ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕФИКСАЦИИ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ 8
1.1. Глагольные префиксы в русском языке 8
1.1.1. Особенности русского глагольного словообразования 8
1.1.2. Понятие "приставка" 12
1.1.3. Приставки и вид глагола 16
1.1.4. Значения глагольных приставок 20
1.2. Приставка и синтаксическая связь 35
1.3. Многозначность и омонимичность глагольных приставок 36
1.4. Синонимичность и антонимичность глагольных приставок 40
1.5. Сложные приставки 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 45
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРЕФИКСАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ИЗ
ГАЗЕТЫ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ НОВОСТИ») 47
2.1. Анализ контекстных реализаций префиксальных глаголов (на материале
текстов из газеты «Санкт-Петербургские новости») 47
2.2. Классификация глагольных префиксов 74
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ (примеры контекстов)
Как справедливо считает Н. С. Валгина, «бурные процессы в современном словообразовании объясняются причинами внеязыковыми и внутриязыковыми, которые чаще всего переплетаются, усиливают друг друга. Например, законы аналогии, экономии речевых средств, законы противоречий, как правило, на уровне словообразования поддерживаются или стимулируются социальными причинами. Так, ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, а рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей» (Валгина 2001: 131).
Выбор темы исследования и её актуальность обусловлены следующими обстоятельствами.
1) Русские глагольные префиксы, обладая высокой частотностью употребления, занимают важное место в современном русском языке. Как известно, глагольные префиксы имеют семантические особенности, которые нуждаются во всестороннем рассмотрении этого явления и систематизации грамматических значении приставок. В большинстве языков префиксальные глаголы используются с предлогами, следовательно, префиксы имеют такое же значение, как и соответствующий предлог. Таким образом глагольные префиксы оказывают огромное влияние и на семантику, и на грамматическую форму глагола.
2) Вторая причина - частотность употребления префиксальных глаголов в публицистических текстах. Публицистический текст - это окно во внешний мир. Через него можно узнать, что произошло и происходит вокруг нас и с нами. В современных публицистических текстах глагол с приставкой играет важную роль в передаче информации.
"Санкт-Петербургские ведомости" - крупнейшее ежедневное издание Северо-Западного региона. Газета неоднократно включалась в перечни наиболее авторитетных и имеющих самый высокий уровень доверия изданий. Эту газету, имеющую статус консервативного, серьезного, качественного общественно-политического издания читают губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, депутаты ЗАКСа и Государственной Думы, в Администрации Президента РФ. Целевая аудитория газеты - образованные, социально активные люди от 35 лет. С газетой сотрудничают многие ученые и видные деятели культуры и искусства (например, представлена ежемесячная авторская рубрика директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского «Взгляд из Эрмитажа»).
3) Вопросы словообразования занимают важное место в системе обучения русскому языку как иностранному. Знание закономерностей русского словообразования, общих значений словообразовательных морфем необходимо для усвоения лексики и расширения словарного запаса учащихся, способствует овладению навыками чтения и в значительной степени гарантирует нормативность устной и письменной речи. Русские глагольные префиксы достаточно сложны для иностранных студентов. Изучение функционирования префиксальных глаголов в публицистических газетах позволит обеспечить понимание иностранными учащимся такого типа текста, и, тем самым, поможет избежать ошибок при его интерпретации, и последующем продуцировании собственных текстов с префиксальными глаголами. Русские приставочные глаголы, в которых приставка является словообразующей морфемой, - один из трудных разделов языка для иностранных учащихся. Сложность этой темы связана с многообразием глагольных приставок в русском языке, разнообразными значениями, а также с закономерностями синтаксической и лексической сочетаемости приглагольных слов и приставочных глаголов. В этом отношении префикс является важным средством выражения значения, что, конечно же, следует учитывать в практике преподавания РКИ. Всё сказанное обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования - префиксальные глаголы в современном русском языке.
Предмет данной работы - глагольные приставки, активно используемые в текстах публицистического стиля.
Целью исследования является выявление особенностей семантики и функционирования глагольных префиксов в публицистических текстах.
Задачи исследования:
1) определить основные понятия в соответствии с целью и задачами исследования;
2) описать значения глагольных приставок в русском языке;
3) выбрать префиксальные глаголы, представленные в газете "Санкт-Петербургские ведомости";
4) описать особенности семантики и функционирования глагольных префиксов в публицистических текстах в газете "Санкт-Петербургские ведомости";
5) классифицировать отобранные глагольные приставки.
Гипотеза исследования заключается в том, что функционально-семантический анализ глагольных приставок позволяет наиболее полно выявить особенности их употребления в современных публицистических текстах. Продуктивность префиксальных глаголов обладает спецификой, обусловленной принадлежностью глаголов к тому или иному стилю речи.
На защиту выносятся следующие положения:
1) В публицистическом тексте количество значений глагольных приставок
больше, чем описано в Русской грамматике-80. Самое абстрактное семантическое значение, которое содержится во всех подзначениях приставки и присуще глагольному префиксу, абсолютно во всех контекстах.
2) За исключением вида глагола, приставка может менять лексическое значение глагола в разной степени. В публицистическом тексте большинство приставок значительно меняют лексическое значение глагола.
3) У многозначных приставок имеется свое доминантное, т.е. продуктивное значение.
Методологической основой данного исследования являются работы таких ученых как: Е. Р. Добрушина, Е. А. Меллина, Д. Пайар (2001), Е.А. Земская (2009), И. П. Исаев (1981), М. А. Кронгауз (1997, 1998), А.А. Реформатский (2000), Е.С. Кубрякова (1965), К.П. Санкаран Унии (1989), Ю. В. Серышева (2012), П.С. Сигалов (1975), О.М. Соколов (1964), И. С. Улуханов (1996), М.В. Черепанов (1975), Н.М. Шанский (1968), Л.В. Щерба (1962) и др.
Методы исследования: приём сплошной выборки материала, приём направленной выборки единиц, описательный метод, индуктивно-дедуктивный метод, метод компонентного анализа, метод дистрибутивного анализа, приём количественной обработки результатов.
Материалом исследования послужили контекст употребления в публицистических текстах: газета "Санкт-Петербургские ведомости".
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании особенностей семантики префиксальных глаголов в публицистических текстах.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определённый вклад в решение ряда общих вопросов функционирования префиксальных глаголов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в практике преподавания русского языка студентам-иностранцам. Возможно использование полученных результатов при подготовке работ, посвящённых изучению префиксальных глаголов, в лекциях по морфологии и синтаксису в китайской аудитории. а также при составлении русско-китайских словарей.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В данной работе проанализированы семантические особенности глагольных приставок и их функционирование в публицистических текстах (на материале газеты "Санкт-Петербургские Ведомости"), определены продуктивные глагольные приставки и их продуктивные значения.
Семантическая доминанта играет большую роль в формировании словообразовательного значения производных глаголов. Именно приставка является носителем словообразовательного, деривационного и лексического значения.
Из пяти выпусков газеты "Санкт-Петербургские ведомости" за 2014 г. методом сплошной выборки было отобрано 630 контекстов с префиксальными глаголами, а затем методом частичной выборки мы отобрали 300 приставочных глаголов, предназначенных для детального анализа. Были исключены глаголы, у которых при присоединении префикса изменяется грамматический признак - вид глагола. В отобранных контекстах представлены глаголы с 23-мя приставками.
При рассмотрении контекстов, в которых содержатся приставочные глаголы, было установлено, что в публицистическом тексте, особенно в газете "Санкт-Петербургские Ведомости" высокой частотностью отличаются приставки: ПЕРЕ-, ЗА-, ПРИ-, РАС-/РАЗ-, ПРО-, У-, ОТ-. Глагольные приставки ПЕРЕ-, ПРИ-, У- обладают наибольшим числом значений, следовательно, именно они являются самыми продуктивными приставками в публицистическими текстами. У некоторых многозначных приставок имеется доминантное значение, т.е. продуктивное значение, используемое в газетных текстах.
На основании проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:
1) глагольные приставки тесно связаны с предлогами, а глагольные приставки вместе с их управляющими предлогами оказывают влияние на структуру предложения. Префиксальный глагол проявляет синтаксическую связь в случае, если у префиксальных глаголов сильная связь, обусловленная их словообразовательной структурой. Таким образом у глагольных приставок выделяются конкретные значения, связанные с равноименным предлогом;
2) семантика приставки во многом зависит от мотивирующего глагола, используемого в конкретном контексте. Семантика приставочного глагола в значительной степени влияет на значение приставки, и новый контекст дает глагольной приставке новые значение.
Следует отметить, что журналисты "Санкт-Петербургских Ведомостей" стараются не прибегать к словотворчеству при использовании приставочных глаголов, что, скорее всего, связано с языковой политикой этого печатного издания.
1. Аверьянова Г. Н. Русские глагольные приставки. Продвинутый уровень. М.: Изд-во: Русский язык. Курсы, 2014. 167 с.
2. Андриянова Т.А. Значение производного слова // Иностранные языки в высшей школе. 2010. №1 (12). С. 49-53.
3. БаранниковаЛ.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973. 380 с.
4. Бережан С. Г. О синонимичности однокоренных слов с разной
аффиксальной частью// Лексическая синонимия. Сборник статей / [Отв.
ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударов]; АН СССР. Отд-ние литературы и языка. Науч. совет по лексикологии и лексикографии. М.: Наука, 1967. С. 142-151.
5. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2003. 304 с.
6. Васильев Л. М. Проблема лексического значения и вопросы синонимии // Лексическая синонимия. Сборник статей / [Отв. ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударов]; АН СССР. Отд-ние литературы и языка. Науч. совет по лексикологии и лексикографии. М.: Наука, 1967. С. 16-26.
7. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родственных языков) // Вопросы теории и истории языка. М.,1952. С. 99-152.
8. Гийом Гюстав. Принципы теоретической лингвистики. М.: Прогресс, 1992. 210 с.
9. Добрушина Е. Р., Меллина Е. А., Пайар Д. Русские приставки: многозначность и семантическое единство. М.: Изд. "Русские словари", 2001.
10. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие. 6-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. 382 с.
11. Иванова И.Н., Шустрова Л.В. Основы языкознания. М.: Издательский центр "Аз",1995. 87 с.
12. Изучение курса «Словобразование» в иноязычной аудитории: учеб.-метод. материалы / Сост. Н.А. Подшибякина, Н.Ф. Скрипкина. Волгоград: Перемена, 2009. 40 с.
13. Исаев И. П. Выбор лингвистического описания и его методическая интерпретация: на примере словоизменения русского глагола: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981. 22 с.
14. Кайда Л. Г. Эффективность публицистического текста / [под ред. Я.Н. Засурского]. М.: МГУ, 1989. 182 с.
15. Камчатнов A.M., Николина Н.А. Введение в языкознание. Учебное пособие. 10-е изд., стереотипное. М.: Флинта. Наука, 2011. 232 с.
16. Кронгауз М. А. Исследования в области глагольной префиксации: современное положение дел и перспективы // Глагольная префиксация в русском языке. М.: Русские словари, 1997. С. 4-28.
17. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Флинта. Наука, 1983. 464 с.
18. КубряковаЕ.С. Что такое словообразование? М.: Наука,1965. 74 с.
19. Кронгауз М. А. Приставки и глаголы в русском языке: семантическая грамматика. М.: Школа. "Языки русской культуры", 1998. 251 с.
20. Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998. 393 с.
21. МасловЮ. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк,, 1998. 272 с.
22. Маслова В.А. Современная лингвистика о лексических значениях глагольных приставок // Лексическая семантика и словообразование в русском языке: Науч. тр. Куйбышевского гос. пед. ин-та. 1979. Т. 228. Вып.1. С.71-80.
23. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. Л.: ЛГУ, 1987. 90 с.
24. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М.: Высшая школа, 1984. 255 с.
25. Осильбекова Д. А. Соотношение значений и функций словообразовательных аффиксов в современном русском языке: Авторе. дис. ...д-ра филол. наук. М., 2013. 46 с.
26. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1956. 512 с.
27. Подшибякина Н.А., Скрипкина Н.Ф. О создании учебно-методического пособия по словообразованию для иноязычной аудитории // Lingua mobilis. 2008. № 3(12). С. 125-131.
28. Потиха З.А. Современное русское словообразование: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1970. 364 с.
29. Реформатский А.А. Введение в языковедение. 5-е изд. M.: Аспект Экспресс, 2008. 517 с.
30. Русские приставки: многозначность и семантическое единство. М.: Изд-во "Русские словари", 2001. 272 с.
31. Санкаран Унии К.П. Иерархичность словообразовательных значений глагольной приставки в современном русском языке // Русский язык за рубежом. 1989. № 4. С. 74-77.
32. Серышева Ю. В. Полипрефиксальные глаголы в языковом сознании носителей русского языка: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 2013. 24 с.
33. Серышева Ю. В. Продуктивные вторичные глагольные префиксы в русском языке (по данным психолингвистического эксперимента)
Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 7-2 (7).
С.31-32.
34. Сигалов П.С. Некоторые вопросы изучения префиксального образования глаголов // Учен. зап. Тартусского гос.ун-та.1975. Вып. 347. С. 117-134.
35. Современный русский язык. Гл. 6. / [под ред. В. А. Белошапковой]. М., 1981. С. 320-331.
36. Современный русский язык: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / [под ред. П.А. Леканта]. 4-е изд. М.: Дрофа, 2007. С. 180-237.
37. Соколов О.М. О значении и функциях русских глагольных префиксов // Труды Томского ун-та. 1964. Т.174. С.8-19.
38. Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М.: Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 1996. 222 с.
39. Уфимцева А. А. Некоторые вопросы синонимии //
Лексическая синонимия. Сборник статей / [Отв. ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударов]; АН СССР. Отд-ние литературы и языка. Науч. совет по лексикологии и лексикографии. М.: Наука, 1967. С. 26-38.
40. Черепанов М.В. Глагольное словообразование в современном русском языке: Учеб. пособие. Саратов, 1975. 120 с.
41. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. М.: Учпедгиз, 1968. 245 с.
42. Щерба Л.Б. Что такое словообразование? // Вопросы языкознания. 1962. № 2. С. 78-79.
СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ
43. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. 607 с.
44. БЭС - Большой энциклопедический словарь "Языкознание". М.: Изд. Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.
45. СТС - Современный толковый словарь русского языка. В 3-х т.т. / Под ред. Т. Ф. Ефремовой. М.: АСТ, Астрель. Харвест, 2006. 1168 с.
46. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка.
Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. 1233 с.
47. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М.: АСТ, Астрель, 2005. 640 с.
48. ЛЭС - Лингвистический энциклопедический словарь. М.,1990. 684 с.
49. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. 750 с.
50. Нечаев Г.А. Краткий лингвистический словарь. Ростов: Рост. ун-т, 1976. 182 с.
51. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник по русскому языку.
Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 399 с.
52. Русская грамматика-80. Т. 1. М.: Наука, 1980. 784 с.
53. СОШ - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: OOO «А Темп», 2006. 944 с.
54. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. 3-е изд. М.: Культура и традиции, 1996. 576 с.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
55. URL -http://www.goldrussian.ru/glagoly-sovershennogo-vida.html (Дата
обращения - 14.01.2016).
56. Нои Донг.URL - http://rud.exdat.com/docs/index-779192.html (Дата
обращения - 14.03.2016).
57. Подшибякина Н.А., Скрипкина Н.Ф. Семантика и презентация глагольных приставок в практике преподавания русского языка как иностранного Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №5(10). Декабрь 2010. URL -www.grani.vspu.ru(Дата обращения - 12.09.2015).
58. Синицына Е. В. Тенденции развития глагольной префиксации в русском литературном языке. URL -http://linguaconf2008.flybb.ru/topic5.html(Дата обращения - 07.12.2015).
59. URL -http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o 68443(Кронгауз) (Дата обращения - 24.03.2016).