Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты международного рынка консалтинговых услуг в экономике 7
1.1 Международный консалтинг и его роль в мировой экономике 7
1.2. Теория конкурентоспособности и оценка эффективности
консалтинговых услуг 12
1.3. Законодательная основа международных консалтинговых услуг:
зарубежный опыт и отечественная практика 18
Глава 2. Особенности консалтинговых услуг международного рынка в современных экономических условиях 24
2.1. Мировой опыт формирования и развития рынка консалтинговых
услуг 24
2.2. Общая оценка становления и развития российского рынка
международного консалтинга 33
2.3. Тенденции развития отдельных видов консалтинга, наиболее
значимых для макроэкономического роста консалтинга. Тенденции развития консалтинга в России 41
Глава 3. Направления и перспективы развития международного рынка консалтинговых услуг в России 52
3.1. Основные проблемы и резервы развития международного рынка
консалтинговых услуг 52
3.2. Практические рекомендации по актуальным вопросам повышения
конкурентоспособности на рынке международного консалтинга 56
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время многие страны находят решение проблем экономического роста в повышении качества менеджмента, основанного на получении, использовании и передаче знаний. Стоит отметить, что уровня квалификации руководства зачастую недостаточно для решения таких задач. Вследствие отсутствия определенных навыков, знаний или их недостаточное количество тормозит внедрение необходимых инноваций.
В таком случае обоснованным шагом представляется привлечение консультантов из внешних структур, обладающих необходимыми знаниями и практическим опытом. Результатом их работы становится индивидуальная программа по развитию или решению проблем организации-клиента. Такой ход для компании является более рациональным: обладающие опытом и знаниями эксперты способны найти быстрый способ решения поставленной задачи, выработать стратегию, учесть расходы. И в том случае, если возникнет необходимость в обучении действующего персонала, то это займет минимум времени и в наименьшей степени окажет влияние на качество выполнения сотрудниками своих основных функций.
Итак, консалтинг (от англ. consulting) - консультационные услуги, предоставляемые специализированными консалтинговыми фирмами производителям, продавцам, покупателям и включающие в себя решение вопросов в сфере экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей и т.д. Консалтинговые фирмы проводят маркетинговые исследования, сопровождают процессы слияния и поглощения, проводят работу по оптимизации управления персоналом в компании и другое.
По своей сути консалтинг - это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности.
Степень изученности проблемы. Теоретические исследования экономики консалтинговых услуг освящены в трудах многих российских и зарубежных ученых и специалистов: Алешникова В.И., Блока П., Бурменко Т.Д., Восколович H.A., Грейнера Л., Каширина В.В., Кубра М., Лейманна Я.А., Хабакука М.Я., Юксвярава Р.К. Выделение консалтинга в самостоятельный вид экономической деятельности обусловлено развитием общественного разделения труда, закономерности которого исследованы в работах классиков политической экономии А. Смита, К. Маркса, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, А. Маршалла, социолога Э. Дюркгейма, а также в работах У. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля. Однако на современном этапе развития консалтинга остаются неразработанными универсальные методы оценки эффективности консалтинговой фирмы и недостаточно освещение вопроса интеграции Российской Федерации в международный рынок консалтинговых услуг.
Цель работы заключается в исследовании развития и современного состояния международной торговли консалтинговыми услугами и определения перспективы ее развития, в частности для российской экономики.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы консалтинга и исследовать российский и зарубежный опыт становления рынка консалтинга;
- определить сущностные характеристики результатов консалтинговой деятельности как объекта экономических отношений, выявить их роль в производственном процессе и место в ряду основных факторов производства;
- выявить тенденции развития отдельных видов консалтинговых услуг в России;
- разработать практические рекомендации по формированию национального рынка консалтинговых услуг в России и по актуальным вопросам повышения конкурентоспособности российских фирм на рынке международного консалтинга.
Объект исследования представлен международной торговлей консалтинговыми услугами в современных условиях мирового хозяйства и перспективами ее развития.
Предметом исследования послужил круг проблем, связанных с развитием международной торговли консалтинговыми услугами и формированием российского национального рынка консалтинговых услуг.
Методологическая основа исследования представлена достижениями научной мысли отечественных и зарубежных ученных в области экономики, управления, планирования и развития рынка консалтинговых услуг.
В работе были использованы такие методы исследования, как измерение, наблюдение, анализ, методы математической статистики, сравнение, метод экспертных оценок.
Теоретической основой исследования послужили научные труды российских и зарубежных авторов в сфере экономической теории, международных экономических отношений, работы, посвященные проблемам регулирования отношений в сфере консалтинговых услуг, адаптации российской экономики к мировому хозяйству, документы международных экономических и финансовых организаций, российского законодательство, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования деятельности специализированных предприятий, оказывающих консалтинговые услуги, а также были использованы данные Федеральной службы государственной статистики РФ, обзорные, справочные и аналитические материалы, опубликованные в средствах массовой информации и размещенные в сети Интернет.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обобщении истории развития российского и зарубежного рынка консалтинговых услуг, а также в выявлении проблем российского рынка консалтинга и разработке рекомендаций по его формированию.
Хронологические рамки охватывают период с 2013 по 2015 год.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение содержит обоснование актуальности изучаемой темы, в нем рассматривается степень научной разработанности проблемы, ставится цель и задачи исследования, формулируются объект и предмет исследования.
Первая глава «Теоретические аспекты международного рынка консалтинговых услуг в экономике» посвящена теоретическим основам консалтинга.
Вторая глава «Особенности консалтинговые услуги международного рынка в современных экономических условиях» представляет собой анализ развития зарубежного и российского рынка консалтинговых услуг.
Третья глава «Направления и перспективы развития международного рынка консалтинговых услуг в России» освещает проблемы сферы консалтинга в России и пути их решения.
В заключении формулируются итоги исследования, выводы и предложения, подводятся итоги работы.
Суть консалтинга заключается в помощи клиенту повышать эффективность своей деятельности и создавать стоимость, как путем предоставления информации и рекомендаций, так и предоставляя свои услуги в достижении поставленных целей. Консультант изучает и анализирует ситуацию, выдвигает гипотезы и предлагает нововведения, а также, в некоторых случаях, претворяет их в жизнь.
Консалтинг имеет долгую историю, однако в качестве профессиональной деятельности выступает молодым сегментом рынка, особенно это актуально в отношении Российской Федерации.
Основой консалтинга выступают научные знания, полученные в ходе мировой истории, а также сложившаяся практика.
Консалтинговые услуги способствуют глобализации мировой экономики: в ходе обмена опытом между консультантами разных стран, а также при работе с иностранными клиентами.
Как показало исследование, понятие «консалтинг» очень широко, отсутствие конкретики в данной сфере затрудняет ее изучение и, соответственно, замедляет процесс развития. Этим фактом обосновывается необходимость нормативно-правового регулирования данной сфере.
Консалтинговый рынок России сформировался по собственному пути и благодаря рыночным реформам. Он формируется на основе реального внутреннего спроса на услуги отечественных компаний и организаций. Его развитие обусловливается влиянием ряда основополагающих долговременных факторов экономического развития: дальнейшим углублением разделения труда; переходом к ресурсосберегающему и наукоемкому типу экономического развития; модернизацией и инновацией производства; усилением интеграции материальных и нематериальных элементов производства; совершенствованием правового регулирования, сбыта и хозяйственных связей; сервисизацией личного и делового потребления.
Развитие рынка консалтинговых услуг в России в период кризиса замедлилось, но не остановилось, что свидетельствует о востребованности развития данного сегмента.
Исследование позволило выделить ряд рекомендаций, в том числе: организационно-экономические, правовые, кадровые, маркетинговые и имиджевые.
Сопряженность инновационной и консалтинговой деятельности позволяет сделать вывод о том, что консалтинг по своей сути представляет сформированную составляющую инфраструктуры, заинтересованную в активном продвижении научных разработок и достижении конечной цели.
Широкий формат участия консалтинга в инновационном процессе и обоснованный принцип объединения консалтинговых услуг, участвующих в инновационном процессе, дает возможность сформировать новый блок - инновационный консалтинг. В соответствии с оценкой развития инновационного консалтинга, его доля в ближайшее время будет сопоставима с услугами инжиниринга и составит около 4% отечественного рынка. Дальнейшее расширение этого сегмента рынка услуг, наряду с инновационной активностью промышленных предприятий, прогнозируется за счет мер, направленных на:
- повышение конкуренции на рынке, специализации отдельных фирм на инновационную деятельность и, как следствие, снижение стоимости и большей доступности услуг для потребителей;
- переход промышленных предприятий к потреблению инновационных услуг на постоянной основе, с учетом факторов жизненного цикла инновационной продукции и обеспечения конкурентного преимущества;
- совершенствование непосредственно консалтинговых услуг на основе должной организации управления процессами разработки проектов, освоения инновационных технологий и методик.
По нашему мнению, рынок консалтинговых услуг в России еще в процессе формирования, и потому он является очень перспективным. Все отчетливее прослеживается сегментация рынка: появляются компании, которые специализируются на стратегическом, юридическом или ИТ-консалтинге. Среди услуг, востребованных на рынке, наибольшим спросом по-прежнему пользуется реструктуризация предприятий, операционный менеджмент, внедрение информационных технологий, а также оптимизация производственных расходов.
Российский рынок консалтинга обладает необходимыми средствами и ресурсами, чтобы повысить свою конкурентоспособность на международном уровне.
1. Устав Европейской Федерации консультантов по управлению [Электронный ресурс]: http://www.feaco.org/aboutfeaco/statues-bylaws
2. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур [Текст]: учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. - М.: Инфра-М, 2013. - 215 с.
3. Алешникова, В.И. Использование услуг профессиональных консультантов [Текст]: учеб. пособие / В.И. Алешникова.- М., 2009. - 102 с.
4. Андриянова, М.В. Менеджмент-консалтинг : Учебно-методический комплекс. [Текст] М.В. Андриянова, Н.О. Токмакова. - М.: Евразийский открытый институт, 2009. - 271 с.
5. Артерчук В.Д., Гузняева М.Ю. Оценка результативности управленческого консультирования [Электронный ресурс] / Фундаментальные исследования. 2012. № 6 (часть 3). С. 702-705.
6. Блинов, А.О. Управление изменениями : Учебник . [Текст] / А. О. Блинов, Н. В. Угрюмова ; А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 304 с.
7. Бавина, П.А. Управленческий консалтинг: «развивающая модель менеджмента» [Текст] учеб. пособие / П.А. Бавина. - Спб., Береста, 2008. - 116 с.
8. Блюмин, А.М. Информационный консалтинг. Теория и практика консультирования. [Текст] / А.М. Блюмин - М.: Дашков и Ко, 2012. - 364 с.
9. Бордовских, А.Н. Политические риски международного бизнеса в условиях глобализации [Текст]: учеб. пособие/ А. Н. Бордовских. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. - 318 с.
10. Бриджес, У. Управление компанией в период структурных изменений [Текст] учеб. пособие / У. Бриджес. - М.: Вильямс, 2009. - 208 с.
11. Василенко, И.А. Международные переговоры в бизнесе и политике. Стратегия, тактика, технологии [Текст]/ И.А. Василенко. - М.: Восток-Запад, 2011. - 424 с.
12. Веснин, В.Р. Стратегическое управление [Текст]: учебник / В.Р. Веснин. - Москва : Проспект, 2015. - 328 с.
13. Войтоловский, Н.В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина. - М.: Юрайт, 2013. - 548 с.
14. Востребованность консалтинговых услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chelt.ru/new/?p=2325 - Загл. с экрана
15. Гребнев, Л.С. Экономика для бакалавров [Текст]: учебник / Л.С. Гребнев. - Логос, 2013. - 240 с.
16. Губина, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие / О.В. Губина. - М.: ИД «ФОРУМ», 2008. - 176 с.
17. Данные Рейтингового агентства (РА) «Эксперт» о рынке консультационных услуг в России [Электронный ресурс]/ рейтинговое агентство «Эксперт»- Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/consulting
18. Данные FEACO - Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. feaco .org/industry/annual survey
19. Дмитриева, О.Г. Международные стандарты финансовой отчетности в менеджменте [Текст]/ О.Г. Дмитриева, А.И. Леусский, Т.Н. Малькова. - М.: Высшее образование, 2010. - 288 с.
20. Долматов, Д.М. Внешнеэкономическая деятельность предприятия:
значение и особенности осуществления [Электронный ресурс] / Д.М. Долматов // Научная библиотека КиберЛенинка: Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-predpriyatiya- znachenie-i-osobennosti-osuschestvleniya#ixzz3s9WzAdqo
21. Ефремов, В.С. Консалтинговая деятельность: Учебник. [Текст] / В.С. Ефремов. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 248 с.
22. Жуков, Е.Ф., Капаева Т.И. и др. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. [Текст] / Е.Ф. Жуков, Т.И, Капаева и др.- М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2009. - 237 с.
23. Зильберман, М. Консалтинг: методы и технологии [Текст]: учеб. пособие / М. Зильберман. - СПб. : Питер, 2009. - 427 с.
24. Зобов, А.М. Международный маркетинг [Текст] : учеб. пособие / А.М. Зобов. - М. : РУДН, 2011. - 279 с.
25. Интеграционные процессы на рынке консультационных услуг
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.cfin.ru/consulting/integration.shtml - Загл. с экрана.
26. Информационное агентство «РОССБАЛТ» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/
27. Информационное агентство «Финмаркет» [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.finmarket.ru/
28. Калянов, Г.Н. Консалтинг. От бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе [Текст]: учеб. пособие / Г.Н. Калянов. - М.: Горячая Линия - Телеком, 2011. - 210 с.
29. Клейнер, Г.Б. Стратегия предприятия [Текст]: учеб.пособие / Клейнер Г.Б.; АНХ при Правительстве РФ, Центральный экономико-математический ин¬т РАН. - М.: Дело, 2012. - 568 с.
30. Колесов, В.П. Международная экономика: Учебник [Текст] / В.П. Колесов, М.В. Кулаков. - М.: ИНФРА - М, 2013. - 474 с.
31. Кузык, Б.Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва [Текст] /
Кузык Б.Н., Яковец Ю.В.. - 3-е изд., пересмотренное. - М.: Институт
экономических стратегий, 2012. - 296 с.
32. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ (дипломных работ) для студентов специальности 080102.65 Мировая экономика и бакалавров по направлению подготовки 080100.62 Экономика (профиль Мировая экономика) / Е. И. Дорохова, Е. Н. Камышанченко, С. Н. Растворцева, Ю. Л. Растопчина. - Белгород: Изд-во ИПК НИУ «БелГУ», 2012. - 54 с.
33. Минько, Э.В. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия [Текст]: учеб. пособие / Э.В. Минько, А.Э. Минько. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 608 с.
34. Минцберг, Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям
стратегического менеджмента [Текст]: учеб.пособие / Генри Минцберг, Брюс Альстранд; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 367 с.
35. Мировая экономика: Экономика зарубежных стран: Учебник . [Текст] / Под ред.д.э.н., проф. В.П. Колесова и д.э.н., проф. М.Н, Осьмовой. - М.: Флинт, 2009. - 217 с.
36. Мрочковский, Н. Трансформация бизнеса. Построение эффективной компании Учебник [Текст] / Н. Мрочковский, А. Парабеллум. - СПб. : Питер, 2013. - 224 с.
37. Маринко, Г.И. Управленческий консалтинг : Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.И. Маринко; МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. государственного управления. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 381 с.
38. О’Шиа, Д. Чего стоят их советы. Консалтинг как он есть [Текст]: учеб. пособие / Д. О'Шиа, Ч. Мэдиган. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 288 с;
39. Песоцкая, Е.В. Рынок услуг управленческого консалтинга: структурная диагностика. [Текст]: учебник / Е.В. Песоцкая- М.: ИНФРА-М, 2013. - 278 с.
40. Повалихина, Т.И. История мировой экономики и международных экономических отношений [Текст]/ Т.И. Повалихина. - М.: Современная школа, 2009. - 256 с.
41. Попов, М. Исследование консалтинговых ресурсов // Бизнес-журнал. - 2011. - №10. - С. 19-24.
42. Российская экономическая мысль [Электронный ресурс]/
Современная экономическая теория. - 2010-2016. // Режим доступа:
http: //modern-econ.ru/
43. Рушайло П. Аудит с петлей на шее // Коммерсантъ Деньги. 2014. №
16. С. 66-75.
44. Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения [Текст]: учеб.пособие / В.Е. Рыбалкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 623 с.
45. Сальникова, Л.С. Управление репутацией : учебно-методич. комплекс [Текст] / Л.С. Сальникова. - М. : МГИМО-Университет, 2012. - 80 с.
46. Сафронова , Н. Л. Бизнес-консультирование. Содержание, технологии, приемы и особенности [Текст]/ Н.Л. Сафронова. - СПб. : Речь, 2011. 159 с.
47. Стровский, Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Л.Е. Стровский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 799 с.
48. Сударьянто, Я.П. Международный рынок консалтинговых услуг в России: учебное пособие [Текст] / Я.П. Сударьянто, А.В. Гуреев. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 101 с.
49. Тихомиров, В.А. Принципы стратегического управления в теории принятия решений [Текст]: учеб. пособие В.А. Тихомирова. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 144 с
50. Тихонов, А.В. Социология управления: Стратегия, процедуры и результаты исследований [Текст]: учеб.пособие / А.В. Тихонов. - М.: Канон + : РООИ «Реабилитация», 2010. - 607 с.
51. Трофимова О.К. История становления консалтинга // Центр Качества ХАИ. - 2010. - №2. - С.32-37.
52. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]/ - 1999-2016. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
53. Фомичев, А. Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов [Текст] / А. Н. Фомичев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 468 с.
54. Хаферян В. Рынок консалтинговых услуг: снова в строю // Эксперт РА. 2012. 19 с.
55. Ципес, Г.Л. Проекты и управление проектами в современной компании [Текст]: учеб. пособие / Г.Л. Ципес, А.С. Товб.. - М.: Олимп-Бизнес, 2009. - 480 с.
56. Экономическая библиотека [Электронный ресурс]/ - 2006-2016. -
Режим доступа: http://economy-lib.com/osobennosti-regulirovaniya-rynka-
konsaltingovyh-uslug#ixzz49V SQ1 sBp
57. Этапы развития консалтинговых услуг в России. Особенности
консалтинга в России, тенденции и перспективы его развития [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:
http: //uchebniki.ws/10561127/menedzhment/etapy_razvitiya_konsaltingovyh_uslug_ rossii_osobennosti_konsaltinga_rossii_tendentsii_perspektivy
58. Эффективная организация [Текст]: сборник исследований . - М.: Юнайтед Пресс, 2009. - 192 с.
59. Ereport.ru Мировая экономика [Электронный ресурс]/ - 2006-2016. - Режим доступа: http://www.ereport.ru/
60. Erik De Haan. Supervision in Action: A Relational Approach to Coaching and Consulting Supervision (Supervision in Context). - М.: , 2012. - 154 с.
61. FEACO, the European Federation of Management Consultancies Associations [the Internet resource]/ Official site FEACO. Access mode: http: //www.feaco.org/
62. Heidi Thorne. Business Competitive Advantage: A Handbook for Small Business Owners, Entrepreneurs and Consultants. - М.: , 2012. - 62 с.
63. Holms A. Consulting market - key factors of development // SM- Consulting. - 2014. - №4 - С. 26-32.
64. Ibp Usa. Employment & Business Opportunities with International Law Firms & Consulting Companies Doing Business In Russia CIS & Europe (World Strategic and Business Information Library). - М.: , 2008. - 300 с.
65. Victor Cheng. Case Interview Secrets: A Former McKinsey Interviewer Reveals How to Get Multiple Job Offers in Consulting. - М.: Innovation Press, 2012. - 292 с.
66. Virginia LaGrossa, Suzanne Saxe. The Consultative Approach: Partnering for Results!. - М.: , 2008. - 208 с.