Программа психологической коррекции никотиновой зависимости у юношей
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния психотерапии никотиновой зависимости на юношей. 7
1.1. Подходы к пониманию зависимости. 7
1.2. Причины никотиновой зависимости в юношеском возрасте. 12
1.3. Подходы к психологической коррекции никотиновой зависимости. 16
1.4. Когнитивно-поведенческая психотерапия никотиновой зависимости. 24
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование влияния методов когнитивно-поведенческой терапии на лиц с никотиновой зависимостью 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 37
2.3. Организация, внедрение и оценка эффективности программы
психокоррекции никотиновой зависимости у юношей 49
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения
ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния психотерапии никотиновой зависимости на юношей. 7
1.1. Подходы к пониманию зависимости. 7
1.2. Причины никотиновой зависимости в юношеском возрасте. 12
1.3. Подходы к психологической коррекции никотиновой зависимости. 16
1.4. Когнитивно-поведенческая психотерапия никотиновой зависимости. 24
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование влияния методов когнитивно-поведенческой терапии на лиц с никотиновой зависимостью 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 37
2.3. Организация, внедрение и оценка эффективности программы
психокоррекции никотиновой зависимости у юношей 49
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения
Никотиновая зависимость на сегодняшний день является одной из наиболее значимых проблем общества в целом, и здравоохранения в частности. По данным Всемирной организации здравоохранения за 2015 год табакокурение распространено среди 39,1% взрослых россиян, а это порядка 44 млн. человек, среди которых 60,2% мужского населения и 21,7% - порядка 13 млн человек - женского населения. Среди последствий никотиновой зависимости в России, о которых говорится в докладе ВОЗ, называется распространенность туберкулеза - одна из самых высоких в мире, также сообщается о самом низком возрастном пороге заболеваемости раком легких - 47 лет (для сравнения в Европе данный возраст составляет 62 года), а также один из самых высоких показателей в мире по числу новорожденных с патологией. В связи с этим, особенную тревогу вызывает рост табакокурения среди молодых людей и подростков [17].
Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях о влиянии воздействия никотина на организм человека результаты свидетельствуют о непосредственном вреде здоровью: выявлена закономерность неуклонного формирования прогрессивной бронхиальной обструктивной болезни, переходящей в хроническую форму, от постоянного воздействия табакокурения (Н.С. Антонов, Г.М. Сахарова, А.Г. Чучалин, К.Ю. Новиков и др.) [3; 46]. Также, в исследованиях, проведенных на выявление особенностей нервно-психического развития детей, рожденных женщинами с признаками никотиновой зависимости, выявлена закономерность в задержке развития детей первого года жизни с последующим нарушением в формировании высших психических функций, социальных навыков и поведения. (Л.А. Хорошина, Л.А. Кривцова, К. Pollak и др.) [43; 44; 57].
Одним из приоритетных направлений развития многих государств является эффективный контроль над разного рода зависимостями, в том числе и на законодательном уровне.
По мнению А.Г. Чучалина, для наиболее успешного контроля над зависимостью, в частности над зависимостью от никотина, необходимы, во- первых, желание отказа от курения самого зависимого, во-вторых, наличие методов, которые способны оказать помощь на пути к свободе от зависимости наиболее эффективно, сократив вероятность рецидива (срыва). При этом, существующие методы помощи основываются на подходе к аддикции как к болезни, выбирая мишенью лишь проявление самой зависимости, а не ее психологические причины [46]. Проблемой разработки программ психологической коррекции никотиновой зависимости занимались такие авторы, как Г.М. Сахарова, А. Сорока, А.К. Демин и др. [12; 41; 46].
Таким образом, актуальность и практический аспект данной проблемы мы связываем с реализацией следующих этапов: формирование у зависимых выраженной высокой мотивации к отказу от курения через осознанный контроль поведения, а также психологическое сопровождение зависимого и поддержка при переживании им абстинентного синдрома, для исключения возврата в зависимость. В условиях поставленных задач необходимо создание психокоррекционой программы, на основе немедикаментозных методов терапии, одним из которых является когнитивно-поведенческое направление (КПТ), сущность которого базируется в том числе и на теории социального научения (А. Бандура) и на теории стресса и копинг-стратегий (Р. Лазарус, С. Фолкман).
Проблема исследования: каковы особенности психологического сопровождения в комплексной терапии никотинозависимых?
Цель: создать программу психокоррекции никотиновой зависимости.
Объект: никотиновая зависимость в юношеском возрасте.
Предмет: программа психологической коррекции никотиновой зависимости у юношей.
Гипотезы исследования: у юношей с никотиновой зависимостью существует взаимосвязь типа курительного поведения с уровнем мотивации отказа от курения: при выраженности типов курения «Стимуляция», «Расслабление» и «Поддержка» мотивация отказа от курения характеризуется низким уровнем при повышенной мотивации к курению. Степень никотиновой зависимости коррелирует с особенностями смысложизненных ориентаций: при высокой выраженности показателей «Процесс жизни», «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - Жизнь» степень зависимости будет характеризоваться низким уровнем. Система мероприятий в виде программы психологической коррекции никотиновой зависимости у юношей позволит повысить мотивацию к отказу от курения и снизить мотивацию к курению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать разработанность проблемы использования когнитивно-поведенческой терапии при коррекции зависимостей в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить особенности юношей с никотиновой зависимостью.
3. Разработать и апробировать программу помощи отказа от никотиновой зависимости с использованием методов когнитивно-бихевиорального направления.
4. Оценить эффективность психокоррекционной программы никотиновой зависимости у юношей.
Теоретико-методологическая основа исследования: когнитивно-поведенческий подход (М. Льюис, А. Бэк, З. Сегал и т.д.), формирование мотива в рамках деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), нейропсихологический подход (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Б.М. Величковский, Б. Фигнер и т.д.).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы:
-организационные методы (сравнительный);
-эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа,
психодиагностические методики, эксперимент);
-методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; коэффициент корреляции r Пирсона, t-критерий Стьюдента);
- методы интерпретации.
Нами использовались следующие методики:
1. Оценка мотивации к курению (А.Г. Чучалин).
2. Тест оценки степени никотиновой зависимости Фагерстрема.
3. Тест на мотивацию к отказу от курения (В.Ф. Левшин).
4. Опросник для определения типа курительного поведения (Д. Хорн).
5. Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев).
6. Беседа в форме анкеты.
7. Наблюдение.
Исследование проходилось на базе НИУ «БелГУ» и БГТУ им. Шухова в г. Белгород. Выборку составили 65 студентов в возрасте от 19 до 23 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (65), 11 рисунков, 2 таблицы и приложений.
Объем работы без приложений 70 страниц машинописного текста
Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях о влиянии воздействия никотина на организм человека результаты свидетельствуют о непосредственном вреде здоровью: выявлена закономерность неуклонного формирования прогрессивной бронхиальной обструктивной болезни, переходящей в хроническую форму, от постоянного воздействия табакокурения (Н.С. Антонов, Г.М. Сахарова, А.Г. Чучалин, К.Ю. Новиков и др.) [3; 46]. Также, в исследованиях, проведенных на выявление особенностей нервно-психического развития детей, рожденных женщинами с признаками никотиновой зависимости, выявлена закономерность в задержке развития детей первого года жизни с последующим нарушением в формировании высших психических функций, социальных навыков и поведения. (Л.А. Хорошина, Л.А. Кривцова, К. Pollak и др.) [43; 44; 57].
Одним из приоритетных направлений развития многих государств является эффективный контроль над разного рода зависимостями, в том числе и на законодательном уровне.
По мнению А.Г. Чучалина, для наиболее успешного контроля над зависимостью, в частности над зависимостью от никотина, необходимы, во- первых, желание отказа от курения самого зависимого, во-вторых, наличие методов, которые способны оказать помощь на пути к свободе от зависимости наиболее эффективно, сократив вероятность рецидива (срыва). При этом, существующие методы помощи основываются на подходе к аддикции как к болезни, выбирая мишенью лишь проявление самой зависимости, а не ее психологические причины [46]. Проблемой разработки программ психологической коррекции никотиновой зависимости занимались такие авторы, как Г.М. Сахарова, А. Сорока, А.К. Демин и др. [12; 41; 46].
Таким образом, актуальность и практический аспект данной проблемы мы связываем с реализацией следующих этапов: формирование у зависимых выраженной высокой мотивации к отказу от курения через осознанный контроль поведения, а также психологическое сопровождение зависимого и поддержка при переживании им абстинентного синдрома, для исключения возврата в зависимость. В условиях поставленных задач необходимо создание психокоррекционой программы, на основе немедикаментозных методов терапии, одним из которых является когнитивно-поведенческое направление (КПТ), сущность которого базируется в том числе и на теории социального научения (А. Бандура) и на теории стресса и копинг-стратегий (Р. Лазарус, С. Фолкман).
Проблема исследования: каковы особенности психологического сопровождения в комплексной терапии никотинозависимых?
Цель: создать программу психокоррекции никотиновой зависимости.
Объект: никотиновая зависимость в юношеском возрасте.
Предмет: программа психологической коррекции никотиновой зависимости у юношей.
Гипотезы исследования: у юношей с никотиновой зависимостью существует взаимосвязь типа курительного поведения с уровнем мотивации отказа от курения: при выраженности типов курения «Стимуляция», «Расслабление» и «Поддержка» мотивация отказа от курения характеризуется низким уровнем при повышенной мотивации к курению. Степень никотиновой зависимости коррелирует с особенностями смысложизненных ориентаций: при высокой выраженности показателей «Процесс жизни», «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - Жизнь» степень зависимости будет характеризоваться низким уровнем. Система мероприятий в виде программы психологической коррекции никотиновой зависимости у юношей позволит повысить мотивацию к отказу от курения и снизить мотивацию к курению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать разработанность проблемы использования когнитивно-поведенческой терапии при коррекции зависимостей в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить особенности юношей с никотиновой зависимостью.
3. Разработать и апробировать программу помощи отказа от никотиновой зависимости с использованием методов когнитивно-бихевиорального направления.
4. Оценить эффективность психокоррекционной программы никотиновой зависимости у юношей.
Теоретико-методологическая основа исследования: когнитивно-поведенческий подход (М. Льюис, А. Бэк, З. Сегал и т.д.), формирование мотива в рамках деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), нейропсихологический подход (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Б.М. Величковский, Б. Фигнер и т.д.).
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы. В исследовании использовались следующие методы:
-организационные методы (сравнительный);
-эмпирические методы (измерение, наблюдение, беседа,
психодиагностические методики, эксперимент);
-методы обработки данных (количественный и качественный анализ) (описательная статистика; коэффициент корреляции r Пирсона, t-критерий Стьюдента);
- методы интерпретации.
Нами использовались следующие методики:
1. Оценка мотивации к курению (А.Г. Чучалин).
2. Тест оценки степени никотиновой зависимости Фагерстрема.
3. Тест на мотивацию к отказу от курения (В.Ф. Левшин).
4. Опросник для определения типа курительного поведения (Д. Хорн).
5. Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев).
6. Беседа в форме анкеты.
7. Наблюдение.
Исследование проходилось на базе НИУ «БелГУ» и БГТУ им. Шухова в г. Белгород. Выборку составили 65 студентов в возрасте от 19 до 23 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (65), 11 рисунков, 2 таблицы и приложений.
Объем работы без приложений 70 страниц машинописного текста
В результате нашей работы мы выяснили, что авторы выделяют три подхода к пониманию зависимости. В первом случае зависимость считается болезнью (Л.А. Кривцова, Г.М. Сахарова), второй подход к пониманию зависимости является концепцией ухода в зависимость, как попытки самолечения (К. Брейди), а третья концепция, так называемая модель выбора (М. Льюис), рассматривает зависимость сквозь призму сознательного компонента, а не биологического. На наш взгляд, никотиновую зависимость стоит рассматривать как продукт выбора. Такой подход наиболее продуктивен при составлении плана реабилитации психотерапевтом. Модель болезни имеет свои плюсы и достоинства, но спустя десятки лет статистика говорит о возникновении многочисленных рецидивов у зависимых, прошедших реабилитацию в роли больных. Работа с зависимыми осложнена функциональными изменениями во взаимодействии структур мозга, в связи с чем терапия должна иметь четкую структуру, план видения клиента, этапы и последовательность. А понимание причин ухода в зависимость помогает раннему выявлению юношей и подростков с высоким риском склонности к никотиновой зависимости для осуществления своевременной профилактики. Одним из современных направлений психотерапии зависимости является Smart Recovery - терапевтический подход, объединивший как когнитивно - поведенческие методы работы, так и межличностное общение в группах. Данный подход опирается на значимость самосовершенствования и изменения себя (К. Льюис). Групповые программы могут также включать проактивные линии поддержки, если таковые имеются, которые являются очень полезными инструментами (К.М. Керрол). Когнитивно-бихевиоральное направление, по мнению И.В. Андрющенко, учит клиента анализировать мысли, подталкивающие его к курению, ситуации, провоцирующие эти мысли, что поможет ему в дальнейшем контролировать поведенческие реакции в виде употребления табака. Также, помимо обучения навыкам самоанализа и саморефлексии, необходимо осуществление поддержки зависимого, и подкрепление мотивации к отказу от курения на протяжении всего периода выхода из зависимости.
По результатам предварительного тестирования было выявлено, что респонденты обеих групп в равной степени склонны к курительному поведению, при котором курение связывается с ситуациями стресса, волнения, эмоционального напряжения. Курение выступает регулятором негативных эмоций, средством к преодолению и снижению эмоционального напряжения. Курение респондентов обеих групп зачастую происходит в комфортных для них условиях, что служит дополнительным усиливающим средством получения удовольствия. Курящие студенты обеих групп убеждены в том, что сигарета способна взбодрить, снять усталость. Участники исследования в одинаковой степени не удовлетворены своей жизнью в настоящий момент, они воспринимают процесс своей жизни как неинтересный, эмоционально ненасыщенный и ненаполненный смыслом. Более половины респондентов характеризовались средними и высокими показателями по уровню никотиновой зависимости.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на снижения объема табакокурения или полного прекращения. В основу программы лег метод когнитивно-поведенческого направления.
В результате проведенной коррекционно-развивающей работы, были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики у студентов экспериментальной группы. Выявлены статистически значимые различия между респондентами экспериментальной и контрольной групп.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что в отличие от респондентов контрольной группы респонденты экспериментальной группы характеризуются большей осмысленностью своей жизни, наличием мотивации к отказу от курения. По итогам коррекционной работы выявлена положительная динамика к снижению никотиновой зависимости у студентов экспериментальной группы. Такие студенты реже испытывают потребность в курении в стрессовых ситуациях, при эмоциональном напряжении и дискомфорте. Студенты экспериментальной группы научились контролировать свои негативные эмоциональные состояния без использования сигарет, а также готовы значительно снизить количество сигарет или полностью отказаться от курения.
По результатам ретестирования можно говорить о наличии положительной динамики выхода из зависимости и начала ремиссии. При условиях продолжения использования полученных навыков в ходе терапии участники группы смогут самостоятельно преодолеть тягу к зависимости и снизить интенсивность курения или полностью отказаться от него.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: у лиц с никотиновой зависимостью существует взаимосвязь типа курительного поведения с уровнем мотивации отказа от курения: при выраженности типов курения «Стимуляция», «Расслабление» и «Поддержка» мотивация отказа от курения характеризуется низким уровнем. Степень никотиновой зависимости будет связана с особенностями смысложизненных ориентаций: при высокой выраженности показателей «Процесс жизни», «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - Жизнь» степень зависимости будет характеризоваться низким уровнем.
По результатам предварительного тестирования было выявлено, что респонденты обеих групп в равной степени склонны к курительному поведению, при котором курение связывается с ситуациями стресса, волнения, эмоционального напряжения. Курение выступает регулятором негативных эмоций, средством к преодолению и снижению эмоционального напряжения. Курение респондентов обеих групп зачастую происходит в комфортных для них условиях, что служит дополнительным усиливающим средством получения удовольствия. Курящие студенты обеих групп убеждены в том, что сигарета способна взбодрить, снять усталость. Участники исследования в одинаковой степени не удовлетворены своей жизнью в настоящий момент, они воспринимают процесс своей жизни как неинтересный, эмоционально ненасыщенный и ненаполненный смыслом. Более половины респондентов характеризовались средними и высокими показателями по уровню никотиновой зависимости.
В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на снижения объема табакокурения или полного прекращения. В основу программы лег метод когнитивно-поведенческого направления.
В результате проведенной коррекционно-развивающей работы, были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики у студентов экспериментальной группы. Выявлены статистически значимые различия между респондентами экспериментальной и контрольной групп.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что в отличие от респондентов контрольной группы респонденты экспериментальной группы характеризуются большей осмысленностью своей жизни, наличием мотивации к отказу от курения. По итогам коррекционной работы выявлена положительная динамика к снижению никотиновой зависимости у студентов экспериментальной группы. Такие студенты реже испытывают потребность в курении в стрессовых ситуациях, при эмоциональном напряжении и дискомфорте. Студенты экспериментальной группы научились контролировать свои негативные эмоциональные состояния без использования сигарет, а также готовы значительно снизить количество сигарет или полностью отказаться от курения.
По результатам ретестирования можно говорить о наличии положительной динамики выхода из зависимости и начала ремиссии. При условиях продолжения использования полученных навыков в ходе терапии участники группы смогут самостоятельно преодолеть тягу к зависимости и снизить интенсивность курения или полностью отказаться от него.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: у лиц с никотиновой зависимостью существует взаимосвязь типа курительного поведения с уровнем мотивации отказа от курения: при выраженности типов курения «Стимуляция», «Расслабление» и «Поддержка» мотивация отказа от курения характеризуется низким уровнем. Степень никотиновой зависимости будет связана с особенностями смысложизненных ориентаций: при высокой выраженности показателей «Процесс жизни», «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - Жизнь» степень зависимости будет характеризоваться низким уровнем.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017



