Введение 3
Глава 1: Теоретические подходы к изучению корпоративной социальной ответственности 11
1.1 Понятие корпоративной социальной ответственности: история
формирования и основные принципы 11
1.2 Основные теоретические подходы к изучению корпоративной социальной
ответственности 17
1.3 Корпоративная социальная ответственность в России 25
1.4 Социально-ответственное потребление 31
Глава 2: Корпоративная социальная ответственность и социально-ответственное потребление: экономико-социологический анализ 37
2.1 Корпоративная социальная ответственность ТНК (на примере компании
Inditex) 37
2.2 Эмпирическое исследование социально-ответственного потребления 46
Заключение 61
Литература и источники 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность темы. Современный этап развития экономики связан с нарастающим процессом глобализации. Транснациональные корпорации во второй половине 20 века заняли ведущие позиции в экономиках большинства стран мира. Экономическая мощь многих из них превзошла потенциал некоторых национальных государств.
Присутствие ТНК в различных принимающих странах имеет как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, корпорации создают новые рабочие места, обеспечивают принимающую страну новыми технологиями, расширяют структуру предложения на местном рынке. Но, с другой стороны, деятельность ТНК вызывает немаловажные негативные последствия для принимающей страны: местные производители оказываются не в состоянии справиться с высоким уровнем конкуренции, повышаются экономические риски и т.д. Более того, у корпораций складываются крайне противоречивые отношения с развивающимися государствами. Обладая значительным экономическим превосходством, ТНК могут нанести ущерб национальным экономикам принимающих стран, где они размещают производства, в целях извлечения большей прибыли, например, экономя на заработной плате и социальных расходах, ведь они вовсе не являются благотворительными организациями.
Описанные тенденции изменили отношение к транснациональным корпорациям и их ответственности перед государством и обществом. На международном уровне был поставлен вопрос о необходимости изменения политики ТНК, в том числе и в социальной сфере.
К концу 20 века мировое сообщество пришло к выводу о необходимости изменения форм взаимодействия бизнеса, государственных структур и общества. Одной из таких форм стала корпоративная социальная ответственность, которая является способом установления социального диалога между перечисленными сторонами, и рассматривается как необходимый элемент эффективного ведения бизнеса. По данным международного исследования бизнеса (IBR) 2008, корпоративная социальная ответственность является основополагающим принципом для достижения успеха предприятий, которые управляются собственниками . Таким образом, КСО сегодня является необходимостью не только для ТНК, которые в большей степени зависят от внимания общественности, но и для менее масштабных компаний.
Но поставленная проблема не является решенной и сегодня. В российских реалиях концепция КСО находится на стадии своего формирования. Необходимость сфокусировать внимание на данной проблематике обуславливается активным влиянием процессов транснационализации и на нашу страну. Крупные российские ТНК выходят на мировые рынки, для успешного сотрудничества на которых необходимо осознание стратегической природы социальной ответственности. В свою очередь, крупные иностранные ТНК занимают свои ниши на российском рынке и реализуют практики КСО в реалиях нашей страны. Особенности социально-экономической ситуации в стране не позволяют в полной мере перенять опыт западных стран, преуспевших в развитии концепции КСО. Однако, необходимо принимать во внимание позитивный опыт европейских и американских компаний, адаптируя его к российской действительности. Успешное экономическое развитие нашей страны невозможно без установления эффективного социального диалога, который, в свою очередь, обеспечивается функционированием соответствующих социально-экономических институтов, одним из которых и является еще формирующийся институт КСО . Именно поэтому сейчас тема корпоративной социальной ответственности является обсуждаемой и актуальной среди западных и отечественных исследователей в сфере экономики и социальных наук, в том числе и в экономической социологии. Возникают теоретические дискуссии о сущности социально-ответственного бизнеса, различные подходы к изучению КСО и эффективных способах ее реализации, а также изучению феномена социально-ответственного потребления, как проявления реализации политики КСО.
Само понятие корпоративной социальной ответственности предполагает рассмотрение отношений, которые выходят за рамки исключительно экономических. На первый план в данном случае выходят социальные обязательства компаний перед обществом, вопросы доверия, социальных инвестиций, справедливости, удовлетворения широкого круга интересов различных общественных групп. Бизнес, являясь частью общества, должен принимать участие в решении различного рода проблем: социальных, экологических. Все это подтверждает необходимость и актуальность изучения данной проблематики в рамках экономической социологии, как науки, которая акцентирует свое внимание на неэкономических аспектах экономического развития.
Степень разработанности темы. Проблематику корпоративной социальной ответственности рассматривали с разных сторон как зарубежные, так и российские авторы. Большой вклад в развитие концепции внес А. Керолл. Ему принадлежит уже ставшая классической, идея представить уровни КСО в качестве пирамиды («Пирамида Керолла»). Концепция заинтересованных сторон (или стейкхолдеров), с которой А. Керолл связывал КСО, была подробно изложена в работах Р.Э. Фримена, признанного специалиста в данной сфере исследований КСО. Его вклад заключается не только в формулировке базовых принципов теории, но и в обосновании необходимости ее существования как такового. К.Е. Годпастер и Т.Е. Холлоран рассматривают концепцию с точки зрения духовного и социального сознания компании. Описывая кейс американской компании Medtronic, авторы проводят аналогию с духовным и социальным сознанием человека.
Среди российских исследователей КСО большой вклад в систематизацию уже имеющихся знаний принадлежит Ю.Е. Благову . Также он отмечает стратегическую природу социальной ответственности и связывает ее с теорией и практикой стратегического управления. О формировании КСО в России в своих статьях пишут О. Алексеева , Д.А. Виноградов и А.В. Петров, Е.В. Нехода и В.С. Раковская. Пути и способы практического применения теорий корпоративной социальной ответственности (в особенности теории заинтересованных сторон) рассматривают М.А. Петров, О.Б. Зильберштейн, К.В. Невструев, Д.Д. Семенюк, Т.Л. Шкляр, А.В. Юрковский. Модели КСО, сформировавшиеся в странах Запада, описывают в своей статье Н.В. Кузнецова и Е.В. Маслова . В связи с фокусом внимания данной работы на социальной ответственности транснациональных корпораций, необходимо отметить работы, касающиеся деятельности ТНК в целом, особенностей процессов транснационализации и глобализации следующих авторов: Ю.А. Голикова, А.Г. Деметьева, А.В. Петрова . В связи с изучением в рамках работы феномена социально-ответственного потребления, необходимо упомянуть статью И.В. Троцук, Е.С. Давыденковой, в которой данная практика рассматривается с точки зрения социологии. Исследованиями в этой области также занимаются О.В. Фирсанова, М.С. Потепкин, В.В. Кулибанова, С.Г. Божук, рассматривая проблематику с точки зрения маркетинга. Также необходимо отметить работы Г.Г. Иванова, Е.А. Майоровой, в которых авторы исследуют особенности социальной ответственности и социально-ответственного потребления в сфере торговли.
Но, несмотря на большой объем работ западных и российских ученых, вопросам изучения социально-ответственного потребления с точки зрения экономической социологии уделяется не так много внимания. Более того, основной объем работ по анализу КСО в России направлен прежде всего на изучение практик российских крупных ТНК (прежде всего в ресурсодобывающей сфере), оставляя без должного внимания особенности реализации практик КСО зарубежными ТНК на территории России, а также исследование того, каким образом деятельность компаний воспринимают российские потребители.
Цель и задачи работы. Целью работы является анализ специфики реализации политики корпоративной социальной ответственности ТНК в России, а также практик социально-ответственного потребления на примере изучения мнений потребителей продукции компании Inditex (один из крупнейших в России фэшн-ритейлеров) и ее сотрудников.
Задачи работы:
1. Сравнительный анализ основных теоретических подходов к КСО.
2. Изучение современной специфики формирования КСО в России.
3. Экономико-социологический анализ особенностей корпоративной социальной ответственности ТНК на примере деятельности компании Inditex.
Объект исследования: деятельность транснациональных корпораций.
Предмет исследования: современные практики корпоративной социальной ответственности транснациональных корпораций.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических подходов к изучению различных аспектов развития КСО, а также данных эмпирических исследований социально-ответственного потребления.
2. Анализ документов компании.
3. Анкетный опрос потребителей и сотрудников компании.
4. Методы анализа данных: корреляционный и регрессионный анализ.
Основные результаты исследования:
1. Рассмотрены основные современные теоретические подходы к изучению корпоративной социальной ответственности. Представители каждого из них, по-разному интерпретируя сущность понятия, рассматривают КСО как необходимый элемент ведения бизнеса, который обязан обществу своим существованием. Современные подходы к КСО рассматривают компании как сеть различных заинтересованных сторон, интересы которых необходимо учитывать в деятельности. КСО понимается как необходимый элемент достижения конкурентного преимущества, как важная часть успешной стратегии развития.
2. Рассмотрена история формирования корпоративной социальной ответственности в России, ее особенности и проблемы. Концепция КСО, получившая свое распространение в России с опозданием от ведущих мировых держав, нашла свое отражение, прежде всего, в деятельности крупнейших российских ТНК, в основном в ресурсодобывающей сфере. Основными особенностями формирования КСО в России являются: отсутствие разработанной обязательной законодательной базы в сфере КСО; ситуативный характер реализации принципов КСО российскими предприятиями; противоречивость деятельности компаний в сфере реализации социально-ответственных проектов.
3. Обоснована необходимость изучения социально-ответственной
деятельности иностранных ТНК в России, которые, руководствуясь последними тенденциями общемировой практики КСО, реализуют ее на территории нашей страны. А также необходимость изучения феномена социально-ответственного потребления, как необходимого элемента успешного становления и функционирования института КСО.
4. Проведен экономико-социологический анализ социально-ответственной деятельности ТНК, на примере компании Inditex, одного из мировых лидеров в сфере производства и дистрибуции одежды. Главной особенностью современной практики компании в сфере КСО в России является позиционирование потребителя в качестве одной из ключевых заинтересованных сторон, направленности широкого спектра проектов на взаимодействие с потребителем. А также реализация проектов в различных направлениях внутренней и внешней социальной ответственности. Внутренние проекты: обеспечение всестороннего развития сотрудников компании, сотрудничество только с теми поставщиками, которые ведут деятельность в соответствии с принципами социальной ответственности. Внешние проекты: реализация проекта «эко-эффективных» магазинов, экономия ресурсов, производство товара из экологически чистых материалов, сотрудничество с некоммерческими организациями в сфере благотворительности.
5. Проведено эмпирическое социологическое исследование восприятия социальной ответственности потребителями продукции компании Inditex. Образ социально-ответственной компании в глазах потребителей складывается из производства качественного товара, соблюдения законов, а также экологической ответственности. Практики социально-ответственного потребления распространены не широко, при этом основной причиной является недостаток информации о наличии корпоративных проектов социальной ответственности. Информированность является важным фактором, который оказывает влияние на повышение уровня социально-ответственного потребления, а также формирование образа социально-ответственной компании в целом.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.
Концепция корпоративной социальной ответственности, пройдя путь от полного ее непризнания до обоснования необходимости ведущими исследователями из различных областей знания, является в 21 веке необходимым элементом ведения «цивилизованного» бизнеса.
Сегодня концепция нашла свое отражение в широком спектре теорий, которые фокусируют свое внимание на различных ее аспектах. Вопрос того, должен ли бизнес нести ответственность перед обществом, уже не является дискуссионным. Тем не менее, для российской действительности вопрос нахождения оптимальной модели реализации, учитывающий все особенности нашей страны, по-прежнему является обсуждаемым и актуальным. Невозможно эффективно применить уже сформировавшиеся европейскую и американскую модели, так как специфика институционализации корпоративной социальной ответственности в России является уникальной. Но успешный опыт международных лидеров в данном направлении необходимо принимать во внимание. В условиях экономического кризиса многие российские компании уменьшают свое финансирование социальных программ, руководствуясь остаточным принципом. Но крупные и стабильные компании продолжают уделять данному вопросу все больше внимания, ведь без этого невозможна их продуктивная деятельность на международной арене. К особенностям осуществления КСО российскими транснациональными корпорациями можно отнести: несистемный подход к реализации КСО, основным стимулом часто становится улучшение имиджа компании (который изначально был крайне неблагоприятным), часто компании сами не соответствуют основным принципам социальной ответственности, при этом осуществляя социально-ориентированные проекты. Таким образом, необходимо расширять изучение данной проблематики в различных сферах социальных наук, в том числе, в экономической социологии.
На российском рынке также активно функционируют транснациональные
корпорации, которые реализуют принципы социальной ответственности. В данных компаниях существуют универсальные кодексы, которые распространяются на деятельность компаний в области КСО по всему миру. Подобные крупные корпорации, с одной стороны, сами формируют культуру социально-ответственного потребления, а, с другой стороны, социальный имидж компании все больше влияет на выбор товара со стороны потребителя.
Концепция КСО неразрывно связана с феноменом социально - ответственного потребления, так как для успешного функционирования концепции необходимо, чтобы взгляды на ее необходимость, формы реализации совпадали у представителей корпораций и потребителей. Сегодня потребитель является одной из важнейших заинтересованных сторон, которая способна оказывать реальное воздействие на деятельность даже крупнейших ТНК.
Проведенный анализ корпоративной социальной ответственности ТНК (на примере компании Inditex) позволил сделать ряд важных выводов:
• Одной из основных современных практик в сфере КСО является вовлечение потребителей в реализацию принципов социальной ответственности. Например, покупатели могут сдавать ненужную им одежду в специально предназначенные боксы и т.д.
• Уровень информированности потребителей является один из определяющих
факторов для возможности реализации ими практик социально-ответственного потребления. При этом интерес к данному направлению имеет тенденцию к возрастанию. Одним из самых эффективных инструментов повышения уровня информированности являются сайты отдельных брендов компании.
• Несмотря на то, что образ социально-ответственной компании складывается, в первую очередь, из ее базовых функций на рынке, значимое место в нем начинает занимать экологический фактор. Российские потребители все больше задумываются о проблемах окружающей среды. Таким образом, компании, делающие акцент на данном направлении, формируют в сознании своих потребителей социально-ответственный образ.
• Для более активного распространения практик социально-ответственного потребления необходимо, чтобы в сознании потребителей сформировался четкий, структурированный образ социально-ответственной компании, которая должна не просто производить товар, но нести перед обществом полный спектр ответственности. Когда потребители осознают всю важность и необходимость данной деятельности, тогда социальная ответственность станет таким же важным фактором при приобретении товара, как его цена, фасон и качество.
Проведенное исследование поставило ряд важных вопросов, которые необходимо затронуть впоследствии в рамках изучения данной проблематики. Во-первых, почему благотворительность в сознании российских потребителей все еще является «факультативной» деятельностью, не занимающей значимое место в конструировании образа социально-ответственной компании. Во-вторых, необходимо более подробное изучение специфики внутренней социальной ответственности компании, в особенности по отношению к сотрудникам. Также важным является изучение того, какие еще факторы, помимо уровня информированности, оказывают влияние на распространение практик социально-ответственного потребления.
Сфера фэшн-ритейла открывает широкий спектр возможностей для изучения в ее рамках корпоративной социальной ответственности с различных позиций. Все основные компании-лидеры успешно реализуют в своей деятельности принципы КСО. При этом все равно периодически они становятся заложниками различных скандалов, связанных с нарушениями условий труда на производствах, использованием незаконного детского труда, нарушением норм экологической безопасности. За «быструю моду» приходится платить зачастую очень высокой ценой, поэтому принципиально важно развивать исследования корпоративной социальной ответственности в данном направлении.
1. Алексеева О. Корпоративная социальная ответственность в России. Взросление в неблагоприятном окружении // SEAL. 2004. № 1. С. 4-7.
2. Алексеева О. Социальная ответственность компаний - Опыт Запада и России // Меценат. 2004. №3-4.URL: http://www.maecenas/ru/doc/004_3_5.html.
3. Белоусов К.Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт // Проблемы современной экономики 2015. № 4 (56). С. 89.
4. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004.№ 2(3).С. 17-34.
5. Благов Ю. Е. Р. Эдвард Фримен и концепция заинтересованных сторон (предисловие к разделу) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2012. № 1.С. 109-116.
6. Борброва Е.Б. Социальная ответственность бизнеса как социологическая категория // Изв. Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 111. С. 279-284.
7. Виноградов Д.А., Петров А.В. Социальная ответственность российского бизнеса в период современного глобального экономического кризиса: проблемы и тенденции // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 3.C. 64 - 67.
8. Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // ARSADMINISTRANDI (Искусство управления). 2011. № 4. С. 45¬55.
9. Годпастер К.Е., Холлоран Т.Е. Анатомия духовного и социального сознания корпорации: кейс Medtronic, Inc // Российский журнал менеджмента. 2006. Т.4. № 4. С. 99-118.
10. Голикова Ю.А. Транснациональные корпорации: определение сущности и характеристика деятельности в современных условиях // Вестник НГУ. Серия: социально-экономические науки. 2010. Т.10. № 4. С. 32 - 39.
11. Дементьева А. Г. Модели корпоративного управления в условиях глобализации. М.: МГИМО-Университет, 2011.
12. Деревянченко А. Социальная ответственность ТНК // Социальное партнерство 2006. № 1. URL: http://www.oilru.com/sp/10/441/.
13. Долматова В.Ю. Социальная ответственность бизнеса: истоки понятия //
Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1. С. 1-4. URL:
http: //www.auditfin.com/fin/2010/1/10_06. pdf.
14. Зеленина А.Е., Петров А.В. Особенности и перспективы системы управления трудовыми ресурсами в современных ТНК (на примере филиала HYNDAIMOTORCOMPANY в Санкт-Петербурге) // Общество. Среда. Развитие.
2012. № 1. С. 29 - 33.
15. Зильберштейн О.Б., Невструев К.В., Семенюк Д.Д., Шкляр Т.Л.,
Юрковский А.В. Анализ стейкхолдеров на примере российских предприятий // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8. №3. С. 4. URL:
http: //naukovedenie.ru/PDF /42EVN316.pdf.
16. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в торговом бизнесе // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 20. С. 3569-3582.
17. Корпоративная социальная ответственность: необходимость, а не выбор.
Международное исследование бизнеса 2008. URL:
http: //www.gtrus .com/doc/public/surveys/2008/gti_ibr2.
18. Кузнецова Н.В., Маслова Е.В. Модели корпоративной социальной ответсвенности // Вестник Томского государственного университета. Экономика.
2013. №4 (24). С. 22-36.
19. Кулибанова В.В., Божук С.Г. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе концепции социально-этичного маркетинга // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 196-198.
20. Кучковская Н.В. Инновационные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность 2008. № 3. С. 23 - 27.
21. Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных.
22. Нехода Е.В., Раковская В.С. Реализация корпоративной социальной ответственности в России: проблемы, возможности, перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-
education.ru/119-14707.
23. Петров А.В. Глобализация экономики: социальные и политические аспекты СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. 198 c.
24. Петров М.А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения //Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. 2004.№ 2 (16). С. 51-68.
СПб.: Питер, 2013. 416 с.
25. Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. М.: Едиториал УРСС, 2008.
26. Троцук И.В., Давыденкова Е.С. Феномен этического консьюмеризма: специфика социологической интерпретации и особенности современного бытования // Вестник РУДН. Серия Социология. 2015. №1. С. 65-81.
27. Фирсанова О.В., Потепкин М.С. Взаимосвязь воспринимаемой социальной ответственности компании и потребительской лояльности // Проблемы современной экономики. 2013. № 1 (45). С. 106-108.
28. Шевченко И.Л. Социальная ответственность в практике корпоративного управления ведущих российских нефинансовых ТНК //Вестник Кемеровского государственного университета. 2014.Т.3. № 4 (60). С. 274 - 279.
29. Экономическая социология: теория и история / Под ред. Ю. В. Веселова и А. Л. Кашина. СПб.: Нестор-История, 2012. 768 с.
30. Carroll A. B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the
moral management of organizational stakeholders // Business Horizons. 1991. №
34(4).P. 39-48.
31. Freeman R. E. Strategic management: a stakeholder approach. Marshfield: Pitman Publishing, 1984.
32. Garriga E., Mele D. Corporate Social Responsibility Theories: Mapping the Territory // Journal of Business Ethics. 2004. N. 53. P. 51-57.
33. Global goals for people and planet // The UN Global Compact. URL: https://www.unglobalcompact.org/sdgs/about. (дата обращения: 23.04.2017)
34. Inditex Clear to wear URL:
http://www.inditex.com/documents/10279/28230/INDITEX_clear_to_wear_en.pdf/71 c b0490-e52d-4ead-bb60-c55809065559. (дата обращения: 23.04.2017)
35. Inditex Safe to wear URL:
http://www.inditex.com/documents/10279/130571/STW.pdf/72fa5c5d-db0e-4aca-b3a4- 2cae3f9818e7. (дата обращения: 23.04.2017)
36. Inditex's eco-efficient store URL:
https://www.inditex.com/documents/10279/26311/eco_store.pdf/643f79dd-c1b3-494d- a703-ac972ef3dc97. (дата обращения: 23.04.2017)
37. Our participants // The UN Global Compact URL:
https://www.unglobalcompact.org/what-is-gc/participants. (дата обращения:
23.04.2017)
38. Stakeholder engagement URL:
http://www.inditex.com/en/sustainability/managing_sustainability/stakeholder_engage ment#panel_1. (дата обращения: 24.04.2017)
39. The Fortune 2016 Global 500 // Fortune. URL:
http://beta.fortune.com/global500/inditex-463. (дата обращения: 23.04.2017)
40. The ten principles of the UN Global Compact URL: https://www.unglobalcompact.org/what-is-gc/mission/principles. (дата обращения: 23.04.2017)
41. The World's Most Innovative Companies // Forbes. URL: http://www.forbes.com/companies/inditex/. (дата обращения: 23.04.2016)
42. Webb J. Deborah, Mohr A. Lois , Harris E. Katherine A re-examination of socially responsible consumption and its measurement // Journal of Business Research. 2008. N. 2. P. 91-98.