Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №71343

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования проектной деятельности в формировании коллектива детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Проблема развития детского коллектива в научной литературе 7
1.2 Проектная деятельность как средство развития детского коллектива 17
1.3 Педагогические условия, направленные на формирование детского
коллектива средствами проектной деятельности 28
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию коллектива детей старшего
дошкольного возраста средствами проектной деятельности 35
2.1 Выявление уровня коллективных связей у детей старшего дошкольного
возраста (констатирующий этап) 35
2.2 Формирование коллектива старших дошкольников средствами проектной
деятельности (формирующий эксперимент) 41
2.3 Проверка эффективности экспериментальной работы (контрольный этап
эмпирического исследования) 58
Заключение 62
Список литературы

Актуальность исследования. В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает большую тревогу. Дети не умеют общаться, дружить. Живое человеческое общение со сверстниками заменили всевозможные гаджеты, компьютерные игры. А современному обществу требуется новый человек. Человек-творец. Человек, способный адаптироваться в нестабильных условиях современного мира, способный работать в команде, самостоятельно принимать решения, обладающий высокой самооценкой, самоуважением, уважением к другим людям, уверенный в себе, в своей способности преодолеть любые трудности и в любой ситуации найти единственно правильное решение.
Наибольшую часть своего времени дошкольник проводит в детском саду, в детском коллективе. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным временем для установления дружеских контактов, приобретения навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, значительно влияют на успешность в образовательной и воспитательной деятельности. Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы являются важным условием дошкольной образовательной среды. И это не удивительно, ведь система межличностных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Очень важно не упустить этот период в жизни ребенка, сформировать коллектив, в котором ребенку хотелось бы жить.
Педагогическая теория воспитания личности в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. А. С. Макаренко [29], Н.А. Куракин, В. А. Сухомлинский, В.Н. Белкина [4], Т. Е. Конникова считали, что развитие личности и развитие коллектива - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Н. А. Куракин, Л. И. Новикова рассматривают
Таким образом, развитие детского коллектива путем создания в нем творческой, эмоционально безопасной, развивающей среды - одна из главных задач современного воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, ориентированного на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности.
Проектная деятельность является оптимальным средством формирования детского коллектива, поскольку развивает ответственность за общее дело, самодисциплину, способности целеполагания, коммуникативные,
организационные и рефлексивные умения.
Сущность проектной деятельности, её проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе раскрывали в своих работах такие исследователи, как А.Л. Блохин, В.Г. Веселова, И.Л. Кряжкова [23], Т.А. Данилина, А.Д. Климова, О.В. Ляпина, Н.П. Флегонтова [52], И.В. Никитина.
Однако в данных исследованиях остается открытым вопрос о роли метода проектов в формировании детского коллектива, что определило проблему нашего исследования - поиск ответа на вопрос: при каких педагогических условиях формирование детского коллектива старших дошкольников будет эффективным.
Вышесказанное позволило обозначить проблему нашего исследования.
Проблема нашего исследования - поиск ответа на вопрос, при каких педагогических условиях формирование детского коллектива детей старшего дошкольного возраста будет эффективным.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы: «Формирование детского коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически проверить педагогические условия, направленные на формирование детского коллектива средствами проектной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования коллектива детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия, направленные на формирование детского коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование детского коллектива в проектной деятельности будет эффективным, если педагог:
1) использует приемы групповой работы в процессе проектной деятельности (труд вместе, взаимный обмен способами действий, обмен операциями: один вырезает, другой клеит, обмен функциями (сначала одна группа детей собирает материал для поделок, а другая изготавливает поделки из собранного материала, затем меняются функциями));
2) организует воспитывающие ситуации, которые требуют сотрудничества дошкольников, принятия общих решений, высказывания ребенком своей позиции (заинтересует каждого ребенка тематикой проекта через беседы, рассказы, сказки по теме проекта, создаст игровые ситуации, отображающие тему проекта, введет детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, организует совместную творческую деятельность детей);
3) стимулирует, при участии родителей, речевую активность детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности (совместное с родителями обсуждение темы, содержания, этапов проекта, подготовка презентаций совместно с родителями, составление, с помощью родителей, мини¬докладов по теме проекта, презентация проекта педагогам ДОУ).
Задачи исследования:
1) проанализировать психологическую, методическую и педагогическую литературу по теме исследования;
2) раскрыть основные понятия «коллектив», «детский коллектив», «проектная деятельность»;
3) рассмотреть специфику коллектива детей старшего дошкольного возраста как малой группы;
4) экспериментально проверить эффективность педагогических условий, направленных на формирование коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы, обобщение результатов исследования. Эмпирические: наблюдение, опытно¬
экспериментальная работа, анализ продуктов коллективной деятельности детей.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 30 с. Борисовка Уссурийского городского округа.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования материалов исследования в практике дошкольного образовательного учреждения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие детского коллектива путем создания в нем творческой, эмоционально безопасной, развивающей среды - одна из главных задач современного воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, ориентированного на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Очень важно не упустить этот период в жизни ребенка, сформировать коллектив, в котором ребенку хотелось бы жить. И, как мы видим по результатам исследования, вопрос формирования коллектива детей старшего дошкольного возраста требует постоянного, пристального внимания.
В процессе исследования мы раскрыли психолого-педагогическое содержание понятий «коллектив», «колектив детей старшего дошкольного возраста» и «проектная деятельность», рассмотрели специфику коллектива детей старшего дошкольного возраста, как малой группы, выявили особенности влияния проектной деятельности на формирование коллектива у детей старшего дошкольного возраста, выявили уровень развития коллектива детей старшего дошкольного возраста, теоретически обосновали и проверили педагогические условия процесса формирования детского коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Проведенное нами педагогическое исследование показало, что после специально организованной работы произошли значительные изменения: повысился показатель социометрического статуса детей в группе. Детей, предпочтительных для общения, игр стало на 30% больше, к сожалению , остался один ребенок с очень низким социальным статусом, но мы можем прокомментировать это тем, что это часто и долго отсутствующий по болезни ребенок. В связи с этим, дети его не знают, он каждый раз «новый» в коллективе.
Повысился показатель оценивания действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Дети научились договариваться во время совместной работы, им стал интересен общий результат. Дети с удовольствием работают как в малых, так и в больших группах.
У детей повысилась полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников, дети теперь все чаще говорят «мы».
То есть, мы можем сделать вывод о том, что средствами проектной деятельности мы повысили уровень сформированности коллектива детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза доказана.



1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. - М.: Москва, Изд-во Сфера, 2012 - 80с.
2. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками // Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова. М.: ДЕТСТВОПРЕСС, - 2013. - 384 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск, ун-та, 2014. - 416 с.
4. Белкина В. Н. Взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками: психологический и педагогический аспекты: монография. - М.: Ярославль, ЯГПУ - 2012. - 320 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности // Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдпггейна. - 2-е изд. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. - 245 с.
6. Буланова-Топоркова М.В.. Духавнева А.В. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс. 2013. - 290 с.
7. Бурменская Г.В. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие // ред.-сост. Г.В. Бурменская - М.: УМК «Психология», 2014 - 352 с.
8. Васильева Н.А. Использование проектного метода в работе с дошкольниками // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 1 (18). - С. 203¬207.
9. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
10. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для
педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 64 с.
11. Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие // Б.С. Вожов, Н.В. Вожова. - СПб.: Питер, 2016. - 272 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология : учебник / Л.С. Выготский. -Москва: Педагогика, 1991. - 311 с.
13. Гавриш С. В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // Ребенок в детском саду. М.- 2013 - №1 - С. 8-35.
14. Гаврилушкина О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. 2013 - №2.- С. 23-48.
15. Голицина Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью / Н.С. Голицина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 83 с.
16. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг - М.:Гардарики, 2013 - 223 с.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т. 1: Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2016. - 320 с.
18. Зебзеева В.А. Проектная деятельность в работе с дошкольниками // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2015. - № 3. - С. 16-18.
19. Клековкина Т.П. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс]. // YPL: http://sociosphera.com/publication/conference/2014/23 l/socialnokommimikativnoe_razvitie_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_weden iya_fgos
20. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для высших и средних педагогических учебных заведений/ Г. М. Коджаспирова. А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2015. - 174 с.
21. Козлова, С. А. Я - человек: программа социального развития ребенка. - М.: Педагогика, 2004. - 44 с.
22. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании/ Н. А. Кочкина. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 72 с.
23. Кряжкова И.Л. Проектная работа как средство формирования
экологического сознания старшего дошкольника // Проблемы и перспективы развития социально-экономических и общественных наук: психология,
экономика, педагогика, социология, юриспруденция, политология. - 2013. - С. 53¬61.
24. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение. - СПб: Питер, 2015. -270 с.
25. Левин-Щирина, Ф.Некоторые методы и приемы воспитания поведения дошкольника / Ф. Левин-Щирина // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - 2008. - С. 15-24.
26. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А. А. Леонтьев.: Избр. псих, труды. - М.: Наука, 2011. - 255 с.
27. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении //М. И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2013. - 315 с.
28. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника [Текст] / Люблинская, А.А. // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.М.Семенюк. - 2003. - С.307-322.
29. Макаренко А.С. Коллектив / История педагогики и образования : учеб. пособие / под ред. З.И. Васильевой ; Междунар. акад. наук пед. образования. - 4-е изд., испр. - М.: Academia, 2008. - 429 с.
30. Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду / В. Г. Нечаева и др.; под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2014. - 272 с.
31. Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е. О. Смирновой. - М.: Ин-т практ. психол. 2014. - 420 с.
32. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов в ДОО/Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2005. - 95 с.
33. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. - М., 2004. - 95 с.
34. Немов Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. - М. ВЛАДОС. 2017. - 560 с.
35. Овчинникова Е.В. Учебно-исследовательская и проектная работа с дошкольниками // InternationalScientificReview. - 2017. - № 2 (33). - С. 86-90.
36. Педагогическая энциклопедия. Энциклопедический словарь // под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр.- 2013 - 600 с.
37. Поливанова К. Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика. 2009. - 280 с.
38. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования/ ред.Т.А. Репина - Москва// Развитие сотрудничества дошкольников: хрестоматия/ сост. И.В. Маврина. - Москва: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. - С.109 - 159.
39. Рыкова М.А., Борец Н.А. Особенности использования проектной
технологии с дошкольниками // Образовательные инновации: опыт и
перспективы. - 2017. - С. 255-257.
40. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: учеб-метод, пособие. - СПб. 2013.- 432 с.
41. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М: Народное образование. 2016. - 256 с.
42. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб. Речь, 2015¬384 с.
43. Скоробогатова А.И. Развитие личности дошкольника в проектной деятельности // Социально-экономические и гуманитарные практики инновационного развития России. - 2017. - С. 264-266.
44. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.
45. Социальные отношения и эмоциональный мир ребёнка: научно-практический сборник. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола // под ред. Р.М. Чумичёва, 2012. - 288 с.
46. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
47. Сухарева О.С. Возможности проектной деятельности в дошкольных организациях // Детский сад от А до Я. -2017. - № 1. - С.35-40
48. Тупичкина Е.А. Детские вопросы как средство мотивации проектной деятельности дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 9 (сентябрь). - С. 64-71.
49. Тоцкая Е.Н. Формирование навыков общения у детей в период предшкольной подготовки // Начальная школа плюс до и после. - 2008 - № 12 - С. 29-31.
50. Чичаева Д.И. Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - № 1. - С. 136-137
51. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Официальный сайт «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. UPL http://www.consultant.ru/docuinent/ cons_doc_LAW_154637/?Frame=l 129503.
52. Флегонтова Н.П. Дошкольник как субъект проектной деятельности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2015. - № 1. - С. 63¬69.
53. Фрицковская О.В. Роль проектной деятельности в развитии дошкольника // Научный диалог. - 2017. - С. 39-40.
54. Фролова Н.В. Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольника в условиях дошкольного учреждения // Молодой ученый: вызовы и перспективы Сборник статей по материалам I международной научно - практической конференции. - 2015. - С. 63-67.
55. Яковлева Е.Н. Дошкольник и экология // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 1 (январь). - С. 218-223.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ