Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Работа №71426

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы129
Год сдачи2017
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
480
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности 7
1.1. Понимание мотивации учебной деятельности в психологии 7
1.2. Особенности учебной мотивации подростков 16
1.3. Феномен тревожности в подростковом возрасте 22
Глава 2. Эмпирическое изучение учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности 29
2.1. Организация и методы исследования учебной мотивации подростков с
разным уровнем тревожности 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования учебной мотивации
подростков с разным уровнем тревожности 32
2.3. Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента ... 39
2.4. Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у
подростков 53
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложения

Актуальность исследования. В комплексе мероприятий,
ориентированных на улучшение качества и эффективности учебной деятельности подростков, для формирования устойчивых знаний, умений и навыков высока значимость изучения мотивационной сферы учащихся и способов их эмоционального реагирования на социальную ситуацию обучения в школе. Ввиду этого, необходимо наиболее внимательно подходить к анализу индивидуальных особенностей учеников для построения продуктивной учебной деятельности.
Направленность школьников на процесс обучения определяется совокупностью нескольких мотивов. Подавление, или наоборот, выделение значимого мотива могут вызвать появление тревоги у ученика или же, наоборот, обеспечить благоприятный эмоциональный фон. Кроме того, существует мнение, что высокий уровень тревожности негативно влияет на учащихся, дезорганизуя их учебную деятельность. Выявление закономерностей взаимосвязи мотивации и тревожности могут лечь в основу построения новых программ обучения, способствующих гармоничному развитию учащихся и активизации их учебно - познавательной мотивации.
Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: В.Г. Асеев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.С. Макаренко, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Среди зарубежных исследователей наиболее известны работы А. Маслоу, В.С. Мерлина, Ж. Годфруа.
Проблема тревожности изучалась такими исследователями, как Н.В. Имедадзе, И.А. Мусина, В.Н. Мясищев, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, О. Кондаш, А. Маслоу, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.
В настоящее время мотивационная сфера, а также специфика проявления тревожности учащихся подросткового возраста изучена достаточно полно, но, несмотря на это до сих пор остается открытым вопрос о подходах к проблеме связи учебной мотивации подростков и тревожности, а ведь это один из «рычагов» результативной учебной деятельности. Из этого следует, что актуальность настоящей работы заключается в необходимости учитывать не только особенности мотивационной сферы и эмоционального реагирования подростков в процессе выполнения ими учебной деятельности, но и взаимосвязь учебной мотивации и уровня тревожности учащихся подросткового возраста. Таким образом, существует противоречие между достаточно высоким уровнем теоретической разработанности понятия учебная мотивация подростков и ее структуры и наличием недостаточно высокой учебной мотивации подростков в действительности.
Проблема нашего исследования: каковы особенности мотивации учебной деятельности подростков с разным уровнем тревожности?
Целью работы является исследование особенностей учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности.
Объект исследования: учебная мотивация подростков.
Предмет исследования: особенности мотивации учебной деятельности подростков с разным уровнем тревожности.
Гипотеза: для подростков с разным уровнем тревожности характерны различия в структуре учебной мотивации: подросткам с высоким уровнем тревожности присуще преобладание мотивов избегания неприятностей, а подросткам со средним уровнем тревожности - учебно-познавательных мотивов; повышению уровня учебной мотивации подростков способствует снижение уровня тревожности через формирование навыков управления собственным состоянием и поведением, повышение у подростков уверенности в себе, преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению.
Задачи:
1. Провести анализ понятия учебная мотивация.
2. Охарактеризовать теоретические аспекты проблемы учебной мотивации подростков и проанализировать феномен тревожности в подростковом возрасте.
3. Экспериментально изучить особенности учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности.
4. Составить и провести коррекционно-развивающую программу по снижению уровня тревожности у подростков.
Теоретическую основу исследования подходы к исследованию мотивации учения (А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Л.М. Фридман); теория Ч.Д. Спилбергера, концепции тревожности отечественных психологов (В.М. Астапов, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан и др.).
Для реализации цели исследования мы использовали комплекс методов, применение которых определялось спецификой решения проблемы на каждом этапе исследовательских задач: теоретический анализ литературы,
психодиагностическое тестирование, эксперимент, содержательный анализ и интерпретация выявленных фактов.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием t-критерия Стьюдента для сравнения средних показателей между первым и вторым тестированием в контрольной и экспериментальной группе, коэффициента корреляции r-Пирсона, позволяющего выявить связи между учебной мотивацией подростков и тревожностью (на основе статистического пакета Stadia).
В качестве основных диагностических инструментов нами были подобраны следующие методики: Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина), Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В. Матюхина), «Шкала тревожности» (О. Кондаш), Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин).
Базой нашего исследования является МОУ СОШ № 3 г. Валуйки,
выборку составляют учащиеся 8-9-х классов в количестве 75 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашем исследовании проводилось изучение особенностей учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности. Своей целью мы поставили решение проблемы противоречия между достаточно высоким уровнем теоретической разработанности понятия учебная мотивация подростков и ее структуры и наличием недостаточно высокой учебной мотивации подростков в действительности.
Первая глава нашего исследования была посвящена рассмотрению таких понятий как «мотивация учебной деятельности», «тревога», «тревожность» и др. Нами была изучена разработанность проблемы о связи учебной мотивации подростков и уровня тревожности. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. В качестве мотивов зачастую можно назвать множество психологических феноменов, например, намерения, представления, идеи, чувства, переживания. Учебная мотивация является одним из частных случаев мотивации. В подростковом возрасте происходит существенное укрепление познавательных и социальных мотив, наблюдаются заметные изменения в постановке целей.
Многие исследователи предлагали свое определение понятию тревожность, но все они сходились в одном, что ее нужно рассматривать в двух направлениях, как личностную характеристику и как ситуативное явление. Наиболее остро проблема тревожности возникает в подростковом возрасте, именно поэтому его часто называют «возрастом тревог». Именно уровень тревожности подростка детерминирует его поведение. Как причину тревоги в подростковом возрасте выделяют внутренний конфликт, противоречивость стремлений подростка. Неблагоприятные отношения с родителями и педагогами являются факторами возникновения тревожности. Для высокотревожных подростков зачастую характерна неустойчивая самооценка и неуверенность в себе.
Во второй главе нашего исследования мы охарактеризовали методы и методики, которые использовали в нашем исследовании, а также суть формирующего эксперимента. Далее мы проанализировали и проинтерпретировали результаты исследования особенностей учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности, в частности, установили статистически значимую связь между видами мотивации и уровнем тревожности подростков. У подростков, имеющих высокий уровень тревожности в мотивационной структуре преобладает мотив избегания неудач (0,5129). Испытуемые, имеющий средний уровень тревожности в мотивационной сфере имеют выраженную учебную мотивацию (0,5129). Кроме того, мы можем сделать вывод о том, что повышение мотивации избегания неудач влечет за собой повышение как ситуативной (0,4719), так и личностной так и личностной тревожности (0,743). Затем на основе полученных данных разработали и провели программу по снижению уровня тревожности у детей подросткового возраста. Сравнительный анализ показателей учебной мотивации и тревожности подростков показал, что различия данных показателей до и после воздействия статистически значимы (использовался t- критерий Стьюдента). В контрольной группе не выявлено значительных изменений между первым и вторым тестированием по всем показателям учебной мотивации и тревожности. В экспериментальной группе обнаружены статистически значимые изменения, а именно снижение всех видов тревожности и повышение учебной мотивации. В частности снизился процент учащихся, имеющих высокий уровень мотивации избегания неудач с 48% до 31%, увеличилось число подростков, имеющих высокий уровень социального мотива на 11%, мотивации содержания учения на 14% и выраженности личностного смысла учения на 13%.
Таким образом, результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что для подростков с разным уровнем тревожности характерны различия в структуре учебной мотивации: подросткам с высоким уровнем тревожности присуще преобладание мотивов избегания неприятностей, а подросткам со средним уровнем тревожности - учебно-познавательных мотивов; повышению уровня учебной мотивации подростков способствует снижение уровня тревожности через формирование навыков управления собственным состоянием и поведением, повышение у подростков уверенности в себе, преодоление психологических барьеров, мешающих самовыражению.



1. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 224 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2000. - 232 с.
3. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н. Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. - 1997. - №2. - С. 34-38.
4. Аракелов, Н.Е. Тревожность: методы её диагностики и коррекции / Н.Е. Аракелов, Н.О. Шмикова// Вестник МГУ, сер. Психология. - 1998. - №1. - 18 с.
5. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001. - С. 156-165.
6. Бодалеев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалеев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.
7. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Академия, 2002. - С. 7-14.
8. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // В кн. Д.Я. Райгородский Психология личности. Т.2 Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2008. - С. 95-145.
9. Вартанова, И.И. Проблема мотивации учебной деятельности / И.И. Вартанова // Вестн. моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - С. 33-41.
10. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1990. - 288 с.
11. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин - Минск: Харвест., 1997. - 551 с.
12. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов. - СПб.: Изд- во Питер, 2005. - 160 с.
13. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.
14. Дубровина, И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет (Педагогическая наука - реформе школы) / И.В. Дубровина, Б.С. Круглова. - М.: Педагогика, 1998. - 190 с.
15. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. - М.: Просвещение, 1991. - 375 с.
16. Зайцева, А.П. Особенности мотивационной сферы подростков / А.П. Зайцева // Молодой ученый. - 2016. - №18. - С. 182-184.
17. Иванов, В.М. Обеспечение положительной мотивации к продуктивной
познавательной деятельности учащихся / В.М. Иванов, И.А. Штельмах, В.Ю. Щегольков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014 [Электронный ресурс]. - № S18. - С. 31-35. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14729.htm (дата обращения: 04.11.2016).
18. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
19. Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто // - изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 640 с.
20. Карелин, А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. - 410 с.
21. Ковалевская А.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость подростков / А.В. Ковалевская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015 [Электронный ресурс]. - Спецвыпуск № 01. - С. 49-56. - ART 75026. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75026.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X (дата обращения: 13.10.2016).
22. Корепанова, Н.Л. Тревожность. Её причины и следствия / Н.Л. Корепанова, О.В. Лебедева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016 [Электронный ресурс]. - Т. 28. - С. 35-37. - URL: http://e- koncept.ru/2016/56462.htm (дата обращения: 15.11.2016).
23. Костина, Л.П. Методы диагностики тревожности / Л.П. Костина. - СПб.: Речь, 2009. - 198 с.
24. Кочюнас, Р. Психотерапевтические группы: теория и практика / Р. Кочюнас. - М.: Академический Проект, 2000. - 240 с.
25. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - М.: Сфера, 2004. - с. 35.
26. Малыгина, А.С. Тревожность в подростковом возрасте как фактор,
влияющий на поведение в конфликтной ситуации / А.С. Малыгина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017 [Электронный ресурс]. - Т. 39. - С. 3346-3350. - URL: http:ZZe-koncept.ru/2017Z970996.htm (дата
обращения: 02.02.2017).
27. Маркова, А.К. Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б.Орлов ZZ Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - С. 11-21.
28. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
29. Николаева, М.Е. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с различной учебной мотивацией / М.Е. Николаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016 [Электронный ресурс]. - Т. 11. - С. 156-160. - URL: http:ZZe-koncept.ruZ2016Z86329.htm (дата обращения: 16.11.2016).
30. Петровский, А.В. Психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М., 1990. - 244 с.
31. Позднякова, Т.Г. Особенности мотивации учебной деятельности младших подростков / Т.Г. Позднякова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015 [Электронный ресурс]. - Т. 10. - С. 6-10. - URL: http:ZZe- koncept.ruZ2015Z95045.htm (дата обращения: 06.10.2016).
32. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан ZZ Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С. 11¬17.
33. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
34. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2000. - 304 с.
35. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
36. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - 384с.
37. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк // Под ред. Д.И. Фельдштейна: изд. 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
38. Сидоренко, Е. Т. Методы математической обработки в психологии / Е.Т. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
39. Слепичева, О.А. Тревожность и ее последствия / О.А. Слепичева. - СПб.: Меридиан, 2003. - 315 с.
40. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. - 2012 [Электронный ресурс]. - N 6 (17). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 07.11.2016).
41. Степанов, С.С Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов // изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005 - 672 с.
42. Тимофеева, М. А. Особенности и проблематика подросткового кризиса / М.А. Тимофеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016 [Электронный ресурс]. - Т. 11. - С. 136-140. - URL: http://e- koncept.ru/2016/86374.htm (дата обращения: 24.10.2016).
43. Тимохина, А.С. Гендерные особенности проявления тревожности у подростков / А.С. Тимохина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015 [Электронный ресурс]. - Т. 10. - С. 11-15. - URL: http://e- koncept.ru/2015/95046.htm (дата обращения: 17.11.2016).
44. Ткаченко, Л.М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков / Л.М. Ткаченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015 [Электронный ресурс]. - № S1. - С. 21-25. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75005.htm (дата обращения: 12.10.2016).
45. Тутушкина, М.К. Практическая психология для педагогов и родителей / М.К. Тутушкина. - СПб.: Дидактика Плюс, 2000. - 368 с.
46. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М., 1995. - 512 с.
47. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен // - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
48. Хотина, Л.А. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших подростков / Л.А. Хотина// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015 [Электронный ресурс]. - Т. 10. - С. 146-150. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95073.htm (дата обращения: 12.11.2016).
49. Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящева. - М.: Изд- во Ювента, 1995. - 217 с.
50. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон // Психология мотивации. - М.: МОДЭК, 1998. - 304 с.
51. Яковлева, О.В. Коррекция ситуативной и личностной тревожности у подростков / О.В. Яковлева // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 11. - С. 133-135.
52. Ященко, Е.Ф. Особенности мотивации учения у учащихся на завершающем этапе обучения в школе / Е.Ф. Ященко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017 [Электронный ресурс]. - Т. 21. - С. 73¬77. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770420.htm (дата обращения: 27.01.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ