Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в 5
дошкольной образовательной организации 5
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья и их особые 5
образовательные потребности 5
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными 8
возможностями здоровья: понятие, сущность 8
Глава 2. Экспериментальная работа по психолого-педагогическому 15
сопровождению детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации 15
2.1. Из опыта работы МБДОУ-детский сад по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ 15
2.2 Разработка программы психолого-педагогического сопровождения 19
детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации 19
Заключение 25
Список литературы 26
Сегодня в мире педагогики происходит очень много изменений изменения, которые затрагивают систему специального коррекционного образования, в частности происходит смена парадигмы, идет смена от содержания и ориентация на индивидуальную работа с ребёнком, учитывая его возможности, потребности и характеристики, особенно индивидуализация актуально в работе с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья.
Потому что, при работе с такими детьми очень важно соблюдать их личные темп и продуктивность, усвоение знаний. Задачей успешной социализации таких детей, конечно, является полноценное их участие в жизни общества, это значит, они должны получать качественное здоровье и образование, такое право закреплено за детьми с ограниченными возможностями здоровья в письме Минобрнауки РФ №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Также право получения образования с учётом своих потребностей закреплено за детьми с ограниченными возможностями и Федеральным Законом номер 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
На основании этих документов ФГОС определяет особые условия для того чтобы дети с ограниченными возможностями получили качественное образование поэтому тема моей работы актуальна, ведь психолого-педагогическое сопровождение детей у которых имеются ограниченные возможности здоровья это совместная деятельность специалистов таких как врачей педагогов-психологов то есть в работе с такими детьми нужен именно комплексный подход.
Объект исследования это психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования- это дети с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное учреждение №…
Цель работы- исследовать проблему и создать программу психолого-педагогического сопровождения детей ОВЗ в дошкольном учреждении.
Для этого в работе поставлены следующие задачи:
- определить особенности и особые потребности в образовании детей с ОВЗ
- проанализировать само понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения таких детей
- рассмотреть опыт работы детского сада города Нижний Новгород по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ
- разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
При написании работы я использовала такие методы как анализ обобщение сравнения это теоретические методы эмпирические методы конечно же наблюдение анализ обработка база исследования- это детский сад №.
Моя курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Ребёнок с ОВЗ- это физическое лицо, у которого присутствуют те или иные недостатки в психическом, психологическом или физическом развитии.Данные недостатки препятствуют получению образования в обычных условиях, с обычными детьми, и данные недостатки, конечно же, требуют подтверждения и заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ-это создание определенных условий в детском саду, где сначала выявляется, а потом оказывается коррекционно-педагогическая помощь детям, которые имеют те или иные отклонения в развитии. Помощь оказывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель такой работы-комплексно подойти к вопросу развития детей с ОВЗ, необходимо профессионально и корректно помочь им в освоении программы. Именно поэтому ФГОС содержит положения, посредством которых предоставляется возможность найти подход к ребенку с учетом его образовательных потребностей.
Очень важно предоставить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, начиная еще с процесса получения ими дошкольного образования.
Ведь в семьях, в которых воспитываются дети с ОВЗ очень важно, чтобы у их ребенка по максимуму были развиты его способности и удовлетворены потребности в образовании. Это поможет ему максимально корректно и безболезненно интегрироваться в социуме.
Именно это является причиной, почему так важно для родителей получить своевременную помощь в лице дошкольного учреждения в воспитании этой категории детей.
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. – М.: СФЕРА, 2015. – 21с.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения – 15.02.2021)
3. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ. М., 2018. – 48с. (дата обращения: 15.02.2021)
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/71044750/
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения – 16.02.2021)
6. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
7. Алехина, С.А. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции [текст] / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с
8. Афонькина, Ю.А. Технология комплексного психологопедагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста [Текст]: методические разработки для специалистов дошкольного образования / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. – Мурманск, 2010. – 8 с
9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 289 с.
10. Бортникова И. Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-ovz.html (дата обращения – 15.02.2021)
11. Баряева, Л.Б. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. / Под.ред. проф. Л. В. Лопатиной. – СПб., 2014. – 386 с
12. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2018
13. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. — М.: Олма Медиа Гр., 2013. — 448 c
14. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы/ О. Г. Приходько [и др.]. – М.: Издательство МГПУ, 2014 – 102с. (серия «Инклюзивное образование»).
15. Дети с ОВЗ в ДОУ. Источник: http://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou. (дата обращения – 15.02.2021)
16. Инклюзивное образование: нормативно-правовое и ресурсное обеспечение образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Семинар-совещание ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования». Екатеринбург. – 2017
17. Интеграция детей-инвалидов в среду здopовых детей: социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможнocтями здopовья // Вocпитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 2. — С. 3–6.
18. Качимская А.Ю. Специфика психологического сопровождения детей в условиях инновационного образовательного пространства на этапе перехода из ДОУ в начальную школу – Кемерово, 2002. – 201 с.
19. Козырева, О.А. Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / О.А. Козырева // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики» – 2014. URL: http://www.nautehjournal.ru/index.php/ru/--gn14-09/1297-a (дата обращения: 04.03.2021).
20. Музафарова, Е. А. Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 89–91. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1705/ (дата обращения: 15.02.2021)
21. Нищева, Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст]: Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. – 240 с.
22. Панова И.Г. Психологическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ: детско-родительская игра "Школа понимания" // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009-2010 уч.год. URL: http://festival.1september.ru/articles/579154/(дата обращения – 20.02.2021)
23. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995.
24. Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. URL: http://logoportal.ru/statya-12940/.html(дата обращения – 19.02.2021)
25. Самсонова, Е.В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. — М.: МГППУ, 2015. — 528 с
26. Самсонова, Е.В. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Текст] : сборник методических рекомендаций / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2014. – 203 с
27. Скибицкий, Э.Г. Комплексный подход как методологическая основа разработки дидактического обеспечения образовательного процесса в ВУЗЕ [Текст] // журнал Менеджмент и образование., 2016. – № 1. – С.149- 150
28. Соловьева, С. В. Индивидуальная образовательная программа в образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы обл. науч.- практ. конференции 12 февраля 2008 г. / Екатеринбург: ИРРО, 2008. – С. 280 – 283.
29. Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
30. Вакорина Т. А.Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ".URL:http://dc7-pz.ucoz.ru/load/starshij_vospitatel_vysshej_kvalifikacionnoj_kategorii_vakorina_t_a_quotkompleksnoe_soprovozhdenie_rebenka_s_ovz_v_uslovijakh_douquot/10-1-0-15(дата обращения – 19.02.2021)
31. Шестакова, Е.Ю. Создание специальных образовательных условий для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Методические рекомендации для специалистов ПМПК / Е.Ю.Шестакова, учитель- дефектолог ГБУ НСО «ОЦДК», Л.В.Марголина, учитель-логопед ГБУ НСО «ОЦДК», О.И.Волосач, учитель-логопед ГБУ НСО «ОЦДК». – Новосибирск, 2016. – 79 с.
32. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2017
33. Якштес В.С. Коррекционная педагогика [Электронный ресурс] // журнал Начальная школа. Всё для учителя. 2015. URL:/ http://www.eosnova.ru/PDF/osnova_12_48_13473.pdf (дата обращения: 02.03.2021).