Введение 3
Глава 1. Корпоративный музей: понятие, цели деятельности, функции
1.1. Современный музей сегодня 7
1.2. Определение корпоративного музея и его отличие от других музеев 15
Глава 2. Подходы и этапы разработки концепции корпоративного музея
2.1. Определение креативной идеи концепции 35
2.2 Разработка подходов для создания концепции корпоративного музея 49
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения
Иметь собственный музей для компании с именем становится в наши дни делом корпоративной чести и престижа. Корпоративный музей позволяет выстраивать и укреплять отношения с постоянными клиентами и привлекать новых потребителей. Большинство корпоративных музеев служат мощными рекламными и PR-площадками . Их экспозиции зачастую рассказывают не только об истории компании, но и о становлении и развитии той или иной индустрии как таковой, будь то компьютерная, нефтяная, пивоваренная или другая.
На протяжении многих лет корпоративные музеи незаслуженно находились в положении полузабытого непрофильного актива, который можно в любой момент закрыть. Однако, в последние годы корпорации стали осознавать ту роль, которую играют корпоративные и ведомственные музеи в жизни и в деле сохранения культурного и природного наследия. Они стали восприниматься как целые институты, выполняющие функцию сохранения истории компании или ведомства. Также корпоративный музей в структуре организации можно рассматривать как весомую составляющую корпоративной этики компании, повышая её паблицитный капитал и выделяя её среди конкурентов. Большинство руководителей компаний понимают важность и ценность данного актива компании, и, рассматривая перспективу таких музеев, можно утверждать, что вскоре они станут новыми законодателями моды и местом для экспериментов в развитии музейного дела.
Сейчас именно корпоративные и ведомственные музеи активно участвуют в реализации задачи государственной важности - сохранении и популяризации знаний об истории и современных достижениях отечественных предприятий, науки и техники.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена определению подходов к разработке концепции корпоративного музея для девелоперской компании Коммерческий Центр «Питер», которая в перспективе будет реализована.
Компания коммерческий центр «Питер» (далее КЦ «Питер») - это крупный субъект рынка в сфере девелопмента, управления бизнесом, недвижимостью и строительством в Санкт-Петербурге с 1992 года. Владеет и управляет коммерческой недвижимостью общей площадью 250 тыс.м2. Главные активы компании: Апраксин Двор (владеют более чем 43 тыс. м2 - самый крупный собственник после государства), Троицкий и Сенной рынки, торговые комплексы «Сенная» и «Питер». Также в собственность входит несколько бизнес-центров, гостиница и база отдыха. Летом 2017 года компания отпразднует четверть века со дня основания фирмы.
В связи с масштабной реконструкцией исторического актива компании - Апраксина двора, ожидаемой в ближайшие годы, концерн решил сделать шаг по разработке идеи создания корпоративного музея, который будет выполнять культурно-просветительскую функцию и расскажет о торговой сфере, являющейся неотъемлемой частью истории Санкт-Петербурга.
Актуальность темы обусловлена тем, что создание и развитие корпоративных музеев осознается компаниями как ресурс развития корпоративного бренда. Эта технология позволяет более эффективно выстраивать коммуникацию с различными общественными аудиториями. На данный момент тема слабо проработана в современной литературе, существуют единичные примеры по общим рекомендациям по разработке концепций корпоративных музеев. Разработка концепции корпоративного музея для компании КЦ «Питер» будет посвящена истории торговли и купечества в Санкт-Петербурге и внесёт вклад не только в имидж компании, но и в культуру города и страны в целом. Рыночные отношения занимают важное место в экономике каждого региона и страны в целом. В Санкт- Петербурге торговое дело на протяжении трёх веков пережило множество изменений, связанных с различными политическими этапами великой державы, и данная отрасль вызывает неподдельный интерес.
Целью проекта является определение подходов к разработке концепции музея, экспозиция которого будет посвящена развитию торговли и купечества в Санкт-Петербурге. Инициатором создания музея будет выступать КЦ «Питер». Потенциальной музейной площадкой может стать территория рынка «Апраксин Двор», исторического памятника XVIII века.
Для достижения данной цели автором проекта были поставлены и решены следующие задачи:
1. раскрыть функции корпоративных музеев;
2. выявить коммуникационные ресурсы корпоративного музея в контексте развития корпоративного бренда;
3. провести анализ деятельности российских и зарубежных корпоративных музеев;
4. выявить форматы присутствия музея в Интернет-пространстве;
5. провести экспертные интервью с ведущими менеджерами корпоративных музеев Санкт-Петербурга;
6. проработать подходы к разработке креативной идеи
корпоративного музея.
Объект исследования - деятельность современного корпоративного музея.
Предмет работы - организация начальных этапов разработки концепции корпоративного музея.
Эмпирическую базу дипломной работы составляют:
• анализ практического опыта деятельности корпоративных музеев;
• анализ экспертных интервью представителей наиболее известных корпоративных музеев России и в частности Санкт-Петербурга для определения нужд потребителей корпоративных музеев, а также составления профиля корпоративного музея рынка Апраксин двор;
• интервью с представителями топ-менеджмента компании для понимания потребностей рынка и общего формирования направленности идеи корпоративного музея.
• изучение сайтов корпоративных музеев;
• изучение опыта организации специальных событий в корпоративных музеях;
• изучение программы документов и концепций действующих корпоративных музеев.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованных источников и приложений.
Корпоративный музей - это в первую очередь имиджевый инструмент, который помогает выстраивать долгосрочные отношения и наглядно рассказывает о компании, ее пути, позволяя окунуться в её историю и предысторию.
Иметь собственный музей для компании с именем становится в наши дни делом корпоративной чести и престижа. Что неудивительно: подобные объекты позволяют укреплять отношения с постоянными клиентами и привлекать новых. В большинство корпоративных музеев вход свободный. Корпоративный музей создаётся для эффективного решения целого спектра бизнес-задач конкретного предприятия, отрасли, региона в целом. Вдобавок, они служат мощными рекламными и PR-площадками. Их экспозиции зачастую рассказывают не просто об истории компании, а о становлении той или иной индустрии как таковой.
Создание корпоративного музея помогает компании активно формировать позитивное общественное мнение и сохранять положительный имидж организации. С помощью продуманной концепции корпоративного музея компания получает дополнительный инструмент для продвижения своего бренда, установки длительного контакта, как с потребителем, так и с партнерами организации. Деловой имидж компании укрепляет сам факт наличия подобного элемента, который помогает организации демонстрировать свою надежность и стабильность.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были: раскрыты функции корпоративных музеев в онлайн и оффлайн среде, выявлены коммуникационные ресурсы корпоративного музея в контексте развития корпоративного бренда. Также был проведен бенчмаркинг российских и зарубежных корпоративных музеев по заданным критериям, в том числе, выявлены форматы присутствия музея в Интернет-пространстве, по результатам выполнения данной задачи были сформированы следующие тенденции:
• Задействование музея как места для проведения собственных мероприятий;
• Наличие детских и молодёжных программ посещения;
• Наличие промо видео роликов на сайте музея (при отсутствии виртуального тура);
• Построение музейной экспозиции в соответствии с профильным направлением компании;
• Использование передовых технологий для нестандартного освящения своей истории;
• Вовлечение пользователей в процесс проведения экскурсии;
• Активное использование социальных сетей.
Проведены интервью с ведущими менеджерами проектов по корпоративным музеям СПб на основе которых были сформулированы ключевые преимущества наличия корпоративного музея компании:
• Сильный инструмент поддержания имиджа;
• Сохранение и преумножение исторического наследия компании, города, страны;
• Эффективное построение диалога с целевыми группами общественности.
На основе вышеупомянутых задач представлены подходы для создания концепции будущего корпоративного музея КЦ «Питер»: базовый вектор концепции (купечество и торговля в Санкт-Петербурге), использование технологии вовлечения с привлечением общественности и партнеров по отрасли для создания базы экспозиций, наличие легенды как ядро концепции корпоративного музея, сегментация основных целевых групп общественности, разделение культурной составляющей музейной экспозиции на тематические зоны. Основные результаты работы (см. Глава 2) были представлены руководству компании (см. Приложение №4 - Отзыв) и были оценены как успешные и релевантные для данного этапа построения концепции.
Осуществление поставленных задач помогло достичь цели данной работы, а именно - определить и представить основные направления для разработки концепции корпоративного музея КЦ «Питер», посвящённого развитию коммерции, торговли и купечеству в Санкт-Петербурге, сконцентрировав внимание на историческом памятнике 18 века - Апраксином дворе, сделав его имиджевой площадкой.
В данной выпускной квалификационной работе были отражены реалии современного мира, когда медленно, но верно, феномен широкого корпоративного наследия вызывает интерес и завоевывает легитимность в рамках корпоративного маркетинга и корпоративных коммуникаций. На сегодняшний день понятие наследия, применимое к существующим институтам (в том числе и к музеям, как к историческим памятникам окружающей среды, объектам и достопримечательностям туризма), в значительной степени играет важную роль при построении стратегии компании в рамках корпоративного маркетинга, корпоративных коммуникаций и управления .
Корпоративные музеи должны поддерживать бренд своей компании и превращать коммуникацию потребителя с ним в персональную . При условии грамотного использования ресурсов, достижения и удовлетворения интересов всех стейкхолдеров сектор корпоративных музеев в экономике и на рынке представляет собой успешный пример некоммерческой организации
1. Абрамов С.П., Костенчук И.А. О понятии корпоративной культуры. М.: Издательство «Дрофа», 2001. - С.43 - 49.
2. Аветисян В.Р. Виртуальный музей: понятия и трактовки //
Молодёжный вестник, СПбГИК. - 2016. - №1(5). - С. 39-48.
3. Актуальный словарь музейных терминов. - М., 2009. - С.49.
4. Бадьин А., Тамберг В. Эпоха брендов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.i2r.ru/static/494/out 23025.shtml(дата обращения 05.01.2017).
5. Бережев В.А. Интегрированные коммуникации (Основы рекламы и связей с общественностью): учебное пособие / под ред. А. Д. Кривоносова. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 170 с.
6. Богородская О., Котлова Т. Справочник: История и теория культуры. - Москва, 1998. - 102 с.
7. Бронтвейн С. Культурная веха в жизни компании. О корпоративных
музеях // Журнал «Контур», 24 сентября 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kontur.ru/articles/375(дата обращения 05.05.2017).
8. Каверина Е.А. Игры с целью: феномен креатива // Общество. Среда.
Развитие (Terra Humana). 2011. №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/igry-s-tselyu-fenomen-kreativa
(дата обращения: 15.05.2017).
9. Каверина Е.А. Культуротворческий потенциал событийных
коммуникаций // Ценности и смыслы. 2011. №2 (11). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/kulturotvorcheskiy-potentsial-sobytiynyh-kommunikatsiy(дата обращения: 15.05.2017).
10. Камнева Г. П., Туктарова Н. Н., Значение маркетинговой деятельности для современных музеев // Журнал: Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, Выпуск № 3 / 2008. - С. 12-19.
11. Карпова Е. В. Концептуальные подходы проектирования экспозиций
современного искусства: история и современность // Молодёжный Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, Сборник статей аспирантов, магистрантов, студентов, №1(5), 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://spbgik.ru/upload/file/publishing/mol vest/1 5 16.pdf (дата
обращения 15.04.2017).
12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006. - (Серия «Деловой бестселлер»). - С. 92-97.
13. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.
14. Культурная веха в жизни компании. О корпоративных музеях [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://kontur.ru/articles/375(дата обращения 07.04.2017)
15. Лебедев А.В. Виртуальные музеи и виртуализация музея // Мир музея. 2010. № 10. - С.5-9.
16. Левочкина Н.А. Корпоративный музей как элемент корпоративной социальной ответственности // Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusnatprior.ru/files/files/3(17)2015/23.%20Левочкина%20НПР%203%20%2817%29-2015.pdf(дата обращения 15.04.2017).
17. Лысакова А. А. Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка. Автореф. дис. канд. культурол. наук. - Екатеринбург, 2012. - 21 с.
18. Макклюен М. Галактика Гутенберга. Становление человека
печатающего. М., 2005. - 232 с.
19. Мастеница Е.Н. Корпоративная культура музея/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.pandia.ru/text/77/280/67766.php(дата обращения 25.04.2017).
20. Матюшкин В. Лояльность к брендам в эпоху постмодерна // "Реклама:
теория и практика", №3, 2005 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.src-master.ru/article 13523.html(дата обращения
24.04.2017).
21. Пуликова И.В. Деятельность российских корпоративных отраслевых музеев // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - № 6. - С.120-165.
22. Резник Ю.М., Кравченко К.А. Сущность корпоративной культуры в современной организации // Управление персоналом. 1998. № 8. С.63 - 69.
23. Суслова И. М., Бочкарева Э. Э. Маркетинговые коммуникации в учреждениях культуры и искусства: учебное пособие. - Москва: Интерконтакт Наука, 2013. - 114 с.
24. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Сочинения. Москва: Интерконтакт Наука, 2013. - С.575-604.
25. Ярославцева Е.И. Философия цифрового пространства // Гуманитарные чтения РГГУ - 2008. Конференции. Научные семинары. Сборник материалов. - М.: РГГУ, 2009. - С. 71-89.
26. Alcalde G., Rueda J. People who don’t go to museums // International Journal of Heritage Studies, Vol. 13 No. 6, 2007. - pp. 521-529.
27. Burghausen M., John M., Balmer T. Corporate heritage identity management and the multimodal implementation of a corporate heritage identity // Journal of Business Research 67:11, 2014. - 2311-2323.
28. Capriotti P. Museums' communication in small- and medium-sized cities // Corporate Communications: An International Journal, Vol. 15 Issue: 3, 2010. - pp. 281-298.
29. Castellani P., Rossato C. On the communication value of the company museum and archives // Journal of Communication Management, Vol. 18 Issue: 3, 2014. - pp. 240-253.
30. Castellani P., Rossato C., Ciarmela L. From industrial museum to culture industry. An empirical exploration of how this heritage is being safeguarded by the members of Museimpresa // Proceedings of The 13th Toulon-Verona Conference in Coimbra, University of Verona, Verona, September 2-4, 2010. - pp. 458-476.
31. Coffee K. Audience research and the museum experience as social practice // Museum Management and Curatorship, Vol. 22 No. 4, 2007. - pp. 377-89.
32. Evans J, Bridson K., Rentschler R. Drivers, impediments and manifestations of brand orientation: An international museum study // European Journal of Marketing, Vol. 46 Issue: 11/12, 2012. - pp. 1457-1475.
33. Gilmore A., Rentschler R. Changes in museum management: A custodial or marketing emphasis? // Journal of Management Development, Vol. 21 Issue: 10, 2012. - pp. 745-760.
34. Ginsbourg V., Mairesse F. Defining a museum: suggestions for an alternative approach // Museum Management and Curatorship, Vol. 16 No. 1, 2007. - pp. 15-33.
35. International Council of Museums (n.d.) - Definition of a museum
[Electronic source]. -Available at:http://icom.museum/definition.html(accessed 10.05.2017).
36. John M., Balmer T. Corporate heritage, corporate heritage marketing, and total corporate heritage communications: What are they? What of them // Corporate Communications: An International Journal, Vol. 18 Issue: 3, 2013. - pp. 290-326.
37. Kotler N. New ways of experiencing culture: the role of museums and marketing implications // Museum Management and Curatorship, Vol. 19 No. 4, 2001. - pp. 417-25.
38. Kotler N., Kotler P. Can museums be all things to all people? Missions, goals, and marketing's role // Museum management and curatorship. 2000. Vol. 18. N 3. Р. 271-287.
39. Kotler N., Kotler, P. Museum Strategy and Marketing: Designing Mission, Building Audiences, Generating Revenue and Resources, Jossy-Bass, San Francisco, CA., 1998.
40. Martino V., Lovari A. When the past makes news: Cultivating media relations through brand heritage // Public Relations Review, 2016.
41. Montemaggi M., Severino F. Heritage Marketing // La Storia Dell’Impresa Come Vantaggio Competitivo, Franco Angeli, Milan, 2007.
42. Nowacki M. Evaluating a museum as a tourist product using the servqual method // Museum Management and Curatorship, Vol. 20 No. 3, 2005. - pp. 235-50.
43. Piscitelli B., Anderso, D. Perspectives of museum settings and experiences // Museum Management and Curatorship, Vol. 19 No. 3, 2009. - pp. 269-82.
44. Prentice R. Experiential cultural tourism: museums and the marketing of the new romanticism of evoked authenticity // Museum Management and Curatorship, Vol. 19 No. 1, 2001. - pp. 5-26.
45. Rentschler R., Hede A. Museum Marketing: Competing in the Global Marketplace, Butterworth-Heinemann, Oxford, 2007.
46. Stephen A. The contemporary museum and leisure: recreation as a museum function // Museum Management and Curatorship, Vol. 19 No. 3, 2011. - pp. 297-308.
47. Tien S., Compton J., Witt P. Integrating constraints and benefits to identify responsive target markets for museum attractions // Journal of Travel Research, Vol. 35 No. 2, 1996. - pp. 34-46.
48. Tobelem J. The marketing approach in museums // Museum Management and Curatorship, Vol. 16 No. 4, 2012. - pp. 337-54.
49. Urde M. Brand orientation - a strategy for survival // Journal of Consumer Marketing, Vol. 11 No. 3, 1994. - pp. 18-32.
50. Urde M. Brand orientation: a mindset for building brands into strategic resources // Journal of Marketing Management, Vol. 15 Nos 1-3, 1999. - pp. 117-33.
Электронные ресурсы и документы
51. Демография // Официальная статистика [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 10.05.2017).
52. История музея Пенсакола [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.historicpensacola.org(дата обращения 10.04.2017).
53. Концерн «Питер». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://piter- center.ru/dp/development/kc piter/(дата обращения 12.02.2017).
54. Население: Культура // Официальная статистика. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:http://gov.spb.ru/gov/otrasl/cculture/statistie(дата обращения 10.05.2017).
55. Определение концепции музея. Словарь музейных терминов
Российской музейной энциклопедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?107(дата обращения 15.04.2017).
56. Российская музейная энциклопедия // Словарь музейных терминов
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?40(дата обращения
05.01.2017).
57. Российские корпоративные музеи: перспективы развития //
Электронный журнал «Apriori». Серия: гуманитарные науки, №6, 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apriori-
journal.ru/seria1/6-2014/Serbina.pdf(дата обращения 10.04.2017).
58. Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/documents/recommendations/virtmuseums(дата обращения 05.05.2017).
59. Типы музеев. Музеи России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.museum.ru/mus/type.asp(дата обращения 05.05.2017).
60. Философия цифрового пространства терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://iphras.ru/page50061268.htm(дата обращения 19.03.2017).
61. The Webmuseum by Nicolas Pioch, in 1996 [Electronic source]. -Available
at: https://www.youtube.com/watch?v=TkP4B77sKLg (accessed
13.04.2017).