ВВЕДЕНИЕ 3
Исторические предпосылки разработки постсоветских государственных стандартов 6
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В 1990-Х
ГОДАХ 10
1.1. Первый этап реформ (1991-1992 гг.) 10
1.2. Второй этап реформ (начало 1993 - начало 1996 гг.) 15
1.3. Третий этап реформ (середина 1996 - конец 1999 гг.) 21
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В 2000-Х
ГОДАХ 27
2.1. Четвертый этап реформ (1999-2004 гг.) 27
2.2. Пятый этап (2005-2012 гг.) 38
2.3. Международный опыт по государственной политике в области преподавания истории ..44
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ НА
ПРИМЕРЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ 47
3.1. Предыстория 47
3.2. Отношение к данному документу политических партий 49
3.2.1. Позиция представителей «Единой России» по вопросу разработки единого учебника истории 49
3.2.2. Позиция представителей «Справедливой России» по вопросу разработки единого
учебника истории 50
3.2.3. Позиция представителей «ЛДПР» по вопросу разработки единого учебника истории51
3.2.4. Позиция представителей «КПРФ» по вопросу разработки единого учебника истории 53
3.3. Отношение к данному документу СМИ и общественных организаций, представляющих определенную политическую идеологию 55
3.4. Итоги рассмотрения единого учебника истории 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Русское правительство, как обратное провидение, устраивает к лучшему не будущее, а прошлое.
Александр Герцен
Сегодня в мире вопросы исторической памяти серьезно политизируются, в особенности это заметно на фоне обострения политических отношений между Россией и странами Запада.
Можно вспомнить недавнюю историю, произошедшую в ноябре 2014 года на Украине, когда согласно новой концепции национально-патриотического воспитания, из учебных материалов и пособий должны изъять все последствия «советской пропаганды и прежде всего миф о Великой Отечественной войне». Так, цитируя статью на интернет-портале Вести.ру, украинским школьникам больше не будут рассказывать про подвиги Советской армии в годы Второй мировой войны, да и вообще про российский период в целом, как будто его не было, зато привьют уважительное отношение к карателям Украинской повстанческой армии и февральским событиям на Майдане [29].
Или можно вспомнить заявление главы МИД Польши Гжегожа Схетыны, который заявил, что концлагерь освобождал Украинский фронт, а значит украинцы, а вовсе не советские солдаты[28]
Да и вообще, в свете последних событий и нападок на Россию, одним из важнейших вопросов текущей политической повестки дня становится вопрос празднования 70-й годовщины победы во Второй мировой войне и о том, кто приедет на празднование в Москву из глав государств, а кто нет, и это связано с политической позицией.
В связи с этим имеется необходимость противодействовать этим попыткам, в том числе и путем образования в самой России, чтобы школьники и студенты имели «верный» взгляд на историю, о чем неоднократно заявлялось Владимиром Путиным [46].
Актуальность работы вызвана необходимостью проанализировать образовательные стандарты по истории в постсоветский период с целью выявить влияние на них государственной политики. Возьмем для примера недавно принятый стандарт преподавания отечественной истории. Его разработка, обсуждение и принятие прошли следующие этапы.
В феврале 2012 года президент РФ Владимир Путин предложил создать единый школьный учебник по истории России, потому что, по его словам, «молодые люди не понимают, в какой стране они живут, и не чувствуют связи с предыдущими поколениями» [30], в том числе недооценивают подвиг ветеранов Великой Отечественной войны.
Вскоре началась разработка концепции нового учебника, а в состав рабочей группы вошел назначенный в мае того же года министром культуры Владимир Мединский, который еще до назначения писал в докторской диссертации по теме «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV—XVII вв.» о необходимости «создать отвечающую требованиям наших дней научно обоснованную государственную политику по формированию исторического сознания российских граждан» и отмечал в интервью интернет-порталу «Однако», что «единый подход к истории задается либо государством, либо кем ни попадя» [27].
Позднее разработка единого учебника истории плавно трансформировалась в разработку историко-культурного стандарта, но суть от этого не поменялась, это все то же желание государства упорядочить историю, дать ей собственную трактовку. О том же, зачем нужна история государству верно сказал Алексей Миллер, доктор исторических наук, профессор РГГУ в интервью интернет-порталу «Родон»: «...Историческая память является важным элементом стратегии формирования национальной идентичности» [25].
Существующий кризис национальной идентичности, а также то, что в России не было построено национального государства, создает некий пробел, что формирует предпосылки для множества проблем, включая развал страны, поскольку люди, живущие в России почти ничем не объединены. Государство стремится восполнить пробел и дать обществу национальную идентичность, и без собственной трактовки истории тут не обойтись, ведь это один из важнейших ее компонентов. Осуществляется это несколькими взаимосвязанными путями.
Во-первых, это культурная политика, осуществляющаяся через медийное воздействие государственных каналов, госзаказ на производство кинопродукции, написание определённых книг, проведение мероприятий, так в последнее время особенно активное информационное обеспечение свойственно мероприятиям, посвященным победе в Великой Отечественной войне.
Во-вторых, это образовательная политика, сконцентрированная прежде всего на истории, и реализующаяся на всех уровнях системы образования, от дошкольного, до высшего.
В данной работе мы будем лишь время от времени обращаться к первому пути, культурной политике, а сконцентрируемся на том, что сделано в рамках образовательного, подробно разобрав современный образовательный стандарт по истории России, а также совершим экскурс в историю, посмотрев государственную политику в области формирования образовательных стандартов в более ранний, в том числе в ельцинский период.
Цель исследования.
Анализ влияния государственной политики на формирование образовательных стандартов преподавания истории.
Объект исследования.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает государственная политика в области формирования образовательных стандартов по истории в постсоветский период.
Предмет исследования.
Предметом исследования в данной курсовой работе выступают образовательные стандарты по истории.
Задачи исследования.
Задачами курсовой работы в связи с поставленной целью являются:
1. Исследовать существовавшие ранее образовательные стандарты по истории России, их практическое воплощение в учебниках.
2. Исследовать текущий образовательный стандарт.
3. Выявить влияние государственной идеологии на утвержденный образовательный стандарт.
4. Изучить международный опыт по государственному регулированию преподавания истории.
5. Сделать выводы.
Гипотеза исследования.
В течении 2000-х годов, по сравнению с 1990-ми, произошло существенное усиление влияния государственно-патриотической идеологии на формирование государственных стандартов преподавания отечественной истории.
Методы исследования.
В качестве методологической основы мы избрали аналитический подход, а основными методами исследования, соответственно, метод анализа и сравнительный метод.
Рассмотрев целиком образовательную политику России по истории, включая несколько поколений госстандартов и последнюю инициативу, нельзя не заметить тенденцию к усилению контроля государства за преподаванием истории. Приведенный нами в работе международный опыт Польши и Украины постепенно берет «на вооружение» и Россия.
Гипотеза о том, что в течение 2000-х годов, по сравнению с 1990-ми, произошло существенное усиление влияния государственно-патриотической идеологии на формирование государственных стандартов преподавания отечественной истории нашла свое подтверждение.
От первого закона Российской Федерации «Об образовании», первым пунктом провозглашавшего «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности», а вторым провозглашавшего «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье», мы постепенно пришли к идее образования патриотического, ставящего основной целью позитивное преподавание истории и пришли к идее единого учебника по истории, таким образом совершив переход от принципа плюрализма мнений, к принципу мнения единого, выбранного государством.
Другое дело, если начать разбирать почему так вышло. Можно связать это с личностью второго и четвертого президента России В.В. Путина, о котором мы упоминали, что он человек, историей интересующийся. Также, нами уже упоминалось, что сам Владимир Путин считает, что правильно преподаваемая в школе история - основа патриотического воспитания [46].
Но как нам кажется, проблема не в этом, и этому есть другое объяснение. Начнем по порядку. В 1990-е годы российское государство занимало достаточно пассивную позицию по отношению к образованию, в том числе и историческому. В первые десять лет современной истории России преобладало мнение, что определять цели исторического образования, как и заниматься патриотическим воспитанием граждан в рамках образования государство не должно.
В 1990-е годы были проблемы выживания, а произошедший дефолт в 1998 году не улучшил ситуацию. Объективно, макроэкономическая ситуация в стране не позволяла правительству углубленно заниматься сферами общественной жизни, выходящими за пределы экономической проблематики.
К началу 2000-х государство заняло иную позицию, а именно на позиции возрождения гражданско-патриотического воспитания учащихся в школе и ВУЗах.
В 2000-е впервые стал наблюдаться устойчивый рост экономики, а у государства появились нефтяные «сверхдоходы».
Зависимость увеличения ВВП, а, следовательно, и доходов бюджета с инициативами по регулированию и переходу от гуманизма к патриотическому воспитанию прослеживается в следующей таблице, в которой по вертикали приводится ВВП на душу населения в постоянных долларах США, а по горизонтали годы:
Источник данных: Всемирный банк
На таблице отмечены основные события в историческом образовании, и до 1998 года все ограничивалось декларацией плюрализма и гуманизма в образовании, а также тогда был начат переход на концентрическую структуру образования. Но уже начиная с 2001 года начинается регулирование, от введения федерального перечня учебников, до госстандартов с возрождением патриотизма.
Таким образом с 2001 года по текущий момент идет стабильное движение в сторону централизации и патриотизации образования.
1. Об образовании : закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu, свободный.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17.02.1998 "Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" // Российская газета, N 36, 24.02.1998
3. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. № 835 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. Издательство "Юридическая литература", 20 сентября 1993, N 38, ст. 3520
4. Решение коллегии Минобразования РФ от 28.12.94 г. М 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях»
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва"О национальной доктрине образования в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok. html
6. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. II), ст. 119
7. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории[Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/3483
8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. С. 3.
9. Об утверждении Обязательного минимума содержания начального общего образования: приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 N 1235 // "Вестник образования", N 9, 1998 // По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. - Письмо
Минюста РФ от 27.07.1998 N 4961-ВЭ ("Бюллетень Минюста РФ", N 8, 1998).
10. Приложение № 1 к решению Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 г. № 100. Цит. по [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2002/4/brel.html
11.0 ходе выполнения работ по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения: справка к заседанию коллегии Минобрнауки России 25 января 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ssu. samara.ru/sites/default/files/activities_docs/memorandum.pdf 12.0 разработке нового поколения государственных образовательных
стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования: справка к заседанию коллегии Минобрнауки России от 31 января 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.edu.ru/db/portal/spe/3v/310107l. htm
Книги и периодические печатные издания
13. Днепров, Э. Д. Современная школьная реформа в России / Э. Д. Днепров.-М.: Наука, 1998.С. 28.
14. Ачкасов В.А. «Миф Запада» в российской политической традиции: поиск идентичности //Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.48-55
15. Мухаметзянова Э.В. «Теория и методика обучения истории» Лекционный курс// Редакционно-издательский отдел Башкирского государственного университета, 2005-104 с.
16. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - С. 281.
17. Д.А.Юрьев, В.П.Жарков Стандарт общего образования: на пути к общественному договору. Просвещение, 2006. С.6-7.
18. Богуславский М. Аналитическая справка об обеспеченности высших учебных заведений пособиями по новейшей истории СССР и России [Текст] // Михаил Богуславский М. // История. Приложение к газете "Первое сентября". - 2001. - N 33. - С. 6-8
19. Вяземский, Е. Школьное историческое образование в России в начале XXI века: основные тенденции и проблемы / Е. Вяземский // История : науч.-метод. газ. для учителей истории и обществознания. - 2010. - 16-31 марта (№ 6). - С. 33-38.
20. Рузова Л. М. «Особенности преподавания истории при переходе к Федеральным образовательным стандартам второго поколения» История. Приложение к газете "Первое сентября". - 2001. - N 48. - С. 12-17
21. Рогов Д. В. Историко-обществоведческое образование в постсоветской России: реф. - СПб., 2004. -9 с.
22. '’Русский Вестник", № 11-14 (198-201), 1995;
23. Урок истории. Читательское письмо Юрия Полякова // Российская газета. 1997. — 12 ноября.
24. Урок истории. Читательское письмо Андрея Кураева // Российская газета. 12.11.1997. С.3.
Источники на электронных носителях
25. История, историческая политика и политизация истории в Польше, Украине и России [Электронный ресурс] // Интернет-портал Родон- Режим доступа:http://rodon.org/society-081219132551
26. Стенограмма заседания Государственной думы от 18.01.2011 «Две концепции федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»: сравнительный анализ» [Электронный ресурс] // - Режим доступа:http: //www.smolin.ru/duma/audition/2011-01-18. htm
27. Владимир Мединский: Единый подход к истории задается либо государством, либо кем ни попадя [Электронный ресурс] // Интернет- портал «Однако» - Режим доступа:
http://www.odnako .org/magazine/material/vladimir-medinskiy-ediniy-podhod-k-istorii-zadaetsya-libo-gosudarstvom-libo-kem-ni-popadya/
28. Глава МИД Польши: Освенцим освободили украинцы [Электронный ресурс] // Пятый Канал.ру- Режим доступа:http://www.5-tv.ru/news/93451/
29. Украина переписывает учебники истории [Электронный ресурс] // Вести.ру- Режим доступа:http://www.vesti.ru/doc.html?id=2334530
30. Путин: "Молодёжь не понимает, в какой стране живёт!" [Электронный ресурс] // Бюро информации Notuminfo- Режим доступа:
http: //www. notum. info/news/soczium/putin-molodyozh-ne-ponimaet-v-kakoj -strane-zhivyot
31. Татары требуют переиграть Куликовскую битву [Электронный ресурс] // Газета.ру- Режим доступа:
http: //www.gazeta.ru/2001/06/05/tatarytrebuu. shtml
32. Цит. по Школьное гуманитарное образование в России в условиях переходного периода в 90-е гг. XX века [Электронный ресурс] // - Режим доступа:http://bibliofond.ru/view.aspx?id=565126#1
33. Стенограмма заседания Государственной думы от 18.01.2011 «Две концепции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: сравнительный анализ» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.smolin.ru/duma/audition/2011-01-18. htm
34.Э.Д. Днепров «Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования» [Электронный ресурс] // - Режим доступа:http://avkrasn.ru/article-1066.html
35. Владимир Берелович «Современные российские учебники истории: многоликая истина или очередная национальная идея?» [Электронный
ресурс] // - Режим доступа:
http://his. 1 september.ru/article.php?ID=200203803
36. Прохорова Г.А. «О некоторых проблемах исторического образования в современной российской школе» [Электронный ресурс] // - Режим доступа:http://ahey.narod.ru/sbomiki/pch4/pch4-prohorova.htm
37.Э.Д. Днепров «Десять лет по ложному пути, или Еще раз о разработке образовательных стандартов в России» [Электронный ресурс] // - Режим доступа:http://ps.1september.ru/article.php?ID=200201004
38. Вяземский Евгений Евгеньевич и Стрелова Ольга Юрьевна «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика». Курс лекций для дистанционного обучения. [Электронный ресурс] // - Режим доступа:http://his. 1 september.ru/article.php?ID=200601810
39. Сергей Соловьёв «Идеологические мифы в современных учебниках истории» [Электронный ресурс] // Скепсис.нет- Режим доступа: http://scepsis.net/library/id 2712.html#a9
40. «Дмитрий Песков: Путин знает про обращение украинских ополченцев» [Электронный ресурс] // Комсомольская Правда - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26219.5/3102968/
41. «Песков рассказал об отношении Путина к фотожабам» [Электронный ресурс] // Лента.ру- Режим доступа:http: //lenta.ru/news/2014/04/20/putin
42. «Путин дал интервью AP и Первому каналу» [Электронный ресурс] // Российская Газета - Режим доступа:
http: //www.rg.ru/2013/09/04/intervue.html
43. Статья «Федеральные государственные стандарты второго поколения» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://school5-lip.ru/index.php?name=fgoc
44. Алексей Светозарский: «ЕГЭ по истории - это шаг назад» [Электронный ресурс] // Интернет-портал Русская народная линия - Режим доступа: http://ruskline.ru/news rl/2010/06/3/aleksej svetozarskij ege po istorii eto shag nazad/
45. Ющенко хочет ввести уголовную ответственность за отрицание
Голодомора [Электронный ресурс] // Корреспондент.нет- Режим доступа: http://korrespondent.net/ukraine/politics/213298-yushchenko-hochet-vvesti-ugolovnuyu-otvetstvennost-za-otricanie-golodomora
46. Цит. по Алексей Миллер: Россия: власть и история [Электронный ресурс] // Полит.ру- Режим доступа:http://polit.ru/article/2009/11/25/miller/
47. «Путин: Нужны единые учебники истории без двойных толкований» [Электронный ресурс] // Грани.ру- Режим доступа:
http://grani.ru/Politics/Russia/President/m.211808.html
48. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf
49. «Битва за историю» [Электронный ресурс] // Газета.ру- Режим доступа: http: //www.gazeta.ru/social/2013/10/24/5722077. shtml
50. «Каким будет новый учебник истории» [Электронный ресурс] //
Российская Г азета - Режим доступа:http: //www.rg.ru/2013/10/30/uchebnik-site.html
51. «Бурматов: В вопросе создания единого учебника истории поставлена точка» [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Единая Россия» - Режим доступа:http://er.ru/news/110808/
52. «Ирина Яровая: Нашей истории не нужны ни адвокаты, ни обвинители, а нужен единый учебник истории» [Электронный ресурс] Комитет
Г осударственной Думы по безопасности и противодействию коррупции -
Режим доступа:http://www.komitet2-16.km.duma.gov.ru/site.xp/0520571..
53. «Сергей Миронов предлагает усилить ответственность Минобрнауки за качество школьных учебников» [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Справедливая Россия» - Режим доступа:
http: //www.spravedlivo .ru/5 51663. html
54. «Лидер "СР" предостерегает от подтасовки фактов при работе над новыми учебниками по истории» [Электронный ресурс] // Официальный
сайт Миронова С.М. - Режим доступа:
http: //mironov.ru/main/publications/10570
55. «Валерий Гартунг: Курс отечественной истории должен быть освобожден от пропаганды» [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Справедливая Россия» - Режим доступа:
http: //www.spravedlivo .ru/5 59025. html
56. «В.В.Жириновский: в новом учебнике должен быть исторический вывод» [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «ЛДПР» - Режим доступа:http://ldpr.ru/events/Zhirinovsky a new textbook shou..
57. «Владимир Жириновский: в учебнике истории должны быть факты, а не идеология»[Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «ЛДПР» - Режим доступа:
http://ldpr.ru/leader/The_leader_in_media/Vladimir_Zh..
58. ВИДЕО: Владимир Жириновский о едином учебнике истории (4:52¬4:59) [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://youtu.be/SLTow4Y9U-M?t=4m52s
59. «Коммунисты в Госдуме провели круглый стол о стандарте единого учебника по истории» [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «КПРФ» - Режим доступа:
http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/123665.html
60. «В.Ф. Рашкин: Власть уже переломала и разворовала все, что возможно. Теперь они разворовывают нашу историю» [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «КПРФ» - Режим доступа:
http: //kprf.ru/agit/otvet/124769. html
61. «Странная история: каким будет единый учебник» [Электронный ресурс] // Forbes- Режим доступа:http://www.forbes.ru/mneniya-column/istoriya/249845-s..
62. «Новая старая история России» [Электронный ресурс] // Радио Эхо Москвы - Режим доступа:http: //www.echo .msk.ru/blo g/rizhkov/1239792-echo/
63. «О концепции единого учебника отечественной истории» [Электронный ресурс] // Изборский клуб - Режим доступа: http://www.dynacon.ru/content/articles/2343/
64. «Вирус национализма» [Электронный ресурс] // Красное Знамя - Режим доступа:http: //komikz.ru/news/akcenty/? id= 11224
65. «Проект нового учебника истории: многонациональность, растерянность, боль» [Электронный ресурс] // Спутник и Погром - Режим доступа: http://sputnikipogrom.com/politics/5114/new history b..
66.Заявление Центрального Комитета Национально-Демократической Партии России в связи с инициативой единого учебника по истории [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //to r8 5 .livej ournal .com/2250141.html
67. Концепция одна, учебников много [Электронный ресурс] // Газета.ру- Режим доступа:http: //www.gazeta.ru/science/2014/08/27 a 6191721. shtml
68. История учебника [Электронный ресурс] // Российская Газета - Режим доступа:http://www.rg.ru/2015/04/27/uchebnik.html