Введение 4
Глава 1. Новые медиа и новое образование 8
1.1. Реализация просветительской функции медиа в образовательном
процессе 10
1.2. Специализированный рынок СМИ для работников сферы
здравоохранения 15
1.3. Образовательные медиа 2.0 как современный тренд 23
Глава 2. Позиционирование образовательных медиа для врачей в России 33
2.1. Информационные порталы 34
2.2. Онлайн-телевидение и видеопорталы 42
2.3. Социальные сети 57
Глава 3. Обзор современных западных тенденций в области медицинских медиа 70
Заключение 76
Библиографический список 79
Приложения
Актуальность работы обусловлена тем, что рынок новых нишевых медиа в России сегодня почти пуст, в отличие от стран Европы и США. Эта сфера у нас в стране только начинает развиваться: появляется ряд современных Интернет-ресурсов, выбравших свое узкоспециализированное направление и конкретный срез аудитории.
Одна из наиболее популярных профессиональных групп, на которую ориентированы средства массовой информации, - это врачи. Люди, которые вынуждены так или иначе повышать свою квалификацию, чтобы оставаться в профессии. И если предыдущее поколение могло получать самую актуальную информацию и постоянно повышать квалификацию бесплатно, то сегодня таких возможностей уже нет. В условиях нехватки времени и средств главным инструментом в дистанционном образовании стал Интернет, где половина информации распространяется бесплатно, а другая половина стоит в разы дешевле, чем информация в офлайне.
В борьбе за каждого конкретного человека, который будет привязан лишь к одному специализированному изданию, нишевые СМИ ломают свои привычные устои.
Так, рынок СМИ для врачей переживает переломный момент. С одной стороны существуют рецензируемые научно-практические журналы. Многие десятилетия вся пресса для работников сферы здравоохранения
финансировалась государством, и врачи привыкли выписывать специализированные журналы по подписке, удовлетворяя потребность в новых знаниях. С другой стороны, в наше время этого недостаточно. Сейчас вырастает новое поколение будущих врачей. Молодые студенты привыкли получать подавляющее большинство информации в сети Интернет, используя преимущественно аудиовизуальный контент. Такая аудитория не может удовлетворить потребность в информации тем, что рынок
специализированной прессы предлагает им из года в год. В борьбе за огромной сегмент аудитории, состоящей из молодых специалистов, СМИ приходится перестраиваться с традиционной модели на современную, менять старый инструментарий на мультимедийные технологии и вступать в диалог с аудиторией.
За последние годы появилось множество платформ для врачей в русскоязычном Интернете: социальные сети, медицинское телевидение, онлайн курсы для врачей, интернет-программы и сессии. Законы рынка не позволяют надолго задерживаться на нем слабым игрокам. Чтобы проект смог не только выжить, но и «выстрелить», СМИ постоянно внедряют новые методы и форматы подачи контента для аудитории. Как в прошлое отходят старые методики лечения, а на их место приходят инновационные технологии, так и СМИ вынуждены подстраиваться под нынешние реалии, когда новые медиа стремительно вытесняют отжившие принципы выпуска прессы.
Новизна работы заключается в том, что до настоящего момента в журналистике не проводилось полноценных исследований рынка
технологичных онлайн СМИ, реализующих образовательные функции для работников сферы здравоохранения.
Объект исследования - новые технологии, применяемые в образовательных онлайн-изданиях для врачей. Предмет исследования - медиа различных типов и форматов, представленных на медицинском рынке информационно-образовательных СМИ.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что медицинские СМИ, использующие интерактивные методы обучения и новейшие технологии подачи информации приобретают больший вес на рынке медиа, ориентирующихся на контент для профессиональной группы врачей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть технологичность образовательных медиа порталов для врачей.
2. Проанализировать причины удачной и неудачной реализации медиапроектов.
3. Определить интерес профессиональных сообществ к исследуемым медиа.
4. Рассмотреть западный опыт создания и развития медицинских медиа.
5. Выработать рекомендации для практикующих журналистов на основе изученного материала.
В качестве рамок исследования выбран срез Интернет-СМИ, а также медиа-ресурсов, ориентированных как на усовершенствование врачебной квалификации, так и на информационную поддержку специалистов сферы здравоохранения.
В данной работе предполагается использовать методы научного анализа и синтеза, сравнения, аналогии, дедукции и обобщения, а также качественный контент-анализ который позволит оценить содержание медийных ресурсов.
Основу теоретической базы составили книги «Введение в теорию журналистики» Е.П. Прохорова, «Основы журналистики», «Социология СМИ» И.Д. Фомичевой, «Экономика отечественных СМИ» С.М. Гуревича, «СМИ в пространстве Интернета» М.М. Лукиной и И.Д. Фомичевой, «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» М. Кастельса, «Грядущее постиндустриальное общество» Д. Белла, «Третья волна» Э. Тоффлера, публикации Е.Л. Вартановой, А.Е. Сатуниной, А.Л. Мазелиса и другие статьи.
Эмпирической базой исследования являются Интернет-СМИ и медиаресурсы, содержащие информационно-образовательную информацию для работников сферы здравоохранения.
Научная и практическая полезность проводимого исследования заключается в значимости его результатов для представителей медиаиндустрии и деятелей науки. Методические указания, предложенные в данной работе, включают в себя рекомендации по успешной реализации профессиональных онлайн-ресурсов для врачей.
Российский рынок образовательных медиа для врачей находится в начальной стадии развития. Успешные его «игроки» смогли понять то, в чем нуждается данный сегмент аудитории, развернуть мощный приток инвестиций фармацевтических компаний за счет законодательного климата и создать успешные активно развивающиеся концепции новых СМИ, заняв прочные позиции на данной нише. Слабые «игроки», пытающиеся построить технологичные медиа по традиционной системе с устаревшими формами подачи информации, вряд ли смогут догнать первых.
Ориентируясь на широкий западный опыт, российские медиа могут почерпнуть для себя новые решения, перенять инновационные технологии, чтобы интегрировать их и «подстроить» под отечественные реалии, тем самым давая мощный толчок для развития системы здравоохранения в целом.
Разрабатывая новые платформы, следует помнить, что в сети достаточное количество мертвых СМИ и сайтов «однодневок», пытающихся скопировать концепции популярных площадок и переманить с них аудиторию. Важно уметь «нащупать» пробелы в данном сегменте. Например, могут быть востребованы еще более узконаправленные сайты для специалистов в сфере онкологии и гематологии.
Отставание от общемирового опыта вместе со «слепым» копированием конкурентных моделей может привести к застою на потенциально интересной и еще почти пустой нише.
Образовательный контент не может существовать отдельно от других видов материалов. Максимальный интерес аудитории способен вызвать контент в обучающем ключе в слиянии с информационными и развлекательными жанрами.
Наряду с вышесказанным, СМИ должны балансировать в конфликте интересов между двумя сторонами. Ориентируясь на интересы врачей, следует максимально аккуратно предоставлять рекламные возможности спонсорам. В погоне за прибылью, легко потерять доверие пользователей и отпугнуть профессиональные сообщества от онлайн-площадок.
Гипотеза данного исследования, заявленная в начале работы, была подтверждена: медицинские СМИ, использующие интерактивные методы
обучения и новейшие технологии подачи информации приобретают больший вес на рынке медиа, ориентирующихся на контент для профессиональной группы врачей.
Сводные данные по исследуемым порталам, представленные в таблицах иллюстрируют вышесказанное.
Обобщая замечания, приведенные в данном исследовании, сформулированы следующие рекомендации по успешной реализации проектов для работников сферы здравоохранения:
1. Активное внедрение широкого инструментария, которым
располагают новые медиа.
2. Вовлеченность в общемировые тенденции и критическое наблюдение за странами Запада.
3. Наполнение мультимедийным контентом.
4. Использование игровых форм подачи информации.
5. Приоритетное использование телевизионных технологий.
6. Качество, максимальная полезность и уникальность контента.
7. Интерактивное взаимодействие с аудиторией и поддержка обратной связи.
8. Мотивационные системы для поддержания активности аудитории.
9. Соблюдение этических норм, поддержка доверия у аудитории.
10. Поддержка мобильных версий устройств.
В заключение стоит подчеркнуть, что не существует универсальных советов по разработке концепции и запуску всех образовательных медиа для специалистов сферы здравоохранения, однако приведенные нами рекомендации позволят помнить о потребности постоянного поиска новых форматов и эффективных инструментов в образовательном процессе, а также высокой ответственности журналиста перед медицинским сообществом.
1. Бабичева Е. Медицинское образование еще не до конца добито // Новости
науки. 2014. 11 апреля. [Электронный ресурс]. URL:
http://novostinauki.ru/news/90760.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального
прогнозирования. — Москва: Академия, 1999.
3. Борисенко А. Сколько фармкомпании тратят на рекламу? // Первый
независимый фармацевтический бизнес-портал. 2015. 29 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://pharma.net.ua/analytic/rating/12632-skolko-farmkompanii-
tratjat-na-reklamu#pubcontent.
4. Вартанова Е. Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустриального
общества. 2009. №2. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.mediascope.ru/node/352.
5. Владзимирский А. В. История телемедицины: люди, факты, технологии. - Донецк: ООО «Цифровая типография», 2008. - 82 с. [Электронный ресурс]. URL: http://itelemedicine.pro/pages/files/telemed_hist.pdf.
6. В Москве состоялось первое совещание наблюдательного совета
русскоязычного информационно-образовательного портала для врачей Univadis // Medsovet.info. 2012. 28 сентября. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.medsovet.info/news/3690.
7. Государев И. Б. К вопросу о терминологии электронного обучения // Человек и
образование. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL:
http://ict.herzen.spb.ru/docs/elearning.pdf.
8. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ: Учебное пособие для вузов. М.:
Аспект Пресс, 2004. [Электронный ресурс]. URL:
http ://evartist. narod. ru/text 11/34. htm.
9. Денисович. Т. Е. Педагогическая журналистика : учебное пособие / Т. Е. Денисович. - М. : ФОРУМ, 2016. - 144 с. - (Высшее образование).
10. Запущена русскоязычная версия Univadis, которая обеспечит российским медикам бесплатный доступ к мировым медицинским ресурсам // Medsovet.info. 2012. 14 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://www.medsovet.info/news/3318.
11. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — Санкт-Петербург: Изд-во Буковского, 1995. — 267 с. [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/sverincev_komm.
12. Избирательное право // Библиотекарь.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/izbiratelnoe-pravo/195.htm.
13. Илюшина М. IT и медицина: опыт США // Rusbase. 2015. 1 июля. [Электронный ресурс]. URL: http://rusbase.com/story/medicine-accelerator.
14. Интернет в России: динамика проникновения // ФОМ. Осень 2015. 2018. 8 февраля. [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12497.
15. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ.
16. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 53-54
17. Коротун Г. Мы строим свою сеть, опираясь на знания о потребностях врачей в
информации // MedPred. 2012. 15 января. [Электронный ресурс] URL:
http://medpred.ru/galina-korotun--evrika.ru-mi-stroim-svoyu-set-opirayas-na- znaniya-o-potrebnostyah-vrachey-v-informatsii.html.
18. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text10/09.htm.
19. Лапина-Кратасюк E. Как изменились медиа в XXI веке? // ПостНаука. 2014. 13 августа. [Электронный ресурс]. URL: http://postnauka.ru/video/30224.
20. Лечиться надо. Как чувствует себя бизнес, в который никто не верил? // Slon.ru.
[Электронный ресурс] URL:
https://slon.ru/club33/lechitsya_nado_kak_chuvstvuet_sebya_biznes_v_kotoryy_nikt o_ne_veril-885529.xhtml.
21. Лукина М.М. Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. — М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. — 87 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// evartist.narod.ru/text19/034. htm.
22. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. Ст. М. Вавилова. - 2-е изд. -М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. - 446 с.
23. Молокова Е. Н. Врачи как аудитория интернет-пользователей: профиль, потребности, предпочтения // Врач и информационные технологии. 2011. №1. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vrachi-kak-auditoriya- internet-polzovateley-profil-potrebnosti-predpochteniya-1.
24. Науменко Т. Путин поручил правительству ограничить рекламу лекарств //
Adindex.ru. 2015. 11 ноября. [Электронный ресурс]. URL:
http://adindex.ru/news/right/2015/11/11/129805.phtml.
25. Ноль Л. Я. Компьютерные технологии в музее: Учеб. пособ. /Рос.ин-т
переподготовки работников культуры, искусства и туризма; Кафедра
музееведения. - М., 1999. - 115 с
26. Пеганов С. Как Ашманов и партнеры привлекали 100.000 врачей в
специализированную соцсеть. 2012. 22 октября. [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/p/kak-ashmanov-i-partneryi-privlekali-100-000-vrachey-v- spetsializirovannuyu-sotsset.
27. Першке. Г. Журналистика как отрасль духовного производства. в сб. Основные понятия теории журналистики. М., 1993. - С. 83.
28. Пресс-выпуск №2829. СМИ в России: потребление и доверие // ВЦИОМ. 2015.
7 мая. [Электронный ресурс]. URL:
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115248.
29. Пресс-релиз // MSD. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.msd.ru/Russian/newsroom/Documents/2016/20160314_msd_pr_univadis _100000.pdf.
30. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. Для студентов вузов,
обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е.П. Прохоров. - 6-е издание - М.: - Изд-во МГУ, 2005. - 367 с. - (серия
«Классический университетский учебник»). - С. 53.
31. Рожков Р. Нишевые не мертвые // Коммерсантъ-Деньги. 2010. 26 апреля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1354505.
32. Сажин С. ... И эти стартапы тоже не взлетят // Rusbase. 2016. 13 сентября. [Электронный ресурс] URL: http://rusbase.com/opinion/med-startups-6/.
33. Сажин С. Почему ваш медицинский стартап не взлетит? // Rusbase. 2015. 25 августа. [Электронный ресурс]. URL: http://rusbase.com/opinion/med-startups.
34. Сакоян А. Пиринговое образование // Полит.ру. 2013. 4 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru/article/2013/06/04/piring.
35. Сараев В. Неленинский университет миллионов // Эксперт online. 2016. 10 мая. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2014/28/neleninskij-universitet- millionov.
36. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы. // Современные
проблемы науки и образования. 2006. № 1. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=103.
37. Суворова С. П. Журналистика научная и научно-популярная: особенности предметной области, функций, задач. Вестник Московского университета.
Серия 10: Журналистика. 2009. №6. [Электронный ресурс]. URL:
http://istina.msu.ru/publications/article/1474018.
38. Тоффлер Э. Третья волна. — Москва: АСТ, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/toffler_elvin/tretya_volna.
39. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО
«Издательство АСТ», 2002. - 557, [3] с. - (Philosophy).
40. Фармацевтическая компания MSD и Российская академия медицинских наук подписали соглашение о сотрудничестве в области реализации информационно¬образовательного проекта Univadis // MedLinks.ru. 2012. 13 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://www.medlinks.ru/article.php?sid=50344.
41. Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/8fbc3d05dbc778e17bfc1 b45fb7339df525c1985.
42. Федоров А. В. Медиаобразование: История, теория и методика. - Ростов-на-
Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с. [Электронный ресурс] URL:
http://mediaeducation.ucoz.ru/_ld/0/9_-Book_2001_-.pdf.
43. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике,
медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c. [Электронный ресурс] URL:
http://evartist.narod.ru/text23/0013.htm#з_13.
44. Философские истоки дигитальности: беседа с теоретиком медиа Александром
Гэллоуэем // Теории и практики. [Электронный ресурс]. URL:
http://special.theoryandpractice.ru/digitality.
45. Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 335 с. [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/smi/fomicheva-soc_smi-2007-ann.htm.
46. Шахбазян Н. Univadis - современный информационно-образовательный ресурс
для врачей // burdenko.ru [Электронный ресурс]. URL:
http://www.burdenko.ru/sites/default/files/17%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%B1 %D0%B0%D0%B7%D1%8F%D0%BD_Univadis_%D0%A7%D0%B8%D0%9B.pd f.
47. Шишкин Н. Э. Основы журналистики. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Журналистика». Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2008. [Электронный ресурс]. URL:
http://books.house/jurnalistika-uchebniki/osnovyi-jurnalistiki.html.
48. Шумилина М. «Доктор на работе» получила $1 млн от фонда Михаила Абызова
// Известия. 2012. 22 июня. [Электронный ресурс]. URL:
http://izvestia.ru/news/528154.
49. Иностранные источники:
50. Vincenzo Della Mea. What is e-Health (2): The death of telemedicine? // JMIR. 2001. №2. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.jmir.org/2001/2/e22.
51. Danny Bradbury. US healthcare tries to go viral with social networks // The Guardian. 2011. November 8. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.theguardian.com/healthcare-network/2011/nov/08/us-healthcare-viral- social-networks.
52. C. Lee Ventola. Social Media and Health Care Professionals: Benefits, Risks, and
Best Practices. 2014 Jul; 39(7). [Electronic resource]. Mode of access:
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4103576/#b17-ptj3907491.
53. Manovich L. The Anti-Sublime Ideal in New Media. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.fba.up.pt/~ldcag01015/anti_sublime/media.html.
54. Mihai A. Big Pharma Spends More On Advertising Than Research // ZMEscience.
2008. January 8. [Electronic resource]. Mode of access:
http://www.zmescience.com/research/studies/big-pharma-spends-more-on- advertising-than-research.
55. Top 25 Social Networking Sites for Healthcare & Medical Professionals // Medical Lab Technician Schools. 2009. November 16. [Electronic resource]. Mode of access: http://medicallabtechnicianschool.org/2009/top-25-social-networking-sites-for- healthcare-medical-professionals.
56. What is HyperText? [Electronic resource]. Mode of access: http://info.cern.ch/hypertext/WWW/WhatIs.html.
57. URL:http://www.1med.tv.
58. URL:http://almost.thedoctorschannel.com
59. URL: https://doktornarabote.ru.
60. URL:http://www.doctors.net.uk.
61. URL:https://www.evrika.ru.
62. URL:http://internist.ru.
63. URL:http://m3.com.
64. URL:http://medpedia.com.
65. URL:http://www.medsovet.info.
66. URL:http://www.medvestnik.ru.
67. URL:http://www.nucleusmedicalmedia.com.
68. URL:http://www.pharmvestnik.ru.
69. URL:http://www.rxwiki.com.
70. URL:http://www.sermo.com.
71. URL:https://twitter.com/pennsthershey.
72. URL:http://umedp.ru.
73. URL:https://videos.med.wisc.edu.
74. URL:http://virtualsimcenter.clinispace. com.
75. URL:http://vrachirf.ru.