ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средствами коллективной творческой деятельности 8
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания личности 8
1.2. Возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников 14
1.3. Коллективная творческая деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников 20
Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому
воспитанию младших школьников средствами
коллективной творческой деятельности 30
2.1. Диагностика уровня патриотической воспитанности младших школьников 30
2.2. Методика патриотического воспитания младших школьников средствами коллективной творческой деятельности 38
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение 53
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средствами коллективной творческой деятельности 8
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания личности 8
1.2. Возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников 14
1.3. Коллективная творческая деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников 20
Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому
воспитанию младших школьников средствами
коллективной творческой деятельности 30
2.1. Диагностика уровня патриотической воспитанности младших школьников 30
2.2. Методика патриотического воспитания младших школьников средствами коллективной творческой деятельности 38
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение 53
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. В концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования патриотическое воспитание является одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В его содержании, показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свое Отечество; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир (Федеральный государственный..., 2018).
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Понятие «патриотическое воспитание» тесно связано с пониманием сущности «патриотизма», с формированием личности человека-патриота, любящего свою страну, всегда действующего во имя своего Отечества, умеющего защищать его, готового на подвиг ради его процветания. Цель воспитания патриотизма заключается в развитии у младших школьников чувства личного самоуважения через добродетельные, милосердные поступки; через проявление интереса к истории собственной семьи, ее личным традициям.
«Патриотизм - это этический и политический принцип, общественное чувство, содержащий в себе любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, тяга к защите интересов Родины» (Ожегов, 1994, 456). Сущность патриотизма включает в себя традицию, истоками которой считается культура народа. Из всего вышесказанного следует, то, что патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей. Он характерен для всех сфер жизни общества и государства и выступает стержневым духовным достоянием личности, которая находится на высшем уровне своего становления и интенсивной самореализации на благо своей страны.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. Эта проблема поднималась в трудах В.Г. Белинского, Н.К. Беспятова, Т.С. Буторина Е.Р. Дашковой,
Н.А. Добролюбова, П.Ф. Каптерева, Т.А. Касимова, И.А. Пашкович,
Т.А. Орешкина Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др., которые акцентировали внимание на воспитание сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество.
В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием чувства патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории. В частности, отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни.
Патриотическое воспитание младших школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом. Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
В настоящее время размыто понятие о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Их считают бездуховным и агрессивным. Это определяет необходимость коррекции подходов к проблеме формирования патриотического воспитания. Она может быть решена при условии воспитания у подрастающего поколения соответствующей системы ценностей, основанной на восстановлении духовной культуры у учеников.
Эффективной формой патриотического воспитания в начально школе, является использование коллективного творческого дела (КТД). Патриотизм необходимо воспитывать в процессе коллективной творческой деятельности, так как данная форма внеурочной работы предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Оно позволяет создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии . Таким образом, с помощью такой формы работы можно сформировать у детей понятие о патриотизме, любовь к своей семье и Отечеству.
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами коллективной творческой деятельности.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших
школьников.
Предмет исследования: процесс патриотического воспитания
младших школьников средствами коллективной творческой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания
младших школьников средствами коллективной творческой деятельности будет эффективным, если:
- развивать познавательный интерес младших школьников к истории Отечества;
- развивать у младших школьников любовь к своей семье;
- формировать бережное отношение к родной природе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «патриотическое воспитание».
3. Раскрыть возможности коллективной творческой деятельности в патриотическом воспитании младших школьников.
4. Осуществить диагностику уровня патриотической воспитанности младших школьников.
Для решения задач исследования и подтверждения гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психолого-методической литературы и результатов экспериментальных исследований; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Белгорода, 4 «В» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность и степень разработанности исследуемой проблемы, приведена аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, определены методы исследования, указана база исследования.
В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средствами коллективной творческой деятельности» раскрываются теоретические основы формирования чувства патриотизма у младших школьников средствами коллективной творческой деятельности: рассматривается сущность и содержание понятия «патриотизм», описаны сущностные характеристики патриотического воспитания личности; выявлены возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников; обосновывается коллективная творческая деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников средствами коллективной творческой деятельности» представлены диагностика уровня патриотической воспитанности младших школьников; содержание работы по патриотическому воспитанию младших школьников средствами коллективной творческой деятельности.
В заключении обобщены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет источников.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Понятие «патриотическое воспитание» тесно связано с пониманием сущности «патриотизма», с формированием личности человека-патриота, любящего свою страну, всегда действующего во имя своего Отечества, умеющего защищать его, готового на подвиг ради его процветания. Цель воспитания патриотизма заключается в развитии у младших школьников чувства личного самоуважения через добродетельные, милосердные поступки; через проявление интереса к истории собственной семьи, ее личным традициям.
«Патриотизм - это этический и политический принцип, общественное чувство, содержащий в себе любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, тяга к защите интересов Родины» (Ожегов, 1994, 456). Сущность патриотизма включает в себя традицию, истоками которой считается культура народа. Из всего вышесказанного следует, то, что патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей. Он характерен для всех сфер жизни общества и государства и выступает стержневым духовным достоянием личности, которая находится на высшем уровне своего становления и интенсивной самореализации на благо своей страны.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. Эта проблема поднималась в трудах В.Г. Белинского, Н.К. Беспятова, Т.С. Буторина Е.Р. Дашковой,
Н.А. Добролюбова, П.Ф. Каптерева, Т.А. Касимова, И.А. Пашкович,
Т.А. Орешкина Н.М. Карамзина, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др., которые акцентировали внимание на воспитание сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество.
В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием чувства патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории. В частности, отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни.
Патриотическое воспитание младших школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом. Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
В настоящее время размыто понятие о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Их считают бездуховным и агрессивным. Это определяет необходимость коррекции подходов к проблеме формирования патриотического воспитания. Она может быть решена при условии воспитания у подрастающего поколения соответствующей системы ценностей, основанной на восстановлении духовной культуры у учеников.
Эффективной формой патриотического воспитания в начально школе, является использование коллективного творческого дела (КТД). Патриотизм необходимо воспитывать в процессе коллективной творческой деятельности, так как данная форма внеурочной работы предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Оно позволяет создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии . Таким образом, с помощью такой формы работы можно сформировать у детей понятие о патриотизме, любовь к своей семье и Отечеству.
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами коллективной творческой деятельности.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших
школьников.
Предмет исследования: процесс патриотического воспитания
младших школьников средствами коллективной творческой деятельности.
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания
младших школьников средствами коллективной творческой деятельности будет эффективным, если:
- развивать познавательный интерес младших школьников к истории Отечества;
- развивать у младших школьников любовь к своей семье;
- формировать бережное отношение к родной природе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «патриотическое воспитание».
3. Раскрыть возможности коллективной творческой деятельности в патриотическом воспитании младших школьников.
4. Осуществить диагностику уровня патриотической воспитанности младших школьников.
Для решения задач исследования и подтверждения гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психолого-методической литературы и результатов экспериментальных исследований; анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Белгорода, 4 «В» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность и степень разработанности исследуемой проблемы, приведена аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, определены методы исследования, указана база исследования.
В первой главе «Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников средствами коллективной творческой деятельности» раскрываются теоретические основы формирования чувства патриотизма у младших школьников средствами коллективной творческой деятельности: рассматривается сущность и содержание понятия «патриотизм», описаны сущностные характеристики патриотического воспитания личности; выявлены возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников; обосновывается коллективная творческая деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников средствами коллективной творческой деятельности» представлены диагностика уровня патриотической воспитанности младших школьников; содержание работы по патриотическому воспитанию младших школьников средствами коллективной творческой деятельности.
В заключении обобщены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет источников.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования.
Патриотическое воспитание является одной из наиболее важных задач современной системы начального образования. Патриотическое воспитание - это сложный, целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность с целью обогащения знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Чувство патриотизма начинает формироваться на начальной ступени образования, что соответствует требованиям ФГОС НОО. Младший школьный возраст является самым благоприятным для воспитания патриотизма, т.к. это тот возраст, в котором происходит смена стиля и образа жизни и именно в этот период необходимо закладывать основные качества личности, которые необходимы гражданину, любящему свое Отечество: доброта, сострадание, ответственности, коммуникативные навыки, самопожертвование. Цели, задачи и содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными преобразованиями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовки педагогов к решению данной проблемы.
Патриотическое воспитание младших школьников осуществлялось средствами КТД, что создало условия для осознания обучающимися взаимосвязи патриотизма, как любви к Родине при помощи любви к своей семье, знание ее традиций, истории и бережного отношения к родной природе. КТД были отобраны согласно принципам доступности, коммуникативной значимости, воспитательной ценности, с одной стороны, позволили наглядно продемонстрировать обучающимся, для чего нужно быть патриотом, так как обращали их внимание на значении реалий традиционной русской культуры, а с другой вызывали у детей интерес своей новизной. Методика работы по воспитанию патриотизма у младших школьников строилась с опорой на структуру компетенции, обеспечивая становление ее трех компонентов (когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного).
Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили, то, что уровень патриотической воспитанности у детей - низкий. Для того чтобы исправить это, нами были разработаны планы - конспекты КТД. Данная форма внеурочных занятий, по нашему мнению, является эффективной и с их целью, мы уверенны, что уровень патриотической воспитанности обучающихся начальной школы повыситься.
Исследование подтверждает, что формирование чувства патриотизма у младших школьников средствами КТД будет эффективным, если:
- проводить систематическую и целенаправленную работу по воспитанию у детей уважительного отношения к своей семье, ее истории и традициям;
- вовлекать учащихся в организацию и анализ различных, значимых для истории своего Отечества, военно- патриотических праздников, эстафет, игр, созданий «Книги памяти» и т.д.
- воспитывать чувства любования, бережного отношения к родной природе.
Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале теоретической части гипотеза подтвердилась. Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования у младших школьников патриотической воспитанности в процессе работы с КТД.
Патриотическое воспитание младших школьников осуществлялось средствами КТД, что создало условия для осознания обучающимися взаимосвязи патриотизма, как любви к Родине при помощи любви к своей семье, знание ее традиций, истории и бережного отношения к родной природе. КТД были отобраны согласно принципам доступности, коммуникативной значимости, воспитательной ценности, с одной стороны, позволили наглядно продемонстрировать обучающимся, для чего нужно быть патриотом, так как обращали их внимание на значении реалий традиционной русской культуры, а с другой вызывали у детей интерес своей новизной. Методика работы по воспитанию патриотизма у младших школьников строилась с опорой на структуру компетенции, обеспечивая становление ее трех компонентов (когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного).
Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили, то, что уровень патриотической воспитанности у детей - низкий. Для того чтобы исправить это, нами были разработаны планы - конспекты КТД. Данная форма внеурочных занятий, по нашему мнению, является эффективной и с их целью, мы уверенны, что уровень патриотической воспитанности обучающихся начальной школы повыситься.
Исследование подтверждает, что формирование чувства патриотизма у младших школьников средствами КТД будет эффективным, если:
- проводить систематическую и целенаправленную работу по воспитанию у детей уважительного отношения к своей семье, ее истории и традициям;
- вовлекать учащихся в организацию и анализ различных, значимых для истории своего Отечества, военно- патриотических праздников, эстафет, игр, созданий «Книги памяти» и т.д.
- воспитывать чувства любования, бережного отношения к родной природе.
Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале теоретической части гипотеза подтвердилась. Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования у младших школьников патриотической воспитанности в процессе работы с КТД.
Подобные работы
- Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства (Московский Государственный Областной Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учрежден
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1900 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание младших подростков в условиях детской общественной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2023 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020



