ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 11
ИССЛЕДОВАНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОХРАНЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ
1.1 Теоретическое обоснование проблемы вовлечения 11
молодежи в деятельность по сохранению традиционных ремесел
1.2 Опыт вовлечения молодежи в деятельность по 14
сохранению традиционных ремесел
1.3 Анализ нормативно-правовой базы Российской 19
Федерации в области вовлечения молодежи в деятельность по сохранению традиционных ремесел
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ 24
МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОХРАНЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ И ЕЕ ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ
2.1 Проблемное исследование целевых групп (на 24
примере Белгородского района)
2.2 Паспорт проекта «Проведение творческого квеста 46
«День русских традиций»
2.3 План управления проектом «Проведение творческого 66 квеста «День русских традиций»»
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА ПО 67
ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОХРАНЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЕСЕЛ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Показатели реализации проекта «Проведение 67
творческого квеста «День русских традиций»» и его социальной эффективности
3.2 Описание мероприятий проекта «Проведение 68
творческого квеста «День русских традиций»»
3.3 Условия коммерциализации проекта «Проведение 71
творческого квеста «День русских традиций»»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Духовное воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Молодежь всегда определяла вектор развития государства, именно поэтому так важно передать ей традиции российской культуры, духовно-нравственные ценности нашего народа. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года говорится, что: «Сохранить свою идентичность крайне важно в бурный век технологических перемен, и здесь невозможно переоценить роль культуры, которая является нашим общенациональным цивилизационным кодом, раскрывает в человеке созидательные начала».
По словам академика Д.С. Лихачева: «Культура - это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». Российская общекультурная общность, связующая народны в единый общекультурный организм, способствует сохранению целостности страны. Народная культура, составной частью которой являются народные ремесла и промыслы, является базисом национального самосознания, педагогики, национального характера.
Под народными ремеслами понимается одна из форм народно- художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий посредством ручного труда. Ценность народных ремесел и народно-художественных промыслов состоит в том, что из поколения в поколение передаются не только технологические приемы ручного труда, сколько мировоззренческие установки, образное отражение национальных устоев.
Говоря о формировании у молодежи национального самосознания, национальной самоидентичности, ценностного отношения к Родине, следует заметить, что именно народные ремесла могут служить практическим воплощением патриотических воззрений. К сожалению, сегодня можно отметить такие негативные явления как засилье массовой культуры, огульное заимствование чужих этических и культурных норм и традиций, утрата традиционных эталонов и ориентиров нравственного поведения. Молодые люди зачастую не только не знают традиций родного народа, но и не считают нужным знакомиться с ними. Причиной этого становится вовсе не доступность образцов западной культуры в информации в сети интернет, а отсутствие самоидентичности, национального самосознания, уважения к своей стране.
В то же время существуют и иные тенденции. Несмотря на влияние западной культуры, молодые россияне все чаще интересуются прошлым своих предков . В моду входит этно и экотуризм, все большее количество людей привлекает исследование жизни русской провинции. Участие в этнографических экспедициях дает возможность молодым исследователям получить те знания, которые должны были передаваться из поколения в поколение. Зачастую городская молодежь испытывает больший интерес к традиционной культуре, чем население сел и деревень.
Получили распространение различные формы приобщения молодежи к культурному наследию предков, в том числе и к ремесленной деятельности. Это фестивали и праздники, целевые программы, организация работы общественных объединений, клубных формирований, экспедиционная работа и т.д. Путем реализации различных проектов стало возможным вовлечение молодых людей в деятельность творческих объединений, участие в реконструкции жизни предков. Все это способствует усвоению морально-нравственных ценностей, характерных для русского народа: многодетность, уважение к старшему поколению, крепкие семейные отношения и т.д.
Большое внимание сохранению национальной идентичности и традиционной культуры уделяется сегодня Государственной молодежной политикой. Среди приоритетных задач, изложенных в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» выдвигается и задача формирования системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, которая предусматривает создание условий для воспитания молодежи, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия. Для решения этой задачи среди прочих мер предлагается вовлекать молодежь в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия народов страны и традиционных ремесел. Поддерживается работа по освоению молодежью традиционных ремесел и через систему грантовой поддержки социальных проектов, что дает возможность рассчитывать и на необходимые финансовые вливания.
Таким образом, можно сделать вывод, что тема взаимодействия народной культуры и молодежной политики является актуальной. Сохранение традиционных ремесел, как один из элементов народной культуры может быть представлен в современном формате и привлечь большое количество молодых людей. Множество программ по сохранению самобытной культуры нашей страны способствует разработке новых проектов среди молодежи, а грантовая поддержка способна обеспечить их реализацию.
Степень научной разработанности темы исследования. Вовлечение молодежи в деятельность по сохранению традиционных ремесел не является популярной темой среди исследователей, однако существует ряд работ, которое раскрывают данную проблематику.
Рассматривая понятие «молодежь» значение имели труды отечественных ученых: «Молодежь: будущее России» И.М. Ильинского, «Социология молодежи» В.Т. Лисовского, «Молодежь как социальная категория» И.С. Кона, С.Н. Иконниковой , которые раскрывали ее роль и место в современном обществе. Говоря о молодежи, следует отметить, что именно в этот период происходит поиск жизненных ценностей. Сущность и природа ценностей молодого поколения, в частности процесс их формирования, рассматривались в работах З.Т. Голенковой, Ю.А. Зубок, В. Лукова . Вопрос приобщения молодежи к традиционной культуре освещал в своих работах Б.С. Лихачев .
Интересны труды М.Н. Некрасовой, посвященные проблемам сохранения промыслов и ремесел, однако молодежная проблематика в них затронута лишь частично .
Исследования А.Г. Кулешова посвящены приобщению детей и молодежи к традиционным народным ремеслам, однако они касаются не столько популяризации ремесел, сколько лишь непосредственного их освоения. Также, к данной тематике можно отнести работы Л.В. Шевчук.
Наиболее близка к теме исследования диссертация Р.И. Салаховой «Формирование ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов» . В диссертации четко разработан понятийный аппарат, выявлены проблемы и определены пути их решения, однако основной упор автор делает на профессиональное образование молодежи в сфере народных промыслов.
В работах А.Г. Кулешова и Т.Е. Скобликова рассматривается взаимодействие органов государственной молодежной политики и представителей традиционных ремесел. Авторы описывают опыт Курской, Воронежской и Липецкой областей.
В Белгородской области, исследованием народной культуры занимается известный фольклорист В.М. Щуров. Основным направлением его деятельности является собирание и изучение народных песен, однако в своих работах он также упоминает традиционные ремесла, характерные для каждой местности.
Народная культура как предмет научного исследования выступает в работах О.П. Пшеничных. Можно отметить совместную работу Т.Ю. Вереитиновой, А.Ю. Галиченко, Л.И. Азаровой по изучению такого явления как «праздник». В ней авторы описывают результаты исследования «Отношение жителей города Белгорода к проблемам сохранения традиционной культуры в современном праздничном пространстве региона» .
Анализ научных работ, посвященных проблеме вовлечения молодежи в деятельность по сохранению традиционных ремесел, позволяет сделать вывод о том, что при общем интересе к данному вопросу, он до сих пор не решен на уровне теоретического знания. Многие положения остаются недостаточно разработанными и носят дискуссионный характер.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью повышения интереса молодых людей к сохранению народной культуры и недостаточной эффективностью практик взаимодействия органов молодежной политик и учреждений культуры.
Объект исследования - деятельность по сохранению народной культуры и традиционных ремесел.
Предмет исследования - механизмы вовлечения молодежи в сохранение и популяризацию народных ремесел.
Цель исследования - разработка проекта по вовлечению молодежи в деятельность по сохранению традиционных ремесел на территории Белгородского района.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическо-методологические основы вовлечения молодежи в деятельность по сохранению традиционных ремесел;
2. Проанализировать проблему вовлечения молодежи Белгородского района в деятельность по сохранению традиционных ремесел и ее проектное решение;
3. Описать мероприятия проекта «Проведение творческого квеста «День русских традиций»» и обосновать его социальную эффективность.
Теоретико-методологические основы исследования составили теории личности и мотивации (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, П.М. Якобсон ); теории социального и педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова, А.А. Бодалев, М.С. Каган ); теории социализации человека (И.С. Кон, Мудрик, Т.М. Трегубова ); концепции о стилистике традиционного народного художественного промысла (И.Э. Агапова, В.А. Барадулин, И.Я. Богуславская, Н.М. Ведерникова ); концепции организации досугово-развлекательной деятельности молодежи (Н.Ф. Максютин, А.Д. Жарков ).
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы научного познания: системный анализ источников и научной литературы, изучение и обобщение практического опыта, вторичный анализ социологических исследований, анкетирование и социальное проектирование.
Эмпирическая база исследования:
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации, ее субъектов, регулирующие сферу культуры и молодежной политики:
- Федеральный закон от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» ;
- Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» ;
- Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» ;
- Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 года №2800-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года» ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года №2570-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403-р» .
2. Вторичный анализ данных социологического исследования «Духовно-нравственные ориентиры студенческой молодежи». Руководители: Н.Д. Никитина, В.А. Федотов. Число участников опроса - 293 респондента. Анкетный опрос молодежи из 26 регионов России .
3. Данные исследования Фонда общественного мнения на тему «Ориентиры и ценности молодых россиян». Число участников опроса - 624 респондента. Анкетный опрос молодых людей из 32 регионов России.
4. Авторское исследование «Вовлечение молодежи в деятельность по сохранению традиционных ремесел (на примере Белгородского района)». Выборка - стихийная. Число участников опроса - 146 человек. Анкетирование обучающихся общеобразовательных и высших профессиональных образовательных учреждений, а также рабочей молодежи муниципального образования.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Духовно-нравственное воспитание молодежи невозможно сегодня без обращения к народной культуре, народным традициям. Традиционные ремесла как часть народной культуры способствуют формированию национальной идентичности, интереса к истории родины, формируют эстетический вкус, приобщают детей к творчеству.
В ходе работы над исследованием были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретико-методологические основы вовлечения молодежи в деятельность по сохранению народных ремесел. Анализ источников и литературы показал, что деятельность по сохранению ремесел - составная часть работы по сохранению народной культуры в целом. Она подразумевает как знакомство молодежи с ремеслами, так и их практическое освоение, поисковую и охранную деятельность. Значение деятельности по сохранению народных ремесел для формирования духовно-нравственных качеств личности трудно переоценить, так как в процессе данной деятельности молодой человек усваивает исторически сложившиеся моральные устои общества, чувствует связь поколений, ощущает свою принадлежность к родному народу, осознает связь с его прошлым и настоящим, его культурой.
Опыт деятельности в этом направлении, накопленный в Белгородской, Курской и других областях говорит о большом интересе молодежи к этому направлению деятельности, указывает на целесообразность данной работы. К сожалению, данный опыт практически не представлен в методической литературе, нуждается в дальнейшем обобщении.
Деятельность по сохранению народных ремесел преимущественно ведется учреждениями культуры, однако и организации, реализующие государственную молодежную политику, могут внести в нее свой вклад . Особенно актуальна такая работа в Год добровольца, когда активизировалась деятельность волонтеров, в том числе и в направлении культурного добровольчества.
2. Проведено авторское исследование, которое позволило выявить как степень заинтересованность молодежи знаниями о народных ремеслах, так и источники этих знаний, наиболее интересные и целесообразные формами работы в данном направлении. Молодежь имеет представления о необходимости сохранения народных ремесел, однако большую часть информации получает в образовательных учреждениях, ничтожна часть тех, кто непосредственно осваивает то или иное ремесло. Массовые мероприятия не несут большой познавательной нагрузки в этом направлении. Молодые люди высказывают предпочтение таким видам работы в данном направлении как квест, мастер-класс ремесленника, что позволяет нам проектировать мероприятия в наиболее приемлемом формате. Опрошенные нами эксперты в своих ответах поддерживают мнение о недостаточной работе в направлении сохранения народных ремесел силами органов, осуществляющих молодежную политику, соглашаются с респондентами в выборе форм работы.
Исследование позволило нам выбрать наиболее оптимальную форму работы с молодежью, которую мы и разработали в качестве проекта. В целом, анализ результатов нашего исследования может быть полезен при планировании деятельности молодежных организаций Белгородского района.
3. Разработан проект «День русских традиций», в ходе которого молодежь получит возможность познакомиться с народными ремеслами. Был проведен пилотный вариант мероприятия на базе ЦМИ Белгородского района, которое прошло успешно и вызвало огромный интерес как со стороны участников, так и со стороны организаторов. Реализация проекта возможна на базе любого образовательного учреждения Белгородской области, на базе центров молодежных инициатив, других структур. Считаем необходимым в ходе подготовки мероприятия действовать в союзе с Белгородским музеем народной культуры, факультетом декоративно-прикладного искусства БГИИК, подобными учреждениями соседних областей. Проект может быть реализован и как коммерческий.
1. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9.10.1992 г. №3612-1 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW _1870/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огеп
2. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 г. №54-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru /document/ cons_ doc _LAW_10496/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огеп
3. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 г. №74-ФЗ // [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огеп
4. Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 г. №7-ФЗ // [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огеп
5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении основ государственной молодежной политики на период до 2025 года» от 29.11.2014 г. №2403-Р // [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://static. government.ru/media/files/ceFXleNUq.pdf. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огеп
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года» от 14.12.2017 г. №2800-р // [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/_document/ cons _doc _LAW _2 85497/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огеп
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403-р. // [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://government.consultant.ru/ documents/3706503. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
8. Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета // [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_211159/1073e6713a521 c46f947fd33b25bcc4b4dbca846 /#dst100020. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
9. Муниципальная программа Белгородского района «Развитие культуры и художественного творчества Белгородского района на 2014-2020 годы» // [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://belrn.ru /celevye- programmy. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
10. Агапова, И.Э. Теоретические основы художественной деятельности в профессиональном образовании [Электронный ресурс] / И.Э. Агапова // Режим доступа к изд.: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines /contents/1 /94/agapova_53.pdf. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
11. Антонова, Е.Л. Народная художественная культура. Учебное пособие [Текст] / Е.Л. Антонова. - Белгород: Мир Белогорья, 2006. - 42 с.
12. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г. Асеев. - М.: Просвещение, 1976. - 83 с.
13. Асланова, Е.С. поликультурное воспитание учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству [Текст] / Е.С. Асланова. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2012. - 16 с.
14. Ассоциация «Народные художественные промыслы России» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://nkhp.ru. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
15. Барадулин, В.А. Народная роспись по дереву [Текст] /
В.А. Барадлин. - Пермь: Научная книга,1987. - 98 с.
16. Богуславская, И.Я. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея [Текст] / И.Я. Богуславская. - СПб.: Знание, 1985. - 98 с.
17. Бодалев, А.А. Теоретические основы социальной психологии [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1996. - 41 с.
18. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович. - М.: ВЛАДАС, 1995. - 4 с.
19. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка [Текст] / Н.М. Ведерникова. - М.: АСТ, 1975. - 68 с.
20. Вереитинова, Т.Ю. Праздник как историко-антропологический феномен [Электронный ресурс] / Т.Ю. Вереитинова, А.Ю. Галиченко, Л.И. Азарова // Режим доступа к изд.: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/prazdnik-kak- istoriko-antropologicheskiy-fenomen. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег
21. Власова, И.М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте [Текст] Z И.М. Власова. - М.:Педагогика,2005. - 15 с.
22. Голеикова, 3.Т. Профессионалы на рынке труда. Россия реформирующаяся [Текст] / З.Т. Голикова. - М.: Просвещение, 2004. - 42 с.
23. Ерасов, Б.С. Универсалии и самобытность [Текст] / Б.С. Ерасов. - М.: Просвещение, 2002. - 419 с.
24. Ершова, Л.В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования [Текст] / Л.В. Ершова. - М.: Педагогика. - 2012. - 16 с.
25. Жарков, А.Д. Теория культурно-досуговой деятельности [Текст] Z А.Д. Жарков. - М.: Свет, 2007. - 25 с.
26. Захаров, В.М. Поэтика русского танца [Текст] / В.М. Захаров. - М.: Педагогика, 2004. - 440 с.
27. Зубок, Ю. А. Становление и развитие отечественной социологии молодежи. Социологические исследования [Текст] / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М.: Наука, 2008. - 86 с.
28. Иконникова, С.Н., Кон И.С Молодёжь как социальная категория [Текст] / С.Н. Иконникова, И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1970. - 5 с.
29. Ильинский, И.М. Молодежь: будущее России [Текст] / И.М. Ильинский. - М.: Наука, 1995. - 66 с.
30. Каган, М.С. Системный подход как основа в исследовании человеческой деятельности [Текст] / М.С. Каган. - М.: Свет, 1999. - 301 с.
31. Коган, Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры [Текст] / Л.Н. Коган. - Новосибирск: Сфера, 1983. - 57 с.
32. Кон, И.С. НТР и проблемы социализации молодежи [Текст] / И.С. Кон. - М.: Прима, 1987. - 22 с.
33. Кулешов, А.Г. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Приобщение детей к традиционной культуре: глиняная игрушка [Текст] / А.Г. Кулешов. - М.: Эстада, 2001. - 64 с.
34. Кулешов, А.Г. Традиции. Фольклор. Дети. [Текст] / А.Г. Кулешов. - М.: Эстада, 2015. - 7 с.
35. Лаврикова, В.Н. Деятельность общественны организаций по созданию эффективных условий развития творческого потенциала детей и молодежи Брянска [Текст] / В.Н. Лаврикова. - Брянск: Древо, 2016. - 24 с.
36. Лисовский, В.Т. Социология молодежи [Текст] / В.Т. Лисовский. - СПб.: Нева, 1996. - 53 с.
37. Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда [Электронный ресурс] / Д.С. Лихачев // Режим доступа к изд.: http://magazines.russ.ru/ novyi_mi/1994 /8/lihach.html. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
38. Лихачев, Д.С. Русская культура [Текст] / Д.С. Лихачев. - М.: Просвещение, 2000. - 36 с.
39. Луков, В. Социальные и культурные ценностные ориентации молодежи [Текст] / В. Луков. - Екатеринбург: Знание, 2008. - 28 с.
40. Максимович, В.Ф. Становление профессионального образования в народных художественных промыслах как основа качества обучения [Электронный ресурс] / В.Ф. Максимович // Режим доступа к изд.: http://www.art-education.ru/electronic-journal/preemstvennost-professionalnogo- obrazovaniya-v-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslah. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
41. Максютин, Н.Ф. Очерки истории досуга [Текст] / Н.Ф. Максютин. - Казань: Лето, 2003. - 97 с.
42. Маркарян, Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции [Текст] / Э.С. Маркарян. - М.: Путь, 1981. - 72 с.
43. Михайлова, Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики [Текст] / Л.И. Михайлова. - М.: Просвещение, 2002. - 31 с.
44. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Дрофа, 2004. - 14 с.
45. Национальный атлас России. Народные художественные ремесла и промыслы [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://xn--80aaaa1 bhnclcci1cl5c4ep.xn--p1ai/cd4/260-262/260-262.html. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
46. Некрасова, М.Н. Народное искусство России. Народное творчество
как мир целостности [Электронный ресурс] / М.Н. Некрасова // Режим доступа к изд.: https://www.booksite.ru/fulltext/nariskros/text.pdf. - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
47. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры [Текст] / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 68 с.
48. Никитина, Н.Д., Федотов В.А. Духовно-нравственные ориентиры студенческой молодежи [Текст] / Н.Д. Никитина, В.А. Федотов. - Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2012. - 41 с.
49. Пшеничных, О.П. Народная художественная культура как предмет научного исследования [Электронный ресурс] / О.П. Пшеничных // Режим доступа к изд.: https://cyberleninka.ru/article/nZnarodnaya-hudozhestvennaya- kultura-kak-predmet-nauchnogo-issledovaniya. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
50. Салахова, Р.И. Формирование ценностного отношения молодежи к Родине средствами народных художественных промыслов [Электронный ресурс] / Р.И. Салахова // Режим доступа к изд.: http://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya- molodezhi-k-rodine-sredstvami-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
51. Скобликова, Т.Е. Связуя нить времен: традиционное гончарство в культуре Черноземья [Текст] / Т.Е. Скобликова. - Курск: Изд-во КГУ, 2014. - 34 с.
52. Соловьева, Е.З. Социальные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов [Текст] / Е.З. Соловьева. - М.: Дрофа, 2011. - 5с.
53. Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.upo-fco.ru/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
54. Тищенко, М. Экзамены по заявкам: какие ЕГЭ выбирают выпускники в 2017 году [Электронный ресурс] / М. Тищенко // Режим доступа к изд.: https://russian.rt.com/russia/article/381122-vypuskniki-ekzamen-gum-nauki. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
55. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.folkcentr.ru/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
56. Фонд общественного мнения. Самообразование молодежи [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://fom.ru/Nauka-i- obrazovanie/11409. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
57. Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество: книга для учителя [Текст] / Л.В. Шевчук. - М.: Просвещение, 1985. - 36 с.
58. Шпикалова, Т.Я. Этнохудожественное образование студентов вузов культуры и искусства [Текст] / Т.Я. Шпикалова. - Псков: Общество, 2011. - 7 с.
59. Щуров, В.М. Жанры русского музыкального фольклора [Текст] / В.М. Щуров. - М.: Просвещение, 2007. - 52 с.
60. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Литература психологии, 1969. - 16 с.