ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Понятие семантической стороны речи 6
1.2 Закономерности развития семантической стороны речи в онтогенезе
11
1.3 Формирование семантической стороны речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 16
1.4 Современное состояние вопроса формирования семантической стороны
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 29
2.3 Методические рекомендации по формированию семантической стороны
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Семантическая сторона речи представляет собой комплекс фигур плана выражения и плана содержания. Фигурами плана выражения служат фонемы. В качестве фигур плана содержания выступает совокупность фигур, называющихся семантическим компонентами. Значения как элемент плана содержания не изолированы, между ними присутствуют неоднородные, разнонаправленные связи и отношения с различными значениями одного слова (если оно многозначно), а также со значениями других слов. Семантическая сторона речи представляет собой не беспорядочное количество значений, а упорядоченную систему, элементы который взаимосвязаны и взаимообусловлены. Необходимо также отметить, что лексика организует систему форм, единиц, служащих для передачи явлений действительности. Из этого следует, что лексико-семантическая сторона речи образует двойную систему, элементы которой не могут быть разделены на фигуры собственно содержания и выражения.
Изучением формирования семантической стороны речи в онтогенезе занимались такие исследователи как А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева, Е.С. Кубрякова, Н.В. Уфимцева, С.Н. Цейтлин, М.М. Кольцова, Л.С. Выготский,
А.Р. Лурия, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.Х. Швачкин, А.К. Маркова, Т.Г. Аркадьева, И.Н. Горелов и др. Данными учеными было установлено, что становление сематической стороны речи происходит последовательно, главенствующими факторами, оказывающими влияние на ее развитие, выступают предметно-практическая, игровая деятельность ребенка и общение со взрослыми. Кроме того, темп освоения данной системы определяется рядом объективных биологических причин, таких как время созревания отделов мозга, ответственных за функции формирования и порождения речи, тип функциональной межполушарной асимметрии мозга.
Многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Н.С. Жукова, В.К. Воробьева и др.) отмечают, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при формировании семантической системы языка, которые проявляются в виде: ограниченности словарного запаса, многочисленных вербальных парафазий, несформированности семантических полей, недостаточного преобладания парадигматических ассоциаций над синтагматическими, большого количества случайных ассоциаций, использования слов в приблизительном, неточном значении, замен слов близкими по ситуации и назначению, трудностей актуализации словаря, недостаточно автоматизированного процесса поиска слов, многочисленных ошибок при употреблении синонимов и антонимов.
Все вышеупомянутое позволяет рассматривать выбранную тему выпускной квалификационной работы «Логопедическая работа по развитию семантической стороны языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» актуальной.
Проблема - совершенствование логопедической работы по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель - определить содержание логопедической работы по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект - процесс развития семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет - содержание логопедической работы по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности формирования семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой логопедическая работа по развитию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна учитывать особенности формирования семантической стороны речи в онтогенезе и особенности когнитивного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики: о единстве мышления и речи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе А.Н. Гвоздева, А.М. Шахранович, С.Н. Цейтлин, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., о структуре и проявлениях общего недоразвития речи Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» города Белгорода.
Структура научного исследования - курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Семантическая сторона речи представляет собой систему, состоящую из единиц плана выражения и плана содержания, сочетание которых порождает морфемы, слова и предложения. Состав семантической системы представлен конкретными единицами - семемами и абстрактными единицами - лексическими, словообразовательными и грамматическими значениями.
Формирование сематической стороны речи носит постепенно усложняющийся характер, в течение которого происходит обогащение лексикона, усвоение детьми значений слов, а также систематизация, упорядочивание данной системы языка. Количественному и качественному развитию лексико-семантической стороны речи способствует обогащение сенсорного опыта, расширение контактов с окружающим миром, формирование психических процессов, предметно-практическая и игровая деятельность ребенка. В связи с индивидуальными различиями в темпах усвоения языка можно говорить лишь об общих тенденциях развития лексикона: у ребенка одного года словарь в среднем содержит - от 15 до 30-40 слов; в три года - 100 до 1000 слов; в 4-5 лет - от 1000 до 4000 слов; в 6-7 лет - от 3000 до 7000 слов. Формирование значений слов начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, далее возникает этап потенциальных понятий, т.е. значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному. Одновременное с перечисленными выше процессами происходит упорядочивание лексико-семантической системы - слова группируются в семантические поля. Семантическое поле - функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков.
Формирование семантической системы языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи носит более медленный характер и характеризуется такими качественными и количественными особенностями, как трудность актуализации словаря, замены и неточное употреблением слов, длительный, недостаточно автоматизированный процесс поиска слов, несформированность семантических полей, большое количество случайных ассоциаций, многочисленные вербальные парафазии, значительное число ошибок при употреблении синонимов и антонимов.
Проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают существенные трудности при становлении семантической стороны речи. Результаты свободного ассоциативного вербального эксперимента подтвердили недостаточную сформированность структуры семантического поля. Данный вывод был сделан на основе наличия у испытуемых значительного числа случайных ассоциаций, преобладания синтагматических ассоциаций над парадигматическими. Благодаря заданию «Группировка слов» нами было выяснено, что у исследуемые нередко неправильно осознают сходство или различие элементов, вследствие чего неверно объединяют лексемы в тематические группы. В задании на подбор синонимов дети допускали многочисленные ошибки: вместо синонимов ими использовались антонимы, семантически далекие слова, слова с частицей не. Исследование антонимических отношений показали наличие некоторых трудностей: встречались случаи употребления слов другой грамматической категории, синонимов, слов с частицей не, семантически близких антонимов. Анализ результатов задания «Объяснение значения слова» позволил заключить, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи часто опираются на несущественные, немотивированные признаки при объяснении значения слова.
Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, проведенное экспериментальное исследование семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволили говорить о необходимости проведения специально организованной логопедической работы. Нами была разработана программа по формированию семантической системы языка, включающая подготовительный и основной этапы. Подготовительный этап предполагает проведение работы по организации базы для формирования семантической стороны речи. Его задачами являются: обогащение знаний об окружающем мире развитие психических функций, навыков анализа и сравнения. Задачами основного этапа выступают: уточнение значений слов, формирование семантической структуры слова, организация семантических полей, лексической системы, совершенствование процессов поиска слова.
1. Антипова, Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Ж.В. Антипова. - М.: Просвещение,
2011. - 76 с.
2. Апполонов, А.В. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья [Текст] / под ред. А.В. Апполонова. - М.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2008. - 636 с.
3. Башарина, А.К. Понятие семантическое поле [Электронный ресурс] / А.К.
Башарина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2008. - №1. - С. 93-96. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-semanticheskoe-pole
4. Васильев, Л.М. О структурной организации семантической системы языка и методах её изучения [Электронный ресурс] / Л.М. Васильев // Вестник Башкирского университета. - 2012. - №1. - С. 453-455. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-strukturnoy-organizatsii-leksiko- semanticheskoy-sistemy-yazyka-i-metodah-ee-izucheniya
5. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.М. Васильев. - М.: Либроком, 2015. - 192 с.
6. Виноградов К.П. Роджер Бэкон. Избранное [Текст] / под ред. К.П. Виноградова, А.С. Горелого. - М.: Изд-во Францисканцев, 2009. - 480 с.
7. Воробьева, В.К. Ассоциативный эксперимент как метод исследования словаря детей с отклонениями в речевом развитии [Текст] / В.К. Воробьева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 2. - C. 29-35.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.
9. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики [Текст]: учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2010. - 320 с.
10. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона [Текст] /
O. Е. Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 160 с.
11. Ельмслев, Л. Пролегомены к теории языка [Текст] / Л. Ельмслев. - М.: КомКнига, 2008. - 248 с.
12. Еремина, В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
[Электронный ресурс]: дисс. ... канд. пед. наук / В.Н. Еремина. - М., 2009. - 193 с. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01002322617
13. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
14. Караулов, Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус
литературного языка [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 2008. - 368 с.
15. Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: Либроком, 2016. - 356 с.
16. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Электронный ресурс] /
P. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - М.: Либроком, 2012. - 160 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5 0231-24.shtml
17. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений
устной речи у детей [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева. - М.: Оникс,
2009. - 72 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0026/5 0026-
19. shtml#book page top
18. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у
дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Спб.: Союз, 2012. - 314 с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АльянС, 2017. - 370 с.
20. Левицкий, Ю.А. Проблемы лингвистической семантики [Текст]:
монография / Ю.А. Левицкий. - М.: Либроком, 2009. - 152 с.
21. Леонова, С.В. Формирование способности к актуализации лексических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / С.В. Леонова // Специальное образование. - 2014.
- №10. - С. 129-132. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-sposobnosti-k-aktualizatsii- leksicheskih-sredstv-yazyka-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
22. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Лопатина. - М.: Феникс, 2011. - 192 с.
23. Лосев, А.С. Николай Кузанский в переводах и комментариях [Текст] / под ред. А.С. Лосева. - М.: ЯСК, 2016. - 1268 с.
24. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Феникс, 2012. - 320 с.
25. Нестерова, Т.В. Возможности синквейна в работе по формированию
лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Т.В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. - 2014. - №4. - С. 86-88. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-sinkveyna-v-rabote-po- formirovaniyu-leksicheskoy-storony-rechi-u-doshkolnikov-s-motornoy-alaliey
26. Плотникова, С.В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития [Текст]: учебное пособие / С.В. Плотникова. - Екатеринбург: Абак-пресс, 2008. - 310 с.
27. Репина, З.А. Формирование когнитивно-познавательной деятельности как основа становления системной лексики у дошкольников с нарушением речи [Электронный ресурс] / З.А. Репина // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи. - 2013. - №5.
- С. 12-16. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24267286
28. Серебрякова, Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] / Н.В. Серебрякова. - М.: Либроком, 2013. - 182 с.
29. Системный семантический словарь русского языка [Текст] / под ред. Л.М. Васильева. - Уфа: Гилем, 2009. - 357 с.
30. Словарь лингвистических терминов [Текст] / под ред. Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой. - М.: Оникс, 2008. - 624 с.
31. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Просвещение,
2016. - 150 с.
32. Ушакова, Т. Н. Истоки осмысленности детской речи [Текст] / Т. Н. Ушакова, С. С. Белова // Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - С. 45-55.
33. Ушакова, Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики [Текст] / Т. Н. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 230 с.
34. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи [Текст] / Л.П. Федоренко. - М.: Либроком, 2014. - 278 с.
35. Филиппова, Л.С. Современный русский язык [Текст]: учеб. пособие для студ. филолог. фак. пед. вузов / Л.С. Филиппова. - М.: Флинта, 2009. - 248
с.
36. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Владос, 2011. - 234 с.
37. Фоминова, Е.В. К вопросу об особенностях лексико-семантического компонента речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Фоминова // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2017. - № 1(58). - С. 90-95.
38. Халилова, Л.Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи. Норма и речевая патология [Текст] / Л.Б. Халилова. - M., 2013. - 152 с.
39. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие / С.Н. Цейтлин. - М.: Владос, 2010. - 240 с.
40. Шахнарович, А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики [Текст] /
А.М. Шахнарович. - М.: Владос, 2009. - 359 с.
41. Шахнарович, А.М. Психолингвистический анализ семантики и
грамматики [Текст] / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева. - М.: Феникс, 2011. - 267 с.
42. Щур, Г.С. Теория поля в лингвистике [Текст] / Г.С. Щур. - М.: Либроком,
2009. - 264 с.
43.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Д.Б. Эльконина. -М.: Наука, 2013. - 312 с.
44. Якушева, О.Ю. Специфика логопедической работы по развитию лексико¬грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте коммуникативного подхода [Электронный ресурс] / О.Ю. Якушева, В.А. Иванов // Специальное образование. - 2017. - №15. - С. 53-56. Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/spetsifika-logopedicheskoy-raboty-po- razvitiyu-leksiko-grammaticheskih-sredstv-yazyka-u-starshih-doshkolnikov-s- obschim-nedorazvitiem
45. Ясперс, К. Великие философы [Текст] / К. Ясперс. - Оникс, 2013. - 240 с.