Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство развития коммуникативных умений у детей с ОВЗ (Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях)

Работа №71398

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено исследование.
База исследования: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 1 (г. Комсомольск-на-Амуре).
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1 Проблема развития коммуникативных умений школьников с ограниченными возможностями здоровья 5
1.1 Особенности межличностного общения детей с ОВЗ. Специфика коммуникаций детей с интеллектуальной недостаточностью .5
1.2 Методические аспекты развития коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности 7
Глава 2 Экспериментальное исследование коммуникативных умений школьников с интеллектуальной недостаточностью 11
2.1 Цель, задачи и методика экспериментального исследования 11
2.2 Описание констатирующего этапа исследования 15
Глава 3 Развитие коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности 28
3.1 Анализ формирующего эксперимента 28
3.2 Динамика развития коммуникативных умений школьников с интеллектуальной недостаточностью по результатам формирующего эксперимента (контрольный этап) 31
3.3 Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью 36
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение 1 Методики экспериментального исследования и критерии оценки результатов………………………………………………………………………….42
Приложение 2 Результаты констатирующего этапа исследования коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью……..44
Приложение 3 Результаты контрольного этапа исследования коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………...52


Объект исследования – особенности коммуникативных умений и межличностных отношений учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – процесс развития коммуникативных умений школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности.
Цель исследования – выявить особенности коммуникаций детей с интеллектуальной недостаточностью и разработать методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативных умений и коррекцию межличностных отношений данной категории детей с ОВЗ.
Гипотеза данного исследования основана на предположении, что проведение игр, направленных на создание ситуации успеха, развитие коммуникативных навыков, на снятие агрессивных тенденций, на создание эмоционального благополучия будут способствовать улучшению межличностных отношений детей с интеллектуальным недоразвитием.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1) проанализировать проблемы коммуникаций и межличностного общения в коллективе детей с ОВЗ;
2) провести исследование коммуникативных умений и межличностных отношений детей с интеллектуальным недоразвитием;
3) разработать и провести комплекс игровых занятий, направленных на улучшение межличностных отношений детей с интеллектуальным недоразвитием в коллективе;
4) определить эффективность проделанной работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, социометрия, эксперимент, методы количественной, качественной и статистической обработки полученных результатов.
Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 1 г. Комсомольск-на-Амуре.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, выводы, заключение, список использованных источников и приложения. Каждая глава подразделена на параграфы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследуемой проблемы. Во второй главе определены цель, задачи и методика экспериментального исследования, описаны результаты констатирующего эксперимента. В третьей главе проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы по улучшению коммуникаций детей с интеллектуальным недоразвитием. Работа проиллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общение со сверстниками играет важную роль в жизни ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей. Межличностные отношения учащихся с ограниченными возможностями здоровья очень сложны и противоречивы. Нами было проведено исследование коммуникативных умений одной из категорий детей с ОВЗ – детей с интеллектуальной недостаточностью.
Проведенное исследование включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Работа основывалась на том, что наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных навыков и межличностных отношений детей с интеллектуальным недоразвитием могут быть созданы в сюжетно-ролевой игре. В игре ребенок имеет возможность проявлять активность, обдумывать и совер¬шать поступки, видеть их последствия. В ходе реализации игрового сюжета дети с интеллектуальным недоразвитием усваивают нормы нравственного поведения, проявляются и формируют¬ся их нравственные качества, развивается лидерский потенциал.
Проведенный констатирующий эксперимент позволил сформулировать следующие выводы. В исследуемой группе большинство учащихся имеет неблагоприятный статус. Низкий уровень благополучия взаимоотношений означает неблагополучие большинства детей класса в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Значение взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в классе, то есть свидетельствует о разобщенности детей на отдельные группировки по два-три человека. Коммуникативные умения большинства учащихся с интеллектуальным недоразвитием развиты недостаточно.
На втором этапе исследования нами был проведен формирующий эксперимент, направленный на улучшение коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Целью формирующего этапа исследования явилось преодоление отрицательных характеристик эмоционального состояния детей с интеллектуальным недоразвитием, выявленных на констатирующем этапе исследования и улучшение межличностных отношений в процессе игровых занятий.
Формирующий эксперимент был представлен комплексом разнообразных сюжетно-ролевых игр, направленных на повышение активности каждого ребенка при исполнении той или иной роли (птенца, паровозика, волшебника и т.п.). При этом значимым моментом каждого занятия было то, что в процессе эксперимента отмечался успех каждого ребенка (даже самый незначительный) в процессе игры. Тем самым в ребенке укреплялась уверенность в том, что в определенной сфере деятельности, например, в подвижной игре, или, напротив, в игре, требующей приложения интеллектуальных усилий, он может быть лучшим. В процессе формирующего эксперимента обращалось внимание на улучшение взаимодействия детей в процессе совместной деятельности, на стабилизацию их взаимоотношений.
Проведенный нами контрольный срез и статистическая обработка результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволили сделать вывод, что сформулированная в начале исследования гипотеза о том, что проведение игр, направленных на создание ситуации успеха, развитие коммуникативных навыков, на снятие агрессивных тенденций, на создание эмоционального благополучия, будут способствовать улучшению межличностных отношений учащихся, нашла свое подтверждение.



1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – Москва: Педагогика, 2012. – 329 с.
2. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. – Санкт-Петербург: Союз, 2007. – 224 с.
3. Клейберг, Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах / Ю.А. Клейберг. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – 142 с.
4. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1984. – 618 с.
5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – Москва: Педагогика, 2010. – 135 с.
6. Москаленко, Н.В. Формирование правильных взаимоотношений с окружающими у умственно отсталых детей-сирот и детей / Н.В. Москаленко //Дефектология. – 1993. – № 3. – С.26-29.
7. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 317 с.
8. Слуцкий, В.М. Влияние оценки взрослого на формирование отношения к себе у детей / В.М. Слуцкий. – Москва: Педагогика, 1986. – 177 с.
9. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – Москва: Просвещение, Владос, 2014. – 210 с.
10. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 287 с.
11. Ушинский, К.Д. Сочинения в 4-х т. Т.2 / К.Д. Ушинский. – Москва: Педагогика, 1981. – 382 с.
12. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 1999. – 218 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ