Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты системы сбыта в деятельности предприятия 9
1.1 Понятие сбыта, его цели, задачи и функции 9
1.2 Формирование сбытовой стратегии предприятия 15
Глава 2 Анализ хозяйственной деятельности и системы сбыта в
ИП Дьяченко А.А 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ системы сбыта в деятельности предприятия 36
2.3 Разработка мероприятий по совершенствованию системы сбыта в
деятельности ИП Дьяченко А.А 52
Заключение 64
Список литературы 68
Приложения
Актуальность темы исследования состоит в том, что систему сбыта в деятельности предприятия невозможно переоценить, особенно в нынешних условиях рыночной экономики, именно от сбытовой деятельности предприятия в основном зависит полученная им прибыль, а значит и общая финансово-экономическая устойчивость. Целью любого предприятия является поиск наиболее оптимальной системы сбыта продукции и услуг.
Для современных рыночных условий характерно ужесточение конкуренции, в связи с чем, рано или поздно любое предприятие сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективных каналов сбыта продукции (услуг), и процесса их оптимизации. Так как от успешной реализации продукции напрямую зависит стабильность деятельности предприятия, все большее внимание уделяется данному вопросу. В конце концов, оптимальное сформирование каналов распределения и реализации продукции (услуг) повышает конкурентную устойчивость предприятия, а также способствуют привлечению новых потребителей и расширению сферы влияния на рынке. Именно поэтому, выбор сбытовой сети следует относить к области стратегических решений.
Эффективная сбытовая деятельность становится сегодня одним из важнейших элементов концепции в управлении предприятием. Для обеспечения эффективной реализации продукции (услуг) предприятие должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение товарной массы на рынке, активное воздействие на ценовую политику, рекламу, а также сервисное обеспечение проданной продукции (услуги). На этот комплекс приходится значительный объем целенаправленных маркетинговых действий, как самим предприятием, так и его торговых представителей и других коммерческих посредников. Производитель, имеющий стратегической задачей не только получение кратковременной прибыли, но и долговременное развитие компании и продукции на российском рынке, ставит своей задачей увеличение продаж, завоевание большей доли рынка и увеличение дистрибуции продукции (услуги).
Сбытовая деятельность - товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса.
Сбытовая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты предприятия.
Разработка и обоснование сбытовой деятельности предполагает решение следующих вопросов применительно к конкретно избранному товару или группе товаров:
1) выбор целевого рынка или его сегмента;
2) выбор системы сбыта и определение необходимых финансовых затрат;
3) выбор каналов и методов сбыта;
4) выбор времени выхода на рынок;
5) определение системы товародвижения и расходов на доставку товара потребителю;
6) определение форм и методов стимулирования сбыта и необходимых для этого затрат.
Сбытовая деятельность строится в направлении одновременного развития существующего рынка и поисках новых рынков для предприятия, а также повышении конкурентоспособности предприятия.
В условиях конкурентной борьбы предприятию необходимо выделять свое предложение из множества других предложений конкурентов, инструментом для этого является комплекс маркетинговых инструментов в области распределения продукции. Формы доведения товара до потребителя определяются, прежде всего, характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта. Это позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров.
Прибыльность коммерческого предприятия, его финансовая устойчивость и ликвидность в решающей степени определяются эффективностью сбыта поставляемых товаров и оказываемых услуг. Однако опыт работы многих российских предприятий показывает, что во многих случаях сбытовая политика ориентирована преимущественно на увеличение объемов сбыта без должного учета затрат на реализацию маркетинговых мероприятий по стимулированию продаж. При этом часто разнородные маркетинговые инструменты применяются не системно, без должного учета мультипликативного эффекта, проявляющегося в результате их применения в едином комплексе. В результате реализация программ стимулирования сбыта не приносит желаемых результатов, а в ряде случаев может приводить к снижению прибыли и даже к убыткам. Поэтому в комплекс планов по системе сбыта продукции и услуг предприятия должны входить задачи оптимизации планов сбыта за счет эффективного использования всей совокупности применяемых маркетинговых инструментов в их взаимосвязи. При этом соответствующие планы должны применяться в совокупности с методами управленческого учета, экономического анализа, финансового менеджмента, логистики, поддерживаться средствами экономико-математического моделирования и современными информационными технологиями.
Исследование существующих систем сбыта в целом позволит экономическому субъекту определить их наиболее перспективные пути повышения эффективности и как следствие повысить эффективность хозяйственно-экономической деятельности. Необходимыми условиями достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.
Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.
С помощью сбытовой деятельности и планов развития предприятия ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Сбытовая деятельность выступает в качестве инструмента регулирования производства, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.
В современных условиях насыщенного рынка, успешность системы сбыта в деятельности предприятия является одной из главных гарантий процветания бизнеса.
К управлению эффективной системой сбыта необходимо подходить системно, точно так же как к управлению финансами или логистикой. Важно понимать, что развитие общества способствует развитию новых форм сбытовой деятельности. Экспериментирование с существующими методами сбыта продукции или услуги и изобретение новых методов позволит малому и среднему бизнесу оптимизировать расходы на маркетинговые мероприятия, а для крупного будет дополнительным конкурентным преимуществом.
Актуальность использования системы сбыта существует, потому, что это один из важнейших аспектов успешности деятельности современного предприятия.
Объектом исследования является ИП Дьяченко А.А.
Предметом исследования - социально-экономические и технико-технологические процессы, влияющие на разработку системы сбыта в деятельности предприятия.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию системы сбыта в деятельности ИП Дьяченко А.А.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты системы сбыта в деятельности предприятия;
- Рассмотреть хозяйственную деятельность предприятия;
- Проанализировать систему сбыта в деятельности предприятия;
- Разработать мероприятия по совершенствованию системы сбыта в деятельности предприятия;
- Обосновать целесообразность реализации мероприятий по совершенствованию намеченных мероприятий.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области эффективной сбытовой деятельности предприятия.
Среди зарубежных ученых, которые внесли вклад в разработку научных основ сбытовой деятельности предприятия, следует выделить исследования таких авторов как: И. Ансофф [4], П. Друкер [16], Б.Б. Карлоф [20], У. Кинг [22], Ф. Котлер [23], Д. Кэмпбел [24], Г. Саймон [40], А.Дж. Стрикленд [41], А.А. Томпсон [42], Дж.Ф. Энджел [44].
В отечественной литературе теория сбыта продукции (услуг) предприятия нашла отражение в работах И.В. Алешиной [3], Л.Г. Багиева [6], Л.И. Власовой [12], В.И. Герасимчука [14], А.И. Ильина [19], В.В. Ковалева [21], С.С. Куницына [25], В.В. Мельника [31], Ю.П. Морозова [32], К.С. Перовой [36], Г.В. Савицкой [39], А.А. Яновского [45].
Эмпирическую базу исследования составили статистические материалы, нормативно-правовые документы, результаты авторских статистических исследований, документы исследуемого предприятия, специализированная литература и материалы периодической печати, а также информативные ресурсы сети интернет по исследуемой проблематике.
Для достижения поставленной в исследовании цели были использованы следующие методы исследования: системный, функциональный и маркетинговый подходы; аналитический, статистический, графический методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, результаты выполненного исследования и рекомендации, приведенные в работе, могут быть использованы на предприятиях в Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Значение системы сбыта в деятельности предприятия невозможно переоценить, особенно в нынешних условиях рыночной экономики, именно от сбытовой деятельности предприятия в основном зависит полученная им прибыль, а значит и общая финансово-экономическая устойчивость. Целью любого эффективного управления сбытовой стратегией в деятельности предприятия является поиск наиболее оптимальной системы сбыта продукции и услуг.
Эффективная система сбыта становится сегодня одним из важнейших элементов концепции в управлении предприятием. Для обеспечения эффективной реализации продукции (услуг) предприятие должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих физическое распределение товарной массы на рынке, активное воздействие на ценовую политику, рекламу, а также сервисное обеспечение проданной продукции (услуги). На этот комплекс приходится значительный объем целенаправленных маркетинговых действий, как самим предприятием, так и его торговых представителей и других коммерческих посредников. Производитель, имеющий стратегической задачей не только получение кратковременной прибыли, но и долговременное развитие компании и продукции на российском рынке, ставит своей задачей увеличение продаж, завоевание большей доли рынка и увеличение дистрибуции продукции (услуги).
В первой главе выпускной квалификационной работы представлены теоретические основы системы сбыта, дается определение сбытовым инструментам, раскрывается их сущность и классификация, а также формирование и оптимизация сбытовой сети.
К сбытовой деятельности предприятия относятся:
1) качество продукта - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности;
2) ассортимент - количество наименований продукции, количество типов на одно наименование, как правило, ориентируется на рыночный спрос и способствует продаже продукции;
3) цена - это денежное выражение стоимости товара (услуги);
4) репутация изготовителя оказывает влияние на рынок. Она вырабатывается годами и основывается на качестве продукции, цене, надежности поставок и гарантиях;
5) доставка - это важный и многосторонний комплекс. Продукция должна поступать заказчику в нужное время. Время и надежность - главные факторы;
6) реклама - это вид деятельности, либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации;
7) услуги - это инструмент, который позволяет заинтересовать покупателя; он включает: инструктаж и рекомендации о продукции; обучение и подготовку специалистов по монтажу; работу с жалобами покупателей; обеспечение документацией; комплектацию; тесную связь и оперативное реагирование на просьбы заказчиков, ремонт и гарантию.
Во второй главе описана организационно-экономическая характеристика предприятия, проведен анализ финансового-хозяйственной деятельности. Динамика основных показателей финансовой деятельности ИП Дьяченко А.А. носит положительный характер, предприятие финансово устойчиво и постоянно наращивает свои мощности. При проведении анализа использования системы сбыта в деятельности ИП Дьяченко А.А., было установлено, что она используются не в полном объеме, поэтому необходимо разработать рекомендации по ее совершенствованию.
При анализе сбытовой деятельности предприятия ИП Дьяченко А.А. были выявлены основные виды услуг оказываемых предприятием, такие как: продажа готовых бассейнов различных видов, продажа плитки и мозаики для бассейнов, установка и строительство бассейнов различных, обустройство бань, саун.
Основные потребители оказываемых услуг ИП Дьяченко А.А. являются: физические и юридические лица, государственные учреждения, индивидуальные предприниматели, строительные организации. В ходе анализа было выявлено, что строительные организации и физические лица являются потенциальными потребителями услуг ИП Дьяченко А.А.
Был проведен SWOT-анализ сбытовой деятельности предприятия ИП Дьяченко А.А. в результате, которого, были выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Сильными сторонами предприятия ИП Дьяченко А.А. являются: высокое качество предоставляемых услуг, квалифицированный персонал, широкий ассортимент видов бассейнов. Слабыми сторонами - это недоработанный сайт предприятия и неэффективная реклама. Угрозы: высокая конкуренция и слабо развитая логистическая инфраструктура предприятия. Возможности: высокий уровень развития строительства в регионе, создание строительных организаций, увеличение партнеров на рынке.
Также проведен анализ деятельности предприятий аналогичной отрасли по г. Белгороду и Белгородской области, разработаны рекомендации по совершенствованию использования системы сбыта в деятельности ИП Дьяченко А.А. Основными рекомендациями по совершенствованию системы сбыта в деятельности предприятия является:
- один раз в год проводить пилотажное исследование (маркетинговое) с задействованием профессионалов в области маркетинга для выяснения перспектив стратегии сбыта и оказываемых услуг на рынке Белгорода с приглашением специалистов из фирм производителей бассейнов;
- проведение презентаций торгового предприятия и реализуемых товаров и услуг с презентацией и рекламными буклетами от фирм- производителей бассейнов;
- реклама на телевидении;
- реклама в СМИ;
- создание сайта предприятия в сети интернет.
В результате предложенных мероприятий предположительный экономический эффект составит 573 400 рублей. Мероприятия окупятся в течение 0,6 месяцев. Расходы на предлагаемые мероприятия будут взяты из собственных средств предприятия.
Таким образом, на основании произведенных расчетов можно заключить, что суммарные затраты на реализацию предлагаемых мероприятий составят 926 560 руб. Внедрение комплекса мероприятий позволит увеличить выручку и прибыль предприятия в прогнозируемом периоде. При внедрении данных мероприятий развитие сбытовой деятельности предприятия станет залогом его коммерческого успеха и импульсом для дальнейшего динамичного развития, а создание привлекательного Сайта в сети Интернет с мощной рекламой позволит предприятию увеличить число клиентов, а также и прибыль предприятия.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Трудовой кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по состоянию на 30 дек. 2001 г. [Текст] : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - Москва : Юристъ, 2005. - 63 с.
2. О рекламе [Текст] : федер. закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
3. Алешина, И. В. Менеджмент [Текст] :/ И. В. Алешина. - Москва :
Финансы и статистика, 2015. - 248 с.
4. Ансофф, И. Менеджмент [Текст] / И. Ансофф, И. В. Алешина. - Москва : Финансы и статистика, 2014. - 248 с.
5. Амосова, О.Ю. Бухгалтерский финансовый учет и экономический анализ [Текст] / О.Ю. Амосова, Л.К. Аснин. - Ростов-на-Дону : Феникс,2016.- 255 с.
6. Багиев, Л. Г. Маркетинг [Текст] / Л. Г. Багиев. - Москва : Экономика, 2016. - 604 с.
7. Балабанов, М. В. Маркетинг [Текст] / М. В. Балабанов. - Москва : Третий Рим, 2017. - 236 с.
8. Ваганов, Л. М. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Л. М. Ваганов. - Москва : ИНФРА - М, 2008, - 160 с.
9. Варакута, С. А. Основы маркетинга [Текст] / С. А. Варакута. - Москва : «ИНФРА - М», 2013. - 126 с.
10. Виноградова, И. И. Маркетинг и менеджмент [Текст] / И. И. Виноградова. - Москва : Центр экономики и маркетинга, 2014. - 147 с.
11. Виханский, О. Л. Современные концепции маркетинга [Текст] / О. Л. Виханский. - Москва : Гардарика, 207. - 292 с.
12. Власова, Л. И. Менеджмент [Текст] / Л. И. Власова. - Москва : ИД «Дашков и К°», 2015. - 308 с.
13. Волкова, О. В. Экономика предприятия [Текст] / Под ред. проф. О. И. Волковой. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 601 с.
14. Герасимчук, В.И. Маркетинговые инструменты в сбытовой деятельности предприятия [Текст] / Под ред. проф. В.И. Герасимчук, О. И. Волковой. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 27-30 с.
15. Дэвис, С. М. Современные проблемы в маркетинговой деятельности. [Текст] / С. М. Дэвис. - Москва : «ИНФРА - М», 2010. - 126 с.
16. Друккер, П. Маркетинг, основанный на данных / П.Друккер. - Москва : МИФ, 2013. - 58 с.
17. Ешкин, М. М. Маркетинговые исследования [Текст] / Ю. Н. Ешкин. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 176 с.
18. Завгородняя, А. В. Маркетинг и менеджмент [Текст] / А. В. Завгородняя. - Москва : Новое издание, 2015. - 213 с.
19. Ильин, А. И. Менеджмент [Текст] / А. И. Ильин. - Москва : Новое издание, 2016. - 304 с.
20. Карлофф, Б.Б. Менеджмент, ориентированный на рынок / Б. Б. Карлофф. - Санкт Петербург : Питер, 2011. - 800 с.
21. Ковалев, В. В. Выбор маркетинговых инструментов на предприятии [Текст] / В. В. Ковалев // Вопросы экономики. - 2013. - №9. - С. 16-23.
22. Кинг, У. Сбытовая политика в деятельности предприятия [Текст] / У. Кинг // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - №3. - С. 17-29.
23. Котлер, Ф., Маркетинг [Текст] / Ф. Котлер. - Москва : ИНФРА - М, 2009. - 169 с.
24. Кэмпбел, Д. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Д. Кэмпбел. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 211 с.
25. Куницын, С. С. Стимулирование сбыта на предприятии [Текст] /
С. С. Куницин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 2. - С. 14.
26. Ламбен, Ж. Ж. Маркетинговые инструменты [Текст] / Ж. Ж. Ламбен // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №6 - С. 13-18.
27. Любанова, Т. П. Современный маркетинг [Текст] / Т. П Любанова.
- Москва : ИКЦ «Март», 2014. - 474 с.
28. Ляско, В. И. Маркетинговые концепции учебное пособие для вузов [Текст] / В. И. Ляско. - 2013. - 288 с.
29. Мамин, А. К. Рекомендации по совершенствованию использования маркетинговых инструментом [Электронный ресурс] / А. К. Мамин ; Моск. союз науч. и инж. орг., РХТУ им. Д. И. Менделеева, The Wildlife Trusts. - Москва ; Переславль-Залесский, 2016. - Режим доступа:http: //www. ecoline. ru/wateroflife/books/monitor/index.html.
30. Маркова, И. А. Менеджмент [Текст] / И. А. Маркова /- 2015. - №2 - С. 13-21.
31. Мельник, В. В. Сбытовая политика предприятия и способы ее совершенствования [Текст] / В. В. Мельник // Кадровый менеджмент. - 2013.
- №5. - С. 3-10.
32. Морозов, Ю. П. Организация производства на предприятии [Текст] / Ю. П. Морозов. - Москва : ЮНИТИ-ДИАНА, 2013. - 256 с.
33. Никишкин, В. В. Классификация маркетинговых инструментов [Текст] / В. В. Никишкин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №4. - С. 21-24.
34. Орлова, Т. М., Основы маркетинга [Текст] / Т. М. Орлова. - Москва : ИНФРА - М, 2013. - 219 с.
35. Панкрухин, А. П. Классификация маркетинговых инструментов на предприятии [Текст] / А. П. Панкрухин // Вопросы экономики. - 2014. - №7.
- С. 21-25.
36. Перова, К. С. Анализ и диагностика хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / К. С. Перова. - Санкт Петербург : СПбУЭФ, 2016. - 525 с.
37. Романов, А. Н. Маркетинг [Текст] / А. Н. Романов. - Москва : ЮНИТИ, 2015. - 146 с.
38. Райс Эл. Стимулирование сбыта на предприятии [Текст] / Эл. Рейс // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - С. 18-23.
39. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г. В. Савицкая. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 135 с.
40. Саймон, Г. Бухгалтерский учет [Текст] / Г. Саймон. - Москва : БГЭУ, 2016. - 135 с.
41. Стрикленд, А.Дж. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / А.Дж. Стрикленд, В.И. Стражев. - Москва : Высшая школа, 2014. - 418 с.
42. Томпсон А.А. Способы оптимизации сбыта на предприятии [Текст] / А.А. Томпсон // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 1. - С. 14-19.
43. Фатхутдинов, Р. А., [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. - Санкт Петербург : СПбУЭФ, 2008. - 318 с.
44. Энджел, Дж. Ф., Маркетинг [Текст] : учебник / Дж. Ф. Энджел. - Москва : Новое издание, 2008. - 213с.
45. Яновский, А. А. Маркетинг в деятельности предприятия [Текст] / А. А. Яновский // Маркетинг. - 2013. - №3. - С. 63-66.
46. Nelson, P. J. The Economics Consequences of Advertising Text. // Journal of Political Economy, vol.48. - 2007. - №2. - P.213-241.
47. Porter, M. E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. Text. - New York: The Free Press, 2009. - 387 p.