ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Понятие семантической стороны речи 6
1.2 Закономерности развития семантической стороны речи в онтогенезе
11
1.3 Формирование семантической стороны речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 16
1.4 Современное состояние вопроса формирования семантической стороны
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 29
2.3 Методические рекомендации по формированию семантической стороны
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Понятие семантической стороны речи 6
1.2 Закономерности развития семантической стороны речи в онтогенезе
11
1.3 Формирование семантической стороны речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 16
1.4 Современное состояние вопроса формирования семантической стороны
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 29
2.3 Методические рекомендации по формированию семантической стороны
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Семантическая сторона речи представляет собой комплекс фигур плана выражения и плана содержания. Фигурами плана выражения служат фонемы. В качестве фигур плана содержания выступает совокупность фигур, называющихся семантическим компонентами. Значения как элемент плана содержания не изолированы, между ними присутствуют неоднородные, разнонаправленные связи и отношения с различными значениями одного слова (если оно многозначно), а также со значениями других слов. Семантическая сторона речи представляет собой не беспорядочное количество значений, а упорядоченную систему, элементы который взаимосвязаны и взаимообусловлены. Необходимо также отметить, что лексика организует систему форм, единиц, служащих для передачи явлений действительности. Из этого следует, что лексико-семантическая сторона речи образует двойную систему, элементы которой не могут быть разделены на фигуры собственно содержания и выражения.
Изучением формирования семантической стороны речи в онтогенезе занимались такие исследователи как А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева, Е.С. Кубрякова, Н.В. Уфимцева, С.Н. Цейтлин, М.М. Кольцова, Л.С. Выготский,
А.Р. Лурия, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.Х. Швачкин, А.К. Маркова, Т.Г. Аркадьева, И.Н. Горелов и др. Данными учеными было установлено, что становление сематической стороны речи происходит последовательно, главенствующими факторами, оказывающими влияние на ее развитие, выступают предметно-практическая, игровая деятельность ребенка и общение со взрослыми. Кроме того, темп освоения данной системы определяется рядом объективных биологических причин, таких как время созревания отделов мозга, ответственных за функции формирования и порождения речи, тип функциональной межполушарной асимметрии мозга.
Многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Н.С. Жукова, В.К. Воробьева и др.) отмечают, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при формировании семантической системы языка, которые проявляются в виде: ограниченности словарного запаса, многочисленных вербальных парафазий, несформированности семантических полей, недостаточного преобладания парадигматических ассоциаций над синтагматическими, большого количества случайных ассоциаций, использования слов в приблизительном, неточном значении, замен слов близкими по ситуации и назначению, трудностей актуализации словаря, недостаточно автоматизированного процесса поиска слов, многочисленных ошибок при употреблении синонимов и антонимов.
Все вышеупомянутое позволяет рассматривать выбранную тему выпускной квалификационной работы «Логопедическая работа по развитию семантической стороны языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» актуальной.
Проблема - совершенствование логопедической работы по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель - определить содержание логопедической работы по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект - процесс развития семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет - содержание логопедической работы по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности формирования семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой логопедическая работа по развитию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна учитывать особенности формирования семантической стороны речи в онтогенезе и особенности когнитивного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики: о единстве мышления и речи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе А.Н. Гвоздева, А.М. Шахранович, С.Н. Цейтлин, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., о структуре и проявлениях общего недоразвития речи Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» города Белгорода.
Структура научного исследования - курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Изучением формирования семантической стороны речи в онтогенезе занимались такие исследователи как А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева, Е.С. Кубрякова, Н.В. Уфимцева, С.Н. Цейтлин, М.М. Кольцова, Л.С. Выготский,
А.Р. Лурия, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.Х. Швачкин, А.К. Маркова, Т.Г. Аркадьева, И.Н. Горелов и др. Данными учеными было установлено, что становление сематической стороны речи происходит последовательно, главенствующими факторами, оказывающими влияние на ее развитие, выступают предметно-практическая, игровая деятельность ребенка и общение со взрослыми. Кроме того, темп освоения данной системы определяется рядом объективных биологических причин, таких как время созревания отделов мозга, ответственных за функции формирования и порождения речи, тип функциональной межполушарной асимметрии мозга.
Многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Н.С. Жукова, В.К. Воробьева и др.) отмечают, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности при формировании семантической системы языка, которые проявляются в виде: ограниченности словарного запаса, многочисленных вербальных парафазий, несформированности семантических полей, недостаточного преобладания парадигматических ассоциаций над синтагматическими, большого количества случайных ассоциаций, использования слов в приблизительном, неточном значении, замен слов близкими по ситуации и назначению, трудностей актуализации словаря, недостаточно автоматизированного процесса поиска слов, многочисленных ошибок при употреблении синонимов и антонимов.
Все вышеупомянутое позволяет рассматривать выбранную тему выпускной квалификационной работы «Логопедическая работа по развитию семантической стороны языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» актуальной.
Проблема - совершенствование логопедической работы по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель - определить содержание логопедической работы по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект - процесс развития семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет - содержание логопедической работы по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности формирования семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой логопедическая работа по развитию семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна учитывать особенности формирования семантической стороны речи в онтогенезе и особенности когнитивного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики: о единстве мышления и речи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе А.Н. Гвоздева, А.М. Шахранович, С.Н. Цейтлин, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., о структуре и проявлениях общего недоразвития речи Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолингвистической, психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» города Белгорода.
Структура научного исследования - курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Семантическая сторона речи представляет собой систему, состоящую из единиц плана выражения и плана содержания, сочетание которых порождает морфемы, слова и предложения. Состав семантической системы представлен конкретными единицами - семемами и абстрактными единицами - лексическими, словообразовательными и грамматическими значениями.
Формирование сематической стороны речи носит постепенно усложняющийся характер, в течение которого происходит обогащение лексикона, усвоение детьми значений слов, а также систематизация, упорядочивание данной системы языка. Количественному и качественному развитию лексико-семантической стороны речи способствует обогащение сенсорного опыта, расширение контактов с окружающим миром, формирование психических процессов, предметно-практическая и игровая деятельность ребенка. В связи с индивидуальными различиями в темпах усвоения языка можно говорить лишь об общих тенденциях развития лексикона: у ребенка одного года словарь в среднем содержит - от 15 до 30-40 слов; в три года - 100 до 1000 слов; в 4-5 лет - от 1000 до 4000 слов; в 6-7 лет - от 3000 до 7000 слов. Формирование значений слов начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, далее возникает этап потенциальных понятий, т.е. значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному. Одновременное с перечисленными выше процессами происходит упорядочивание лексико-семантической системы - слова группируются в семантические поля. Семантическое поле - функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков.
Формирование семантической системы языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи носит более медленный характер и характеризуется такими качественными и количественными особенностями, как трудность актуализации словаря, замены и неточное употреблением слов, длительный, недостаточно автоматизированный процесс поиска слов, несформированность семантических полей, большое количество случайных ассоциаций, многочисленные вербальные парафазии, значительное число ошибок при употреблении синонимов и антонимов.
Проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают существенные трудности при становлении семантической стороны речи. Результаты свободного ассоциативного вербального эксперимента подтвердили недостаточную сформированность структуры семантического поля. Данный вывод был сделан на основе наличия у испытуемых значительного числа случайных ассоциаций, преобладания синтагматических ассоциаций над парадигматическими. Благодаря заданию «Группировка слов» нами было выяснено, что у исследуемые нередко неправильно осознают сходство или различие элементов, вследствие чего неверно объединяют лексемы в тематические группы. В задании на подбор синонимов дети допускали многочисленные ошибки: вместо синонимов ими использовались антонимы, семантически далекие слова, слова с частицей не. Исследование антонимических отношений показали наличие некоторых трудностей: встречались случаи употребления слов другой грамматической категории, синонимов, слов с частицей не, семантически близких антонимов. Анализ результатов задания «Объяснение значения слова» позволил заключить, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи часто опираются на несущественные, немотивированные признаки при объяснении значения слова.
Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, проведенное экспериментальное исследование семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволили говорить о необходимости проведения специально организованной логопедической работы. Нами была разработана программа по формированию семантической системы языка, включающая подготовительный и основной этапы. Подготовительный этап предполагает проведение работы по организации базы для формирования семантической стороны речи. Его задачами являются: обогащение знаний об окружающем мире развитие психических функций, навыков анализа и сравнения. Задачами основного этапа выступают: уточнение значений слов, формирование семантической структуры слова, организация семантических полей, лексической системы, совершенствование процессов поиска слова.
Формирование сематической стороны речи носит постепенно усложняющийся характер, в течение которого происходит обогащение лексикона, усвоение детьми значений слов, а также систематизация, упорядочивание данной системы языка. Количественному и качественному развитию лексико-семантической стороны речи способствует обогащение сенсорного опыта, расширение контактов с окружающим миром, формирование психических процессов, предметно-практическая и игровая деятельность ребенка. В связи с индивидуальными различиями в темпах усвоения языка можно говорить лишь об общих тенденциях развития лексикона: у ребенка одного года словарь в среднем содержит - от 15 до 30-40 слов; в три года - 100 до 1000 слов; в 4-5 лет - от 1000 до 4000 слов; в 6-7 лет - от 3000 до 7000 слов. Формирование значений слов начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, далее возникает этап потенциальных понятий, т.е. значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному. Одновременное с перечисленными выше процессами происходит упорядочивание лексико-семантической системы - слова группируются в семантические поля. Семантическое поле - функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков.
Формирование семантической системы языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи носит более медленный характер и характеризуется такими качественными и количественными особенностями, как трудность актуализации словаря, замены и неточное употреблением слов, длительный, недостаточно автоматизированный процесс поиска слов, несформированность семантических полей, большое количество случайных ассоциаций, многочисленные вербальные парафазии, значительное число ошибок при употреблении синонимов и антонимов.
Проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают существенные трудности при становлении семантической стороны речи. Результаты свободного ассоциативного вербального эксперимента подтвердили недостаточную сформированность структуры семантического поля. Данный вывод был сделан на основе наличия у испытуемых значительного числа случайных ассоциаций, преобладания синтагматических ассоциаций над парадигматическими. Благодаря заданию «Группировка слов» нами было выяснено, что у исследуемые нередко неправильно осознают сходство или различие элементов, вследствие чего неверно объединяют лексемы в тематические группы. В задании на подбор синонимов дети допускали многочисленные ошибки: вместо синонимов ими использовались антонимы, семантически далекие слова, слова с частицей не. Исследование антонимических отношений показали наличие некоторых трудностей: встречались случаи употребления слов другой грамматической категории, синонимов, слов с частицей не, семантически близких антонимов. Анализ результатов задания «Объяснение значения слова» позволил заключить, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи часто опираются на несущественные, немотивированные признаки при объяснении значения слова.
Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, проведенное экспериментальное исследование семантической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволили говорить о необходимости проведения специально организованной логопедической работы. Нами была разработана программа по формированию семантической системы языка, включающая подготовительный и основной этапы. Подготовительный этап предполагает проведение работы по организации базы для формирования семантической стороны речи. Его задачами являются: обогащение знаний об окружающем мире развитие психических функций, навыков анализа и сравнения. Задачами основного этапа выступают: уточнение значений слов, формирование семантической структуры слова, организация семантических полей, лексической системы, совершенствование процессов поиска слова.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений предикативной стороны речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Дидактические игры в развитии грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Программно-методическое обеспечение логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



