ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Сотрудничество детей и взрослых в образовательном
пространстве дошкольной организации как
педагогическая проблема 11
1.2. Современные формы сотрудничества детей и взрослых
в образовательном пространстве дошкольной организации 16
1.3. Теоретическое обоснование проекта сотрудничества
детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации 23
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1. Исследование проблемы сотрудничества детей и
взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации 34
2.2. Реализация проекта сотрудничества детей и взрослых в
образовательном пространстве дошкольной организации 45
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации как среде педагогической поддержке личности ребенка определяется изменениями, происходящими в современном образовании, как в области его содержания, так и в области взаимоотношений детей и взрослых.
Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует развития такого типа человеческих отношений как сотрудничество, содействие, умение работать в команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной и духовной сферах.
В соответствии с новой редакцией закона «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка (56).
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) современное общество предъявляет новые требования к системе образования, в том числе к первому уровню - дошкольному образованию. Одним из принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (55).
Под сотрудничеством, по мнению Р.Х. Шакурова, понимается такое взаимодействие, при котором воспитатель и воспитанник содействуют удовлетворению интересов друг друга; форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача (60). Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движение к
Понятие «взаимодействие» - междисциплинарное, в первую очередь, оно рассматривается, как одна из основных философских категорий, которая отражает процессы воздействия и взаимную обусловленность объектов друг на друга, а также порождение одного объекта другим. В наиболее общем значении «взаимодействие» интерпретируется как непосредственный или опосредованный процесс воздействия друг на друга субъектов, вызывающий их взаимную обусловленность и связь (15).
Ю.В. Братчикова (8) и Е.В. Коротаева (25), рассматривая взаимодействие в контексте педагогического процесса, анализируют его как сотрудничество, при котором у субъектов образовательного процесса общие цели и результаты деятельности.
Если же взаимодействие рассматривать в контексте образовательного процесса, то оно всегда анализируется в положительном аспекте, иными словами, как кооперация или сотрудничество, при которых у субъектов подразумеваются общие цели и результаты деятельности, что подчеркивается в работах Ю.В. Братчиковой и Е.В. Коротаевой (8; 25).
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения (28). С.В. Кудрявцева (27), М.И. Лисина (30) рассматривают взаимодействие как характеристику общения. В исследованиях А.А. Бодалева (12), Н.С. Дежниковой (17) и других данные понятия используются как тождественные.
В работах Ш.А. Амонашвили (1), Г.М. Андреевой (2), М.И. Лисиной (30), В.А. Ситарова (46) и др. раскрывается деятельностный, гуманистический характер сотрудничества, его диалогическая структура, подчеркивается необходимость освоения сотрудничества с дошкольного возраста. На современном этапе проблемой сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве в дошкольных образовательных организациях занимаются: В.Н. Кленова, В. Ф. Ломова, А.В. Меренков. Освоение опыта сотрудничества с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте повышает эффективность совместной деятельности (Т.И. Бабаева, Е.Е. Кравцова, В.Г. Маралов и др.).
Анализ теории и практики сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации позволил выявить ряд противоречий:
- между потребностью в сотрудничестве детей и взрослых на личностно¬ориентированной основе, способствующей их взаимной поддержке и слабой разработанностью модели сотрудничества в дошкольной организации;
- между необходимостью перехода к отношениям сотрудничества между детьми и взрослыми и неготовностью педагога к его обеспечению в образовательном пространстве дошкольной организации.
Все эти противоречия определили тему нашего исследования «Проектирование сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации».
Проблема исследования: проектирование сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации в условиях гуманизации образования.
Решение данной проблемы определило цель: разработка и научное обоснование проекта сотрудничество детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации.
Объект исследования: процесс сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации.
Предмет исследования: проектирование сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации.
В современном российском образовании возникла острая потребность в обучении и воспитании человека, способного широко мыслить, быть инициативным, высокообразованным и в то же время сохранять и развивать культуру, уметь с достоинством войти в мировое сообщество.
Для решения проблемы исследования был проведен анализ отечественных работ (Ш.А. Амонашвили, Г.М. Андреева, Т.И. Бабаева, Р.С.Буре, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Н. Кленова, Е.Е. Кравцова, Н.А.Короткова, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В. Ф. Ломова, , А.В. Меренков, Н.Я. Михайленко, В.Г.Маралов, В.А. Ситаров, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, Г.А. Цукерман и др.)
Понятие «сотрудничество» многогранно, применяется в различных сферах деятельности и используется в различных научных дисциплинах. В настоящее время термин «сотрудничество» не имеет устоявшегося определения. Интерпретируется по-разному: как взаимодействие, общение «на равных», взаимоотношение, партнерская деятельность, осуществляющиеся между двумя или несколькими личностями, группой и личностью, между человеческими общностями. Понятия «сотрудничество» и «взаимодействие» идентичны.
Говоря о сотрудничестве в образовательном пространстве дошкольной организации следует понимать такое взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Сотрудничество характеризуется стремлением понять и поддержать друг друга, чтобы достичь результата, учитывая, интересы друг друга, как свои собственные и добровольно проявляя активность. Основное внимание детей обращается на освоение отношений: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать других и себя.
Основными признаками сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве являются: целенаправленность, т.е. все участники образовательной деятельности стремятся к общей цели; мотивированность, т.е. все участник (дети и взрослые) проявляют активность и заинтересованность к совместной деятельности; целостность, т.е. все участники образовательной деятельности взаимосвязаны; структурированность, т.е. все функции, права, обязанности и ответственность четко распределены среди участников образовательной деятельности; согласованность, т.е. все участники образовательной деятельности согласовывают свои действия друг с другом, в результате чего достигается низкий уровень конфликтности; организованность, т.е. все участники образовательной деятельности действуют планомерно, способны к управлению и самоуправлению; результативность, т.е. все участники образовательной деятельности достигают результата.
В образовательном пространстве дошкольной организации используются такие формы сотрудничества как совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, при которой педагог становится партнером; свободная самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с родителями (законными представителями) детей, которые способствуют позитивному становлению личности, его психологических установок, развитию активности и креативности дошкольника.
Для успешной реализации сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации нами был разработан проект. В педагогической науке понятие «проект» определяется как специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Нами было рассмотрено несколько способов разработки проектов: системная паутинка, «Модель трех вопросов», образ «Семь мы», метод «Мыслительных карт». Выстроена четкая структура проекта, которая состоит из четырех этапов: введение
(пояснительная записка), план-график мероприятий (деятельность в рамках проекта), оценка результатов и отчетность, приложения. К разработке проекта предъявлено ряд требований: во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим; во-вторых, поставленная проблема должна исследоваться в логической последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление, выводы и выдвижение новых проблем; в-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.
Опираясь на составляющие сотрудничества, проектирование сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации велось с учетом всех форм взаимодействия: педагога с детьми, педагога с родителями (законными представителями) детей, педагога с педагогами; детей с детьми.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 78 «Гномик». Она включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель констатирующего этапа эксперимента - выявление проблемы сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве МАДОУ д/с № 78. На этом этапе были
подобраны диагностические методики для воспитанников, анкеты для родителей (законных представителей) и педагогов; выявлен уровень сотрудничества детей в образовательном пространстве дошкольной организации; определена удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством деятельности дошкольной образовательной организации; изучено отношение педагогического персонала к качеству деятельности дошкольной образовательной организации.
На данном этапе экспериментального исследования мы проанализировали результаты наблюдения за поведением детей в непосредственно образовательной деятельности взрослых, диагностические ситуации «Праздничная открытка», «Листопад» и «Строим мост», проведенной с воспитанниками дошкольной образовательной организации (19 воспитанников), а также посредствам анкетирования определили уровень удовлетворенности родителей (19 респондентов) и педагогического персонала (20 респондентов) сотрудничеством дошкольного учреждения. Приведем наиболее значимые результаты первого этапа.
Анализ полученных результатов показал, что в большей степени дети имеют представления о правилах сотрудничества, называют неполный их спектр, признают их значимость, но единое смысловое поле возникает фрагментами у 8 детей (42%), в наименьшей степени дети называют единичные правила сотрудничества, затрудняются выделить правило в соответствии с поставленной задачей, общее смысловое поле для сотрудничества не возникает у 5 детей (26%).
Подводя итоги констатирующего этапа, приходим к выводу, что дальнейшее проектирование сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации позволит организовать индивидуальный подход к работе с семьями воспитанников в рамках новой философии работы с семьей; создаст комфортные условия пребывания детей и родителей в дошкольной образовательной организации; родители будут уверенны в поддержке, со стороны педагогов, своих воспитательных действий.
На втором - формирующем этапе экспериментальной работы - был разработан и апробирован проект сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации. В основу разработки проекта были положены исследования по формированию сотрудничества в дошкольной образовательной организации М.Б. Зуйковой, Л.С.Киселевой, Т.С. Лагоды, Т.А. Данилиной.
Вид нашего проекта - долгосрочный (2015 г. - 2017 г.), цель которого разработка комплекса мероприятий по взаимодействию детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации мы разработали проект взаимодействия детей и взрослых. Для реализации проекта нами были выделены следующие направления работы:
1. Расширение знаний педагогов о совместной партнерской деятельности детей и взрослых в соответствии с положениями ФГОС ДО.
2. Обеспечение условий для упражнения в практических приемах педагогов по организации совместной партнерской деятельности с детьми дошкольного возраста.
3. Совершенствование у педагогов культуры общения, умения высказывать свое мнение, анализировать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, умения определять перспективу собственной деятельности.
4. Установление сотрудничества между образовательным
учреждением и семьей.
Разработанный нами проект предполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. На первом этапе коллективу дошкольной образовательной организации был представлен проект по реализации сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве с подробным обсуждением в ходе исследования данных; были определены сроки реализации проекта, его ответственные.
На третьем - контрольном этапе экспериментальной работы - мы проанализировали результаты исследования и сравнили их с предыдущими. Повторная диагностика уровня сформированности сотрудничества детей и взрослых, которая после проведенного количественного и качественного анализа показала положительную динамику сформированности сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации: с высоким уровнем сотрудничества 7 детей (37%), со средним уровнем 10 детей (52%), с низким уровнем 2 ребенка (11%).
Таким образом, одним из условий реализации сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации является проект, который направлен на расширение знаний педагогов о сотрудничестве, субъект-субъектные взаимоотношения, личностно-ориентированном подходе; совершенствование культуры общения педагога с родителями (законными представителями) детей; способствует позитивному взаимодействию с семьями воспитанников.
В результате реализации проекта с детьми и родителями (законными представителями) детей, мы отметили увеличение числа успешно сотрудничающих детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной организации.
1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя / Ш.А. Амонашвили. - Киев: «Освита», 1991. - 111 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших уч.заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 476с.
3. Афонькина Ю. А. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО: диагностический журнал. ФГОС / Под ред. Г. П. Поповой, Т. В. Бондаревой. - М.: Учитель, 2014. - 92 с.
4. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 224 с.
5. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении / В.Н. Белкина, Т.Н.Захарова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №4. - Том 2. - С. 131-135.
6. Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика: учебное пособие / Д. А. Белухин. - М.: Издательство: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 318 с.
7. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. - М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. - 320 с.
8. Братчикова Ю. В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций / Ю. В. Братчикова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 132-137.
9. Бурков В. Н. Теория активных систем (история развития и современное состояние) / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков // Проблемное управление. - 2009. - № 3.1. - С. 29-35.
10. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Практическое руководство / Т. Бьюзен. - М.: Издательство: Попурри, 2010. - 352 с.
11. Богославец Л.Г. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно-методическое пособие / Л.Г. Богославец. - СПб.: Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. - 176 с.
12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 200с.
13. Галимская О.Г., Волошина Л.Н., Арсеенко Е.А. Оценка готовности старших дошкольников к общению и взаимодействию в процессе освоения спортивных игр / О.Г. Галимская, Л.Н. Волошина, Е.А.Арсеенко // Современные проблемы науки и образования. - 2017.
- № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26448
14. Горбунова И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей / И. Горбунова // Дошкольное воспитание.
- 2013. - № 3. - С. 24-28.
15. Гуцу, Е.Г. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников / Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетова, А.А.Чернова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 21-28.
16. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в четырех томах / Под ред. А.Н. Филиппов. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - Т 3.
- 544 с.
17. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова и др. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.
18. Дьяченко В.К. Дидактика: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования: в двух томах / В.К. Дьяченко.
- М.: Народное образование, 2006. - 400 с.
19. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: Сфера, 2006. - 64 с.
20. Ежкова Н. Эмоциональная поддержка детей в образовательном процессе дошкольных организаций / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С. 86-90.
21. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие / Е. С. Заир-Бек. - СПб.: Просвещение, 1995. - 234с.
22. Карнышев А.Д. Социальная психология сотрудничества в школе / А.Д. Карнышев. - Красноярск: КГПИ, 1991. - 151с.
23. Килпатрик У.Х. Основы метода / У.Х. Килпатрик. - М.: Госиздат, 1928. - 115 с.
24. Киренкова О.Л., Першина Т.В. Развитие сотрудничества детей дошкольного возраста в проектной деятельности / О. Л. Киренкова, Т. В. Першина // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
- 2016. - Т. 11. - С. 2371-2375. Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2016/86504.htm.
25. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: проблемы и поиск решений / Е. В. Коротаева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 45-50.
26. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. - М.: Издательство «Линка- Пресс», 2012. - 208 с.
27. Кудрявцева С.В. От игры - к развитию личности / С.В. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1995. - №3. - С.78-81.
28. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание /
Т.А. Куликова . - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
29. Лагутина Н. Ф. Роль эмоций в социально-нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста / Н. Ф. Лагутина // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 6. - С. 65-71.
30. Лисина М.И. Общение и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Изд-во Инст-т практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1997. - 384 с.
31. Листик Е. М. Влияние стиля воспитания на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е. М. Листик // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 6. - С. 53-58.
32. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
33. Маврина И.В., Ягловская Е.К. Развитие взаимодействия и общения
дошкольников со сверстниками // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко,
Т.В.Лаврентьевой. - М.: Гном и Д, 2001. - С. 30-36.
34. Мазур И. И. Управление проектами (учебное пособие) / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. - М.: Синта-л, 2010. - 960 с.
35. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., Доронова Т.В. Что делать с приказом № 655? / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Т.В. Доронова // Обруч. - 2011. - № 1. - С.
36. Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. ФГОС / Л. В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.
37. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. Пособие для
педагогов ДОО. ФГОС / Л.В. Михайлова-Свирская. - М.:
Просвещение, 2015. - 128 с.
38. Павленко Т.А. развитие сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстникам в коллективной творческой деятельности / Т.А. Павленко // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 6. - С. 20-27.
39. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с.
40. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании / Под ред. Л.С. Вакуленко, А.К. Золотовой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 192 с.
41. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Бим-Бад Борис. 3-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2009. - 528 с.
42. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд. исп. и доп. - М.: АРКТИ, 2011. - 96 с.
43. Пьянкова Л. А. Организация работы по внедрению проектного метода
в образовательный процесс дошкольного учреждения / Л.А. Пьянкова // Современные подходы к развитию системы дошкольного образования: теория, практика и тенденции: Материалы
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Кемерово, 26 августа-27 сентября 2013 г.) / сост.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова, Т. Б. Игонина, М. В. Дорн, Е. И. Мельник. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. - С. 67-70. Режим доступа: https://eduherald.ru/pdf/2015/2015_05_3.pdf
44. Римашевская Л.С. Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста / Л.С. Римашевская. - 2-е изд. - М.:
Издательство «Линка-Пресс», 2012. - 208 с.
45. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у
старших дошкольников / Л.С. Римашевская. - М.: Центр
педагогического образования, 2007. - 112 с.
46. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
47. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.
48. Склярова М.П. Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. / М.П.Склярова // Педагогика, психология.- Ч. 1., 2012. - С. 89-96.
49. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В.Лехина, С.М.Локшиной, Ф.Н.Петрова. - М.: Издательство: «Советская энциклопедия», 1964. - 784 с.
50. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркин. - 3-е изд. стереот. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - С. 193-200.
51. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: методическое пособие / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2011. - 77 с.
52. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
53. Сорокина Т.М. O некоторых индивидуально-возрастных особенностях общения детей / Т.М. Сорокина // Вопросы обучения и воспитания. - М.: Педагогика, 1978. - С. 142-154.
54. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М.: Мир и Образование, 2018. - 1376 с.
55. ФГОС дошкольного образования. - Великий Новгород: НИРО, 2014. - 224 с.
56. Федеральный закон «Об Образовании в РФ». М.: Омега-Л, 2016. - 142с.
57. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск: «ПЕЛЕНГ», 1993. - 268 с.
58. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСУ: Воронеж: МОДЭК, 2013. - 336 с.
59. Чубыкина О.А., Лаврентьева Н.Г. Педагогические условия развития ребенка как субъекта взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в детском саду // Современные проблемы науки и образования. - 2015.
- №5. Режим доступа: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=21567