Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

Работа №71330

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
291
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 5
1.1. Общие закономерности когнитивных процессов человека 5
1.1.1. Особенности когнитивных процессов у лиц юношеского возраста 10
1.1.2. Влияние индивидуальных типологических характеристик человека на
проявление когнитивных функций 12
1.2. Функционирование вегетативной нервной системы в условиях
психофизиологической нагрузки 15
1.3. Изучение психофизиологических характеристик человека с
использованием различных подходов 19
Глава 2. Материал и методы исследования 26
2.1. Исследование соматометрических и физиометрических
показателей 27
2.2. Метод регистрации электрокардиограммы 27
2.3. Методика оценки психофизиологических характеристик 30
Глава 3 Полученные результаты и их обсуждение 39
3.1. Анализ соматометрических и физиометрических данных и их
характеристика 39
3.2. Анализ вариабельности сердечного ритма девушек с разным тонусом
вегетативной нервной системы 40
3.3. Анализ психофизиологических показателей 43
Выводы 50
Список использованных источников

Проблема формирования критериев оценки индивидуальных способностей лиц юношеского возраста к успешному совершенствованию в отдельных сферах интеллектуальной деятельности является одной из наиболее актуальных.
Учебная нагрузка должна быть построена с учетом функциональных и адаптивных возможностей организма [Роль индивидуальных... 2011].
Значимой задачей в настоящее время является сохранение здоровья студентов. И, прежде всего, это относится к поддержанию стабильного психоэмоционального состояния. Для лучшего понимания функционирования организма изучают индивидуально-типологические характеристики человека [Баранов, Киселёва, 2017].
Психофизиологические характеристики организма позволяют определить состояние, отражающее способ обеспечения высших психических функций, в том числе когнитивной деятельности, интегральным выражением которых является осознанная, социально обусловленная поведенческая активность, которую целесообразно рассматривать как результат адаптации, обусловливающей эффективную учебную деятельность.
Несоответствие индивидуально-типологических особенностей студентов требованиям когнитивной деятельности сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физиологических и психических функций, а, следовательно, нарушением эффективности и качества учебной деятельности [Байгужин, 2011].
Объектом исследования стали девушки в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в НИУ «БелГУ».
Предметом исследования стали особенности функционирования вегетативной нервной системы и индивидуальные психофизиологические характеристики.
Целью данной работы было исследовать особенности когнитивных функций у студентов с разными индивидуальными типологическими характеристиками.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) исследовать соматометрические показатели и физиометрические характеристики студентов с разным вегетативным тонусом;
2) изучить индивидуальные типологические характеристики студентов на основе анализа вариабельности сердечного ритма;
3) выполнить анализ психофизиологических характеристик студентов.
Выпускная квалификационная работа изложена на 56 страницах. Она состоит из оглавления, введения, 3 глав и выводов. Список использованных источников насчитывает 58 источников, в том числе 31 иностранных источников. В работе используется 21 рисунок и 12 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Установлено, что основные соматометрические, физиометрические показатели и характеристики вариабельности сердечного ритма студенток с разным вегетативным тонусом соответствуют нормативным значениям.
2. У 43% студенток с преобладанием тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы выявлена высокая личностная тревожность, у 71% - высокая ситуативная тревожность, что свидетельствует о наличии у испытуемых психоэмоциональной напряженности.
3. Анализ показателей тестов «Простая зрительно-моторная реакция» позволил выявить, что функциональная подвижность, отражающая динамику корковых процессов, более выражена у нормотоников, для которых характерно доминирование правого полушария.
4. Выявлено, что студентки, у которых преобладающим является правое полушарие, способны лучше поддерживать внимание, данная реакция не зависит от тонуса вегетативной нервной системы.



1. Баевский Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика // Журнал клиническая информатика и телемедецина. 2004. Т. 1, № 1. С. 54-65.
2. Баевский Р. М., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Журнал ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. С. 108-127.
3. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. Пособие. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
4. Бокерия А. А., Бокерия О. Л., Волковская И. В. Вариабельность сердечного ритма: методы измерения, интерпретации, клиническое использование // Анналы аритмологии. 2009. № 4. С. 21-32.
5. Буртовая Е. Ю., Кузнецова Е. В., Белова М. В. Характеристика когнитивных функций у лиц подвергшимся радиационному воздействию в период антенального развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. Вып. 2, № 7. С. 79-81.
6. Возрастная физиология и психофизиология: учеб. пособие. М.: МГИУ, 2010. 910 с.
7. Дратцев Е. Ю., Викулов А. Д., Мельников А. А., Алёхин В. В. Вегетативное управление сердечным ритмом и региональные сосудистые ре-акции // Журнал Физиология человека. 2008. Т. 34, № 2 С. 44-50.
8. Зарипов В. Н., Баринова М. О. // Журнал физиология человека. 2008. Т. 34, № 4. С.73-79.
9. Иванов А. П., Эльгардт И. А., Сдобнякова Н. С. Некоторые аспекты оценки вегетативного баланса при спектральном анализе вариабельности сердечного ритма // Вестник аритмологии. 2001. № 22. С.45-48.
10. Ильин Е. П. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических особенностей свойств нервной системы. Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯрГУ; ИП АН СССР, 1976. C. 133-121.
11. Конопкин О. А. Зависимость скорости приема информации чело-веком от индивидуальной выраженности основных свойств нервной системы. Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. М.: Просвещение, 1966. C. 195-216.
12. Конопкин О. А., Нерсесян Л. С. К вопросу об определении профессиональной надежности машинистов локомотивов. Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯрГУ; ИП АН СССР, 1976. C. 111-120.
13. Михайлов В. М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода. Иваново, 2000. 200 с.
14. Немов Н. С. Психология. Общие основы психологии Т. 1 // «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004. 688 с.
15. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М., 1986. 231 с.
16. Семенова C. JI., Дьяченко Е. В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 224 с.
17. Покровский В.М. Физиология человека. М.: Медицина, 2003, 656 с.
18. Протасова И. Н. Влияние типологических особенностей личности на формирование когнитивного стиля "аналитичность-синтетичность": Дис ... канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. 168 с.
19. Психология человека от рождения до смерти / под общей редакцией А. А. Реана. Изд-во АСТ, 2015. 416 с.
20. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности / Н. А. Литвинова, Э. М. Казин, С. Б. Лурье, О. В. Булатова. Вестник КемГУ. 2011. №1 (45). С. 141-147.
21. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958. 145 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии // Мастера психологии СПб.: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
23. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-
психологических различий. М.: Наука, 1979. 319 с.
24. Русалов В. М. Проблема индивидуальности в становлении профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: ИП АН СССР, 1991. 234 c.
25. Семяшкин А. А. Соотношение когнитивных стилей и индивидуально-психологических особенностей личности: Автореф. дис ... канд. псих. наук. Москва, 2010. 19 с.
26. Сперанская Е. Н. Вопросы физиологии вегетативного отдела нервной системы М. Л., 1961. 215 с.
27. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Ученые записки Москва: Гос-НИИИ психологии, 1947. Т. 3. 355 с.
28. Умнова Т.А. Конспект лекций по возрастной психологии : учеб. пособие. Феникс, 2005. 168 с.
29. A. J. Drenth My True Type: Clarifying Your Personality Type // Functions, & Preferences Inquire Books, 2014. P. 196.
30. Atkinson R. C., Shiffrin R. M. The control processes of short-term memory // Institute for Mathematical Studies in the Social Sciences. Stanford University, 1971.
31. Baroreflex sensitivity and heart-rate variability in prediction of total cardiac mortality after myocardial infarction / M. T. La Rovere, J. T. Bigger, A. Mortara, P. J. Schwartz ATRAMI (Autonomic Tone and Reflexes Alter Myocardi¬al Infarction) Investigators. Lancet. 1998. № 351. Pp. 478-484.
32. Brindle R., Ginty A.T., Phillips A.C. A tale of two mechanisms: A meta-analytic approach toward understanding the autonomic basis of cardiovascu¬lar reactivity to acute psychological stress. Psychophysiology. 2014. Vol. 51, №
10. Pp. 964-976.
33. Carlyn, Marcia An Assessment of the Myers-Briggs Type Indicator // Journal of Personality Assessment. 1977. № 41. Pp. 461-473.
34. Despopoulos, A., Silbernagel, S., Weiser, J. Color Atlas of Physiology // Thieme Medical Publishers. 1991.
35. Impaired autonomic function is associated with increased mortality, especially in subjects with diabetes, hypertension, or a history of cardiovascular disease: the Hoorn Study P. J. Gerritsen. [et al]. Diabetes Care. 2001. № 24. Pp. 1793-1798.
36. Infantolino Z., Miller A. G. Psychophysiological Methods in neuro-science // Noba textbook series: psychology. University of Delaware, University of California, Los Angeles. 2018.
37. Jacobson L. Hypothalamic-pituitary-adrenocortical axis regulation // Endocrinology and Metabolism Clinincs of North America. 2005. № 34. Pp. 271-292.
38. Jung, Carl G. Psychological Types // Princeton, NJ: Princeton Univer-sity Pres. 1921/71. Vol. 6. P. 608.
39. Ketch T., Biaggioni I., Robertson R., Robertson D. Four faces of baro-reflex failure: hypertensive crisis, volatile hypertension, orthostatic tachycardia, and malignant vagotonia // Circulation. 2002. № 105. Pp. 2518-2523.
40. Matias M., Hidalgo V., Puig-Perez S., Salvador A. Psychophysiologi¬cal response to social stressors: Relevance of sex and age // Psicothema. 2018. Vol. 30, № 2. Pp. 171-176.
41. Matlin M. W. Cognition Crawfordsville // John Wiley & Sons. 2005. P. 460.
42. McLeod S. A. Long-term memory. 2010. URL :
www.simplypsychology.org/long-term-memory.html (дата обращения:
2.06.2018).
43. McLeod S. A. Stages of memory - encoding storage and retrieval. 2007. URL :www.simplypsychology.org/memory.html(дата обращения: 2.06.2018).
44. Miller G. A. The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information // Psychological Review. 1956. Vol. 63, № 2. Pp. 81-97.
45. Myers, Isabel B. and Mary H. McCaulley А guide to the development and use of the Myers-Briggs type indicator // Palo Alto, CA: Consulting Psycholo-gists Press, 1985. P. 309.
46. Myers, Isabel B. Introduction to Type // Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1980.
47. Nutt, Paul C. Decision Style and Its Impact on Managers and Man-agement // Technological Forecasting and Social Change. 1986. Pp. 39-62.
48. Poldrak R.A., Mutford J. A., Nichols T. E. Handbook of functional MRI data analysis // New York: Cambridge University Press, 2011.
49. Porges S. W., Doussard-Roosevelt J. A., Portales A. L., Greenspan S. I. Infant regulation of the vagal "brake" predicts child behavior problems: a psy-chobiological model of social behavior // Dev.Psychobiol. 1996. №29. Pp. 697¬712.
50. Porges, S. W. Orienting in a defensive world: mammalian modifica-tions of our evolutionary heritage. A Polyvagal Theory // Psychophysiology. 1995. №32. Pp. 301-318.
51. Robinson М. Т. Cognitive Functions Explained In Simple Terms. 2018. URL :https://www.careerplanner.com(дата обращения 3.06.2018).
52. Rohleder N., Nater U.M. Determinants of salivary alpha-amylase in humans and methodological considerations // Psychoneuroendocrinology. 2009. №34. Pp. 469-485.
53. Sapolsky, R. M. Why zebras don't get ulcers: an updated guide to tress, stress-related diseases, and coping // W.H. Freeman and Company, 1998.
54. Stephen J. G. Jungian Analysis and Psychological Types: an Interpre-tive Approach to Consumer Choice Behavior // NA - Advances in Consumer Re-search. 1991. Vol. 18. Pp. 743-748.
55. Stern R. M., Koch K. L., Muth E. R. The gastrointestinal system // Handbook of psychophysiology. Cambridge University Press, Cambridge. 2000. Pp. 294-315.
56. Sternberg R. J. Cognitive psychology (2 nd ed.) // Fort Worth, TX: Harcourt Brace College Publishers, 2001. P. 609.
57. Thompson, Bruce; Gloria M. Borrello Educational and Psychological Measurement // Construct Validity of the Myers-Briggs Type Indicator. 1986. Pp.148-153.
58. Tieger, Paul D.; Barbara Barron-Tieger The Art of Speed Reading People // NY: Little, Brown and Company, 1999. P. 66.
59. Ulrich-Lai Y.M., Herman J.P. Neural regulation of endocrine and au-tonomic stress responses // Nature Review Neuroscience. 2009. Vol. 10, №6. Pp. 397-409.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ