МЕТОДИКА ГАРМОНИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА «ГТО»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Роль, значение и использование подвижных игр для физического
воспитания школьников 7
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших
классов 12
1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших
классов 14
1.4. «ГТО» как средство гармоничного физического воспитания младших
школьников 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 20
2.2. Организация исследования 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Содержание экспериментальной методики 25
3.2. Динамика показателей физической подготовленности младших
школьников 6-8 лет 30
3.3. Влияние экспериментальной методики на воспитание физических
качеств у младших школьников 41
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Роль, значение и использование подвижных игр для физического
воспитания школьников 7
1.2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших
классов 12
1.3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших
классов 14
1.4. «ГТО» как средство гармоничного физического воспитания младших
школьников 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 20
2.2. Организация исследования 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Содержание экспериментальной методики 25
3.2. Динамика показателей физической подготовленности младших
школьников 6-8 лет 30
3.3. Влияние экспериментальной методики на воспитание физических
качеств у младших школьников 41
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. В настоящее время во всем мире забота о здоровье детей стала занимать приоритетные позиции. Нельзя не согласиться с тем, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса в школе является физическое воспитание. Это объясняется, по нашему мнению тем, что современному обществу нужны творческие личности, гармонично развитые и активные [2]. Уровень состояния здоровья, приобретенный в младший школьный период, служит фундаментом для общего развития в последующие годы.
Основной формой проведения физического воспитания в начальной школе, в соответствии с федеральным законом об образовании, является урок физической культуры [27]. Содержание их зависит от особенностей развития детей данного возраста, но формы проведения могут быть различными. Общеизвестно, что дети данного возраста больше всего любят подвижные игры а не монотонное однообразное выполнение каких-либо упражнений. Проведение таких упражнений, даже в игровой форме, значительно активизирует двигательную деятельность школьников, но не может заменить разностороннего педагогического воздействия всего содержания подвижной игры.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственный человеку. Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры. Характерной особенностью игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метания и др.) [26].
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом с помощью методики применения подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе оценивая гармоничность физического воспитания с помощью норм «ГТО» - это и стало актуальностью работы.
Цель работы. Разработать методику физического воспитания на уроках физической культуры в начальной школе на основе подвижных игр и в качестве контроля использовать нормы комплекса «ГТО».
Объект исследования. Учебный процесс на уроках физической культуры в первых классах.
Предмет исследования. Методика применения подвижных игр с целью гармоничного физического воспитания школьников на основе норм комплекса «ГТО».
В работе решались следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по методике применения подвижных игр на уроках физической культуры с целью преимущественного развития отдельных физических качеств;
2. Разработать и обосновать методику воспитания физических качеств с помощью подвижных игр и комплекса «ГТО» у младших школьников;
3. Изучить эффективность предложенной методики в процессе педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации по воспитанию физических качеств у младших школьников с помощью подвижных игр.
Применение систематизированных подвижных игр способствуют гармоничному воспитанию физических качеств, а гармоничность заключается в том, что по окончанию года дети смогли выполнить нормативы комплекса «ГТО» по всем показателям - это является гипотезой работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что подвижные игры служат не только средством воспитания физических качеств, но и являются хорошей подготовкой для выполнения норм «ГТО».
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанную методику учителя могут использовать на уроках физической культуры в начальной школе для более эффективного воспитания физических качеств.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое тестирование физической подготовленности;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической статистики.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
теория и методика физического воспитания и спортивной подготовки (Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов, В.Н. Платонов, Ю.В. Верхошанский );
организация физического воспитания в начальной школе (В.А. Сухомлинский, В.И. Лях, А.М. Зинин);
подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания школьников (И.М. Коротков, М.Н. Жуков, Э.Я. Степаненкова, А.Е. Сочеванова, Е.К. Воронова);
нормативные документы и методические рекомендации по комплексу «ГТО» (Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540);
основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте (Б.А. Ашмарин, Ю.Д. Железняк, Е.Р. Яхонтов, В.П Губа);
Основной формой проведения физического воспитания в начальной школе, в соответствии с федеральным законом об образовании, является урок физической культуры [27]. Содержание их зависит от особенностей развития детей данного возраста, но формы проведения могут быть различными. Общеизвестно, что дети данного возраста больше всего любят подвижные игры а не монотонное однообразное выполнение каких-либо упражнений. Проведение таких упражнений, даже в игровой форме, значительно активизирует двигательную деятельность школьников, но не может заменить разностороннего педагогического воздействия всего содержания подвижной игры.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственный человеку. Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры. Характерной особенностью игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метания и др.) [26].
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом с помощью методики применения подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе оценивая гармоничность физического воспитания с помощью норм «ГТО» - это и стало актуальностью работы.
Цель работы. Разработать методику физического воспитания на уроках физической культуры в начальной школе на основе подвижных игр и в качестве контроля использовать нормы комплекса «ГТО».
Объект исследования. Учебный процесс на уроках физической культуры в первых классах.
Предмет исследования. Методика применения подвижных игр с целью гармоничного физического воспитания школьников на основе норм комплекса «ГТО».
В работе решались следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по методике применения подвижных игр на уроках физической культуры с целью преимущественного развития отдельных физических качеств;
2. Разработать и обосновать методику воспитания физических качеств с помощью подвижных игр и комплекса «ГТО» у младших школьников;
3. Изучить эффективность предложенной методики в процессе педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации по воспитанию физических качеств у младших школьников с помощью подвижных игр.
Применение систематизированных подвижных игр способствуют гармоничному воспитанию физических качеств, а гармоничность заключается в том, что по окончанию года дети смогли выполнить нормативы комплекса «ГТО» по всем показателям - это является гипотезой работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что подвижные игры служат не только средством воспитания физических качеств, но и являются хорошей подготовкой для выполнения норм «ГТО».
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанную методику учителя могут использовать на уроках физической культуры в начальной школе для более эффективного воспитания физических качеств.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое тестирование физической подготовленности;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической статистики.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
теория и методика физического воспитания и спортивной подготовки (Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов, В.Н. Платонов, Ю.В. Верхошанский );
организация физического воспитания в начальной школе (В.А. Сухомлинский, В.И. Лях, А.М. Зинин);
подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания школьников (И.М. Коротков, М.Н. Жуков, Э.Я. Степаненкова, А.Е. Сочеванова, Е.К. Воронова);
нормативные документы и методические рекомендации по комплексу «ГТО» (Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540);
основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте (Б.А. Ашмарин, Ю.Д. Железняк, Е.Р. Яхонтов, В.П Губа);
Теоретический анализ и проведение педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. В результате анализа литературных источников было выявлено, что подвижные игры, являясь наиболее доступной и эффективной формой воздействия на ребенка при его активной помощи, еще не получили должного научного изучения и по этой причине не используются на уроках физической культуры в начальной школе как форма гармонической физической подготовки. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
2. Разработана и обоснована экспериментальная методика повышения эффективности физической подготовки детей начальной школы с помощью регулярного использования подвижных игр на уроке физической культуры. Суть методики заключается в использовании подвижных игр различной направленности воздействия с целью гармоничного развития физических качеств у младших школьников, а в качестве контроля использовались нормы комплекса «ГТО». В первый урок физической культуры недели применялись подвижные игры на преимущественное развитие быстроты, ловкости и силы а в последний урок на преимущественное развитие гибкости и выносливости.
3. Результаты педагогического эксперимента показали, что методика проведения подвижных игр позволила гармонично улучшить физические качества экспериментальной группы, после чего испытуемые выполнили нормативы на золотой знак отличия, чего не произошло в контрольной группе, здесь в основном преобладает серебряный знак отличия.
4. По окончанию эксперимента была проведена обработка тестирования методом математической статистики. Нами выяснилось, что в тестах на определение выносливости и взрывной силы ног у мальчиков достоверного прироста не выявлено. У девочек в тестах на определение взрывной силы ног и силы мышц рук изменений также не произошло, несмотря на общее улучшение результатов.
В тестах на определение быстроты и силы мышц рук у мальчиков, и в тестах на определение быстроты и выносливости у девочек результаты значительно изменились и показали достоверный прирост. Это свидетельствует о том, что выбранные нами подвижные игры на преимущественное развитие этих качеств дали положительный результат.
1. В результате анализа литературных источников было выявлено, что подвижные игры, являясь наиболее доступной и эффективной формой воздействия на ребенка при его активной помощи, еще не получили должного научного изучения и по этой причине не используются на уроках физической культуры в начальной школе как форма гармонической физической подготовки. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
2. Разработана и обоснована экспериментальная методика повышения эффективности физической подготовки детей начальной школы с помощью регулярного использования подвижных игр на уроке физической культуры. Суть методики заключается в использовании подвижных игр различной направленности воздействия с целью гармоничного развития физических качеств у младших школьников, а в качестве контроля использовались нормы комплекса «ГТО». В первый урок физической культуры недели применялись подвижные игры на преимущественное развитие быстроты, ловкости и силы а в последний урок на преимущественное развитие гибкости и выносливости.
3. Результаты педагогического эксперимента показали, что методика проведения подвижных игр позволила гармонично улучшить физические качества экспериментальной группы, после чего испытуемые выполнили нормативы на золотой знак отличия, чего не произошло в контрольной группе, здесь в основном преобладает серебряный знак отличия.
4. По окончанию эксперимента была проведена обработка тестирования методом математической статистики. Нами выяснилось, что в тестах на определение выносливости и взрывной силы ног у мальчиков достоверного прироста не выявлено. У девочек в тестах на определение взрывной силы ног и силы мышц рук изменений также не произошло, несмотря на общее улучшение результатов.
В тестах на определение быстроты и силы мышц рук у мальчиков, и в тестах на определение быстроты и выносливости у девочек результаты значительно изменились и показали достоверный прирост. Это свидетельствует о том, что выбранные нами подвижные игры на преимущественное развитие этих качеств дали положительный результат.
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Мониторинг физической подготовки школьников старших классов при подготовке к ГТО (Горно-Алтайский государственный университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ШЕСТОЙ СТУПЕНИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Подготовка учащихся средних классов к выполнению испытаний комплекса ГТО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2024 - Особенности подготовки студентов для сдачи норм ВФСК ГТО
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЫНОСЛИВОСТИ В РАМКАХ КОМПЛЕКСА ГТО VI СТУПЕНИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Влияние занятий рекреационной направленности на уровень физической подготовленности школьников 11-12 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018



