СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА)
|
Введение 3
Глава 1. Организация Исламского сотрудничества в мировом политическом процессе 10
1.1. Становление Организации Исламского сотрудничества как
международного актора 10
1.2. Роль Организации Исламского сотрудничества в урегулировании
региональных конфликтов 24
1.3. Национально-правовые средства и методы ОИС по борьбе и
предотвращению террористических актов 37
Глава 2. Особенности социально-экономической деятельности Организации Исламского сотрудничества 45
2.1. Деятельность ОИС по укреплению экономической интеграции
мусульманских стран 45
2.2. Торгово-экономическое сотрудничество стран ОИС с европейскими
государствами 58
2.3. Основные направления деятельности ОИС в области культуры и
науки 71
Заключение 85
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Организация Исламского сотрудничества в мировом политическом процессе 10
1.1. Становление Организации Исламского сотрудничества как
международного актора 10
1.2. Роль Организации Исламского сотрудничества в урегулировании
региональных конфликтов 24
1.3. Национально-правовые средства и методы ОИС по борьбе и
предотвращению террористических актов 37
Глава 2. Особенности социально-экономической деятельности Организации Исламского сотрудничества 45
2.1. Деятельность ОИС по укреплению экономической интеграции
мусульманских стран 45
2.2. Торгово-экономическое сотрудничество стран ОИС с европейскими
государствами 58
2.3. Основные направления деятельности ОИС в области культуры и
науки 71
Заключение 85
Список использованных источников и литературы
Актуальность. В условиях растущей глобализации возрастает значимость межправительственных организаций в урегулировании проблем, затрагивающих все мировое сообщество. Эффективность деятельности таких организаций во многом зависит от современной международной обстановки и состояния интернациональных отношений. Самой значимой мусульманской организацией на Ближнем Востоке является Организация Исламского сотрудничества, которая оказывает существенное влияние на международную обстановку.
В условиях глобализации и интеграции во всех сферах жизни происходит увеличение взаимозависимости государств, в связи с этим мусульманские страны заинтересованы в общности путей развития интеграционных процессов. Изучение взаимодействия государств на примере Организации Исламского сотрудничества позволит понять и оценить обстановку сил на Ближнем Востоке, определить потенциал развития данной международной организации и ее роль в современном мире.
В качестве объекта исследования выступают интеграционные процессы на Ближнем Востоке и Северной Африке, деятельность Организации Исламского сотрудничества, а также внешняя политика арабских государств.
Предметом работы является место и роль Организации Исламского сотрудничества в современных интеграционных процессах.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXI века по настоящее время, когда состоялась последняя, 44-я Исламская конференция министров иностранных дел стран-участниц ОИС. В целях полного раскрытия темы работы в отдельных главах используется подход исторической ретроспекции для изучения истории создания организации и ее деятельности на раннем этапе.
Географические рамки. В силу того что термин «Ближний Восток» не имеет общепринятого определения, в данной работе используется англо - саксонское понимание термина, т.е. исследование включает арабские страны Азии и Северной Африки.
Цель исследования: изучить основные направления интеграционной деятельности Организации Исламского сотрудничества в Ближневосточном регионе.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:
1. изучить специфику развития ОИС от культурно-религиозного объединения до международно-политической организации;
2. определить роль ОИС в урегулировании региональных конфликтов;
3. выявить формы и методы антитеррористической деятельности ОИС;
4. выделить основные направления экономического сотрудничества мусульманских стран в контексте деятельности ОИС;
5. проанализировать экономическое сотрудничество стран ОИС с европейскими государствами;
6. рассмотреть основные проблемы развития научно-технического и культурного потенциала ОИС.
Методологическая база. Изучение официальных источников по теме исследования проводилось на основе различных методов с учетом специфики аспектов развития интеграции. Методологическим основанием работы являются: историко-философские, общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, компаративизм, и др.); собственно политологические принципы и методы познания общественных явлений, включая ценностный и функциональный, а также частные методы научного исследования. Среди специальных - статистический и типологический методы помогли в поиске материала о политической и экономической деятельности ОИС. Кроме этого, в работе внимание обращено к методу ретроспекции и методу прогнозирования, позволивших оценить опыт интеграционной деятельности с момента ее основания и выявить дальнейшие перспективы сотрудничества стран ОИС в условиях глобализации. Данные методы позволили не только собрать информацию о роли ОИС в международных процессах и ее направления деятельности в условиях глобализации и интеграции, а также сотрудничество стран-участниц ОИС с другими государствами, но и провести полную оценку условий развития международной деятельности ОИС.
Степень изученности проблемы. Библиография изучения интеграционной деятельности Организации Исламского сотрудничества обширна, в большей степени затрагиваются общие проблемы, процессы становления и развития объединения и нет специального исследования деятельности арабских стран, как единого центра Исламской культуры. Приведем некоторые работы, которые были задействованы в нашем исследовании.
Отечественная литература, в которой освещена проблема деятельности Организации Исламского сотрудничества и влияния ислама и исламских концепций на социально-экономическую и внутриполитическую жизнь стран Востока, представлена работой ученого-востоковеда В.Я. Белокреницкого .
Ведущим исследователем деятельности ОИС является российский ученый Н.В. Жданов, специализирующийся на Ближнем Востоке. В своей работе «Исламская концепция миропорядка» автор изучил специфику образования ОИС как политического объединения и попытался осветить правовую деятельность ОИС как международного актора .
Отдельно можно отметить коллективное исследование группы авторов Ю.А. Балашова, М.В. Вагина, О.А. Колобова, А.А. Корнилова в котором
рассматриваются основные механизмы деятельности арабских стран, роль ближневосточного региона в современных международных отношениях .
Отдельные аспекты политики ОИС в отношении мусульманских стран анализируются в работах З.И. Левина , А.В. Малашенко , М.А. Сапроновой, Л.М Ефимовой , которые изучили основные тенденции развития международных отношений на Ближнем Востоке в интересующий нас период. Также значимыми для исследования проблематики конфликтов, экономической интеграции, терроризма были труды российских ученых, А.Б. Борисова , А.А. Игнатенко , Р.Н. Андреасяна , С.Н. Лаврентьева , С.В. Алейникова .
Зарубежная литература. Анализируя работы зарубежных исследователей, необходимо выделить работу американского автора Д. Хопвуда, который рассмотрел влияния Запада на культуру и ценности исламских государств, а также проанализировал степень необходимости изменений в концепции совместной деятельности стран Ближнего Востока .
Автора Грэхем Фуллер в работе «Будущее политического ислама», затронул рассмотрение таких глобальных проблем как международный
терроризм и исламофобия, а также место стран арабского мира в
современной системе международных отношений .
Анализ работы Дж. Тейтельбаума позволил изучить вопросы регулирования конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке . А проблему развития религиозного терроризма исследовал А. Перлигер . Проблемы экономической интеграции, с которыми вынуждены столкнуться арабские страны в настоящее время проанализировал С. Каядиби .
Несмотря на то, что ОИС достаточно интенсивно изучается как отечественными, так и зарубежными специалистами, тема действий Организации Исламского сотрудничества в глобальном интеграционном процессе требует уточнения по отдельные выводам с опорой на меняющиеся данные, т.к. ОИС является развивающейся организацией.
Источниковую базу данной работы составили официальные документы ОИС общего характера и документы, посвященные непосредственной практической деятельности ОИС по политическим и экономическим вопросам, а также были использованы периодические издания и материалы прессы.
К первым можно отнести Устав организации ОИС, в котором содержатся основные цели и задачи ОИС, определяются приоритеты и основные направления работы. Кроме того в Уставе организации обозначена необходимость коллективной и организованной деятельности мусульманских стран на международной арене . К документам в которых освещена работа комитетов организации и обозначена необходимость коллективной формы взаимодействия можно отнести официальные документы ОИС .
Для анализа процессов интеграции в современных условиях были изучены нормативно-правовые акты ОИС, такие как Резолюции ОИС по экономическим вопросам , Декларации ОИС, представленные на различных сессиях Совета Министров иностранных дел .
Из документов аналитического характера можно выделить несколько подкатегорий: во-первых, это документы дипломатических ведомств, среди которых особо ценными являются информационные сообщения по итогам саммитов государств-членов ОИС ; во-вторых, выступления политических деятелей ; в-третьих, межгосударственные соглашения .
В целом, данная источниковая база помогла изучить фактологическую основу политических отношений стран-участниц ОИС, акцентируя внимание на важные аспекты теоретической и практической деятельности ОИС в интеграционных процессах, а также рассмотреть инструментарий стран - участниц ОИС в контексте совместной работы.
В условиях глобализации и интеграции во всех сферах жизни происходит увеличение взаимозависимости государств, в связи с этим мусульманские страны заинтересованы в общности путей развития интеграционных процессов. Изучение взаимодействия государств на примере Организации Исламского сотрудничества позволит понять и оценить обстановку сил на Ближнем Востоке, определить потенциал развития данной международной организации и ее роль в современном мире.
В качестве объекта исследования выступают интеграционные процессы на Ближнем Востоке и Северной Африке, деятельность Организации Исламского сотрудничества, а также внешняя политика арабских государств.
Предметом работы является место и роль Организации Исламского сотрудничества в современных интеграционных процессах.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXI века по настоящее время, когда состоялась последняя, 44-я Исламская конференция министров иностранных дел стран-участниц ОИС. В целях полного раскрытия темы работы в отдельных главах используется подход исторической ретроспекции для изучения истории создания организации и ее деятельности на раннем этапе.
Географические рамки. В силу того что термин «Ближний Восток» не имеет общепринятого определения, в данной работе используется англо - саксонское понимание термина, т.е. исследование включает арабские страны Азии и Северной Африки.
Цель исследования: изучить основные направления интеграционной деятельности Организации Исламского сотрудничества в Ближневосточном регионе.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:
1. изучить специфику развития ОИС от культурно-религиозного объединения до международно-политической организации;
2. определить роль ОИС в урегулировании региональных конфликтов;
3. выявить формы и методы антитеррористической деятельности ОИС;
4. выделить основные направления экономического сотрудничества мусульманских стран в контексте деятельности ОИС;
5. проанализировать экономическое сотрудничество стран ОИС с европейскими государствами;
6. рассмотреть основные проблемы развития научно-технического и культурного потенциала ОИС.
Методологическая база. Изучение официальных источников по теме исследования проводилось на основе различных методов с учетом специфики аспектов развития интеграции. Методологическим основанием работы являются: историко-философские, общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, компаративизм, и др.); собственно политологические принципы и методы познания общественных явлений, включая ценностный и функциональный, а также частные методы научного исследования. Среди специальных - статистический и типологический методы помогли в поиске материала о политической и экономической деятельности ОИС. Кроме этого, в работе внимание обращено к методу ретроспекции и методу прогнозирования, позволивших оценить опыт интеграционной деятельности с момента ее основания и выявить дальнейшие перспективы сотрудничества стран ОИС в условиях глобализации. Данные методы позволили не только собрать информацию о роли ОИС в международных процессах и ее направления деятельности в условиях глобализации и интеграции, а также сотрудничество стран-участниц ОИС с другими государствами, но и провести полную оценку условий развития международной деятельности ОИС.
Степень изученности проблемы. Библиография изучения интеграционной деятельности Организации Исламского сотрудничества обширна, в большей степени затрагиваются общие проблемы, процессы становления и развития объединения и нет специального исследования деятельности арабских стран, как единого центра Исламской культуры. Приведем некоторые работы, которые были задействованы в нашем исследовании.
Отечественная литература, в которой освещена проблема деятельности Организации Исламского сотрудничества и влияния ислама и исламских концепций на социально-экономическую и внутриполитическую жизнь стран Востока, представлена работой ученого-востоковеда В.Я. Белокреницкого .
Ведущим исследователем деятельности ОИС является российский ученый Н.В. Жданов, специализирующийся на Ближнем Востоке. В своей работе «Исламская концепция миропорядка» автор изучил специфику образования ОИС как политического объединения и попытался осветить правовую деятельность ОИС как международного актора .
Отдельно можно отметить коллективное исследование группы авторов Ю.А. Балашова, М.В. Вагина, О.А. Колобова, А.А. Корнилова в котором
рассматриваются основные механизмы деятельности арабских стран, роль ближневосточного региона в современных международных отношениях .
Отдельные аспекты политики ОИС в отношении мусульманских стран анализируются в работах З.И. Левина , А.В. Малашенко , М.А. Сапроновой, Л.М Ефимовой , которые изучили основные тенденции развития международных отношений на Ближнем Востоке в интересующий нас период. Также значимыми для исследования проблематики конфликтов, экономической интеграции, терроризма были труды российских ученых, А.Б. Борисова , А.А. Игнатенко , Р.Н. Андреасяна , С.Н. Лаврентьева , С.В. Алейникова .
Зарубежная литература. Анализируя работы зарубежных исследователей, необходимо выделить работу американского автора Д. Хопвуда, который рассмотрел влияния Запада на культуру и ценности исламских государств, а также проанализировал степень необходимости изменений в концепции совместной деятельности стран Ближнего Востока .
Автора Грэхем Фуллер в работе «Будущее политического ислама», затронул рассмотрение таких глобальных проблем как международный
терроризм и исламофобия, а также место стран арабского мира в
современной системе международных отношений .
Анализ работы Дж. Тейтельбаума позволил изучить вопросы регулирования конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке . А проблему развития религиозного терроризма исследовал А. Перлигер . Проблемы экономической интеграции, с которыми вынуждены столкнуться арабские страны в настоящее время проанализировал С. Каядиби .
Несмотря на то, что ОИС достаточно интенсивно изучается как отечественными, так и зарубежными специалистами, тема действий Организации Исламского сотрудничества в глобальном интеграционном процессе требует уточнения по отдельные выводам с опорой на меняющиеся данные, т.к. ОИС является развивающейся организацией.
Источниковую базу данной работы составили официальные документы ОИС общего характера и документы, посвященные непосредственной практической деятельности ОИС по политическим и экономическим вопросам, а также были использованы периодические издания и материалы прессы.
К первым можно отнести Устав организации ОИС, в котором содержатся основные цели и задачи ОИС, определяются приоритеты и основные направления работы. Кроме того в Уставе организации обозначена необходимость коллективной и организованной деятельности мусульманских стран на международной арене . К документам в которых освещена работа комитетов организации и обозначена необходимость коллективной формы взаимодействия можно отнести официальные документы ОИС .
Для анализа процессов интеграции в современных условиях были изучены нормативно-правовые акты ОИС, такие как Резолюции ОИС по экономическим вопросам , Декларации ОИС, представленные на различных сессиях Совета Министров иностранных дел .
Из документов аналитического характера можно выделить несколько подкатегорий: во-первых, это документы дипломатических ведомств, среди которых особо ценными являются информационные сообщения по итогам саммитов государств-членов ОИС ; во-вторых, выступления политических деятелей ; в-третьих, межгосударственные соглашения .
В целом, данная источниковая база помогла изучить фактологическую основу политических отношений стран-участниц ОИС, акцентируя внимание на важные аспекты теоретической и практической деятельности ОИС в интеграционных процессах, а также рассмотреть инструментарий стран - участниц ОИС в контексте совместной работы.
ОИС, которая изначально образовалась, как религиозный форум, доказала свою жизнеспособность и в других областях. С 2011 г. она в значительной степени оформилась как деятельная международная организация. Для стран Ближнего Востока и Северной Африки ОИС является важной интеграционной площадкой. Эксперты отмечают, однако, что экономическое взаимодействие пока отстает от политического.
Перед ближневосточными странами в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ в. возник вопрос исламской альтернативы существующего миропорядка вследствие активизации религиозных исламских течений и усиления их влияния на международно-политические и внутригосударственные процессы. Возникла необходимость создания институтов межправительственного и неправительственного характера, направленных на реализацию основных идей ислама. Таким образом, ОИС возникла в результате объективно существовавших, социально-политических, социально-экономических, исторических и культурных условий, которые возобновляли процесс исламского возрождения и способствовали формированию относительного единства взглядов политических элит исламских государств на целый ряд социально значимых проблем, решение которых позволило дать толчок развитию, как отдельных мусульманских стран, так и Уммы в целом.
В ОИС сформирована структура, которая обеспечивает высокую степень взаимодействия ее членов в политической, социально-экономической и культурной деятельности. К основным функциональным органам объединения можно причислить Генеральный Секретариат, Исламский саммит встреч королей, глав государств и правительств, Ежегодная исламская конференция министров иностранных дел и вспомогательные органы в рамках ОИС. Также с целью координации действий проводятся совещания руководителей ведомств и министерств.
Приоритетной задачей в работе для членов ОИС, представляющих различные регионы планеты, в 2000-2018-х гг. является разработка общей стратегии разрешения актуальных региональных и мировых проблем не только в рамках данного международного института, но и в сотрудничестве с другими странами и организациями, с целью совместного противодействия современным угрозам. Решение этой задачи возможно при условии консолидированного взаимодействия участников и создание эффективного механизма сотрудничества, так как настоящее время резолюции носят скорее декларативный характер.
Изучив взаимоотношения ОИС с Европейским Союзом, можно сделать вывод о том, что Организация Исламская конференция на институциональном уровне всеми силами пытается доказать необоснованность теории «столкновения между различными
цивилизациями». Существенную роль в деятельности Организации Исламского сотрудничества играют политические взаимоотношения с такими ведущими мировыми державами как Франция, Германия, Великобритания и РФ. Дальнейшие перспективы отношений ОИС и европейских государств будут определяться не только наработанным опытом сотрудничества, но также позицией руководства стран соответственно.
В качестве вывода следует отметить, что роль международных организаций регионального характера приобретает все большее значение в процессах урегулирования мира и конфликтов, происходящих в африканских и ближневосточных странах. Несмотря на то, что в пострадавших регионах действуют многие региональные международные организации, ОИС определила темпы гонки, чтобы справиться с конфликтами, стоящими перед арабо-мусульманским миром. Причина создания ОИС часто объясняется указанием на необходимость солидарности со стороны мусульман после двух событий в новейшей истории: арабской потери Шестидневной войны в 1967 году и поджога 1969 года против мечети Аль-Акса, святой сайт в суннитском исламе. В результате этих двух инцидентов ОИС, как мы узнаем, была создана для защиты интересов мусульманского мира. Его способность в качестве посредника признана многими государствами-членами как международным сообществом. Достаточно упомянуть о свободно текущих отношениях, которые организация сохранила и продолжает поддерживать с Организацией Объединенных Наций, о чем свидетельствуют их совместные миссии и действия, предпринятые ОИС совместно с такими региональными организациями, как Лига арабских государств и Европейский союз. Руководство ОИС в мусульманском мире стало более заметным в последнее десятилетие из-за ряда обстоятельств, в том числе: а) независимость от других региональных организаций; б) критика, выдвинутая Советом Безопасности ООН за его отношение к определенным международным конфликтам; и в) решения, которые были приняты, несмотря на соперничество, существующее между его государствами-членами над религией - шииты против суннитов - политика - претензии Катара к региональному лидерству или экономике. В результате всех этих определяющих факторов голос ОИС стал ключевым во всем мире, что объясняет, почему различные международные организации и даже немусульманские государства, подобные России, проявили большой интерес к процессу ОИС.
Посредством общей оценки можно сказать, что страны-члены ОИС имеют в своем распоряжении очень хорошие возможности во всех областях, включая экономическую, политическую и культурную сферы. В настоящее время кажется более необходимым, чем что-либо еще для этой организации, - это солидарность и единство между этими странами в попытке разработать рабочий план для создания политического, экономического и культурного блока на глобальном уровне. Достижение этой цели не было бы возможным, и для этого государства-члены ОИС должны попытаться на основе взаимопонимания создать комплексную систему, наделенную необходимыми полномочиями и ответственностью в форме консолидированной Исламской организации.
Перед ближневосточными странами в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ в. возник вопрос исламской альтернативы существующего миропорядка вследствие активизации религиозных исламских течений и усиления их влияния на международно-политические и внутригосударственные процессы. Возникла необходимость создания институтов межправительственного и неправительственного характера, направленных на реализацию основных идей ислама. Таким образом, ОИС возникла в результате объективно существовавших, социально-политических, социально-экономических, исторических и культурных условий, которые возобновляли процесс исламского возрождения и способствовали формированию относительного единства взглядов политических элит исламских государств на целый ряд социально значимых проблем, решение которых позволило дать толчок развитию, как отдельных мусульманских стран, так и Уммы в целом.
В ОИС сформирована структура, которая обеспечивает высокую степень взаимодействия ее членов в политической, социально-экономической и культурной деятельности. К основным функциональным органам объединения можно причислить Генеральный Секретариат, Исламский саммит встреч королей, глав государств и правительств, Ежегодная исламская конференция министров иностранных дел и вспомогательные органы в рамках ОИС. Также с целью координации действий проводятся совещания руководителей ведомств и министерств.
Приоритетной задачей в работе для членов ОИС, представляющих различные регионы планеты, в 2000-2018-х гг. является разработка общей стратегии разрешения актуальных региональных и мировых проблем не только в рамках данного международного института, но и в сотрудничестве с другими странами и организациями, с целью совместного противодействия современным угрозам. Решение этой задачи возможно при условии консолидированного взаимодействия участников и создание эффективного механизма сотрудничества, так как настоящее время резолюции носят скорее декларативный характер.
Изучив взаимоотношения ОИС с Европейским Союзом, можно сделать вывод о том, что Организация Исламская конференция на институциональном уровне всеми силами пытается доказать необоснованность теории «столкновения между различными
цивилизациями». Существенную роль в деятельности Организации Исламского сотрудничества играют политические взаимоотношения с такими ведущими мировыми державами как Франция, Германия, Великобритания и РФ. Дальнейшие перспективы отношений ОИС и европейских государств будут определяться не только наработанным опытом сотрудничества, но также позицией руководства стран соответственно.
В качестве вывода следует отметить, что роль международных организаций регионального характера приобретает все большее значение в процессах урегулирования мира и конфликтов, происходящих в африканских и ближневосточных странах. Несмотря на то, что в пострадавших регионах действуют многие региональные международные организации, ОИС определила темпы гонки, чтобы справиться с конфликтами, стоящими перед арабо-мусульманским миром. Причина создания ОИС часто объясняется указанием на необходимость солидарности со стороны мусульман после двух событий в новейшей истории: арабской потери Шестидневной войны в 1967 году и поджога 1969 года против мечети Аль-Акса, святой сайт в суннитском исламе. В результате этих двух инцидентов ОИС, как мы узнаем, была создана для защиты интересов мусульманского мира. Его способность в качестве посредника признана многими государствами-членами как международным сообществом. Достаточно упомянуть о свободно текущих отношениях, которые организация сохранила и продолжает поддерживать с Организацией Объединенных Наций, о чем свидетельствуют их совместные миссии и действия, предпринятые ОИС совместно с такими региональными организациями, как Лига арабских государств и Европейский союз. Руководство ОИС в мусульманском мире стало более заметным в последнее десятилетие из-за ряда обстоятельств, в том числе: а) независимость от других региональных организаций; б) критика, выдвинутая Советом Безопасности ООН за его отношение к определенным международным конфликтам; и в) решения, которые были приняты, несмотря на соперничество, существующее между его государствами-членами над религией - шииты против суннитов - политика - претензии Катара к региональному лидерству или экономике. В результате всех этих определяющих факторов голос ОИС стал ключевым во всем мире, что объясняет, почему различные международные организации и даже немусульманские государства, подобные России, проявили большой интерес к процессу ОИС.
Посредством общей оценки можно сказать, что страны-члены ОИС имеют в своем распоряжении очень хорошие возможности во всех областях, включая экономическую, политическую и культурную сферы. В настоящее время кажется более необходимым, чем что-либо еще для этой организации, - это солидарность и единство между этими странами в попытке разработать рабочий план для создания политического, экономического и культурного блока на глобальном уровне. Достижение этой цели не было бы возможным, и для этого государства-члены ОИС должны попытаться на основе взаимопонимания создать комплексную систему, наделенную необходимыми полномочиями и ответственностью в форме консолидированной Исламской организации.
Подобные работы
- Роль исламского фактора в современной внешней политике Российской Федерации (2010-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Внешняя политика Марокко при короле Мухаммеде VI
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Влияние миграционных потоков из Азии на отношения Турции и ЕС в 2010-2017 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Исследование правовых основ сотрудничества в сфере образования со странами Ближневосточного региона
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА КНР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
1990-е - 2010-е годы
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Политика Германии и Франции на Ближнем и Среднем Востоке в
начале 21 века: компаративный анализ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Военно-техническое сотрудничество, как фактор повышения эффективности экономических связей России с Зарубежными странами
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШВЕЙЦАРИИ В ПЕРИОД ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ФИННО-УГОРСКОГО МИРА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019



