ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению отношения к учителям у подростков с разным уровнем самооценки 6
1.1. Проблема отношений «учитель - ученик» в психологии 6
1.2. Отношения с учителем в подростковом возрасте 10
1.3. Самооценка подростков: особенности, проблемы развития 16
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение отношения подростков с разным уровнем самооценки к учителю 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Исследование профессиональных ориентаций учителей на ценности образования 37
2.3. Анализ отношения к учителю подростков с разным уровнем
самооценки 50
2.4. Анализ характера связи самооценки подростка и его отношения к
учителю 44
2.5. Практические рекомендации для психолога школы по развитию
компетентностей педагогов в области управления системой «учитель-
ученик» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена
непосредственным влиянием самооценки личности подростка на его отношение к окружающим людям и к учителям, в частности. Проблематика взаимоотношений «учащийся - учитель» приобрела актуальность в настоящее время из-за господствующей тенденции гуманизации межчеловеческих взаимоотношений, субъективного и
индивидуалистического подхода к процессу воспитания.
Взросление сопровождается существенными психологическими преобразованиями, среди которых немаловажное место занимает система отношений подростка с миром и окружающими людьми. Ведущей деятельностью является общение, как со значимыми взрослыми, так и со сверстниками. На отношение к окружающим людям во многом влияет самооценка подростка.
Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина [56], характерным для подростка является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия. Отношение к окружающему миру, к сверстникам, родителям, учителям также напрямую зависит от уровня самооценки подростка.
В работе мы рассмотрим специфику отношения к учителю подростков с разным уровнем самооценки.
На данный момент достаточно хорошо изучена психология подростков, самооценка личности, взаимоотношение подростков и учителей. Так, в частности, особенности функционирования подросткового периода и связанные с этим трудности и проблемы активно рассматриваются в трудах таких авторов как Д.Б. Эльконин [56], И.С. Кон [25].
Исследования самооценки соединены с изучением проблемы развития и самосознания (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л. С. Славина, 3
Е. А. Серебрякова и др). Данные исследования изучают уровень притязаний детей, их уверенность или неуверенность в себе и связанные с этим особенности их самооценки.
В ряде исследований раскрываются некоторые аспекты процесса формирования самооценки. Особенности ее формирования в условиях межличностного общения изучены в работах В.В. Столина, А.Р. Пантилеева, А.В. Захаровой, Л.В. Бороздиной [1].
Исследованиями отношений «учитель-ученик» занимались такие специалисты, как А.А. Реан и Я.Л. Коломинский [24], Ю.П. Поваренков и Ю.Н. Слепко [38], В.С. Собкин, А.С., Фомиченко А.С.[46] и др. Однако проблема влияния самооценки современных подростков на отношение к учителю изучена недостаточно.
Проблема исследования: каково отношение к учителям у подростков с разным уровнем самооценки?
Цель нашей работы - изучить особенности отношения к учителям у подростков с разным уровнем самооценки.
Объектом исследования является отношение к учителям в подростковом возрасте.
Предмет исследования - отношение к учителям подростков с разным уровнем самооценки.
Гипотезы исследования:
1. У современных учителей доминирует профессиональная направленность на личностно-ориентированные ценности в образовании, профессиональные качества именно этих учителей получают более высокую оценку у подростков;
2. Существует связь между профессиональными ориентациями учителей в образовании и уровнем самооценки личности подростков с разной формальной успешностью в учении: чем выше уровень профессиональной направленности учителя на личностно-ориентированный подход в обучении, тем выше адекватность самооценки личности у подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу для выделения круга проблем в отношениях к учителю подростков с разным уровнем самооценки.
2. Выделить ориентации учителей на ценности образования.
3. Выявить уровни самооценки подростков.
4. Определить отношение к учителю подростков с разным уровнем самооценки личности.
5. Проанализировать характер связи между уровнем самооценки и отношением подростков к учителям с разной ориентацией на ценности в образовании.
6. Разработать рекомендации для психолога школы по развитию компетенций учителей в отношениях с подростками.
Теоретической основой исследования выступили фундаментальные положения отечественной психологической науки: исследования отношений «учитель-ученик», представленные в работах А.А. Реан и Я.Л. Коломинского, Ю.П. Поваренкова и Ю.Н. Слепко, В.С. Собкина, А.С., Фомиченко А.С. и др., особенности формирования самооценки в условиях межличностного общения, представленные в работах В.В. Столина, А.Р. Пантилеева, А.В. Захаровой, Л.В. Бороздиной, исследования самооценки, изучавшиеся в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л. С. Славина, Е. А. Серебрякова и др.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы и публикаций по проблеме исследования. Эмпирические методы: анкета и тест.
Методики исследования.
1. Опросник для выявления профессиональных ориентаций педагогов на ценности образования (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева).
2. Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси).
3. Анкета «Учитель - глазами учеников» (А. Рябов).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе школы №30 г. Химки Московской области. В исследовании приняли участие 64 учащихся трех 9-х классов и 13 учителей, имеющих непосредственный контакт с данными учениками - учителя по основным предметам и классные руководители.
Анализ теоретических источников в рамках поставленных перед исследованием задач показал следующее:
Отношение ученика к учителю является важным фактором, определяющим успешность обучения в целом. При этом для построения взаимоотношения с учениками наиболее важными являются именно личностные качества учителя.
Особенности взаимоотношений старшеклассников с учителем обусловлены спецификой возрастного перехода (старший подростковый возраст - возраст ранней юности), главным приобретением которого является открытие своего внутреннего мира, что порождает острую потребность в общении и одновременное повышение его избирательности.
Самооценка в отечественной психологии рассматривается как одно из важнейших личностных образований. Это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения.
Для старших подростков характерен уверенный поиск себя и своего места в мире, настройка на жизненные изменения, связанные с переходом на следующую ступень. И важнейшую роль для развития личности играет самооценка. Самооценка способствует достижениям в учёбе. Нарушенная самооценка может стать одним из факторов формирования асоциальной личности.
В рамках практической работы было проведено эмпирическое исследование.
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы и публикаций по 56
проблеме исследования, изучение педагогического опыта, моделирование и аналогия. Эмпирические методы были связаны с анкетированием, целенаправленным наблюдением, индивидуальными и групповыми беседами с учащимися и педагогами.
Проведённое исследование показало преобладание среднего уровня самооценки у подростков (56%). Меньшая часть подростков имеет низкий уровень самооценки (32%),и лишь 12% имеют высокую самооценку.
Исследование профессиональных ориентаций показало, что большинство педагогов школы придерживается личностно-
ориентированного подхода в педагогической деятельности, у тех же, испытуемые с директивным подходом в ценностных ориентациях имеют низкую или ниже средней степень выраженности этого подхода.
Среди учащихся в целом преобладает положительное отношение к учителю. При этом наиболее позитивное отношение учеников отмечается у учителей, использующих личностно-ориентированные подходы, а у учителей, которые склонны к использованию директивных подходов - оценки ниже. Выявлены также существенные в зависимости от уровня самооценки - наиболее высокие оценки учителям ставят ученики из группы со средней самооценкой. Ученики с низкой самооценкой менее склонны проявлять положительное отношение к учителям. Наименее склонны проявлять положительное отношение к учителям учащиеся с высокой самооценкой.
Анализ характера связей самооценки подростков и их отношения к учителю показал, что между самооценкой и отношением к учителю присутствует нелинейная зависимость. Критерий Класкела- Уолиса показал наличие значимых различий между отношением к учителю в группах с высокой, средней и низкой самооценкой. Также исследования с помощью линейной регрессии и t-критерия Стьюдента показали:
- Что параметры между директивным и личностно - ориентированным подходами в образовании не значимы.
- Показатели самооценки подростка и его отношение к окружающим людям статистически значимы.
- Показатели самооценки подростка и его отношение к учителю статистически значимы.
- Показатели связи между самооценкой и формальной успешностью подростка статистически значимы.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания/ред. Маслова Е. СПб: Питер. 2016. 288 с. ISBN: 978-5-496-02299-6
2. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У. Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий. — Смысл Москва,
2006. — 321 с.
3. Асташова Н.А., Макарова Е.А. Концептуальная модель развития
профессиональных ценностей будущих учителей* // Дискуссия. 2015. №1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/kontseptualnaya-model-
razvitiya-professionalnyh-tsennostey-buduschih-uchiteley (дата
обращения: 25.03.2018).
4. Ахметов М.А. Техники управления учебной деятельностью учащихся / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова // Педагогические технологии. 2009. - №2. - С. 9-19.
5. Баликоева М.И. Факторы успешного педагогического взаимодействия
в системе «Учитель-ученик» // Интернет-журнал Науковедение. 2015. №5 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZfaktory-uspeshnogo-
pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-v-sisteme-uchitel-uchenik (дата
обращения: 24.04.2018).
6. Балуева Ю. А. Самоотношение как проблема совместимости учителя и ученика в начальной школе // Научные исследования в образовании.
2007. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-kak-
problema-sovmestimosti-uchitelya-i-uchenika-v-nachalnoy-shkole (дата
обращения: 24.04.2018).
7. Бороздина Л. В. Диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудачи. Учебное пособие для спецпрактикума (авторская разработка психодиагностической схемы). — М.: Акрополь Москва, 2012. 81 с. ISBN: 978-5-98807-058-0.
8. Бороздина Л. В. Психометрический интеллект и самооценка как
предикторы эффективности учебной деятельности //
Проблемипсихологптворчостт — Т. 12 из
Зб1рникнауковихпраць1нститутупсихологшм. Г. С. Костюка АПН УкрашиАктуальншроблемипсихологп у 12 томах / За ред. В. О. Моляко. — Вид-во ЖДУ 1м. I. Франка Житомир, 2010. С. 220-226. ISSN 2077-2289
9. Бороздина Л. В. Соотношение самооценки и притязаний по параметру высоты - триада риска.Учебное пособие для спецпрактикума (авторская разработка психодиагностической схемы). М.: Акрополь Москва, 2012. 114 с. ISBN: 978-5-98807-056-6
10. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. №1 С.54-65.
11. Бубнова И. Формирование Я-образа у подростков в условиях семейного воспитания/И. Бубнова. СПб: Питер. 2013. 144 с. ISBN: 978¬3-659-40256-2
12. Введенский, В. Н. Основные аспекты рассмотрения педагогической профессии // Учёные записки ЗабГГПУ: Серия : Педагогика и психология. - № 5. - 2012. - С. 23-32.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
14. Визгина А. В. Гендерные особенности процессов самосознания и самоотношения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : Материалы XXIX международной заочной научно - практической конференции. — СибАК Новосибирск, 2013. — С. 43-55.
15. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении
понятия самооценки. // Вестник ТГПУ. 2009. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razlichnye-teoreticheskie-podhody-v- opredelenii-ponyatiya-samootsenki (дата обращения: 28.02.2018).
16. Галл Я. М. Путь к учителю и с учителем // Социология науки и
технологий. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZput-k-
uchitelyu-i-s-uchitelem (дата обращения: 25.03.2018).
17. Дроботенко Ю.Б. Изменение понятия педагогической профессии в
современном обществе // Наука о человеке: гуманитарные
исследования. 2015. №4 (22). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticle/n/izmenenie-ponyatiya-pedagogicheskoy- professii-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 25.03.2018).
18. Дроботенко Ю.Б. Изменение этоса педагогической профессии в
современных социокультурных условиях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZizmenenie-etosa-pedagogicheskoy- professii-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (дата обращения: 25.03.2018).
19.Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5-14.
20. Иванова И. Н., Козлова М. А. Особенности самооценки подростков с девиантным поведением // Тюменский медицинский журнал. 2012. №1 С.24.
21. Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. -М.: Просвещение, 2007. - 287 с.
22. Кабаченко Е. Г. Концепт «Учитель» и «Ученик» в сознании
современных педагогов (образный компонент) //
Лингвокультурология. 2009. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZkontsept-uchitel-i-uchenik-v-soznanii- sovremennyh-pedagogov-obraznyy-komponent (дата обращения:
24.04.2018).
23. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. - 112 с. - С.77-83.
24. Коломинский Я.Л., Реан А. А. Социальная педагогическая психология —СПб.: Издательство «Питер», 2000. —416 с:
25. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. 230 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 130 с.
27. Литвак Б. Найди точку опоры, переверни свой мир. М.: АСТ, 2017. — 352 с. — ISBN 978-5-17-095360-8.
28. Ловпаче Ф.Г. , Мамышева З.З. Особенности самооценки подростков с девиантным поведением // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №4 (169). С. 100-106.
29. Магомедов П.Ш., Мусаева И.А. Личностные качества учителя и
отношение учащихся к преподаваемому им предмету // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2008. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/lichnostnye-kachestva-uchitelya-i- otnoshenie-uchaschihsya-k-prepodavaemomu-im-predmetu (дата
обращения: 24.04.2018).
30. Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и
эмпирические исследования. Флинта: Наука; Москва; 2010. 255 с. ISBN 978-5-9765-0945-0
31. Никиреева Е. М. Психологические особенности направленности личности. Учебное пособие. - М., 2007.
32.ОппитцШтефан. Самооценка. Повышай свою уверенность! М.: Эксмо, 2016. 112 с. ISBN. 978-5-699-83353-5
33. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1991. -100 с.
34. Папшева Л.В. Стилевые особенности саморегуляции поведения личности в старшем подростковом возрасте // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития . 2013. №1 С.41-47
35. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. - 184 с.
36. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Влияние системы ценностных
ориентаций учителя на успешность педагогической деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-sistemy-tsennostnyh-orientatsiy- uchitelya-na-uspeshnost-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 25.03.2018).
37. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Представления учащихся, родителей и методистов об особенностях личности эффективного учителя // Ярославский педагогический вестник. 2014. №4. С. 20-25
38. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Психологическая характеристика требований к учителю со стороны субъектов образовательного процесса // Ярославский педагогический вестник. 2014. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskaya-harakteristika- trebovaniy-k-uchitelyu-so-storony-subektov-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 25.03.2018).
39. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Система требований участников
образовательного процесса к особенностям личности и способностям учителя // Ярославский педагогический вестник. 2015. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZsistema-trebovaniy-uchastnikov- obrazovatelnogo-protsessa-k-osobennostyam-lichnosti-i-sposobnostyam- uchitelya (дата обращения: 25.03.2018).
40. Рябов А.А. Учитель - глазами учеников и ученик - глазами учителя // Директор школы. - 2002. - № 2.
41. Слепко Ю.Н. Изменение представлений учащихся об учителе в
период обучения в средней и старшей школе // Ярославский педагогический вестник. 2012. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/izmenenie-predstavleniy-uchaschihsya-ob- uchitele-v-period-obucheniya-v-sredney-i-starshey-shkole (дата
обращения: 25.03.2018).
42. Слепко Ю.Н. Факторная структура отношения учащихся к учителю // Ярославский педагогический вестник. 2013. №4. С. 212-216
43. Слепцова С. А. Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 143-145.
44. Столин В. В. Психодиагностика как наука и как практическая деятельность // Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотеpапии и психологического консультиpования / Под pед. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987., СПб, 2000.
45. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Влияние отношений между учителем и
учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика. 2015. №3 (19). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-otnosheniy-mezhdu-uchitelem-i- uchenikom-na-akademicheskie-dostizheniya-uchaschihsya (дата
обращения: 24.04.2018).
46. Тодышева Т.Ю. Взаимосвязь гибкости личности и самооценки личности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. №4 (26) С.138-142.
47. Умарова А.С. Белобрыкина О.А. Половая специфика самооценки личности в подростковом возрасте // Сибирский педагогический журнал. 2014. №6. С.191-195
48. Хватова М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Гаудеамус. 2015. №1 (25). С.9-17
49. Хлыбова Е.В. Динамика представлений о себе у подростков // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика . 2008. №3 С.211-214.
50.Чаморро-Премузик Томас. Уверенность в себе. Как повысить
самооценку, преодолеть страхи и сомнения. Альпина Паблишер, 2014.
51.Чернобродов Е.Р., Дутчина О.Б., Ситникова Е.В. и др. Психология личности: самосознание, самоотношение, самоопределение.
Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. — 176 с. — ISBN 978¬5-7389-2118-6.
52.Чуркина Н.А. Гендерная ментальность: концептуальные основания исследования. Новосибирск :СибГУТИ, 2016. — 233 с. ISSN: 2227-8397
53. Шакурова, А. В. Профессиональная идентичность учителей как субъектов трудового поведения. -Н. Новгород : НИСОЦ, 2014.
54. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия и
социальной адаптации личности [Текст]: [монография] / Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева ;Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2014. 194, с. ISBN: 978-5-292-04267-9
55.Эльконин Д.Б. Основные вопросы современной психологии детей в школьном возрасте // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1979