Введение 5
РАЗДЕЛ I. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 22
ГЛАВА I. Методологический аспект исследования профессионального педагогического мышления 22
1.1. Психологические основы исследования педагогического мышления.. 22
1.2. Деятельностный подход в исследовании профессионального педагогического мышления 41
1.3. Системный подход в исследовании профессионального педагогического мышления 54
1.4. Ситуационный подход в исследовании профессионального педагогического мышления 61
1.5. Выводы по 1 главе 69
ГЛАВА II. Основные направления теоретического и экспериментального исследования педагогического мышления 72
2.1. Общая характеристика профессионального мышления 72
2.2. Сущность понятия "Педагогическое мышление" 75
2.3. Функции профессионального педагогического мышления 83
2.4. Проблемность как единица анализа педагогического мышления 90
2.5. Анализ педагогической проблемности и средств её разрешения 101
2.6. Выводы по 2 главе 111
РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
УЧИТЕЛЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЮ 115
ГЛАВА III. Исследование процесса решения педагогической проблемной
ситуации как способ изучения профессионального мышления учителя 115
3.1. Психологический анализ методов исследования педагогического
мышления 115,
3
3.2. Исследование процесса решения педагогической проблемной
Л
ситуации как способ изучения профессионального мышления учителя 126
3.3. Ситуационный анализ педагогических ошибок как способ исследования профессионального мышления учителя 140
3.4. Выводы по 3 главе 153
ГЛАВА IV. Исследование педагогического мышления в рамках
-ф концепции системогенеза деятельности 156
4.1. Исследование мотивационной сферы учителей с разным уровнем решения педагогической проблемной ситуации 157
4.2. Исследование целеполагания в процессе решения педагогической проблемной ситуации 166
4.3. Исследование программы деятельности учителей 169
4.4. Исследование информационной основы педагогической деятельности 174
«г 4.5. Исследование процесса принятия педагогического решения 177
4.6. Исследование педагогического мышления как профессионально важного качества учителя 179
4.7. Выводы по 4 главе 186
ГЛАВА V. Психологический анализ компонентов профессионального педагогического мышления 190
5.1. Эмпирическое исследование процесса оценивания как компонента
%
педагогического мышления 190
5.2. Описание экспериментальной методики исследования процесса решения педагогической ситуации 219
5.3. Выводы по 5 главе 233
#<
ГЛАВА VI. Использование схемы анализа процесса решения педагогической ситуации в исследовании профессионального мышления
учителя 234
6.1. Сравнение особенностей мышления испытуемых с различным уровнем успешности решения педагогических ситуаций 234
6.2. Индивидуальные приемы профессионального решения педагогической проблемной ситуации 260
6.3. Выводы по 6 главе 279
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ 283
ГЛАВА VII. Теоретический анализ подходов к формированию
профессионального педагогического мышления 283
7.1. Анализ подходов к формированию педагогического мышления 283
7.2. Психологические основы формирования педагогического мышления 291
7.3. Экспериментальное обучение оптимальному способу решения педагогической проблемной ситуации 299
7.4. Выводы по 7 главе 324
ГЛАВА VIII. Психологические основы концепции профессионального
педагогического мышления 327
8.1. Критерии профессионализации педагогического мышления 327
8.2. Типы профессионального педагогического мышления 347
8.3. Характеристика профессионального педагогического мышления 363
8.4. Выводы по 8 главе 370
Заключение 372
Выводы 374
Литература 377
Приложения 415
Актуальность проблемы. Одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является профессионализация, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению профессиональным развитием специалистов, особенно к формированию их профессионального мышления.
Имея деятельностное происхождение, психология профессионального мышления педагога все более нуждается в ситуационном понимании процесса решения возникающих проблем, поскольку профессиональная деятельность преподавателя осуществляется в условиях динамичных, неожиданных, неоднозначных и полифункциональных ситуаций. Познание и действие в таких ситуациях имеет для него различную степень значимости и проблемности. Ситуационизм как новая парадигма заостряет вопрос о назревшей в науке необходимости начать серьезные многомерные исследования ситуационных моделей, детерминирующих успешность профессиональных решений (В.Н.Дружинин Ю.Н.Емельянов, А.В.Карпов, Б.И.Хасан, D.Magnusson, W.Mischel). Актуальность этой проблемы определяется причинами как теоретического, так и практического плана.
В научном отношении необходимость обращения к данной проблеме обусловлена отсутствием устоявшейся системы взглядов на понимание закономерностей становления и функционирования профессионального мышления учителя; потребностью в обобщении и систематизации многочисленных, порой противоречивых, фактов; необходимостью дальнейшего развития теории педагогического мышления.
Методологические основы исследования педагогического мышления заложены в трудах С.JI.Рубинштейна, А.В.Брупшинского, В.Д.Шадрикова,
А.М.Матюшкина, Ю.Н.Кулюткина, В А. С л астенина, которые показали роль и
6
место мышления учителя в структуре педагогической деятельности, определили его влияние на личность педагога. Линия теоретического анализа мышления учителя развивается в трудах Д.Н.Завалишиной, Л.М.Митиной,
А.К.Марковой, Э. Д. Телегиной, Б.А.Сосновского, А.Б.Орлова, И.А.Шадриковой, Е.К.Осиповой.
Проблема исследования профессионального мышления учителя является одной из фундаментальных в педагогической психологии. Её значимость обусловлена ролью педагогического мышления в организации деятельности учителя, его профессионального поведения и общения. Познание закономерностей и механизмов мыслительной деятельности учителя является необходимым условием разработки как общих теоретических проблем психологии. так и решения основных её прикладных проблем. Однако уровень разработанности данной проблемы не соответствует её значимости, чем обусловлена необходимость и актуальность её дальнейшего исследования.
Степень разработанности проблемы. Традиционно высокий уровень фундаментальных работ в отечественной психологии обеспечивает возможность исследования проблемы мышления в педагогической психологии. К настоящему времени достаточно хорошо изучены феноменология педагогического мышления, зависимость его от возрастных, индивидуальных и других особенностей субъекта педагогической деятельности (Д.В.Вилькеев, А.А.Орлов, Е.К.Осипова, К.М.Романов и др.). Для большинства же работ свойственно акцентирование внимания на специфических особенностях мышления и определенный отрыв от характерной для отечественной психологии деятельностной методологии. Особенно ярко это проявляется в рамках такого подхода, в котором педагогическая деятельность отождествляется только лишь с преподаванием, обучением. “Объясняющие” концепции заняты поиском истоков
7
профессионального мышления учителя. Правомерно предположить, что плодотворное исследование профессионального мышления педагога вряд ли возможно вне контекста существующих в психологической науке подходов (С.JI.Рубинштейн, JI.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков и др.). Столь же необоснованна и другая крайняя позиция, отрицающая предметно- методические компоненты педагогического мышления и отождествляющая его с выполнением коммуникативных функций в работе учителя.
Следствием такого состояния дел является недостаточное уделение внимания целостному анализу процесса профессионализации педагогического мышления. Нечетко определены критерии профессионализации педагогического мышления. Недостаточно исследованы закономерности формирования базовых компонентов педагогического мышления, их динамика в ходе профессионализации. Не в полной мере в психологии исследованы особенности взаимодействия профессиональных и личностных составляющих педагогического мышлени. Отсутствие теоретических обобщающих исследований в области мышления учителя в контексте решения педагогических ситуаций в значительной мере обусловило выбор темы, формулировку цели и задач данного исследования.
Целью исследования является создание и экспериментально¬теоретическое обоснование психологической концепции педагогического мышления на основе комплексного исследования особенных и единичных характеристик профессионального мышления учителя.
Объектом исследования является процесс педагогического мышления во всем многообразии его сторон, на различных этапах профессионализации и в единстве промежуточных и конечных результатов.
Предметом исследования являются психологические механизмы, факторы и явления, которые влияют на данный процесс, обеспечивают его осуществление, составляют его содержание и являются его результатом.
8
Общая цель в соответствии с предметом исследования конкретизируется в следующей группе задач:
1. Провести теоретический анализ основных подходов к исследованию проблем педагогического мышления в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить психологическое содержание и основные направления теоретического анализа структуры педагогического мышления. Экспериментально установить особенные и единичные характеристики профессионального мышления учителя.
3. Выделить единицы анализа педагогического мышления с учетом новообразований в мышлении учителя в ходе профессионализации. Разработать критерии анализа уровней обнаружения педагогической проблемности.
4. Разработать схему психологического анализа процесса решения педагогической ситуации и создать на её основе экспериментальные методики. Определить стратегии педагогических решений, выражающихся в совокупности умственных действий. Раскрыть психологические механизмы и закономерности обнаружения и разрешения педагогической проблемности.
5. Создать психодиагностические процедуры исследования компонентов педагогического мышления. Определить содержание критериев, характеризующих уровни профессионализации педагогического мышления.
6. Установить характеристики оценивания как компонента педагогического мышления. Экспериментально исследовать особенности уровневых характеристик педагогического мышления в процессе оценивания.
7. Вычленить типы профессионального педагогического мышления. Выявить факторы профессионализации педагогического мышления.
8. Разработать теоретические основы и методы формирования профессионального мышления учителя. На основе обобщения результатов
9
теоретического исследования и экспериментального опыта разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию педагогического мышления.
1. В результате экспериментально-теоретического анализа обосновано рассмотрение мышления учителя как процесса обнаружения и разрешения педагогической проблемности в ходе профессиональной деятельности. Установлены особенные и единичные психологические характеристики профессионального мышления, функционирующего в структуре педагогической деятельности. С позиции особенного выделены типичные деятельностные, профессиональные качества, характеризующие педагогическое мышление.
2. Теоретически обосновано выделение в качестве единицы анализа профессионального мышления учителя педагогической проблемности, поскольку она несет в себе наиболее существенные свойства и функции профессионального педагогического мышления. Одновременно она же является и исходной основой актуализации профессионального мышления педагога. Выделенная единица анализа позволяет исследовать педагогическое мышление
> с учетом особенностей преобразования мышления учителя в ходе
профессионализации.
3. Установлено возникновение проблемности на разных этапах разрешения объективной педагогической ситуации. Применение разработанной экспериментальной методики способствовало выявлению психологических особенностей профессионального мышления педагога и связанной с ними различной степени успешности решения педагогической проблемной ситуации. Специфика педагогической проблемности обусловлена избирательностью мышления преподавателя и заключается в проявлении чувствительности прежде всего к основным и главным противоречиям учебно-воспитательного процесса. Исследованы ситуативный и надситуативный типы профессионального педагогического мышления.
4. В соответствии с содержанием ведущих форм профессионализации учителей проанализированы общие подходы, выделены и теоретически
375
обоснованы критерии сформированности педагогического мышления: профессиональная зрелость, профессиональная продуктивность, профессиональная результативность, профессиональная эффективность. Учет данных критериев позволяет исследовать новые интеллектуальные новообразования в виде открываемых учителем способов разрешения педагогической проблемности.
5. Установлено, что психологическое содержание профессионального мышления учителя заключается в структурно-уровневой самоорганизации процесса поиска, обнаружения и разрешения проблемности; актуализации профессионально ориентированных компонентов педагогического мышления, обеспечивающих реализацию профессиональной активности в соответствии с содержанием и требованиями образовательного процесса. Теоретически обосновано создание психодиагностических процедур, необходимых для исследования уровневых характеристик педагогического мышления.
6. Выделение надситуативного и ситуативного уровней обнаружения педагогической проблемности в ситуации оценивания позволяет установить особенности понимания различных сторон образовательного процесса. Экспериментально установлена взаимосвязь между профессиональными установками учителя по отношению к ученику, уровнем обнаружения проблемности и уровнем педагогического мышления в ситуации оценивания.
7. Выявлено, что педагогическое мышление в ситуации оценивания также осуществляется на двух уровнях: ситуативном и надситуативном. Эти уровни определяют отличия в исследовании объекта оценивания, в импликации и экспликации, в аргументации оценочного суждения, в принятии педагогического решения и изменениях, вносимых в объект оценивания.
8. Разработка и реализация программы обучения психологическим основам решения педагогических ситуаций позволила получать статистически значимые данные, подтверждающие эффективность проведенных учебных занятий с педагогами - слушателями курсов повышения квалификации.
1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума. М.: 1986. С. 154 - 172.
2. Аганисьян В.М. Развитие творческого мышления студентов-педагогов // Вопросы психологии, 1982, № 6. С. 97 - 100.
3. Акимова А.П. Формирование у студентов умения определять и решать педагогические задачи в воспитательной работе // Обучение студентов основам педагогического мастерства. Иваново, ИГПИ. 1971. С. 59 - 64.
4. Алексашина И.Ю. От учебной педагогической задачи к педагогической игре // Активные методы обучения студентов вузов. Л.: Ленингр. лесотехн. акад., 1985. С. 11 -16.
5. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб.: Печатный двор, 1993. 325 с.
6. Ананьев Б.Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристика обучаемости (к постановке вопроса) // Советская педагогика, 1969, №10. С. 48-57.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977. 380 с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.П. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
9. Андронова Т.Д. Педагогический анализ как форма развития и проявления профессионального мышления будущих учителей // Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1984. С.77 - 83.
Ю.Анисимов О.С., Артыков Д.Р., Артыкова Д.К., Рахимов С.Р. Проблемы исследования педагогического мышления. М. : МТИПП, 1987.
11. Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестник высшей школы, 1987, № 9.
378
12. Анисимов О.С. Психологические особенности педагогического мышления в системе высшего образования // Вопросы психологии, 1987. № 6.
13. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. N 1.
14. Арутюнов Ю.С. Методика разработки конкретных ситуаций. М.: ИПКИР, 1980.
15. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии, 1984, № 1, с. 51 - 57.
16. Балл Г.А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии, 1990. № 6. С. 25 - 34.
17. Барвис Дж.: Перри Дж. Ситуации и установки // Философия, логика, язык: Общ. ред. Д.П.Горского и В.В.Петрова. М.: Прогресс, 1987. С.264 - 292.
18. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1986. 80 с.
19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: 1979.
20. Бапшнова С.Н. Разработка методики диагностики сформированности профессионального мышления у учащихся педагогических училищ - будущих воспитателей. Автореф. дис. ... канд. психол. н. Казань, 1998. 21 с.
21. Баширова В.Ф. Развитие творческого педагогического мышления - необходимое условие совершенствования профессиональной подготовки современного руководителя школы // совершенствование профессиональных знаний педагогических кадров. Ч. 2.Л.: 1978.С.75-78.
22. Бейгулова Н.И. Личностные и социально-культурные особенности морального “Я” студентов: Дис. ... кан. психол. наук. Л.: 1990. 167 с.
23. Бердяев Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990.318 с.
24. Битинас Б. Структура процесса воспитания. Каунас: Швиеса, 1984. 79 с.
379
25. Блауберг И.В.: Садовский В.Н.: Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии, 1978. № 8. С. 39-52.
26. Болтунов В.М. Эффективность обучения (Методологический анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. 192 с.
27. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии, 1971. № 1. С. 144-146.
28. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. 176 с.
29. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика, 1992. № 5-6. С. 65-70
30. Божко Н.М., Бегали Л.Н.: Мицкевич Н.И. Анализ педагогических ситуаций // Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981. С. 68-75.
31. Болотова JI.H., КашаповМ.М. О проблеме повышения профессиональной компетентности воспитателя // Актуальные проблемы гуманитарных,
► естественных и технических наук. Психология. Ярославль, 1996. С. 66-67.
32. Бондаревский В.М. Воспитание у студентов творческого мышления // Советская педагогика, 1975, № 6, с. 98 - 105.
33. Бондаренко А.А. Проблемные ситуации в педагогическом общении // Психология общения. Минск, Народная асвета, 1984, вып. IY. С. 94 - 100.
34. Боно Эдвард Ле. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении // Пер. с англ. М.: 1976.
35. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика. 1989. № 8.
36. Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1990. С. 27-31.
37. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: 1977.64 с.
380
38. Бронзова И.А. Подготовка учителя к принятию решений в непредвиденных ситуациях урока // Психологические проблемы самообразования учителя М.: Изд-во АПН СССР, 1986. с. 52 - 58.
39. Брунер Дж. Психология познания. М.: 1977. 412 с.
40. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления //Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. С. 5-49.
41. Брушлинский А.В., Воловикова М.И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: 1983. С. 84-96.
42. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "Модэк", 1996. 392 с.
43. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1993. 96 с.
44. Буш Т.Я. Диалектика и творчество. Рига, АВОТС. 1985.
45. Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995. 180 с.
-/б.Веденов А.В. Роль внутренних противоречий и способов их преодоления в развитии личности // Вопросы психологии, 1959. № 1.
47. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990, № 4.
48. Вербицкий А.А., Кашапов М.М. и др. Учебный процесс в вузе: процессы и решения // Выпуск II. Активные методы обучения. М.: 1986. 33с.
49. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
50. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учеником на уроке // Вопросы психологии, 1986. № 3. С. 71-77.
381
51. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М..Прогресс, 1987. 336с.
52. Ветрова Н.И. Педагогическая задача как средство диагностики профессионально значимых качеств личности педагога // Психологические проблемы самообразования учителя. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. С. 28 -33.
53. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов: Уч. пособие. Казань, 1992. 108 с.
54. Вишнякова Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Дис. ... докт. психол. наук. М., 1996. 390 с.
55. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых /Под ред. Е.И.Степановой. JL: 1974. 89 с.
56. Воловикова М.И. К проблеме общения испытуемого и экспериментатора в ходе психологических опытов по изучению мышления // Новые исследования в психологии, 1979. № 2. С. 12-18.
57. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. 175 с.
58. Горохова Н.Э. Личностный подход в процессе активного обучения школьников иностранному языку: Автореф. дис. ... канд. психол. н. С.-Пб,
1998. 22 с.
59. Готт B.C. О формировании нового типа педагогического мышления // Философские науки. 1985, № 3. С. 38 - 42.
60. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. ... докт. психол.н. С-Пб.: 1995. 36 с.
61. Гусева Т.И. Теоретические вопросы формирования профессионально - педагогического мышления студентов. Саратов, 1984.
62. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989, С. 64-89.
63. Данильченко М.Г. П.П.Блонский о школе и учителе. М.: Знание, 1979. 96с.
64. ДеБоно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 320 с.
65. Дёрнер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997. 243 с.
382
66. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 326 с.
67. Доблаев Л.П. К вопросу о практическом педагогическом мышлении // Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1984. С. 50 - 52.