Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 5
1.1. Общие закономерности когнитивных процессов человека 5
1.1.1. Особенности когнитивных процессов у лиц юношеского возраста 10
1.1.2. Влияние индивидуальных типологических характеристик человека на
проявление когнитивных функций 12
1.2. Функционирование вегетативной нервной системы в условиях
психофизиологической нагрузки 15
1.3. Изучение психофизиологических характеристик человека с
использованием различных подходов 19
Глава 2. Материал и методы исследования 26
2.1. Исследование соматометрических и физиометрических
показателей 27
2.2. Метод регистрации электрокардиограммы 27
2.3. Методика оценки психофизиологических характеристик 30
Глава 3 Полученные результаты и их обсуждение 39
3.1. Анализ соматометрических и физиометрических данных и их
характеристика 39
3.2. Анализ вариабельности сердечного ритма девушек с разным тонусом
вегетативной нервной системы 40
3.3. Анализ психофизиологических показателей 43
Выводы 50
Список использованных источников
Проблема формирования критериев оценки индивидуальных способностей лиц юношеского возраста к успешному совершенствованию в отдельных сферах интеллектуальной деятельности является одной из наиболее актуальных.
Учебная нагрузка должна быть построена с учетом функциональных и адаптивных возможностей организма [Роль индивидуальных... 2011].
Значимой задачей в настоящее время является сохранение здоровья студентов. И, прежде всего, это относится к поддержанию стабильного психоэмоционального состояния. Для лучшего понимания функционирования организма изучают индивидуально-типологические характеристики человека [Баранов, Киселёва, 2017].
Психофизиологические характеристики организма позволяют определить состояние, отражающее способ обеспечения высших психических функций, в том числе когнитивной деятельности, интегральным выражением которых является осознанная, социально обусловленная поведенческая активность, которую целесообразно рассматривать как результат адаптации, обусловливающей эффективную учебную деятельность.
Несоответствие индивидуально-типологических особенностей студентов требованиям когнитивной деятельности сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физиологических и психических функций, а, следовательно, нарушением эффективности и качества учебной деятельности [Байгужин, 2011].
Объектом исследования стали девушки в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в НИУ «БелГУ».
Предметом исследования стали особенности функционирования вегетативной нервной системы и индивидуальные психофизиологические характеристики.
Целью данной работы было исследовать особенности когнитивных функций у студентов с разными индивидуальными типологическими характеристиками.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) исследовать соматометрические показатели и физиометрические характеристики студентов с разным вегетативным тонусом;
2) изучить индивидуальные типологические характеристики студентов на основе анализа вариабельности сердечного ритма;
3) выполнить анализ психофизиологических характеристик студентов.
Выпускная квалификационная работа изложена на 56 страницах. Она состоит из оглавления, введения, 3 глав и выводов. Список использованных источников насчитывает 58 источников, в том числе 31 иностранных источников. В работе используется 21 рисунок и 12 таблиц.
1. Установлено, что основные соматометрические, физиометрические показатели и характеристики вариабельности сердечного ритма студенток с разным вегетативным тонусом соответствуют нормативным значениям.
2. У 43% студенток с преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы выявлена высокая личностная тревожность, у 71% - высокая ситуативная тревожность, что свидетельствует о наличии у испытуемых психоэмоциональной напряженности.
3. Анализ показателей тестов «Простая зрительно-моторная реакция» позволил выявить, что функциональная подвижность, отражающая динамику корковых процессов, более выражена у нормотоников, для которых характерно доминирование правого полушария.
4. Выявлено, что студентки, у которых преобладающим является правое полушарие, способны лучше поддерживать внимание, данная реакция не зависит от тонуса вегетативной нервной системы.