Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития умственной деятельности младших школьников 8
1.1. Понятие умственной деятельности в современной психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития умственной деятельности детей
младшего школьного возраста 14
1.3. Возможности математического материала для развития
умственной деятельности детей 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию умственной деятельности младших школьников в процессе изучения величин 29
2.1. Опыт учителей по использованию величин как средства
развития умственной деятельности учащихся 29
2.2. Экспериментальная работа по развитию умственной
деятельности учащихся третьего класса в процессе изучения величин 38
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложения
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей ее задачей было вооружить учащихся глубокими знаниями и понятиями, то теперь задачи общеобразовательной школы иные. По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, поэтому, чтобы человек не отстал от жизни, от науки, он должен непрерывно обновлять и пополнять свои знания и умения. В связи с этим одной из основных задач перестройки школьного математического образования является переориентация системы обучения на приоритет развивающей функции обучения.
Исходя из выше изложенного, при обучении, необходимо найти в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии. Другими словами, встает вопрос, каким должно быть обучение, чтобы можно было добиться сдвигов, как в развитии мыслительной активности школьников, так и в их умственном развитии в целом.
Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умения думать, не учит тем мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.), с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Но в настоящее время в учебном процессе основным предметом умственной деятельности остается подлежащее усвоению содержание и недостаточно ведется работа по обучению детей общим способам умственной деятельности, так как отсутствует конкретная программа развития приемов умственной деятельности.
Слияние в единый органический процесс усвоение знаний и формирования приемов умственной деятельности - одна из насущных проблем, которая разрабатывалась педагогами и психологами Ю.К. Бабанским, Д.Б. Богоявленским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, И.Я. Лернером, Н.А. Менчинской, А.А. Столяром, Н.Ф. Талызиной.
В учебной деятельности учащихся существуют две стороны: формирование знаний (понятий, представлений и т. п.) и формирование способов (приемов) работы с учебным материалом. Под способами работы имеют в виду приемы умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом формирования знаний. Под приемом мыслительной деятельности будем понимать те способы, которыми ученики ее осуществляют (приемы сравнения, абстракции, обобщения и т.д.) и которые могут быть выражены в перечне действий. Сформированный прием имеет две стороны: обобщенное знание о способе действия и владение этим способом.
Обучение приемам должно осуществляться одновременно с формированием знаний. Познание сущности вещей и явлений осуществляется с помощью приемов умственной деятельности, поэтому они должны вводить в содержание образования. В школьной же практике приемы мыслительной деятельности не выступают как предметы специального усвоения, их формирование идет стихийно, по ходу изучения отдельных учебных предметов.
В традиционном начальном обучении остается распространенной организация действий учащихся по образцу, что не способствует формированию самостоятельности и активности мышления, а, следовательно, и развитию приемов умственной деятельности.
Формирование рациональных приемов мышления непосредственно отвечает на один из важнейших вопросов, стоящих перед школой: как научить детей разумно учиться, так как усвоенные приемы становятся достоянием учащегося, «инструментом» самостоятельного овладения учебным материалом.
Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, развить потребность учеников к приобретению новых знаний. Решить эти задачи возможно только в том случае, если учитель знает, какова природа и происхождение умственной деятельности, из каких приемов она состоит, в каком порядке следует эти приемы формировать.
Исходя из вышеизложенного, мы определили тему исследования: «Развитие умственной деятельности младших школьников при изучении величин».
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия эффективного использования величин как средства развития умственной деятельности младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие умственной деятельности младших школьников.
Предмет исследования : математические величины как средство развития умственной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие умственной деятельности младших школьников при изучении величин будет достаточно эффективным если:
1) работа ведется с опорой на текущий материал учебника, а задания на различные приемы умственных действий используются как в урочной, так и внеурочной деятельности;
2) задания с использованием величин носят практико-ориентированную направленность;
3) при работе над величинами каждый учащийся включён в активную познавательную деятельность.
Сформулированные проблема, объект, предмет, цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить педагогический опыт по развитию умственной деятельности младших школьников.
3. Провести экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования:
• изучение теории вопроса;
• изучение педагогического опыта;
• педагогический эксперимент;
• изучение продуктов деятельности учащихся;
• математическая и графическая обработка данных.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации условий эффективного развития умственных действий младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности при изучении математических величин.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы начальной школы, а также при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ студентов.
База исследования: МБОУ «СОШ №13» г. Белгорода. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «В» класса.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме выступлений и обсуждений на заседании проблемной группы «Математическое образование в начальной школе», НИУ «БелГУ» - 2015¬16 уч. год, в форме доклада на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2016 г. Кроме того, опубликована статья в материалах Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 26 ноября 2015 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируются аппарат исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы.
В первой главе «Психолого-педагогические основы развития умственной деятельности младших школьников» раскрывается сущность приемов умственных действий и их классификация в современной психолого - педагогической литературе, особенности развития умственной деятельности младших школьников. Рассматриваются возможности математического материала для развития умственной деятельности детей.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию умственной деятельности младших школьников в процессе изучения величин» рассматриваются методико-математические аспекты проблемы, анализируется опыт учителей-практиков, описывается экспериментальная работа.
В заключении содержатся выводы и обобщения по выпускной квалификационной работе.
Библиографический список включает 51 источник. Выпускная квалификационная работа расположена на 62 страницах.
В приложении содержатся конспекты уроков.
Проблема начального обучения математике была и остаётся очень важной и сложной, ведь на этом этапе у ребенка закладывается тот фундамент, на котором будет строиться всё его дальнейшее математическое образование.
Математическое образование должно быть направлено, прежде всего, на развитие у учащихся основ современного мышления, которое позволило бы им не только успешно использовать приобретенные знания, умения, навыки, но и самостоятельно добывать новые.
Умственная деятельность - система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи. Она осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций.
Умственные действия - действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. В умственных действиях можно выделить их главные составные элементы, или процессы - мыслительные операции: аналогия, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстрагирование, систематизация, анализ, синтез.
Основной формой деятельности ученика в обучении можно считать умственную. Умственная деятельность ученика на уроке должна занимать основное время. Для этого нужно организовать наполнение урока заданиями, ориентированными на развитие логического мышления. Подбор заданий нужно ориентировать на то, чтобы при реализации решения каждый ученик смог реализовать свои возможности с учетом его уровня знаний и возможностей.
В процессе теоретического исследования нами были выявлены особенности умственной деятельности младших школьников, которые характеризуются тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий.
Исследование начального курса математики показало, что решение теоретических задач имеет благоприятные условия для развития умственной деятельности младших школьников. Проведённое опытно - экспериментальное исследование показало, что развитие умственной деятельности младших школьников при изучении величин, будет эффективным, если:
1) работа ведется с опорой на текущий материал учебника, а задания на различные приемы умственных действий используются как в урочной, так и внеурочной деятельности;
2) задания с использованием величин носят практико-ориентированную направленность;
3) при работе над величинами каждый учащийся включён в активную познавательную деятельность.
Таким образом, нами были выполнены все задачи исследования, и заявленная гипотеза получила подтверждение.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.:
Просвещение, 2002. - 255 с.
2. Акимова М.К. Диагностика умственного развития детей / М.К. Акимов. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
3. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет / Ш.А. Амонашвили. - М.: ИНФО, 2002. - 378 с.
4. Асмолов А.Т. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли / А.Т. Асмолов. - М.: Просвещение, 2008. - 98 с.
5. Асмолов А.Т. Системно-деятельностный подход к разработке
стандартов нового поколения / А.Т. Асмолов. - М.: Педагогика, 2012. - 264 с.
6. Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах / П.У. Байрамукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.
7. Безручко Л.В. Развитие и изучение мыслительной деятельности учащихся на уроках математики / Л.В. Безручко // Начальная школа. -
2007. - №8 . - С.50-56.
8. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе /
A. В. Белошистая. - М.: Владос, 2007. - 230 с.
9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /
B. П. Беспалько. - М.: Просвещение, 2009. - 165 с.
10. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности / Е.И. Бойко. -
Москва: МПСИ, 2002. - 688 с.
11. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся / Л.Р. Болотина //
Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 54-56.
12. Волович М.Б. Все это просто (о теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина) / М.Б. Волович // Народное
образование. - 2011. - №10. - С.15-30.
13. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка / П.Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 2005. - 103 с.
14. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по формированию умственных действий и понятий / П.Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 2000. - 134 с.
15. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512с.
16. Гамезо М.В. Общая психология / М.В. Гамезо. - М.: Ось, 2007. - 352 с.
17. Гензик В.А. Развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов в системе развивающего обучения Л.В. Занкова / В.А. Гензик // Начальная школа. - 2012. - №8. - С.12-23.
18. Грищук Ю.В. Обучение школьников приему классификации / Ю.В. Грищук // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С. 33-38.
19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
20. Дистерверг Ф.А. Избранные педагогические сочинения / Ф.А. Дистерверг. - М.: Учпедгиз, 2006. - 203 с.
21. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак. - М.: Педагогика, 2010. - 324 с.
22. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение, 2000. - 64 с.
23. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах, учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2011. - 114 с.
24. Истомина Н.Б. Уроки математики / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Просвещение, 2014. - 287 с.
25. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной
деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер.
- М.: Просвещение, 2008. - 213 с.
26. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника:
Избранные психологические труды / Н.А. Менчинская. - М.:
Педагогика, 1999. - 305с.
27. Методические рекомендации. Перспективная начальная школа. - М., 2012. - 43 с
28. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 631с.
29. Налимова И.В. Формирование умения классифицировать множества в процессе обучения математике / И.В. Налимова // Начальная школа. - 2003. - № 7. - С. 35-38.
30. Никифорова Е.Ю. Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей / Е.Ю. Никифорова // Начальная школа. - 2008. - №
8. - С. 45-47.
31. Овчинникова М.В. Методика изучения темы «Величины» на уроках математики в начальных классах М.В. Овчинникова. - Ялта: ЦОП «Надежда», 2000. - 54 с.
32. Осинская В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике / В.Н. Осинская. - М.: 2011. - 192 с.
33. Особенности развития младшего школьника [Электронный ресурс]. URL:http://studopedia.ru/osobennosti-razvitiya-mladshego-shkolnika-uchet- vozrastnih-i-individualnih-osobennostey-mladshego shkolnika.html (дата обращения: 21.04.15)
34. Особенности развития младших школьников в условияхсистемно-
деятельностного подхода. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/razvitie-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov (дата
обращения: 19.03.16)
35. Паболкова Н.Н. О понятии величины и признаках её проявления / Н.Н. Паболкова // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 96-100.
36. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М.А. Пастушкова // Научный журнал. - Спб., 2007 - № 18(44). - С. 41¬43.
37. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов учащихся начальной школы как необходимое условие повышения качества образования / М.А. Пастушкова. - Пенза, 2008. - 127 с.
38. Пентегова Г.А. Развитие логического мышления на уроках математики / Г.А. Пентегова // Начальная школа. - 2000. - № 11. - С. 74-82.
39. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2004. - 680 с.
40. Психология детства. Под редакцией А.А. Реана. - СПб., 2003. - 254 с.
41. Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника / А.И. Реев - Спб., 1996. - 123 с.
42. Ракова Т.С. Формирование умственных действий на уроках математики / Т.С. Ракова // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С.13-26.
43. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 523 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М: Просвещение, 2009. - 238 с.
45. Самойлов В.С. Величина - понятие аксиоматическое / В.С. Самойлов // Начальная школа. - 2005. - №7. - С. 30-34.
46. Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школе [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей [Офиц. сайт]. URL: http: //pro statitusnet.ru/uchebnoe/1-kurs/sistemno-deyatelnostnyi- podhod-v-obuchenii-uchashhihsya-nachalnoi-shkoly/ (дата обращения: 20.02.16)
47. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое / В.А. Сухомлинский. - М.: Киев, 1973. - 288 с.
48. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина
// Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. - М., 2009. - №4 - С. 18-22.
49. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2011. - 121 с.
50. Фадеева А.С. Развитие логического мышления младших школьников / А.С. Фадеева // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С.10-19.
51. Шаповаленко И. В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.