Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛУПРЕФИКСЫ КАК АКТИВНЫЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Работа №44084

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
430
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Особенности префиксального словообразования в немецком языке 7
1.1. Общая характеристика словообразования в современном немецком языке 7
1.2. Понятия «префикс» и «полупрефикс» 16
Глава II. Полупрефиксация как активный способ пополнения лексикона в современном немецком языке 22
2.1 Роль полупрефикса в немецком словообразовании 22
2.2 Словообразовательная синонимия полупрефиксов современного
немецкого языка 28
2.3 Полупрефиксация как продуктивная модель и средство
словообразования 34
2.4 Семантические и стилистические аспекты полупрефиксов 42
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложения

Непрерывное движение в мире и постоянное стремление человека к познанию требует соответствующего языкового обеспечения, в частности наименования новых понятий или уточнения имеющихся. Во многих коммуникативных ситуациях возникает необходимость в высказывании двух идей одним словом. Очевидной становится активизация осново-, словосложения, аббревиации, в результате которых в словарном составе языка возникают сложные лексемы.
Словообразовательные процессы в немецком языке - проблема, которая вызывает усиленный интерес у языковедов. Ведь словообразование как кодификатор современного языка одновременно и представляет лексические и деривационные сдвиги в языке, и отражает функционально-стилистические нормы письменной коммуникации, и влияет на современные общеязыковые тенденции.
Проблемы, связанные с научной интерпретацией сложного слова, находятся в кругу актуальных вопросов современной лингвистики. Несмотря на то, что новейшие направления развития словообразования сделали возможным изучение сложных слов практически на всех уровнях (фонетическом, словообразовательном, лексическом, синтаксическом), исследование их направлено преимущественно на лексическую парадигму и частичное выделение структурных особенностей. Семантико-стилистическая специфика сложных дериватов проработана в меньшей степени. Важным является комплексный анализ сложных лексем современной прессы во взаимодействии с их структурно-деривационными, семантическими и функционально¬стилистическими характеристиками. Следовательно, актуальность темы обусловлена исчерпывающим исследованием полупрефексов в языке, которое поможет создать более полную картину современного словообразования, заполнить лакуны в теоретическом осмыслении их стилистических функций, отразить динамические изменения в лексическом составе современного литературного языка с учетом экстра - и интралингвальных факторов.
Степень научной разработанности. Различные аспекты исследования префиксации как лингвистического феномена были предметом внимания таких исследователей, как Аствацатрян М.Г., Багана Ж.,Баринова И. К.,Вертоградова Л. А., Кугультинова А. С., Гайнутдинова А.В., Зарипова А.Н., Курбонова Ф.И., Маслечкина С.В. и др.
Объект исследования - полупрефиксы как продуктивный способ словообразования.
Предмет исследования - структурно-деривационные, семантические и функционально - стилистические особенности использования полупрефиксов в современном немецком языке.
Цель работы заключается в анализе полупрефиксов как активного словообразовательного элемента немецкого языка.
Предмет, объект и цели исследования определили задачи исследования:
1. Дать общую характеристику словообразования в современном немецком языке;
2. Объяснить понятия «префикс» и «полупрефикс»;
3. Определить словообразовательную синонимию полупрефиксов современного немецкого языка;
4. Определить роль полупрефикса в немецком словообразовании;
5. Изучить полупрефиксацию, как продуктивную модель и средство словообразования;
6. Исследовать семантические и стилистические аспекты полупрефиксов.
Новизна исследования обоснована тем, что:
- создана авторская методика изучения полупрефиксов на основе словарей и справочников немецкого языка;
- анализ проведен с привлечением иностранных источников, которые позволяют в процессе обучения совершенствовать языковые навыки.
Методы исследования. Для многоаспектного анализа полупрефиксов использованы следующие методы: описательный с присущими ему приемами внешней и внутренней интерпретации, который дал возможность раскрыть содержательные и формальные признаки полупрефиксов современного немецкого языка, инвентаризировать, дифференцировать и классифицировать эти единицы, изучить факторы активизации создания сложных дериватов; структурный метод привлечен для выяснения внутренней организации сложных слов; методика непосредственных составляющих (для представления словообразовательной структуры сложных слов), компонентного (для описания семантики сложных дериватов) и функционального (для выделения функций сложных слов в языке прессы) анализа; метод контекстуально-семантического анализа обеспечил изучение префиксов в текстовом окружении и помог с большей вероятностью определить их стилистическое назначение, учитывая структуру и содержательное наполнение; метод комплексного анализа способствовал описанию сложных слов на фоне лексико-семантического, словообразовательного уровней и уровня стилистики; метод количественного анализа (для выяснения количественных характеристик материала).
В работе использованы следующие приемы исследования: наблюдение, синтез, этимологический анализ, описание.
Теоретическое значение работы заключается в том, что полученные результаты расширяют представление о словообразовательной структуре, семантике, межуровневом характере полупрефиксов немецкого языка, показывают роль этих дериватов в когнитивном процессе и стилистической организации речи; дополняют отечественную лингвистику новыми интерпретациями языкового материала; способствуют аргументированному выделению тенденций активизации сложения и префиксации в современном немецком языке в целом.
Практическое значение работы заключается в возможности использования предлагаемой методики изучения языкового материала, который недостаточно проработан в методических рекомендациях для педагогов. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны при подготовке методических пособий по обогащению речи учащихся полупрефиксами на основе иностранных источников в системе дополнительных мероприятий на немецком языке.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог выпускной квалификационной работы можно сделать вывод о том, что цель, поставленная первоначально, была достигнута, задачи решены.
В первой главе проведено исследование особенностей префиксального словообразования в немецком языке.
Изучение путей развития словарного состава языка представляет собой один из способов исследования общественного сознания людей на современном этапе, так как язык имеет свойство отражать различные перемены в жизни общества. Словообразование является одним из основных путей развития словарного состава современных немецкого языка. Взаимодействуя в той или иной степени с изменением значения слова и заимствованием, словообразование играет основную роль в пополнении словаря новыми словами, обеспечивающими процесс общения на разных ступенях развития общества.
Слова как словообразовательные конструкции могут состоять из одного нерасчленяемого компонента или из двух и более компонентов. Однокомпонентные слова могут являть собой производные единицы без словообразовательных элементов, перешедшие в другую часть речи слова. Многокомпонентные слова могут быть образованы при помощи приставок, суффиксов или путем словосложения.
Словообразовательных моделей в немецком языке несколько:
- корневые слова;
- безаффиксное (без приставок и суффиксов) словопроизводство;
- суффиксальная модель;
- префиксальная модель.
При префиксальном образовании слов словообразовательный элемент занимает место перед корнем производящего слова, придавая значению исходного слова новые признаки.
Словосложение очень развито в немецкой речи. Обычно первый компонент сложного слова выступает определением ко второму компоненту, раскрывает его свойства, качества или особенности.
Таким образом, словообразовательная модель представляет собой морфологически и лексико-семантически обусловленную структурную схему, по которой могут быть образованы серии лексических единиц с одинаковой структурой.
Вторая глава посвящена анализу практического применения полупрефиксации, как активного способа пополнения лексикона в современном немецком языке.
В фокусе нашего внимания находится префиксальная модель глагола, формально характеризуемая тем, что связанная словообразовательная морфема предшествует производящей основе. Семантическая сущность модели заключается в придании слову определенного категориального признака (снабжения, удаления, отрицательности, древности, усиления и т.п.).
Как показал анализ глаголов немецкого языка, отобранных путем сплошной выборки из словарей и художественной литературы, из девяти глагольных префиксов различной словообразовательной активностью обладают только четыре - be-, er-, ver-, zer-. Считаем важным отметить, что именно те образования, в производстве которых участвуют глаголы и префиксы, мы считаем истинно префиксальными глаголами (Ableitungenв немецкой терминологии). Анализ отобранного фактического материала показывает, что из всего корпуса зафиксированных глагольных производных можно выделить следующие группы по модели «префикс + основа первичная» (под первичной основой нами понимается основа с суффиксом). 
Словопроизводство в лексиконе представлено значительно шире, хотя следует сразу же отметить, что по сравнению с литературным стандартом, где в разной мере продуктивны двадцать полупрефиксов глаголов, лексикографические источники не содержат глаголов-сращений с полупрефиксами bei-, durch-, ein-, entgegen-, entlang-, gegenuber-, hinter-, mit-, nach-, ob-, uber-, um-, unter-, vor-, wider- и zu-.
Таким образом, проведенное исследование демонстрирует активное функционирование экзогенных полупрефиксов в современном немецком языке. Чаще всего заимствованные полупрефиксы используются в именном словопроизводстве. Наиболее частотными являются экзогенные диминутивные и аугментативные префиксы, дополняющие небогатую систему эндогенных словообразовательных элементов. Их популярность может объясняться их эмоциональным наполнением и модой на использование англицизмов (об этом говорит и то, что многие латинские префиксы проникли в немецкий язык через английский как язык-посредник). Некоторые экзогенные морфемы проявляют тенденцию к функционированию в качестве отдельных лексем, а префикс ex- служит основой для образования глагола.



1. Абрамова М.С. Немецкий язык в социальной работе. Профессионально: Учебное пособие / М.С. Абрамова. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.
2. Алпаткина А. А. Функциональные особенности окказиональной лексики в идиостиле Эльмара Шенкеля // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1064-1067.
3. Аствацатрян М.Г. К вопросу о словообразовательном моделировании (на материале глагольных префиксов в современном немецком языке) //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2014. - № 3. - С. 117-123.
4. Багана Ж. Английские заимствования в русском и немецком языках в условиях глобализации: Монография / Ж. Багана, М.В. Тарасова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 120 с.
5. Баринова И. К. Практикум по работе с зарубежными источниками информации: на материале французского и немецкого языков: Практикум / Харитонова И.В., Баринова И.К., Беляева Е.Е. - М.:МПГУ, 2014. - 212 с.
6. Болотова Е.В. Аспектуальные особенности глагольных полупрефиксов в немецком языке //Методологические основы современных лингвистических исследований Сборник научных трудов (по материалам научного семинара). Ответственный редактор Е.В. Болотова. - Стерлитамакский филиал, 2017. - С. 8-12.
7. Васильева М.А. Немецкий язык: туризм и сервис: Учебник / М.М. Васильева, М.А. Васильева. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2017. - 304 с.
8. Васильева М.А. Практическая грамматика немецкого языка: Учебное пособие / М.М. Васильева, М.А. Васильева. - 13-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2013. - 238 с.
9. Веселова Т.В. Немецкий язык для студентов технических специальностей: Учебное пособие / Е.С. Коплякова, Ю.В. Максимов, Т.В. Веселова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
10. Вертоградова Л. А., Кугультинова А. С. О новой тенденции образования слов с маскулинным гендерным признаком в современном немецком языке // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 298-300.
11. Гайнутдинова А.В., Зарипова А.Н. Особенности префиксальной системы на материалах немецкого и английского языков //Terra Linguae Et Reliquiae Сборник научных статей. Институт международных отношений, истории и востоковедения. - Казань, 2014. - С. 128-130.
12. Ганиходжаева М. Н. Прилагательные цвета во фразеологизмах немецкого языка // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 481-483.
13. Гусарова Ю.В. Словообразование как способ пополнения современного глагольного лексикона в немецком языке (на примере немецких журналов "Spiegel"И "Deutschland") //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. - Т. 2. № 6 (28). - С. 226-231.
14. Дмитриева Ю. М. Немецкий язык: Учебное пособие для студентов, обучающихся по дефектологическим специальностям / Дмитриева Ю.М. - М.:Прометей, 2017. - 86 с.
15. Есионова Е.Ю. Обучение немецкому языку как второму иностранному: учебник / В.А. Баскакова, Е.Ю. Есионова, Е.А. Серебрякова. - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2014. - 176 с.
16. Жилюк С.А. Гибридная префиксация в немецком словообразовании //Романо-германистика Сборник статей по материалам XLVI Международной филологической конференции. Ответственные редакторы: Г. А. Баева, Н. Г. Мед, Т. И. Петухова, Н. А. Шадрина. - 2017. - С. 27-33.
17. Жилюк С.А. Использование заимствований в системе немецкого словообразования: дисс. канд. фил. наук. - СПб., 2015. - 231 с.
18. Зеленецкий А.Л. Теоретический курс немецкого языка как второго иностранного: учеб. пособие / А. Л. Зеленецкий. - М.: Наука, 2016. - 286 с.
19. Иванов В.М. Развитие навыков устной речи на немецком языке: учебно-метод. пос. / В.М. Иванов. - М.: РАП, 2013. - 92 с.
20. Ильенко А.А., Позднякова С.Ю. Основные словообразовательные модели немецкой авиационной терминологии //Молодежный вестник ИрГТУ. -
2014. - № 3. - С. 20.
21. Кострова О.А. Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка: учеб. пособие / О. А. Кострова. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2015. - 240 с.
22. Кравченко А. П. Немецкий язык для бакалавров: Учебное пособие / Кравченко А.П. - Рн/Д:Феникс, 2013. - 413 с.
23. Курбонова Ф.И., Маслечкина С.В. Приставки в немецком языке //Студенческая наука Подмосковью материалы международной научной конференции молодых ученых. - 2016. - С. 379-382.
24. Лядащева Е. Д. Основные лингвистические проблемы теории заимствования в немецком языке // Филология и лингвистика. — 2018. — №1. — С. 23-25.
25. Мальцева Д. И. Калькирование как метод образования неологизмов современного немецкого языка // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 782-784.
26. Мельникова Е. Н. Средства выражения эмоционально-оценочных высказываний в немецкой диалогической речи // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 542-546.
27. Нефедова Л.А. Иноязычная лексика в современном немецком языке: иноязычная лексика в контексте заимствования и словообразования: Монография / Нефедова Л.А. - М.:МПГУ, 2014. - 98 с.
28. Паремская Д.А. Паремская, Д. А. Практическая грамматика немецкого языка: учеб. пособие / Д.А. Паремская. - 14-е изд., испр. - Минск: Высшая школа, 2014. - 351 с.
29. Пащенко М.В. Словообразование как способ пополнения глагольного лексикона в современном немецком языке //Вестник Самарского государственного университета. - 2018. - № 5-2 (64). - С. 110-118.
30. Платонова С. В. Немецкий язык для it-студентов = Deutsch fur it- Studenten: Учебное пособие / Платонова С.В., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, 2017.
- 116 с.
31. Романова Н.Л. Немецкий язык. Словообразование. Грамматика: сб. упражнений / Г. С. Петрова, Н. Л. Романова. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2013.
- 112 с.
32. Савельева Н.Х. Немецкий язык = Deutsch: Учебно-методическое пособие / Савельева Н.Х., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, 2017. - 68 с.
33. Сарычева Г.П. Деловая корреспонденция на немецком языке. Geschaftskorrespondenz: Учебное пособие / Г.Д. Архипкина, Г.С. Завгородняя и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 191 с.
34. Соколов С.В. Учимся устному переводу. Немецкий язык. Ч. 1 (уроки 1-14): Учебное пособие / Соколов С.В., - 2-е изд., перераб. - М.:МПГУ,
2015. - 248 с.
35. Соколова Л.В. Образование префиксальных и суффиксальных производных от звукоподражательных слов (на материале немецкого языка) //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -
2016. - № 8 (112). - С. 152-156.
36. Спирина М.В. Немецкий язык. Интенсивный курс для студентов архитектурно-строительных вузов. Начальный уровень: Учебное пособие / Спирина М.В., - 2-е изд., (эл.) - М.:МИСИ-МГСУ, 2017. - 174 с.
37. Стрелков А. Б. Идиоматичность семантики производного слова как результат взаимодействия полисемии и словообразования (на материале немецкого языка) // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1100-1102.
38. Унагаев В.С. Словообразование в лексике авиации и космоса (на материале немецкоязычной прессы) //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2017. - № 1. - С. 140-146.
39. Шипова И.А. Немецкий язык: Учебное пособие / Аверина А.В., Шипова И.А. - М.:МПГУ, 2014. - 144 с.
40. Admoni W.G. Der deutsche Sprachbau / W.G. Admoni. - M.:
Proswesenije, 2016. - 410 S.
41. Betz W. Lehnworter und Lehnpragungen im Vor- und Fruhdeutschen /
W. Betz // Maurer F. Rupp H. (Hrsg.). Deutsche Wortgeschichte. Band 1. Reihe GrundriB der germanischen Philologie 17, Bd. 1. 3. Aufl. - Berlin, New York: De
Gruyter, 2014.
42. Chang Y. Anglizismen in der deutschen Fachsprache der Computertechnik: Eine Korpuslinguistische Untersuchung zu Wortbildung und Bedeutungskonstruktion / Y. Chang. - Frankfurt-am-Main: Lang, 2015. - 204 S.
43. Donalies E. Die Wortbildung des Deutschen. Ein Uberblick / E. Donalies - Tubingen, 2015. - 192 S.
44. Donalies E. Basiswissen Deutsche Wortbildung / E. Donalies. - Tubingen: Francke, 2017. - 155 S.
45. Donalies E. Stiefliches Geofaszintainment - Uber Konfixtheorien / E. Donalies // Muller, P.O. (Hrsg.) Studien zur Fremdwortbildung. Hildesheim /Zurich/New York: Georg Olms Verlag, 2018. - S. 41-64.
46. Doval I. Die Anglizismen und Ihre Behandlung in der Sprachreinigung um 1900 / I. Doval // Anglicisms in Europe. Linguistic Diversity in Global Context. Edited by Roswitha Fischer and Hanna Pulaczewska. Cambridge: Cambridge Scholar Publishing, 2018. - S.72-85.
47. Eichinger L.M. Deutsche Wortbildung. Eine Einfuhrung / L.M. Eichinger. - Tubingen: 2017. - 269 S.
48. Elsen H. Grundzuge der Morphologie des Deutschen / H. Elsen. - Berlin/New York: de Gruyter, 2016. - 350 S.
49. Fleischer W. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache / W. Fleischer, I. Barz. - Berlin/Boston: de Gruyter, 2014. - 484 S.
50. Lohde M. Wortbildung des modernen Deutschen. Ein Lehr- und Ubungsbuch / M. Lohde. - Tubingen: Narr, 2016. - 350 S.
51. Michel S. Das Konfix zwischen Langue und Parole / S. Michel // Muller P.O. (Hrsg.) Studien zur Fremdwortbildung. - Hildesheim/Zurich/New York: Georg Olms Verlag. 2017. - S.92-140.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ