ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1. Наркомания в детской и подростковой среде как социальная
проблема
1.2. Профилактика наркомании в условиях общеобразовательного
учреждения: теоретический аспект
1.3. Нормативно-правовой аспект профилактики наркомании 28
2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Общеобразовательное учреждение как субъект комплексной
профилактики наркомании
2.2. Диагностика проблем профилактики подростковой наркомании в
условиях общеобразовательного учреждения (на примере МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ» г. Губкина)
2.3. Социальный проект «Скажи наркотикам нет!» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1. Наркомания в детской и подростковой среде как социальная
проблема
1.2. Профилактика наркомании в условиях общеобразовательного
учреждения: теоретический аспект
1.3. Нормативно-правовой аспект профилактики наркомании 28
2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Общеобразовательное учреждение как субъект комплексной
профилактики наркомании
2.2. Диагностика проблем профилактики подростковой наркомании в
условиях общеобразовательного учреждения (на примере МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ» г. Губкина)
2.3. Социальный проект «Скажи наркотикам нет!» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования обусловлена распространением наркомании в обществе. По экспертным оценкам, в России не менее двух с половиной миллионов человек употребляют наркотики. Причем 70 % - молодежь до 30 лет. В последние пять лет нижняя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до просто катастрофического уровня: 11 - 12 лет, это учащиеся 5 - 6 классов. Группа риска чаще всего формируется из числа подростков, имеющих среди своих знакомых наркоманов. Экспертами замечено, что в подростковой среде увеличивается популярность так называемых «легких наркотиков». Подростки по-прежнему оказываются наиболее уязвимыми для распространения наркотической культуры в силу психофизиологических особенностей данного периода развития [45].
Несовершеннолетние и их родители недостаточно представляет себе степень риска, которому подвергают себя потребители наркотиков. Несовершеннолетние не владеют четкой информацией о последствиях злоупотребления ПАВ. Стремительно меняющиеся социально-психологические явления и процессы в обществе, а также отсутствие достаточных знаний и навыков не позволяют взрослым оказывать на несовершеннолетних необходимое воспитательное воздействие, осуществлять психологическую и социальную поддержку [67].
Огромное влияние на рост наркозависимости оказывает тот фактор, что наркотическая субкультура активно вступает в диалог с детьми, подростками и молодёжью посредством пропаганды бессмысленного времяпрепровождения, толерантного отношения к потребителям наркотиков. Для предотвращения такого фактора в сфере профилактики социально негативных явлений необходимо заполнить информационный вакуум и противопоставить наркоидеологии мощную систему пропаганды отказа от наркотиков и психоактивных веществ.
Наиболее распространённой формой пропагандисткой работы является проведение лекций и тренингов с подростковой и молодёжной аудиторией, однако это не всегда приводит к эффективному результату, поэтому на современном этапе необходимо вводить в деятельность учреждений социальной сферы активные формы профилактики наркомании. Во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме профилактики наркомании среди подростков, проводятся исследования с целью изучения масштабов употребления наркотиков подростками, выявления факторов, способствующих развитию употребления наркотиков, и дальнейшего использования полученных данных для разработки комплексной профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательных учреждений. Важнейшим в воспитательно-профилактической антинаркотической работе является обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям и формирование отрицательного отношения к наркотическим веществам и последствиям их употребления [32].
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что профилактика наркомании среди подростков рассматривалась самостоятельно в отдельных аспектах (социальном, медицинском, психологическом, педагогическом, юридическом). Масштабы и темпы распространения наркомании таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодёжи и будущее значительной её части, угрожая здоровью нации.
Проблема связана с низкой изученностью феномена наркомании. Большинство исследований проводилось в медицинском аспекте (А.Г. Врублевский, И.Н. Пятницкая, П.И. Сидоров, Ю.А. Строганов, М.Г. Цетлин и др.) и социальном (А.А. Габиани, М.М. Русакова, Г.Г. Силласте и др.).
Некоторыми исследователями рассматривались и конкретные социальные особенности (слабая связь подростка с обществом, нарушение семейных отношений) наркотизирующихся детей (С.С. Беляев, В.А. Гудновский, Т.Я. Лукачёв, Н.В. Макшанцева и др.).
Существенный вклад в организацию процесса формирования нравственности у детей и развития основ здорового образа жизни внесли Н.И.Болдырев, Д.М.Водзинский, А.Д.Дубогай и др.
Проблема формирования здорового образа жизни, в том числе профилактике наркомании, затрагивается в исследованиях Н.К. Ивановой и Л.Д. Набатниковой. Они рассматривают воспитание здоровой личности как развитие жизнеустойчивости к негативным социальным явлениям. Н.К. Иванова в своём исследовании выделила три критерия формирования здорового образа жизни (состояние здоровья, обученность и социальная ответственность), важнейшим из которых является последний.
Глубокий научный анализ теоретических и методических вопросов профилактики молодежной наркомании дан в работах С.В. Березина, Н.С. Видермана, Р.Р. Гарифуллина, Д.А. Головченко, В.Н. Кузьминова, К.С. Лисецкого, Е.С. Меньшиковой, Ю.А. Свеженцевой, И.И. Хажилиной, И.П. Рущенко, В.М. Ялтонского, Влияние биологических, психологических, социальных факторов на изменение структуры личности исследовано в работах А.Ю.Антропова, Н.Г. Идрисовой, И.Ж. Калашникова, Н.В.Крыловой и др.).
Проблема самосознания и Я-концепции в контексте наркозависимости личности исследована О.Н.Маренич, А.Ф.Рахимовой, Е.В.Свистуновой и др. Разработаны программы оказания помощи наркоманам (С.Б.Белогуров, Ю.В.Валентик, С.Ю.Зефиров, С.А.Игумнов, А.Г.Софронов, В.В.Шабалина), система педагогических приемов профилактики наркоманий (Н.И.Алешкин, О.В.Защиринская, Е.И.Казакова, С.И.Каланцев, А.И.Шатило, Л.М.Шипицына и др.), учебные программы подготовки специалистов по профилактике наркомании в системе образования (И.В.Добряков, А.Ю.Егоров, В.М.Сорокин, Л.М.Шипицына, Л.С.Шпилень).
Объект исследования: профилактика наркомании в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: комплексная профилактика подростковой наркомании в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования: рассмотреть сущность и специфику профилактики наркомании в условиях общеобразовательного учреждения и разработать социальный проект «Скажи наркотикам нет!».
Задачи:
• раскрыть теоретические основы профилактики наркомании в условиях общеобразовательного учреждения;
• дать характеристику комплексной профилактике наркомании в общеобразовательном учреждении;
• провести диагностику проблем профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательного учреждения и разработать социальный проект «Скажи наркотикам нет!».
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы комплексности и системности изучения личности подростка, теория социального научения (А. Бандура), экзистенциальная теория наркотической зависимости (Г.Грейвс), теория наркотических субкультур (Б. Джонсон), теория отклоняющегося поведения (Р.Джессор), теория формирования жизненных навыков (Г. Ботвин), модель потребностного цикла (Д.В. Колесов), этиология зависимости (О.Л.Романова); теоретической основой исследования выступают научные работы, раскрывающие вопросы: психического развития личности подростка в онтогенезе (К.А.Абульханова, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.А.Деркач, И.В.Дубровина, А.И.Крупнов, А.Н.Леонтьев, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.); психопрофилактики и реабилитации наркоманов (С.В.Березин, С.В.Дворяк, Б.Д.Карвасарский, К.С.Лисецкий, И.Н.Пятницкая, В.Е.Рожнов, М.Ф.Секач, Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский др.); исследования, посвященные изучению вопросов первичной профилактики наркомании (С.В.Березин, В.Н.Кузьминов, О.Л.Романова, И.П.Рущенко, А.И.Шатило).
Методы исследования: анализ социологической, психолого-педагогической, культурологической, медицинской литературы; анализ основных теоретических концепций по проблемам наркомании среди молодежи; изучение аддиктивного поведения подростков группы риска, исследование их личностной структуры с использованием психодиагностических методов (наблюдение, собеседование, анкетирование), экспертный опрос; математические методы обработки результатов социологического исследования.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты всех уровней, труды отечественных ученых в области профилактики наркомании, а также статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, практические материалы КДН и ЗП администрации Губкинского городского округа, а так же МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ» г.Губкина.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы социологического исследования: «Диагностика проблем профилактики наркомании в подростковой среде (на примере МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ» г. Губкина) (апрель май 2017г.) - анкетирование подростков (n=86); анкетирование специалистов на базе КДН и ЗП администрации Губкинского городского округа , а так же МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ» г.Губкина (n=12),
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в следующем: осуществлён анализ и синтез научных представлений о профилактике наркомании среди подростков, что позволяет по-новому осмыслить сущность превентивной деятельности в формировании здорового образа жизни детей; теоретически обоснованы условия эффективности профилактики наркомании среди подростков, основными из которых являются своевременность и комплексность проводимых мероприятий, индивидуализация мер применительно к отдельной личности, взаимодействие педагогических, медицинских, общественных и правоохранительных учреждений; определены и экспериментально обоснованы особенности профилактики наркомании среди учащихся общеобразовательного учреждения, направленные на формирование социальной зрелости, психологической устойчивости и активной жизненной позиции; содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы вносят реальные дополнения в существующую систему антинаркотического воспитания подростков.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ходе прохождения производственных и преддипломной практик на базе КДН и ЗП администрации Губкинского городского округа , а так же МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ» г.Губкина Белгородской области.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Несовершеннолетние и их родители недостаточно представляет себе степень риска, которому подвергают себя потребители наркотиков. Несовершеннолетние не владеют четкой информацией о последствиях злоупотребления ПАВ. Стремительно меняющиеся социально-психологические явления и процессы в обществе, а также отсутствие достаточных знаний и навыков не позволяют взрослым оказывать на несовершеннолетних необходимое воспитательное воздействие, осуществлять психологическую и социальную поддержку [67].
Огромное влияние на рост наркозависимости оказывает тот фактор, что наркотическая субкультура активно вступает в диалог с детьми, подростками и молодёжью посредством пропаганды бессмысленного времяпрепровождения, толерантного отношения к потребителям наркотиков. Для предотвращения такого фактора в сфере профилактики социально негативных явлений необходимо заполнить информационный вакуум и противопоставить наркоидеологии мощную систему пропаганды отказа от наркотиков и психоактивных веществ.
Наиболее распространённой формой пропагандисткой работы является проведение лекций и тренингов с подростковой и молодёжной аудиторией, однако это не всегда приводит к эффективному результату, поэтому на современном этапе необходимо вводить в деятельность учреждений социальной сферы активные формы профилактики наркомании. Во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме профилактики наркомании среди подростков, проводятся исследования с целью изучения масштабов употребления наркотиков подростками, выявления факторов, способствующих развитию употребления наркотиков, и дальнейшего использования полученных данных для разработки комплексной профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательных учреждений. Важнейшим в воспитательно-профилактической антинаркотической работе является обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям и формирование отрицательного отношения к наркотическим веществам и последствиям их употребления [32].
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показал, что профилактика наркомании среди подростков рассматривалась самостоятельно в отдельных аспектах (социальном, медицинском, психологическом, педагогическом, юридическом). Масштабы и темпы распространения наркомании таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодёжи и будущее значительной её части, угрожая здоровью нации.
Проблема связана с низкой изученностью феномена наркомании. Большинство исследований проводилось в медицинском аспекте (А.Г. Врублевский, И.Н. Пятницкая, П.И. Сидоров, Ю.А. Строганов, М.Г. Цетлин и др.) и социальном (А.А. Габиани, М.М. Русакова, Г.Г. Силласте и др.).
Некоторыми исследователями рассматривались и конкретные социальные особенности (слабая связь подростка с обществом, нарушение семейных отношений) наркотизирующихся детей (С.С. Беляев, В.А. Гудновский, Т.Я. Лукачёв, Н.В. Макшанцева и др.).
Существенный вклад в организацию процесса формирования нравственности у детей и развития основ здорового образа жизни внесли Н.И.Болдырев, Д.М.Водзинский, А.Д.Дубогай и др.
Проблема формирования здорового образа жизни, в том числе профилактике наркомании, затрагивается в исследованиях Н.К. Ивановой и Л.Д. Набатниковой. Они рассматривают воспитание здоровой личности как развитие жизнеустойчивости к негативным социальным явлениям. Н.К. Иванова в своём исследовании выделила три критерия формирования здорового образа жизни (состояние здоровья, обученность и социальная ответственность), важнейшим из которых является последний.
Глубокий научный анализ теоретических и методических вопросов профилактики молодежной наркомании дан в работах С.В. Березина, Н.С. Видермана, Р.Р. Гарифуллина, Д.А. Головченко, В.Н. Кузьминова, К.С. Лисецкого, Е.С. Меньшиковой, Ю.А. Свеженцевой, И.И. Хажилиной, И.П. Рущенко, В.М. Ялтонского, Влияние биологических, психологических, социальных факторов на изменение структуры личности исследовано в работах А.Ю.Антропова, Н.Г. Идрисовой, И.Ж. Калашникова, Н.В.Крыловой и др.).
Проблема самосознания и Я-концепции в контексте наркозависимости личности исследована О.Н.Маренич, А.Ф.Рахимовой, Е.В.Свистуновой и др. Разработаны программы оказания помощи наркоманам (С.Б.Белогуров, Ю.В.Валентик, С.Ю.Зефиров, С.А.Игумнов, А.Г.Софронов, В.В.Шабалина), система педагогических приемов профилактики наркоманий (Н.И.Алешкин, О.В.Защиринская, Е.И.Казакова, С.И.Каланцев, А.И.Шатило, Л.М.Шипицына и др.), учебные программы подготовки специалистов по профилактике наркомании в системе образования (И.В.Добряков, А.Ю.Егоров, В.М.Сорокин, Л.М.Шипицына, Л.С.Шпилень).
Объект исследования: профилактика наркомании в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: комплексная профилактика подростковой наркомании в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования: рассмотреть сущность и специфику профилактики наркомании в условиях общеобразовательного учреждения и разработать социальный проект «Скажи наркотикам нет!».
Задачи:
• раскрыть теоретические основы профилактики наркомании в условиях общеобразовательного учреждения;
• дать характеристику комплексной профилактике наркомании в общеобразовательном учреждении;
• провести диагностику проблем профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательного учреждения и разработать социальный проект «Скажи наркотикам нет!».
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы комплексности и системности изучения личности подростка, теория социального научения (А. Бандура), экзистенциальная теория наркотической зависимости (Г.Грейвс), теория наркотических субкультур (Б. Джонсон), теория отклоняющегося поведения (Р.Джессор), теория формирования жизненных навыков (Г. Ботвин), модель потребностного цикла (Д.В. Колесов), этиология зависимости (О.Л.Романова); теоретической основой исследования выступают научные работы, раскрывающие вопросы: психического развития личности подростка в онтогенезе (К.А.Абульханова, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.А.Деркач, И.В.Дубровина, А.И.Крупнов, А.Н.Леонтьев, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.); психопрофилактики и реабилитации наркоманов (С.В.Березин, С.В.Дворяк, Б.Д.Карвасарский, К.С.Лисецкий, И.Н.Пятницкая, В.Е.Рожнов, М.Ф.Секач, Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский др.); исследования, посвященные изучению вопросов первичной профилактики наркомании (С.В.Березин, В.Н.Кузьминов, О.Л.Романова, И.П.Рущенко, А.И.Шатило).
Методы исследования: анализ социологической, психолого-педагогической, культурологической, медицинской литературы; анализ основных теоретических концепций по проблемам наркомании среди молодежи; изучение аддиктивного поведения подростков группы риска, исследование их личностной структуры с использованием психодиагностических методов (наблюдение, собеседование, анкетирование), экспертный опрос; математические методы обработки результатов социологического исследования.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты всех уровней, труды отечественных ученых в области профилактики наркомании, а также статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, практические материалы КДН и ЗП администрации Губкинского городского округа, а так же МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ» г.Губкина.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором выпускной квалификационной работы социологического исследования: «Диагностика проблем профилактики наркомании в подростковой среде (на примере МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ» г. Губкина) (апрель май 2017г.) - анкетирование подростков (n=86); анкетирование специалистов на базе КДН и ЗП администрации Губкинского городского округа , а так же МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ» г.Губкина (n=12),
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в следующем: осуществлён анализ и синтез научных представлений о профилактике наркомании среди подростков, что позволяет по-новому осмыслить сущность превентивной деятельности в формировании здорового образа жизни детей; теоретически обоснованы условия эффективности профилактики наркомании среди подростков, основными из которых являются своевременность и комплексность проводимых мероприятий, индивидуализация мер применительно к отдельной личности, взаимодействие педагогических, медицинских, общественных и правоохранительных учреждений; определены и экспериментально обоснованы особенности профилактики наркомании среди учащихся общеобразовательного учреждения, направленные на формирование социальной зрелости, психологической устойчивости и активной жизненной позиции; содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы вносят реальные дополнения в существующую систему антинаркотического воспитания подростков.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ходе прохождения производственных и преддипломной практик на базе КДН и ЗП администрации Губкинского городского округа , а так же МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ОВЗ» г.Губкина Белгородской области.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Наркомания - это медико-социальная проблема, оказывающая влияние на уровень заболеваемости и смертности. У людей употребляющих наркотики в короткие сроки развиваются тяжелые медицинские последствия хронического отравления организма: поражение внутренних органов, нервной системы, головного мозга. Отсюда - разнообразные психические расстройства и нарастающая деградация личности, постепенная полная инвалидизация, высокая смертность.
Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.
Профилактика наркомании - это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды, доступа к информации и к специализированным службам помощи, помощи в приобретении жизненных навыков.
Под профилактикой наркомании в подростковой среде мы понимаем комплекс социально-психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вплотную занимается проблемой наркомании, в связи с чем, выделила несколько видов ее профилактики: первичная профилактика; вторичная профилактика; третичная профилактика.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению наркотиков, вызывающих болезненную зависимость.
Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с подростками, употребляющими наркотики, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.
Третичная профилактика злоупотребления наркотиков (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманией и направлена на предотвращение рецидивов заболевания.
Профилактическая программа строиться на методической основе, отвечающей современным подходам к обучению и воспитанию: диалогическое общение; демократический стиль обучения.
Принципы построения профилактической работы: системность, парциальность, проблемная адекватность, когнитивная адекватность социально-культурная адекватность, наркологическая адекватность, использование феноменов массового сознания, массовой культуры, персонификация, опережающее обучение
Социальная профилактика наркотизма - научно обоснованная система социальных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих приобщению индивидов или групп риска к наркотическим веществам. Социальная профилактика объединяет разрозненные антинаркотические мероприятия в упорядоченную функциональную систему. В качестве составляющих системы социальной профилактики наркотизма можно рассматривать уровни и сферы антинаркотического воздействия.
Все субъекты социальной профилактики наркотизма в соответствии с возложенными на них обязанностями условно можно разделить на основные и вспомогательные. К основным субъектам относят органы государственной власти, систему здравоохранения, учреждения социальной защиты, правоохранительные органы; к вспомогательным, т.е. не имеющим своей основной целью профилактику наркотизма, но оказывающим определённое влияние на уровень наркотизации населения, - систему образования, культуры и спорта, семью и религию, общественные организации. Однако такое деление носит достаточно условный характер, поскольку субъекты профилактики действуют не изолированно,
Проводимые активные профилактические мероприятия должны опираться на: методологию формирования у молодёжи представлений о здоровом образе жизни; формирование умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» и приёма психоактивных веществ; системную подготовку волонтеров к работе с молодёжью по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Нами было проведено социологическое исследование с целью выявления проблем профилактики наркомании подростков. Изучение опыта решения проблемы подростковой наркомании и проведенное исследование позволило нам сформулировать основные выводы:
1) профилактика наркомании среди подростков - эта работа всех тех, кто связан с подрастающим поколением - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе;
2) региональные общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения;
3) результаты исследования показали, что 60% респондентов воспитываются в неполных семьях, 25% подростков отмечают непонимание в семье, 20% видят конфликт с родителями. Отсутствие гармонии в семье является фактором риска для приобщения ребенка к наркотикам;
4) почти все подростки большую часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет, 8% - на занятие спортом, 4% - чтение книг. Посещение клубов и дискотек занимает у подростков 30% свободного времени;
5) причинами, по которым молодые люди начинают употреблять наркотики по мнению опрошенных являются: любопытство, пример сверстников, уход от проблем и мода;
6) наше исследование показывает, что 30% опрошенных хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет.
В качестве рекомендаций к исследованию, считаем необходимым предложить социальный проект «Скажи наркотикам нет!», направленный на внедрение активных форм профилактики наркомании в деятельность общеобразовательного учреждения.
В результате реализации проекта произойдет: недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические или токсикоманические вещества; 0укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков; обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков; повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся; поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении; проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся; укрепление связи школы с родителями, которая станет культурно-досуговым центром микрорайона по профилактике наркомании.
Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.
Профилактика наркомании - это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды, доступа к информации и к специализированным службам помощи, помощи в приобретении жизненных навыков.
Под профилактикой наркомании в подростковой среде мы понимаем комплекс социально-психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вплотную занимается проблемой наркомании, в связи с чем, выделила несколько видов ее профилактики: первичная профилактика; вторичная профилактика; третичная профилактика.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению наркотиков, вызывающих болезненную зависимость.
Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с подростками, употребляющими наркотики, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.
Третичная профилактика злоупотребления наркотиков (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманией и направлена на предотвращение рецидивов заболевания.
Профилактическая программа строиться на методической основе, отвечающей современным подходам к обучению и воспитанию: диалогическое общение; демократический стиль обучения.
Принципы построения профилактической работы: системность, парциальность, проблемная адекватность, когнитивная адекватность социально-культурная адекватность, наркологическая адекватность, использование феноменов массового сознания, массовой культуры, персонификация, опережающее обучение
Социальная профилактика наркотизма - научно обоснованная система социальных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих приобщению индивидов или групп риска к наркотическим веществам. Социальная профилактика объединяет разрозненные антинаркотические мероприятия в упорядоченную функциональную систему. В качестве составляющих системы социальной профилактики наркотизма можно рассматривать уровни и сферы антинаркотического воздействия.
Все субъекты социальной профилактики наркотизма в соответствии с возложенными на них обязанностями условно можно разделить на основные и вспомогательные. К основным субъектам относят органы государственной власти, систему здравоохранения, учреждения социальной защиты, правоохранительные органы; к вспомогательным, т.е. не имеющим своей основной целью профилактику наркотизма, но оказывающим определённое влияние на уровень наркотизации населения, - систему образования, культуры и спорта, семью и религию, общественные организации. Однако такое деление носит достаточно условный характер, поскольку субъекты профилактики действуют не изолированно,
Проводимые активные профилактические мероприятия должны опираться на: методологию формирования у молодёжи представлений о здоровом образе жизни; формирование умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» и приёма психоактивных веществ; системную подготовку волонтеров к работе с молодёжью по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Нами было проведено социологическое исследование с целью выявления проблем профилактики наркомании подростков. Изучение опыта решения проблемы подростковой наркомании и проведенное исследование позволило нам сформулировать основные выводы:
1) профилактика наркомании среди подростков - эта работа всех тех, кто связан с подрастающим поколением - учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе;
2) региональные общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения;
3) результаты исследования показали, что 60% респондентов воспитываются в неполных семьях, 25% подростков отмечают непонимание в семье, 20% видят конфликт с родителями. Отсутствие гармонии в семье является фактором риска для приобщения ребенка к наркотикам;
4) почти все подростки большую часть свободного времени тратят на общение с друзьями, просмотр телевизора, компьютерные игры и Интернет, 8% - на занятие спортом, 4% - чтение книг. Посещение клубов и дискотек занимает у подростков 30% свободного времени;
5) причинами, по которым молодые люди начинают употреблять наркотики по мнению опрошенных являются: любопытство, пример сверстников, уход от проблем и мода;
6) наше исследование показывает, что 30% опрошенных хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет.
В качестве рекомендаций к исследованию, считаем необходимым предложить социальный проект «Скажи наркотикам нет!», направленный на внедрение активных форм профилактики наркомании в деятельность общеобразовательного учреждения.
В результате реализации проекта произойдет: недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические или токсикоманические вещества; 0укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков; обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков; повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся; поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении; проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся; укрепление связи школы с родителями, которая станет культурно-досуговым центром микрорайона по профилактике наркомании.
Подобные работы
- КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика наркомании в молодежной и подростковой среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - НАРКОМАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Первичная форма профилактики вредных привычек у обучающихся в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Г. ШЕБЕКИНО
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016



