Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности

Работа №7117

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы183стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
831
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Саморазвитие студентов колледжа как педагогическая проблема
II. Философско-психологические аспекты сущности процесса саморазвития
1.2. Педагогические основания процесса саморазвития студен¬тов педколледжа в условиях учебной деятельности
1.3. Теоретический анализ особенностей учебной деятельности, выступающих условием саморазвития студентов педколледжа
Г лава 2. Организация экспериментальной работы, направлен¬ной на саморазвитие студентов колледжа
2.1. Диагностика исходного уровня саморазвития студентов
2.2. Стимулирование процесса саморазвития студентов в условиях учебной деятельности
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по саморазвитию студентов
Заключение
Список литературы
Приложения


Особенностью современного образования является устремление и признанию обучения, ориентированного на личность. Это объясняется изменяющимися условиями действительности. Российское общество переживает социально-экономический кризис, в образовании обнаруживаются тенденции изменения традиционных ценностей, что существенно повлияло на определение перспектив развития системы образования
Необходимость осмысления этих процессов предъявляет особые требования к подготовке специалистов. В связи с этим выпускник профессионального образовательного учреждения, в том числе и среднего педагогического, должен отличаться умениями самоопределения в образователь¬ном пространстве через выражение собственной позиции, самодеятельного разрешения профессиональных задач, критичностью мышления.
Проблема подготовки конкурентоспособного специалиста в колледже связана с развитием у студентов стремлений к самореализации в личностном и профессиональном аспектах, способности к непрерывному образованию. Это требует пересмотра целей, задач, содержания и методов работы средних педагогических учебных заведений
В теории педагогики акценты смещаются на утверждение сущностного, личностного начала в человеке. Приоритетами в педагогических исследованиях становятся целенаправленность на саморазвитие, внутреннюю рефлексию, стремление к продуктивной ответственной самореализации и творческому самовыражению (Н А. Алексеев, Е В. Бондаревская, М.А. Ви-кулина, А С. Косогова, С.В. Кульневич, Н А. Переломова, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, П.И.Третьяков, Е.Л. Федотова и др.).
Гуманистически ориентированное обучение рассматривается сегодня как специфическая педагогическая деятельность по созданию учащимся оптимальных условий для самоопределения, самоосуществления и само-развития. Причем предметное содержание обретает новый личностный смысл, выступая, как среда становления личностного опыта индивида. Однако в практике это своего отражения пока не находит, по крайней мере, как массовое явление. Поэтому, актуальными являются исследование под¬ходов к развитию личностных характеристик студента с опорой на современные педагогические теории.
Компетентный педагог, способный к педагогическому сотрудничеству и сотворчеству с детьми, умеет создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ею субъектов. Он умеет также раскрыть в ученике способности свободно мыслить, творить, самостоятельно искать и сознательно выбирать пути своего социального утверждения. Но для этого сам учитель должен стремиться к самоизменению.
В связи с этим, подготовка студента педколледжа - будущего учите¬ля, должна быть ориентированна на выработку таких личностных характеристик профессионала, как рефлексивность, ответственность перед собой, самосовершенствование деятельности, собственное саморазвитие. Необходимо отметить, что именно саморазвитие, сознательно усиливаемое молодым специалистом в собственной деятельности, помогает личностно-профессиональному становлению и полноценной самореализации. Саморазвитие нельзя "вложить” в сознание обучающихся, данный процесс "запускается" в результате личностной работы студента над собой. Именно поэтому в учебной деятельности студентов педагогического колледжа важно создать среду для их личностного саморазвития.
При подготовке будущего учителя, особенно в рамках среднего профессионального образования, важно создать условия для определения перспектив его дальнейшего самопродвижения и саморазвития с использованием собственных интеллектуальных ресурсов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе все более востребован специалист, способный к саморазвитию. Ориентиром является личность, определяющая перспективы своего развития, использующая собственные интеллектуальные, эмоциональные и другие резервы, стремящаяся к самостоятельному выбору, творческой активности.
С этих позиций, в профессиональном-педагогическом образовании актуальным является не овладение знаниями как таковыми, а становление человека как субъекта собственной жизни благодаря знаниям. Однако, в массовой практике современного образования, учащиеся проходят ту же знаниево-ориентированную подготовку, которая не всегда обеспечивает их позитивную самоактуализацию в новых условиях. Поэтому, возникает необходимость осмысления функций среднего специального учебного заведения как культурно-образовательного пространства и претворения в практику таких способов работы, которые бы способствовали устремлению студента к саморазвитию.
Изменение характера профессиональной деятельности преподавателем чаще всего видится возможным через изменение содержания учебного процесса. Это предполагает изменение направленности учебной деятельности, ее ориентации на личностное развитие. Однако само по себе изменение содержания образовательного процесса не переводит пространство колледжа в статус культурно-образовательного, то есть создающего условия для самодвижения и самовыражения учащихся, воспитания в них направленности на ответственную жизненную самореализацию. Как показывает практика, для становления профессионально-педагогической культуры будущего учителя важнее не изменения в содержании обучения, а использование такого подхода к организации учебной деятельности, который стимулировал бы и направлял процессы саморазвития учащихся, выступающих одним из условий достижения личностной и профессиональной зрелости.
Выполненная нами диссертационная работа вносит определенный вклад в разрешение проблемы саморазвития студента педагогического колледжа, так как позволяет хотя бы частично ликвидировать пробел в пространстве психолого-педагогических исследований, связанный с отсутствием в системе средне-профессиональной подготовки специальной работы по созданию условий саморазвития студентов педагогического колледжа как основы их личностного и профессионального становления.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Акаде-мический Проект, 2001. - 704с.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитив¬ная психология. Материалы финско-советского симпозиума. - М.. 1986. -С. 154-1 73.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 302с.
4. Абульханова-Славская К А. Личность в процессе деятельности и обще¬ния // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара, 1999. - С.301- 330.
5. Алексеев Н А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис... д-ра пед.наук. - Екатерин¬бург, 1997. - 42с.
6. Ананьев Ь.Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. А. А. Бодалева - М.: Изд-во "Институт практической психологии",
1996. - 384с.
7. Ананьев Б Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека.// Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - СПб., 2000. - С.48-54.
8. Андреев В.И. Эврист ика для творческого саморазвития. - Казань, 1994 - 159с.
9. Анпилогова Л.В. Влияние интерактивной функции общения на само¬развитие ученического сообщества как педагогическая проблема: Дис... канд. пед.наук. - Хабаровск, 1995. - 227с.
10. Ануфриева Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педа¬гогической деятельности: Дис... канд.пед.наук. - М., 1996. - 153с.

11 .Аниыферова Л И. Некоторые теоретические проблемы психологии лич-ности. // Психология личности. Хрестоматия. - Самара, 1999. - С 331 - 342.
12. Аниыферова Л И. Психология формирования и развития личности. - М.: Наука. 1981. - 355с.
13. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Высш.шк., 1990. - 303с.
14. Арет А.Я., Рувинский Л И. Самовоспитание школьников. - М.: Педаго¬гика, 1976. - 160с.
15. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. - М.: Институт психо¬логии РАН, 1993. - 205с.
16. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М. Мысль, 1976. - 156с.
17. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности. // Психо¬логия личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - СПб: Питер, 2000. - С. 222-230.
18. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.. Изд-во ин-та практ. психологии: Воронеж: НПО МОДЭК, 1996 - 768с.
19. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. -464с.
20. Батищев Г .С. Найти и обрести себя // Вопросы философии. - 1995. - №3. - С. 103-109.
21. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. - 1995. - №3. - С. 109-129.
22. Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. дис... канд. пед.наук. Волгоград, 1995. - 18с.

23. Белухин Д А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. - М.: Изд-во ин-та практ.психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 4.1 - 319с.
24. Бердяев Н А. Смысл творчества Опыт оправдания человека. - М.: Про¬гресс, 1991. - 1 13с.
25. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. - 383с.
26. Бердяев Н А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 480с.
27. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.. Прогресс. - 1986. - 420с.
28. Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. - С.31-41.
29. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педагоги¬ка,-2000. -№5,- С. 13-20.
30. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педаго¬гика, 1989. - 192с.
31. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576с.
32. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских видения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. -413с.
33. Библер B.C. Что есть философия9 //Вопросы философии - 1995. - №1. - С. 159-183.
34. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Анали-тический обзор. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 48с.
35. Блинников Л.В. Великие философы. - М.: Логос, 1998. - 432с.

36. Богуславский M B. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века. // Педагогика,- 2000. - №4. - С.63-70.
37. Богуславский М.В Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежья. // Педагогика,- 2000. - №9. - С.66-74.
38. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения. // Сов. Педагогика - 1990. -№12. - С. 4-12
39. Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пони- амнию личности. // Психология личности в трудах отечественных пси-хологов. Хрестоматия. - СПб., 2000. - С. 336-344.
40. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы форми¬рования личности. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.
41. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Психоло¬гия личности. Хрестоматия. - Самара, 1999. - С.95-144.
42. Бондаревская Е.В. В защиту "живой" методологии. //Педагогика - 1998 -№2. - С. 102-105.
43. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика - 1999. - №3. - С.37-43.
44. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманисти¬ческих теориях и системах воспитания. Учеб. Пособие. - Ростов-н/Д: ТЦ Учитель, 1999. - 560с.
45. Борщанская Б.Р., Семушина Л Г. и др. Преподавание курса дошколь¬ной педагогики в педагогическом училище. - М.. Просвещение, 1990 - 125с.
46. Брунер Д.С. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 412с.
47. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (Логико- психологический анализ). - М.: Мысль, 1979. - 230с.

48. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000.
- С. 230-237.
49. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа. - 1993. - 175с.
50. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагости- ке. - СПб.: Питер, 2001. - 528с.
51. Величковский Б.М. Установка и сознательный контроль в психологии познания. // Д.Н.Узнадзе - классик советской психологии. - Тбилиси, 1986. - С.73-89.
52. Вентцель К Н. Этика и педагогика творческой личности. - М.: Изд-во К.Н. Тихомирова, 1911. - Т. 11. - С. 380-393.
53. Викулина М.А. Личностно-ориентрованная подготовка студентов в пе-дагогическом вузе (основы теории): Монография. - Н.Новгород: Ниже-городский гуманитарный центр, 2000. -136с.
54. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры /Под ред.М.Е.Ярошевского. - М.. Изд-во ин-та практической психологии; Воронеж: МО-ДЭК, 1996. - 512с.
55. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова - М.:Педагогика, 1991.- 480с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ