Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование институциональной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей (на материалах Ставропольского края)

Работа №7108

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы138стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
777
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические и организационно-экономические аспекты институциональной инфраструктуры государственной поддержки в сельском хозяйстве 13
1.1. Мировой опыт государственной поддержки сельского хозяйства 13
1.2. Генезис принципа льготности поддержки аграрного сектора в России 25
1.3. Институциональная система государственной поддержки аграрного сектора...41
2. Состояние и тенденции развития государственной поддержки инвестиционной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в
Ставропольском крае 49
2.1. Экономическое положение сельхозтоваропроизводителей в Ставропольском крае 49
2.2. Анализ организационно-экономических инструментов государственной поддержки аграрной сферы региона 61
2.3. Процессы инвестиционной деятельности АПК в региональном аспекте 90
3. Совершенствование механизма государственной поддержки инвестиций в аграрном секторе, направленное на воспроизводство отрасли 96
3.1. Проектирование механизма обеспечения сельского
хозяйства ресурсами как фактор государственного управления 96
3.2. Финансовые технологии совершенствования механизма поддержки сельхозтоваропроизводителей 102
3.3. Прогноз баланса интересов сторон при совершенствовании
механизма государственной поддержки сельского хозяйства 111
Заключение 121
Список использованных источников 128
Приложения 138


В настоящее время положение в отечественном аграрном секторе далеко от стабилизации. Дотации и компенсации носят скорее символический характер, не обеспечивая его нормальное функционирование, при том, что доля расходов на отрасль в федеральном бюджете из года в год сокращается.
За счет высокой степени монополизации поставщиков средств производства и сферы сбыта продукции критически обострились меж- и внутриотраслевые диспропорции, в силу чего происходит усугубление ценового диспаритета, ощущается острейший дефицит финансовых ресурсов, а банковский кредит из-за непомерной величины процентов перестал быть для сельских товаропроизводителей основным источником покрытия недостатка оборотных средств.
К основным проблемам отрасли также можно отнести снижение ресурсного потенциала и утрату большинством хозяйств собственных оборотных средств: если на 01.01.98 г. 15% их общего количества находилось в денежной форме, то на 01.01.2003 г. - лишь 1%.
Тенденция снижения уровня доходности отрасли привела к невозможности ведения не только расширенного, но и простого воспроизводства многими аграрными предприятиями: для повышения результативности требуются дополнительные финансовые ресурсы, а их отсутствие не позволяет осуществить необходимые мероприятия.
Нужно отметить, что в Ставропольском крае аграрный сектор занимает особое положение, давая ежегодно более половины объема товарного производства, задействовав при этом до 48 % трудоспособного населения края[37, С.1]. Следует также учитывать, что сельскохозяйственное производство края размещено в зоне рискового земледелия и требует более высоких затрат относительно соседей по Южному Федеральному Округу. Все эти обстоятельства объясняют необходимость проведения здесь особой бюджетной поддержки отрасли.
Как и в других регионах России, в Ставропольском крае сложное положение аграрного сектора, сложившееся ныне, объясняется всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции и правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово-кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к деконструкции всей существующей системы.
Возникающие противоречия рынок преодолеть практически не может, так как в аграрной сфере весьма ограничены его возможности по саморегулированию, тем более, что в нашей стране АПК всегда был дотационным. Поэтому сей¬час необходимость его государственного регулирования уже мало у кого вызывает сомнения.
Существующий в настоящее время порядок решения этой проблемы субъективен и крайне неэффективен. При этом речь должна идти не столько об объемах и сроках выделения средств, сколько о создании целостной системы и механизма осуществления государственной аграрной политики, включающих государственное вмешательство по линии привлечения ресурсов в аграрный сектор.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в соответствии с поставленной целью и задачами исследование проблем совершенствования институциональной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности в аграрной сфере и его поддержки со стороны корпоративных структур и банков позволяет сделать следующее обобщение.
Существующая на сегодняшний день в России ситуация в вопросе государственной поддержки сельского хозяйства крайне неудовлетворительна, нуждается в глубоком изучении и совершенствовании, сообразно с чем наиболее важные выводы и предложения по результатам проведенного нами исследования можно сформулировать следующим образом:
1. Успешное решение задачи организации эффективной работы агарного сектора предполагает возможность привлечения в отрасль необходимого количества материальных и денежных ресурсов (инвестиций). Причем, изучение зарубежного, дореволюционного российского и советского опыта обеспечения ресурсами АПК показало, что для этого необходимо регулирование данного процесса со стороны государства.
Большим недостатком на современном этапе развития экономки страны является отсутствие в Конституции России понятия "государственное регулирование экономики". Поэтому, с целью создания для предприятий отрасли нормальных экономических условий хозяйствования, необходимо принятие правовых актов, строго регламентирующих процесс государственной поддержки АПК из федерального и региональных бюджетов.
2. С учетом отраслевой специфики возникает необходимость вынесения на теоретический уровень и осознания в государственном масштабе принципа льготности при предоставлении средств аграрному сектору на возвратной основе.
3. К числу главных недостатков системы ресурсного обеспечения АПК относится отсутствие стабильности ввиду постоянной смены форм кредитования, систем инвестирования, страхования и др.
4. Сравнительный анализ различных методов обеспечения отрасли заемными средствами, применявшихся в последние годы, демонстрирует наибольшую эффективность механизма льготного кредитования из специально¬го фонда, в силу чего именно данный механизм имеет смысл совершенствовать и развивать.
5. Генезис льготного возвратного предоставления средств аграрному сек-тору России, позволяет выделить помимо традиционных рисков, присущих аграрному производству, нестрахуемый "риск государственного управления". Для снижения факторов рисков структур, работающих с сельскохозяйственными предприятиями, мы считаем, целесообразно использовать бюджетные средства на предоставление гарантий и страхование рисков.
6. Анализ практических аспектов государственной поддержки инвестиционной деятельности аграрного производства в Ставропольском крае, и в особенности, осуществляемой посредством льготного кредитования, позволил сформулировать следующие утверждения:
- удельный вес расходов на сельское хозяйство Ставропольского края в расходной части федерального и краевого бюджетов крайне незначителен;
- совершенствование действующего механизма предоставления средств АПК возможно посредством применения кредитных линий и введения поставок ресурсов в отрасль в соответствии с логистической системой "just in time" ("точно в срок");
- практически все кредиты, выданные напрямую сельским товаропроизводителям, в срок погашены не были, тогда как удельный вес посредников в общей задолженности 2000-2003 гг. составил 6,5%, причем наиболее эффективной оказалась схема предоставления ресурсов отрасли через непосредственных переработчиков сельскохозяйственной продукции, что также позволяет расширить круг фактических заемщиков;
- возвратность средств зависит от их размеров и практически не связана с организационно-правовой формой заемщика, а, следовательно, хозяйствам целесообразнее предоставлять небольшие суммы, которые они могут реально погасить;
- деятельность фонда льготного кредитования представляет собой существенную экономию бюджетных средств по сравнению с прямым дотированием (в
2003 г. он фактически израсходовал средств в 9 раз меньше);
- в настоящее время в крае превалирует покрытие сезонных затрат нежели финансирование капитальных вложений (объемы льготного кредитования в 2000-2003 гг. соответственно в 4,3 и 5,2 раза превысили реализацию по лизингу), что в перспективе может вызвать паралич производственного процесса в АПК; - при неизменности производственной направленности лизинговых операций произошло значительное удорожание поставляемой техники, которая в настоящее время практически не оплачивается лизингополучателями;
7. Предложен вариант зачетного списания непогашенных кредитов и невыплаченных государственных дотаций (таким образом возможно было бы сократить 40% задолженности федерального бюджета аграрному сектору на
2004 г.). Целесообразность применения подобной зачетной схемы диктуется постоянным дефицитом бюджетных средств, а также малой вероятностью по-гашения своих долгов хозяйствами.
8. В аспекте государственного регулирования экономики поставлена и решена задача оптимального перераспределения ресурсов в рамках прямых дотаций и фонда льготного кредитования из федерального и краевого бюджетов для наиболее эффективного обеспечения сельских товаропроизводителей денежными средствами на покрытие сезонных затрат с использованием части бюджетных ассигнований на кредитование по двум вариантам:
1) выдача льготных кредитов по действующему законодательству;
2) выделение средств на страхование кредитов и компенсацию трети учетной ставки ЦБ РФ при привлечении ресурсов коммерческих банков (расходы государства определяются с использованием предложенного нами коэффициента кредитных расходов). При этом, возможно было бы направить в агарный сектор края ссуды, превысившие объемы фактически выделенных в 2,17 раза и на 71,3% соответственно или сократить бюджетные ассигнования на отрасль со¬ответственно на 54% и 41,63%.
9. Анализ фактической деятельности отдельных сельскохозяйственных предприятий, участвующих в программах государственной поддержки позволил определить показатели комплексной экономической оценки ресурсного потенциала аграрных предприятий края, охватывающие различные аспекты деятельности и позволяющие полнее использовать материалы годовой бухгалтерской отчетности на основе материалов хозяйств, своевременно погасивших льготные кредиты и проценты по ним за в 2000-2003 гг.
10. Предложена система концептуальных (стратегических) мероприятий по совершенствованию механизма государственной поддержки аграрного производства, затрагивающих основополагающие принципы обеспечения сельского хозяйства ресурсами на возвратной основе, и тактических методов (в управленческих, юридических, психологических и финансово-экономических аспектах) по со¬вершенствованию воздействия на существующие взаимоотношения сторон.



1. Федеральный закон РФ от 01.07.94 № 9-ФЗ О федеральном бюджете на 1994 г. //Собрание законодательства РФ. - 1994. - 04 июля. - № 10. - Ст. 1108.
2. Федеральный Закон РФ от 31.03.95 № 39-ФЗ О федеральном бюджете на 1995 г. //Собрание законодательства РФ. - 1995. - 3 анр. - № 14. - Ст. 1213.
3. Федеральный закон РФ от 24.04.95 № 46-ФЗ О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций АПК, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции /Собрание законодательства РФ. - 1995. - 24 апр. - № 17. - Ст. 1456.
4. Федеральный закон РФ от 31.12.95 № 228-ФЗ О федеральном бюджете на 1996 г./Собрание законодательства РФ. - 1996. - 1 янв. - № 1. - Ст. 21.
5. Федеральный закон РФ от 26.02.97 № 29-ФЗ О федеральном бюджете на 1997 г.// Собрание законодательства РФ. - 1997. - 3 марта. - № 9. - Ст. 1012.
6. Федеральный закон РФ от 14.07.97 № 100-ФЗ О государственном регулировании агропромышленного производства /Собрание законодательства РФ. - 1997. - 21 июля.-№ 29.-Ст. 3501.
7. ФЗ РФ от 26.03.98 № 42-ФЗ О федеральном бюджете на 1998 г.
8. Указ Президента РФ от 08.07.94 № 1484 О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета /Российская газета. - 1994.- 13 июля.-С.5.
9. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 гг Утв. Указом Президента РФ от 18.06.96 № 933. - М.: Информагробизнес, - 1996. - 100 с.
10. Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 10.02.92 № 2325-1 О финан¬сово-кредитной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и АПК //Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - 20 февр. - № 8.- Ст. 376.
11. Письмо Министерства финансов РФ от 28.05.90 № 66 Правила добровольного страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов.
12. Порядок выдачи льготных кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, кол-хозам, совхозам, предприятиям и организациям АПК и компенсации разницы в процентах кредитам в 1992 г. (Утв. Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ от 03.04.92 № 13-3-2/029//Финансовая газета. - 1992. - № 20.
13. Постановление Правительства РФ от 07.09.92 № 670 О предоставлении льготных кредитов на закупку, переработку и закладку на хранение сельскохозяйственной продукции и сырья в 1992 .//Российская газета. - 1992. - 22 сент. № 209.
14. Постановление Правительства РФ от 18.11.93 № 1186 О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 1993 - 1994 гг. //Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - 29 нояб. № 48. - Ст.4651.
15. Постановление Правительства РФ от 29.04.94 № 406 Вопросы кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств//Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 2. -Ст. 106.

129
16. Постановление Правительства РФ от 16.06.94 № 686 Об организации обеспечения АПК машиностроительной продукцией па основе долгосрочной аренды (лизинга)//Собрание законодательства РФ. - 1994. - 20 июня. - № 8. - Ст. 874.
17. Постановление Правительства РФ от 31.03.95 № 0948-П Временный порядок оформления товарного кредита на поставку ГСМ сельскохозяйственным товаропроизводителям в 1995 г.//Налоговый вестник. -
1995. - № 4.
18. Временное положение о лизинге (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.95 № 633. О развитии лизинга в инвестиционной деятельности)//Собрание законодательства РФ. - 1995. - 3 июля. - № 27. - Ст.2591.
19. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утв. Минэкономики РФ 16.04.96).
20. Письмо Министерства финансов РФ от 16.06.97 № 09-02-02 О кредитовании сельскохозяйственных предприятий из федерального бюджета.
21. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 16.09.97 г. № 392 О мерах по эффективному использованию бюджетных средств лизингового фонда.
22. Постановление Правительства РФ от 29.10.97 г. № 1367 О совершенствовании лизинговой деятельности в АПК РФ.
23. Порядок размещения средств специального фонда на платной и возвратной основе и дальнейшего использования их для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях в 1998 году (утв. Решением Межведомственного совета от 29.12.97).
24. Постановление координационного совета Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 18.02.98 № 11/1-1 Об итогах работы агропромышленного комплекса за 1997 г. и задачах по развитию реформ в АПК России.
25. Постановление Правительства РФ от 15.04.98 № 392 Об экономических условиях функционирования АПК России в 1998 г.
26. Положение о порядке учета выделенных средств федерального бюджета на возвратной и платной основе на формирование фонда льготного кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве, возврата указанных средств и уплаты процентов за их пользование (утв. МФ РФ 05.11.98 № 52н, ЦБ РФ 22.10.98 № 58-П)
27. Постановление Правительства РФ от 27.11.98 № 1399 О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства/Собрание законодательства РФ. - 1998. - 7 дек. - № 49. - Ст.6052.
28. Постановление Правительства РФ от 26.02.99 № 228 О лизинге машиностроительной продукции в АПК РФ с использованием средств федерального бюджета//Российская газета. - 1999. - 16 марта. - № 49.
29. Положение о поставке, контроле и расходовании средств и продовольствия, поступивших от регионов в оперативный резерв сельскохозяйственной продукции и продовольствия в счет погашения задолженности по кредитам, полученным в 1997 г. из специального фонда для кредитования организаций АПК на льготных условиях, (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.04.99 г. № 401).

130
30. Временное положение о порядке предоставления и погашения обеспеченного кредита Банка России банкам - агентам, осуществляющим кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК (утв. ЦБ РФ 13.04.99. № 74-п)//Бизнес и банки. - 1999. - № 19.
31. Постановление Правительства РФ от 27.04.99 № 467 О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования//Российская газета. - 1999. - 22 мая. - № 98.
32. Приказ Министерства Сельского хозяйства РФ от 24.09.99 № 666 О специализированных формах годового бухгалтерского отчета для сельскохозяйственных организаций за 1999 г.
33. Закон СК от 23.03.95 № 231-111 О Бюджетной системе СК 1995 г. // Ставропольская правда. - 1995. - 14 апр. - № 73. - С.1.
34. Закон СК от 25.01.96 № 333-111 О бюджетной системе СК на 1996 г.//Собрание законодательства СК. - 1996. - 21 марта. - № 3.
35. Закон СК от 11.03.97 № 15-3 О бюджетной системе СК на 1997 г.
36. Закон СК от 30.12.97 № 56-3 О краевом бюджете СК на 1998 г.
37. Концепция и программа развития АПК Ставропольского края до 2005 г.
38. Постановление Правительства СК от 14.03.95 № 68 О реализации ФЗ РФ "О за-купках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд' /Собрание законодательства СК. - 1995. - № 4.
39. Постановление Правительства СК от 09.06.95 № 179 О рассрочке погашения за-долженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам предприятиям АПК/Собрание законодательства СК. - 1995. - № 7.
40. Постановление Правительства СК от 07.07.95 № 207 О переоформлении задол-женности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам пред-приятиям и организациям агропромышленного комплекса СК//Собрание законо-дательства СК. - 1995. - № 9. - Ст.20.
41. Постановление Правительства СК от 22.07.98 № 280 Об использовании средств лизингового фонда Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ на покупку племенных животных.
42. Аверьянов Н. Финансирование сельского хозяйства/Экономист. — 1993. - № 7. - С.82-86.
43. Аганин В. Банк, кредитующий село не погибнет/Отечество. - 1999. - 29 авг. - №
94.-С.З.
44. Аленичев В. Страхование валютных и кредитных рисков. - М.: Юкис, 1993.-75с.
45. Алимжанов А. А. Развитие финансов АПК в современных условиях: Дисс. докт. экон. наук. - СПб., 1992. - 352 с.
46. Апаев Г.А. Основные направления активизации инвестиционной деятельности в агропромышленном строительстве Республики Марий Эл/Проблемы реформиро-вания и развития экономики Республики Марий Эл: Сб. статей/МарГТУ/под ред.
В.А. Бабина. - Йошкар-Ола: Мар! ТУ, 1998. - 88 с.
47. Арзамасцев А.Д., Гутов М.М.. Потапов С.В. Экономические отношения сельскохо-зяйственных предприятий региона с государственным бюджетом/Вавиловские чтения: диалог наук на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и глобальные проблемы современно¬

131
сти: Мат. пост, действ, междисциплинарн. научно-практ. конф. - Йошкар- Ола: МарГТУ, 1996. - 576 с.
48. Ахмадеев A.M. Проблемы кредитования АПКУ/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1996. - № 5. - С. 18-19.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ