ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению отношения к учителям у подростков с разным уровнем самооценки 6
1.1. Проблема отношений «учитель - ученик» в психологии 6
1.2. Отношения с учителем в подростковом возрасте 10
1.3. Самооценка подростков: особенности, проблемы развития 16
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение отношения подростков с разным уровнем самооценки к учителю 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Исследование профессиональных ориентаций учителей на ценности образования 37
2.3. Анализ отношения к учителю подростков с разным уровнем
самооценки 50
2.4. Анализ характера связи самооценки подростка и его отношения к
учителю 44
2.5. Практические рекомендации для психолога школы по развитию
компетентностей педагогов в области управления системой «учитель-
ученик» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению отношения к учителям у подростков с разным уровнем самооценки 6
1.1. Проблема отношений «учитель - ученик» в психологии 6
1.2. Отношения с учителем в подростковом возрасте 10
1.3. Самооценка подростков: особенности, проблемы развития 16
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение отношения подростков с разным уровнем самооценки к учителю 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Исследование профессиональных ориентаций учителей на ценности образования 37
2.3. Анализ отношения к учителю подростков с разным уровнем
самооценки 50
2.4. Анализ характера связи самооценки подростка и его отношения к
учителю 44
2.5. Практические рекомендации для психолога школы по развитию
компетентностей педагогов в области управления системой «учитель-
ученик» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена
непосредственным влиянием самооценки личности подростка на его отношение к окружающим людям и к учителям, в частности. Проблематика взаимоотношений «учащийся - учитель» приобрела актуальность в настоящее время из-за господствующей тенденции гуманизации межчеловеческих взаимоотношений, субъективного и
индивидуалистического подхода к процессу воспитания.
Взросление сопровождается существенными психологическими преобразованиями, среди которых немаловажное место занимает система отношений подростка с миром и окружающими людьми. Ведущей деятельностью является общение, как со значимыми взрослыми, так и со сверстниками. На отношение к окружающим людям во многом влияет самооценка подростка.
Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина [56], характерным для подростка является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия. Отношение к окружающему миру, к сверстникам, родителям, учителям также напрямую зависит от уровня самооценки подростка.
В работе мы рассмотрим специфику отношения к учителю подростков с разным уровнем самооценки.
На данный момент достаточно хорошо изучена психология подростков, самооценка личности, взаимоотношение подростков и учителей. Так, в частности, особенности функционирования подросткового периода и связанные с этим трудности и проблемы активно рассматриваются в трудах таких авторов как Д.Б. Эльконин [56], И.С. Кон [25].
Исследования самооценки соединены с изучением проблемы развития и самосознания (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л. С. Славина, 3
Е. А. Серебрякова и др). Данные исследования изучают уровень притязаний детей, их уверенность или неуверенность в себе и связанные с этим особенности их самооценки.
В ряде исследований раскрываются некоторые аспекты процесса формирования самооценки. Особенности ее формирования в условиях межличностного общения изучены в работах В.В. Столина, А.Р. Пантилеева, А.В. Захаровой, Л.В. Бороздиной [1].
Исследованиями отношений «учитель-ученик» занимались такие специалисты, как А.А. Реан и Я.Л. Коломинский [24], Ю.П. Поваренков и Ю.Н. Слепко [38], В.С. Собкин, А.С., Фомиченко А.С.[46] и др. Однако проблема влияния самооценки современных подростков на отношение к учителю изучена недостаточно.
Проблема исследования: каково отношение к учителям у подростков с разным уровнем самооценки?
Цель нашей работы - изучить особенности отношения к учителям у подростков с разным уровнем самооценки.
Объектом исследования является отношение к учителям в подростковом возрасте.
Предмет исследования - отношение к учителям подростков с разным уровнем самооценки.
Гипотезы исследования:
1. У современных учителей доминирует профессиональная направленность на личностно-ориентированные ценности в образовании, профессиональные качества именно этих учителей получают более высокую оценку у подростков;
2. Существует связь между профессиональными ориентациями учителей в образовании и уровнем самооценки личности подростков с разной формальной успешностью в учении: чем выше уровень профессиональной направленности учителя на личностно-ориентированный подход в обучении, тем выше адекватность самооценки личности у подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу для выделения круга проблем в отношениях к учителю подростков с разным уровнем самооценки.
2. Выделить ориентации учителей на ценности образования.
3. Выявить уровни самооценки подростков.
4. Определить отношение к учителю подростков с разным уровнем самооценки личности.
5. Проанализировать характер связи между уровнем самооценки и отношением подростков к учителям с разной ориентацией на ценности в образовании.
6. Разработать рекомендации для психолога школы по развитию компетенций учителей в отношениях с подростками.
Теоретической основой исследования выступили фундаментальные положения отечественной психологической науки: исследования отношений «учитель-ученик», представленные в работах А.А. Реан и Я.Л. Коломинского, Ю.П. Поваренкова и Ю.Н. Слепко, В.С. Собкина, А.С., Фомиченко А.С. и др., особенности формирования самооценки в условиях межличностного общения, представленные в работах В.В. Столина, А.Р. Пантилеева, А.В. Захаровой, Л.В. Бороздиной, исследования самооценки, изучавшиеся в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л. С. Славина, Е. А. Серебрякова и др.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы и публикаций по проблеме исследования. Эмпирические методы: анкета и тест.
Методики исследования.
1. Опросник для выявления профессиональных ориентаций педагогов на ценности образования (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева).
2. Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси).
3. Анкета «Учитель - глазами учеников» (А. Рябов).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе школы №30 г. Химки Московской области. В исследовании приняли участие 64 учащихся трех 9-х классов и 13 учителей, имеющих непосредственный контакт с данными учениками - учителя по основным предметам и классные руководители.
непосредственным влиянием самооценки личности подростка на его отношение к окружающим людям и к учителям, в частности. Проблематика взаимоотношений «учащийся - учитель» приобрела актуальность в настоящее время из-за господствующей тенденции гуманизации межчеловеческих взаимоотношений, субъективного и
индивидуалистического подхода к процессу воспитания.
Взросление сопровождается существенными психологическими преобразованиями, среди которых немаловажное место занимает система отношений подростка с миром и окружающими людьми. Ведущей деятельностью является общение, как со значимыми взрослыми, так и со сверстниками. На отношение к окружающим людям во многом влияет самооценка подростка.
Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина [56], характерным для подростка является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия. Отношение к окружающему миру, к сверстникам, родителям, учителям также напрямую зависит от уровня самооценки подростка.
В работе мы рассмотрим специфику отношения к учителю подростков с разным уровнем самооценки.
На данный момент достаточно хорошо изучена психология подростков, самооценка личности, взаимоотношение подростков и учителей. Так, в частности, особенности функционирования подросткового периода и связанные с этим трудности и проблемы активно рассматриваются в трудах таких авторов как Д.Б. Эльконин [56], И.С. Кон [25].
Исследования самооценки соединены с изучением проблемы развития и самосознания (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л. С. Славина, 3
Е. А. Серебрякова и др). Данные исследования изучают уровень притязаний детей, их уверенность или неуверенность в себе и связанные с этим особенности их самооценки.
В ряде исследований раскрываются некоторые аспекты процесса формирования самооценки. Особенности ее формирования в условиях межличностного общения изучены в работах В.В. Столина, А.Р. Пантилеева, А.В. Захаровой, Л.В. Бороздиной [1].
Исследованиями отношений «учитель-ученик» занимались такие специалисты, как А.А. Реан и Я.Л. Коломинский [24], Ю.П. Поваренков и Ю.Н. Слепко [38], В.С. Собкин, А.С., Фомиченко А.С.[46] и др. Однако проблема влияния самооценки современных подростков на отношение к учителю изучена недостаточно.
Проблема исследования: каково отношение к учителям у подростков с разным уровнем самооценки?
Цель нашей работы - изучить особенности отношения к учителям у подростков с разным уровнем самооценки.
Объектом исследования является отношение к учителям в подростковом возрасте.
Предмет исследования - отношение к учителям подростков с разным уровнем самооценки.
Гипотезы исследования:
1. У современных учителей доминирует профессиональная направленность на личностно-ориентированные ценности в образовании, профессиональные качества именно этих учителей получают более высокую оценку у подростков;
2. Существует связь между профессиональными ориентациями учителей в образовании и уровнем самооценки личности подростков с разной формальной успешностью в учении: чем выше уровень профессиональной направленности учителя на личностно-ориентированный подход в обучении, тем выше адекватность самооценки личности у подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу для выделения круга проблем в отношениях к учителю подростков с разным уровнем самооценки.
2. Выделить ориентации учителей на ценности образования.
3. Выявить уровни самооценки подростков.
4. Определить отношение к учителю подростков с разным уровнем самооценки личности.
5. Проанализировать характер связи между уровнем самооценки и отношением подростков к учителям с разной ориентацией на ценности в образовании.
6. Разработать рекомендации для психолога школы по развитию компетенций учителей в отношениях с подростками.
Теоретической основой исследования выступили фундаментальные положения отечественной психологической науки: исследования отношений «учитель-ученик», представленные в работах А.А. Реан и Я.Л. Коломинского, Ю.П. Поваренкова и Ю.Н. Слепко, В.С. Собкина, А.С., Фомиченко А.С. и др., особенности формирования самооценки в условиях межличностного общения, представленные в работах В.В. Столина, А.Р. Пантилеева, А.В. Захаровой, Л.В. Бороздиной, исследования самооценки, изучавшиеся в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Л. С. Славина, Е. А. Серебрякова и др.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы и публикаций по проблеме исследования. Эмпирические методы: анкета и тест.
Методики исследования.
1. Опросник для выявления профессиональных ориентаций педагогов на ценности образования (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева).
2. Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси).
3. Анкета «Учитель - глазами учеников» (А. Рябов).
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе школы №30 г. Химки Московской области. В исследовании приняли участие 64 учащихся трех 9-х классов и 13 учителей, имеющих непосредственный контакт с данными учениками - учителя по основным предметам и классные руководители.
Анализ теоретических источников в рамках поставленных перед исследованием задач показал следующее:
Отношение ученика к учителю является важным фактором, определяющим успешность обучения в целом. При этом для построения взаимоотношения с учениками наиболее важными являются именно личностные качества учителя.
Особенности взаимоотношений старшеклассников с учителем обусловлены спецификой возрастного перехода (старший подростковый возраст - возраст ранней юности), главным приобретением которого является открытие своего внутреннего мира, что порождает острую потребность в общении и одновременное повышение его избирательности.
Самооценка в отечественной психологии рассматривается как одно из важнейших личностных образований. Это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения.
Для старших подростков характерен уверенный поиск себя и своего места в мире, настройка на жизненные изменения, связанные с переходом на следующую ступень. И важнейшую роль для развития личности играет самооценка. Самооценка способствует достижениям в учёбе. Нарушенная самооценка может стать одним из факторов формирования асоциальной личности.
В рамках практической работы было проведено эмпирическое исследование.
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы и публикаций по 56
проблеме исследования, изучение педагогического опыта, моделирование и аналогия. Эмпирические методы были связаны с анкетированием, целенаправленным наблюдением, индивидуальными и групповыми беседами с учащимися и педагогами.
Проведённое исследование показало преобладание среднего уровня самооценки у подростков (56%). Меньшая часть подростков имеет низкий уровень самооценки (32%),и лишь 12% имеют высокую самооценку.
Исследование профессиональных ориентаций показало, что большинство педагогов школы придерживается личностно-
ориентированного подхода в педагогической деятельности, у тех же, испытуемые с директивным подходом в ценностных ориентациях имеют низкую или ниже средней степень выраженности этого подхода.
Среди учащихся в целом преобладает положительное отношение к учителю. При этом наиболее позитивное отношение учеников отмечается у учителей, использующих личностно-ориентированные подходы, а у учителей, которые склонны к использованию директивных подходов - оценки ниже. Выявлены также существенные в зависимости от уровня самооценки - наиболее высокие оценки учителям ставят ученики из группы со средней самооценкой. Ученики с низкой самооценкой менее склонны проявлять положительное отношение к учителям. Наименее склонны проявлять положительное отношение к учителям учащиеся с высокой самооценкой.
Анализ характера связей самооценки подростков и их отношения к учителю показал, что между самооценкой и отношением к учителю присутствует нелинейная зависимость. Критерий Класкела- Уолиса показал наличие значимых различий между отношением к учителю в группах с высокой, средней и низкой самооценкой. Также исследования с помощью линейной регрессии и t-критерия Стьюдента показали:
- Что параметры между директивным и личностно - ориентированным подходами в образовании не значимы.
- Показатели самооценки подростка и его отношение к окружающим людям статистически значимы.
- Показатели самооценки подростка и его отношение к учителю статистически значимы.
- Показатели связи между самооценкой и формальной успешностью подростка статистически значимы.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Отношение ученика к учителю является важным фактором, определяющим успешность обучения в целом. При этом для построения взаимоотношения с учениками наиболее важными являются именно личностные качества учителя.
Особенности взаимоотношений старшеклассников с учителем обусловлены спецификой возрастного перехода (старший подростковый возраст - возраст ранней юности), главным приобретением которого является открытие своего внутреннего мира, что порождает острую потребность в общении и одновременное повышение его избирательности.
Самооценка в отечественной психологии рассматривается как одно из важнейших личностных образований. Это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения.
Для старших подростков характерен уверенный поиск себя и своего места в мире, настройка на жизненные изменения, связанные с переходом на следующую ступень. И важнейшую роль для развития личности играет самооценка. Самооценка способствует достижениям в учёбе. Нарушенная самооценка может стать одним из факторов формирования асоциальной личности.
В рамках практической работы было проведено эмпирическое исследование.
Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы и публикаций по 56
проблеме исследования, изучение педагогического опыта, моделирование и аналогия. Эмпирические методы были связаны с анкетированием, целенаправленным наблюдением, индивидуальными и групповыми беседами с учащимися и педагогами.
Проведённое исследование показало преобладание среднего уровня самооценки у подростков (56%). Меньшая часть подростков имеет низкий уровень самооценки (32%),и лишь 12% имеют высокую самооценку.
Исследование профессиональных ориентаций показало, что большинство педагогов школы придерживается личностно-
ориентированного подхода в педагогической деятельности, у тех же, испытуемые с директивным подходом в ценностных ориентациях имеют низкую или ниже средней степень выраженности этого подхода.
Среди учащихся в целом преобладает положительное отношение к учителю. При этом наиболее позитивное отношение учеников отмечается у учителей, использующих личностно-ориентированные подходы, а у учителей, которые склонны к использованию директивных подходов - оценки ниже. Выявлены также существенные в зависимости от уровня самооценки - наиболее высокие оценки учителям ставят ученики из группы со средней самооценкой. Ученики с низкой самооценкой менее склонны проявлять положительное отношение к учителям. Наименее склонны проявлять положительное отношение к учителям учащиеся с высокой самооценкой.
Анализ характера связей самооценки подростков и их отношения к учителю показал, что между самооценкой и отношением к учителю присутствует нелинейная зависимость. Критерий Класкела- Уолиса показал наличие значимых различий между отношением к учителю в группах с высокой, средней и низкой самооценкой. Также исследования с помощью линейной регрессии и t-критерия Стьюдента показали:
- Что параметры между директивным и личностно - ориентированным подходами в образовании не значимы.
- Показатели самооценки подростка и его отношение к окружающим людям статистически значимы.
- Показатели самооценки подростка и его отношение к учителю статистически значимы.
- Показатели связи между самооценкой и формальной успешностью подростка статистически значимы.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- «ОБРАЗ Я» СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Влияние самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском
коллективе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Особенности самооценки младших и старших подростков с разным уровнем успеваемости
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ
СФОРМИРОВАННОСТЬЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2024 - ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ У
ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



