ВВЕДЕНИЕ 3
1 Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе школы
1.1 История становления игровых технологий обучения 7
1.2 Сущность, функции дидактических игр 12
1.3. Особенности использования дидактических игр в
общеобразовательном процессе школы 19
2 Использование дидактических игр в ходе изучения географии
2.1 Возможности школьного курса географии для использования
дидактических игр 27
2.2 Состояние проблемы использования дидактических игр в общеобразовательных учреждениях (на примере МБОУ Валуйчанская СОШ» Красногвардейского района Белгородской области).. 37
2.3 Апробация уроков географии с применением дидактических игр на базе МБОУ «Валуйчанская СОШ» Красногвардейского района Белгородской области) 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для преподавателей «Дидактическая игра на уроке» 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Урок глазами учеников» 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В Кроссворд 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Раздаточный материал к уроку 6 класса на тему
«Климат» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Конспекты уроков географии с применением
дидактических игр 67
На нынешних школьников обрушивается большой поток информации. Не умея стремительно сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок не умеет ориентироваться в безбрежном информативном море.
Начальная картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных действий. К ним принадлежат: ощущение, восприятие, представление, мышление, речь, память, воображение, и внимание.
Внимание захватывает особенное место, без него неосуществима активация абсолютно всех других действий, таким образом оно с одной стороны представляется сложным познавательным действием, с иной - психическим состоянием, в результате которого улучшается работа. Аннексированное же в познавательное действие внимание сочетается в чертах характера с личными особенностями интеллектуальной работы, внимательностью.
Повышение интеллектуальной перегрузки на уроках географии вынуждает поразмышлять над тем, как оказать поддержку у обучающихся, повысить заинтересованность к изучаемому материалу, их динамичность, внимание в течении всего урока. В взаимосвязи с данным ведутся поиски новых результативных способов обучения и таких методических приемов, которые стимулировали бы мысль школьников, провоцировали бы их к независимому приобретению познаний, совершенствовали бы качество внимания.
Формирование заинтересованности к географии у существенного количества обучающихся находится в зависимости от методики ее преподавания, от того, насколько искусно выстроена учебная деятельность. Необходимо подумать о этом, чтобы на уроках любой учащийся трудился динамично и плодотворно, и использовать это как начальный пункт для формирования и развития любознательности, полной познавательной заинтересованности. Данное в особенности принципиально в подростковом возрасте, когда еще создаются, а иногда и только формируются долговременные интересы и склонности к тому или другому предмету. Собственно, в данный этап необходимо прилагать усилия для раскрытия притягательных сторон географии, привлечь предметом.
Одним из средств формирования ключевых свойств интереса: сосредоточения, размера, переключения, распределения, стабильности; наравне с иными способами и приемами, используемыми на уроках, представляется дидактическая игра, сегодняшний и известный способ обучения и преподавания, владеющий просветительной, формирующей и воспитывающей функциями, которые функционируют в базисном единстве.
Нынешнее учение, направляясь к игровым конфигурациям преподавания на обучении, объективно усматривает в них способности успешной системы взаимодействия преподавателя и обучающихся, результативной фигуры их общения с компонентами состязания, непосредственности, искренней заинтересованности [1].
В играх применяется свойственное любому ребенку умение к воображению. Ребята стремительно и легко вступают в игру с собственным воображением, даже не думая о том, какие непростые задачи они порой осуществляют. В ходе игры у ребят производится манера концентрироваться, думать самолично, формируется интерес, желание к познаниям. Увлёкшись, ребята не подмечают, что обучаются: постигают, запоминают новое, находятся в необыкновенных ситуациях, пополняют резерв взглядов, определений, формируют воображение. В том числе и наиболее бездейственные из ребят, вводятся в игру с большей охотой, прилагая всегда старания, чтобы не подставить друзей по игре. В период игры ребята, как правило, весьма осмотрительны, сосредоточенны и дисциплинированны [4].
Дидактические игры весьма отлично уживаются с «серьёзным» учением. Введение в занятие нравоучительных игр и игровых факторов проделывает воссоздает процедуру преподавания увлекательной и интересной, формирует у ребят бдительное состояние, упрощает форсирование проблем в усвоении данного материала. Многообразные игровые воздействия, при содействии каковых принимается та или иная интеллектуальная цель, удерживают и увеличивают заинтересованность ребят к тренировочному объекту. Желательно чтоб ребята обучались с увлечением, чтоб большая часть школьников почувствовали и осмыслили привлекательные края географии, ее способности в совершенствовании интеллектуальных возможностей в преодолении проблем» [10].
Нравоучительное исполнение - никак не цель в занятии, а способ преподавания и обучения. Игру никак не следует спутывать с потехой, никак не надлежит расценивать ее как функционирование, доставляющую наслаждение для наслаждения. Следует что в таковую необходимо посмотреть точно в тип переводящей созидательной работы в близкой взаимосвязи с иными типами тренировочной деятельности [11].
Задача формирования интереса остается нужной и важной.
Актуальность проблемы заключается в использовании дидактических игр в обучении географии, так как они играют особую роль для реализации творческой деятельности и в выражении эмоционально-ценностного отношения учащихся. В современных условиях роль опыта творческой деятельности, полученного обучающимися, существенно возрастает, а эмоционально-ценностное отношение определяет восприятие действительности учебного материала. Оно стимулирует социальную активность школьника и способствует усвоению им таких элементов содержания образования, как нравственные проблемы. Это показатель интеллектуальных способностей личности и способ их развития. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных дидактических игр. Этому способствуют системность, значимость, рациональность и универсальность получаемых в курсе географии знаний.
Дидактическую игру допускается сформировать и в истоке задания, с целью активизации интереса обучающихся, и в завершении его, с целью укрепления выученного. Так как собственно тут ученики выражают фантазию, смышленость, внимательность, изобретательность, обучаются стремительно и разумно говорить. Дидактические игры, близ целесообразном их использовании, имеют все шансы быть успешным орудием активизации тренировочной работы подростков, одобрительно оказывающим большое влияние в увеличении свойства познаний, умений, что способствует формированию возможностей и необходимостей познавательного нрава, умственных и морально-волевых свойств, ключевых качеств интереса.
Цель нашей работы - изучить особенности применения дидактических игр на уроках географии и их влияние на развитие творческой и познавательной активности школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность, особенности использования дидактических игр в общеобразовательном процессе школы.
2. Изучить возможность школьного курса географии для использования дидактических игр.
3. Рассмотреть состояние проблемы использования дидактических игр в общеобразовательных учреждениях (на примере МБОУ «Валуйчанская СОШ» Красногвардейского района Белгородской области)
4. Провести апробацию уроков географии с применением дидактических игр на уроках географии и определить их влияние на развитие творческой и познавательной активности школьников.
Объектом нашего исследования является дидактическая игра в учебно-воспитательном процессе школы.
Предмет исследования: дидактическая игра на уроках географии.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: наблюдение, эксперимент, статистический метод.
В современных условиях в школах обнаружилась тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми игровыми технологиями, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Игровые технологии представляют собой - импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Поиск новых, нетрадиционных форм обучения направлен на придание учебно - воспитательному процессу большей гибкости, оперативности, освобождение его от штампов, заорганизованности.
Целью данной работы предстало подтверждение применения дидактических игр на уроках географии, как ресурсы развития качеств интереса подростков. Была изучена и проанализирована академическая спецлитература в согласовании с задачей, выбраны нравоучительные игры, содействующие формированию свойств интереса.
Подобным способом, подготовка в школе ориентировано в передачу ребятам установленного размера познаний и умений. Однако классическое хорошо - обыкновенное обучение в школе может становиться однотонным и монотонным. Однообразие - один с ключевых факторов сокращения мотивировки к учению. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра.
Исходя из вышесказанного, игровые методы могут быть полезны для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления взаимосвязей среди понятиями, формулирования своих идей и речи.
Они могут помочь:
- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;
- умение подчиниться правилам;
- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
- укрепить дружеские отношения в классе.
Многочисленные нравоучительные игры как будто бы никак не записывают ничего нового в познания подростков, однако они дают немалую выгоду для того, что же обучают обучающихся использовать познания в новых обстоятельствах либо определяют интеллектуальную проблему, постановление каковой призывает проявления всевозможных конфигураций интеллектуальной работы. Нравоучительная исполнение представляется орудием интеллектуального формирования, таким (образом как в ходе игры активируются многообразные интеллектуальные движения. Для того чтобы осознать замысел, освоить игровые воздействия и принципы, необходимо тщательно слушать и понять пояснения педагога. Дидактические игры требуют от ребят интенсивной мыслительной работы, исполнения сопоставления и обобщения, внимательного интереса.
В свою очередность, нравоучительные игры в связи с нахождения материала, метода учреждения, степени подготовки подростков, миссии задания имеют все шансы получать разнообразный характер.
«Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала».
Установление места дидактической игры в текстуре задания и комбинирование компонентов игры и концепции в значительном находятся в зависимости с верного осознания педагогом функций нравоучительных игр и их систематизации.
Итак, делая выводы, констатируем, что внимание учащихся 6 и 7 классов развито достаточно хорошо. Было выявлено воздействие применения дидактических игр в упражнениях географии в 6 и 7 классах с целью формирования интереса у обучающихся в той вот либо другой уровня. В следствии обнаружилось, что же применение нравоучительных игр в упражнениях географии, содействует формированию интереса и никак не проявляет негативного результата в качество познания обучающихся.
Использование дидактических игр, в курсе географии способствуют формированию у школьников культуры экологического поведения, помогает им получить новые знания, лучше овладеть необходимыми в жизни навыками и умениями, повышает их интерес к изучению предмета. В специально организованной игре применяется и обогащается накопленный учащимися жизненный опыт, развиваются их активность и самостоятельность. Играя, учащиеся развивают воображение, стремительно и легко и просто вступают с ним в игру, в том числе и никак не думая о этом, какие трудные задачи они иногда осуществляют. В ходе забавы у ребят производится манера концентрироваться, думать лично, формируется интерес, желание к познаниям.
При организации игровой деятельности на уроках географии применяются общепринятые педагогические методы и формы организации урока. При подборе игрового материала необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Важно продумать содержание урока, его задачи и форму организации деятельности школьников на уроке.
Потенциал школьного курса географии с применением дидактических игр значителен - это осваивание географических познаний, овладение географическими умениями и формирование познавательных заинтересованностей, умственных и креативных свойств личности обучающегося, развитие чувственно-ценностного взаимоотношения к обществу, развитие возможности результативно осуществлять приобретенные познания и умения в обыденной практике. Все без исключения вышеизложенное станет более эффективным, если тренировочная работа исполняется в рамках игровой технологии и создана на принципах личностно- нацеленного и развивающего преподавания.
Дидактическая игра - это способ постижения общества: через игру. Отталкиваясь из состояния трудности применения нравоучительных игр в общеобразовательных школах, на примере МБОУ «Валуйчанская СОШ», можно сделать заключение - это развитие физиологических и эмоциональных способностей таким образом, как дидактическая игра дает возможность никак не только лишь стремительно включать обучающихся в тренировочную работу, однако и стимулировать познавательную работу ученика. В ходе подготовки учебной дидактической игры педагог встречается с трудностями не постоянно и никак не настолько зависящими от его индивидуальных свойств как преподавателя, сколько от внешних ограничений. Данное и дефицит нравоучительного игрового использованного материала, нехватка обыкновенного периода в осуществление игр с учениками.
Однако, игра имеет общественную и многознаменательную естество, а сфера представляется как ресурс формирования. Вид игры, ее разновидности и состав обусловливается окружением.
Проведя апробацию уроков географии с применением дидактических игр на уроках географии в 6 и 7 классах были определены их влияние на развитие творческой и познавательной активности школьников. Игра только лишь на первый взгляд казалась беспечной и простой, а в самом процессе она всесильно требовала, чтобы исполняющий дал ей наибольшее количество своей энергии, интеллекта, выдержки, самодостаточности. Таким способом, дидактическая игра - это направленная созидательная работа, в ходе каковой обучаемые основательнее и красочнее познают действа находящейся вокруг реальности и постигают общество. Учитывая в таком случае, то что изучения трудности применения нравоучительных игр присутствие обучения в школе длятся и согласно в настоящий период, а наше изучение считается только коротким рассмотрением деятельности преподавателей, имеется предпосылка последующей работы в этой направленности.
1. Артёмов А.К. Теоретические основы методики обучения
географии в средней школе: пособие для студентов факультета подготовки учителей. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2016. - 224 с.
2. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Лениздат. - 1992. - 16 с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М.: Просвещение, 1997. - 291 с.
5. Жикалкина Т.К. Дидактическая игра на уроке географии. - М.: Просвещение, 1986. - 39 с.
6. Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащихся: учеб. пособие. М.: 2004. - 46 с.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Педагогика. - М.: Издат. центр АКАДЕМИЯ, 1998. - 432 с.
8. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с.
9. Мастрюков Б.С. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М.: Академия, 2008. - 182 с.
10. Мицкевич А.А. История происхождения и становления технологий обучения в отечественной и зарубежной педагогике // Гуманитарные научные исследования: электронный научный журнал. - 2011 [Электронный ресурс]. URL:http: //human.snauka.ru(дата обращения: 15.02.2018).
11. Нерцек Н.Ф. Глобальная экологическая перспектива: прошлое, настоящее, будущее. - М.: Просвещение, 2009. - 72 с.
12. Организация и руководство игровой деятельностью младших школьников в учебной и внеклассной работе: метод. указания. - Гомель: Вечернмий Гомель - Медиа, 1984. - 84 с.
13. Ситаров В.А. Дидактика. - М.: Дрофа, 2002. - 122 с.
14. Сотникова Н.В. Игра как нестандартная форма учета знаний. - М.: Просвещение, 1994. - 12 с.
15. Соина А.И. Дидактические игры. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
16. Теория обучения и научная методика / под ред. В.А. Ярушева, Т.А. Цвилевой. - М.: Просвещение, 2008. - 14 с.
17. Федосеева П.Г. Игровая деятельность на занятиях по географии. - Волгоград: Издат. центр КОРИФЕЙ, 2009. - 96 с.
18. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. - М.: Логос, 2002. - 54 с.
19. Шелепина О.И., Рассадина Т.В. Применение дидактических игр в подготовке учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Пронто- Центр, 1997. - 120 с.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.