СПЕЦИФИКА ОНЛАЙН-РЕПОРТАЖА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СМИ
|
Введение
1 Теоретические основы исследования жанра «репортаж» в немецкоязычной онлайн-прессе
1.1 К определению понятия «репортаж» в российской и немецкой 9 журналистике
1.2 Жанрово-композиционные особенности онлайн-репортажа 15
1.3 Виды онлайн-репортажа 22
2 Жанрообразующие языковые особенности онлайн-репортажа 27
2.1 Лексические средства выразительности в онлайн-репортаже 27
2.2 Стилистические приемы в репортажных текстах 33
2.3 Грамматические средства выразительности в онлайн-репортаже 39
2.4 Использование функциональных типов речи в онлайн-репортаже 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Теоретические основы исследования жанра «репортаж» в немецкоязычной онлайн-прессе
1.1 К определению понятия «репортаж» в российской и немецкой 9 журналистике
1.2 Жанрово-композиционные особенности онлайн-репортажа 15
1.3 Виды онлайн-репортажа 22
2 Жанрообразующие языковые особенности онлайн-репортажа 27
2.1 Лексические средства выразительности в онлайн-репортаже 27
2.2 Стилистические приемы в репортажных текстах 33
2.3 Грамматические средства выразительности в онлайн-репортаже 39
2.4 Использование функциональных типов речи в онлайн-репортаже 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Репортаж является одной из основ журналистики. В некоторой степени всю историю журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования репортажа. У истоков журналистики стоит не что иное, как репортаж: это один из первых жанров печатной журналистики. Выяснив, что вкладывали в понятие «репортаж» в 1920-е годы, в середине и в конце 20-го века, можно проследить зависимость развития теоретической мысли от политической ситуации в стране, четче представить себе место репортажа в жанровой системе современной журналистики, его значение и перспективы.
Главной проблемой, определившей необходимость и актуальность данного исследования, стало отсутствие единой интерпретации и определения жанра онлайн-репортажа как в российской, так и в немецкой журналистике. На сегодняшний день репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности. Благодаря интернету и возможности онлайн-вещания репортаж обрел вторую жизнь и свойственный ему нарративный способ подачи информации. Возможность быстрой публикации, а также его частого обновления наполнили данный жанр новым смыслом. Теперь вести репортаж, используя для передачи смыслов различные медийные платформы, можно буквально параллельно событию, вживую, достигая реального эффекта присутствия.
Необходимо уточнить, что работа посвящена в основном репортажу на онлайн-страницах журналов и газет. Телевизионный и радиорепортаж значительно отличаются по ряду признаков от своего прародителя - газетно¬журнального репортажа, и оба эти вида достойны стать предметом отдельного исследования.
Цель работы - раскрыть жанрообразующие языковые особенности данного вида текста.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1) Проанализировать и сравнить дефиниции репортажа, данные отечественными и зарубежными исследователями и уточнить объем ключевого понятия «репортаж»;
2) Раскрыть жанровую специфику онлайн-репортажа и описать его разновидности;
3) Выявить жанрообразующие лингвостилистические особенности онлайн-репортажа и установить комплекс языковых средств их реализации;
4) Выяснить, какие функциональные типы речи используются в онлайн-репортаже.
Научная новизна исследования заключается в предпринятой попытке дать однозначное определение понятию «репортаж» в онлайн-прессе, определить его жанрово-композиционную специфику и описать комплекс жанрообразующих языковых средств.
В качестве методов исследования в работе были использованы: метод теоретического анализа литературы; описательный метод; метод лингвостилистического анализа; обобщение.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды по публицистике В. Ла-Роша (1997), А. С. Смелковой,
Л. В. Ассуировой (2006), С. М. Гуревича (2002), М. Халлера (2002), М. И. Шостак (2001), А. А. Тертычного (2000), М. Н. Ким (2004),
Л. Е. Кройчик (2005), К. Реймана (2002), по языковым особенностям Г. Я. Солганика (1997), Э. Ризель (1959), Н. А. Богатыровой, Л. А. Ноздриной (2005), М. П. Брандес (1990), И. Р. Гальперина (1981).
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней осуществляется попытка проанализировать и структурировать жанрообразующие языковые особенности, свойственные онлайн-репортажу.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы на занятиях по практическому курсу первого иностранного языка, при чтении специального курса «Язык прессы», курса «Стилистика», а также при написании работ подобного рода.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух разделов (теоретического и практического) заключения и списка использованных источников. Во введении представлена общая характеристика работы, обосновывается актуальность и новизна исследования, определяется цель, задачи и методы исследования, формулируются теоретическая и практическая ценность работы. В теоретическом разделе анализируются существующие в отечественной и зарубежной науке дефиниции термина «репортаж», уточняется объем ключевого понятия, определяется его жанрово-композиционная специфика, выделяется жанр репортажа среди прочих жанров публицистики, рассматривается композиция и виды онлайн- репортажа. Практическая часть исследования освещает лексические средства выразительности, стилистические приемы, грамматические средства выразительности, функциональные типы речи в репортажных текстах. В заключении сформулированы основные выводы исследования.
Главной проблемой, определившей необходимость и актуальность данного исследования, стало отсутствие единой интерпретации и определения жанра онлайн-репортажа как в российской, так и в немецкой журналистике. На сегодняшний день репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности. Благодаря интернету и возможности онлайн-вещания репортаж обрел вторую жизнь и свойственный ему нарративный способ подачи информации. Возможность быстрой публикации, а также его частого обновления наполнили данный жанр новым смыслом. Теперь вести репортаж, используя для передачи смыслов различные медийные платформы, можно буквально параллельно событию, вживую, достигая реального эффекта присутствия.
Необходимо уточнить, что работа посвящена в основном репортажу на онлайн-страницах журналов и газет. Телевизионный и радиорепортаж значительно отличаются по ряду признаков от своего прародителя - газетно¬журнального репортажа, и оба эти вида достойны стать предметом отдельного исследования.
Цель работы - раскрыть жанрообразующие языковые особенности данного вида текста.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
1) Проанализировать и сравнить дефиниции репортажа, данные отечественными и зарубежными исследователями и уточнить объем ключевого понятия «репортаж»;
2) Раскрыть жанровую специфику онлайн-репортажа и описать его разновидности;
3) Выявить жанрообразующие лингвостилистические особенности онлайн-репортажа и установить комплекс языковых средств их реализации;
4) Выяснить, какие функциональные типы речи используются в онлайн-репортаже.
Научная новизна исследования заключается в предпринятой попытке дать однозначное определение понятию «репортаж» в онлайн-прессе, определить его жанрово-композиционную специфику и описать комплекс жанрообразующих языковых средств.
В качестве методов исследования в работе были использованы: метод теоретического анализа литературы; описательный метод; метод лингвостилистического анализа; обобщение.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные труды по публицистике В. Ла-Роша (1997), А. С. Смелковой,
Л. В. Ассуировой (2006), С. М. Гуревича (2002), М. Халлера (2002), М. И. Шостак (2001), А. А. Тертычного (2000), М. Н. Ким (2004),
Л. Е. Кройчик (2005), К. Реймана (2002), по языковым особенностям Г. Я. Солганика (1997), Э. Ризель (1959), Н. А. Богатыровой, Л. А. Ноздриной (2005), М. П. Брандес (1990), И. Р. Гальперина (1981).
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней осуществляется попытка проанализировать и структурировать жанрообразующие языковые особенности, свойственные онлайн-репортажу.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы на занятиях по практическому курсу первого иностранного языка, при чтении специального курса «Язык прессы», курса «Стилистика», а также при написании работ подобного рода.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух разделов (теоретического и практического) заключения и списка использованных источников. Во введении представлена общая характеристика работы, обосновывается актуальность и новизна исследования, определяется цель, задачи и методы исследования, формулируются теоретическая и практическая ценность работы. В теоретическом разделе анализируются существующие в отечественной и зарубежной науке дефиниции термина «репортаж», уточняется объем ключевого понятия, определяется его жанрово-композиционная специфика, выделяется жанр репортажа среди прочих жанров публицистики, рассматривается композиция и виды онлайн- репортажа. Практическая часть исследования освещает лексические средства выразительности, стилистические приемы, грамматические средства выразительности, функциональные типы речи в репортажных текстах. В заключении сформулированы основные выводы исследования.
Данная работа посвящена исследованию стилистических особенностей репортажа на материале немецкоязычной онлайн-прессы. По мнениям российских и немецких исследователей репортаж признан информационным жанром, хотя некоторые ученые отмечают определенную художественность жанра. Репортаж был изучен как специфический публицистический жанр, было выведено, что репортажу присущи некоторые черты публицистического стиля. Целью репортажа является создание эффекта присутствия. Предметом репортажа является ход событий.
Проведенный сравнительный анализ определений репортажа в отечественной и зарубежной теорнауке позволил установить синтетическую природу репортажа, так как в нем интегрируются и отображаются элементы некоторых других жанров, а именно очерка и корреспонденции, относительное согласие отечественных и зарубежных ученых в принципиальных точках зрения на репортаж как на информационный жанр, определенное сходство в толковании репортажа отечественными и немецкими исследователями в последние десятилетия, свободу выбора темы, которая может касаться общественной жизни, существенное отличие понятия «репортаж» и «онлайн-репортаж», специфические особенности композиции репортажа, которые в российской и немецкой журналистике не имеют кардинальных отличий, существующую жанровую разновидность репортажа, каждая из которых имеет свое назначение, а значит определенным образом имеет влияние на читательское восприятие. Очень часто фотографии, картинки, статистики или иллюстрации поддерживают выразительность репортажей, потому что они служат для читателей еще одним информационным источником.
Репортаж является индивидуальной формой изложения, а это значит, что должно быть упомянуто авторское имя. Сравнивая с сообщением, можно заметить, что репортер имеет право высказать собственную точку зрения,
Проведенный лексический анализ используемых в репортаже языковых жанрообразующих средств позволил нам прийти к следующему заключению: репортаж объединяет в себе нейтральную и экспрессивную лексику, другими словами, на веб-страницах репортажных текстов встречаются жаргонизмы, варианты сниженной лексики, диалектизмы и т.д. Все это обеспечивает колорит репортажу и наделяет его эмоциональностью. В репортаже используются слова с общественно-политическим смыслом, а также фразеологизмы, англицизмы, термины, имена собственные. Данная лексика привносит большую выразительность и эмоциональность и придает жанру деловой характер. В исследуемых текстах отмечено широкое использование разнообразных стилистических тропов, служащих для создания экспрессивности в репортаже. Они позволяют оценить тот или иной факт, заострить внимание читателя на определенном месте, заставляют работать человеческое воображение, помогают достичь одну из важнейших функций репортажа, а именно - ощутить себя участниками событий.
Стилистический анализ текстов онлайн-репортажей в немецкоязычной прессе позволил нам установить, что в текстах репортажей разных жанров наибольшей частотностью обладает метафора. Это объясняется тем, что метафора обладает большей выразительностью. Зачастую в репортаже метафора - это итог словотворчества. Как было отмечено ранее, задачей репортеров является предоставления возможности читателям взглянуть на описываемые события взглядом очевидцев, позволить ощутить аудитории эффект присутствия. Благодаря метафоре это становится возможным.
Грамматический анализ текстов онлайн-репортажей показал, что именно благодаря различным грамматическим средствам выразительности, служащим для передачи эмоционально-экспрессивных особенностей речи
репортера, появляется возможность намного ярче показать внутренние переживания автора, его оценку предмета сообщения. Достижение такого эффекта становится возможным при использовании вопросительных предложений, различных временных форм, уточнения времени и места происходящих событий, подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи в предложениях и парантезы.
Анализ функциональных типов речи в текстах немецкоязычных онлайн-репортажей (повествования, описания и рассуждения) позволил нам прийти к выводу, что при их объединении в единое целое текст онлайн- репортажа становится динамичным, а благодаря включению прямой речи, читатель ощущает себя полноценным свидетелем происходящего.
В данной работе была предпринята попытка решить проблематику отсутствия единой интерпретации и определения жанра онлайн-репортажа как в российской, так и в немецкой журналистике, сравнить и структурировать попытки дефиниций жанра онлайн-репортажа, выявить наиболее часто употребляемые лексические средства выразительности, стилистические приемы, грамматические средства выразительности и функциональные типы речи в репортажных текстах. Следует отметить, что отдельные аспекты данной проблематики могут послужить толчком для последующих исследований в данной области.
Проведенный сравнительный анализ определений репортажа в отечественной и зарубежной теорнауке позволил установить синтетическую природу репортажа, так как в нем интегрируются и отображаются элементы некоторых других жанров, а именно очерка и корреспонденции, относительное согласие отечественных и зарубежных ученых в принципиальных точках зрения на репортаж как на информационный жанр, определенное сходство в толковании репортажа отечественными и немецкими исследователями в последние десятилетия, свободу выбора темы, которая может касаться общественной жизни, существенное отличие понятия «репортаж» и «онлайн-репортаж», специфические особенности композиции репортажа, которые в российской и немецкой журналистике не имеют кардинальных отличий, существующую жанровую разновидность репортажа, каждая из которых имеет свое назначение, а значит определенным образом имеет влияние на читательское восприятие. Очень часто фотографии, картинки, статистики или иллюстрации поддерживают выразительность репортажей, потому что они служат для читателей еще одним информационным источником.
Репортаж является индивидуальной формой изложения, а это значит, что должно быть упомянуто авторское имя. Сравнивая с сообщением, можно заметить, что репортер имеет право высказать собственную точку зрения,
Проведенный лексический анализ используемых в репортаже языковых жанрообразующих средств позволил нам прийти к следующему заключению: репортаж объединяет в себе нейтральную и экспрессивную лексику, другими словами, на веб-страницах репортажных текстов встречаются жаргонизмы, варианты сниженной лексики, диалектизмы и т.д. Все это обеспечивает колорит репортажу и наделяет его эмоциональностью. В репортаже используются слова с общественно-политическим смыслом, а также фразеологизмы, англицизмы, термины, имена собственные. Данная лексика привносит большую выразительность и эмоциональность и придает жанру деловой характер. В исследуемых текстах отмечено широкое использование разнообразных стилистических тропов, служащих для создания экспрессивности в репортаже. Они позволяют оценить тот или иной факт, заострить внимание читателя на определенном месте, заставляют работать человеческое воображение, помогают достичь одну из важнейших функций репортажа, а именно - ощутить себя участниками событий.
Стилистический анализ текстов онлайн-репортажей в немецкоязычной прессе позволил нам установить, что в текстах репортажей разных жанров наибольшей частотностью обладает метафора. Это объясняется тем, что метафора обладает большей выразительностью. Зачастую в репортаже метафора - это итог словотворчества. Как было отмечено ранее, задачей репортеров является предоставления возможности читателям взглянуть на описываемые события взглядом очевидцев, позволить ощутить аудитории эффект присутствия. Благодаря метафоре это становится возможным.
Грамматический анализ текстов онлайн-репортажей показал, что именно благодаря различным грамматическим средствам выразительности, служащим для передачи эмоционально-экспрессивных особенностей речи
репортера, появляется возможность намного ярче показать внутренние переживания автора, его оценку предмета сообщения. Достижение такого эффекта становится возможным при использовании вопросительных предложений, различных временных форм, уточнения времени и места происходящих событий, подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи в предложениях и парантезы.
Анализ функциональных типов речи в текстах немецкоязычных онлайн-репортажей (повествования, описания и рассуждения) позволил нам прийти к выводу, что при их объединении в единое целое текст онлайн- репортажа становится динамичным, а благодаря включению прямой речи, читатель ощущает себя полноценным свидетелем происходящего.
В данной работе была предпринята попытка решить проблематику отсутствия единой интерпретации и определения жанра онлайн-репортажа как в российской, так и в немецкой журналистике, сравнить и структурировать попытки дефиниций жанра онлайн-репортажа, выявить наиболее часто употребляемые лексические средства выразительности, стилистические приемы, грамматические средства выразительности и функциональные типы речи в репортажных текстах. Следует отметить, что отдельные аспекты данной проблематики могут послужить толчком для последующих исследований в данной области.



