УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования 12
1.1. Сущность и структура профессионально-нравственного
самосознания и саморазвития педагога дошкольного образования 12
1.2. Характеристика процесса и механизмов управления
развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования 25
1.3. Модель управления развитием профессионально¬
нравственного самосознания педагога дошкольного образования 43
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования 68
2.1. Диагностика уровня развития профессионально¬
нравственного самосознания педагога дошкольного образования 68
2.2. Реализация программы управленческого сопровождения
развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования 81
2.3. Анализ результатов управленческого сопровождения
развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования 98
Заключение 111
Список использованной литературы 115
Приложение 127
Глава 1. Теоретические основы управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования 12
1.1. Сущность и структура профессионально-нравственного
самосознания и саморазвития педагога дошкольного образования 12
1.2. Характеристика процесса и механизмов управления
развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования 25
1.3. Модель управления развитием профессионально¬
нравственного самосознания педагога дошкольного образования 43
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования 68
2.1. Диагностика уровня развития профессионально¬
нравственного самосознания педагога дошкольного образования 68
2.2. Реализация программы управленческого сопровождения
развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования 81
2.3. Анализ результатов управленческого сопровождения
развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования 98
Заключение 111
Список использованной литературы 115
Приложение 127
Главной характеристикой современного этапа развития дошкольного образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который ориентирован на введение системных инноваций в сфере дошкольного образования. Успешность инновационного развития во многом зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров, что в свою очередь требует пересмотра взглядов на профессиональный и личностный рост воспитателей в педагогическом творчестве. Необходимость развития личностных качеств и профессиональных компетенций педагогов нашли отражение в профессиональном стандарте педагога в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который призван повысить мотивацию педагогических работников к труду, качеству образования, к работе над собой (73).
Одними из показателей качественного дошкольного образования являются возможности удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах дошкольной образовательной организации и рост профессионального мастерства педагогических кадров, что ведет к развитию творческого потенциала педагогов.
Сущность профессионализма не является лишь суммой профессиональных знаний и навыков. Подлинный профессионализм включает в себя нравственную доминанту: понимание специалистом своего профессионального долга, моральной ответственности, серьезное отношение к вопросам профессиональной чести.
В профессиональном становлении педагогов определяющую роль играет нравственное самосознание как фундаментальное условие творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей.
В настоящее время в нравственной сфере возрождаются ориентации на ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности человека. Чтобы соответствовать социальным и социально-педагогическим условиям современной жизни, педагог должен совершенствоваться и самореализовываться в профессионально-нравственной деятельности.
Актуальность проблемы развития профессионально-нравственного самосознания педагога заключается в том, что без ее решения становится невозможным обеспечение высокого качества дошкольного образования. Необходимость ее решения особенно очевидна в период смены образовательной парадигмы. Личностно-ориентированная парадигма приходит на смену авторитарной, происходит развитие гуманистических тенденций системы дошкольного образования.
К личности воспитателя, его профессионализму и индивидуальной нравственности предъявляются высокие требования. Результативность педагогической деятельности зависит от многих факторов, в частности от того, как сам воспитатель стремится к улучшению своей деятельности, развивает в себе необходимые нравственные качества, а это возможно только при наличии у него развитого профессионально-нравственного самосознания как системообразующего и регулирующего фактора профессионального, личностного роста и социально-нравственной активности.
Проблема самосознания личности в разных ее аспектах в психологии представлена в трудах отечественных философов и психологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой,
А.Г. Спиркина, И.И. Чесноковой, и зарубежных: Р. Бернса, А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерса, Э. Эриксона и других. В работах ученых самосознание рассматривается как сложный психический процесс в субъективном (внутреннем) и объективном (внешнем) смысле. В зарубежной литературе основной акцент делается на развитие и формирование самосознания, исследуется также связь самопонимания и поведения, а в отечественной психологии самосознание рассматривается в контексте деятельности.
Анализ теоретических работ Л.Н. Антилоговой, Р.Г. Апресян, Б.С. Братуся, О.Г. Дробницкого, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, А.И.Титаренко, А.А. Хвостова, С.Г. Якобсон и других авторов позволяет дать формулировку нравственного самосознания личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями общества.
Профессиональное самосознание педагога представлено в трудах ученых Б.Г. Ананьева, С.В. Васьковской, И.В. Вачкова, В.А. Демина, З.И. Ивановой, М.Н. Исакова, В.Н. Казиева, К.В. Косева, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Т.Л. Мироновой, Б.Д. Парыгина, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Е.Б. Савиной, О.П. Сергеенковой, Н.П. Тропниковой, С.Н. Чистяковой, П.А.Шавир и других авторов. Профессиональное самосознание, как разновидность социально-специфического самосознания, представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Оно необходимо для успешного самоопределения и предполагает постоянную работу педагога по формированию и конкретизации внутреннего образа профессиональной деятельности.
Проблема профессионально-нравственного самосознания и саморазвития педагога является недостаточно исследованной. Изучению данного вопроса посвящен ряд работ (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, М. Бубер, В.В. Маркова,
A. Маслоу, Ю.М. Орлов, К. Роджерс, Л.Ю. Романова, Е.М. Семенова,
B. Франкл и др.). В ряде работ авторы дают характеристику этого понятия. Анализ литературных источников позволяет рассматривать профессионально¬нравственное самосознание педагога как осознание себя носителем нравственности, создателем нравственных норм в профессии, осознанием возможности принимать ответственные решения и совершать нравственный выбор в профессиональной деятельности.
Профессионально-нравственное самосознание педагога - это не только осознание им нравственных норм, правил, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, но и сознание себя как активного субъекта профессионально-нравственной деятельности, а также социально-нравственная самооценка и самоотношение. Профессионально-нравственное самосознание педагога - это высший вид его профессионального и нравственного сознания. Оно играет важную роль в саморазвитии педагога. Профессионально-нравственное саморазвитие предполагает постоянную работу педагога над собой, самоусовершенствование, самотворчество, самоактуализацию и реализацию своих профессионально-личностных качеств, знаний, умений, способностей.
Важным требованием к профессионально-нравственному развитию педагога является его субъектное отношение к процессу профессионального развития. Педагог должен стремиться к постоянному самосовершенствованию, в связи с этим возникает необходимость управленческого сопровождения развитием профессионально-нравственного самосознания педагогов дошкольного образования.
В первую очередь необходимо вывести на высокий уровень методологическую подготовку педагога, побуждать его к постоянному развитию своей нравственной культуры, развитию способности к широкому и глубокому социально-педагогическому мышлению и творчеству, создавать условия для развития профессионально-нравственных потребностей. В работах отечественных педагогов раскрываются сущность и специфика методической деятельности в современных условиях (Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Ю.А.Конаржевский, Г.С. Лазарев, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин, П.И.Третьяков, Т.И. Шамова и др.), положения о сущности, принципах и этапах методического сопровождения педагога дошкольного образования (Т.Н. Вострухина, В.А. Новицкая, В.Г. Решетников, В.И. Савченко, И.В. Терехова и др.).
В процессе управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования существуют трудности, которые связаны с разрешением ряда противоречий:
- отсутствием управленческой связи между управляемой и управляющей системами (между объектом и субъектом управления);
- между накопленным теоретическим и практическим опытом управления развитием профессионально-нравственного самосознания и недостаточной разработанностью теоретико-методологического обоснования психолого¬педагогических условий развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования;
- между необходимостью успешного управления педагогическим коллективом на основе полной реализации профессионально-нравственного потенциала личности педагога и отсутствием адекватных механизмов управления развитием профессионально-нравственного самосознания.
Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования? С учетом актуальности проблемы, ее недостаточной разработанности сформулирована тема магистерской диссертации: «Управление развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования».
Цель исследования: выявление и обоснование психолого¬педагогических условий и управленческих механизмов развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
Объект исследования - процесс развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования. Предмет исследования - управление процессом развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
В основу исследования положена гипотеза: профессионально-нравственное самосознание педагога дошкольного образования развивается успешно, если управление его развитием включает:
1. диагностику исходного уровня и учет динамики развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования;
2. обеспечение эффективного функционирования процесса саморазвития каждого педагога, контроль над его осуществлением на основе развития в единстве основных компонентов профессионально-нравственного самосознания (когнитивного, аффективного и поведенческого);
3. разработку и реализацию модели и программы управленческого сопровождения развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру профессионально-нравственного самосознания и саморазвития педагога дошкольного образования.
2. Охарактеризовать процесс развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования и управленческие механизмы его осуществления.
3. Определить критерии эффективного управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования, проверив их эффективность в экспериментальной работе.
4. Разработать и апробировать модель и программу управленческого сопровождения развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, раскрывающие проблему самосознания личности, отечественных ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова), и зарубежных ученых (Р. Бернс,
A. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс и др.); нравственное самосознание личности (Л.Н. Антилогова, Р.Г. Апресян, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Г. Якобсон и др.); профессиональное самосознание педагога (Б.Г. Ананьев, Н.М. Борозинец,
С.В..Васьковская, И.В. Вачков, Л.А.Григорович, М.Н. Исаков, В.Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Б.Д. Парыгин, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.П.Тропникова, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и др.); профессионально-нравственное самосознание и саморазвитие педагога дошкольного образования (И.В. Конорюкова, В.В. Маркова, Л.М. Митина, Ю.М. Орлов, Л.Ю. Романова, Л.И. Широкова и др.); сущность «управления», отечественных ученых (В.Г. Афанасьев, В.Р. Веснин, А.С. Кармин, Ю.А.Конаржевский, В.С. Лазарев, А.А. Орлов, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник,
B. А. Сластёнин, П.И. Третьяков и др.), и зарубежных ученых (М. Альберт, Л. Берталанфи, М. Мескон, Ф. Хедоури); концепции саморазвития (Л.И. Анцыферова, Н.Р. Битянова, М.Р. Гинзбург, В.Г. Маралов, Л.М. Попов, Ю.В. Слюсарев и др.); современные психолого-педагогические исследования о профессиональной самореализации воспитателя ДОО (Е.А. Ничипорюк), развитии профессиональных компетенций (И.Н. Асаева); работы отечествен-ных педагогов, раскрывающие сущность и специфику методической деятельности в современных условиях (Ю.В. Васильев, Ю.А.Конаржевский, Г.С. Лазарев, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.); положения о сущности, принципах и этапах методического сопровождения педагога дошкольного образования (Г.В. Аверченко, Т.Н.Вострухина, В.А. Новицкая, В.Г. Решетников, В.И. Савченко, И.В.Терехова и др.); управленческое сопровождение педагога дошкольного образования (А.В. Бабухина, Н.В. Бухарина, Е.Н. Киселева, В.В. Маркова и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, социально-управленческой литературы, государственных нормативно-правовых документов;
- эмпирические: изучение опыта деятельности дошкольных образовательных организаций, анкетирование, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в углублении теоретических основ развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования и в разработке программы управленческого сопровождения этого процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации содержания понятия «профессионально-нравственное самосознание и саморазвитие педагога дошкольного образования»; уточнении специфики процесса и управленческих механизмов развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования; теоретическом обосновании и разработке модели управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
Практическую значимость исследования составляет подбор и апробация диагностических методик определения уровня развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования; разработка и апробация программы управленческого сопровождения развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
База проведения научного исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад комбинированного вида № 82 г.Белгорода.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 2016 по 2017 годы посредством публикации материалов по теме исследования в научных сборниках (г. Новосибирск, г. Харьков, г. Саратов, г.Москва, г. Челябинск); участия в работе международных научно-практических и
11 межвузовских студенческих конференций. Материалы по теме магистерской диссертации отражены в 4 публикациях.
Одними из показателей качественного дошкольного образования являются возможности удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах дошкольной образовательной организации и рост профессионального мастерства педагогических кадров, что ведет к развитию творческого потенциала педагогов.
Сущность профессионализма не является лишь суммой профессиональных знаний и навыков. Подлинный профессионализм включает в себя нравственную доминанту: понимание специалистом своего профессионального долга, моральной ответственности, серьезное отношение к вопросам профессиональной чести.
В профессиональном становлении педагогов определяющую роль играет нравственное самосознание как фундаментальное условие творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей.
В настоящее время в нравственной сфере возрождаются ориентации на ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности человека. Чтобы соответствовать социальным и социально-педагогическим условиям современной жизни, педагог должен совершенствоваться и самореализовываться в профессионально-нравственной деятельности.
Актуальность проблемы развития профессионально-нравственного самосознания педагога заключается в том, что без ее решения становится невозможным обеспечение высокого качества дошкольного образования. Необходимость ее решения особенно очевидна в период смены образовательной парадигмы. Личностно-ориентированная парадигма приходит на смену авторитарной, происходит развитие гуманистических тенденций системы дошкольного образования.
К личности воспитателя, его профессионализму и индивидуальной нравственности предъявляются высокие требования. Результативность педагогической деятельности зависит от многих факторов, в частности от того, как сам воспитатель стремится к улучшению своей деятельности, развивает в себе необходимые нравственные качества, а это возможно только при наличии у него развитого профессионально-нравственного самосознания как системообразующего и регулирующего фактора профессионального, личностного роста и социально-нравственной активности.
Проблема самосознания личности в разных ее аспектах в психологии представлена в трудах отечественных философов и психологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой,
А.Г. Спиркина, И.И. Чесноковой, и зарубежных: Р. Бернса, А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерса, Э. Эриксона и других. В работах ученых самосознание рассматривается как сложный психический процесс в субъективном (внутреннем) и объективном (внешнем) смысле. В зарубежной литературе основной акцент делается на развитие и формирование самосознания, исследуется также связь самопонимания и поведения, а в отечественной психологии самосознание рассматривается в контексте деятельности.
Анализ теоретических работ Л.Н. Антилоговой, Р.Г. Апресян, Б.С. Братуся, О.Г. Дробницкого, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, А.И.Титаренко, А.А. Хвостова, С.Г. Якобсон и других авторов позволяет дать формулировку нравственного самосознания личности. Оно проявляется в процессе регулирования и осознания человеком своих поступков, мыслей и чувств. В результате происходит соотношение своего морального облика с нравственными ценностями и требованиями общества.
Профессиональное самосознание педагога представлено в трудах ученых Б.Г. Ананьева, С.В. Васьковской, И.В. Вачкова, В.А. Демина, З.И. Ивановой, М.Н. Исакова, В.Н. Казиева, К.В. Косева, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Т.Л. Мироновой, Б.Д. Парыгина, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Е.Б. Савиной, О.П. Сергеенковой, Н.П. Тропниковой, С.Н. Чистяковой, П.А.Шавир и других авторов. Профессиональное самосознание, как разновидность социально-специфического самосознания, представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Оно необходимо для успешного самоопределения и предполагает постоянную работу педагога по формированию и конкретизации внутреннего образа профессиональной деятельности.
Проблема профессионально-нравственного самосознания и саморазвития педагога является недостаточно исследованной. Изучению данного вопроса посвящен ряд работ (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, М. Бубер, В.В. Маркова,
A. Маслоу, Ю.М. Орлов, К. Роджерс, Л.Ю. Романова, Е.М. Семенова,
B. Франкл и др.). В ряде работ авторы дают характеристику этого понятия. Анализ литературных источников позволяет рассматривать профессионально¬нравственное самосознание педагога как осознание себя носителем нравственности, создателем нравственных норм в профессии, осознанием возможности принимать ответственные решения и совершать нравственный выбор в профессиональной деятельности.
Профессионально-нравственное самосознание педагога - это не только осознание им нравственных норм, правил, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, но и сознание себя как активного субъекта профессионально-нравственной деятельности, а также социально-нравственная самооценка и самоотношение. Профессионально-нравственное самосознание педагога - это высший вид его профессионального и нравственного сознания. Оно играет важную роль в саморазвитии педагога. Профессионально-нравственное саморазвитие предполагает постоянную работу педагога над собой, самоусовершенствование, самотворчество, самоактуализацию и реализацию своих профессионально-личностных качеств, знаний, умений, способностей.
Важным требованием к профессионально-нравственному развитию педагога является его субъектное отношение к процессу профессионального развития. Педагог должен стремиться к постоянному самосовершенствованию, в связи с этим возникает необходимость управленческого сопровождения развитием профессионально-нравственного самосознания педагогов дошкольного образования.
В первую очередь необходимо вывести на высокий уровень методологическую подготовку педагога, побуждать его к постоянному развитию своей нравственной культуры, развитию способности к широкому и глубокому социально-педагогическому мышлению и творчеству, создавать условия для развития профессионально-нравственных потребностей. В работах отечественных педагогов раскрываются сущность и специфика методической деятельности в современных условиях (Ю.В. Васильев, В.И. Зверева, Ю.А.Конаржевский, Г.С. Лазарев, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин, П.И.Третьяков, Т.И. Шамова и др.), положения о сущности, принципах и этапах методического сопровождения педагога дошкольного образования (Т.Н. Вострухина, В.А. Новицкая, В.Г. Решетников, В.И. Савченко, И.В. Терехова и др.).
В процессе управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования существуют трудности, которые связаны с разрешением ряда противоречий:
- отсутствием управленческой связи между управляемой и управляющей системами (между объектом и субъектом управления);
- между накопленным теоретическим и практическим опытом управления развитием профессионально-нравственного самосознания и недостаточной разработанностью теоретико-методологического обоснования психолого¬педагогических условий развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования;
- между необходимостью успешного управления педагогическим коллективом на основе полной реализации профессионально-нравственного потенциала личности педагога и отсутствием адекватных механизмов управления развитием профессионально-нравственного самосознания.
Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования? С учетом актуальности проблемы, ее недостаточной разработанности сформулирована тема магистерской диссертации: «Управление развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования».
Цель исследования: выявление и обоснование психолого¬педагогических условий и управленческих механизмов развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
Объект исследования - процесс развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования. Предмет исследования - управление процессом развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
В основу исследования положена гипотеза: профессионально-нравственное самосознание педагога дошкольного образования развивается успешно, если управление его развитием включает:
1. диагностику исходного уровня и учет динамики развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования;
2. обеспечение эффективного функционирования процесса саморазвития каждого педагога, контроль над его осуществлением на основе развития в единстве основных компонентов профессионально-нравственного самосознания (когнитивного, аффективного и поведенческого);
3. разработку и реализацию модели и программы управленческого сопровождения развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру профессионально-нравственного самосознания и саморазвития педагога дошкольного образования.
2. Охарактеризовать процесс развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования и управленческие механизмы его осуществления.
3. Определить критерии эффективного управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования, проверив их эффективность в экспериментальной работе.
4. Разработать и апробировать модель и программу управленческого сопровождения развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, раскрывающие проблему самосознания личности, отечественных ученых (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова), и зарубежных ученых (Р. Бернс,
A. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс и др.); нравственное самосознание личности (Л.Н. Антилогова, Р.Г. Апресян, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Г. Якобсон и др.); профессиональное самосознание педагога (Б.Г. Ананьев, Н.М. Борозинец,
С.В..Васьковская, И.В. Вачков, Л.А.Григорович, М.Н. Исаков, В.Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Б.Д. Парыгин, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.П.Тропникова, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и др.); профессионально-нравственное самосознание и саморазвитие педагога дошкольного образования (И.В. Конорюкова, В.В. Маркова, Л.М. Митина, Ю.М. Орлов, Л.Ю. Романова, Л.И. Широкова и др.); сущность «управления», отечественных ученых (В.Г. Афанасьев, В.Р. Веснин, А.С. Кармин, Ю.А.Конаржевский, В.С. Лазарев, А.А. Орлов, Л.В. Поздняк, М.М. Поташник,
B. А. Сластёнин, П.И. Третьяков и др.), и зарубежных ученых (М. Альберт, Л. Берталанфи, М. Мескон, Ф. Хедоури); концепции саморазвития (Л.И. Анцыферова, Н.Р. Битянова, М.Р. Гинзбург, В.Г. Маралов, Л.М. Попов, Ю.В. Слюсарев и др.); современные психолого-педагогические исследования о профессиональной самореализации воспитателя ДОО (Е.А. Ничипорюк), развитии профессиональных компетенций (И.Н. Асаева); работы отечествен-ных педагогов, раскрывающие сущность и специфику методической деятельности в современных условиях (Ю.В. Васильев, Ю.А.Конаржевский, Г.С. Лазарев, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.); положения о сущности, принципах и этапах методического сопровождения педагога дошкольного образования (Г.В. Аверченко, Т.Н.Вострухина, В.А. Новицкая, В.Г. Решетников, В.И. Савченко, И.В.Терехова и др.); управленческое сопровождение педагога дошкольного образования (А.В. Бабухина, Н.В. Бухарина, Е.Н. Киселева, В.В. Маркова и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-методической, социально-управленческой литературы, государственных нормативно-правовых документов;
- эмпирические: изучение опыта деятельности дошкольных образовательных организаций, анкетирование, педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в углублении теоретических основ развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования и в разработке программы управленческого сопровождения этого процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации содержания понятия «профессионально-нравственное самосознание и саморазвитие педагога дошкольного образования»; уточнении специфики процесса и управленческих механизмов развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования; теоретическом обосновании и разработке модели управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
Практическую значимость исследования составляет подбор и апробация диагностических методик определения уровня развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования; разработка и апробация программы управленческого сопровождения развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
База проведения научного исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад комбинированного вида № 86 «Радость» г. Белгорода, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад комбинированного вида № 82 г.Белгорода.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 2016 по 2017 годы посредством публикации материалов по теме исследования в научных сборниках (г. Новосибирск, г. Харьков, г. Саратов, г.Москва, г. Челябинск); участия в работе международных научно-практических и
11 межвузовских студенческих конференций. Материалы по теме магистерской диссертации отражены в 4 публикациях.
Проблема профессионально-нравственного самосознания и саморазвития приобретает особую актуальность в преддверии реализации профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Она малоисследованна, изучению данного вопроса посвящен ряд работ (М.М. Бахтин, А.А. Бодалев, М. Бубер, В.В. Маркова, А. Маслоу, Ю.М. Орлов, К. Роджерс, Л.Ю.Романова, Е.М. Семенова, В. Франкл и др.).
Профессионально-нравственное самосознание педагога - это высший вид его профессионального и нравственного сознания. Оно носит динамичный характер. Сущность профессионально-нравственного самосознания педагога ДОО заключается не только в осознании им нравственных норм, правил, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, но и в осознании себя активным субъектом профессионально-нравственной деятельности.
Процесс формирования профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования достаточно сложен и определяется как проекция всех структурных компонентов самосознания на его профессиональную деятельность. При этом соотношение трех подструктур профессионального самосознания - когнитивной, аффективной и поведенческой - определяют уровень развития профессионального самосознания педагога дошкольного образования.
Высоконравственный образ педагога - обязательное личностное качество воспитателя. Он должен стремиться к постоянному самосовершенствованию, в связи с этим возникает необходимость управленческого сопровождения развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования. В условиях современной дошкольной образовательной организации методическое сопровождение воспитателя, как составляющая управленческого сопровождения, является наиболее оптимальным способом организации методической деятельности. В работах отечественных педагогов раскрываются положения о сущности, принципах и этапах методического сопровождения педагога дошкольного образования (Т.Н. Вострухина, В.А. Новицкая, В.Г. Решетников, В.И. Савченко, И.В. Терехова и др.).
Внешнее организованное управленческое воздействие на развитие профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования должно гармонично сочетаться и взаимодействовать с внутренним организованным управленческим воздействием (самоменджмент). Эффективное осуществление процесса развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования предполагает организацию специальной управленческой работы. Управленческими механизмами осуществления данного процесса являются: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, формирование критериев, оценка качества, принятие решений к действию, контроль и коррекция.
С целью формирования потребности педагога дошкольного образования в самоактуализации, самоорганизации и самореализации была разработана модель управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования, которая заключается в применении технологий системного анализа, целеполагания, проектирования, рефлексии, активного взаимодействия и в реализации общих функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль, которые представляют собой цикличный процесс структурных компонентов профессионально¬нравственного самосознания.
Экспериментальное исследование процесса управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования проходило на базе МБДОУ детского сада комбинированного вида № 86 г. Белгорода и на базе МБДОУ детского сада комбинированного вида № 82 г. Белгорода в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах.
На констатирующем этапе были изучены: уровень сформированности личностных качеств, уровень самосознания и самооценки в сфере предметной деятельности и в сфере межличностного общения, уровень самоотношения как компонента самосознания, уровень развития рефлексивных умений и способностей педагога дошкольного образования. Изучение профессионально¬нравственного самосознания педагога дошкольного образования осуществлялось с помощью следующих методик: «Личностные качества воспитателя», «Определение уровня самоэффективности», «Тест-опросник самоотношения», «Оценка рефлексивных умений и способностей педагога». Для исследования использовали методики, рекомендованные О.Б. Даутовой, Л.В. Коротковой, Дж. Маддуксом, С.Р. Пантелеевым, В.В. Столиным, С.В. Христофоровым, М. Шеером. Результаты констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной и контрольной группах показали средний уровень сформированности профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
На формирующем этапе эксперимента была реализована программа методического сопровождения развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования, разработанная с учетом интеграции диагностико-аналитического, ценностно-смыслового, методичес-кого, проектировочно-прогностического и результативно-оценочного блоков в единстве. В результате систематической и целенаправленной работы у педагогов дошкольного образования сформировались представления о себе, о своих мотивах и профессионально-нравственных качествах (честность, порядочность, бескорыстие и другие), повысился ряд параметров профессионально-нравственного и личностного роста и в определенной мере реализовались потребности в профессионально-нравственной самореализации, саморазвитии и самосовершенствовании.
Проведенная на контрольном этапе эксперимента повторная диагностика в экспериментальной и контрольной группах показала, что за счет последовательной работы, организованной в форме управленческого сопровождения (управленческая модель), в МБДОУ № 86 (экспериментальная группа) уровень сформированности профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования возрос.
При реализации экспериментального исследования по управлению развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования были созданы все вышеперечисленные организационные и психолого-педагогические условия, которые обусловили развитие структурных компонентов субъекта профессионально-нравственного развития в единстве когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Полученные результаты свидетельствуют о достаточной эффективности тех педагогических методов и форм работы, которые были реализованы в ходе экспериментальной работы.
Таким образом, теоретический анализ и данные экспериментального исследования позволяют считать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Профессионально-нравственное самосознание педагога - это высший вид его профессионального и нравственного сознания. Оно носит динамичный характер. Сущность профессионально-нравственного самосознания педагога ДОО заключается не только в осознании им нравственных норм, правил, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, но и в осознании себя активным субъектом профессионально-нравственной деятельности.
Процесс формирования профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования достаточно сложен и определяется как проекция всех структурных компонентов самосознания на его профессиональную деятельность. При этом соотношение трех подструктур профессионального самосознания - когнитивной, аффективной и поведенческой - определяют уровень развития профессионального самосознания педагога дошкольного образования.
Высоконравственный образ педагога - обязательное личностное качество воспитателя. Он должен стремиться к постоянному самосовершенствованию, в связи с этим возникает необходимость управленческого сопровождения развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования. В условиях современной дошкольной образовательной организации методическое сопровождение воспитателя, как составляющая управленческого сопровождения, является наиболее оптимальным способом организации методической деятельности. В работах отечественных педагогов раскрываются положения о сущности, принципах и этапах методического сопровождения педагога дошкольного образования (Т.Н. Вострухина, В.А. Новицкая, В.Г. Решетников, В.И. Савченко, И.В. Терехова и др.).
Внешнее организованное управленческое воздействие на развитие профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования должно гармонично сочетаться и взаимодействовать с внутренним организованным управленческим воздействием (самоменджмент). Эффективное осуществление процесса развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования предполагает организацию специальной управленческой работы. Управленческими механизмами осуществления данного процесса являются: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, планирование, формирование критериев, оценка качества, принятие решений к действию, контроль и коррекция.
С целью формирования потребности педагога дошкольного образования в самоактуализации, самоорганизации и самореализации была разработана модель управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования, которая заключается в применении технологий системного анализа, целеполагания, проектирования, рефлексии, активного взаимодействия и в реализации общих функций управления: планирование, организация, мотивация и контроль, которые представляют собой цикличный процесс структурных компонентов профессионально¬нравственного самосознания.
Экспериментальное исследование процесса управления развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования проходило на базе МБДОУ детского сада комбинированного вида № 86 г. Белгорода и на базе МБДОУ детского сада комбинированного вида № 82 г. Белгорода в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах.
На констатирующем этапе были изучены: уровень сформированности личностных качеств, уровень самосознания и самооценки в сфере предметной деятельности и в сфере межличностного общения, уровень самоотношения как компонента самосознания, уровень развития рефлексивных умений и способностей педагога дошкольного образования. Изучение профессионально¬нравственного самосознания педагога дошкольного образования осуществлялось с помощью следующих методик: «Личностные качества воспитателя», «Определение уровня самоэффективности», «Тест-опросник самоотношения», «Оценка рефлексивных умений и способностей педагога». Для исследования использовали методики, рекомендованные О.Б. Даутовой, Л.В. Коротковой, Дж. Маддуксом, С.Р. Пантелеевым, В.В. Столиным, С.В. Христофоровым, М. Шеером. Результаты констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной и контрольной группах показали средний уровень сформированности профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования.
На формирующем этапе эксперимента была реализована программа методического сопровождения развития профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования, разработанная с учетом интеграции диагностико-аналитического, ценностно-смыслового, методичес-кого, проектировочно-прогностического и результативно-оценочного блоков в единстве. В результате систематической и целенаправленной работы у педагогов дошкольного образования сформировались представления о себе, о своих мотивах и профессионально-нравственных качествах (честность, порядочность, бескорыстие и другие), повысился ряд параметров профессионально-нравственного и личностного роста и в определенной мере реализовались потребности в профессионально-нравственной самореализации, саморазвитии и самосовершенствовании.
Проведенная на контрольном этапе эксперимента повторная диагностика в экспериментальной и контрольной группах показала, что за счет последовательной работы, организованной в форме управленческого сопровождения (управленческая модель), в МБДОУ № 86 (экспериментальная группа) уровень сформированности профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования возрос.
При реализации экспериментального исследования по управлению развитием профессионально-нравственного самосознания педагога дошкольного образования были созданы все вышеперечисленные организационные и психолого-педагогические условия, которые обусловили развитие структурных компонентов субъекта профессионально-нравственного развития в единстве когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Полученные результаты свидетельствуют о достаточной эффективности тех педагогических методов и форм работы, которые были реализованы в ходе экспериментальной работы.
Таким образом, теоретический анализ и данные экспериментального исследования позволяют считать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Сопровождение профессиональной успешности педагога дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОВОСПИТАНИЮ
ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ВОЗРАСТОСООБРАЗНЫЙ И ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОДЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Социальная работа с детьми в МАДОУ №86 г. Томска
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017



