Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деформация правового сознания молодёжи и юридические спосоБы ее преодоления

Работа №7120

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

юриспруденция

Объем работы205стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1004
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ 14
1.1. Понятийно-категориальный аппарат теории правового сознания 14
1.2. Особенности правового сознания молодежи 46
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕфОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ 59
2.1. Сущность и виды деформации правового сознания 59
2.2. Причины и условия деформации правового сознания молодежи 80
2.3. Деформация структурных элементов правового сознания молодежи 93
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ '. 104
3.1. Правовая социализация - как условие преодоления деформации правового сознания молодежи 104
3.2. Роль права и правовых средств в преодолении деформации правового сознания молодежи 123
3.3. Правовое воспитание - как процесс преодоления деформации правового сознания молодежи 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
*
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
154
ПРИЛОЖЕНИЯ 165



Актуальность темы исследования. Состояние постсоветского общества не случайно у многих вызывает тревогу и озабоченность. Прогрессирующее снижение уровня жизни широких масс населения, рост социальной напряженности, обусловленный резкой поляризацией общества, достигшая критических объемов коррупция, рост преступности, * наркомании, злоупотребление алкоголизмом населения - все это свидетельствует о глубоком всестороннем кризисе. Негативные изменения, затронув все стороны социальной жизни, коснулись и сферы правового сознания молодежи.
> С одной стороны, можно констатировать общее понижение уровня правового сознания молодежи даже по отношению к дореформенному периоду, что выражается в растущей криминализации и теневизации общества, все большем отчуждении населения от правоохранительных органов, нарастании нигилистического отношения к праву. Но если взглянуть с другой стороны, смысловым центром проводимых реформ является ориентация на формирование в конечном счете в России гражданского общества, неотъемлемым атрибутом которого является правовое государство во всей полноте этого понятия. А это предполагает специфический тип и высокий уровень массового правового сознания, никогда не имевший места в границах России, поскольку здесь всегда, во все исторические периоды, власть доминировала над правом. Поэтому сегодня важно найти оптимальные формы модернизации правовой системы и ее взаимодействия с социумом.
Важным элементом правовой системы является правовое сознание. В современный период, отличающийся небывалым динамизмом в молодежной среде, как значительный негативный фактор в государственно-правовом строительстве, получили распространение различные виды деформации правового сознания (правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм и перерожденное правовое сознание).

4
Сложившаяся ситуация требует принятия безотлагательных мер. Причем, первоочередной задачей должно стать воспитание положительного взгляда на право в среде молодежи, так как именно молодежь является той социальной группой, которой предстоит завтра жить в России и управлять государством. В то же время именно сознание молодежи наиболее подвержено изменению при постороннем влиянии.
Тенденция умаления роли права в жизни общества должна быть преодолена, а это возможно лишь при детальном исследовании сложившейся структуры правового сознания молодежи. Только опираясь на данные научного исследования^ можно выявить факторы, влияющие на формирование правового сознания у молодого человека, вовремя пересечь их негативное воздействие.
Общетеоретические проблемы анализа процесса деформации правового сознания молодежи сегодня в юридической науки разработаны недостаточно. Их исследование необходимо не только для теоретического осмысления и научной значимости, но и для педагогических целей.
Изучение феномена деформации правового сознания* и поиск путей ее преодоления является сегодня чрезвычайно важным делом, требующим своего разрешения, так как степень деформации правового сознания одного из главных действующих лиц современного исторического процесса — молодежи -
- является показателем здоровья* общества -и - государства, в которых он проявляется. В связи с этим, деформация правового сознания — это не только юридическая категория, но и реально существующее социально¬психологическое явление, возникающее как результат оценки права и отдельных норм людьми, социальными группами или всем обществом, оценки, переходящей в соответствующее правовое или противоправное действие. Все это требует всестороннего научного изучения механизма процесса формирования правового сознания молодежи, исследование деформации его структурных элементов, конструирование условий, средств и способов преодоления этого негативного явления.

5
Указанные обстоятельства и предопределили актуальность работы и выбор темы исследования.
Объектом диссертационного исследования является правовое сознание современной российской молодежи.
Предметом диссертационного исследования являются закономерности деформации правового сознания молодежи как негативного социально¬правового явления, обладающего специфическими чертами и функциональными возможностями в условиях современного общества и юридические способы ее преодоления.
Цель диссертационного ' исследования заключается в научном осмыслении и анализе сущности и проявлений различных видов деформации правового сознания молодежи и создании комплекса мер по ее профилактике и преодолению на современном этапе развития российского общества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие основные выводы диссертации:
1. Правовое сознание, его структура, уровни, виды и функции представляют собой достаточно сложное, многоаспектное интегральное явление, отражающее результаты процессов правовой социализации граждан, состояние законности, правопорядка в обществе и выполняют роль важнейшего элемента в правовой культуре, правотворчестве и правоприменении. Учет своеобразия структуры, уровней, видов и функций правового сознания в законотворчестве сделает принимаемые нормативные акты гораздо более понятными, их императивность свяжется напрямую с исполняемостью и законопослушанием в обществе. Одновременно, это позволит реально включить широкие круги молодежи в правотворческий процесс в условиях обновления России. И, наконец, ключевым пунктом правового сознания, его главной целью в обществе, является осознание людьми ценностей и представлений о действующей системе права.
2. Одним из значимых субъектов - носителей правового сознания всегда является в любом обществе молодежь, под которой следует понимать большую социально-демографическую группу людей в возрасте от 14 до 29 лет, имеющую специфические социальные и психологические черты.
Сегодня молодежь является в правовом плане одной из самых незащищенных групп населения. Оказавшись в сложных жизненных ситуациях, она порой становится объектом, легко вовлекаемым в криминальную среду, наркоманию и алкоголизм. Причины этого многообразны. Определенная доля вины за такое положение лежит на государстве, прежде всего из-за отсутствия в стране целостной и последовательной политики в отношении молодежи.
Несмотря на то, что еще 11.11.1999 г. был принят Закон «Об основах государственной молодежной политике в Российской Федерации», в стране до

146
сих пор так и не сложилось единого мнения по поводу тех или иных направлений государственной молодежной политике.
Основными институтами общества, влияющими на формирование и определение специфики правового сознания молодежи, как социально-демографической группы населения в возрасте от 14 до 29 лет, имеющей специфические социальные и психологические черты, являются результатом деятельности большого круга участников социальных отношений: органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные учреждения и, прежде всего, средняя школа, средства массовой информации, социально-демографические и культурно-этнические группы, коллектив, семья, общественные организации и индивидуальные лидеры. На основе анализа содержания и форм выражения вышеизложенных фактов, детерминирующих процесс формирования правового сознания в молодежной среде, автор приходит к выводу, что все они - социальные, экономические, правовые, политические, психологические, педагогические - образуют сложную систему взаимодействия общества и личности и в настоящее время развиваются в Российской Федерации хаотично и нестабильно.
Именно целенаправленная политика в отношении молодежи должна являться главным фактором в формировании должного уровня правового сознания молодых граждан страны, эффективной их подготовкой к самостоятельной жизни в обществе.
На наш взгляд, приоритетное участие государства в деле формирования правового сознания молодой личности должно идти по следующим направлениям:
- усиление роли государственных и муниципальных органов всех уровней в выработке и утверждении политико-правовых ценностей и норм, общенациональных приоритетов. А также духовных и нравственных установок;
- эффективная и социально-правовая адресная защита;
- целенаправленная политика занятости населения;

147
- действенная политика в деле правового и патриотического воспитания молодежи.
3. Проблема негативных проявлений правового сознания молодежи в современной России обусловлена многими причинами: ростом уровня нарушений закона, снижением правовой активности, правовой безответственностью населения и должностных лиц ит.д. В этой связи в число первоочередных задач юридической науки выносится проблема преодоления несоответствия между ценностями общественного сознания.
В настоящее время правовое сознание молодежи активно деформируется, и этот процесс затрагивает все его стороны, все структурные компоненты, в частности познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий. В то же время расхождение между ценностями права и ценностями общественного сознания наблюдается на фоне повышения востребованности права в жизни общества. Способности молодежи на сознательном уровне соблюдать законы, уважать права и свободы 'других граждан не всегда находят адекватное отражение на практике и^ нередко проявляется в распространении различных видов деформации правового сознания.
По мнению диссертанта, деформация правового сознания - это общественное явление, характеризующееся отрицательным формированием у субъектов конкретных стереотипов идей, оценок, знаний, социально-правовых установок, чувств и эмоций, которое искаженно отражает реальную правовую картину и выражает негативное отношение к существующей системе права и режиму законности в социуме.
Под видами (формами) деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые в отражении правовой действительности отличаются различной степенью искаженности структурных элементов правового сознания и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого феномена.

148
К наиболее распространенным видам деформации правового сознания молодежи следует относить: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм и перерожденное правовое сознание. Их значимость состоит в том, что они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правового сознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях. Данные дефекты правового сознания ведут к негативным последствиям для права и выступают в качестве форм сознания несоответствующих правовым. Это не может сегодня не тревожить российское общество со стороны государственных и муниципальных органов и отечественной науки.



1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 25.12.1993. №237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (1
ч.). Ст. 4921.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
8. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.
9. Президентская программа о молодежи. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1994. № 1696.
Ю.Закон Санкт-Петербурга от 17.03.1998 № 28-6 «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга». // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 1998. № 4.

155
11. 0 гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо Министерства образования РФ от 19.03.2002. № 391/11. // Вестник образования. 2002. № 4.
^.Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. - М., 2000.
И. Литература
1. Алексеев С.С. Общая теория советского права. Учебник. - Свердловск: Общественные науки, 1968. - 270 с.
2. Алексеев С.С. Теория права. Учебник. - М.: Юридическая литература,
1999. -302 с.
3. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация. // Советское государство и право. 1987. № 6.
4. Бабаев В.К. Теория советского права в конспектах лекций и схемах. Учебник. - Горький: Мир, 1990. - 192 с.
5. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общие теории права: Краткая энциклопедия. - Нижний Новгород: Юрист, 1998. -401 с.
6. Баскин Ю.Я., Чудинов И.А. Вопросы теории правового сознания. // Правоведение. 1972. №2.
7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Юридическая литература, 1989.-361 с.
8. Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. - М.: Высшая школа, 1982. - 171 с.
9. Белканов Е.А. Лояльность правосознания. // Российский юридический журнал. 1996. № 3.
Ю.Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-98 с.

156
П.Брысина Т.Н. Сознание в современном мире. - Саратов: Мир, 1993. - 106 с.
12. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. — Киев: Наукова думка, 1986. — 109 с.
13. Бутов С.А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования. - М.: Юридическая литература, 1989. — 72 с.
Н.Вихров А.А., Глущенко П.П. Образование как основной социальный институт и его место и роль в повышении качества образовательного процесса. // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Материалы VIII ежегодной всероссийской научно- практической конференции юридического факультета СПбГУП. 22 ноября 2002. - СПб., 2003.
15. Гвишиани Д.М., Лапин Н.И. Краткий словарь по социологии. — М., 1998. -506 с.
16. Wolfgang Craous. Nigilizm et idaializm. - Paris: Drapeu, 1994. - 100 p.
17. Горелова B.H. Обыденное сознание как философская проблема. - Пермь: Авангард, 1993. - 162 с.
18. Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание. - Екатеринбург: Пламя, 1994.-260 с.
19. Гречин А.С. Социология правового сознания. - М.: Юнити, 2001. - 280 с.
20. Громов И.А., Урсу Н.С. Предмет социологии. Теория, методология и методика социологического исследования. Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1993.- 160 с.
21. Гойман В.И. Действие права. (Методологический анализ). - М.: Луч, 1992.-280 с.
22. Гревцов Ю.И. Социология. Учебник. - СПб.: Эллада, 2003. - 403 с.
23. Долгова А.И. Правовое воспитание молодежи. - М.: Юридическая литература, 1979. - 85 с.
24. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М.: Прогресс, 1983. - 270 с.

157
25. Елсуков А.Н. История социологии. — Минск: Беларусь, 1993. - 460 с.
26.3апесоцкий А.С. Образование: Философия. Культурология. Политика. — СПб.: Образование, 2002. - 385 с.
27.Злобина Е.С. Категория личности в системе понятий социологической теории. // Социология: теория, методика, маркетинг. - Киев, 2002.
28. Иванчак А.И. Правовая социализация личности (К вопросу об исследовании понятия). // Герценовские чтения 1998. Актуальные проблемы социальных наук. - СПб., 1998.
29. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М.: Гардарика, 1993. - 120 с.
30. Ишкильдина Г.Р. Правовой менталитет молодежи. // Человек. Общество. Образование. - Уфа, 1999.
31 .Казимирчук В.П. Право и социология. - М.: Наука, 1973. - 302 с.
32. Каландаришвили З.Н. Роль компонентов правовой культуры в становлении профессии юриста. // Правозащитная деятельность: теория, практика, перспективы. Материалы научно-практической конференции юридического факультета СПбГУП. 22 ноября 2002. - СПб., 2003.
33. Каландаришвили З.Н. Влияние юридического образования на процесс социализации молодежи России. // Правозащитная деятельность в условиях становления гражданского общества. - СПб., 2004.
34. Каландаришвили З.Н. Роль молодежи в осуществлении социально- экономических процессов в России. // Ученые записки юридического факультета СПбГУП. 2001. Выпуск 6.
35. Каландаришвили З.Н. Генезис понятия социализации и правовой социализации в социологии права. // Герценовские чтения 2003. Актуальные проблемы социальных наук. - СПб., 2003.
36. Каландаришвили З.Н. Изучение гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных школах России как фактор социальной адаптации молодежи. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - СПб., 2000.

158
37. Каландаришвили З.Н. Идейный строй и логика правосознания. // Герценовские чтения 2002. Актуальные проблемы социальных наук. - СПб., 2002.
38. Каландаришвили З.Н. Информационная культура в правовом воспитании молодежи. // Информационная культура и информационная безопасность. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 17—19 октября 2002. - СПб., 2002.
39. Каландаришвили З.Н. Проблемы формирования и повышения правосознания и правовой культуры молодежи в условиях становления России. // Правозащитная деятельность в условиях становления гражданского общества. - СПб., 2004.
40. Каландаришвили З.Н. Современный российский вуз как агент социализации студенчества. // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. Материалы VIII Всероссийской научно-методической межвузовской конференции. 23 - 24 октября 2003. -СПб., 2003.
41. Калиновский Г. А. Структура правовой культуры и факторы ее трансформации. - Ростов-на-Дону: Дон, 2001. - 96 с.
42. Карпец И.И. Правосознание и причины преступности. // Советское государство и право. 1968. № 12.
43. Керимов Д. А. Философские основания в политико-правовых исследованиях. - М.: Наука, 1986. - 175 с.
44. Керимов Д.А. Право, правосознание, мировоззрение. // Советское государство и право. 1980. № 7.
45. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. - М.: Норма, 1972. -470 с.
46. Ковалева А.И.Социализация личности: норма и отклонение. - М.: Мир, 1996.- 185 с.
47. Ковалева Г.А. Детство в начале 21 века. - СПб.: Муравей, 2003. - 75 с.



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ