Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Церковно-государственные отношения в отражении российской периодической печати (1908 — 1914 гг.)

Работа №71240

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы108
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ
НАЧАЛА XX ВЕКА: ПРЕДПОСЫЛКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ 12
1.1. «Москва — третий Рим»: зарождение симфонических отношений
между государством и церковью 12
1.2. Церковная реформа Петра I и её значение 15
1.3. Изменение роли обер-прокуратуры в течение синодального периода.
Константин Петрович Победоносцев и зарождение дискуссии о церковном реформировании 23
1.4. Дискуссия о свободе совести в начале XX века 26
1.5. 1905-й год: законодательный поворот в сфере церковно-государственных отношений 31
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ВОПРОСА О ЦЕРКОВНОМ РЕФОРМИРОВАНИИ 1908-1914 гг. СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «РУССКИЕ
ВЕДОМОСТИ» 46
2.1. Либеральная газета «Русские ведомости» и её ведущий публицист
С. П. Мельгунов 46
2.2. Программа церковного реформирования газеты «Русские ведомости»49
2.3. Вероисповедная политика государства: юридический аспект, ключевые
законопроекты 1908-1914 гг. и их оценка «Русскими ведомостями» 52
2.4. Русские ведомости о миссионерстве 62
2.5. «Русские ведомости» о реформе прихода: позиция либерального
издания в контексте общественной дискуссии 71
2.6. Церковное образование в начале XX-го века: законодательные
инициативы, основные векторы общественной дискуссии и их оценка либеральной газетой «Русские ведомости» 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Начало XX-го века — интересный и сложный период для истории Православной Российской Церкви. Изменения общественно-политического строя страны и нестабильная политическая обстановка поставили перед Церковью новые вызовы, эксплицировав накапливавшиеся в течение нескольких веков проблемы и противоречия. Объектом исследования являются церковно-государственные отношения в условиях «думской монархии», предметом — особенности их развития сквозь призму либеральной газеты «Русские ведомости».
Хронологические рамки исследования — 1908-1914 гг. Спустя 3 года после обнародования Высочайшего Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» общество подводило первые итоги функционирования молодой конституционной монархии. Вполне определился вектор взаимоотношений государства с социальными институтами, в том числе, Православной Российской Церковью. Кроме того, в конце 1907-го года начала работу III Государственная Дума, активно занявшаяся церковным реформированием. Этими факторами обусловлена нижняя граница исследования. Верхняя граница связана с вступлением России в Первую мировую войну, когда внешнеполитическая обстановка оттеснила все внутренние проблемы государства на второй план.
Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что Россия XXI- го века является светским государством, православие по-прежнему играет важную роль в жизни общества, и вопрос о пределах сотрудничества между институтом государства и Российской Православной Церковью актуален для отечественных СМИ. Ярким примером интереса общественности и прессы к проблеме церковно-государственных отношений стал недавний эпизод нашей истории: дискуссия вокруг дела панк-группы «Pussy Riot», в рамках которой обсуждалась допустимость уголовного преследования за некорректное поведение в стенах храма. Для современной России особенный интерес может представлять изучение либеральной публицистики прошлого столетия и её подходов к проблемам церковно-государственных отношений.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время история Русской Православной Церкви и тема государственно-церковных отношений является одной из наиболее разрабатываемых тем как церковными, так и светскими исследователями. Для представленного исследования наибольший интерес представляют работы, в фокусе которых оказываются следующие исторические периоды с их характерными особенностями:
— первые века христианства на Руси, влияние константинопольской идеи симфонии властей на модель церковно-государственных отношений в России (Карташов А. В. , Смолич И. К. , Знаменский П. В. );
— синодальный период, значение церковной реформы Петра I, развитие церковно-государственных отношений в свете подчиненного положения Православной Российской Церкви (Карташов А. В. ,Смолич И.
К
5 6 7»
. , Федоров В. А. , прот. Цыпин В. );
— начало XX-го века и развитие церковно-государственных отношениях в условиях молодой «думской монархии» (Поспеловский Д. В. , Федоров В. А. , Фирсов С. Л. ).
Тем не менее, никем из отечественных исследователей не предпринималась попытка анализа темы церковно-государственных отношений начала XX-го века через призму газетной публицистики. С этим связана научная новизна данной работы.
Теоретическая база исследования включает также работы, посвященные вопросам церковного реформирования, реализации принципов свободы совести в России начала XX-го века и функционирования Православной Российской Церкви в новых условиях.
Анализируя дискуссию о свободе вероисповедания, автор опирался на работы следующих российских современных авторов и историков прошлого: T-XATJттт/ги А Реттриел Л/Г А ДДскгмдгун А А а 'ГСИРМГА IPQTJQ ЛГТЛАИГЧТТЛ
Бендин А. ^Ю. , Рейснер ivi. А. ,Сафонов А. А. , а также канадского ученото Колмана Х., исследовавшего сектантство и миссионерскую деятельность Православной Российской Церкви . Существенный интерес для
исследования также представляет такой документальный источник, как речь М. А. Стаховича на Миссионерском съезде 1901-го года в Орле и связанная с ней статья авторов Жуковой О. А. и Кара-Мурзы А. А.
Важную роль для изучения динамики церковно-государственных отношений нашего периода играют исследования, связанные с вероисповедными законами в Государственной Думе. Здесь, безусловно, ключевым источником является комплексное исследование прот. Рожкова В. «Церковные вопросы в Государственной Думе» . Также автор опирался на труды таких ученых, как Одинцов М. И. , Пинкевич В. К. , уже упомянутый Фирсов С. Л.
В основе корпуса работ, посвященных проблеме реформирования прихода, лежат исследования известного церковного писателя начала XX-го века Папкова А. А. Кроме того, привлекались работы Алексина К ., Беглова А. Л. , Журавского А. В. , Стефановича П. С .
При рассмотрении дискуссии о высшем богословском образовании в начале XX-го века основной интерес представило исследование иером. Петра Еремеева .
В основу эмпирической базы исследования легли материалы влиятельной общественно-политической газеты либеральной направленности «Русские ведомости» за период 1908-1914 гг. (при изучении использовался метод сплошного просмотра). Также в работе были привлечены материалы ещё одной крупной газеты начала XX-го века «Новое время».
Значимыми документальными источниками, отражающими ход общественной дискуссии начала XX-го века о церковных проблемах и будущем Православной Российской Церкви, послужили «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» , а также материалы Предсоборного Присутствия . Особое значения имеют два крупнейших законодательных акта начала прошлого века: указ от 17 (30) апреля «Об укреплении начал веротерпимости» и Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» . Их анализ лёг в основу параграфа 1.5. первой главы данного исследования. Для анализа законодательной деятельности в сфере вероисповедной политике привлечен корпус документальных источников, связанных с деятельностью Государственной Думы и Совета министров .
Рассмотреть проблематику церковно-государственных отношений с позиций современников помогли мемуары Витте С. Ю., еп. Евлогия .
Цель данного исследования — анализ опыта церковно-государственных взаимоотношений начала прошлого столетия в осмыслении либеральной журналистики.
Отсюда вытекают следующие исследовательские задачи:
1. Осмыслить генезис и развитие церковно-государственных отношений в России до начала XX-го века. Это поможет отследить истоки проблематики исследуемого периода.
2. Изучить ключевые векторы церковного реформирования начала XX-го столетия в их историческом, концептуальном и политическом аспектах.
3. Определить характер и динамику общественной дискуссии о церковно¬государственном взаимодействии в реалиях «думской монархии».
Основные исследовательские методы, используемые автором в работе, — это сравнительно-исторический метод (так как предмет исследования рассматривается в исторической перспективе) и институциональный анализ (в ракурсе взаимодействия государственных институтов и институтов Православной Российской Церкви). При изучении газетной периодики применялся неформализованный анализ текста.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Православная Российская Церковь в начале XX-го века находилась в состоянии кризиса, преимущественно связанного с моделью церковно - государственных отношений синодального периода, поставивших Церковь в зависимость от государства и лишивших её возможностей самоуправления. Взаимодействие государства и церкви в условиях «думской монархии» оказалось неэффективным, так как курс государства в области церковного реформирования напрямую зависел от политической обстановки в стране и потому не мог быть последовательным.
2. Газета «Русские ведомости», не будучи партийным изданием, являлась выразительницей идей русского либерализма. В области церковно¬государственных отношений издание выступало за полную автономию Церкви и необходимость разрушения существующей в России схемы церковно-государственных отношений. В качестве основных векторов церковных преобразований «Русские ведомости» выделяли: реализацию принципов свободы вероисповедания и адекватную миссионерскую деятельность Православной Российской Церкви, созыв Поместного собора, возрождение прихода и наделение его правами юридического лица, обновление системы церковного образования на всех уровнях.
3. «Русские ведомости» были в корне недовольны политикой государства в области Церкви. Правительство и Государственная Дума
критиковались за паллиативный характер законопроектов, Святейший Синод - за стремление вернуться к дореформенным порядкам. С годами либеральная газета всё негативнее оценивает состояние церковно- государственных отношений и отмечает возврат к идеям полицейского государства. «Русские ведомости» в своей критике не учитывают ни влияния политической конъюнктуры, ни национальных особенностей взаимодействия государства и Церкви в России.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении научных знаний о церковно-государственных отношениях в России и о либеральных подходах к вопросам церковно-государственных взаимодействий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что изученный опыт периодической печати в освещении церковно¬
государственных отношений может быть полезен современным юристам, представителям гражданского общества и журналистам, пишущим по данной теме.
Апробация результатов исследования. Ряд ключевых положений выпускной квалификационной работы был отражен в публикации «Газета “Русские ведомости” о церковном реформировании», вышедшей в рекомендованном ВАК журнале «Клио» в апреле 2016-го года . Также автор выступал с докладами в рамках своего исследования на секциях международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (публикации в сборниках конференции за 2014 и 2016 гг.) .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании был проанализирован опыт церковно- государственных взаимоотношений начала прошлого столетия в осмыслении либеральной журналистики.
Автор решал поставленные перед ним в ходе исследования задачи:
1. Был проведён анализ развития церковно-государственных отношений в России и выявлены истоки проблематики исследуемого периода. Сформулируем основные выводы:
— Византийская идея симфонии властей была успешно перенята Православной Российской Церковью. Падение Константинополя и начало автокефалии Русской Церкви вызвало необходимость адаптировать эту идею в новых исторических условиях. Это с успехом было реализовано: теория симфонии укрепилась на национальной почве, а Московская Русь и православный царь стали восприниматься, как гаранты сохранения чистоты православия. Особо подчеркивался сакральный смысл царской власти. В этот период государство и Церковь были партнерами и в своей политике опирались на общий нравственный идеал. Вмешательство государства в дела Церкви было естественным и никем не воспринималось как аномалия, при этом характер церковно-государственных отношений не регламентировался никакими законодательными нормами.
— Церковная реформа Петра I изменила саму сущность церковно-государственного взаимодействия, сделав Церковь частью государственного аппарата и поставив перед ней задачу служения государству. Большинство современников и исследователей сходились во мнении, что именно в церковной реформе Петра брали начало ненормальности, связанные с церковно-государственными отношениями в России. После неё Поместные Соборы Русской Церкви, вопреки канонам, не проводились более 200 лет. Дискуссия о сложившемся положении велась всё это время и особенно активно — в начале XX-го века.
— На протяжении синодального периода роль института обер- прокуратуры существенно трансформировалась. Изначальная задумка Петра I не предполагала обширных управленческих возможностей для обер- прокурора, однако в ходе исторического процесса его влияние расширилось и он получил весомую власть в решении церковных вопросов. Особенного могущества институт обер-прокуратуры достиг во время нахождения на этой должности Константина Петровича Победоносцева. «Русские ведомости» крайне негативно оценивали период его обер-прокурорства, считая, что политика Победоносцева эксплицировала все недостатки церковного строя: «Кризис этого строя — давний, хронический. Система К. П. Победоносцева, стремившаяся сделать православную церковь частью государственной организации, а работу этой последней подчинить принципу принудительной церковности, скрывала в себе глубокое недоверие к внутренним силам правящей церкви» .
2. В ходе исследования были изучены ключевые векторы церковного реформирования начала XX-го столетия. Их условно можно разделить на две группы: реформы, касающиеся внутреннего устройства Православной
Российской Церкви, и преобразования, связанные реалиями
конституционного государства и адаптацией Церкви к ним. К первой группе относятся вопросы канонического устройства Церкви, церковного управления, юридического статуса прихода и приходской жизни, церковного образования, материального обеспечения духовенства, церковного суда, монастырской жизни. Вторую группу составляют вопросы взаимоотношений с другими конфессиями в условиях свободы совести, миссионерской работы. Отличительной чертой исследуемого периода является прямая корреляция между политической обстановкой и развитием вопроса о церковном реформировании. Наблюдаемая непоследовательность в отношении государства к преобразованиям церковного строя и паллиативный характер
законодательства в этой области были обусловлены неспокойным периодом для внешней и внутренней политики страны.
3. В центре дискуссии о церковно-государственных взаимоотношениях в исследуемый период — вопрос о созыве Поместного Собора Русской Церкви. Большинство просвещенного епископата считало Собор требованием времени, призванным положить конец подчиненному положению Православной Российской Церкви и решить накопленные за два века противоречия. Укрепление внутреннего устройства Церкви представлялось особенно важным на фоне развития других вероисповеданий в условиях свободы совести. Представители Церкви стремились к усилению её самостоятельности, при этом рассчитывали на продолжение государственной поддержки. По сути, они хотели получить больше власти, сохранив прежние преимущества. На противоположном полюсе стояли либералы, настаивавшие на отделении Церкви от государства и реализации принципов свободы совести в полном объёме. Представители консервативного течения выступали за сохранение прежней модели церковно-государственных отношений.
Полемику о церковных реформах можно условно разделить на два этапа. На первом этапе - до установления в стране конституционной монархии - в центре обсуждения находились вопросы свободы совести, общество было в ожидании реформ. Важнейшими вехами данного периода являются: религиозно-философские собрания, на которых русская
интеллигенция совместно с представителями Церкви обсуждала духовные пути России; Отзывы епархиальных архиереев (документ, ставший поражением Победоносцева и продемонстрировавший стремление русского епископата к самостоятельности Церкви и возрождению канонического устройства); движение за обновление в Русской Церкви; записки митрополита Петербургского Антония Вадковского и председателя Совета министров С. Ю. Витте, их идейное противостояние с Победоносцевым, Предсоборное присутствие 1906-го года. Начало второго этапа мы связываем с законодательными изменениями (указ от 17 (30) апреля «Об укреплении начал веротерпимости» и Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»). В этот период особое значение играла деятельность III Государственной Думы. Успех церковного реформирования во многом зависел от того, насколько эффективным будет взаимодействие правительства и российского парламента. В центре внимания Думы были тема церковного образования, старообрядческий вопрос, внутреннее устройство Православной Церкви и её отношения с другими конфессиями, реализация принципов свободы совести в России. Деятельность III Государственной Думы не увенчалась успехом: либеральные законопроекты не были реализованы, большинство церковных вопросов так и остались на стадии обсуждения. Вместе с ослаблением революционной напряженности в стране наблюдалось охлаждение интереса государства к актуальным вопросам церковного реформирования. Общественная дискуссия также теряла свою остроту: в начале 10-х годов никто уже всерьёз не надеялся на скорый созыв Собора.
4. Общественно-политическая газета «Русские ведомости» предложила либеральный подход к проблематике церковно-государственных отношений. Программа издания включала в себя: полную реализацию принципов свободы вероисповедания на территории России, то есть отказ от государственного покровительства Православной Российской Церкви и наделение всех конфессий империи равными правами; адекватную миссионерскую деятельность Церкви в новых условиях; немедленный созыв Поместного Собора и восстановление канонического строя; возрождение приходской жизни и наделение прихода правами юридического лица; обновление системы церковного образования на всех уровнях, грамотное перераспределение материальных ресурсов Церкви.
Издание критически оценило властные решения по всем указанным направлениям: Собор так и не был созван, реформа прихода заглохла в процессе хождения по законодательным институтам, экономическое
положение духовенства не было улучшено, система церковного образования не претерпела существенных изменений. С каждым годом тональность публикаций становилась всё негативней, редакция констатировала постепенный возврат к принципам полицейского государства в религиозной политике. «Программа Победоносцева вскоре была реставрирована, но реставрирована в новом стиле, вполне соответствующем
псевдоконституционализму обновленного строя», — отмечали «Русские ведомости».
Журналисты издания были убеждены, что только воплощение в жизнь либерального лозунга «Свободная Церковь в свободном государстве» могло помочь Российской Православной Церкви найти внутренние ресурсы для возрождения. Однако приходится признать, что, отстаивая либеральные идеалы, газета не делала скидку на исторический опыт церковно- государственных отношений в России: ведь симфония властей была в нашей стране не только политической, но и духовной идеей. Кроме того, «Русские ведомости» рассматривали путь реформаторства в некотором отрыве от реалий современной российской действительности, как бы обходя стороной связь церковной политики с революционными и предвоенными настроениями, которые, несомненно, корректировали правительственный курс по всем направлениям внутренней политики. Обрушившаяся в 1914-м году на Россию война исключила болезненные вопросы церковного реформирования с повестки дня и со страниц «Русских ведомостей», захватив внимание общества темами внешней политики страны в суровых условиях военного времени .
Опыт либерального издания в осмыслении церковно-государственных отношений в непростой для страны период может помочь найти новые ракурсы эффективного взаимодействия между государством и Церковью в современной светской России.



1. Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. СПб., 1907.
2. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T. XXV: 1905. Спб., 1908.
3. Российское законодательство X-XX вв. Т. 9. М., 1994.
- Статистические источники
4. Статистический ежегодник России. 1913 г. Издание ЦСК МВД. СПб., 1914.
- Делопроизводственные документы
5. Государственная Дума 2-го созыва. Обзор деятельности комиссий и отделов. СПб., 1907.
6. Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия . СПб. , 1906. Т. I.
7. Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного
Присутствия. СПб., 1906. Т. II .
8. Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного
Присутствия. СПб., 1907. Т. III.
9. Журналы и протоколы высо чайше учрежденного Предсоборного
Присутствия. СПб., 1907. T. IV.
10. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. ч. I.
11. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. ч. II.
12. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. ч. III.
13. Столыпин П.А.: Программа реформ. Документы и материалы: в 2 т. М, 2011.
- Источники личного происхождения
14. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.
15. Витте С. Ю. Воспоминания. Том 2. Рукописные заметки. СПб., 2003.
16. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогий (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994.
17. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991.
18. Историческая переписка о судьбах православной церкви. М., 1912.
19. Переписка С. Ю. Витте и К. П. Победоносцева (1895-1905) // Красный архив. 1928. Т. 5 (30).
20. Письма Победоносцева к Александру III. С приложением писем к в. кн. Сергею Александровичу и Николаю II. М., 1926.
21. Победоносцев К. П. Московский сборник. СПб., 1901.
22. Родзянко М. В. Крушение империи. М., 1992.
- Периодическая печать
23. Бонч-Бруевичъ. В. Еще о преследовании сектантов // Русские ведомости. 1911. №183. 10 августа. С.2.
24. Григорьев А. Из области ежовых рукавиц // Русские ведомости. 1910. № 247. 27 октября. С 4.
25. Кокошкин О. Ключевский о церковных реформах // Русские
ведомости. 1911. № 166. 20 июля. С 3.
26. Котляревский С. Москва, 17 апреля // Русские ведомости. 1908. № 89.
17 апреля. С.1-2.
27. М-новъ С. О «вреде» свободы совести // Русские ведомости. 1908. № 98. 27 апреля. С. 3.
28. Мельгунов С. Гражданский правопорядок. Свобода совести // Русские ведомости. 1909. № 1. 1 января. С. 8-9.
29. Мельгунов С. Законопроекты о свободе совести в оценке синода // Русские ведомости. 1908. № 9. 11 января. С.1.
30. Мельгунов С. Защита старых позиций // Русские ведомости. 1908. № 63. 15 марта. С.2.
31. Мельгунов С. На старую дорогу // Русские ведомости. 1912. № 1. 1 января. С. 6-7.
32. Мельгунов С. Новая угроза свободе совести // Русские ведомости. 1909. № 15. 20 января. С. 3.
33. Мельгунов С. Свобода совести // Русские ведомости. 1911. № 1. 1 января. С 6.
34. Мельгунов С. Старые теории на новый лад. // Русские ведомости. 1908. № 109. 11 мая. С. 3
35. Мельгунов С. Церковь и свобода совести // Русские ведомости. 1908. № 1. 1 января. С. 5-6.
36. Меньшиков М. Расстройство церкви // Новое время. 1908 № 11463. 9 февраля. С. 4.
37. Москва, 1 августа // Русские ведомости. 1910. № 176. 1 августа. С. 2.
38. Москва, 28 июля // Русские ведомости. 1913. № 174. С. 2.
39. Москва, 29 марта // Русские ведомости. 1912. 29 марта. №73. С. 1.
40. Московские Ведомости. 1901. № 269.
41. О необходимости перемен в русском церковном управлении. Церковный вестник. 1905. 17 марта. № 11.
42. О реформе прихода // Русские ведомости. 1911. № 174. 28 июля. С. 2.
43. П-чъ С. В духовной школе. Русские ведомости. 1909. 12 ноября.
№ 260. С. 2.
44. Проект реформы прихода. I // Новое время. 1911. № 12728. 19 августа. С. 3.
45. Проект реформы прихода. II // Новое время. 1911. № 12730. 21 августа. С. 3.
46. Профессор. Нужно ли высшее образование духовенству? // Русские ведомости. 1908. № 156. 6 июля. С. 2.
47. С. М. О «вреде» автономии для духовных академий // Русские ведомости. 1909. № 21. 27 января. С. 2.
48. С. М. Из книги и жизни // Русские ведомости. 1909. № 28. 5 февраля. С. 4.
49. Сперанский Н. Дать пастырям 4,000,000 // Русские ведомости. 1908.
№ 273. 25 ноября. С. 2.
50. Сперанский Н. Церковь и школа // Русские ведомости. 1908. № 73. 28 марта. С. 5-6.
51. Тихомиров Л. А. Церковный приход в России // Московские ведомости. 1902. 29 августа.
52. Уланов В. Исторические заслуги учительского класса // Русские ведомости. 1910. № 255. 5 ноября. С. 2.
53. Уланов В. Церковная школа // Русские ведомости. 1908. № 256. 4 ноября. С.3.
54. Уланов В. Церковная школа // Русские ведомости. 1908. № 260. 8 ноября. С. 3.
55. Уланов В. Церковь и общество // Русские ведомости. 1910. № 58. 12 марта. С. 4-5.
56. Уланов В. Церковь и общество // Русские ведомости. 1910. № 71. 28 марта. С. 6.
57. Церковная реформа и Государственная Дума // Русские ведомости. 1908. № 140. 18 июня. С. 1-2.
58. Юридический и нравственный авторитет церкви // Новое время. 1908. № 11432. 9 января. С. 3.
- Правила
59. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. СПб., 1911, Т. 1.
- Архивные документы
60. РГИА. Ф. 821. Оп.10. Д.1064. Л. 21.
Литература
- Книги
1. Арсеньев К. К. Свобода совести и веротерпимость. СПб., 1905.
2. Грабовский А. Д. Начала русского государственного права. Т. 1. СПб.,
1875.
3. Дворкин А. П. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви:
Курс лекций. Нижний Новгород, 2005. URL:
http://www.sedmitza.ru/lib/text/434799/ (дата обращения: 25.05.2016).
4. Знаменский П. В. История Русской Церкви. М., 1996.
5. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви, Том 1. Париж,
1959.
6. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви, Том 2. Париж,
1959.
7. Карташов. А. В. Церковь и государство. Париж, 1932.
8. Мельгунов С. П. Как создалась в России государственная церковь. М.,
1917.
9. Мельгунов С. П. Церковь и государство в России (к вопросу о свободе совести). М., 1907.
10. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М, 2005.
11. Полянский И., священник. Старообрядцы и Высочайший Указ 17 апреля 1905 г. М., 1905.
12. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.
13. Протоирей В. Чаплин, Д. В. Поспеловский, В. ван дер Беркен и др. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Часть Первая. М., 2004.
14. Прот. Митрофанов Георгий. История Русской Православной Церкви
(1900-1927). URL: http://predanie.ru/mitrofanov-georgiy-
protoierey/book/79408-istoriya-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi-1900-1927/ (дата обращения: 17.05.2015).
15. Прот. Рожков В. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004.
16. Рейснер М. А. Государство и верующая личность. СПб., 1905.
17. Русское богословие в европейском контексте. С. Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль: Сб. статей под ред. В. Порус. М., 2006. URL: http://bookz.ru/authors/sbornik-statei/russkoe-_147/page-8- russkoe-_147.html (Дата обращения: 06.03.2016)
18. Смолич И. К. История Русской Церкви: 1700-1917: В 2 ч. М., 1996-1997.
19. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI¬XVII веках. М., 2002.
20. Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). М., 2003.
21. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). М., 2002.
22. Флоровский Прот. Георгий. Пути русского богословия. Париж, 1937.
23. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005). М., 2007.
24. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907. Т. XXV.
- Учебники и учебные пособия
25. Жирков Г. В. Золотой век журналистики России. История русской журналистики 1900 - 1914 годов. СПб., 2011.
26. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. М., 2011.
- Электронные ресурсы
27. Духовный регламент. Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/180687.html (дата обращения: 22.05.2016).
28. Государственная Дума // Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. URL: http:ZZwww.pravenc.ru/text/166321.html (дата обращения: 05.05.2016)
29. Иеромонах Петр (Еремеев). Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века // Семинарская святоотеческая библиотека. URL: http:ZZotechnik.narod.ru/eremovpr_1.htm (дата обращения: 12.02.2016).
30. Испытание свободой: божий дар или дьявольской искушение? // Газета «Кифа». URL: http:ZZgazetakifa.ru/content/view/3918/65/ (дата обращения: 15.07.2015).
31. Союз 17-го октября. Википедия. URL: https:ZZru.wikipedia.orgZwiki/Союз_17_октября (дата обращения: 04.05.2016)
- Статьи
32. Алексин К. Приход: община или учреждение? (Дискуссия в
Предсоборном присутствии) URL:
http:ZZpstgu.ru/download/1343898520.stat.pdf (дата обращения:
18.05.2016).
33. Беглов А. Л. Особое Совещание для выработки проекта о
православном приходе 1907 г. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия «История. История Русской Православной Церкви». 2012. Вып. II: № 5(48). С. 39-61.
34. Бендин А. Свобода совести или веротерпимость? К вопросу о полемике
в российской печати в начале XX столетия // Проект «Западная Русь». URL: http:ZZzapadrus.suZrusmirZistfZ719-xx-163.html (дата обращения:
25.05.2016)
35. Бендин А. Ю. Эволюция понятия веротерпимости и указ 17 апреля 1905 г. / Исторические записки. Вып.9 (127) / отв. ред. Б. В. Ананьич. М., 2006.
36. Богданова Е. М. Газета «Русские ведомости»: издатели-редакторы и сотрудники // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб., 2012. С. 188-191.
37. Винарова М. Религиозно-философские собрания: русская
интеллигенция в поисках истины // Православие.ги. URL: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/60013.htm (Дата обращения: 15.07.2015)
38. Духовное ведомство и приходские институты: проект положения о
православном приходе в редакции В. К. Саблера 1912 г. // Электронный научно-образовательный журнал «История». М., 2013. Выпуск 7 (23). URL: http://mes.igh.rU//s207987840000560-5-1 (дата обращения:
12.02.2016).
39. Жукова О. А. Кара-Мурза. А. А. В борьбе за свободу совести (о дискуссии вокруг речи М.А. Стаховича на «Миссионерском съезде» в Орле 1901 г.) // Орловский мудрец, опередивший время. Сборник научных статей. Орел, 2011. C. 27-46.
40. Журавский А. В. Приход в Русской Православной Церкви. XX век. Православная энциклопедия под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000.
41. Иг. Новик Венеамин. Проблематика спора о “свободе совести” на
Религиозно- философских собраниях в Санкт-Петербурге (1901-1903). Доклад на юбилейной конференции (14-15 дек. 2001, СПб, Музей истории религии, С-Петербургский Университет, филос. ф-т). URL: http: //www.vehi. net/politika/novik.html#ftn3 (дата обращения:
15.07.2015).
42. Кистяковский А. О преступлениях против веры // Наблюдатель. 1882. № 10. С.102.
43. Колман Х. Ересь и сектантство: IV Всероссийский миссионерский съезд и проблема культурного влияния в России после 1905 г. Доклад на конференции “Православие и межконфессиональные отношения в
44. Комаров А. Свобода совести в системе взаимоотношений религиозных организаций и государства в России (1918-1990) URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3328 (дата обращения: 20.04.2016).
45. Короленко В. Г. Черточка из автобиографии. Русские ведомости (1863
- 1913). Юбилейный сборник. СПб., 1913 // Портал «Литература и жизнь». URL:
http://dugward.ru/library/korolenko/korolenko_chertochka.html (дата обращения: 20.04.2016).
46. Манькова Е. В. Газета “Русские ведомости” о церковном реформировании // Клио. 2016. 22 апреля. № 4 (112). С. 13-21.
47. Манькова Е. В. Газета «Русские ведомости» о свободе совести (1908¬
1910 гг.) // Современная медиасреда: творчество и коммуникативные практики. Взгляд молодых исследователей: межвуз. сб. науч. работ студентов и аспирантов. Вып. 15 / ред. М. А. Бережная, сост.
А. Н. Марченко. СПб., 2016., C. 69-76.
48. Одинцов М. И. Вероисповедные реформы в государственной думе
(1906-1917гг.): надежды, дискуссии и исторические уроки. //
Российское объединение исследователей религии. URL: http://rusoir.ru/president/president-works/president-works-199/ (дата
обращения: 25.05.2016).
49. Папков А. А. Начало возрождения церковно-приходской жизни в России. М.: Москва, 1900.
50. Папков А. А. Необходимость обновления православного церковно-общественного строя // Русский вестник, июнь, 1902 г. URL: http://favor2.chat.ru/hist39ap.htm (дата обращения: 12.02.2016).
51. Пинкевич В. К. П. А. Столыпин и религиозный вопрос в начале XX
века // Национальные интересы. 2004. № 4. URL: http://www.ni- journal.ru/archive/52ab0058/698cdbec/d055ee76/f0a6600a/ (дата
обращения: 12.02.2016).
52. Сафонов А. А. Указ 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» в контексте формирования института свободы совести в законодательстве Российской империи URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/68005160 (дата обращения: 25.05.2016).
53. Смолич И. К. К вопросу о периодизации истории Русской Церкви //Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1998. № 3 (17). С. 159-174.
54. Смолич И. К. Предсоборное присутствие 1906 года. // Журнал "Путь" №38. С. 71.
55. Шмеман Александр, священник. Эпилог // Церковный вестник
Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. № 5 (38). Париж, 1952. С. 4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ