В. Сатир. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. -138 с.
66. Северный, А.А. О системе защиты детства и семьи // Сщциальное и душевное здоровье ребенка и семьи: материалы Всеросс. Научн-практич.конф [Текст] / А.А. Северный, Б.Л. Альтшулер. -М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1998. - С. 44-52.
67. Семаго, Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы
диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.
68. Симонова, Г.И. Феноменология педагогического сопровождения
социальной адаптации учащихся: [электронный ресурс] / Г.И. Симонова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2006.- № 15. - http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/fenomenologiya-pedagogicheskogo-
soprovozhdeniya-sotsialnoy-adaptatsii-uchaschihsya
69. Словарь по социальной педагогике [Текст] /под ред. Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
70. Соколова, Е.В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления: монография / Е.В. Соколова. - Новосибирск: НГИ, 2002. - 284 с.
71. Социально-педагогическое сопровождение детей разных категорий: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.
72. Фирсов, М.В. Социальная работа в России: теория, история и общественная практика [Текст] /М.В.Фирсов //Работник социальной службы. - 2001. - № 2. - С. 21-32.
73. Фрумин, И. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием [Текст] /И.Фрумин //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М.:Рубикон, 1996. - С. 26-28.
74. Шевцов, Ю. Социальный педагог в образовательном пространстве [Текст] / Ю.Шевцов // Социальная работа. - 1997. - № 1. - С. 28-29.
75. Шудегова, О.И. Педагогические условия эффективной
реабилитации детей и подростков «группы риска» [Текст] / О.И. Шудегова. - М.: ИТИП, 2006г. - С 123-148.
76. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Текст] / под редакцией Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 255 с.