Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Готовность к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (Фонетико-фонематические нарушения речи, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №71400

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы54
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено исследование.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад № 123 «Медвежонок» (г. Барнаул).
В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих заключение психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них фонетико--фонематического недоразвития речи (ФФНР) с легкой степенью дизартрии.
Возраст испытуемых 5-6 лет.
Есть приложения (методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5
1.1 Понятие «готовность к обучению грамоте» 5
1.2 Онтогенез и формирование готовности к обучению грамоте в норме 10
1.3 Особенности готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 13
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Экспериментальное исследование готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 18
2.1 Организация и методическое обеспечение исследования 18
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
Вывод по 2 главе 42
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 48


Правильная и четко-поставленная речь будет основным критерием готовности ребенка к обучению в школе, а значит будет залогом успешного освоения грамоты. Всем известно, что письменная речь начинает формироваться в соответствии с развитой устной речи. Дети, у которых выявлено недоразвитие фонематической речи слуха – это фактические дисграфики и дислеклексики (детьми с нарушениями письма и чтения).
Работа по устранению фонетико-фонематического недоразвития реализуется в соответствии с целенаправленной и систематической работой логопеда по коррекции звуковой речи.
Известно, что вся обучающая система у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием содержит в своей структуре работу по коррекции данного дефект, а также качественную и системную подготовку к обучению грамоте.
К сожалению, количество детей, страдающих ФФНР растет. Их родители не редко обращаются за помощью к логопедам, а также в детские поликлиники по проблеме дисграфии. Соответственно, актуальность работы логопеда только повышается с каждым разом.
Выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием на ранних стадиях его проявления, а также организация полноценного и специального обучения дают возможность не только провести коррекцию первичного нарушения тем самым предупредить вторичный, но и получить положительный результат по обучению ребенка к школе.
Актуальность данной проблемы и определила цель нашего исследования: изучение готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования - содержание коррекционной работы по подготовке готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности готовности к обучению грамоте в дошкольном возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
Методами нашего исследования стали: анализ психолого-педагогической, медицинской, логопедической литературы, наблюдение, беседа, анализ результатов исследования.
Структура работы включает: введение, две главы, выводы к главам, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обучение грамоте (письму и чтению) представляет собой сложный, многокомпонентный и многоступенчатый процесс. Основой для грамотного формирован умений и навыков письма и чтения будет являться сформированность компонентов устной речи, звукопроизношения, просодических компонентов лексико-грамматического строя, фонематическое недоразвитие речи.
У детей, с выявленными нарушениями устной речи наблюдаются также затруднения и в обучении грамоте в целом. Несомненно, у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выявляются и проблемы с формированием пространственных представлений, координации движений рук, нарушения графических навыков, а также мелкой моторики рук.
При выполнении данной работы нами были:
проведен обзор и анализ специальной психологический, логопедической, литературы по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
выбрали специальные методики для нашего эксперимента по определению исходного состояния готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
осуществили коррекционную и логопедическую работу по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
определили динамику нашего исследования по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
предложили практические рекомендации для родителей по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
По результатам нашего исследования на этапе констатирующего эксперимента почти у каждого ребенка исследуемой группы выявились нарушения пространственных представлений, фонематического слуха, чувства ритма, координации движений руки, недоразвитие грамматических навыков.
По результатам коррекционной работы анализ показал, что дети научились артикулированию звука, дифференцировать фонематически сходные звуки, определять наличие или отсутствие звука в слове; определять место и количество звуков в слове.
Данная работа осуществлялась с учетом специальных логопедических и коррекционных игр и упражнений, которые содержат задания по развитию навыков звукового анализа.
Результаты контрольного эксперимента показал положительную динамику данной работы по сравнению с констатирующим экспериментом.
Эффективность в коррекционной работе по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предполагает индивидуальную работу с каждым ребенком в соответствии с его особенностями и нарушениями.
Соответственно, мы экспериментально подтвердили нашу гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи можно скорректировать все затруднения, которые негативно влияют на обучение детей грамоте с помощью специальных коррекционных логопедических занятий.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М.: Академия», 2015. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Подготовительный период в первом классе и формиро¬вание готовности детей к обучению / Б. Г. Ананьев, А. И. Сорокина. - М.: 2016. - 48 с.
3. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. - М.: Астрель, 2017. - 58 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2018. - 254 с.
5. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2017. - 224 с.
6. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - СПб.: Детство-пресс, 2018. - 165 с.
7. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова. - М.: Педагогика, 2015. - 98 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М.: ВЛАДОС, - 2018. - 287 с.
9. Бернштейн, Н. А. О построении движений. Хрестоматия по нейропсихологии / Н. А. Бернштейн. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014. - 896 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - М.: Просвящение, 2015. - 160 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 703 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 472 с.
13. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - СПб.: КАРО, 2016. - 304 с.
14. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М.: АПН РСФСР, 2015. - 378 с.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 279 с.
16. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - М.: Просвещение, 2015. - 207 с.
17. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - М.: Просвещение, 2015. - 192 с.
18. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2016. - 416 с.
19. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 2015. - 286 с.
20. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - М.: Владос, 2016. - 129 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ