ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования проектной деятельности в формировании коллектива детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Проблема развития детского коллектива в научной литературе 7
1.2 Проектная деятельность как средство развития детского коллектива 17
1.3 Педагогические условия, направленные на формирование детского
коллектива средствами проектной деятельности 28
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию коллектива детей старшего
дошкольного возраста средствами проектной деятельности 35
2.1 Выявление уровня коллективных связей у детей старшего дошкольного
возраста (констатирующий этап) 35
2.2 Формирование коллектива старших дошкольников средствами проектной
деятельности (формирующий эксперимент) 41
2.3 Проверка эффективности экспериментальной работы (контрольный этап
эмпирического исследования) 58
Заключение 62
Список литературы
Глава 1 Теоретические основы использования проектной деятельности в формировании коллектива детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Проблема развития детского коллектива в научной литературе 7
1.2 Проектная деятельность как средство развития детского коллектива 17
1.3 Педагогические условия, направленные на формирование детского
коллектива средствами проектной деятельности 28
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию коллектива детей старшего
дошкольного возраста средствами проектной деятельности 35
2.1 Выявление уровня коллективных связей у детей старшего дошкольного
возраста (констатирующий этап) 35
2.2 Формирование коллектива старших дошкольников средствами проектной
деятельности (формирующий эксперимент) 41
2.3 Проверка эффективности экспериментальной работы (контрольный этап
эмпирического исследования) 58
Заключение 62
Список литературы
Актуальность исследования. В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает большую тревогу. Дети не умеют общаться, дружить. Живое человеческое общение со сверстниками заменили всевозможные гаджеты, компьютерные игры. А современному обществу требуется новый человек. Человек-творец. Человек, способный адаптироваться в нестабильных условиях современного мира, способный работать в команде, самостоятельно принимать решения, обладающий высокой самооценкой, самоуважением, уважением к другим людям, уверенный в себе, в своей способности преодолеть любые трудности и в любой ситуации найти единственно правильное решение.
Наибольшую часть своего времени дошкольник проводит в детском саду, в детском коллективе. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным временем для установления дружеских контактов, приобретения навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, значительно влияют на успешность в образовательной и воспитательной деятельности. Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы являются важным условием дошкольной образовательной среды. И это не удивительно, ведь система межличностных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Очень важно не упустить этот период в жизни ребенка, сформировать коллектив, в котором ребенку хотелось бы жить.
Педагогическая теория воспитания личности в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. А. С. Макаренко [29], Н.А. Куракин, В. А. Сухомлинский, В.Н. Белкина [4], Т. Е. Конникова считали, что развитие личности и развитие коллектива - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Н. А. Куракин, Л. И. Новикова рассматривают
Таким образом, развитие детского коллектива путем создания в нем творческой, эмоционально безопасной, развивающей среды - одна из главных задач современного воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, ориентированного на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности.
Проектная деятельность является оптимальным средством формирования детского коллектива, поскольку развивает ответственность за общее дело, самодисциплину, способности целеполагания, коммуникативные,
организационные и рефлексивные умения.
Сущность проектной деятельности, её проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе раскрывали в своих работах такие исследователи, как А.Л. Блохин, В.Г. Веселова, И.Л. Кряжкова [23], Т.А. Данилина, А.Д. Климова, О.В. Ляпина, Н.П. Флегонтова [52], И.В. Никитина.
Однако в данных исследованиях остается открытым вопрос о роли метода проектов в формировании детского коллектива, что определило проблему нашего исследования - поиск ответа на вопрос: при каких педагогических условиях формирование детского коллектива старших дошкольников будет эффективным.
Вышесказанное позволило обозначить проблему нашего исследования.
Проблема нашего исследования - поиск ответа на вопрос, при каких педагогических условиях формирование детского коллектива детей старшего дошкольного возраста будет эффективным.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы: «Формирование детского коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически проверить педагогические условия, направленные на формирование детского коллектива средствами проектной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования коллектива детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия, направленные на формирование детского коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование детского коллектива в проектной деятельности будет эффективным, если педагог:
1) использует приемы групповой работы в процессе проектной деятельности (труд вместе, взаимный обмен способами действий, обмен операциями: один вырезает, другой клеит, обмен функциями (сначала одна группа детей собирает материал для поделок, а другая изготавливает поделки из собранного материала, затем меняются функциями));
2) организует воспитывающие ситуации, которые требуют сотрудничества дошкольников, принятия общих решений, высказывания ребенком своей позиции (заинтересует каждого ребенка тематикой проекта через беседы, рассказы, сказки по теме проекта, создаст игровые ситуации, отображающие тему проекта, введет детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, организует совместную творческую деятельность детей);
3) стимулирует, при участии родителей, речевую активность детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности (совместное с родителями обсуждение темы, содержания, этапов проекта, подготовка презентаций совместно с родителями, составление, с помощью родителей, мини¬докладов по теме проекта, презентация проекта педагогам ДОУ).
Задачи исследования:
1) проанализировать психологическую, методическую и педагогическую литературу по теме исследования;
2) раскрыть основные понятия «коллектив», «детский коллектив», «проектная деятельность»;
3) рассмотреть специфику коллектива детей старшего дошкольного возраста как малой группы;
4) экспериментально проверить эффективность педагогических условий, направленных на формирование коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы, обобщение результатов исследования. Эмпирические: наблюдение, опытно¬
экспериментальная работа, анализ продуктов коллективной деятельности детей.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 30 с. Борисовка Уссурийского городского округа.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования материалов исследования в практике дошкольного образовательного учреждения.
Наибольшую часть своего времени дошкольник проводит в детском саду, в детском коллективе. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным временем для установления дружеских контактов, приобретения навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, значительно влияют на успешность в образовательной и воспитательной деятельности. Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы являются важным условием дошкольной образовательной среды. И это не удивительно, ведь система межличностных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Очень важно не упустить этот период в жизни ребенка, сформировать коллектив, в котором ребенку хотелось бы жить.
Педагогическая теория воспитания личности в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. А. С. Макаренко [29], Н.А. Куракин, В. А. Сухомлинский, В.Н. Белкина [4], Т. Е. Конникова считали, что развитие личности и развитие коллектива - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Н. А. Куракин, Л. И. Новикова рассматривают
Таким образом, развитие детского коллектива путем создания в нем творческой, эмоционально безопасной, развивающей среды - одна из главных задач современного воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, ориентированного на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности.
Проектная деятельность является оптимальным средством формирования детского коллектива, поскольку развивает ответственность за общее дело, самодисциплину, способности целеполагания, коммуникативные,
организационные и рефлексивные умения.
Сущность проектной деятельности, её проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе раскрывали в своих работах такие исследователи, как А.Л. Блохин, В.Г. Веселова, И.Л. Кряжкова [23], Т.А. Данилина, А.Д. Климова, О.В. Ляпина, Н.П. Флегонтова [52], И.В. Никитина.
Однако в данных исследованиях остается открытым вопрос о роли метода проектов в формировании детского коллектива, что определило проблему нашего исследования - поиск ответа на вопрос: при каких педагогических условиях формирование детского коллектива старших дошкольников будет эффективным.
Вышесказанное позволило обозначить проблему нашего исследования.
Проблема нашего исследования - поиск ответа на вопрос, при каких педагогических условиях формирование детского коллектива детей старшего дошкольного возраста будет эффективным.
Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы: «Формирование детского коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
Цель исследования - теоретически обосновать и эмпирически проверить педагогические условия, направленные на формирование детского коллектива средствами проектной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования коллектива детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия, направленные на формирование детского коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование детского коллектива в проектной деятельности будет эффективным, если педагог:
1) использует приемы групповой работы в процессе проектной деятельности (труд вместе, взаимный обмен способами действий, обмен операциями: один вырезает, другой клеит, обмен функциями (сначала одна группа детей собирает материал для поделок, а другая изготавливает поделки из собранного материала, затем меняются функциями));
2) организует воспитывающие ситуации, которые требуют сотрудничества дошкольников, принятия общих решений, высказывания ребенком своей позиции (заинтересует каждого ребенка тематикой проекта через беседы, рассказы, сказки по теме проекта, создаст игровые ситуации, отображающие тему проекта, введет детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, организует совместную творческую деятельность детей);
3) стимулирует, при участии родителей, речевую активность детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности (совместное с родителями обсуждение темы, содержания, этапов проекта, подготовка презентаций совместно с родителями, составление, с помощью родителей, мини¬докладов по теме проекта, презентация проекта педагогам ДОУ).
Задачи исследования:
1) проанализировать психологическую, методическую и педагогическую литературу по теме исследования;
2) раскрыть основные понятия «коллектив», «детский коллектив», «проектная деятельность»;
3) рассмотреть специфику коллектива детей старшего дошкольного возраста как малой группы;
4) экспериментально проверить эффективность педагогических условий, направленных на формирование коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы, обобщение результатов исследования. Эмпирические: наблюдение, опытно¬
экспериментальная работа, анализ продуктов коллективной деятельности детей.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 30 с. Борисовка Уссурийского городского округа.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования материалов исследования в практике дошкольного образовательного учреждения.
Развитие детского коллектива путем создания в нем творческой, эмоционально безопасной, развивающей среды - одна из главных задач современного воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, ориентированного на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Очень важно не упустить этот период в жизни ребенка, сформировать коллектив, в котором ребенку хотелось бы жить. И, как мы видим по результатам исследования, вопрос формирования коллектива детей старшего дошкольного возраста требует постоянного, пристального внимания.
В процессе исследования мы раскрыли психолого-педагогическое содержание понятий «коллектив», «колектив детей старшего дошкольного возраста» и «проектная деятельность», рассмотрели специфику коллектива детей старшего дошкольного возраста, как малой группы, выявили особенности влияния проектной деятельности на формирование коллектива у детей старшего дошкольного возраста, выявили уровень развития коллектива детей старшего дошкольного возраста, теоретически обосновали и проверили педагогические условия процесса формирования детского коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Проведенное нами педагогическое исследование показало, что после специально организованной работы произошли значительные изменения: повысился показатель социометрического статуса детей в группе. Детей, предпочтительных для общения, игр стало на 30% больше, к сожалению , остался один ребенок с очень низким социальным статусом, но мы можем прокомментировать это тем, что это часто и долго отсутствующий по болезни ребенок. В связи с этим, дети его не знают, он каждый раз «новый» в коллективе.
Повысился показатель оценивания действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Дети научились договариваться во время совместной работы, им стал интересен общий результат. Дети с удовольствием работают как в малых, так и в больших группах.
У детей повысилась полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников, дети теперь все чаще говорят «мы».
То есть, мы можем сделать вывод о том, что средствами проектной деятельности мы повысили уровень сформированности коллектива детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза доказана.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Очень важно не упустить этот период в жизни ребенка, сформировать коллектив, в котором ребенку хотелось бы жить. И, как мы видим по результатам исследования, вопрос формирования коллектива детей старшего дошкольного возраста требует постоянного, пристального внимания.
В процессе исследования мы раскрыли психолого-педагогическое содержание понятий «коллектив», «колектив детей старшего дошкольного возраста» и «проектная деятельность», рассмотрели специфику коллектива детей старшего дошкольного возраста, как малой группы, выявили особенности влияния проектной деятельности на формирование коллектива у детей старшего дошкольного возраста, выявили уровень развития коллектива детей старшего дошкольного возраста, теоретически обосновали и проверили педагогические условия процесса формирования детского коллектива детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Проведенное нами педагогическое исследование показало, что после специально организованной работы произошли значительные изменения: повысился показатель социометрического статуса детей в группе. Детей, предпочтительных для общения, игр стало на 30% больше, к сожалению , остался один ребенок с очень низким социальным статусом, но мы можем прокомментировать это тем, что это часто и долго отсутствующий по болезни ребенок. В связи с этим, дети его не знают, он каждый раз «новый» в коллективе.
Повысился показатель оценивания действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Дети научились договариваться во время совместной работы, им стал интересен общий результат. Дети с удовольствием работают как в малых, так и в больших группах.
У детей повысилась полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников, дети теперь все чаще говорят «мы».
То есть, мы можем сделать вывод о том, что средствами проектной деятельности мы повысили уровень сформированности коллектива детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в
проектной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



