Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения связи стиля саморегуляции поведения и чувства юмора в подростковом возрасте 7
1.1. Стилевые особенности саморегуляции поведения в подростковом
возрасте 7
1.2. Психологическая характеристика чувства юмора
подростков 17
1.3. Стилевые особенности саморегуляции поведения как
условие выбора вида юмора в подростковом возрасте 21
Глава 2 Исследование связи чувства юмора и стиля саморегуляции поведения в подростковом
возрасте 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
2.3. Развивающая программа обучения способам эффективной
волевой саморегуляции для школьников подросткового возраста 49
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения 63
Актуальность темы исследования: подростковый возраст
наиболее сензитивен к развитию сознательной саморегуляции, эмоциональной устойчивости, и самоконтроля. Поэтому научный поиск путей и условий развития эмоциональной устойчивости, саморегуляции подростков именно в этот период представляется наиболее целесообразным. Мы делаем такой вывод потому, что саморегуляция поведения личности характеризуется как процесс овладения нравственно- духовными качествами, способностью принимать собственные решения, самостоятельно выбирать общественно значимые ценности, достигать целей, которые поставлены в соответствии собственным возможностям, овладевать средства достижения поставленных целей. Саморегуляция личности в значительной степени зависит от воздействий внешней среды, от общепринятых норм, ценностей и идеалов общества, в котором непосредственно находится индивид.
Регуляция поведения подростка может быть осуществлена
различными способами и с помощью различных приемов и механизмов.
Так же следует учесть, что чувство юмора, играет важную роль для подростка в построении отношений со сверстниками, помогает снимать напряженность в ходе их взаимодействия и положительно влиять на партнёров по общению. Обеспечивает дополнительный ресурс адаптации в изменяющейся социальной среде. С помощью юмора происходит саморазвитие и самораскрытие личности подростка, так же юмор несет воспитательную функцию. С помощью чувства юмора маскируются потребности и интересы, без непосредственного контроля сознания.
Проблема саморегуляции широко изучается в психологии. Исследованием данной проблемы занимались такие психологи П.Ф. Ломов, О.А. Конопкин, В.И. Морсанова, О.В. Дашкевич, Г.С. Никифоров, А.Г. Асмолов, Ю. Куль, П. Кароли, Ж.М. Дьефендорф, К.А. Альбуханова- Славская, и другие зарубежные и отечественные ученые.
Изучением чувства юмора подростков занимались
А.В. Кременецкая, Н.В. Иванова, С.Т. Посохова, Ю.И. Ульянова, И.С. Домбровская.
Практически отсутствует психологическая информация о системном изучении особенностей чувства юмора подростков с разным уровнем саморегуляции поведения. Изучение взаимосвязи между стилям саморегуляции поведения и особенностями чувства юмора подростков позволит сформировать эффективные коррекционно-развивающие программы, направленные на улучшение и развитие саморегуляции поведения..
Проблема исследования: как связаны стиль саморегуляции поведения подростка с различными видами чувства юмора?
Цель исследования: выявить, как связаны стиль саморегуляции поведения подростка с различными видами чувства юмора.
Объект: личность подростков.
Предмет: изучение связи чувства юмора и стиля саморегуляции поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза: между стилем саморегуляции поведения подростков и чувством юмора существует связь, а именно: диструктивные виды юмора характерны для подростков с низким уровнем развития саморегуляции поведения; поддерживающие виды юмора более характерны для подростков с высоким уровнем развития саморегуляции.
Теоретический анализ проблемы изучения связи чувства юмора и саморегуляцией поведения в подростковом возрасте, показал, что юмор способствует изменению состояния индивида, благодаря трансформации негативных чувств на противоположные, что в свою очередь приводит к разрешению конфликтных ситуаций и позволяет сохранить самообладание и самоконтроль в напряженных условиях.
Под саморегуляцией понимается единство социальных и психологических компонентов сознания и самосознания личности, системно-организованная внутренняя психическая активность
поддержания и управления различными видами и формами произвольной активности человека, непосредственно реализующей достижение принимаемых им целей.
В ходе исследования связи стиля регуляции поведения в подростковом возрасте и чувством юмора нами был проведен сбор диагностического материала, обработка эмпирических данных для проверки гипотезы нашего исследования. Для подростков, принявших участие в исследовании, наиболее характерны средний и низкий уровень развития регуляторных процессов (таких как: планирования,
моделирования, программирования, оценки результатов) и также регуляторно-личностных свойств (гибкости и самостоятельности). У подростков слабо выражена потребность и способность планировать и организовывать свою жизнь и деятельность, они не самостоятельны, им сложно адаптироваться к новым условиям и сменяющимся обстоятельствам. Компоненты волевой саморегуляции у подростков развиты выше среднего. Их поведение и поступки имеют выраженную социально-позитивной направленность. Наиболее приемлемыми подростки считаю аффелятивный и самоподдерживающий виды юмора (относящиеся к продуктивным), они реже прибегают к использованию агрессивного и самоуничижительного видам юмора. Нами были обнаружены значимые корреляционные связи между стилями регуляции поведения и чувством юмора.
Гипотеза нашего исследования о связи чувства юмора и стилем регуляции поведения в подростковом возрасте подтвердилась, а именно: существует связь между стилями саморегуляции поведения и предпочитаемыми видами юмора, которые представлены регуляторными процессами (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов) и регуляторно - личностными свойствами (гибкость, самостоятельность) и чувством юмора подростков.
Наши данные соотносятся с данными полученными в подобных исследованиях ранее. Так, люди, выбирающие аффилиативный и самоподдерживающий стили как относительно здоровые или адаптивные стили юмора больше ориентированы на необходимость решения проблемы и практическую реализацию своих планов. Люди же, выбирающие относительно нездоровые и потенциально вредные стили юмора - агрессивный и самоуничижительный, проявляют внутреннюю и внешнюю агрессию, фиксируются на переживаниях своей беспомощности, сосредотачиваются на собственных недостатках, обвиняют других, что, конечно, изменяет психоэмоциональное состояние на более стабильное и оптимальное, но не оказывает позитивного действия на эффективность поведения в стрессогенных ситуациях.
Представленная развивающая программа позволит психологу повысить саморегуляцию поведенческой сферы личности, сформировать навык поведения в обществе, умение контролировать негативные эмоциональные проявления, адекватно реагировать на поведенческие особенности окружающих.
На первом этапе работы по данной программе, психологу необходимо показать важность эффективной регуляции поведения и собственного состояния. Поэтому задача первого этапа работы заключается в раскрытии чрезвычайной значимости успешной саморегуляции своего поведения для каждого участника группы.
Второй этап состоит из серии заданий, которые помогут школьникам обучиться способам саморегуляции (через дыхательные упражнения или изменение тонуса мышц), а так же использование техник релаксации, которые будут способствовать изменению состояния как во время трененговых занятий, так и в повседневной деятельности, когда это будет необходимо.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Артемьева, Т.В. О методе исследования совладания (копинг) юмором и его возможностях / Т.В. Артемьева // Казань, Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 4. - С. 32-36.
3. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического
исследования [Текст] / А.Г. Асмолов - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 104 с.
5. Бабинцева, Л.Н. Значение индивидуального стиля саморегуляции
в учебной деятельности / Л.Н. Бабинцева // Педагогический имидж. - Иркутск: Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Иркутской области "Институт развития образования Иркутской области". - 2016. - № 4 (33). - С. 99-105.
6. Белова, И.М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход / И.М. Белова, Ю.А. Парфенов, Д.В. Сологуб, Э.А. Нехвядович // Фундаментальные исследования. - 2014. - №3 - 3. - С.620 - 638.
7. Бергсон А. Смех / А. Бергсон. - М.: Издательство «Искусство», 1992. - 126 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович.
Под редакцией Д.И. Фельдштейн - М.: Институт практической
психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
9. Бондаренко, И.Н. Регуляторная роль позитивных и негативных эмоций у учащихся с различной саморегуляцией и академической успешностью [Текст] / И.Н. Бондаренко, О.Н. Доценко // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: Материалы IV Международной научной конференции: в 2-х томах. Ответственные редакторы: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова.
- Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. - 2016. - С. 102-104.
10. Борисов, Г.И. Связь характеристик чувства юмора и жизнестойкости студентов / Г.И. Борисов // Социальная психология личности и акмеология, Сборник статей молодых исследователей. ответственный редактор Шамионов Р.М. - Москва: Издательство "Перо". - 2014. - С. 30-37.
11. Буенок, А.Г. Проблема изучения чувства юмора в управленческой деятельности / А.Г. Буенок - СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 359 с.
12. Васильева, А.Н. Влияние саморегуляции на развитие
удовлетворенности личности на этапе профессионального становления [Электронный ресурс] / А.Н. Васильева // Научная библиотека Украины,
2013. ULR: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/4608-vpliv-
samoreguljatsiyi-na-rozvitok-zadovolenosti-osobistosti-profesijnoju-dijalnistju- na-etapi-profesijnogo-stanovlennja.html (дата обращения 23.01.2017).
13. Волевая активность школьников и методы ее изучения: учеб. пособие / под ред. А.И. Высоцкого - Челябинск: Челяб. ГПИ, 1979. - 69 с.
14. Глинка К. Теория юмора [Электронный ресурс] / К. Глинка //
Культуролог, 2004. ULR: http://textarchive.ru/c-1752970.html (дата
обращения 23.02.2017).
15. Демидов, Д.Л. Психологическая модель саморегуляции у лиц с приверженностью селфи [Текст] / Д.Л. Демидов, А.В. Цветков // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - № 2 (8). - С. 146-150.
16. Доброва, Д.А. Связь чувства юмора с адаптацией / Д.А. Доброва
- СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 484 с.
17. Домбровская И.С. Юмор в контексте развития / И.С. Домбровская - М.: Смысл, 2014. - 376 с.
18. Добрынин, Н.Ф. Об определении и качествах воли / Н.Ф. Добрынин // Тезисы докладов на межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности [Текст] - Рязань, 1964. - 145 с.
19. Ершова, Р.В. Представления о чувстве юмора в психологии / Р.В. Ершова, Р.З. Шарапова // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. - 2012. - № 3. - С. 32-39.
20. Жданова, С.Ю. Методические проблемы изучения чувства юмора / С.Ю. Жданова - СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 484 с.
21. Зотова, Р.А. Особенности саморегуляции у лиц с разным уровнем религиозности / Р.А. Зотова, С.И. Масловский, А.В. Цветков // Инновационное развитие. - Пермь: ИП Сигитов Т.М. - 2017. - № 1 (6).- С. 7-8.
22. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой саморегуляции / В.А. Иванников - М: МГУ, 1991. - с. 76.
23. Иванова, К.А. О чувстве юмора личности (культурно¬исторический подход) / К.А. Иванова // Вестник Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д. Ушинского. -
2014. - № 3. - С. 56- 63.
24. Иванова, Н.В. Чувство юмора у подростков с разными видами дизонтогенеза / Н.В. Иванова // Психология XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых . - 2005. - № 4. - С. 29-37.
25. Игнатьев, П.Д. Саморегуляция: обзор современных
представлений / П.Д. Игнатьев, А.В. Трусова // Петербургский психологический журнал. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. - 2016. - № 15. - С. 55-69.
26. Ильин Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
27. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Век XXI / С.Г. Кара- Мурза - М.: Алгоритм, 2015. - 111с.
28. Карпова, Е.В. Саморегуляция в структуре общей способности к
учению детей в школе / Е.В. Карпова // Дошкольное и начальное образование: вариативность подходов. - Ярославль: Ярославский
государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. -
2016. - №2. - С. 90-96.
29. Кириченко, Т.В. Психологические особенности саморегуляции
поведения личности [Электронный ресурс] / Т.В. Кириченко // Научная библиотека Украины, 2009. ULR: http://www.info-
library.com.ua/libs/stattya/6137-psihologichni-osoblivo (дата обращения 23.12.2016).
30. Киямова Р.З. Чувство юмора как фактор самоактуализации
личности: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01 /
Киямова Римма Закариевна; [Место защиты: Соврем. гуманит. акад.]. - Москва, 2013. - 216 с.
31. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопр. психологии. - 2004. - № 2.-
С. 128 - 135.
32. Ларионова, С.В. Теоретические аспекты эмоционально-волевой саморегуляции / С.В. Ларионова // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты. - 2017. - №1 - С. 151-152.
33. Леонтьев, Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный
потенциал Текст / Д.А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный
университет, 2016. - №2. - С. 18- 37.
34. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество [Текст] / А. Н.Лук. - М.: Искусство, 1977. - 184 с.
35. Маргошина, И.Ю. Юмор как фактор здоровой личности / И.Ю. Маргошина // Ученые записки Санкт-Петербургского Государственного института психологии и социальной работы, Санкт-Петербург: Санкт- Петербургского Государственного института психологии и социальной работы, т. 16. - № 2. - 2011. - С. 88-93.
36. Мартынова, М.А. Влияние отдельных показателей коммцникативного потенциала на осознанную саморегуляцию человека / М.А. Мартынова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: Сборник научных статей. 2013. - №4. - С.418 - 423.
37. Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Морсанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. - №2 - 2000, С.118¬127.
38. Моросанова, В.И. Саморегуляция поведения и самосознания в юношеском возрасте / Морсанова В.И. // М.: Руководство, 2009. - 10 с.
39. Моросанова, В.И. Стиль саморегуляции поведения / В.И. Морсанова — М.: Руководство, 2004. - 11 с.
40. Мусийчук, М.В. Аксиологическая функция юмора / М.В Мусийчук // Философские науки. - 2006. - С. 91- 94.
41. Мусийчук М. В. Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия / М.В. Мусийчук - 2-е изд., стер.: М.:Флинта. - 2013. - 231 с.
42. Мусийчук, М.В. Аффективные основания гелозоического механизма юмора как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания / М.В. Мусийчук, С.В. Мусийчук // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2014.-№ 4 (6). - С. 45-51.
43. Мусийчук, М.В. Комическое как взаимосвязь смыслового содержания и словесной формы / М.В. Мусийчук // Общество: философия, история, культура. -2014. - № 1. - С. 85-92.
44. Мусийчук, М.В.Юмор как форма интеллектуальной активности / М.В. Мусийчук // Общество: социология, психология, педагогика. -2014.
- № 1. - С. 35-41.
45. Папшева, Л. В. Стилевые особенности саморегуляции
поведения личности [Текст] / Л.В. Папшева // Известия Саратовского университета. - 2013. - №4. - С.21-30.
46. Попова, О. М. Развитие и формирование у дошкольников чувства комического [Текст]: монография / О.М. Попова. - Шадринск: Исеть, 2004. - 232 с.
47. Попова, О.М. Аффективная парадигма чувства комического / О.М. Попова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.
- Москва: ООО "Школьная Пресса". - 2013. - №3. - С. 12-19.
48. Попова, О.М. Нивилирование отрицательных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста средствами комического / О. М. Попова // Образование и наука. - 2006. - № 5 (41). - С. 35-44.
49. Попова, О.М. Сущность понятия «комическое» и его структура / О.М. Попова // Москва: ООО "Школьная Пресса". - 2013. - №3.- С. 4-11.
50. Попова, О.М. Когнитивная парадигма чувства комического в психологической литературе / О.М. Попова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.- М.: ООО "Школьная Пресса". - 2013. - №3. - С. 30-38.
51. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: [Монография] / Прыгин Г.С. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления: 2009. - 408 с.
52. Рюмина М.Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность / М.Т. Рюмина. М.: Изд.-3, Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 320 с.
53. Савинова Т.В. Особенности эмоциональной саморегуляции подростков в учебной деятельности [Текст] / Т.В. Савинова, Р.В. Милкина //Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии.
— Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. - 2016. - №1. - С. 288-292.
54. Сычев, А.А. Природа смеха или философия комического / А.А. Сычев // Науч. ред. д-р филос. наук Р. И. Александрова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. - 2003. - №2. - С. 56-62.
55. Ульянова, Ю.И. Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора / Ю.И. Ульянова // Вестник Военного университета. - 2011. - № 3 (27). - С. 21 - 25.
56. Фассахова, Т.А. Жизнестойкость и произвольная саморегуляция как личностный ресурс повышения конкурентоспособности спортсменов / Т.А. Фассахова, Д.Н. Мираев // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - 2016. - №1. - С. 226-229.
57. Хазова, С.А. Юмор как ресурс совладающего поведения / С.А. Хазова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 3. - С. 177 - 182.
58. Черкевич, Е. А. Особенности саморегуляции психических состояний личности в подростковом возрасте / Е.А. Черкевич // Омский государственный педагогический университет. - 2007. - № 2 (54). - С. 164
- 165.
59. Чеснокова И.Ч. Проблема самосознания в психологии / И.Ч Чеснокова. - М.:Наука, 1977. - 144 с.
60. Шрейберт, Т.В. Особенности саморегуляции старшеклассников с разным уровнем осмысленности жизни / Т.В. Шрейберт // Весник Удмурского университета. Психология и педагогика. - 2005. - №9. - С.63 - 78.