Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ - ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №71406

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
337
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации процесса обучения с использованием иллюстрированного учебного пособия
1.1. Проблема дизайна современного учебного пособия в 10
условиях модернизации образования
1.2. Особенности отбора учебного материала при создании
учебного иллюстрированного пособия по теме «Средневековая художественная культура»
Глава 2. Современные условия использования иллюстрированного учебного пособия на уроках мировой художественной культуре
2.1. Анализ и обобщение опыта организации учебного занятия 26 с использованием иллюстрированного учебного пособия...
2.2. Особенности организации учебного занятия с 33
использованием учебного пособия
2.3. Организация эксперимента и методы исследования 36
Глава 3. Основные этапы работы над иллюстрированным учебным пособием «Искусство западноевропейского Средневековья»
3.1. Принципы дизайна учебного пособия 46
3.2. Методика выполнения иллюстрированного учебного 54
пособия «Искусство западноевропейского Средневековья»
Заключение 61
Библиографический список

Актуальность исследования. В ХХ веке «лингвистический поворот» в гуманитарных науках сменяется «визуальным поворотом». Смена научной парадигмы была обусловлена теми изменениями, которые привнесли медийные каналы - телевидение, видео и Интернет. Их влияние на жизнь человека оказалось глобальным, и уже общим местом стала констатация того факта, что восприятие окружающего мира становится все более опосредованным медийными изображениями, а визуальность становится формообразующим принципом культуры.
Как отмечают исследователи А. И. Донцов и А. В.Дроздова, «визуальный поворот» выражается в смещении современных способов восприятия от вербальных в сторону визуальных, образных... и визуальная восприимчивость заменяет и дополняет восприимчивость текстовую» [20].
Эти изменения затрагивают различные сферы общественной жизни и социальные институты, в том числе систему общего образования, развитие которой без учета происходящих социокультурных трансформаций не будет безусловно эффективным. Ряд исследователей (Ю.Д. Бабаева А. Е. Войскунский и др) указывают на уже имеющиеся психологические последствия свершившегося «визуального поворота», в том числе его влияние на формирование психических процессов (меняется характер социальной перцепции, трансформируется структура письменной речи и проч.) [8].
Эти трансформации в первую очередь затрагивают представителей подрастающего поколения. Очевидно, что современные дети уже «с пеленок» оказываются «погруженными» в визуальный поток. Для них обилие визуальных образов, несущих лаконичную информацию и стремительно сменяющихся - неотъемлемая часть жизни. Когда же они приходят в школу, то сталкиваются с весьма болезненным противоречием. Это противоречие между опытом старших поколений (учителей), выросших в парадигме вербальной культуры, в которой главным источником информации являлось печатное слово, и опытом подрастающих поколений, принадлежащих визуальной культуре и не представляющих свою жизнь без интенсивного визуального потока.
Данное противоречие эксплицируется в самых разных аспектах. Один из которых затрагивает проблему несоответствия учебной литературы для общеобразовательных школ требованиям общества визуальной культуры. Ведь в условиях «визуального поворота» одним из главных требований к современной учебной и учебно-методической литературе является качественный дизайн книги. Но школьные учебники сегодня в большинстве своем «и структурированы, и в дизайнерском отношении оформлены консервативно» [37]. При их разработке не учитываются такие принципы создания современной учебной литературы, как интерфейсность, эргономичность, нелинейность изложения материала. Как результат - «нелюбовь» к учебникам у школьников и нежелание использовать их в качестве эффективного помощника в деле приобретения знаний. Решение данной проблемы лежит в признании того факта, что учебной литературе для общеобразовательных школ нужен новый дизайн, который будет учитывать ментальные, психологические, эргономические и проч. особенности современных детей и подростков.
Следует отметить, что разработка нового дизайна учебной литературы для школ не только сугубо практическая проблема. Ее решение требует, в первую очередь, осмысления феномена «визуального поворота». Как уже отмечалось, он был констатирован представителями философского знания, прежде всего, неклассической философии. Основополагающей работой можно назвать сочинение В. Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», в котором дан анализ трансформаций произведений искусства в контексте развития новых технологий. К этой же проблеме обращались Т. Адорно, Р. Барт, Ж. Бодрияр, Г. Дебор, М. Маклюэн, К. Мохеу и др.
Психологические аспекты перехода современного общества к визуальной культуре были исследованы Ю.Д. Бабаевой, А. Е. Войскунским, Т. В. Кедрик, Н. В. Азаренок, Г. А. Берулава и др.
И, как уже было нами отмечено, психологи констатируют влияние «визуального поворота» на формирование психических процессов. В частности, формирование т.н. «клипового мышления», воспринимающего мир посредством коротких и ярких образов, стремящегося максимально редуцировать вербальные тексты. Методологически значимой для нас является работа Т. В. Семеновских «Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде», где автор говорит о необходимости пересмотреть содержательную составляющую учебного материала в контексте клипового мышления [42].
Проблемами трансформации процесса обучения в условиях общества визуальной культуры занимаются Дж. Элкинс, С. Маккинстри, А. С. Лопухина, О. В Мехоношина и др.
Вопросы использования учебных пособий в процессе обучения в общеобразовательной школе неоднократно рассматривались в педагогической и методической литературе. В частности, анализ различных типов учебных пособий как средств обучения предметным дисциплинам рассматривался Ю. В. Викторовой, М. А. Фролкова.
Психологические аспекты использования учебных пособий в процессе формирование необходимых умений и навыков школьников затрагивали С. Е. Игнатьев, В. П. Зинченко, В. С. Кузина и др. [23].
Вопросы организации учебных занятий с использованием учебных пособий и наглядных средств обучения затрагивают в своих работах исследователи В. Д. Фролова, М. В, Короткова, М. Т. Студеникина, А, Т . Степанищева, Э. Н. Абдуллаева, Б. М.Бим-Бад, Е. С. Рапацевич.
Вместе с тем на сегодняшний день в России практически нет специалистов, которые бы изучали принципы нового дизайна учебной литературы, работали над психолого-педагогическим обоснованием отбора ее содержания. Мы можем назвать исследователя В. А. Андрееву, которая в кандидатской диссертации одна из первых указала на необходимость изменения подходов к дизайну российских учебников. Практическая попытка была предпринята издательством «Дрофа», которое совместно с польским издательским домом «WSiP» (Варшава) в 2006 году осуществило выпуск учебно-методических комплектов «Времена» для 1-3 классов с качественным и современным книжным дизайном.
Все это актуализирует исследования, посвященные различным аспектам создания и использования учебной литературы, обладающей современным книжным дизайном и созданной с учетом требований общества визуальной культуры, а также посвященных изучению педагогических условий и методов использования данной литературы в общеобразовательных школах
Целью исследования является разработка методики организации процесса обучения с использованием иллюстрированного учебного пособия.
Объект исследования: процесс обучения учащихся
общеобразовательных школ мировой художественной культуре с использованием иллюстрированного учебного пособия, разработанного в соответствии с принципами современного книжного дизайна.
Предмет исследования особенности методики организации учебного процесса с использованием иллюстрированного учебного пособия.
Гипотеза исследования: процесс обучения учащихся
общеобразовательных школ мировой художественной культуре может иметь большую эффективность, если:
- знакомство с теоретическим материалом на уроках будет опираться на специально разработанное иллюстрированное учебное пособие, отбор содержания в котором осуществлен с опорой на интерфейсность и эргономичность.
- будут учтены методические особенности проведения урока с применением наглядных пособий.
Задачи исследования:
1. Выявить проблемы дизайна современного учебного пособия в условиях
модернизации образования.
2. Рассмотреть особенности отбора учебного материала при создании
учебного иллюстрированного пособия по теме «Средневековая художественная культура».
3. Рассмотреть особенности организации учебного занятия с
использованием учебного пособия.
4. Изучить основные принципы дизайна учебного пособия.
5. Разработать методику выполнения иллюстрированного учебного
пособия.
Методологическую базу исследования составили исследования составили работы в области визуальной педагогики П. Дункума, Д. Каллоу, М. Картера
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован ряд методов:
1. Изучение и анализ теоретических источников по педагогике, методике преподавания мировой художественной культуры, учебных программ по предмету учебного цикла «Мировая художественная культура», научных публикаций и диссертационных работ по проблеме исследования.
2. Анализ и обобщение практического опыта обучения мировой художественной культуры с использованием учебных пособий.
3. Опрос педагогов по проблеме обучения мировой художественной культуры с использованием учебных пособий.
4. Проведение педагогического эксперимента для выявления эффективности разработанного иллюстрированного учебного пособия.
Этапы исследования:
1. На первом этапе выпускной квалификационной работы изучался теоретический материал по проблеме данного исследования, осуществлялся анализ учебных программ по мировой художественной культуре, методических рекомендаций по проведению учебных занятий по данному предмету, разрабатывался аппарат исследования, проводился отбор и систематизация принципов дизайна учебной литературы для общеобразовательных школ.
2. На втором этапе проводился педагогический эксперимент с учащимися десятых классов на базе МБОУ «Гимназия № 5» г. Белгорода.
3. На третьем этапе исследования подводились итоги эксперимента, завершалась работа над творческой частью диплома, которая выступила в качестве иллюстрированного учебного пособия по мировой художественной культуре.
Теоретическая и практическая значимость работы: были
обоснованы принципы разработки иллюстрированного учебного пособия по мировой художественной культуре (по разделу «Художественная культура Средневековья») для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, практически доказана эффективность специально подготовленного иллюстрированного учебного пособия по мировой художественной культуре.
База исследования: МБОУ «Гимназия № 5»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проделанной нами работы, мы можем с уверенностью сказать, что учебные пособия востребованы школой и являются эффективным средством обучения. В силу небольшого объема, менее сложного технологического цикла разработки и внедрения учебного пособия, простых требований к его оформлению и структурированию учебного материала в нем возможна апробация новых подходов к дизайну учебной литературы.
Объем данной работы не позволяет отследить все тенденции в области дизайна учебной литературы для общеобразовательных школ, однако можно отметить, что в современных учебниках и учебных пособиях акцентируется внимание на визуальной составляющей, особое внимание уделяется расположению изображений на плоскости страницы, иллюстрации, шрифту.
В ходе выпускной квалификационной работы были разработаны принципы иллюстрированного учебного пособия по мировой художественной культуре (по разделу «Художественная культура Средневековья») для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. Таким образом, данное учебное пособие позволит:
• повысить мотивацию, улучшить заинтересованность и усилить познавательные потребности учащихся;
• повысить наглядность в обучении, усовершенствовать уровень визуализации изучаемого использованного материала;
• ввести в познавательную деятельность различные новые методы;
• создать возможности в целях применения новейших источников информации.
Также мы можем отметить, что сегодня осуществляется поиск эффективных форм организации учебных занятий в общеобразовательных школах. Одним из перспективных направлений поисков является внедрение личностно ориентированного, основанного на индивидуализации подхода в учебный процесс. Анализ педагогической литературы показал, что одним из эффективных методов в процессе реализации данного подхода является работа с книгой, в том числе самостоятельная. Этот метод позволяет добиться возможности реализации индивидуальной образовательной траектории, учитывает индивидуальный темп работы учащихся.
В экспериментальной работе для выявления эффективности разработанного иллюстрированного учебного пособия был проведен анализ педагогической литературы и обобщение опыта организации учебного занятия с использованием иллюстрированного учебного пособия, также был проведен педагогический эксперимент с учащимися десятых классов на базе МБОУ «Гимназия № 5» г. Белгорода.
В результате проведения эксперимента была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что проведенный процесс обучения учащихся общеобразовательных школ по мировой художественной культуре может иметь большую эффективность, если:
- знакомство с теоретическим материалом на уроках будет опираться на специально разработанное иллюстрированное учебное пособие, отбор содержания в котором осуществлен с опорой на интерфейсность и эргономичность.
- будут учтены методические особенности проведения урока с применением наглядных пособий.
Доказательством являются результаты проверки сформированности предметных результатов учебной деятельности и положительная динамика роста уровня внешней мотивации у учащихся экспериментальной группы, которая была установлена в конце эксперимента. Результаты исследования были отображены в шести публикациях:
1. Интернет-портал как средство формирования интегративной образовательной среды. Трембач К.С. Научный руководитель - Попова О. В., кандидат философских наук . Стр 136-137.Интеграция как базовый фактор создания и развития социокультурного пространства города: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 26-27 ноября 2015 г./сост. Н.М.Гончаренко - Белгород: ООО "Эпицентр",2016.- 228с.
2. Интернет-портал как средство формирования интегративной
образовательной среды. Трембач К.С.
http://pegas.bsu.edu.ru/mod/forum/discuss.php?d=145452
3. Трембач К. С., Попова О. В. / Цифровые образовательные ресурсы на уроках Мировой художественной культуры / Материалы международной научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области искусства» с.280, г. Белгород, 21-22 октября 2016г.;
4. Трембач К. С., Коноплицкая И. Н. / Визуализация информации как способ интерактивного обучения на уроках искусства. / Материалы международной научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области искусства» с.271, г. Белгород, 21-22 октября 2016г.;
5. Трембач К. С., Попова О.В. / Обложка как отражении концепции современного журнала (на примере детского журнала «Шкатулка Путешествий») / Материалы третьей международной научно-практической конференции «Интеграция как базовый фактор создания и развития культурно-образовательного пространства города» с, 213 г. Белгород, 24 - 25 ноября 2016г.
6. Трембач К. С. / Использование информационных ресурсов в процессе преподавания Мировой художественной культуры / Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 140-летию создания НИУ «БелГУ» и 40-летию факультета дошкольного, начального и специального образования «Работа образовательных учреждений в условиях стандартизации» с. 106, г. Белгород, 4 июня 2016г.



1. Callow J. Literacy and Visual: Broadening Our Vision/English Teaching: Practice and Critique, May 2005 -4(1) -p.6-20.
2. Carter M. Volitional Aesthetic: A Philosophy for the Use of Visual Culture in Art Education /Reston, winter 2008 -v.49, iss 2- p.87-103.
3. Duncum P. Seven Principles for Visual Culture education/Art Education,Reston, January 2010- vol. 63-iss.1-p.6-11.
4. Авксентьева Е. Ю.Инструменты электронного обучения / Е.Ю Авксентьева, С. Ю. Авксентьев. - СПб.:Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2012.-144с.
5. Адорно Т. Исследование авторитарного характера/ Т. Адорно. - М.: Профит Стайл, 2016.-416 с.
6. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова. - М.: Просвещение, 1992.- 208 с.
7. Аксенов Л.Б. Влияние клипового мышления на образовательный процесс в вузе/Л.Б.Аксенов //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014-№10- С.320-326
8. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - Том 19. - 1998. - №1. -С.89-100.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982.- 118 с.
10. Бабкова Н.М. Организация учебного занятия по дисциплине «Концепции современного естествознания» / Н.М.Бабкова//Научный диалог- 2015. - №4. - С. 32-43.
11. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика/ Р.Барт. - М.: Прогресс, 1994. -130 с.
12. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры/ Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006. -68 с.
13. Брокман Й. Модульные сетки в графическом дизайне / Й. Брокман. - М.: Студия Артемия Лебедева , 2014. - 184 с.
14. Викторова Ю. В. Использование электронного учебника для
повышения эффективности обучения математике / Ю. В. Викторова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4; URL:
http://www.science-education.ru/104-6593 (дата обращения: 06.04.2017)
15. Волошко Т. Как должен выглядеть учебник мечты // Мел. URL:
http://mel.fm/shkola_budushchego/3957140-barbanel (дата обращения:
17.06.2017).
16. Герчук Ю.Я. Художественная структура книги / Ю.Я. Герчук.- М.: РИП-холдинг, 2014. - 216 с.
17. Горленко Н.М., Запятая О.В. Структура универсальных учебных действий и условия их формирование / Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева // Народное образование. - 2012. -№ 4. -С.153-160.
18. Границхая А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе / А. С. Границхая. - М : Просвещение, 1991. -123c.
19. Данилова М. Э. Модели инновационного обучения: инновация - модернизация и инновация - трансформация в образовательном процессе /М. Э. Данилова, Е. А. Шумова. - Пятигорск: Пятигорский гос. лингвистический ун-т, 2010. -102с.
20. Донцов А.И., Дроздова А.В. Визуальное воздействие интернет-рекламы на молодежную субкультуру / А.И. Донцов, А.В. Дроздова // Национальный психологический журнал.- 2013. - №2. - С.25-31.
21. Дубовицкая. Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.- С. 73
22. Ермолаева. М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева.- СПб.: КАРО, 2008. - 155 с.
23. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики /В. П. Зинченко- М.: Гардарики, 2002.- 432с.
24. Ивченко Е.Н. Роль и место средств обучения в учебном процессе / Е.Н. Ивченко // Молодой ученый - 2015. - №7. - С. 759-760.
25. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С. Е. Игнатьев.- М.: Академический проект, Мир,2007.-192с.
26. Келейников И.Б. Дизайн книги: от слов к делу/И.Б. Келейников.- М.: РИП-холдинг, 2014. - 304 с.
27. Колесова С.В. индивидуальный подход к обучению школьников с позиции позитивной педагогики / С.В.Колесова // Мир науки, культуры, образования. -2016. -№2 -195-199
28. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С. Кузин.- М.:Просвещение, 2011-198с.
29. Личностно-ориентированный подход в преподавании /Allbest.ru. URL: http: //www.psychologos.ru/articles/view/lichnostno -rientirovannyy podhod v prepodavanii / (дата обращения: 17.04.2017)
30. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн.- М.: Кучково поле, 2011. - 464 с.
31. Мастерская Димы Барбанеля URL: http://masterskaya.pro/ru/
projects/uchebnik / (дата обращения: 22.04.2017)
32. Мурина Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств/ Е.Б. Мурина.-М.: Искусство - 1982. - 192 с.
33. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий/А.М. Новиков.-М.: ИЭТ - 2013. - 268 с.
34. Новицкая И.А. Личностно-ориентированный подход в старшей школе через индивидуальные учебные траектории в процессе профильного обучения / И.А Новицкая, Л.С.Шуваева //Региональное образование: современные тенденции. -2009.-№ 2 - С. 61-67.
35. Пекина О. И. Дидактика художественного образования: прогностическая методика планирования учебного содержания по рисунку / О. И. Пекина // Вектор науки тольяттинского государственного университета.-2015.-№ 1-2.- С. 196-204
36. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе / Л.В.Пешикова— М.: Владос, 2003. — 96 с
37. Пять способов рассказать ребенку о живописи // Мел URL:
http://mel.fm/shkola budushchego/3957140-barbanel /(дата обращения:
22.04.2017)
38. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура / Л.А. Рапацкая. - М.: Просвещение, 2008. - 128с.
39. Рожинова Л.Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Л.Н. Рожинова.- М.: Народное образование, 1992. - 208 с.
40. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности // Мел. URL: http://festival.1 september.ru/articles/634184/ (дата обращения: 22.04.2017).
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии doc. / Г.К. Селевко. - Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
42. СеменовскихТ.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде / Т.В. Семеновских//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4 (часть 1) - С. 289-292
43. СИБИД. Издания. Основные виды. / Библиотека ГОСТов и
нормативных документов. URL: https: //ohranatruda.ru/ot biblio/
normativ/data_normativ (дата обращения: 17.04.2017).
44. Соколова Е.Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников
изобразительному искусству.художественно-педагогический процесс как искусство, наука, мастерство/ Е.Н.Соколова .- СПб.: Российский
государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,2009.-99с.
45. Стефанов С.И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника / С.И. Стефанов.-М.: Гелла-принт, 2004 - 352 с.
46. Технические средства обучения / Allbest.ru. URL:
http: //otherreferats .allbest.ru/pedago gics/00216271 7. html (дата обращения: 17.04.2017).
47. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт - М.: Педагогика, 1990. - 189с.
48. Федотова Е.Л. Рефлексия как способ педагогического взаимодействия в условиях высшей школы / Е.Л. Федотова, Т.Ф. Ушева// Сибирский педагогический журнал - 2012. - №6. - С.15-19.
49. Фоминова М.А. Метод проектов в системе работы преподавателя курса «Мировая художественная культура» / М.А. Фоминова. — М.: Фирма МХК, 2001. —96с.
50. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителей / И.А. Химик. - М.: Просвещение, 1994. - 168 с.
51. Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера/Я. Чихольд.-М.: Студия Артемия Лебедева, 2013. - 198 с.
52. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типогрфике/Я.Чихольд.-М.: Студия Артемия Лебедева, 2013. - 228 с.
53. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. -М.: Народное образование, 1996. - 232 с.
54. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская.-М.: Сентябрь-2002. -96 с.
55. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения /И.С. Якиманская // Директор школы. - 2003. - №6.-С.10-13


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ