ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗЧЕНИЯ РЕКЛАМЫ В
МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖУРНАЛАХ 6
1.1. Понятие рекламы, критерии классификации и основные функции
рекламы в печатных периодических изданиях 6
1.2. Журнал как рекламный носитель 10
1.3. Общая характеристика музыкальных изданий 16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЕКЛАМЫ В ЖУРНАЛЕ «ROLLING STONE
RUSSIA» С 2004 по 2018 Г.Г 26
2.1. История появления и развития журнала «Rolling Stone Russia», основные
типологические черты на современном этапе существования 26
2.2. Анализ динамики изменения тематики и ее репрезентации в рекламных
материалах журнала «Rolling Stone Russia» 31
2.3. Основные виды рекламных текстов в журнале «Rolling Stone Russia»:
взгляд через историю в современность 44
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Мы привыкли считать, что главная задача журналистики - удовлетворять потребности общества в информации. Однако музыкальная журналистика не ставит эту цель для себя на первое место. Музыкальная журналистика - оценочная деятельность, которая направлена на творчество, реализуемая специальными узконаправленными текстами. Это, прежде всего - аналитика и критика, что служит проводником в мир музыки и искусства. На сегодняшний день мало кто работает в этой сфере грамотно, то есть как жанр это направление, к сожалению, постепенно деградирует. Именно поэтому качественных музыкальных изданий не так уж и много на российском рынке. Именно поэтому, важно понять, какую рекламу публикуют в этих изданиях.
Журнал «Rolling Stone Russia» выходит в России с 2004 года. Журнал прошел сложный путь, который словно можно разбить на такие временные периоды: 1) 2004-2007 гг. - от появления журнала до смены формата (в 2007 г., чтобы привлечь новых рекламодателей и охватить больший пласт аудитории, журнал из чисто музыкального издания становится журналом о культуре в целом); 2) 2007-2013 гг. - от смены формата до закрытия журнала (в 2013 г. из-за запрета на рекламу алкогольной и табачной продукции журнал становится убыточным, его временно замораживают на неопределенный срок); 3) 2014-2017 гг. - изменение формата (формат А3 меняется на А4, меняется бумага, меняется политика издания. В марте 2014 г. журнал снова выходит, изменив свой формат).
Такое долгое существование журнала, довольно частая смена его форматов делают актуальным настоящее исследование, цель которого - проследить трансформацию тематики и видов рекламных текстов в журнале «Rolling Stone Russia».
Объект исследования - специфика трансформации рекламы в музыкальном журнале «Rolling Stone Russia».
Предмет исследования - типологические особенности рекламы в музыкальном журнале «Rolling Stone Russia» (2004-2018 г.г.).
Цель исследования - анализ изменений типологических особенностей рекламы в музыкальном журнале «Rolling Stone Russia» на протяжении всего существования данного издания. Данная цель предопределила порядок постановки и решения следующих задач исследования:
1) дать определение понятию рекламы, описать критерии классификации и основные функции рекламы в печатных периодических изданиях;
2) охарактеризовать особенности журнала как рекламного носителя;
3) дать общую характеристику музыкальным изданиям;
4) описать историю развития и выполнить типологический анализ журнала «Rolling Stone Russia»;
5) проследить динамику изменений в тематике рекламы в музыкальном журнале «Rolling Stone Russia» с 2004 г. по 2018 г.;
6) описать основные виды рекламы, публикуемые в журнале «Rolling Stone Russia» с 2004 г. по 2018 г.
Эмпирическую базу исследования составили рекламные материалы журнала «Rolling Stone Russia» с 2004 г. по январь 2018 г. (всего 103 выпуска журнала). В них были подвергнуты тематическому и типологическому анализу более 1000 рекламных текстов.
Теоретическую базу исследования составили работы теоретиков и практиков в области:
- теории и практики рекламной деятельности: К.В. Антипов, К.Л. Бове, Г.А. Васильев, В.А. Поляков, Ф. Джефкинс, А.Н. Мудров, Д. Огилви, Е. Песоцкий, Е.В. Ромат и др.;
- типологии периодической печати: А.И. Акопов, М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской, В.В. Тулупов, М.В. Шкондин и др.;
- рекламы в печатных средствах массовой информации: В.А. Евстафьев, В.Н. Ясонов, Х. Кафнаджиев, А.Н. Назайкин и др.
Особенное значение для данной работы имеет исследование И.И. Карпенко и Т.В. Максимовой «Типы печатных музыкальных изданий» (2017), а также книга А.Н. Назайкина «Эффективный рекламный текст в СМИ» (2011 г.).
Методы исследования. В работе были использованы общенаучные методы (метод анализа, синтеза, дедукции, аналогии), методы научного наблюдения и описания. При характеристике музыкального журнала «Rolling Stone Russia» был использован метод типологического анализа. При анализе типологическом и тематическом анализе рекламы в журнале был использован метод контент-анализа. Описание трансформации рекламы в журнале было построено на методе сравнения рекламы в «Rolling Stone Russia» в различные временные периоды.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В данной работе мы попытались проследить трансформацию рекламы в музыкальном журнале «Rolling Stone Russia» (с 2004 г. по 2018 г.), жизненный путь издания, преобразования, трансформацию и адаптацию к ситуациям на рынке.
Рассматривая историю создания журнала, было установлено, что «Rolling Stone» - американский журнал, посвящённый музыке и поп- культуре, был основан в Сан-Франциско в 1967 году Янном Уэннером (который до сих пор остаётся редактором и издателем) и музыкальным критиком Ральфом Глисоном. С 2004 года журнал издавался и на русском языке издательским домом «СПН-Медиа» по лицензии Wenner Media. Так же по актуальной информации было установлено, что в настоящий момент журнал перестал издаваться, и заморожен на неопределенный срок.
В ходе исследования была выявлена роль журнала «Rolling Stone Russia» в конструировании социальной реальности, воспитании чувства вкуса и стиля, прививании правильных культурных взглядов и интересов.
Так же были выявлены такие тенденции как адаптация журнала под потребности аудитории, визуальное и текстовое «взросление» журнала с каждым годом, динамическое изменение тематики, в связи с развитием тех или иных отраслей. Таким образом, в тематике рекламы в журнале «Rolling Stone Russia» воплощен весь спектр потребительских мотивов целевой аудитории. Журнал «Rolling Stone Russia» давал людям то, что они искали и не могли найти в других источниках и изданиях.
Оставаясь всегда конкурентоспособным, журнал, однако постепенно начал сдавать позиции, ввиду развития интернета и открытого доступа к огромному количеству информации, эти тенденции затрагивают не только музыкальные издания, но и все печатные издания в принципе.
Ввиду всего вышеперечисленного, журнал «Rolling Stone Russia» можно считать отличным примером журнала, совмещающего в себе как информационное, так и рекламное пространство. Журнал может служить «гайдом» для всех, кто связан с рекламой. На примере данного журнала можно извлечь для себя урок о том, как и что рекламировать, как встраивать рекламу, как отбирать рекламные сообщения, как эргономично встраивать их в свой контент.
1. «Rolling Stone Russia - единственный оставшийся в живых
крупный российский журнал о музыке» [Электронный ресурс] // Коммерсант.ги. - 2016. - 02 октября. - Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/3104112(Дата обращения: 13.10.2017).
2. Rolling Stone [Электронный ресурс] // dic.academic.ru. - Режим
доступа: https ://dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/53301 (Дата обращения:
13.10.2017) .
3. Rolling Stone [Электронный ресурс] // Все журналы. - 2005. - 15 октября. - Режим доступа:http://www.jur-jur.ru/journals/jur 103/index.html(Дата обращения: 13.10.2017).
4. Акопов А. И. К вопросу о журнале как типе периодического издания [Текст] / А.И. Акопов // Типология журналистики. - Ростов н/Д, 2005. - С. 61-77.
5. Акопов А.И. К вопросу формирования функций журнала как типа периодического издания [Текст] / А.И. Акопов // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы 52-й международной научно-практической конференции. 17-19 апреля 2013 г. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. ф-т СПбГУ, 2013. - С. 9-12.
6. Антипов К.В. Основы рекламы: Учебник [Текст] / К.В. Антипов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 328 с.
7. Бернадская Ю.С. Текст в рекламе [Текст] / Ю.С. Бернадская // Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 (350700) «Реклама». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 288 с.
8. Бове К.Л. Современная реклама [Текст] / К.Л. Бове, У.Ф. Аренс - Тольятти: Довгань, 1995. - 661 с.
9. Бороноева Т.А. Современный рекламный менеджмент [Текст] / Т.А. Бороноева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - с. 324.
10. Брукс П. Копирайтинг: Как написать рекламу, которая будет продаваться [Текст] / П. Брукс. - М.: Бератор, 2005. — 128 с.
11. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 414 с.
12. Величко. Н. Русский Rolling Stone глазами его создателей и авторов [Электронный ресурс] / Н. Величко // АфишаОайу. - 2013. - 12 сентября. - Режим доступа:https://daily.afisha. ru/archive/volna/archive/muzsmi rs/(Дата обращения: 20.03.2018).
13. Джефкинс Ф. Реклама [Текст] / Ф. Джефкинс // Пер. с англ. Под. ред. Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 543 с.
14. Евстафьев В.А., Ясонов, В.Н. Что, где и как рекламировать. Практические советы [Текст] / В.А. Евстафьев, В.Н. Ясонов // Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Питер», 2005. - 372 с.
15. Карпенко, И.И., Максимова, Т.В. Типы печатных музыкальных изданий [Текст] / И.И. Карпенко, Т.В. Максимова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. Филология. Журналистика. Педагогика. Психология. - 2017. - № 7 (256). - С. 99-106.
16. Кафнаджиев Х. Тексты печатной рекламы [Текст] / Х. Кафнаджиев // Учебник. - М.: РИП-холдинг, 2006. - С. 99-114.
17. Кохтев Н.Н. Десять эффектов рекламы [Текст] / Н.Н. Кохтев // Русская речь. - 1991. - №6. - С. 59-64.
18. Крижевский А., Карев И. «Не испытываю горечи от закрытия
Rolling Stone» [Электронный ресурс] / А. Крижевский, И. Карев // Газета. ru. - 2013. - 05 декабря. - Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/culture/2013/12/05/a 5785645.shtml(Дата обращения:
13.10.2017) .
19. Легендарный журнал Rolling Stone выставлен на продажу [Электронный ресурс] // Вести. ru. - 2017. - 18 сентября. - Режим доступа:
https://www.vesti.ru/doc.html?id=2933532&cid=520 (Дата обращения:
13.10.2017) .
20. Мирошниченко А. Скандал и убытки сломили Rolling Stone
[Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // Журналист. - 2017. - 26
сентября. - Режим доступа:http://jrnlst.ru/rolling-stone(Дата обращения:
13.10.2017) .
21. Мудров А.Н. Основы рекламы: учебник [Текст] / А.Н. Мудров // 2-е изд. перераб и доп. - М.: Магистр, 2008. - 397 с.
22. Назайкин А.Н. Рекламная деятельность газет и журналов [Текст] / А.Н. Назайкин. - М.: Изд-во «РИП-Холдинг», 2002. - 208 с.
23. Назайкин А.Н. Рубричная реклама: практическое пособие [Текст] / А.Н. Назайкин. - М.: РИП-холдинг, 2003. - 116 с.
24. Назайкин А.Н. Эффективный рекламный текст в СМИ [Текст] / А.Н. Назайкин. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 480 с.
25. Огилви Д. Огилви о рекламе [Текст] / Д. Огилви. - М.: Изд-во «Эксмо», 2006. - 232 с.
26. Остановите музыку. Зачем Rolling Stone сделал пластику лица [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. - 2007. - № 17-18. - Режим доступа:http://adindustry.ru/doc/812(Дата обращения: 13.10.2017).
27. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика [Текст] / Е. Песоцкий. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 134 с.
28. Подорожная Л.В. Теория и практика рекламы: учеб. пособие [Текст] / Л.В. Подорожная. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2011. - 344 с.
29. Попова Н. Сергей Пархоменко: «Бессмысленно пытаться
засунуть журнал в айфон. Он там жить не будет» [Электронный ресурс] / Н. Попова // Теории и практики. - 2011. - 29 марта. - Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/1658-sergey-parkhomenko-bessmyslenno-pytatsya-zasunut-zhurnal-v-ayfon-on-tam-zhit-ne-budet (Дата обращения:
20.04.2015).
30. Приостановлен выпуск российской версии журнала Rolling Stone
[Электронный ресурс] // РИА Новости. - 2013. - 05 декабря. - Режим доступа: https://ria.ru/culture/20131205/982188257.html(Дата обращения:
13.10.2017) .
31. Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности [Текст] / М.Ю. Рогожин // Учебное пособие. - М., Изд-во РДЛ, 2001. - С. 5¬70.
32. Ромат Е.В. Реклама [Текст] / Е.В. Ромат. - СПб: Питер, 2001. - 496 с.
33. Русское издание Rolling Stone вернется в марте [Электронный
ресурс] // Buro. - 2014. - 23 января. - Режим доступа:
https://www.buro247.ru/technology/media/russkoe-izdanie-rolling-stone-vernetsya-v-marte.html(Дата обращения: 13.10.2017).
34. Сколков А. Александр Кондуков: кому нужна музыкальная
пресса? [Электронный ресурс] / А. Сколков // Look at me. - 2010. - 19 августа. - Режим доступа: http: //www.lookatme.ru/flow/posts/music-
radar/103109-media(Дата обращения: 13.10.2017).
35. Типология периодической печати: учеб. пособие [Текст] / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 236 с.
36. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология [Текст] В.В. Тулупов. - Воронеж: Инфа, 1996. - 112 с.
37. Убытки Rolling Stone связали с запретом рекламы алкоголя и
табака [Электронный ресурс] // Forbes. - 2013. - 09 декабря. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/news/248423-ubytki-rolling-stone-svyazali-s-
zapretom-reklamy-alkogolya-i-tabaka(Дата обращения: 13.10.2017).
38. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика [Текст] / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти // Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 736 с.
39. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/901971356(Дата обращения: 26.04.2015).
40. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России [Текст] / О.А. Феофанов. - СПб.: Питер, 2001. - С. 55.
41. Чабанюк Т.А. Теория и практика рекламы: учеб. пособие [Текст] / Т.А. Чабанюк. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. - 62 с.
42. Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества [Текст] / М.В. Шкондин // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2003. - №2. - С. 12.