Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мем как единица контента (на примере сообщества «Лентач»)

Работа №71379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Мем терминологический аспект 2
Мемы в сообществе «Лентач» 12
Заключение
Список использованных источников


Введение. Мем: терминологический аспект
Понятие «мем», несмотря на свою кажущуюся новизну, имеет долгую историю существования. Впервые появившись в книге профессора Р. Докинза «Эгоистичный ген» в 1976 году, этот термин многократно переосмыслялся, заново истолковывался и в результате довольно далеко ушел от своего первоначального, исходного значения. Анализируя механизмы передачи генов в процессе естественного отбора, Р. Докинз пришел к выводу о сходстве генетической и культурной эволюции. По аналогии с эволюцией генетической, основным элементом которой является «ген», отвечающий за наследование свойств живых организмов, профессор Докинз ввел в научный дискурс понятие «мем», функция которого - сохранение и передача культурной информации.
По мере развития науки и технологий термин «мем» перекочевал из меметики в другие отрасли человеческого знания, а затем постепенно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Безусловно, основным каналом распространения мемов является Интернет, хотя зарождаться мемы могут не только в Web-пространстве, но и в кино, в музыке, в живописи и других сферах человеческой деятельности. В научной среде существует большое количество определений понятия «мем». Сам Р. Докинз определил мем как «единицу передачи культурного наследия, культурной имитации». Примерами мемов по Докинзу могут служить популярные мелодии (например, мелодия из рекламы Coca-Cola), модные выражения (популярные в русскоязычном пространстве «Эщкере», «Спулае мулае» и др.), кулинарные рецепты и т.д. Подобное понимание мема крайне широко и последующие исследователи постоянно пытались сузить область толкования данного понятия. Так, Ю.В. Щурина трактует мем с точки зрения сферы его появления и распространения как «единицу информации, объект, который получил популярность - как правило, спонтанно - в среде, обслуживаемой информационными технологиями».
Г. Зайков рассматривает мем с позиций его связи с культурно-информационным контекстом и его коммуникационных возможностей: «Мем — не самостоятельная информационная единица, а традиция момента, культурный иероглиф: он выражает значение понятия, существующего в контексте/местах пересечения контекстов и требующего без использования мема подробного описания, осложняющего общение или просто трудноосуществимого, или невозможного».
Американские исследователи Б. Виггинс и Г. Боуерс определяют мем как жанр. Для того, чтобы понять точку зрения авторов, нужно оговориться, что они используют термин «жанр» не в традиционном смысле, характерном для мира искусства, а в том смысле, который излагают Ш. Базерман и Д. Рассел в своей работе «Writing Selves/Writing Societies: Research from Activity Perspectives on Writing». Жанры, по мнению исследователей, - это «действия, которые направляют и изменяют динамику человеческой культуры». Таким образом, мем, рассматриваемый в качестве жанра, - это «не просто некая формула, которой следуют люди в процессе коммуникации, а сложная система социальных мотивов и культурной деятельности, которая одновременно является и результатом этой коммуникации, и ее стимулом»5.
Л. Грандлинх настаивает на понимании мемов как «элементов, на основе которых строится межличностная коммуникация». Подобная коммуникация помимо множества плюсов, например, легкости и быстроты ее осуществления, имеет и некоторые недостатки. Так, по мнению исследователя, коммуникация при помощи мемов осложняется «не только тем, что медиа-артефакты, при помощи которых создаются мемы, могут быть изменены и использованы во множестве случаях по-разному, но и тем, что в процессе коммуникации не всегда четко определена модель читателя, который должен правильно мем и контекст, из которого мем свою очередь ведет к снижению
Одно из самых полных определений мема, раскрывающих его эксплицитный и имплицитный смыслы, предложила С.А. Шомова: «мем - это совокупность вербальных и невербальных впечатлений, сгусток культурной информации, облеченный в запоминающуюся, броскую форму и способный к репликации, то есть самовоспроизводству и вирусному размножению»7.
Также стоит отметить, что исследователи, изучающие бытование мемов в Интернет-пространстве, применяют термин «Интернет-мем». Основная тенденция толкования данного понятия сводится к общему упрощению смысла мема и большему уделению внимания его вирусной природе, в результате чего мемы начинают восприниматься как просто смешные картинки с котиками, песиками, попугаями и другими абстрактными персонажами, способными набрать большую популярность в Интернет-среде. В обыденном же сознании мемы и вовсе воспринимаются как нечто сродни информационному мусору, «жвачки для мозга». Так Т.Е. Савицкая считает, что «как информация мем - зачастую «пустышка»: либо бессодержателен <...>, либо случаен или недостоверен».
Для избежания недоразумений, стоит разобраться, что именно имеет в виду автор. Безусловно, было бы неправильно сказать, что мемы в Интернете не несут абсолютно никакой информации. Подобное восприятие мема как «пустышки» появляется вследствие специфической природы меметического сообщения, которое преподносит информацию не на «блюдечке с голубой каемочкой», а при помощи намеков (которые можно не понять) и ассоциаций (которые также можно не разгадать). То есть, если и использовать метафору, мем правильнее было назвать не «пустышкой», а «кроликом в шляпе».
Также, Т.Е. Савицкая относит мем к типам remix информации, что, на наш взгляд, не совсем верно. Remix - это один из типов восприятия информации, существующий в comment-культуре. Внутри comment-культуры, как считает И. Дацкевич, существуют несколько типов восприятия и осмысления информации: • Remark - тип осмысления информации, подразумевающий добавление к уже сказанному, а не создание чего-либо нового. Как замечает И. Дацкевич, «remark — это высказывание, но высказывание, никогда не бывающее абсолютно самостоятельным. Это своего рода post scriptum к чужому высказыванию».
• Remix - тип восприятия информации, не подразумевающий даже примитивного осмысления и рефлексии. По мнению, И. Дацкевича «remix — это информация, которая транслируется из сознания в сознание, не требуя их функционирования в качестве реципиентов. Это то, что многие называют «информационным вирусом» и что я предпочитаю воспринимать, скорее, как симптом главной болезни общества массового типа — отсутствия индивидуальной воли».
Понимание мемов как вида remix информации обусловлено, с одной стороны, их визуальной составляющей, которая обычно выражена кадром из фильма, видеоклипа, известным мем-форматом11или любым другим объектом массовой (чаще всего) культуры, и с другой стороны, их способностью к репликации, то есть копированию и самокопированию, к быстрому «размножению» в медиапространстве. Однако подобный взгляд на мемы основывается на поверхностной оценке этого явления. Нельзя забывать, что мем всегда эмоционально окрашен и несет под собой оценку, зачастую достаточно радикальную, но незаметную, вследствие иронического характера коммуникационного сообщения. Об эмоциональной окрашенности мема пишет и А. Столетов: «Мемы вызывают эмоциональную реакцию. Причем довольно часто - с негативным, провокационным "тинэйджерским" оттенком. Часто это может быть смех, некое пренебрежение, неприятие, сарказм, явный или скрытый страх. Эмоционально окрашенная информация лучше обращает на себя внимание. Эмоции (в данном случае - неважно какие) являются важным фактором для первоначального запоминания мема и стимулом для дальнейшего его распространения и осмысления»12. То есть, можно сказать, что мем - это эмоциональная реакция, эмоциональное высказывание на счет какого-либо события, явления, происходящего или же произошедшего в мире, апеллирующее к образцам культуры в широком смысле этого слова и выраженное при помощи графики. Исходя из предложенного нами рабочего определения «мема», которое пойдет в теоретическую копилку толкований сущностей этого явления, видно, что мем можно отнести как к типу remark, так и к типу remix.
Но своеобразие мемов не исчерпывается спорами о его толкованиях. Важным также представляется вопрос о месте «зарождении» мема и процессе этого «зарождения». А. Марвик говорит о меме как о «части партисипаторной Интернет-культуры, находящейся в постоянном развитии». Т.Е. Савицкая относит мем к элементам так называемого «сетевого постфольклора». Местами «зарождения» мемов Ю.В. Щурина считает «различные интернет- сообщества (блоги, форумы, чаты, группы в социальных сетях и т.п.)»15. Ксенофонтова И.В. даже предлагает несколько «сценариев распространения зарождения мема»:
1. «Вот, к примеру, такой сценарий зарождения мема. В некоем интернет-сообществе некто задает нелепый/глупый вопрос или делает опечатку. В контексте подобная оплошность кажется большинству смешной. Если мем приживается, то он начинает распространяться теми, кто в "теме",т.е. в аналогичных контексту ситуациях люди повторяют вопрос или фразу с опечаткой. А дальше мем начинает распространяться как будто бы сам по себе, поскольку не все интересуются первоначальным контекстом, но понимают общий смысл, или же повторяют мем, так как фраза кажется смешной».
2. «Другой сценарий: появление мема на “ровном месте”. Примером может послужить фраза “Меня интересуют только мыши, их стоимость и где приобрести". Эта фраза была приведена как пример неудачного интереса (на странице информации о пользователе в блоге). Тем не менее фраза показалась всем смешной, на ее основе, например, было сочинено множество стихотворений».
При помощи разных формулировок исследователи пытаются донести один и тот же смысл: мемы - это один из типов user-generated content. Безусловно, ранее это являлось правдой, но, принимая во внимание тот факт, что в наше время мемы перестали быть просто способом расслабиться, а стали восприниматься как тип коммуникационного сообщения, которое пытаются внедрить в свою деятельность специалисты по рекламе, PR- технологи и другие многочисленные представители медиаиндустрии, говорить о меме как об отдельном виде UGC было бы неверно.
Как отмечает В. Пуля «мемами, как специями, можно сдобрить любую информацию, чтобы ее удобнее было проглотить. Информационная повестка дня — это манная каша, а мем — ложка бабушкиного малинового варенья. Его «подвешивают» вместе с новостью, и — о чудо! — сообщение заиграло новыми красками»18. Использование мемов российскими СМИ давно перестало быть чем-то экстраординарным и шокирующим. Особенно «комфортно» мемы чувствуют себя в сфере новых медиа. Помимо многочисленных пабликов в социальной сети «ВКонтакте», телеграм-каналов и инстаграм-аккаунтов с мемами существуют и специализированные медиа, занимающиеся производством мемов (например, «Лентач»).
Сразу стоит оговориться, что под производством мемов мы не имеем в виду понятие «forced-mem», о котором часто говорят теоретики и медиапрактики, полностью разделяя их мнение о том, что «наиболее успешные мемы, как правило, зарождаются спонтанно; искусственные мемы быстро опознаются и, строго говоря, мемами не являются»19. Вторит исследователю и Н. Лихачев, сооснователь интернет-проекта TJournal: «Появление мемов - это всегда случайность. Попытаться создать мем можно, но нет никаких гарантий, что получится это сделать. Есть такое понятие, как forced-mem, то есть мем, который пытаются продвинуть его создатели. Но обычно это выглядит искусственно и натянуто, пользователи такие попытки сразу распознают. Такие мемы, когда их перестают продвигать, сразу тухнут».
Под производством мемов мы понимаем использование определенных мем-форматов или же других любых объектов массовой культуры для визуализации информационных сообщений. Н.А. Зиновьева относит такие мемы к категории «мемов-событий» и «мемов-новостей». Исследователь считает, что «одно событие может отражать целая плеяда мемов», в результате чего «пользователь получает интерпретацию одной и той же идеи через разные мемы», а «уже выученные смыслы мемов заставляют смотреть на событие под тем или иным углом».
Визуализация в современных медиа играет большую роль, так как она дает возможность «зацепить» интернет- пользователя в условиях пассивного медиапотребления. Использование мемов в сфере новых медиа с целью визуализации информации является достаточно новым
способом производства контента. Анализу особенностей мема как единицы контента в новых медиа и будет посвящено данное исследование.
Цель исследования - определить, каковы особенности функционирования мема в качестве единицы контента в сфере новых медиа.
Задачи исследования:
1. Понять, какими характеристиками должно обладать
информационное сообщение для того, чтобы оно могло быть упаковано в форму мема.
2. Сравнить частоту использования мема, как самостоятельной информационной единицы и как аттрактивного компонента в интернет-коммуникации.
3. Выявить, информационные сообщения какой тематики,
тональности и масштабности чаще всего переупаковываются в мем.
4. Установить, влияет ли наличие персонажа и его масштабность на возможность переупаковки информации в мем.
5. Рассмотреть наиболее часто используемые способы конструирования и мема и его подачи аудитории.
6. Сравнить количество лайков, репостов на постах с мемами и без них, но с наличием визуального контента.
7. Оценить виральность меметического сообщения и его способность к репликации.
8. Выяснить, каким образом информационная повестка влияет на формирование меметического контента.
Предметом исследования нам представляются особенности преобразования информационного сообщения в мем, целесообразность такого подхода с точки зрения реакции аудитории, а также влияние крупных инфоповодов на создание мемов.
Объектом исследования станут мемы, представленные в паблике социальной сети «ВКонтакте» «Лентач»
Также, разумно задать следующие исследовательские вопросы:
1. Какими характеристиками должно обладать информационное сообщение для того, чтобы его было можно преобразовать в мем?
2. Влияют ли «крупные» инфоповоды на процесс создания мемов? Если влияют, то каким образом?


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав мемы в медиа «Лентач», в соответствии с целями и задачами исследования, можно сделать следующие выводы:
• Мемы в «Лентаче», прежде всего, выполняют аттрактивную функцию. Это объясняется тем, что по своей специфике мем не может передать полноценный объем информации, необходимый для пользователя, так как в нем сосредоточен лишь определенный сгусток информации, почти всегда оценочной, что не раскрывает в полной мере значение события, описываемого в полном материале.
• При всей оценочности информации, заложенной в мем, он чаще всего является нейтральным, так как смеховой элемент нивелирует многие негативные моменты и эмоции, вызванные инфоповодом. Также мем может иметь отрицательную тональность. Чаще всего мем заряжен эмоцией печали, но в некоторых специфических случаях спектр эмоций может расширяться, включая в себя такие эмоцие как шок, испуг, раздражение. Пикчеров «Лентача» можно рассматривать и как профессионалов, и как обычных пользователей.
• Что касается тематического разнообразия мемов, то невозможно определить четкий круг тем информационных сообщений, который упрощает процесс переупаковки информации в мем, так как совершенно разные по тематике информационные сообщения с разным успехом, но все же поддаются, преобразованию в мем. При этом информационная повестка дня не создает тематического информационного перекоса, что свидетельствует о том, что редакторы «Лентача» составить объективную, наиболее полную картину событий, происходящих в стране и мире. Также стоит отметить, что для мемов характерна тематическая комплексность и интертекстуальность.
• Для конструирования мема, безусловно, важно наличие персонажа, даже абстрактного, так как это упрощает процесс кастомизации мем-формата. При этом масштабность персонажа не играет большой роли.
• Среди способов конструирования мемов самым популярным является использование популярных мем- форматов, что довольно ожидаемо. Примечателен тот факт, что в сфере профессиональных медиа существует тенденция переупаковать сам мем-формат при помощи компьютерной графики, что свидетельствует о более высоком уровне творчества создателей мемов по сравнению с обычными пользователями Интернета. Использование фотожабы является не только способом визуализации информации, но и способом повышения активности среди аудитории: иногда редакторы «Лентача» постят какое-нибудь изображение и предлагают пользователям предложить свои варианты обработки данного фото в Photoshop. Пользователи начинают публиковать свои фотожабы в комментариях, а лучшие из них, по мнению пикчеров, публикуются в самом сообществе, что, в свою очередь, увеличивает лояльность аудитории к медиа.
• Нет определенной зависимости между масштабом
инфоповода и возможности его переупаковки в мем, однако, как показывают данные, информация об общенациональных и мировых событиях значительно чаще преобразуется в мем.
• С точки зрения реакции аудитории, мем привлекает больше внимания, чем другие визуальные элементы.
• Виральность и способность к репликации мемов, представленных в «Лентаче» крайне низка. Подобное явление можно трактовать амбивалентно. С одной стороны, мемы, публикуемые в «Лентаче», представляют собой один из этапов своей репликации и вирусного размножения. С другой стороны, эти мемы не способны к самостоятельной репликации, не способны «вцепиться» в память и «породить» другие варианты мемов, потому в строго концептуальном смысле мемами они не являются. При подобной трактовке разумнее будет использовать понятие «пикча», понимаемое, как визуальное сообщение, построенное при помощи мем-форматов и других визуальных объектов культуры в широком смысле этого слова, и не способное к дальнейшей самостоятельной репликации, вследствие жесткой привязки к информационному поводу.
Подобная многоликость дефиниций объясняется тем, что особенности мемов как единицы контента в профессиональных медиа не до конца исследованы. При этом, не стоит забывать, что на место старых мемов всегда приходят новые мемы, что свидетельствует о том, что в будущем мемы все больше и больше будут интересовать научных исследователей и практиков индустрии.



1. Дацкевич И. Феномен массовой культуры. 2012.
[Электронный ресурс]
Режим доступа: https://polutona.ru/books/datskevich-
fenomen-p1.pdf
2. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. - 318 с.
3 .Зайков Г. Коротко о мемах. 3.10. 2016. [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://syg.ma/@zaykov/korotko-o-miemakh
4. Зиновьева Н.А. Воздействие мемов на интернет- пользователей. Типология Интернет-мемов // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 1. [Электронный ресурс]
Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/vozdeystvie-memov-na-internet-polzovateley-tipologiya-internet-memov
5. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг. Интернет и фольклор. Сборник статей/Отв. ред. Каргин АСМ: Государственный республиканский центр русского фольклора. 2009:285-94.
6. "Попытка оседлать мем — это всегда фальшиво". Никита
Лихачев — о Ждуне, Grumpy Cat и "вежливых людях" // Коммерсант. 04.02.2017.
URL: https://www.kommersant.ru/doc/3207527. Дата
обращения: 31.01.2019.
7. Медиафеномены. Мемы и вирусы — секрет успеха // Лекторий BBDO [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bbdoblog.ru/2016/09/16/mems/
8. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой
культуры [Электронный ресурс]
Режим доступа:
http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/art icles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf
9. Столетов А. Мемы: мифы и реальность [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.advertology.ru/article74564.htm
10. Шомова С.А. Мемы как они есть: Учеб. пособие / С. А.
Шомова. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. - 136 с.
11. Шомова С.А. Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности [Электронный ресурс]
Режим доступа:
https://www.hse.ru/data/2015/04/27/1098324363/Шомова.pdf
12. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-
коммуникации / Лингвистика дискурса. 2012. Вып. 3. Филология [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/internet- memy-kak-fenomen-internet-kommunikatsii
13. Marwick A. Memes [Электронный ресурс] Режим доступа:https://contexts.org/articles/memes/
14. L. Grundlingh. Memes as speech acts [Электронный ресурс]
Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/315685679_Memes_ as_speech_acts
15. Limor Shifman. 2014. “The cultural logic of photo-based meme genres.” Journal of Visual Culture, 13, 3, Pp. 340-358.
16. Wiggins B. and G. Bowers. Memes as genre: A structurational analysis of the memescape [Электронный
ресурс]
Режим доступа:
http://www.academia.edu/7188744/Memes as Genre A Structurational Analysis of the Memescape


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ