Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические рекомендации к изучению предмета «История» в школе. Всеобщая история. История Нового времени. Часть 4. Материалы к преподаванию темы «Проблема социально-политического реформирования в трудах Роберта Оуэна» в школьном курсе

Работа №71187

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
491
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные направления политического и социально-экономического развитие Великобритании конца XVIII-первой половины XIX вв 20
Глава 2. Роль Роберта Оуэна в развитии фабричного законодательства
Великобритании и распространении социальных программ 32
2.1. Факторы, повлиявшие на формирование социалистических взглядов
Роберта Оуэна 32
2.2. Воспитание человека «нового типа»: представления и практические
действия 40
2.3. Идейное наследие Роберта Оуэна 46
Глава 3. Методические рекомендации по использованию материалов ВКР в школьном курсе истории 51
3.1. Представление темы в школьных учебниках и в нормативно-правовых
документах, регламентирующих деятельность учителя истории 51
3.2. Разработка урока с использованием материалов ВКР 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
ПРИМЕЧАНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Изучение истории в школе является обязательной частью образовательного процесса. При помощи нее учащиеся учатся находить причинно-следственные связи, анализировать источники, сравнивать мнения ученых-историков. Главная задача учителя показать, как прошлое повлияло на становление настоящего, что события, происходящие два, три или даже четыре века назад внесли вклад в мир, в котором мы сегодня живём. Изучение всеобщей истории даёт возможность не только изучить развитие зарубежных стран, но и показать, как мир влиял на политическую, социальную и духовную жизнь России.
В начале XIX века в Европе возник «утопический социализм». В Великобритании он был связан с фигурой Роберта Оуэна. Коммунистический манифест осуждал его как буржуазного, идеалистического и антиреволюционного социалиста, и все же в нём видели основателя «научного» социализма. Как в Нью-Ланарке, так и в своих многочисленных публикациях Оуэн одним из первых осудил недостатки капитализма, отказавшись рассматривать трудящиеся классы как простые «руки».
Научно-академическая актуальность исследования. Работа посвящена деятельности Роберт Оуэн и его идеям по реформированию социально-политической жизни Великобритании в 20-30-е годы XIX века. С его именем связано начало профсоюзного и кооперативного движения. Он был первым, кто ввёл обязательное образование для детей рабочих на своей фабрике в Нью-Ланарке. Практика обучения и одновременной работы на производстве стала впоследствии использоваться во многих государствах, в том числе и в СССР. Кроме того, в своих трудах Роберт Оуэн ставил вопрос о рабочем законодательстве, призывал государство вмешиваться в социально-экономическое развитие общества, чтобы вести борьбу с безработицей и нищетой населения.
В тоже время он оказал влияние на многие социалистические идеологии. Социальное государство и синдикализм, кооперативное движения, марксизм и анархизм - все эти направления взяли в свои основы постулаты, выдвинутые Робертом Оуэном.
Предметно-прикладная актуальность исследования. Изучаемая тема представляется актуальной для изучения в школьном курсе истории. Она отражена в «Концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории», в главе «Мир в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации», пункт «Социальное пространство и изменения в обществе» [1]. Изучение данной темы поможет учащимся разобраться в понятиях «кооператив», «профсоюзное движение»; рассмотреть положение рабочего класса в Великобритании, а также проследить шаги борьбы активистов, а затем и рабочих за свои права.
Объект исследования - изложение проблемы социально-политического реформирования в трудах Роберта Оуэна в школьном курсе истории.
Предмет исследования - деятельность Роберта Оуэна в первой половине XIX века и её отражение в предметном блоке нового времени.
Целью работы является разработка материалов к преподаванию темы социально-политического реформирования в трудах Роберта Оуэна в школьном курсе.
Для решения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления социально-политического и экономического развития британского общества конца XVIII - первой половины XIX века и выявить предпосылки формирования общественных движений 20-30-х годов XIX.
2. Рассмотреть деятельность Роберта Оуэна.
3. Выявить факторы, повлиявшие на развитие социалистических идей Роберта Оуэна.
^Проанализировать методы и способы, предлагаемые Робертом Оуэном, по формированию человека «нового типа».
5. Рассмотреть идейное наследие Роберта Оуэна.
6. Изучить федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), школьные учебники по всеобщей истории на предмет освещения в них проблематики ВКР.
7. Разработать технологическую карту урока на основе материалов ВКР.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1771 года по 1858, то есть годы жизни Роберта Оуэна.
Методологической основой работы стал принцип историзма и антропологический подход. Принцип историзма является основным методологическим принципом изучения истории. С помощью него были установлена хронологическая последовательность событий, проанализированы исторические явления, изучена обстановка в Великобритании в рассматриваемый период. Антропологический подход позволил последовательно рассмотреть важные биографические моменты жизни Роберта Оуэна, а также осветить его деятельность.
В исследовании были задействованы общенаучные методы и специально-исторические. Проблемно-хронологический метод позволил нам выявить тенденции развития британского общества в первой трети XIX века. При помощи историко-биографического метода удалось описать и проанализировать жизнь и деятельность Роберта Оуэна. Историко-генетический метод помогает объяснить формирование взглядов Роберта Оуэна, его стремления к реформированию общества и политической системы.
Причинно-следственный анализ помогает выявить причины и результаты различных действий в истории. Используя данный метод, можно сказать, почему Роберту Оуэну не до конца удалось осуществить социалистические преобразования.
Источниковую базу исследования составляют источники письменного типа.
В работе была использована автобиография Роберта Оуэна «Жизнь Роберта Оуэна» («Life of Robert Owen»), в которой автор анализирует свой жизненный путь и деятельность [2].
В исследовании задействована «Книга о новом нравственном мире», опубликованная в 1836 году. Она состоит из двух частей. Это краткое изложение оуэновского экономического и нравственного учения и взглядов на «рациональное устройство общества». Он показывает новый мир, в котором нет эгоизма, вражды, частной собственности, лжи, исчезнет нищета. Каждый будет пользоваться современными благами, а не только привилегированные слои. Научные открытия будут достоянием всего общества. Оуэн называет свою систему «рациональной», так как она основана на здравых выводах истинного знания [3].
Весомую часть работы занимают труды самого Роберта Оуэна, написанные им в ходе экспериментов. Данные источники относятся к публицистическому виду. Так, идея Оуэна о формировании характера человека средой и воспитанием была впервые выдвинута им в труде «Новый взгляд на общество, или опыты об образовании человеческого характера» (1813-1814). В этом труде он обобщил свой опыт социальных преобразований, которые осуществлял в нью-ланаркский период своей деятельности, когда его реформаторские планы и мероприятия по улучшению жизни и труда рабочих еще не задевали основ капиталистического строя [4].
В 1820 году Оуэн произносит «Доклад графству Лэнарк», в котором обобщил свою деятельность по изменению положения рабочих на фабрике в Нью-Ланарке. Кроме того, в этом же докладе он формирует черты нового государства, устройство которого будет разрабатывать до конца своей жизни [5].
Немало важным источником является «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815 г.). Именно в этой работе, Роберт Оуэн выдвигает требования по улучшению положения рабочих через ограничение рабочего дня, запрещение детского труда на производстве, установление возраста, с которого ребенок может работать на производстве [6].
В «Описании ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества...» (1823 г.) Оуэн показывает всю низменность богатства, что оно не приносит истинного счастья и лишает людей здоровья. Оуэн обвиняет предрассудки религии, класса, партии и национальности в том, что они не дают человеку быть счастливым. Дабы изменить такое печальное положение, он предлагает заменить
промышленные города проектируемыми посёлками, основанные на деятельности разума, доброго поведения и счастья [7].
«Доклад, представленный Комитету Ассоциации для облегчения положения промышленных и сельскохозяйственных рабочих» посвящен проблеме безработицы населения, вызванной использованием машин на производстве. Он подчёркивает, что для всеобщего счастья нужно образование, так как оно формирует условия для дальнейшей жизни населения [8].
Еще один вид источников, задействованный в работе - это периодическая печать. Она представлена статьями из журнала «Кризис» («Crisis») , который выпускал Роберт Оуэн в 1830-ые годы. Такие статьи как « Об изменении общественного устройства» [9], «Обменный банки, действующие на основе справедливости» [10] показывают путь к становлению идеального, по мнению Оуэна, общества.
К источникам законодательного вида относится «Конституция общины «Новая гармония»». Этот законодательный акт был принят в 1825 году в качестве гаранта существования колонии, основанной Оуэном в Америке. В ней закреплены основные принципы общины, правила жизни в ней, административное деление, руководство, избирательная система, права и обязанности общинников [11].
Для освещения проблемы развития Великобритании в первой половине XIX века были использованы письменные источники, относящиеся к законодательным актам.
В работе представлены «Шесть актов», которые были направлены на регулирование митингов и собраний, которые всё чаще стали собираться в начале 1820-ых годов с целью добиться парламентской реформы [12].
«Билль об эмансипации католиков» (1829 г.), расширивший политические права католиков, проживающих в Великобритании [13].
«Закон о бедных» 1834 года централизовал социальную помощь и поддержку бедным слоям населения Англии и Уэльса [14].
В исследовании представлены работы социалистов, таких как Давида Рикардо [15], Джона Грея [16], Джона Брея [17].
Для раскрытия методической главы были проанализированы нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя истории и школьные учебники по Всеобщей истории.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» [18] является основным документом, регламентирующим процесс обучения. Федеральные государственные стандарты для основного общего образования (5-9 классы) [19] и основного среднего образования (10-11 классы) [20]. Они направлены на регламентацию основных направлений деятельности учителя, при формировании личности учащихся. Федеральные государственные стандарты являются основой для примерных образовательных программ [21]. В них регламентированы основные темы и результаты деятельности учителя истории при изучении курса. Также в примерных программах конкретизируется содержание тем и учебных часов, выделенных на данные темы. Проект концепции нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории [22], целью которой является разработка общественно согласованной позиции по основным этапам развития человеческого общества, ключевым процессам и событиям, определяющим состояние мира, его регионов и стран, цивилизаций и культур. Концепция ориентирует на системный обзор всемирной истории, учитывающий взаимосвязь ее определяющих компонентов, выявление основных линий исторического движения к современному миру, проявление «человеческого лица» истории и раскрытие исторического опыта в аспектах, помогающих ему стать частью личностного учеников.
Для рассмотрения представленной темы в школьном курсе истории, были проанализированы учебные пособия таких авторов как Н.В.Загладина «Всеобщая история. История Нового времени. 1801-1914», А. Я. Юдовской «Всеобщая история. История Нового времени» [24], А.С. Медякова «Всеобщая история. Новое время»[25], В.И. Уколовой «Всеобщая история»[26], О.Ю. Климовой «Всеобщая история» [27].
Историографическая база исследования представлена работами отечественных и зарубежных историков. Первые научные труды, изучающие деятельность Роберта Оуэна, были изданы еще в XIX веке. А.В. Каменский и Н.А. Добролюбов, будучи современниками английского социалиста- утописта, описали его частную жизнь и общественную деятельность. В монографии «Роберт Оуэн. Его жизнь и общественная деятельность» Каменский проследил этапы становления Оуэна, рассмотрел Нью-Ланарский социальный эксперимент, попытки создания общества нового типа в колонии «Новая гармония», идеи кооперативного движения и создание Банка обмена труда [28]. Н.А. Добролюбов в труде «Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ» анализирует биографию социалиста, отмечая сильные и слабые стороны его идей [29].
Советская историография интересовалась личностью Роберта Оуэна, его деятельностью в профсоюзном движении, причисляла его к основателям социализма и коммунизма. В.И.Ленин в статье «О кооперации» критиковал Оуэна за наивность, что переход к социализму возможен лишь с помощью кооперации [30].
В 1937 году вышла работа А.Анекштейна «Роберт Оуэн. Его жизнь, учение и деятельность». Автор показывает, Оуэн «боролся» против трёх зол- религии, частной собственности и брака, дабы избавить население от зол капитализма [31].
Андреева Е.К. в монографии «Жестокий путь» в главе «Оуэн. Неисправимый мечтатель» описала этапы жизни Роберта Оуэна, его социальный эксперимент в Нью-Ланарке и неудачный опыт колонии « Новая гармония» [32].
В.П. Волгин в монографии « Очерки истории социалистических идей первая половина XIX века» отмечает, что идеи Роберта Оуэна оказались не для его века. Хотя многие оуэновские воззрения на переустройство общества не выдержали проверку временем [33].
В 1976 году вышел сборник статей памяти Бориса Фёдоровича Поршнева «История социалистических учений». Большое внимание было привлечено к личности Роберта Оуэна. Н.Е. Застенкер в статье «Роберт Оуэн как мыслитель». Автор считает, что Роберт Оуэн остался человеком Просвещения. Экономическая теория, несмотря на заимствования у теории Рикардо, имела ограниченный характер. Она была обречена на неудачу, так как она могла породить лишь вспомогательные и переходные проекты безденежного обмена [34].
М.Н. Захарова в статье « Роберт Оуэн и оунисты в Соединенных Штатах Америки» описывает американский проект социалиста «Новая Гармония». Историк приходит к выводу, что устройство общины и ее управление не были продуманными, что привело к завершению этого проекта. Попытка оказалась убыточной, но в тоже время в Америке появились свои последователи идей Роберта Оуэна. К ним можно отнести Маклюре, Райт. После того, как английский социалист покинул США, они вели пропаганду среди рабочих в разных штатах. Характерно, что актуальными для США стали поднятия проблем рабства и равноправия полов [35].
Статья «Некоторые итоги и проблемы изучения Роберта Оуэна» И.Н. Неманова основана на характеристике Роберта Оуэна двумя крупными деятелями Марксом и Энгельсом. Они видят в Оуэне уникальную личность, опередившую своё время, однако их не устраивает ненасильственный подход к переходу коммунизма [36].
В.В. Галкин в статье « Последователи Роберта Оуэна в Англии и их вклад в развитие социалистической мысли» показывает трёх заметных деятелей социалистического движения, их взгляды и на деятельность Оуэна и их свои шаги и идеи к достижению всеобщего блага. Также автор отмечает, что деятельность первых социалистов оказала большое влияние на рабочее движение [37].
Современные историки большое внимание уделяют частным вопросам экспериментов Оуэна. Демченко Е.С. рассматривает в своей статье «Роберт Оуэн: его мысли и действия касательно детского труда в Англии начала XIX века» положение детей на фабрике в Нью-Ланарке во время управления ею Роберта Оуэна. Благодаря деятельности и благоразумию Оуэна в Великобритании был принят закон, запрещающий работу детей младше 9 лет и ограничивающий детский труд подростков, не достигших 16 лет 12 часами [38].
Одна из новейших работ, посвященных анализу и разбору социалистических идей прошлого, монография А.В. Шубина «Социализм. «Золотой век»» теории», в которой автор рассматривает личность Роберта Оуэна как первого практика, попытавшегося ввести в жизнь социалистические идеи. Сам того не подозревая, Оуэн заложил основы современного социального творчества. Предложенный им путь социального творчества имел в своей основе самоорганизацию добровольцев в общинах, что могло привести к смене исторических эпох. Социализм Оуэна унаследовал стремление внедрить на современную почву благородные вневременные принципы. Интересно, что он смог приступить к своим экспериментам в индустриальную эпоху. Раньше он бы не нашел такого количества свободно мыслящих интеллектуалов для своей общины. В тоже время сам Оуэн рассчитывает не на силы, проросшие в современном обществе, а на «вечные» свойства человеческой натуры. Это, по мнению Шубина, подвело Оуэна в глазах современников, но обеспечило долгожительство идее [39].
Крупным современным исследователем жизнедеятельности Роберта Оуэна является К.М. Андерсон. Свою научную деятельность он посвятил анализу учения, предлагаемого утопистом. В своих публикациях он затрагивает темы, касающиеся как частной жизни, так и общественной деятельности, в частности кооперативного и профсоюзного движения, Нью- Ланарского ,Американского и Мексиканского проектов Оуэна [40]. Андерсон в статье «Роберт Оуэн и зарождение доктрины кооперативизма» раскрывает английского мыслителя, как отца профсоюзов и тред-юнионов. Однако сама сущность идеи кооперации уходит глубоко в истоки: рабочую взаимопомощь, опыт артельных объединений, что не может не привести к различным оценкам сущности и задач кооперации. [41].
Зарубежная историография также рассматривает деятельность британского утописта. Питер Гордон в статье « Роберт Оуэн» («Robert Owen») приходит к выводу, что Роберт Оуэн оказал мощное влияние на рабочих. Кооперативным движением, биржей труда и профсоюзами вдохновил многих людей на продолжение его дела, на расширение идей и превращение в отдельное движение, получившее название «оуэнизм». В основе всего его учения лежал принцип сотрудничества и коллективизма. Большое внимание Оуэн уделял образованию, как детей, так и взрослых, потому что, по его мнению, грамотные и умные люди могут составить «счастливое общество» [42].
Офелия Симеон в статье «Роберт Оуэн: отец британского социализма?» («Robert Owen: The father of British Socialism?») утверждает, что поворотным пунктом в становлении Роберта Оуэна как социалиста стал «Доклад графству Ланарк», произнесенный в 1820 году, в котором он оспорил важность частной собственности для развития общества, а также доказал, что прибыль не является самоцелью производства. Он выступал за справедливую оплату труда, которая была бы выгодная производителям, а не капиталистам. Этот набор доктрин, который Оуэн называл «социологией» или «наукой об обществе», был популяризирован его последователями под названием «Социализм» с 1830-х годов [43].
Дениэль Грей посвятил одну из серий документального фильма «Народного историка» Роберту Оуэну и его эксперименту в Нью-Ланарке. Оуэн начал свои преобразования со строительства школы, где преподавались география, окружающий мир, история, мораль. Большая сумма денег была потрачена на приобретение чучела крокодила. На стенах кабинетов были нарисованы экзотические животные, чтобы дети видели разнообразие мира. Учащимся также преподавались танцы и музыка. Главный архивариус городского архива Глазго замечает, что на фабрике во время управления Роберта Оуэна была высокая продолжительность жизни среди рабочих, по сравнению с фабриками в Манчестере. Это было связано с тем, что рабочие помещения стали чище, появились больницы и медицинское страхование, сократился рабочий день, снижался уровень пьянства и воровства, поднимался уровень образования среди подростков и взрослых [44].
Тему детского труда и образования затронул и Джон Мишель в документальном фильме про Нью-Ланарк. Роберт Оуэн провел сенсационные преобразования для начала XIX века, как замечает автор фильма. Он организовал первую школу для детей рабочих, ограничил детский труд на производстве [45].
Для того, чтобы понять изменения, происходившие в британском обществе в первой половине XIX века, были привлечены работы историков- англоведов.
Айзенштат М.П. в работе «Власть и общество Британии 1750-1850 гг.» проследила динамику политических и социальных отношений, показала предпосылки реформ и общественных движений XIX века [46].
Ерофеев А.Н. в монографии «Очерки по истории Англии 1815-1917» показывает превращение Англии в «мастерскую мира» и чем это обернулось для простых рабочих. Не обошло его внимание и движение чартистов, бурно развивающееся в 1820-1830-е годы [47].
Большое значение в рассматриваемом вопросе играет работа И.Н. Неманова «Промышленная революция в Великобритании и утопический коммунизм Роберта Оуэна». Промышленная революция вызвала образование двух совершенно новых классов - буржуазии и пролетариата, новую моду, новый образ жизни, зародила основы новой цивилизации. Оуэн оказал большое влияние на развитие промышленной социологии, основываясь на эксперименте в Нью-Ланарке. Роберт Оуэн, по мнению И.Н. Неманова, правильно подметил факт промышленного переворота, связал с ним идеи и мечты об общественном переустройстве на базе общественной собственности на орудие и средства производства [48].
Проблема политического развития Великобритании в XIX веке популярная тема для диссертационных работ. Кашапов Н.А [49],Минаев А.И. [50] разбирали эту тему в своих исследованиях.
Реформированию парламентской системы посвящена статья М.И. Романовой « Парламентская реформа 1832 года в Англии, и её последствия». Автор пишет, что реформа носила умеренный характер, но внесла большие изменения в политический строй Англии, например, появления в парламенте представителей торгово-промышленной буржуазии, увеличению политической активности «среднего класса», кандидаты стали проводить предвыборные кампании [51].
В зарубежной историографии также представлены работы, затрагивающие развитие Великобритании в изучаемый период.
Историк Лоуэлл А. обратил внимание в монографии «Правительство и политические партии в государствах Западной Европы» на проблему управления странами Европы. Он выявил, что для Великобритании XIX века характерна сильная власть кабинета премьер-министра, который контролирует и парламент, и всю нацию [52].
Французский историк П. Манту в монографии «Промышленная революция XVIII столетия в Англии» обращает внимание на поступательное развитие индустриализации в государстве. Что начало процессу перехода от мануфактур к фабрикам было заложено еще в XVI веке [53].
А. Л. Мортон осветил вопросы промышленной революции в монографии «История Англии». Он рассмотрел проблему датировки промышленной революции, осветил вопросы, касающиеся жизнедеятельности рабочих и их борьбу за фабричное законодательство. Он приходит к выводу, что фабричное законодательство явилось частью развития, которое привело к замене водной энергии паровой, к массовому использованию машин для изготовления самих орудий производства; кроме того, с этого момента тяжелая промышленность начала играть решающую роль, что явилось уже окончательной победой промышленного капитализма в Англии [54].
Известный британский историк Саймон Шама в своих документальных фильмах показал развитие Британии до начала XXI века. 12 серия посвящена развитию Великобритании в первой половине XIX века. Историк отмечает, что во время наполеоновских войн жители забыли о своих бедах, так как правительство настраивало в людях патриотические чувства, дабы выжить в это непростое время. Такая пропаганда заглушала голоса недовольных слоёв общества. Экономика послевоенной Британии погрузилась в самый глубокий кризис, как отмечает автор. Это было связано с наполеоновской экономической блокадой острова и одновременной войной с американскими колониями. Оба эти фактора привели к тому, что английские товары оказались никому не нужны. Десятки тысяч ткачей и прядильщиков остались без работы. По стране прокатились бунты, сопровождающиеся погромом машин. В промышленных городах требовали пустить в парламент представителей рабочих. Выступления оказались не напрасными, в 1832 году был принят «Акт о парламентской реформе», он расширил электорат и позволил войти в правительство представителям буржуазии [55].
В 2008 году вышел труд авторов во главе с Кенеттом О. Морганом, посвященный истории Великобритании. Глава «Революция и власть закона (1789-1851)» даёт возможность увидеть развитие экономической, социальной, политической сферы общества во время промышленного переворота. В первой половине XIX века британское сельское хозяйство превосходило все европейские государства, росло число промышленных городов, так как ускоренными темпами развивались текстильная и металлургическая промышленность. После наполеоновских войн страна старалась войти в мировую экономику. Росло число городских жителей, но меры по улучшению жизни в городах не осуществлялись, что приводило к эпидемиям. Железные дороги, пароходные и телеграфные компании были преуспевающими, притягивали к себе внимание широкой публики и служили хорошей рекламой в пользу индустриализации. Функционально они сводили в единое целое сельское хозяйство, торговлю и промышленность [56].
Практическая значимость заключается в том, что материалы ВКР могут быть использованы в школьном курсе по истории в теме «Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы». Материал может быть привлечён в качестве дополнительной информации к уроку.
Апробация.
Тема была представлена на ежегодных студенческих конференциях, посвященных дням Науки в 2018-2020 г. Кроме того, доклады, по исследуемой проблеме, зачитывались на Международной конференции « Опыт мировых цивилизаций», которая проводилась на базе Педагогического института ВлГУ. По результатам конференций, статьи были опубликованы в сборниках РИНЦ.
В марте 2020 года должно было состояться выступление на Международной научной конференции «Британский мир: опыт политического, социального и культурного развития», проводимого институтом Всеобщей истории РАН. Тема заявленного доклада: « Идеи по 18
воспитанию человека «нового типа» в трудах Роберта Оуэна». К сожалению, из-за сложившейся эпидемиологической ситуации мероприятие перенесено на осень 2020 года.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведенного анализа исторических источников и литературы, мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, социально-экономическое развитие Великобритании в XIX веке претерпело сильные изменения. Переход от мануфактур к машинному производству повлек за собой развитие северного и центрального регионов Великобритании. Сократилось число сельских жителей, так как большая часть уходила на заработки в города. Большую роль в общественной жизни страны стало играть городское население. Одновременно социально - экономическое положение пролетариата ухудшалось, оставались открытыми многие вопросы, касающиеся труда на производстве и бытовой сферы рабочих.
В XIX веке Великобритания оставалась конституционной монархией, полномочия которой были ограничены парламентом. В основном, в парламенте заседали крупные землевладельцы, которые не давали силу многим реформам и проектам, которые бы удовлетворяли требования буржуазии.
Рабочие также были не довольны игнорированием их проблем и требований, что зачастую стало приводить к беспорядкам и забастовкам. Чтобы смягчить нарастающий всплеск в обществе была проведена в 1832 году избирательная реформа, которая расширила электорат и дала возможность буржуазии попасть в парламент.
Во-вторых, Роберт Оуэн неординарная личность. Он был не только первым английским социалистом, но и философом, педагогом, филантропом. Он сочетал в себе высокую любовь к людям, правду и безграничную веру в человека с непрестанным самоотверженным трудом для достижения всеобщего человеческого счастья. Роберт Оуэн опередил свое время. В течение своей жизни он стремился улучшить здоровье, образование, благосостояние и права рабочего класса. Он пытался создать такое идеальное общество как в английском Нью-Ланарке, так и в основанной им колонии Новой гармонии в Америке. Хотя, столкнувшись с критикой и оппозицией, он повлиял на реформаторов, которые пришли после него, и многие из его взглядов столь же актуальны и резонируют сегодня в их современности и прогрессивном характере.
В-третьих, несомненно, огромное влияние на развитие Роберта Оуэна оказала среда, в которой он родился и учился. Окончив два класса школы, он был отправлен в Лондон, где начал работать подмастерьем в суконной лавке. По работе много ездил по Великобритании, где видел жизнь простых рабочих и условиях, в которых они трудятся. Кроме того, занимаясь самообразованием, проводя достаточно часов в библиотеках, он пришёл к тому, как сделать жизнь рабочих лучше и интереснее. Большая часть его жизни прошла в изыскании практических средств помощи окружающим в тех бедствиях, которые происходили у него на глазах. Роберт Оуэн являлся одним из лучших знатоков фабричного дела в Англии, знакомым с ним до мельчайших технических подробностей. Практический успех его Нью - Ланаркской фабрики, послужившей образцом для всех последующих учреждений подобного типа.
В-четвёртых, Роберт Оуэн продолжил развитие идей французских философов о том, что личность формируется средой и воспитанием. В нью- Ланарке был организован «Новый институт для формирования характера», который состоял из «школы для маленьких детей», включающей ясли и подготовительные группы, и начальной школы для детей от пяти до десяти лет. Подростки и взрослые также обучались в «Новом институте», кроме того для них устраивались лекции, консультации и культурные мероприятия.
При обучении внимание уделялось как умственному, так и физическому развитию учащихся. Немало важным моментом стало исключение из школьного курса изучения религии. Вместо нее преподавалась мораль.
Именно благодаря Роберту Оуэну в 1819 году был принят закон о детском труде, по которому запрещалось устраивать на фабрику детей до десяти лет. Ограничивался труд подростков до двенадцатилетнего возраста шестью часами в день, а для молодых рабочих в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет вводился двенадцатичасовой рабочий день, включая полтора часа на обед и ужин.
В человека «нового типа» Оуэн закладывал такие качества как доброта, любовь к труду, отчуждение частной собственности и религии. Он считал, что только работа в коллективе и равномерное распределение благ принесет счастье и мир людям. До конца своей жизни он верил в тезис, что изменив при помощи образования человека, можно изменить само общество.
В-пятых, Роберт Оуэн имел много последователей, как в Великобритании, так и в США. В Англии его идем развивал Уильям Томпсон, Джон Грей и Джон Брей. В своих трудах они продемонстрировали противоречие классовых интересов рабочих и буржуазии в том, что последние забирают неоплаченный труд первых. Однако ошибкой в их теориях было тот факт, что они акцентировали внимание на необходимости изменений в системе распределения. Несмотря на это, оуэнисты смогли развить у рабочих их классовое самосознание. Стоит обратить внимание на то, что влияние не было односторонним. Роберт Оуэн читал, знакомился с идеями его последователей и нередко применял их на практике.
К американским оуэнистам можно отнести Маклюре, Райт. После того, как английский социалист покинул США, они вели пропаганду среди рабочих в разных штатах. Для Маклюра и Райт было важно поднять проблему рабства, призвать к равноправию полов и улучшению положения рабочих.
В-шестых, мы рассмотрели возможности использования материалов ВКР в школьном курсе истории. Для этого нами были проанализированы нормативно-правовые документы Министерства просвещения РФ, также были изучены современные учебники для 9 и 10 класса по Всеобщей истории. Основываясь на анализе нормативно-правовой базы и анализе современных школьных учебников, можно сказать, что тема «Проблема социально-политического реформирования в трудах Роберта Оуэна» почти не рассматривается в школьном курсе истории, но может быть изучена в разделе «Идеология индустриального общества».
В-седьмых, на основе полученных данных, нами была разработана технологическая карта урока по теме «Проблема социально-политического реформирования в трудах Роберта Оуэна», где рассмотрению подлежат факты из жизни и деятельности Роберта Оуэна, а также его социалистические идеи. Урок был основан на объяснительно-иллюстративном и проблемном методе.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», №273 - ФЗ от 29.12.2012 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения:
29.10.2019)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: Ь^1рз^Минрбрнауки^ф/%О0%В4%О0%ВЕ%и0%ВА%О1%83%и0%ВС%и0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/938(дата обращения: 30.10.2019)
3. Федеральный государственный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL:
https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/2365. (дата обращения: 30.10.2019)
4. Примерная основная образовательная программа основного
общего образования (ред. от 28.10.2015) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL:
http: //window.edu.ru/resource/594/75594/files/Pro gramma 5 9. pdf (дата
обращения: 30.10.2019)
5. Проект «Концепции нового ученого комплекса по всемирной
истории» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -
URL:http://www.tsput.ru/his seminar/progect.pdf(дата обращения: 30.10.2019)
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованный к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: - URL: http: //shcola29. ucoz. ru/matertehobesp 17/federalnyj perechen uchebnikov na 2017-2018.pdf(дата обращения: 10.11.2019)
Учебно-методическая литература:
7. Всеобщая история. История Нового времени. 1801-1914 / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин. - М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018. - 448 с.: ил.
8. Всеобщая история. История нового времени. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2019. - 303 с.: ил.
9. Всеоющая история. Новое время: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /А.С. Медяков, Д.Ю.Бовыкин. - М.: Просвещение, 2017. - 252 с.: ил.
10. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни / В.И. Уколова, А.В. Ревякин. - М.: Просвещение, 2012. - 367 с.: ил., карт.: ил., карт.
11. Всеобщая история: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Ю. Климов, В.А. Земляницин, В.В. Носков; под общ. ред. В. С. Мясникова. - М.: Вентана-Граф,2013.- 336 с. : ил.
Источники:
1. Билль об эмансипации католиков. [Электронный ресурс] // URL: http://www.illuminats.ru/component/content/article/18-2009-10-22-17-04-55/6094--5-1829(дата обращения: 15.09.2019)
2. Блюминг И.Г. Грей Дж. - Сочинения. М.: Государственное
издательство политической литературы, 1955.
3. Брей Дж. Несправедливости в отношении труда и средства к их устранению или век силы и век справедливости. М.: Политиздат, 1956.
4. Закон о бедных. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.illuminats.ru/component/content/article/18-2009-10-22-17-04-55/6096 14--1834?directory=29(дата обращения: 15.09.2019)
5. Ленин В.И. О кооперации. - Полное собрание сочинений в 55 томах / В.И. Ленин; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС -5-е изд. -М.: Гос. изд-во полит. лит., 1969. -Т. 33
6. Оуэн Р. Доклад графству Лэнарк // Оуэн Р. Избранные сочинения в 2-х т. М., 1950. Т.1
7. Оуэн Р. Доклад, представленный Комитету Ассоциаций для облегчения положения промышленных и сельскохозяйственных рабочих// Оуэн Р. Избранные сочинения в 2-х т. М., 1950. Т.1
8. Оуэн Р. Книга о новом нравственном мире // Оуэн Р. Избранные сочинения в 2-х т. М., 1950. Т.1
9. Оуэн Р. Конституция общины «Новая гармония» // Оуэн Р. Избранные сочинения в 2-х т. М., 1950. Т.1
10.Оуэн Р. Об изменении общественного устройства // Оуэн Р. Избранные сочинения в 2-х т. М., 1950. Т.1
11. Оуэн Р. Обменные Банки, действующие на основе справедливости // Оуэн Р. Избранные сочинения в 2-х т. М., 1950. Т.1
12.Оуэн Р. Описание ряда заблуждений и бед // Оуэн Р. Избранные сочинения в 2-х т. М., 1950. Т.1
13.Owen R. Life of Robert Owen [Электронный ресурс] // URL: http://robert-owen-museum.org.uk/(дата обращения: 15.05.2019 )
14. Owen R. Observation of the effect of manufacturing system
[Электронный ресурс] // URL:
https://www.marxists.org/reference/subject/economics/owen/observations.htm(дата обращения: 6.05.2019)
15. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. [Электронный ресурс] // URL :http://ek-lit.narod.ru/ricsod.htm(дата обращения: 11.11.2019)
16. Шесть актов. [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.allpravo .ru/l ibrary/doc 117 p/instrum2988/item3056. html (дата
обращения: 14.09.2019)
Литература:
1. Айзенштат М.П. Власть и общество Британии 1750-1850 гг. / М.П. Айзенштат.- М.: ИВИ РАН, 2009. -398 с.
2. Анекштейн А.И. Роберт Оуэн. Его жизнь, учение и деятельность / А. И. Анекштейн. - М.: СОЦЭКГИЗ,1937. - 288 с.
3. Андерсон К. М. Мексиканский проект Роберта Оуэна // История социалистических учений. - Наука М, 1987.- 47-69 с.
4. Андерсон К.М. Роберт Оуэн и зарождение доктрины кооперативизма / К.М. Андерсон // Русская политология. - 2018.- №1.- 61-71 с.
5. Андерсон К. М. Жизнь Роберта Оуэна: автопортрет прагматичного мечтателя // Искусство и культура Европы эпохи Возрождения и раннего Нового времени. Сборник трудов в честь Всеволода Матвеевича Володарского / Под ред. Т. П. Гусарова. - Центр гуманитарных инициатив Москва, Санкт-Петербург, 2016. - 382-396 с.
6. Андерсон К. М. Простонародная ветвь оуэнизма // SCHOLA-2014: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова / Под ред. А. Ю. Шутова и А. А. Ширинянца. Сост. А. И. Волошин / Под ред. А. И. Волошин, А. А. Ширинянц, А. Ю. Шутов. - Т. 15 из SCHOLA.- М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. - 153-157 с.
7. Андерсон К. М. Революция мистера Оуэна // История социалистических учений. - Наука М, 1990. - 215 с.
8. Андерсон К. М. Общины оуэнистов: замысел и воплощение //
Коммунистический утопический эксперимент в истории общественной мысли и социальных движений. - Изд-во ЛГУ Л, 1988. - 255 с.
9. Андреева Е.К. Жестокий путь Электронный ресурс / Е.К. Андреева:
1964.- 50 с. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.bibliotekar.ru/andreeva/index.htm (дата обращения:
2.06.2019)
10. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей первая половина XIX века / В.П. Волгин. - М.: «Наука», 1976.- 389 с.
11. Галкин В.В. Последователи Роберта Оуэна в Англии и их вклад в развитие социалистической мысли // История социалистических учений: Сб. науч. тр. - Москва, 1976. - 247-268 с.
12. Демченко Е.С. Роберт Оуэн: его мысли и действия касательно детского труда в Англии в начале XIX века / Е.С.Демченко // КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО.- 2013. - №3.- 30-34 с.
13. Добролюбов Н.А. Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ / А.Н. Добролюбов. - М: 1911. - 113 с.
14. Ерофеев А.Н. Очерки по истории Англии 1815-1917 гг. / А.Н.Ерофеев. М.: ИМО, 1959. - 263 с.
15. Жолудов М.В. Идея либерализма и британское общество в первой половине Х1Хв. / М.В. Жолудов // ХХ1век: актуальные проблемы исторической науки: Материалы междунар. науч. конф., посвящ. 70- летию ист.фак. БГУ. Минск, 15-16 апр. 2004 г. / редкол.: В.Н. Сидорцов (отв.ред.) и др. -Мн.: БГУ, 2004. -259-261с.
16.Застенкер Н.Е. Роберт Оуэн как мыслитель // История социалистических учений: Сб. науч. тр. - Москва, 1976. - 162-183 с.
17.Захарова М.Н. Роберт Оуэн и оуэнисты в Соединенных Штатах Америки // История социалистических учений: Сб. науч. тр. - М.:1976.- 184-212 с.
18. Каменский А.В. Роберт Оуэн. Его жизнь и общественная деятельность.
СПб: В. И. Штейн, 1893. - 122 с. [Электронный ресурс] // URL:
https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/168841-andrey-kamenskiy-robert-ouen-ego-zhizn-i-obshchestvennaya-deyatelnost.html (дата
обращения: 24.04.2019)
19. Кашапов У. А. Борьба партий и общественно-политических движений в Англии в период проведения первой парламентской реформы, 1830- 1832 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03. - Уфа, 1994. - 187 с.
20. Кеннет О.Морган. История Великобритании. - М.:«Весь мир», 2007. - 648 с.
21. Лоуэлл А. Правительство и политические партии в государствах Западной Европы / А. Лоуэлл. - М., 1905. - 644 с.
22. Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии / П. Манту; пер. с фр. М. Е. Ландау. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1925. - 359 с.
23. Минаев А.И. Британский парламентаризм и его влияние на развитие государственно-правовых институтов России конец XVIII - начало XX вв. диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03. - М., 2009. - 480 с.
24. Мортон А.Л. История Англии. М.: Издательство иностранной
литературы, 1950. - 464 с. [Электронный ресурс] // URL:
https://historylib.org/historybooks/A--L--Morton- Istoriya-Anglii/ (дата
обращения: 05.05.2020)
25. Неманов И.Н. Некоторые итоги и проблемы изучения Роберта Оуэна // История социалистических учений: Сб. науч. тр. - М.:1976.- 213-238 с.
26. Неманов И.Н. Промышленная революция в Великобритании и
утопический коммунизм Роберта Оуэна / И.Н. Неманов. - См.: Смоленский государственный педагогический институт им. Карла Маркса, 1987. - 88 с.
27. Подмарков В. Г. Роберт Оуэн - гуманист и мыслитель / В.Г. Подмарков. - М.: Наука, 1976. - 129 с.
28. Романова М.И. Парламентская реформа 1832 года в Англии и её последствия / М.И.Романова // Новая и Новейшая история.- 2005. - №4.-58-68 с.
29. Саймон Шама. История Британии. [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=tP2TkRq87Sw&list=PLT2j54uyPuhxISilMQSHzV516mEwjseep&index=22(дата обращения: 22.04.2020)
30. Шубин А.В. Социализм. «Золотой век» теории. Москва : Новое лит. обозрение, 2007. - 737 с. - [Электронный ресурс] // URL:https://e-libra.ru/read/244418-socializm-zolotoy-vek-teorii.html(дата обращения 15.05.2019)
31. Gordon Peter. Robert Owen / P. Gordob. - Paris, UNESCO: International Bureau of Education), vol. 24, no. 1/2, 1994, p. 279-96.
32. New Lanark UNESCO World Heritage State. [Электронный ресурс] //
URL: https: //www. youtube. com/watch?v=XisMRpcKpEw (дата
обращения: 02.05.2020)
33. People’s historian: Robert Owen and New Lanark. [Электронный ресурс] // URL:https://youtu.be/-ZU2I2nOymg(дата обращения: 01.05.2020)
34.Simeon Ophelie. Robert Owen: The father of British Socialism?. - Books and Ideas, College de France, 2012. - 7 p. [Электронный ресурс] // URL: https: //booksandideas. net/Robert-Owen-The-Father-of-British. html (дата
обращения: 05.03.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ