Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Работа №71357

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
763
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ
ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ... 7
1.1 Психологические особенности самооценки подростков 7
1.2 Характеристика личностной тревожности в подростковом возрасте . 14
1.3 Особенности соотношения самооценки и личностной тревожности и
специфики их коррекции в подростковом возрасте 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 33
2.3 Программа психологической коррекции подростковой самооценки и
личностной тревожности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Проблема формирования самооценки в подростковом возрасте является одной из обсуждаемых и актуальных в зарубежной и отечественной возрастной психологии. Стоит отметить, что на самооценку у подростков в значительной мере воздействует окружающая среда, а именно сверстники, как субъекты ведущей деятельности - общения. Такого рода воздействие способно как благотворно сказываться на подростковой самооценке, так и характеризоваться рядом противоречий: между востребованностью четкого внешнего ориентира для выработки адекватной самооценки и неоднозначностью, множественностью объективных взглядов оценивания окружающих; между потребностью подростка принадлежать референтной группе и стремлением к выделению из этой группы, с отторжением ее оценочных суждений; между желанием осознать свои возможности и трудностями определения желаемого от действительного. Данные противоречия способны приводить подростков к дисгармонии в эмоциональном и поведенческом аспектах.
Необходимость изучения самооценки заключается также в том, что она непосредственно взаимосвязана с такими личностными характеристиками, как самосознание, уверенность, устойчивость, самореализация личности, обеспечивая их высокий уровень развития у человека. Наконец, самооценка представляется как новообразование подросткового возраста, несмотря на имеющиеся ее исследования в детском возрасте.
Проблему формирования самооценки в подростковом возрасте изучали такие психологи, как А. Адлер, И. С. Кон, Л. И. Божович, И. П. Ушакова, А. И. Липкина, М. И. Лисина, Г. М. Дульнеев, Е. И. Сивонько, Е. Т. Соколоваи другие. Помимо определения и основных характеристик развития самооценки, авторами также были рассмотрены структура самооценки, ее место в структуре личности, детерминанты самооценки.
Анализ теоретических разработок и эмпирических исследований позволяет сделать вывод о том, что самооценка подростков - достаточно изученное понятие и в тоже время на большое количество вопросов нет единого, целостного научного ответа. К примеру, остаются открытыми и недостаточно разработанными проблемы единой структурной организации самооценки, процесса самооценивания, а именно внешних и внутренних факторов, определяющих ход, динамику и направление оценивания себя подростками.
К другим, одновременно хорошо изученным и в тоже время спорным, является вопрос о подростковой личностной тревожности. Авторы, анализируя проблему тревожности, называют ее различные виды: ситуативная (Ч. Спилберг), школьная (Р. С. Немов, С.С. Степанов), семейная (Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис), и т.д. Непосредственно личностная тревожность, как психологическая характеристика личности, откладывающая отпечаток на поведение, поступки подростков являлась предметом специального анализа А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Н. Д. Левитов, В. И. Долгова и др. Давно изучено и эмпирически доказано, что самооценка и личностная тревожность подростков взаимосвязаны друг с другом. Тем не менее, в вопросе психологической поддержки подросткам с заниженной самооценкой или завышенной тревожностью, стоит учитывать ситуативный фактор, устанавливающий силу их взаимосвязи. Таким образом, проблема нашего исследования: каково влияние уровня тревожности на самооценку подростков?
Цель настоящей работы - изучить влияние разных уровней личностной тревожности на самооценку подростков.
Объект исследования - самооценка подростков.
Предмет исследования - самооценка подростков с разным уровнем личностной тревожности.
Гипотеза исследования: в ситуации общения со сверстниками, а также в школьной деятельности повышение уровня личностной тревожности подростков приводит к низкой самооценке.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ изучения самооценки подростков с разным уровнем личностной тревожности.
2. Исследовать эмпирическим путем самооценку подростков с разным уровнем личностной тревожности.
3. Разработать программу психологической работы с подростками по коррекции самооценки и снижению уровня личностной тревожности.
Теоретической основой исследования выступили труды по вопросу самооценки подростков А.М. Захаровой, З.С. Курбановой, по проблеме формирования самооценки в подростковом возрасте А.Адлера, И.С. Кона, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, концепция личностной тревожности подростков А.М. Прихожан, А.И. Захарова, Н.Д. Левитова, В.И. Долговой, ситуативной Ч.Спилберга, школьной Р.С. Немова, С.С. Степанова.
Методы исследования
1. Организационные методы - сравнительный метод.
2. Эмпирические или методы сбора данных - психодиагностический метод.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и SPSS) методы, коэффициент корреляции Спирмена.
4. Интерпретационные методы - структурный метод.
В качестве конкретных диагностических методик использовались:
1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан для подростков и юношей для выявления уровня самооценки у подростков;
2. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёва;
3. «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) Е.Е. Ромицыной;
4. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.
База исследования
В исследовании приняли участие подростки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева. В исследовании приняли участие 60 подростков (36 мальчиков и 24 девочек) возрастом 12-15 лет.
Структура дипломной работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, с 3 параграфами в каждой главе, заключения, 51 источников использованной литературы, приложений, 5 рисунков и 2 таблиц, объем работы - 52 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение самооценки подростков с разным уровнем личностной тревожности сопровождалось поставкой цели исследования изучить влияние разных уровней личностной тревожности на самооценку подростков. Цель была достигнута при разрешении обозначенных исследовательских задач.
Прежде всего, выполненный теоретический анализ изучения самооценки подростков с разным уровнем личностной тревожности показал, что формирование самооценки в подростковом возрасте базируется на внешней оценке окружающих, на ситуациях жизнедеятельности, в которых находится подросток. В свою очередь личностная тревожность, как психологическая характеристика подростков, во многом определяет не только его эмоциональное состояние, но и в целом поведение, результаты деятельности. Анализ проведенных исследований взаимосвязи изучаемых понятий подростков показал необходимость включения в коррекционную программу повышения самооценки и повышения тревожности работу и с такими личностными особенностями подростков, как коммуникативные навыки и умение самопрезентации, уверенность в себе, способность к самоанализу и другие. Ознакомление с опытом разработки программы коррекции самооценки и тревожности, а также методами, включенными в программу, будет способствовать эффективному наполнению содержания программы и ее действенности при проведении.
На основе полученных теоретических выводов было проведено эмпирическое исследование и выявлены следующие особенности самооценки подростков. Так, они адекватно оценивают свои силы и возможности, но способность к целеполаганию недостаточно развита, что приводит к постановке труднодостижимых целей, недостаточной организованности в поведении и анализе собственной деятельности. За этим следует не только снижение самооценки, но и повышение тревожных состояний. Также личностная тревожность у подростков повышена в школьной среде по причине беспокойства за обучение, его успешность, при взаимодействии со сверстниками, и в ситуациях, когда показывают свои возможности, преподносят себя, раскрывают свои личностные качества перед другими. Кроме того, было обнаружено, что, чем выше себя оценивают подростки, тем больше они испытывают общую тревогу в ситуациях, связанных с оценкой окружающих, взаимоотношениями с ними, в ситуациях самовыражения. В тоже время, неуверенные в своих возможностях подростки склонны также к повышенной тревожности, когда необходимо продемонстрировать, самопрезентовать себя окружающим. Наконец, были получены дополнительные данные, согласно которым подростки, способные ставить перед собой цели и успешно достигать их в учебной деятельности, меньше беспричинно беспокоятся. Полученные результаты предоставили возможность сделать вывод о подтверждении гипотезы о том, что в ситуации общения и взаимодействия со сверстниками, а также в школьной среде самооценка подростка и уровень его личностной тревожности наиболее взаимосвязаны, а именно: повышение тревоги в данных ситуациях влечет снижение уверенности в своих способностях и негативной оценки себя.
Полученные выводы по результатам исследования стали основой для разработки программы психологической коррекции сниженной самооценки и повышенной тревожности подростков, которая приведет к тому, что подростки научатся справляться с причинами тревоги, беспричинного беспокойства, эффективно взаимодействовать с окружающими, занимать активную жизненную позицию, умело себя представлять перед обществом и стремится к саморазвитию.



1. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 111-117.
2. Баумейстер Р., Мифология самооценки / Р. Бауместер [и д.р.] // В мире науки. - 2005. - № 4. - С.78-85.
3. Беличева, С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.
4. Белобрыкина, О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. Наук / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск, 2000. - 22 с.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер Пресс, 2009. - 400 с.
6. Бондаренко, Н.Я. Роль самооценки в формировании личности под-ростка / Н.Я. Бондаренко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2007. №3. - С. 101-105.
7. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я - концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - №1 - С. 54-65.
8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учебное пособие для вузов / Г. М. Бреслав. - М.: Смысл, 2007. - 544 с.
9. Волкова, С.А. Анализ эмоционального и когнитивного компонентов самооценки качеств личности учащихся / С.А. Волкова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2009. № 3. - С. 63-64.
10. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
11. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова. - СПб.: Изд-во Рос.гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена, 2002. - 165 с.
12. Долгова, В.И. Проблемы определения уровня эмоциональной устойчивости подростков / В.И. Долгова // GISAP: Psychological Sciences. - 2016. - № 9. - С. 25-29.
13. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - Минск, 2011. - 99 с.
14. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2005. - 412 с.
15. Кириллина, С.А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков / С.А. Кириллина // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 4 (13). - С. 36-43.
16. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
17. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. -М., 1991. - 126 с.
18. Кон, И.С. Ребёнок и общество / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
19. Кондратьева, О.А. Изучение взаимосвязи ситуативной тревожности и самооценки подростков / О.А. Кондратьева, Е.С. Нижегородцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 57-64.
20. Копытин, А.И. Руководство по групповой арт-терапии / А.И. Копрытин. - СПб.: Речь, 2003. - 133 с.
21. Кравченко, А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях) / А.И. Кравченко. - М., 2002. -178 с.
22. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова// Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - № 13. - С. 91-96.
23. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2004. - 343 с.
24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М., 2011. - 384 с.
25. Маркина, О.В. Особенности психолого-педагогической коррекции тревожности подростка/ О.В. Маркина // Студенческая наука XXI века : мате-риалы VIII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - № 1 (8). - С. 202-205.
26. Михайлюк, Ю.В. Проблема взаимосвязи самооценки, агрессивности и тревожности личности учащихся / Ю.В. Михайлюк // Проблемы и перспективы современной науки: III Республиканский научно-практический семинар молодых ученых. - 2012. - С. 119-121.
27. Мищенко, О.П. Комплексное исследование самооценки подростков, воспитывающихся в детских домах / О.П. Мищенко, А.Т. Латышева // Мир науки. - 2015. - № 3. - 33 с.
28. Молчанова, О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования / О.Н. Молчанова. - Москва: Флинта, 2010. - 255 с.
29. Нехорошкова, А.Н., Тревожность у детей: причины и особенности проявления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 10-19.
30. Нехорошкова, А.Н. Взаимосвязь качественных параметров интеллектуальных и зрительно-моторных тестов у тревожных детей / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, И.С. Депутат // Вестник САФУ. Серия «Медико-биологические науки». - 2013. - № 1. - С. 46-54.
31. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с
32. Парфенова Т.А. Влияние уровня проявления тревожности младших подростков на успешность в учебной деятельности / Т.А. Парфенова // Вестник Омского Государственного Педагогического Университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - №3 (7). - С. 117-120.
33. Попова, Т.А. Тревожность и самооценка подростков, воспитывающихся в детском доме и патронатной семье / Т.А. Попова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1.
Психологические и педагогические науки. - 2013. - №1. - С. 90-100.
34. Прихожан, А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образования. - 1998. - №2. - С.18-26.
35. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Воронеж: НПО «МО- ДЕК», 2007. - 304 с.
36. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. - СПб.: «Прайм- Еврознак», 2003. - 480 с.
37. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб., 1999. - 365 с.
38. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Рожерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
39. Ромицына, Е.Е. Методические подходы к психодиагностике тревожности у детей и подростков / Е.Е. Ромицына // Методика «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ). Учебно-методическое пособие. - СПб.: «Речь», 2006. - С. 8-24.
40. Сенникова, А.А. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности с социометрическим статусом в подростковой группе / А.А. Сенникова // Научный альманах. - 2016. - № 2 - 4 (16). - С. 204-207.
41. Серкова, А.М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков // Концепт. - 2015. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:http:ZZe-koncept.ru/2015Z75027.htm.(дата обращения: 11.02.2017)
42. Спилберг, Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилберг. - М., 1983. - 156 с.
43. Соколова, К.О. Психолого-педагогические особенности проявления тревожности подростков с различной самооценкой / К. О. Соколова // Культура и образование: от теории к практике. - 2015. - № 1. - С. 147-151.
44. Уварова, Т.М. О взаимосвязи тревожности и самооценки у младших школьников / Т.М. Уварова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2014. - № 4(41). - 2 с.
45. Умарова, А.С. Половая специфика самооценки личности в подростковом возрасте / А.С. Умарова, О.А. Белобрыкина // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 191-195.
46. Хазеева, С.В. Изучение самооценки подростков, воспитывающихся в приюте / С.В. Хазеева, А.З. Минахметова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 3. - С. 39-49.
47. Хотина, Л.А. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших подростков / Л.А. Хотина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 146-150.
48. Хлебодарова, О.Б. Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка / О.Б. Хлебодарова // Молодой ученый. - 2010. - №1-2. Т. 2. - С. 227-229.
49. Хромова, М.А. Экспериментальное исследование особенностей раз-вития / М.А. Хромова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 308-315.
50. Эльконин, Б.Д. Психология развития: учебное пособие для вузов / Б.Д. Эльконин. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
51. Юрченко, Л.Г. Самооценка как фактор гармонизации личности подростка / Л.Г. Юрченко, А.Е. Абраменко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIV междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК. - 2016. - №5. - С. 80-87.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ