Введение 3
Глава 1 Сущность и значение службы маркетинга на предприятии 6
1.1 Сущность маркетинга и маркетинговых служб 6
1.2 Место службы маркетинга в системе управления предприятием 16
1.3 Создание и развитие службы маркетинга 20
Глава 2 Совершенствование деятельности маркетинговой службы ЗАО «КФ «Славянка» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприя-тия 27
2.2 Анализ рынка и маркетинговой деятельности предприятия 30
2.3. Предложения по совершенствованию деятельности маркетинговой службы
предприятия 47
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 63
Актуальность темы исследования заключается в том, что одним из уникальных условий обеспечения успешного функционирования и получения при¬были становится функция маркетинга.
В условиях рыночной экономики физические и юридические лица самостоятельно принимают решения относительно товаров и услуг, которые они хотели бы приобрести либо продать для удовлетворения своих нужд. Производственный сектор реагирует на эти потребности путем выпуска необходимых продуктов и услуг по приемлемым ценам. Потребитель является доминирующей силой, определяющей ответы на ключевые вопросы, возникающие перед любой экономической системой: как производить, сколько производить и для кого про¬изводить.
Деятельность любого предприятия охватывает практически все вопросы его взаимодействия с рынком. Поэтому в настоящее время организации- участники отечественных и зарубежных рынков вынуждены использовать весь комплекс маркетинговых инструментов для успешного товародвижения и осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Вместе с тем практика показывает, что на многих предприятиях и во многих организациях отсутствует четкое понимание сущности маркетинговой деятельности, маркетинговые подразделения выполняют в основном сбытовые функции, недостаточно внимания уделяется таким направлениям деятельности, как например, анализ рынка, разработка политики товародвижения, стратегическое маркетинговое планирование. Более того, на многих предприятиях вообще отсутствуют подразделения, специализирующиеся преимущественно на выполнении маркетинговых функций, что еще раз подчеркивает актуальность выбран¬ной темы.
Объектом исследования является промышленное предприятие Закрытое акционерное общество «Кондитерская фабрика «Славянка» (ЗАО «КФ «Славянка»).
Предметом исследования является деятельность маркетинговой службы ЗАО «КФ Славянка».
Цель исследования - разработать предложения по совершенствованию деятельности маркетинговой службы ЗАО «КФ Славянка».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих за-дач:
- раскрыть сущность маркетинга и маркетинговых служб;
- определить место службы маркетинга в системе управления предприятием;
- охарактеризовать создание и развитие службы маркетинга;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ЗАО «КФ «Славянка»;
- проанализировать состояние маркетинговой деятельности на предприятии;
- разработать предложения по совершенствованию деятельности маркетинговой службы ЗАО «КФ «Славянка».
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых. Значительный вклад в исследование вопросов маркетинга среди отечественных ученых внесли Г. Багиев, Д. Баркон, А. Гальцов, Е.П. Голубков, Б. Замятин, В. Маркова, Е.В. Попов, В.Е. Хруцкий и др [ 11, 23, 53]. Среди зарубежных ученых, занимавшихся разработкой концеп¬туальных основ маркетинга, можно отметить Дж. Эванса, Ф. Котлера, Б. Берма¬на, Г. Болта, М. Брука, X. Вайса, А. Вайтмана, X. Гарднера, X. Гренросса, В. Диллона, Ж. Ламблена и др. Вопросов развития маркетинговых служб коснулись в своих трудах А.Н. Асаул, Е.К. Ивакин, А.Н. Романов, В.Н. Стаханов, И.С. Сте¬панов, В.И. Коробко, В.Я. Шайтанов, и др. [10, 44, 32].
Эмпирическая база исследования представлена законодательными и нормативно-правовыми актами, а также официальными документами исследуемой организации: Устав предприятия, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах предприятия.
Методы исследования: системный метод, метод сегментации рынка (при выявлении целевых групп потребителей продукции), графические приёмы (при иллюстрации aнaлитичеcкой информaции).
Практическая значимость. Применимость полученных результатов зaключaетcя в том, что рaзрaботaнные предложения могут быть непоcредcтвенно иcпользовaны при плaнировaнии, оргaнизaции и реaлизaции решений в облacти мaркетинговой деятельности ЗАО «КФ «Славянка».
Апробация работы проводилась в виде публикации двух статей в научном сборнике, а также путем ознакомления менеджмента исследуемой организации с полученными в работе выводами и рекомендациями [40].
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В данной работе были рассмотрены основные моменты, касающиеся организации службы маркетинга. В ходе работы были доказаны важность и особое значение службы маркетинга в деятельности фирмы, ее тесная взаимосвязь с другими отделами, а также необходимость контроля над ней. Несмотря на то, что существуют различные пути повышения эффективности фирмы, можно сказать, что в современной ситуации на рынке без службы маркетинга нельзя обойтись на крупном, развивающемся, нацеленном на высокие результаты предприятии. Именно специалисты маркетинговой службы помогают предприятию повысить эффективность функционирования каждого из составляющих его отделов, а значит, прибыльность фирмы.
Служба маркетинга в рыночных условиях - это то важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с производственной, финансовой, сбытовой, технологической, кадровой и другой деятельностью создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли. Поэтому служба маркетинга создается в компании, прежде всего, для обеспечения гибкого приспособления фирмы к из¬меняющейся рыночной ситуации и требованиям потребителей на рынке. Это позволяет поднять интересы рынка над интересами отдельных видов деятельности предприятия и дает возможность обеспечить эффективную деятельность в целом.
На протяжении всего времени КФ «Славянка» остается одним из ведущих предприятий отрасли. Опираясь на опыт предыдущих лет, на фабрике выстроена четкая и отлаженная схема работы с покупателями, согласно которой персонал оперативно реагирует на сложившуюся ситуацию в кондитерском рынке и учитывает все пожелания и предложения
Вектором развития ЗАО «КФ «Славянка» должна стать маркетинговая стратегия «Фокус на лидерство» на рынке. Стратегия ЗАО «КФ «Славянка» направлена на развитие позиций на рынке за счет инновации, что обеспечивается выполнением целей по удержанию доли в сегменте традиционных товаров, лидерство на сегментах дополнительных товаров на рынке, повышением гибкости ценовой политики и продвижения.
По сути, развитие ЗАО «КФ «Славянка» в рамках основных стратегических направлений будет заключаться в предложении на рынке новых ценностей, как для клиентов, так и для себя. И к тому же будет не только выделяться на фоне конкурентов, но и одновременно сможет снизить издержки, что в условиях «кризиса» является не маловажным фактором дальнейшего развития ЗАО «КФ «Славянка». Собственно, в этом и заключается смысл предлагаемой маркетинговой стратегии развития ЗАО «КФ «Славянка».
Основными элементами маркетинговой стратегии «Фокус на лидерство» ЗАО «КФ «Славянка» являются следующие:
- продуктовый элемент;
- ценовой элемент;
- элемент продвижения.
В ходе проделанной работы была раскрыта сущность маркетинга и маркетинговых служб, определено место службы маркетинга в системе управления предприятием, охарактеризовано создание и развитие службы маркетинга, дана организационно-экономическая характеристика ЗАО «КФ «Славянка», проанализировано состояние маркетинговой деятельности предприятия, а также разработаны предложения по совершенствованию деятельности маркетинговой службы ЗАО «КФ «Славянка».
Подводя итог актуальности данной темы, следует отметить, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Это процесс, в хо¬де которого анализируются, планируются, претворяются в жизнь и контролируются мероприятия, рассчитанные на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации.
1. Российская Федерация. Законы. О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 г. (ред. от 08.03.2015) № 38-ФЗ //http://www.garant.ru/
2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом / Ю.П. Анис-кин. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 160 с.
3. Аристов Д.В. Конкуренция и конкурентоспособность / Д.В. Аристов. - М.: Финпресс, 2011. - 154 с.
4. Армстронг Г. Введение в маркетинг / Г. Армстронг. - М.: Вильяме, 2014. - 220 с.
5. Багиев Г.Л. Маркетинг / Г.Л.Багиев. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2010. - 410 с.
6. Багиев Г.Л. Организация предпринимательской деятельности / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. - СПб.: ГУЭФ, 2011. - 231 с.
7. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование / В.А. Ба-ринов. - М.: КНОРУС, 2013.- 230 с.
8. Баканов Г.Б. Управление маркетингом [Электронный ресурс]. - режим до-ступа: http://www.aup.ru/books/m168/1 1 .htm, свободный (12.10.2015).
9. Блинов А.О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А.О. Блинов // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. - №4. - 121 с.
10. Виханский О.С. Менеджмент / О.С.Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гарда- рика, 2003. - 670с.
11. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С.Виханский. -М.: Эконо¬миста, 2004. - 430 с.
12. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований / Е.Б.Галицкий. - М.: ИФ «Общественное мнение», 2012. - 396 с.
13. Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М.: ИНИТИ-ДАНА, 2013.
- 511 с.
14. Гительман Л. Преобразующий менеджмент / Л. Гительман. - М.: Дело,
2015. - 496с.
15. Голубков Е.П. Сегментация и позиционирование / Е.П.Голубков // Марке¬тинг в России и за рубежом. - 2014. - № 4. - С. 124-137.
16. Годин А.М. Маркетинг / А.М.Годин. - М.: Издательско-торговая корпора¬ция «Дашко и Ко», 2014. - 470 с.
17. Голубков Е.П. Основы маркетинга / Е.П.Голубков. - М.: Изд-во «Фин- пресс», 2012. - 510 с.
18. Голубков Е.П. Что такое маркетинговая политика / Е.П.Голубков // Марке¬тинг в России и за рубежом. - 2011. - №6. - С. 34-39.
19. Голубков Е.П. Еще раз к вопросу о некоторых основополагающих поняти¬ях маркетинга / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №9. - С.115-121.
20. Гурков А.Е. Инновационное развитие и конкурентоспособность. / А.Е. Гурков. - М.: Инфра-М, 2012. - 438 с.
21. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия / Н.Л. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 358с.
22. Карнаухов С. Н. Маркетинг как система управления /С.Н. Карнаухов // Практический маркетинг. 2015. - №05 (219). - С 32.
23. Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования /Н.Г. Каменева. - М.: ВЗФЭИ, 20014. - 48 с.
24. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирцнер. - М.: ИНИТИ, 2013. - 240 с.
25. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер. - СПб.: Пи¬тер, 2008. - 480 с.
26. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Олимп- бизнес, 2007. - 360 с.
27. Кнышова Е.Н. Маркетинг / Е.Н. Кнышова. - М.: Изд. «Форум», 2014. - 484
с.
28. Кремнев Р.Г. Управление производительностью и качеством / Р.Г. Крем-нев. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
29. Липсиц И.В. Маркетинг для топ-менеджеров / И.В. Липсиц. - М.: Эксмо,
2014. - 448с.
30. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга / М. Мак-Дональд. - СПб: Питер, 2013. - 320 с.
31. Маслова Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н.Ковалик. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.
32. Марданова Э.У. Маркетинг на крупном предприятии розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. / Э.У. Марданова. - 2014. №5. - С. 48-54.
33. Мельниченко Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции / Л.Н. Мельниченко // Маркетинг в России и зарубе- жом. - 2015. - №5. - С. 7-15.
34. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2011. - 704 с.
35. Мильнер Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА - М, 2015. - 664 с.
36. Мазур И.И. Управление качеством / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Оме- га-Л, 2013. - 400 с.
37. Официальный сайт «КФ «Славянка» [Электронный ресурс]: О компании. - режим доступа: http: //slavj anka.ru/ru/confectionery-factory/about-company.html, свободный (15.04.2016).
38. Павлова Н. Маркетинг в практике современной фирмы / Н. Павлова. - М.: Норма, 2011. - 384 с.
39. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, Л.С. Макси¬менко, С.В. Панасенко. - М.: КНОРУС, 2012. - 496с.
40. Плындина И.Н. Значение маркетинговой службы предприятия // Совре-менные проблемы менеджмента: Электронный сборник научных работ / отв. ред. Ю.А. Тхориков. - Белгород: ИД Белгород, 2016. - С. 109 - 112.
41. Поршнева А.Г. Управление организацией / А.Г Поршнева, З.П. Румянце-вой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 584с.
42. Портер М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. - М.:Вильямс, 2000.- 495 с.
43. Похабов В.Н. Методика оценки эффективности системы управления марке-тингом на предприятии / В.Н. Похабов // Маркетинг. - 2014. - №5. - 102 С.
44. Промышленность России: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc 1139918730234, свободный (13.05.2016).
45. Романов А.Н. Маркетинг / А.Н. Романов. - М.:ИНФРА-М, 2013. - 365с.
46. Российский продовольственный рынок [Электронный ресурс]: Обзор рос- сийкого рынка кондитерских изделий. - режим доступа: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=1804, свободный (21.05.2016).
47. Рыжкова Т. Практика анализа маркетинговой политики / Т. Рыжкова. - Управление компанией. 2015. - №3. - С. 47.
48. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Са¬вицкая. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 525 с.
49. Строков В.А. Управление маркетингом на предприятии / В.А.Строков. - М.: Хорс, 2014. - 538 с.
50. Смирнов Э.А. Основы теории организации / Э.А.Смирнов. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 648с.
51. Тарасевич В.М. Ценовая политика / В.М. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2015. - 380 с.
52. Тихонова И. Производство кондитерских изделий в России / И. Тихонова // Кондитерские изделия. - 2014. - №5. - С. 21.
53. Фадеев В.А. Особенности формирования и реализации маркетинговой по-литики предприятий в условиях рыночной экономики / В.А. Фадеев // Современ¬ная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2012. - №1. - С. 65.
54. Хершген Х. Маркетинг / Х. Хершген. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 424 с.
55. Чурсин А. Теоретические основы управления конкурентоспособностью / А. Чурсин. - М.: Спектр, 2013. - 524 с.
56. Шаповалов В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ / - В. Шаповалов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015 - 61 с.
57. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория / А.Е. Ша- ститко. - М.: ТЕИС, 2014. - 592 с.
58. Шишкова Т.И. Маркетинговая политика: маркетинговые стратегии / Т.И. Шишкова // Маркетолог. - 2012. - №3. - С. 11-17.
59. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка/ В.Е. Хруцкий. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 362 с.
60. Юданов А.Д. Конкуренция: теория и практика / А.Д. Юданов. - М.: ГНОМ- ПРЕСС, 2011. - 381с.
61. Яковлев Ю.А. Обзор российского рынка кондитерских изделий / Ю.А. Яковлев // Российский продовольственный рынок. - 2014. - №11. - С. 25.
62. Яшин Н.П. Кондитерский бум / Н.П. Яшин // Российская бизнес-газета. - 2014. - №45. - С. 11.