Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


А.П.Гайдар в критике и литературоведении

Работа №7146

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы198стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1034
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-14
Глава I. Литературная критика 20 - начала 40-х годов XX века:
истоки мифологизации А. П. Гайдара 15-48
Глава II. Литературоведение 50 — 80-х годов XX века об А. П. Гайдаре: создание мифа о «Всаднике, скачущем впереди» 49 - 102
§ 1. Становление гайдароведения в 50 - 60-е годы 49-68
§ 2. Гайдароведение 70 - 80-х годов 68 - 102
Глава III. Постсоветское литературоведение о Гайдаре:
разрушение мифа о писателе 103 - 162
§ 1. Гайдар в контексте новых социокультурных и идеологополитических реалий 90-х годов XX века: проблема феномена личности и интерпретации гайдаровских текстов 103-143
§ 2. Гайдар в XXI веке: проблемы и перспективы 143-162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163 - 168
БИБЛИОГРАФИЯ 169-195




На протяжении многих десятилетий интерес к личности, биографии и творчеству А. П. Гайдара был необычайно велик, причем не только со стороны юных читателей, критиков, исследователей литературы, но и широкой общественности. Это и неудивительно: Аркадий Гайдар - феноменальное явление не только в литературе, но и во всей культуре первых десятилетий XX века.
Обратившись к литературному творчеству, за короткое время (15 лет)
А. П. Гайдар создал замечательные книги, в которых выступил художником редкого, самобытного дарования, открывшим неповторимый мир поэтических красок и образов, оригинальных средств и приемов. С помощью своих произведений он находил верный путь к сердцам детей и подростков.
За шесть десятилетий своего существования литература о Гайдаре накопила немалый опыт, выработала свои традиции, создала свой «золотой фонд», а в науке даже сформировалось особое литературное направление - гайдароведение. Этот обширный и разнообразный материал можно классифицировать с учетом его жанрово-тематических традиций, обусловленных наличием (преобладанием) научного или художественного начала1:
1. Литературоведческие и критические статьи и монографии о Г айда- ре (Н. Орлова, И. Розанов); многочисленные исследования в сборниках «Творчество А. П. Гайдара».
2. Мемуарно-литературоведческие работы4 (В. Смирнова, Р. Фраерман, С. Гинц и Б. Назаровский); собственно писательские мемуары5 (J1. Кассиль, К. Паустовский).
1 За основу нами взята классификация А. Степановой и Т. Кажуманьян-Степановой, опубликованная в статье «Мемуары о Гайдаре: некоторые тенденции и итоги». См.: Идейно-художественное наследие А. П. Гайдара и его место в советской детской литературе и в практике коммунистического воспитания молодежи : тезисы докладов Всесоюзной науч.-метод. конф., посвященной 85-летию со дня рождения А. П. Гайдара. - Арзамас : АГПИ, 1989. - С. 35 - 36.
2 Орлова, Н. Аркадий Гайдар. Очерк творчества / Н. Орлова. - М. : Просвещение, 1974; Розанов, И. Творчество А. П. Гайдара / И. Розанов. - Минск: изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1979.
3 Творчество А. П. Гайдара : учен. зап. — Горький, 1963. — T. V. — Вып. II, 70 (1966), 111 (1968), 134 (1972), 1, 2 (1975), 3 (1976), 4 (1977) и др.
4 Смирнова, В. Аркадий Гайдар. Критико-биографический очерк / В. Смирнова. - М., 1961; Гинц, С., Наза-ровский, Б. Аркадий Гайдар на Урале / С. ГинЦ, Б. Назаровский. - Пермь, 1968. и др.
3

3. Беллетризованные мемуары6 (Н. Богданов, Б. Емельянов, Н. Котов и
В. Лясковский и др.).
п
4. Работы, созданные на основе мемуаров других лиц (книги-поиски Б. Камова).
5. Художественные произведения о Гайдаре, воспроизводящие обобщенный облик писателя8 (статьи С. Маршака, Н. Саконской, С. Михалкова; пьесы, киносценарии) и следующие биографическому принципу9.
6. Мемуары родных и близких10.
В связи с идеологической переориентацией общества, начавшейся на рубеже 80 - 90-х годов XX века, возникает новая волна интереса к творчеству и феномену личности Аркадия Гайдара. Появляются публикации, где при¬водятся неизвестные, замалчивавшиеся ранее по тем или иным причинам факты, которые при всей их противоречивости в итоге послужили более глубокому осмыслению места писателя в истории детской литературы.
Современный биографический и критический материал позволяет во многом по-новому «увидеть» и переосмыслить жизненный и творческий путь А. П. Гайдара. Стало очевидным, что созданный ранее литературный портрет писателя оказался слишком мифологизированным. Поэтому сегодня возникла необходимость освободить образ Аркадия Гайдара от хрестоматийного глянца и представить его живой, полнокровной личностью, не забывая о том,
5 Кассиль, Л. Гайдар / Л. Кассиль // Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. - Т. 1. - М. : Детская литература, 1973; Паустовский К., у которого мы находим и специальный очерк «Встречи с Гайдаром», и вкрапления мемуаров о Гайдаре в рассказах «Клад», «Золотая роза», «Мещерская сторона».
6 Богданов, Н. Гайдар у горы Магнитной: Рассказы / Н. Богданов. - Челябинск, 1974; Емельянов, Б. Рассказы о Гайдаре / Б. Емельянов. - М. [и др.] : Детгиз, 1951; Котов, М., Лясковский, В. Гайдар на войне / М. Котов,
В. Лясковский. - М.: Молодая гвардия, 1971 и др.
7 Камов, Б. Партизанской тропой Гайдара: Рассказ-поиск / Б. Камов. - М.: Детская литература, 1973; Камов, Б. Сумка Гайдара: Повесть-поиск / Б. Камов. - М.: Детская литература, 1982; Камов, Б. Рывок в неведомое / Б. Камов. - М.: Детская литература, 1991.
* Маршак, С. О Гайдаре / С. Маршак // Пионерская правда. - 1951.-26 октября; Маршак, С. Вожатый. Стихотворение / С. Маршак // Литературная газета. — 1951. — 25 окт.; Михалков, С. Гайдар. Стихотворение / С. Михалков // Пионерская правда. — 1946. — 25 окт.; Михалков, С. Памяти Аркадия Гайдара / С. Михалков // Литературная газета. - 1951. - 25 окт.; Саконская, Н. Судьба барабанщика. Стихотворение / Н. Сааконская // Саконская, Н.. Звездная дорожка. - М. [и др.] : Детгиз, 1952; Принцев, Ю. Тревожное счастье: Драматическая хроника в 2-х частях / Ю. Принцев. — М. [и др.], 1964.
9 Малюгин, В. Жизнь такая, как надо: Повесть об Аркадии Гайдаре / В. Малюгин. - М., 1962.
10 Гайдар, Т. Отец / Т. Гайдар // Жизнь и творчество А. П. Гайдара. - М. : Детгиз, 1954; Полякова, Н. Наше детство / Н. Полякова // Жизнь и творчество А. П. Гайдара. - М. : Детгиз, 1954; Гайдар-Голикова, Е. Едет гтяття на войну за Советскую страну: Рассказы-воспоминания об Аркадии Петровиче Гайдаре / Е. Гайдар- Голикова. - М.: Детская литература, 1986.

что историческое и нравственно-эстетическое значение его наследия достаточно велико. Удивительно верно отметил Д. Урнов, что «когда отшумят наши страсти, лопнут дутые литературные величины, Гайдар, как талант, наш советский Стивенсон, будет по-прежнему жить, но если полвека его читают как детского писателя, то лет через сто за него возьмутся и взрослые. И вот тогда будут особенно нужны полные свидетельства из первоисточника: что же это была за личность?»11. Спустя годы это высказывание сегодня постепенно начинает приобретать черты реальности.
Актуальность темы исследования определяется тем, что творчество А. П. Гайдара не получило всесторонней оценки и глубокого осмысления, до сих пор оставаясь востребованным читателем.
Объектом исследования являются материалы, критические и научные статьи, монографии о литературном творчестве и личности А. П. Гайдара.
Предметом диссертационного исследования стала трактовка и интерпретация в научно-критической литературе творчества и личности А. П. Гайдара, раскрывающая проблему изученности художественного мастерства известного детского писателя.
Материалом послужили документы ГАНО, основного фонда АГМГ, критические статьи и публикации в периодических изданиях, богатая источниковедческая литература о Гайдаре.
Цель диссертационного исследования заключается в систематизации и обобщении научной литературы об А. П. Г айдаре и в выявлении изменения литературоведческого интереса к личности и творчеству в контексте социокультурных предпосылок-установок советского и постсоветского литературоведения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История научного познания А. П. Гайдара прошла три этапа. Выделенная нами периодизация условна, она основывается на степени вклада критики и литературоведения разных лет в создание — разрушение мифа о Гайдаре. Корни процесса мифологизации писателя - в меняющихся социокультурных и идеологополитических реалиях жизни страны в XX - начале XXI веках.
1. Домифологический период (20-е - начало 40-х годов XX века) включает прижизненные публикации о писателе и характеризуется началом процесса мифологизации А. П. Г айдара.
Отсутствие профессиональной литературной критики, в роли которой в первые десятилетия века преимущественно выступали педагоги, способствовало началу процесса мифотворчества в детской литературе и делало невозможным глубокое научное познание и оценку творчества писателя. Критику детской литературы 20 - 30-х годов отличает низкий уровень профессионализма, идеологические приоритеты в оценке и акцентирование внимания на идейно-тематической стороне художественного произведения.
Война и гибель А. П. Гайдара осенью 1941 года существенным образом повлияли на научно-критическое познание творческого наследия писателя. В тяжелые для страны военные годы литературная критика «молчит», всецело подчиняясь общей для страны цели - победе над фашизмом.
Осмысление писательского таланта, востребованность творчества А. П. Гайдара, а следовательно, и особое внимание со стороны критики и науки творчество писателя получит в послевоенные годы, когда страна окажется на пути созидания (как когда-то в годы после гражданской войны). И в этом смысле творчество Гайдара несет светлое, жизнеутверждающее, созидательное начало, что не раз отмечалось еще первыми критиками писателя.
Единомыслие в СССР, обусловленное партийной идеологией и культом личности Сталина, безусловно, сказалось и на всей литературной критике, которая, оказавшись в жестких рамках партийной диктатуры в 30-е - начале 40-х годов, не могла дать глубокого, ширококонтекстуального анализа произведений Гайдара, ограничиваясь замечаниями об идейно-воспитательном значении (Б. Анибал), языке и стиле отдельных повестей писателей (М. Ле¬видов), а в конце 30-х - начале 40-х, после выступлений в поддержку писателя видных деятелей новой советской власти (А. Фадеева, С. Маршака и др.) и широкой читательской публики, и вовсе практически замолчала как критика.
В военные 40-е годы в критике укрепились мифологические тенденции прошлых лет. Пропаганда произведений писателя, погибшего за советскую Родину в первые месяцы Великой Отечественной войны, была направлена на укрепление патриотического духа советских бойцов и тружеников тыла и со-ответственно носила не научный, а исключительно идеолого¬пропагандистский характер.
Все это позволяет выделить критику 20-х - начала 40-х годов в отдельный период изучения творческого наследия А.П. Гайдара, который характеризуется сложными, подчас противоречивыми оценками писателя, обусловленными социокультурными (воспитание нового «советского человека» и новой советской культуры в противовес культуре буржуазного общества и т.д.) и идеологополитическими (в первую очередь утверждением в советском литературоведении принципа партийности литературы) процессами, происходившими в стране в этот период.
Становление целого направления в литературоведении - гайдароведения - произойдет позже, в 50 - 80-е годы XX века, но начало этому процессу было положено литературной критикой 20 - начала 40-х годов: работами первых исследователей-критиков Гайдара С. Семенова, Б. Красильникова, В. Шабалина, А. Бабушкиной и др.
Смерть писателя в первый год войны подвела итог его творчеству, дала новый толчок к созданию критиками-литературоведами мифа вокруг имени Аркадия Гайдара, который будет вплоть до 80-х годов обрастать все новыми и новыми чертами и подробностями.

2. Мифологический период (50 - 80-е годы). Советским гайдароведением создается миф о писателе («Всадник, скачущий впереди»).
Советская власть в послевоенный период всячески способствует усилению пропаганды гайдаровского творчества. Общим недостатком публикаций этого периода оставалось, как и в предвоенные годы, слабое внимание к вопросам художественного мастерства писателя и актуализация идейного содержания произведений в контексте коммунистических принципов воспитания молодого поколения советских граждан.
Становление гайдароведения в 50 - 60-е годы совпало с периодом растущего интереса к имени Гайдара, пик которого придется на 70-е годы. 60 - 70-е годы явились самыми плодотворными в изучении жизни и творчества писателя. В это время большое место занимают крупные работы, разнообраз¬ные в жанровом отношении, в отличие от первых десятилетий XX века, когда среди материалов о писателе преобладали краткие аннотации, рецензии и об¬зорные статьи в периодических изданиях. Основное внимание теоретиков и практиков различных специальностей сосредоточивается на исправлении ря¬да важных фактических неточностей, проверке опубликованных устных ле¬генд о писателе - подтверждении или опровержении их, исследовании мало¬известных периодов его жизни и творчества.
Книги Аркадия Гайдара, широко пропагандируемые в это время, долж¬ны были помочь детям лучше понять историю борьбы за коммунизм, чтобы юные читатели в нужном для советской власти идеологическом свете смогли увидеть в его произведениях художественную летопись страны Советов и одновременно обратить внимание на современные актуальные проблемы мо¬лодежи.
В этот период идеологи и воспитатели ведут плодотворные поиски но¬вых, более эффективных методов коммунистического воспитания молодежи на примере творческого наследия Г айдара. Характер этой работы определял¬ся, в первую очередь, подъемом в 60-е годы идеологической пропаганды в целом. Однако эффективность пропаганды значительно снижал формализм.

Совершенно в духе советских социально-классовых принципов был также распространен упрощенно-утилитарный подход в выявлении воспитательно¬го значения произведений писателя.
В 50 - 80-е годы научно-популярные издания о Гайдаре, выходившие многотысячными тиражами, имели ярко выраженную воспитательную на-правленность: на примере биографии писателя авторы книг стремились соз¬дать образ-пример для подражания. Личность писателя раскрывается автора¬ми этих изданий однобоко, в соответствии с коммунистической направлен¬ностью воспитания, что способствовало формированию и распространению в общественном сознании и науке мифа о Гайдаре.
Накопленный опыт и выводы, к которым пришла наука в изучении его творчества к середине 80-х годов, были ценными и плодотворными, но были замкнутыми на ограниченном круге вопросов, преимущественно биографи-ческого характера и педагогической направленности, способствующие ми-фологизации писателя.
В гайдароведении 60 - 80-х годов четко обозначились основные на-правления в изучении творческого наследия писателя: литературоведческое, лингвостилистическое, педагогическое и методическое.
Марксистко-ленинская философия с ее социально-классовыми приори-тетами, объявленная советской наукой основополагающей в исследователь¬ской деятельности ученых, навязанный идеологами советской власти еще в начале века принцип партийности в оценке творчества писателей во второй половине XX века привели к еще большей мифологизации Г айдара.



1. Гайдар, А. П. Сочинения / А. П. Гайдар. - М. [и др.] : Детгиз, 1946.
2. Гайдар, А. П. Сочинения / А. П. Гайдар. - М. [и др.] : Детгиз, 1948.
3. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 2 т. / А. П. Гайдар. - М. [и др.] : Детгиз, 1949.
4. Г айдар, А. П. Сочинения / А. П. Г айдар. - М. [и др.] : Детгиз, 1951.
5. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. / А. П. Гайдар. - М. : Детгиз, 1955 - 1956.
6. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 2 т. / А. П. Гайдар. - М. : ГИХЛ, 1957.
7. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. / А. П. Гайдар. - М. : Детская литерату¬ра, 1959- 1960.
8. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. / А. П. Гайдар. - М. : Детская литерату¬ра, 1964 - 1965.
9. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. / А. П. Гайдар. - М.: Детская литерату¬ра, 1971 - 1972.
10. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. / А. П. Гайдар. - М. : Детская литерату¬ра, 1979- 1982.
11. Гайдар, А. П. Собр. соч.: в 3 т. / А. П. Гайдар. - М. : Правда, 1986.
12. Г айдар, А. П. Воспитание мужества (задачи детской литературы) / А. П. Гайдар // Детская литература. - 1941. - № 2. - С. 40.
Архивные материалы
13. Арзамасское реальное училище. — ГАНО. Ф. 43. On. 1. Д. 99; Ф. 143. On. 1. Д. 34.
14. Личный фонд: В. Н. Анфимов, В. В. Весницкий, Т. А. Гайдар, В. Н. Доброхотов, А. С. Дунаевский, Н. И. Козин. — АГМГ. инв. № 2756,
« 3719,4109,6573,6590.
169

Литература о жизни и творчестве А. П. Гайдара
15. А. П. Гайдар и наш край: Беседы для учащихся 3-8 классов. - Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1968. - 28 с.
16. Абрамович, А. В. Гайдар - рассказчик (К 70-летию со дня рождения) /
А. В. Абрамович // Русский язык в школе. - 1974. - № 1. - С. 7 - 12.
17. Абрамович, А. В. О языке и стиле произведений А. П. Гайдара. / А. В. Абрамович // Русский язык в школе. - 1964. - № 1. — С. 20 - 26.
18. Агатов, М. Аркадий Гайдар. Об авторах ваших книг / М. Агатов // М. : Молодая гвардия, 1972. - С. 61 - 74.
19. Алексахина, А. Зарубежные друзья Аркадия Г айдара (к 60-летию со дня рождения) / А. Алексахина, О. Рурк, И. Свирская // Нева. - 1964. - № 2.
- С. 193 - 195.
20. Алексеев, С. Заветы Гайдара / С. Алексеев // Детская литература. - 1974.-№5.-С. 233-250.
21. Алексин, А. Шаги в бессмертие / А. Алексин // Известия. - 1974. - 21 янв.
22. Амлинский, В. Перечитывая Г айдара / В. Амлинский // Юность. - 1984. -№ 1.-С. 98-99.
23. Арго, А. Адрес от Залки. - «Натурщики» Гайдара (Из воспоминаний о М. Залке и А. Гайдаре) / А. Арго // Наш современник. - 1965. - № 11.- С. 108- 109.
24. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия» : Высшая школа, 2001.-472 с.
25. Арзамасцева, И. О Гайдаре, оставленном позади / И. Арзамасцева // Детская литература. - 1997. - № 1. - С. 14 -18.
170

26. Аркадий Гайдар вчера и сегодня: материалы научно-практической кон-ференции. - Пермь, 2004. - 79 с.
27. Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Арзамас, 2004 г. / АГПИ им. А. П. Гайдара. - Арзамас : АГПИ, 2004. - 400 с.
28. Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения : сб. ст. - Арза¬мас : Арзамасский гос. пед. ин-т, 2001. - 296 с.
29. Бабушкина, А. Путь к зрелости советской детской литературы / А. Ба-бушкина // Детская литература. - 1939. - № 9. - С. 32 - 37.
30. Балакин, М. Юность Гайдара / М. Балакин, С. Кирилюк. - Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1987. - 111 с.
31. Барахов, В. С. Эстетический идеал и его роль в формировании жанра /
В. С. Барахов // Литературный портрет. - Л. : Наука, 1985. - С. 260 -
263.
32. Барто, А. Аркадию Гайдару - 70 лет / А. Барто // Записки детского по¬эта. - М. : Советский писатель, 1976. - С. 170 - 174.
33. Баруздин, С. Гайдар шагает впереди / С. Баруздин // В мире книг. -
1965. -№6.-С. 2-3.
34. Беленькая, Л. Аркадий Гайдар / Л. Беленькая // Ребенок и книга. - М., 1969.-С. 134- 157.
35. Белинский, В. Г. О детской литературе / В. Г. Белинский, Н. Г. Черны-шевский, Н. А. Добролюбов. - М. : Детгиз, 1954. - 430 с.
36. Белоусов, Е. В. Дни, проведенные у моря / Е. В. Белоусов. - Симферо¬поль : Таврия, 1994. - 138 с.
37. Береза, В. А. Библиотека-музей А. П. Гайдара / В. А. Береза. - Днепро-петровск, 1975. - 76 с.
38. Береза, В. А. Неизвестные автографы Гайдара / В. А. Береза // Горьков¬ская правда. - 1966. - 13 мая.
39. Берзер, А. Революцией мобилизованный (О творчестве А.П. Гайдара) /
А. Берзер // Поиски и свершения. - М., 1960. - С. 290 - 334.
171

40. Берзер, А. Революцией мобилизованный / А. Берзер // Новый мир. -
1959. -№8.-С. 226-239.
41. Бирман, Ю. Е. Прислушиваясь к А. П. Гайдару / Ю. Е. Бирман // Про¬блемы идейности и художественности литературы : сб статей. - JL,
1963. -С. 183-200.
т
42. Богданов, Н. В. Мешок щей. - Сказка - Продаем верблюда. - Беглые сапоги. (Рассказы о Гайдаре) / Н. В. Богданов // Знамя. - 1965. - № 7. - С. 83-99.
43. Богданов, Н. Всадник, скачущий впереди / Н. Богданов. - М. : Детская литература, 1980. - 48 с.
44. Богданов, Н. Гайдар у горы Магнитной / Н. Богданов. - Челябинск : Южно-Уральское кн. изд-во, 1974. - 43 с.
45. Богданов, Н. Легенда о мальчише-командире / Н. Богданов // Наука и жизнь - 1979. - № 2. - С. 84.
46. Бойко, В. Гайдар и его команда / В. Бойко // Молодой ленинец. - 1990.
- 7 сент. (№ 36) - С. 7.
47. Большая советская энциклопедия. - 2-е изд., - М. : Гос. научное изд-во «БСЭ», 1952. - Т. X. - С. 104 - 105.
48. Борщаговский, А. Инструкция по раскаянию / А. Борщаговский // Ли- ф тературная газета. - 1994. - 21 авг.
49. Борщевская, А. И. Детская литература (втор. пол. XIX в. и нач. XX в.) : хрестоматия для пединститутов / А. И. Борщевская ; сост. А. И. Бор¬щевская [и др.]. - М. : Учпедгиз, 1954. - 519 с.
50. Борщевская, А. И. Работа с произведениями А. П. Гайдара. (Инструк- тивно-методическое письмо) / А. И. Борщевская. - Новосибирск : Со¬ветская Сибирь, 1949. - 22 с.
51. Брайнина, Б. Чувство пути / Б. Брайнина // Детская литература. - 1968. -№10.-С. 27.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ