САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ
ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ... 7
1.1 Психологические особенности самооценки подростков 7
1.2 Характеристика личностной тревожности в подростковом возрасте . 14
1.3 Особенности соотношения самооценки и личностной тревожности и
специфики их коррекции в подростковом возрасте 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
2.3 Программа психологической коррекции подростковой самооценки и
личностной тревожности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ
ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ... 7
1.1 Психологические особенности самооценки подростков 7
1.2 Характеристика личностной тревожности в подростковом возрасте . 14
1.3 Особенности соотношения самооценки и личностной тревожности и
специфики их коррекции в подростковом возрасте 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
2.3 Программа психологической коррекции подростковой самооценки и
личностной тревожности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Проблема формирования самооценки в подростковом возрасте является одной из обсуждаемых и актуальных в зарубежной и отечественной возрастной психологии. Стоит отметить, что на самооценку у подростков в значительной мере воздействует окружающая среда, а именно сверстники, как субъекты ведущей деятельности - общения. Такого рода воздействие способно как благотворно сказываться на подростковой самооценке, так и характеризоваться рядом противоречий: между востребованностью четкого внешнего ориентира для выработки адекватной самооценки и неоднозначностью, множественностью объективных взглядов оценивания окружающих; между потребностью подростка принадлежать референтной группе и стремлением к выделению из этой группы, с отторжением ее оценочных суждений; между желанием осознать свои возможности и трудностями определения желаемого от действительного. Данные противоречия способны приводить подростков к дисгармонии в эмоциональном и поведенческом аспектах.
Необходимость изучения самооценки заключается также в том, что она непосредственно взаимосвязана с такими личностными характеристиками, как самосознание, уверенность, устойчивость, самореализация личности, обеспечивая их высокий уровень развития у человека. Наконец, самооценка представляется как новообразование подросткового возраста, несмотря на имеющиеся ее исследования в детском возрасте.
Проблему формирования самооценки в подростковом возрасте изучали такие психологи, как А. Адлер, И. С. Кон, Л. И. Божович, И. П. Ушакова, А. И. Липкина, М. И. Лисина, Г. М. Дульнеев, Е. И. Сивонько, Е. Т. Соколоваи другие. Помимо определения и основных характеристик развития самооценки, авторами также были рассмотрены структура самооценки, ее место в структуре личности, детерминанты самооценки.
Анализ теоретических разработок и эмпирических исследований позволяет сделать вывод о том, что самооценка подростков - достаточно изученное понятие и в тоже время на большое количество вопросов нет единого, целостного научного ответа. К примеру, остаются открытыми и недостаточно разработанными проблемы единой структурной организации самооценки, процесса самооценивания, а именно внешних и внутренних факторов, определяющих ход, динамику и направление оценивания себя подростками.
К другим, одновременно хорошо изученным и в тоже время спорным, является вопрос о подростковой личностной тревожности. Авторы, анализируя проблему тревожности, называют ее различные виды: ситуативная (Ч. Спилберг), школьная (Р. С. Немов, С.С. Степанов), семейная (Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис), и т.д. Непосредственно личностная тревожность, как психологическая характеристика личности, откладывающая отпечаток на поведение, поступки подростков являлась предметом специального анализа А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Н. Д. Левитов, В. И. Долгова и др. Давно изучено и эмпирически доказано, что самооценка и личностная тревожность подростков взаимосвязаны друг с другом. Тем не менее, в вопросе психологической поддержки подросткам с заниженной самооценкой или завышенной тревожностью, стоит учитывать ситуативный фактор, устанавливающий силу их взаимосвязи. Таким образом, проблема нашего исследования: каково влияние уровня тревожности на самооценку подростков?
Цель настоящей работы - изучить влияние разных уровней личностной тревожности на самооценку подростков.
Объект исследования - самооценка подростков.
Предмет исследования - самооценка подростков с разным уровнем личностной тревожности.
Гипотеза исследования: в ситуации общения со сверстниками, а также в школьной деятельности повышение уровня личностной тревожности подростков приводит к низкой самооценке.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ изучения самооценки подростков с разным уровнем личностной тревожности.
2. Исследовать эмпирическим путем самооценку подростков с разным уровнем личностной тревожности.
3. Разработать программу психологической работы с подростками по коррекции самооценки и снижению уровня личностной тревожности.
Теоретической основой исследования выступили труды по вопросу самооценки подростков А.М. Захаровой, З.С. Курбановой, по проблеме формирования самооценки в подростковом возрасте А.Адлера, И.С. Кона, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, концепция личностной тревожности подростков А.М. Прихожан, А.И. Захарова, Н.Д. Левитова, В.И. Долговой, ситуативной Ч.Спилберга, школьной Р.С. Немова, С.С. Степанова.
Методы исследования
1. Организационные методы - сравнительный метод.
2. Эмпирические или методы сбора данных - психодиагностический метод.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и SPSS) методы, коэффициент корреляции Спирмена.
4. Интерпретационные методы - структурный метод.
В качестве конкретных диагностических методик использовались:
1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан для подростков и юношей для выявления уровня самооценки у подростков;
2. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва;
3. «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) Е.Е. Ромицыной;
4. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.
База исследования
В исследовании приняли участие подростки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева. В исследовании приняли участие 60 подростков (36 мальчиков и 24 девочек) возрастом 12-15 лет.
Структура дипломной работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, с 3 параграфами в каждой главе, заключения, 51 источников использованной литературы, приложений, 5 рисунков и 2 таблиц, объем работы - 52 страницы.
Необходимость изучения самооценки заключается также в том, что она непосредственно взаимосвязана с такими личностными характеристиками, как самосознание, уверенность, устойчивость, самореализация личности, обеспечивая их высокий уровень развития у человека. Наконец, самооценка представляется как новообразование подросткового возраста, несмотря на имеющиеся ее исследования в детском возрасте.
Проблему формирования самооценки в подростковом возрасте изучали такие психологи, как А. Адлер, И. С. Кон, Л. И. Божович, И. П. Ушакова, А. И. Липкина, М. И. Лисина, Г. М. Дульнеев, Е. И. Сивонько, Е. Т. Соколоваи другие. Помимо определения и основных характеристик развития самооценки, авторами также были рассмотрены структура самооценки, ее место в структуре личности, детерминанты самооценки.
Анализ теоретических разработок и эмпирических исследований позволяет сделать вывод о том, что самооценка подростков - достаточно изученное понятие и в тоже время на большое количество вопросов нет единого, целостного научного ответа. К примеру, остаются открытыми и недостаточно разработанными проблемы единой структурной организации самооценки, процесса самооценивания, а именно внешних и внутренних факторов, определяющих ход, динамику и направление оценивания себя подростками.
К другим, одновременно хорошо изученным и в тоже время спорным, является вопрос о подростковой личностной тревожности. Авторы, анализируя проблему тревожности, называют ее различные виды: ситуативная (Ч. Спилберг), школьная (Р. С. Немов, С.С. Степанов), семейная (Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис), и т.д. Непосредственно личностная тревожность, как психологическая характеристика личности, откладывающая отпечаток на поведение, поступки подростков являлась предметом специального анализа А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Н. Д. Левитов, В. И. Долгова и др. Давно изучено и эмпирически доказано, что самооценка и личностная тревожность подростков взаимосвязаны друг с другом. Тем не менее, в вопросе психологической поддержки подросткам с заниженной самооценкой или завышенной тревожностью, стоит учитывать ситуативный фактор, устанавливающий силу их взаимосвязи. Таким образом, проблема нашего исследования: каково влияние уровня тревожности на самооценку подростков?
Цель настоящей работы - изучить влияние разных уровней личностной тревожности на самооценку подростков.
Объект исследования - самооценка подростков.
Предмет исследования - самооценка подростков с разным уровнем личностной тревожности.
Гипотеза исследования: в ситуации общения со сверстниками, а также в школьной деятельности повышение уровня личностной тревожности подростков приводит к низкой самооценке.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ изучения самооценки подростков с разным уровнем личностной тревожности.
2. Исследовать эмпирическим путем самооценку подростков с разным уровнем личностной тревожности.
3. Разработать программу психологической работы с подростками по коррекции самооценки и снижению уровня личностной тревожности.
Теоретической основой исследования выступили труды по вопросу самооценки подростков А.М. Захаровой, З.С. Курбановой, по проблеме формирования самооценки в подростковом возрасте А.Адлера, И.С. Кона, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, концепция личностной тревожности подростков А.М. Прихожан, А.И. Захарова, Н.Д. Левитова, В.И. Долговой, ситуативной Ч.Спилберга, школьной Р.С. Немова, С.С. Степанова.
Методы исследования
1. Организационные методы - сравнительный метод.
2. Эмпирические или методы сбора данных - психодиагностический метод.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и SPSS) методы, коэффициент корреляции Спирмена.
4. Интерпретационные методы - структурный метод.
В качестве конкретных диагностических методик использовались:
1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан для подростков и юношей для выявления уровня самооценки у подростков;
2. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва;
3. «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) Е.Е. Ромицыной;
4. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.
База исследования
В исследовании приняли участие подростки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева. В исследовании приняли участие 60 подростков (36 мальчиков и 24 девочек) возрастом 12-15 лет.
Структура дипломной работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, с 3 параграфами в каждой главе, заключения, 51 источников использованной литературы, приложений, 5 рисунков и 2 таблиц, объем работы - 52 страницы.
Изучение самооценки подростков с разным уровнем личностной тревожности сопровождалось поставкой цели исследования изучить влияние разных уровней личностной тревожности на самооценку подростков. Цель была достигнута при разрешении обозначенных исследовательских задач.
Прежде всего, выполненный теоретический анализ изучения самооценки подростков с разным уровнем личностной тревожности показал, что формирование самооценки в подростковом возрасте базируется на внешней оценке окружающих, на ситуациях жизнедеятельности, в которых находится подросток. В свою очередь личностная тревожность, как психологическая характеристика подростков, во многом определяет не только его эмоциональное состояние, но и в целом поведение, результаты деятельности. Анализ проведенных исследований взаимосвязи изучаемых понятий подростков показал необходимость включения в коррекционную программу повышения самооценки и повышения тревожности работу и с такими личностными особенностями подростков, как коммуникативные навыки и умение самопрезентации, уверенность в себе, способность к самоанализу и другие. Ознакомление с опытом разработки программы коррекции самооценки и тревожности, а также методами, включенными в программу, будет способствовать эффективному наполнению содержания программы и ее действенности при проведении.
На основе полученных теоретических выводов было проведено эмпирическое исследование и выявлены следующие особенности самооценки подростков. Так, они адекватно оценивают свои силы и возможности, но способность к целеполаганию недостаточно развита, что приводит к постановке труднодостижимых целей, недостаточной организованности в поведении и анализе собственной деятельности. За этим следует не только снижение самооценки, но и повышение тревожных состояний. Также личностная тревожность у подростков повышена в школьной среде по причине беспокойства за обучение, его успешность, при взаимодействии со сверстниками, и в ситуациях, когда показывают свои возможности, преподносят себя, раскрывают свои личностные качества перед другими. Кроме того, было обнаружено, что, чем выше себя оценивают подростки, тем больше они испытывают общую тревогу в ситуациях, связанных с оценкой окружающих, взаимоотношениями с ними, в ситуациях самовыражения. В тоже время, неуверенные в своих возможностях подростки склонны также к повышенной тревожности, когда необходимо продемонстрировать, самопрезентовать себя окружающим. Наконец, были получены дополнительные данные, согласно которым подростки, способные ставить перед собой цели и успешно достигать их в учебной деятельности, меньше беспричинно беспокоятся. Полученные результаты предоставили возможность сделать вывод о подтверждении гипотезы о том, что в ситуации общения и взаимодействия со сверстниками, а также в школьной среде самооценка подростка и уровень его личностной тревожности наиболее взаимосвязаны, а именно: повышение тревоги в данных ситуациях влечет снижение уверенности в своих способностях и негативной оценки себя.
Полученные выводы по результатам исследования стали основой для разработки программы психологической коррекции сниженной самооценки и повышенной тревожности подростков, которая приведет к тому, что подростки научатся справляться с причинами тревоги, беспричинного беспокойства, эффективно взаимодействовать с окружающими, занимать активную жизненную позицию, умело себя представлять перед обществом и стремится к саморазвитию.
Прежде всего, выполненный теоретический анализ изучения самооценки подростков с разным уровнем личностной тревожности показал, что формирование самооценки в подростковом возрасте базируется на внешней оценке окружающих, на ситуациях жизнедеятельности, в которых находится подросток. В свою очередь личностная тревожность, как психологическая характеристика подростков, во многом определяет не только его эмоциональное состояние, но и в целом поведение, результаты деятельности. Анализ проведенных исследований взаимосвязи изучаемых понятий подростков показал необходимость включения в коррекционную программу повышения самооценки и повышения тревожности работу и с такими личностными особенностями подростков, как коммуникативные навыки и умение самопрезентации, уверенность в себе, способность к самоанализу и другие. Ознакомление с опытом разработки программы коррекции самооценки и тревожности, а также методами, включенными в программу, будет способствовать эффективному наполнению содержания программы и ее действенности при проведении.
На основе полученных теоретических выводов было проведено эмпирическое исследование и выявлены следующие особенности самооценки подростков. Так, они адекватно оценивают свои силы и возможности, но способность к целеполаганию недостаточно развита, что приводит к постановке труднодостижимых целей, недостаточной организованности в поведении и анализе собственной деятельности. За этим следует не только снижение самооценки, но и повышение тревожных состояний. Также личностная тревожность у подростков повышена в школьной среде по причине беспокойства за обучение, его успешность, при взаимодействии со сверстниками, и в ситуациях, когда показывают свои возможности, преподносят себя, раскрывают свои личностные качества перед другими. Кроме того, было обнаружено, что, чем выше себя оценивают подростки, тем больше они испытывают общую тревогу в ситуациях, связанных с оценкой окружающих, взаимоотношениями с ними, в ситуациях самовыражения. В тоже время, неуверенные в своих возможностях подростки склонны также к повышенной тревожности, когда необходимо продемонстрировать, самопрезентовать себя окружающим. Наконец, были получены дополнительные данные, согласно которым подростки, способные ставить перед собой цели и успешно достигать их в учебной деятельности, меньше беспричинно беспокоятся. Полученные результаты предоставили возможность сделать вывод о подтверждении гипотезы о том, что в ситуации общения и взаимодействия со сверстниками, а также в школьной среде самооценка подростка и уровень его личностной тревожности наиболее взаимосвязаны, а именно: повышение тревоги в данных ситуациях влечет снижение уверенности в своих способностях и негативной оценки себя.
Полученные выводы по результатам исследования стали основой для разработки программы психологической коррекции сниженной самооценки и повышенной тревожности подростков, которая приведет к тому, что подростки научатся справляться с причинами тревоги, беспричинного беспокойства, эффективно взаимодействовать с окружающими, занимать активную жизненную позицию, умело себя представлять перед обществом и стремится к саморазвитию.
Подобные работы
- СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У
ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2017 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - «ОБРАЗ Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА WEB-САЙТА «Самооценка подростков»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Специфика адаптации новых сотрудников организации с разным уровнем тревожности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ С САМООЦЕНКОЙ И УСПЕВАЕМОСТЬЮ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Выявление личностной тревожности детей в процессе учебной деятельности (Международный Инновационный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности самооценки младших и старших подростков с разным уровнем успеваемости
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



