МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНСАЛТИНГ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты международного рынка консалтинговых услуг в экономике 7
1.1 Международный консалтинг и его роль в мировой экономике 7
1.2. Теория конкурентоспособности и оценка эффективности
консалтинговых услуг 12
1.3. Законодательная основа международных консалтинговых услуг:
зарубежный опыт и отечественная практика 18
Глава 2. Особенности консалтинговых услуг международного рынка в современных экономических условиях 24
2.1. Мировой опыт формирования и развития рынка консалтинговых
услуг 24
2.2. Общая оценка становления и развития российского рынка
международного консалтинга 33
2.3. Тенденции развития отдельных видов консалтинга, наиболее
значимых для макроэкономического роста консалтинга. Тенденции развития консалтинга в России 41
Глава 3. Направления и перспективы развития международного рынка консалтинговых услуг в России 52
3.1. Основные проблемы и резервы развития международного рынка
консалтинговых услуг 52
3.2. Практические рекомендации по актуальным вопросам повышения
конкурентоспособности на рынке международного консалтинга 56
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты международного рынка консалтинговых услуг в экономике 7
1.1 Международный консалтинг и его роль в мировой экономике 7
1.2. Теория конкурентоспособности и оценка эффективности
консалтинговых услуг 12
1.3. Законодательная основа международных консалтинговых услуг:
зарубежный опыт и отечественная практика 18
Глава 2. Особенности консалтинговых услуг международного рынка в современных экономических условиях 24
2.1. Мировой опыт формирования и развития рынка консалтинговых
услуг 24
2.2. Общая оценка становления и развития российского рынка
международного консалтинга 33
2.3. Тенденции развития отдельных видов консалтинга, наиболее
значимых для макроэкономического роста консалтинга. Тенденции развития консалтинга в России 41
Глава 3. Направления и перспективы развития международного рынка консалтинговых услуг в России 52
3.1. Основные проблемы и резервы развития международного рынка
консалтинговых услуг 52
3.2. Практические рекомендации по актуальным вопросам повышения
конкурентоспособности на рынке международного консалтинга 56
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время многие страны находят решение проблем экономического роста в повышении качества менеджмента, основанного на получении, использовании и передаче знаний. Стоит отметить, что уровня квалификации руководства зачастую недостаточно для решения таких задач. Вследствие отсутствия определенных навыков, знаний или их недостаточное количество тормозит внедрение необходимых инноваций.
В таком случае обоснованным шагом представляется привлечение консультантов из внешних структур, обладающих необходимыми знаниями и практическим опытом. Результатом их работы становится индивидуальная программа по развитию или решению проблем организации-клиента. Такой ход для компании является более рациональным: обладающие опытом и знаниями эксперты способны найти быстрый способ решения поставленной задачи, выработать стратегию, учесть расходы. И в том случае, если возникнет необходимость в обучении действующего персонала, то это займет минимум времени и в наименьшей степени окажет влияние на качество выполнения сотрудниками своих основных функций.
Итак, консалтинг (от англ. consulting) - консультационные услуги, предоставляемые специализированными консалтинговыми фирмами производителям, продавцам, покупателям и включающие в себя решение вопросов в сфере экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей и т.д. Консалтинговые фирмы проводят маркетинговые исследования, сопровождают процессы слияния и поглощения, проводят работу по оптимизации управления персоналом в компании и другое.
По своей сути консалтинг - это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности.
Степень изученности проблемы. Теоретические исследования экономики консалтинговых услуг освящены в трудах многих российских и зарубежных ученых и специалистов: Алешникова В.И., Блока П., Бурменко Т.Д., Восколович H.A., Грейнера Л., Каширина В.В., Кубра М., Лейманна Я.А., Хабакука М.Я., Юксвярава Р.К. Выделение консалтинга в самостоятельный вид экономической деятельности обусловлено развитием общественного разделения труда, закономерности которого исследованы в работах классиков политической экономии А. Смита, К. Маркса, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, А. Маршалла, социолога Э. Дюркгейма, а также в работах У. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля. Однако на современном этапе развития консалтинга остаются неразработанными универсальные методы оценки эффективности консалтинговой фирмы и недостаточно освещение вопроса интеграции Российской Федерации в международный рынок консалтинговых услуг.
Цель работы заключается в исследовании развития и современного состояния международной торговли консалтинговыми услугами и определения перспективы ее развития, в частности для российской экономики.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы консалтинга и исследовать российский и зарубежный опыт становления рынка консалтинга;
- определить сущностные характеристики результатов консалтинговой деятельности как объекта экономических отношений, выявить их роль в производственном процессе и место в ряду основных факторов производства;
- выявить тенденции развития отдельных видов консалтинговых услуг в России;
- разработать практические рекомендации по формированию национального рынка консалтинговых услуг в России и по актуальным вопросам повышения конкурентоспособности российских фирм на рынке международного консалтинга.
Объект исследования представлен международной торговлей консалтинговыми услугами в современных условиях мирового хозяйства и перспективами ее развития.
Предметом исследования послужил круг проблем, связанных с развитием международной торговли консалтинговыми услугами и формированием российского национального рынка консалтинговых услуг.
Методологическая основа исследования представлена достижениями научной мысли отечественных и зарубежных ученных в области экономики, управления, планирования и развития рынка консалтинговых услуг.
В работе были использованы такие методы исследования, как измерение, наблюдение, анализ, методы математической статистики, сравнение, метод экспертных оценок.
Теоретической основой исследования послужили научные труды российских и зарубежных авторов в сфере экономической теории, международных экономических отношений, работы, посвященные проблемам регулирования отношений в сфере консалтинговых услуг, адаптации российской экономики к мировому хозяйству, документы международных экономических и финансовых организаций, российского законодательство, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования деятельности специализированных предприятий, оказывающих консалтинговые услуги, а также были использованы данные Федеральной службы государственной статистики РФ, обзорные, справочные и аналитические материалы, опубликованные в средствах массовой информации и размещенные в сети Интернет.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обобщении истории развития российского и зарубежного рынка консалтинговых услуг, а также в выявлении проблем российского рынка консалтинга и разработке рекомендаций по его формированию.
Хронологические рамки охватывают период с 2013 по 2015 год.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение содержит обоснование актуальности изучаемой темы, в нем рассматривается степень научной разработанности проблемы, ставится цель и задачи исследования, формулируются объект и предмет исследования.
Первая глава «Теоретические аспекты международного рынка консалтинговых услуг в экономике» посвящена теоретическим основам консалтинга.
Вторая глава «Особенности консалтинговые услуги международного рынка в современных экономических условиях» представляет собой анализ развития зарубежного и российского рынка консалтинговых услуг.
Третья глава «Направления и перспективы развития международного рынка консалтинговых услуг в России» освещает проблемы сферы консалтинга в России и пути их решения.
В заключении формулируются итоги исследования, выводы и предложения, подводятся итоги работы.
В таком случае обоснованным шагом представляется привлечение консультантов из внешних структур, обладающих необходимыми знаниями и практическим опытом. Результатом их работы становится индивидуальная программа по развитию или решению проблем организации-клиента. Такой ход для компании является более рациональным: обладающие опытом и знаниями эксперты способны найти быстрый способ решения поставленной задачи, выработать стратегию, учесть расходы. И в том случае, если возникнет необходимость в обучении действующего персонала, то это займет минимум времени и в наименьшей степени окажет влияние на качество выполнения сотрудниками своих основных функций.
Итак, консалтинг (от англ. consulting) - консультационные услуги, предоставляемые специализированными консалтинговыми фирмами производителям, продавцам, покупателям и включающие в себя решение вопросов в сфере экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей и т.д. Консалтинговые фирмы проводят маркетинговые исследования, сопровождают процессы слияния и поглощения, проводят работу по оптимизации управления персоналом в компании и другое.
По своей сути консалтинг - это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности.
Степень изученности проблемы. Теоретические исследования экономики консалтинговых услуг освящены в трудах многих российских и зарубежных ученых и специалистов: Алешникова В.И., Блока П., Бурменко Т.Д., Восколович H.A., Грейнера Л., Каширина В.В., Кубра М., Лейманна Я.А., Хабакука М.Я., Юксвярава Р.К. Выделение консалтинга в самостоятельный вид экономической деятельности обусловлено развитием общественного разделения труда, закономерности которого исследованы в работах классиков политической экономии А. Смита, К. Маркса, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, А. Маршалла, социолога Э. Дюркгейма, а также в работах У. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля. Однако на современном этапе развития консалтинга остаются неразработанными универсальные методы оценки эффективности консалтинговой фирмы и недостаточно освещение вопроса интеграции Российской Федерации в международный рынок консалтинговых услуг.
Цель работы заключается в исследовании развития и современного состояния международной торговли консалтинговыми услугами и определения перспективы ее развития, в частности для российской экономики.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы консалтинга и исследовать российский и зарубежный опыт становления рынка консалтинга;
- определить сущностные характеристики результатов консалтинговой деятельности как объекта экономических отношений, выявить их роль в производственном процессе и место в ряду основных факторов производства;
- выявить тенденции развития отдельных видов консалтинговых услуг в России;
- разработать практические рекомендации по формированию национального рынка консалтинговых услуг в России и по актуальным вопросам повышения конкурентоспособности российских фирм на рынке международного консалтинга.
Объект исследования представлен международной торговлей консалтинговыми услугами в современных условиях мирового хозяйства и перспективами ее развития.
Предметом исследования послужил круг проблем, связанных с развитием международной торговли консалтинговыми услугами и формированием российского национального рынка консалтинговых услуг.
Методологическая основа исследования представлена достижениями научной мысли отечественных и зарубежных ученных в области экономики, управления, планирования и развития рынка консалтинговых услуг.
В работе были использованы такие методы исследования, как измерение, наблюдение, анализ, методы математической статистики, сравнение, метод экспертных оценок.
Теоретической основой исследования послужили научные труды российских и зарубежных авторов в сфере экономической теории, международных экономических отношений, работы, посвященные проблемам регулирования отношений в сфере консалтинговых услуг, адаптации российской экономики к мировому хозяйству, документы международных экономических и финансовых организаций, российского законодательство, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования деятельности специализированных предприятий, оказывающих консалтинговые услуги, а также были использованы данные Федеральной службы государственной статистики РФ, обзорные, справочные и аналитические материалы, опубликованные в средствах массовой информации и размещенные в сети Интернет.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обобщении истории развития российского и зарубежного рынка консалтинговых услуг, а также в выявлении проблем российского рынка консалтинга и разработке рекомендаций по его формированию.
Хронологические рамки охватывают период с 2013 по 2015 год.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение содержит обоснование актуальности изучаемой темы, в нем рассматривается степень научной разработанности проблемы, ставится цель и задачи исследования, формулируются объект и предмет исследования.
Первая глава «Теоретические аспекты международного рынка консалтинговых услуг в экономике» посвящена теоретическим основам консалтинга.
Вторая глава «Особенности консалтинговые услуги международного рынка в современных экономических условиях» представляет собой анализ развития зарубежного и российского рынка консалтинговых услуг.
Третья глава «Направления и перспективы развития международного рынка консалтинговых услуг в России» освещает проблемы сферы консалтинга в России и пути их решения.
В заключении формулируются итоги исследования, выводы и предложения, подводятся итоги работы.
Суть консалтинга заключается в помощи клиенту повышать эффективность своей деятельности и создавать стоимость, как путем предоставления информации и рекомендаций, так и предоставляя свои услуги в достижении поставленных целей. Консультант изучает и анализирует ситуацию, выдвигает гипотезы и предлагает нововведения, а также, в некоторых случаях, претворяет их в жизнь.
Консалтинг имеет долгую историю, однако в качестве профессиональной деятельности выступает молодым сегментом рынка, особенно это актуально в отношении Российской Федерации.
Основой консалтинга выступают научные знания, полученные в ходе мировой истории, а также сложившаяся практика.
Консалтинговые услуги способствуют глобализации мировой экономики: в ходе обмена опытом между консультантами разных стран, а также при работе с иностранными клиентами.
Как показало исследование, понятие «консалтинг» очень широко, отсутствие конкретики в данной сфере затрудняет ее изучение и, соответственно, замедляет процесс развития. Этим фактом обосновывается необходимость нормативно-правового регулирования данной сфере.
Консалтинговый рынок России сформировался по собственному пути и благодаря рыночным реформам. Он формируется на основе реального внутреннего спроса на услуги отечественных компаний и организаций. Его развитие обусловливается влиянием ряда основополагающих долговременных факторов экономического развития: дальнейшим углублением разделения труда; переходом к ресурсосберегающему и наукоемкому типу экономического развития; модернизацией и инновацией производства; усилением интеграции материальных и нематериальных элементов производства; совершенствованием правового регулирования, сбыта и хозяйственных связей; сервисизацией личного и делового потребления.
Развитие рынка консалтинговых услуг в России в период кризиса замедлилось, но не остановилось, что свидетельствует о востребованности развития данного сегмента.
Исследование позволило выделить ряд рекомендаций, в том числе: организационно-экономические, правовые, кадровые, маркетинговые и имиджевые.
Сопряженность инновационной и консалтинговой деятельности позволяет сделать вывод о том, что консалтинг по своей сути представляет сформированную составляющую инфраструктуры, заинтересованную в активном продвижении научных разработок и достижении конечной цели.
Широкий формат участия консалтинга в инновационном процессе и обоснованный принцип объединения консалтинговых услуг, участвующих в инновационном процессе, дает возможность сформировать новый блок - инновационный консалтинг. В соответствии с оценкой развития инновационного консалтинга, его доля в ближайшее время будет сопоставима с услугами инжиниринга и составит около 4% отечественного рынка. Дальнейшее расширение этого сегмента рынка услуг, наряду с инновационной активностью промышленных предприятий, прогнозируется за счет мер, направленных на:
- повышение конкуренции на рынке, специализации отдельных фирм на инновационную деятельность и, как следствие, снижение стоимости и большей доступности услуг для потребителей;
- переход промышленных предприятий к потреблению инновационных услуг на постоянной основе, с учетом факторов жизненного цикла инновационной продукции и обеспечения конкурентного преимущества;
- совершенствование непосредственно консалтинговых услуг на основе должной организации управления процессами разработки проектов, освоения инновационных технологий и методик.
По нашему мнению, рынок консалтинговых услуг в России еще в процессе формирования, и потому он является очень перспективным. Все отчетливее прослеживается сегментация рынка: появляются компании, которые специализируются на стратегическом, юридическом или ИТ-консалтинге. Среди услуг, востребованных на рынке, наибольшим спросом по-прежнему пользуется реструктуризация предприятий, операционный менеджмент, внедрение информационных технологий, а также оптимизация производственных расходов.
Российский рынок консалтинга обладает необходимыми средствами и ресурсами, чтобы повысить свою конкурентоспособность на международном уровне.
Консалтинг имеет долгую историю, однако в качестве профессиональной деятельности выступает молодым сегментом рынка, особенно это актуально в отношении Российской Федерации.
Основой консалтинга выступают научные знания, полученные в ходе мировой истории, а также сложившаяся практика.
Консалтинговые услуги способствуют глобализации мировой экономики: в ходе обмена опытом между консультантами разных стран, а также при работе с иностранными клиентами.
Как показало исследование, понятие «консалтинг» очень широко, отсутствие конкретики в данной сфере затрудняет ее изучение и, соответственно, замедляет процесс развития. Этим фактом обосновывается необходимость нормативно-правового регулирования данной сфере.
Консалтинговый рынок России сформировался по собственному пути и благодаря рыночным реформам. Он формируется на основе реального внутреннего спроса на услуги отечественных компаний и организаций. Его развитие обусловливается влиянием ряда основополагающих долговременных факторов экономического развития: дальнейшим углублением разделения труда; переходом к ресурсосберегающему и наукоемкому типу экономического развития; модернизацией и инновацией производства; усилением интеграции материальных и нематериальных элементов производства; совершенствованием правового регулирования, сбыта и хозяйственных связей; сервисизацией личного и делового потребления.
Развитие рынка консалтинговых услуг в России в период кризиса замедлилось, но не остановилось, что свидетельствует о востребованности развития данного сегмента.
Исследование позволило выделить ряд рекомендаций, в том числе: организационно-экономические, правовые, кадровые, маркетинговые и имиджевые.
Сопряженность инновационной и консалтинговой деятельности позволяет сделать вывод о том, что консалтинг по своей сути представляет сформированную составляющую инфраструктуры, заинтересованную в активном продвижении научных разработок и достижении конечной цели.
Широкий формат участия консалтинга в инновационном процессе и обоснованный принцип объединения консалтинговых услуг, участвующих в инновационном процессе, дает возможность сформировать новый блок - инновационный консалтинг. В соответствии с оценкой развития инновационного консалтинга, его доля в ближайшее время будет сопоставима с услугами инжиниринга и составит около 4% отечественного рынка. Дальнейшее расширение этого сегмента рынка услуг, наряду с инновационной активностью промышленных предприятий, прогнозируется за счет мер, направленных на:
- повышение конкуренции на рынке, специализации отдельных фирм на инновационную деятельность и, как следствие, снижение стоимости и большей доступности услуг для потребителей;
- переход промышленных предприятий к потреблению инновационных услуг на постоянной основе, с учетом факторов жизненного цикла инновационной продукции и обеспечения конкурентного преимущества;
- совершенствование непосредственно консалтинговых услуг на основе должной организации управления процессами разработки проектов, освоения инновационных технологий и методик.
По нашему мнению, рынок консалтинговых услуг в России еще в процессе формирования, и потому он является очень перспективным. Все отчетливее прослеживается сегментация рынка: появляются компании, которые специализируются на стратегическом, юридическом или ИТ-консалтинге. Среди услуг, востребованных на рынке, наибольшим спросом по-прежнему пользуется реструктуризация предприятий, операционный менеджмент, внедрение информационных технологий, а также оптимизация производственных расходов.
Российский рынок консалтинга обладает необходимыми средствами и ресурсами, чтобы повысить свою конкурентоспособность на международном уровне.
Подобные работы
- Глобальный рынок консалтинговых услуг по ведению бизнеса в Восточной Азии
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Перспективы включения российских компаний в международную логистическую систему (на примере ООО «Альтайр»)
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Рынок консалтинговых услуг: мировой опыт и российская практика
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Использование современных информационных технологий
в целях продвижения компании на рынок банковских услуг
республики Карелии (на примере ОАО «Карельский банк»)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ БРЕНДА СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИАДЫ 2019 В Г. КРАСНОЯРСК)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕТ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРО- И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ КОНСАЛТИНГА (на примере ООО «Лекторий»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ ДЛЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Взаимодействие РФ и КНР в борьбе с международным терроризмом в 2008-2018 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



