ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1.1. Социальная активность как фактор адаптации пожилых людей в
посттрудовой период
1.2. Формы проявления социальной активности пожилых людей 23
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ПОСТТРУДОВОЙ ПЕРИОД
2.1. Формирование социальной активности пожилых людей: этапы и
компоненты
2.2. Изучение проблем формирования социальной активности пожилых
людей и ее влияние на процесс адаптации пожилых людей
2.3. Социальный проект «Новая жизненная позиция» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Проблема демографического старения населения представляет собой новый социальный феномен, с которым общество столкнулось во второй половине XX в. Рост доли пожилых людей в составе населения серьезно влияет на экономические, политические, социальные и духовно-нравственные изменения. Старшее поколение России является значимым ресурсом экономического развития страны. Использование потенциала пожилых людей может составить определенную базу для дальнейшего развития общества, так как в экономике появятся дополнительные ресурсы, а у пожилых людей - право реализации своих возможностей.
Статус пожилых людей в современном обществе зависит от множества факторов: уровня образования, семейного положения, размера дохода, места жительства, места, занимаемого в социально-профессиональной структуре до выхода на пенсию и т.д.
Причинами снижения социальной активности пожилых людей в обществе являются: прекращение трудовой деятельности, сужение круга общения, ухудшение материального положения, отсутствие других источников доходов кроме пенсии, высокие расходы на оплату жилищно¬коммунальных услуг и медицинского обслуживания, низкая адаптация к новым жизненным условиям; большое количество неорганизованного свободного времени, ухудшение здоровья и ряд других причин [6].
В нашем обществе существует стереотип старости, когда старость рассматривается как немощность и, соответственно, бесполезность, это явление оказывает значительное влияние на самих пожилых людей, во многом определяя их активность и отношение к своей жизни на пенсии, к своим возможностям и способностям, правам и обязанностям.
На современном этапе необходимо формировать новый, позитивный имидж старости, определяющий пенсионеров как активную часть населения, в которой сосредоточена значительная доля невостребованного культурного и квалификационного потенциала.
Неукоснительным условием социальной активности индивида, является деятельность, порождаемая внутренними побуждениями, интересами, мотивами. Однако, помимо личного участия огромную роль при решении проблем людей пожилого возраста играет политика государства, которая должна строиться, учитывая все особенности работы с данной категорией населения. Чем дольше человек сохраняет активный образ жизни, тем лучше это сказывается на его состоянии. Довольно большое количество людей пожилого возраста занимаются активной волонтерской деятельностью, благотворительностью, благоустройством территории и т.д. Люди, не испытывающие проблем в адаптации, как правило, активно реализуют свой потенциал, развивают различные способности, тем самым повышается уровень удовлетворенности жизнью, что является одним из показателей качества жизни.
На фоне демографического старения России возрастает актуальность исследования социальной активности пожилых людей. Важное место занимает поиск путей формирования социальной активности пожилых людей в посттрудовой период.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В сфере внимания научного сообщества находятся аспекты адаптации и социальной активности людей пожилого возраста. Исследованию особенностей социально-психологической адаптации пожилых посвящено достаточно большое количество научных трудов отечественных и зарубежных авторов.
Место и роль людей пожилого возраста в современном российском обществе, а также влияние социально-демографических характеристик на участие пожилых людей в трудовой и общественной деятельности проанализированы в работах Н.Г. Большаковой, И.Н. Бондаренко, В.М. Васильчикова, Д.Г. Владимирова, С.В. Калашникова, Т.Г. Киселевой, Г.В. Морозова, А.В. Рубцова, В.А. Ядова, Р.С. Яцемирской [16].
М.Э. Елютина, Е.А. Здравомыслова, П.В. Романова впервые при изучении старости как целостного феномена применили «качественные методы» исследования. Качественный анализ позволяет глубже понять актуальные переживания пожилых людей, объяснить смысл их поступков на базе богатого, накопленного контекстом материала [17].
Факторы социального поведения и самочувствия пожилых людей в обществе, проблемы активизации их поведения исследовали Е.И. Данилова, Н.Ф. Дементьева, А.В. Дмитриев, Н.Г. Ковалева, Т.З. Козлова, А.В. Писарев, Ж.Т. Тощенко. Данные авторы подчеркивают тот факт, что популярный стереотип о пассивности старшего поколения, об их консерватизме не имеет за собой подтверждения в эмпирических данных. Прекращение профессиональной деятельности не должно исключать пожилых людей из активной общественной жизни [24].
М.Д. Александрова, Л.И. Анциферова, Л.В. Бороздина, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Н.П. Петрова, Н.Н. Сачук, в своих работах рассматривали факторы старения (прекращение трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптацию к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей пожилых людей.
Исследованием пожилых людей, как особой социальной группы занимались: А.Г. Вишневский, О.В Краснова В.Н. Келасьев, С.А. Лишаев, О.В. Синявская, В.Д. Шапиро, Н.В. Шахматов.
Проблематику здоровья населения старших возрастов, уровня заболеваемости, смертности и инвалидности этой категории населения, а также потребностей пожилых людей в различных видах помощи развивали М.Д. Александрова, В.Д. Альперович, В.В. Безруков, В.М. Васильчиков, Е.М. Данилова, А.Е. Иванова, Г.П. Котельникова, А.В. Мартыненко, Л.В. Панова, Э.Е. Чеканова и другие.
Большое внимание проблеме организации досуговой деятельности пожилых людей уделяли Л.С. Жаркова, Е.Л. Игнатьева, Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, Л.Д. Кудрявцев, Э.Л. Россет, Л.П. Якушев и другие.
Исследованием проблем пожилых людей занимались Г.Д. Бердышева, А.А. Богомольца, В.П. Войтенко, А.В. Нагорный, В.В. Никитина и другие.
Медико-биологические аспекты старения изучались И.Н. Давыдовским, Н.Ф. Дементьевой, В.В. Фролькисом, психическое здоровье пожилых изучали В.В. Ковалев, П.Г. Сметанников, Е.А. Щербина. Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внесли Б.Г. Ананьев и Л.К. Торстон.
Изучение места и роли пожилых людей в российском обществе, влияние социально-демографических характеристик на участие пожилых в общественной деятельности, динамика изменения статуса пожилого человека, являются объектом исследования в работах Н.Г. Большаковой, И.Н. Бондаренко, В.М. Васильчикова, Д.Г. Владимирова, С.В. Калашникова, Т.Г. Киселевой, Г.В. Морозова, А.В. Рубцова, 3.Х. Саралиевой, С.Г. Спасибенко, Р.С. Яцемирской и других.
Объект исследования: социальная активность пожилых людей как фактор социальной адаптации.
Предмет исследования: проблема формирования социальной активности пожилых людей в посттрудовой период.
Цель исследования: раскрыть особенности формирования социальной активности пожилых людей и выявить ее влияние на процесс социальной адаптации в посттрудовой период, а также разработать социальный проект, направленный на формирование социальной активности пожилых людей.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты социальной активности пожилых людей и изучить ее влияние на процесс адаптации в посттрудовой период;
- выявить основные проблемы формирования социальной активности пожилых людей;
- разработать проект «Новая жизненная позиция»», направленный на повышение социальной активности среди людей пожилого возраста.
Теоретико-методологическую основу составляет деятельностный подход к пониманию личности (Л.И. Божович), структурный функционализм в определении адаптации (Р. Мертон и Т. Парсонс), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас); теории деятельности, связанные с изучением влияния образа жизни на степень адаптации (Б.Ф. Ломов, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Методологическая база исследования социальной адаптации представлена классическими теориями: теория социального действия М. Вебера; социологическая теория Э. Дюркгейма; позитивистская теория О.Конта; структурный функционализм Р.Мертона и Т. Парсонса.
Важную роль в получении и формулировании основных положений работы сыграло изучение влияния социальной активности на процесс адаптации, представленное в концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности С.А. Беличева, Б.З. Вульфова, М.Г. Гурьянова, В.И. Загвязинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого.
Методы исследования. В выпускной квалификационной работе применялись общенаучные методы (системный и сравнительный анализ, синтез, описание, сравнение); теоретический анализ литературы (позволил проанализировать особенности проявления и формирования социальной активности пожилых людей), анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу по теме исследования), социологические методы исследования (анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение), графическая обработка и анализ эмпирических данных (IBM SPSS Statistics Base v22.0).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые акты органов власти Российской Федерации, определяющие принципы, нормы и направления поддержки в отношении лиц пожилого возраста, Указы Президента Российской Федерации, Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативно-правовые документы Белгородской области, постановления и распоряжения губернатора Белгородской области; данные Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, статистической и отчетной информации Управления социальной защиты населения Белгородской области и МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», вторичные социологические исследования.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы авторского социологического исследования «Влияние социальной активности на процесс адаптации пожилых людей в посттрудовой период», проведенного на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», (в ходе прохождения производственной практики в сентябре 2015 г. и преддипломной практики в апреле 2016 г.). Сбор информации осуществлялся посредством проведения глубинного интервью, наблюдения, массового и экспертного опроса, в котором принимали участие люди пожилого возраста и специалисты МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» и Управления социальной защиты населения по Белгородской области (n=60).
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в получении информации о влиянии социальной активности на процесс успешной адаптации людей пожилого возраста, а также в выявлении сущности, форм, этапов и компонентов социальной активности. На основе применения теоретико-практической значимости исследования можно разработать рекомендации, использование которых позволит повысить уровень социальной активности пожилых людей в посттрудовой период.
Материалы и выводы, сделанные в ходе исследования проблемы формирования социальной активности пожилых людей, могут быть использованы в процессе принятия решений по вопросам повышения успешной социальной адаптации пожилых людей. Результаты исследований, позволяют оценить особенности образа жизни пожилых людей, а также выявить степень их взаимодействия с учреждениями социальной помощи.
Практическая значимость работы обусловливается возможностью использования результатов исследования для совершенствования организационных форм, направленных на повышение социальной активности и адаптации пожилых людей на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», посредством внедрения проекта «Новая жизненная позиция».
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» в ходе прохождения производственной и преддипломной практик.
Основные положения и выводы исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях: Международный молодежный психолого-социальный конгресс для студентов, аспирантов и молодых ученых: материалы конгресса 16 -17 мая 2014 года; Experientia est optima magistra: Collected paperes of (14-15 апреля, Белгород);
Международная конференция: «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения» (24-25 апреля, Санкт-Петербург); IX Ковалевские чтения социология и социологическое образование в России (14-15 ноября 2014, Санкт-Петербург); Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы (5-7 июня 2014, Санкт-Петербург); Международная научно-практическая конференция «Современные направления теоретических и прикладных исследований»; X Ковалевские чтения «Россия в современном мире: взгляд социолога» (13-15 ноября, Санкт-Петербург); VII Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (26-27 ноября 2015, Белгород); Международная научно-практическая конференция «Технологии социальной работы с различными группами населения» (30 ноября-5 декабря 2015, Чита).
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В современном мире проблема низкой социальной активности людей в посттрудовой период, становится одной из проблем, которая все чаще и чаще обращает на себя внимание общественности и государства. Социальная активность - способ жизнедеятельности социального субъекта, то есть индивида, заключающийся в преднамеренной направленности его деятельности на изменение и улучшение социального мира, в соответствии с назревшими проблемами, потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении важных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Причинами снижения социальной активности среди пожилых людей являются изменение социального статуса, ухудшение материального положения, потеря прежних социальных контактов, проблемы со здоровьем, а также недостаточная разработка новых социально-психологических мер, направленных на формирование социальной активности пожилых людей.
Посттрудовой период - это период, в который происходят кардинальные изменения в жизни и от того, как проходит данный период зависит уровень социальной активности и как следствие, процесс социальной адаптации. Большинство людей при выходе на пенсию, становятся дисфункциональными и социально пассивными. Потеря прежнего социального статуса, сужение круга общения, материальная зависимость от других из-за потери постоянного дохода способствуют процессу дезадаптации. В результате люди оказываются в социальной изоляции. Одной из главных проблем пожилых людей является чувство одиночества, причиной которого является дегуманизация общества в тех или иных сферах. Необходимо изменить отношение общества к старости, превратить пожилого человека из объекта (клиента) социокультурного воздействия в его субъект.
Все эти негативные явления приводят к хронической неудовлетворенности основных потребностей, особенно в реализации своего потенциала, что приводит к формированию социальной пассивности среди людей пожилого возраста.
Отметим, что экономические и политические реформы в современной России направлены на создание благоприятных условий для полноценного развития человеческих возможностей, что должно приводить к повышению социальной активности, которая способствует динамичному развитию страны. Важно помочь человеку продолжать отдавать свои знания и опыт, предоставляя тем самым ощущение перспективы в жизни, надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек останется нужным.
Доказано, что чем более активный образ жизни ведет человек, тем дольше сохраняются его интеллектуальные способности. Жизненные успехи продлевают жизнь наравне с физической активностью, поэтому важным является создание условий благоприятных для формирования социальной активности пожилых людей в посттрудовой период средствами культуры, образования, общения в процессе ресоциализации.
Социально-психологическая поддержка близких помогает людям пожилого возраста справиться с множеством проблем в посттрудовой период, основными из которых является одиночество и невостребованность - нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Переход в разряд пожилых людей сопровождается ощущениями неполноценности, зависимости, уязвимости, которые способствуют возникновению, как апатии, так и агрессивной реакции, обусловленные крушением ценностных ориентиров и рядом других причин. Поэтому возникает необходимость развить у пожилых людей умение держать себя в хорошей психологической форме, быть стрессоустойчивым и бороться с социальной изоляцией.
На основе существующих сфер жизни общества, выделяют три вида социальной активности: трудовую (производственную), общественно-политическую и социальную активность в области духовной жизни.
Социально активная личность преобразует окружающую среду, способствует утверждению нового или выступает за сохранение традиций;
отражает, копирует, воспроизводит или, воспроизводя, искажает существующие проявления мира и мир в его целостности. Понятие социальной активности неразрывно связано с процессом социальной адаптации индивида. Низкая социальная активность впоследствии приводит к процессу дезадаптации. Высокий показатель социальной активности свидетельствует о прогрессивном социальном развитии личности. Основными критериями социального развития выступают:
внутрииндивидные данные; интериндивидные данные и социальные отношения. С выходом человека на пенсию, социальные отношения трансформируются, и для нормального функционирования и развития личности в изменившихся условиях, необходимо применять всевозможные меры по стимулированию социальной активности данной категории населения. Многие отечественные и зарубежные исследователи большое внимание уделяли изучению основных аспектов, влияющих на процесс адаптации пожилых людей в посттрудовой период, одним из самых эффективных факторов социальной адаптации, была выделена социальная активность личности.
Социальная активность - это технологический процесс, формирование которого включает в себя несколько этапов: I этап - целеустановочный, его суть состоит в осознании потребности самореализации и создании общей программы и направлений своей деятельности. II этап - мотивационно-тренинговый, на данном этапе осуществляется работа по формированию стимулирования мотивации участия пожилых людей общественно-полезной деятельности. III этап - непосредственно уже сама деятельность, которая направлена на решение существующих в обществе социальных противоречий.
Проблема формирования социальной активности у пожилых людей заключается в отсутствии стимулирования и одобрения их активности со стороны общества; развитии демотивации, которая связана с выходом на пенсию; переоценкой приоритетов и ценностей и потере прежнего социального статуса.
Эффективному развитию социальной активности среди людей, вышедших на пенсию, будет содействовать принятие их помощи и вовлечение в деятельность по разрешению социально значимых проблем. Осознание своей значимости и одобрения со стороны общества, способствует формированию адекватной самооценки и реализует потребность в социальном развитии. Возникновению и закреплению положительных эмоций относительно социально значимой деятельности способствует общий морально-психологический климат в коллективе. Поэтому создание объединений пожилых людей просто необходимо для формирования их социальной активности и успешного процесса адаптации в посттрудовой период.
Проведенное во время прохождения производственной и преддипломной практик социологическое исследование на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» показало, что проблема формирования социальной активности является актуальной в современном мире. Бороться с проблемами в одиночку пожилым людям сложно и им требуется помощь и поддержка со стороны.
В нашем регионе в решении проблем пожилых людей большую роль играет муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода». Основной целью центра является улучшение социального положения семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, жителей города, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также их психологического статуса. В рамках деятельности учреждения реализуется программа «Активное долголетие» и «Школа общественной активности». Сужение круга общения является неотъемлемым элементом посттрудового периода. Поэтому чем больше у человека друзей и знакомых, которые не связаны с его профессиональной деятельностью, тем успешнее для него будет проходить процесс адаптации в посттрудовой период. Как показало исследование, люди, у которых есть друзья, меньше испытывают чувство одиночества после выхода на пенсию. Уровень адаптации напрямую зависит от образа жизни человека и степени его активности. Так, люди, которые путешествуют, встречаются с друзьями, посещают театры, кино, выставки, ведут активный образ жизни - не чувствуют себя дезадаптированной личностью.
Среди механизмов, оказывающих влияние на формирование активной социальной позиции, респонденты отметили организацию коллективной досуговой деятельности, а также большую роль, по их мнению, играет «Школа общественной активности», которая напрямую направлена на формирование социальной активности пожилых людей.
Программы, реализуемые в Белгородской области, являются эффективным механизмом формирования социальной активности пожилых людей. В «Школе общественной активности», собран комплекс мер, направленных на повышение коммуникаций среди людей пожилого возраста, формирование и развитие социальной активности, организацию досуговой деятельности, раскрытие творческого потенциала, а также получение дополнительных знаний, что в общем итоге приводит к успешной социальной адаптации.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, в качестве рекомендаций по решению проблемы низкой социальной активности пожилых людей, был предложен проект, направленный на организацию досуговой деятельности пожилых людей в посттрудовой период «Новая жизненная позиция», который позволит решить социально-психологические проблемы людей пожилого возраста, и будет способствовать формированию социальной активности пенсионеров в городе Белгороде. Область реализации проекта может быть направлена как на городское население, так и на целый регион. Главным результатом реализации проекта будет развитие познавательных, мыслительных способностей пожилых людей; выявление и развитие творческого потенциала; социализация (развитие коммуникативных способностей); повышение уровня сплоченности среди участников игротеки; укрепление и развитие взаимодействия между поколениями, что в конечном итоге приведет к повышению социальной активности и облегчит процесс социальной адаптации.
В результате реализации проекта будет реализован индивидуальный подход к пожилым; разделены функции по организации игрового досуга; учтены все аспекты активности одиноко проживающего пожилого человека; создан на базе факультета клуб общения, игротека; будут развиваться психолого-педагогические методы работы с пожилыми, направленные на формирование позитивной жизненной позиции, актуализации собственных ресурсов индивида, активизации его жизнедеятельности; обучение пожилых методам само- и взаимопомощи для предотвращения социальной изоляции путем поддержания и развития социальных контактов.
Итак, в данной работе мы рассмотрели теоретические аспекты социальной активности пожилых людей, выявили ее влияние на процесс адаптации в посттрудовой период; раскрыли проблему формирования социальной активности пожилых людей. Разработали проект «Новая жизненная позиция», направленный на повышение социальной активности среди людей пожилого возраста. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель и задачи, поставленные нами, были достигнуты.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2011. - 39с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 нояб. 1994 г.: по состоянию на 23 дек. 2013 г.]. - СПб.: Литера: Стаун-кантри, 2014. - 94 с.
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». -http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156558/
4. О социальной защите инвалидов в Российской федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». - http:// www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_8559/
5. Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психофизиологической геронтологии [Текст] / М.Д. Александрова. - Новгород: Новгородский Центр социальных технологий, 2009. - 156с.
6. Андронова, И.А. Социальное партнерство в культурно-досуговой деятельности для пожилых людей // Социальная работа. - 2014. - № 1. - С. 29-30.
7. Баш, В.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в сельской местности // Социальная работа. - 2010. № 2. - С. 18.
8. Белоконь, О.В. Современные проблемы пожилых в России [Текст] // О.В. Белоконь. - СПб.: Эскулап, 2007. - № 17.
9. Бондаренко, И.Н. Доступ граждан пожилого возраста к социальным услугам: правовой, социально-экономический и нравственный аспекты // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 3. - С. 39-49.
10. Бондаренко, И.Н. Инновационные идеи в социальном обслуживании пожилых людей // Психология зрелости и старения. - 2013. - № 3. - С. 87¬125.
11. Бондаренко, И.В. Социальная сплоченность и забота об интересах пожилых людей. [Текст] // И. Бондаренко - Социальная работа. - 2008. - №1.
12. Гаврилова, Е.В Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст] // Е.В. Гаврилов - Социальное обслуживание. - 2008.- №1.
13. Глебова, Л.Н. Заботу государства - пожилым [Текст] // Л.Н. Глебова - Социальная работа. - 2008. - №2.
14. Горбушина, О.П. Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми // Журнал прикладной психологии. - 2012. - № 2. - С. 63¬68.
15. Дементьева, Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан [Текст] / Н.Ф. Дементьева. - М.: ЦИЭТИН, 2011. - 135с.
16. Дементьева, Н. Ф. Общение как одна из форм деятельности в пожилом возрасте [Текст] //Н.Ф. Дементьева - Психология зрелости и старения. - М.: ЦИЭТИН, 2012. - № 4. - С. 63-66.
17. Доброхлеб, В.И. Ни почета, ни денег //Социальная защита. М., 2009. №11.
18. Заплетина, Н.И. Социальный работник и пожилой клиент: проблемное поле конфликтов // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - № 2. - С. 43-47.
19. Здоровцова, М.А. Ценностные ориентации как фактор успешности социально-психологической адаптации пожилых людей // Психология зрелости и старения. - М. - 2015. - № 4. - С. 49-55.
20. Иванищев, А.В. О внедрении новых форм социального обслуживания пожилых и инвалидов // Социальная работа. - 2016. - № 3. - С. 37-41.
21. Кислова, Л.Н. Клубная работа в реабилитации пожилых людей // Социальная работа. - 2015. - № 4. - С. 21-23.
22. Ковалева, Н. Г. Образ жизни как фактор адаптации к жизни на пенсии // Н.Г. Ковалева - Психология зрелости и старения. - 2014. - № 2. - С. 34-53.
23. Ковалева, Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // СОЦИС : Социологические исследования. - 2011. - № 7. - С. 73-79.
24. Комли, М.В. Зрелый возраст как стадия развития // Социальная работа. - 2013. - № 4. - С. 53-55.
25. Корнилова, М.В. Способы профилактики и преодоления социальных рисков: возможности регуляции и проблемы управления // Четвертые Ковалевские чтения/Материалы научно-практической конференции 12-13 ноября 2009 года / Отв. редактор: Ю.В Асочаков. - СПб: СПбГУ, 2009. - С. 456-458.
26. Кравченко, А.И. Социальная работа [Текст] / А.И. Кравченко - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.
27. Козлов, А.А. Социальная геронтология [Текст]: учебное пособие / А.А. Козлов. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 335с.
28. Лазуткина, Е. В. Социальная интеграция пожилых // Стратегия России. - 2010. - № 4. - С. 75-80.
29. Ларионова, Т.Н. Социальное обслуживание пожилых - дело творческое // Социальное обеспечение. - 2009. - № 9. - С. 23-25.
30. Лежнина, Ю.П. Российские пенсионеры: уровень жизни, здоровье, занятость // Россия реформирующаяся. Ежегодник / М.К. Горшков. - М.: Институт социологии РАН, 2008. № 7.- 195с.
31. Максимова, С.Г. Старость: социальное отчуждение или социальное принятие? // Вестник Московского университета. Социология и политология. - 2012. - № 4. - С. 179- 193.
32. Марченко, И.К. Сочетание различных методик социокультурной реабилитации пожилых людей и инвалидов // Социальная работа. - 2014. - № 1. - С. 43-45.
33. Минигалиева, М.Р. Проблемы и ресурсы пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - № 3. - С. 8-14.
34. Москвичева, Л.Н. Старшее поколение: проблема адаптации // Вестник Московского университета. Социология и политология. - 2015. - № 1. - С. 171-181.
35. Натахина, В.В. Конструкция социального обслуживания пожилых людей на основе их потребностей // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 2. - С. 60-64.
36. Невлева, И.М. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие. - Белгород: Кооперативное образование, 2015.
37. Огибалов, Н.В. Работа с пожилыми людьми // Социальная работа. - 2013. - № 2. - С. 38-40.
38. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: Учебное пособие / П.Д. Павленок - М.: ИНФРА - М, 2009.
39. Парахонская, Г.А. Образование как фактор адаптации граждан к пенсионному возрасту // Психология зрелости и старения. - 2009. - № 1. - С. 81-88.
40. Роик, В.Д. Адаптация людей к жизнедеятельности в пожилом возрасте // Человек и труд. - 206. - № 2. - С. 46-49.
41. Роик, В.Д. Старение населения и необходимость формирования новой парадигмы жизнедеятельности в пожилом возрасте // Уровень жизни населения регионов России. - 2015. - № 8. - С. 62-72.
42. Романова, Н.П. Социальный статус одиноких женщин в посттрудовом возрасте // Регионология. - 2012. - № 2. - С. 230-240.
43. Рытенкова О.М. Организация медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого возраста // Социальная работа. - 2014. - № 1. - С. 18-19.
44. Салиева, Г.П. Педагогические основы социальной работы с пожилыми людьми // Социальная работа. - 2009. - № 1. - С. 27-30.
45. Светличная, Т.Г. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости // Экология человека. - 2015. - № 11. - С. 37-41.
46. Светова, И.Н. Социальная адаптация пожилых людей как теоретическая проблема // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 2. - С. 32-35.
47. Синдеева, Г.В. Клуб пожилых людей «Воспоминание» // Работник социальной службы. - 2014. - № 4. - С. 34-52.
48. Соколинская, Е.В. Гендерные аспекты качества жизни у лиц пожилого и старческого возраста // Психология зрелости и старения. - 2010. - № 1. - С. 94-108.
49. Соколова, А. В. Пожилая неработающая женщина как объект социальной работы // Вестник. - 2005. - № 4. - С. 26-34.
50. Социальная работа с пожилыми. - Институт социальной работы. - М., 1995. - 334с.
51. Стефанишин, С.С. Реорганизация системы управления социальным обслуживанием пожилых людей и инвалидов // Социальная работа. - 2011. - № 1. - С. 22-23.
52. Тащева, А.И. Эмпирическое исследование возрастной динамики смысложизненных представлений от юности к пожилому возрасту // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 2. - С. 84-109.
53. Топчий, Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей: новые шаги к инновационным технологиям и созданию благоприятной обстановки // Работник социальной службы. - 2012. - № 1. - С. 49-57.
54. Трещукова, Н.И. «Память взывает к добру» // Социальное обслуживание. - 2009. - № 3. - С. 11-13.
55. Усков, М.П. Некоторые вопросы развития учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. - № 3. - С. 57-62.
56. Холостова, Е. И. Социальная геронтология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социал. работа» / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 295 с.
57. Холостова, Е.И. Пожилой человек в обществе [Текст] М.: Социально-технологический институт, 1999.-320с.
58. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы [Текст]: Учебник / Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 400с.
59. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст]: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 296с.
60. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация [Текст]: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 340с.
61. Христенко, О. В. Изменение ценностных ориентаций людей пожилого возраста в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2015. - № 2. - С. 70-72.
62. Хухлина, В.В. Люди пожилого возраста и принятие решений // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 3. - С. 73-80.
63. Чеснокова, М.А. Арт-технологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста // Отечественный журнал социальной работы. - 2010. - № 1. - С. 67-69.
64. Шабанов, В.П. Развитие социального обслуживания пожилых людей - одно из ключевых направлений социальной работы // Социальная работа. - 2013. - № 1. - С. 6-9.
65. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение: счастливое и беззаботное [Текст] / Н.Ф. Шахматов. - М.: «Медицина», 2008. - 303с.
66. Шендрик, И.Н. Адаптация наоборот: как подготовить работника к выходу на пенсию // Кадровое дело. - 2010. - № 9. - С. 68-75.
67. Щавель, С.С. Социализация и социальная защита пенсионеров // Общество и экономика. - 1999. - №1. - С. 153-168.
68. Щукина, Н.П. Роль института взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 4. - С. 13-22.
69. Якимаха, Л.И. Роль семьи в жизни пожилых людей // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 2. - С. 110-116.
70. Ярмонова, Е.В. Социологический мониторинг «Социальное самочувствие граждан пенсионного возраста» // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. - № 3. - С. 48-51.
71. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология [Текст]: учебное пособие / Р.С. Яцемирская. - М.: Гуманист, 2011. - 224с.