ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В УСПЕШНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические направления исследования взаимоотношений приемной матери и ребенка в замещающих семьях 7
1.1. Понятие замещающей семьи в психологии 7
1.2 Психологические особенности приемной матери 14
1.3 Психологические особенности приемного ребенка 22
1.4 Обоснование гипотезы исследования 31
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений приемных матерей и детей в замещающих семьях 41
2.1. Организация, процедура и методы исследования 41
2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей
взаимоотношений приемных матерей и детей в замещающих семьях 49
2.3. Программа психологического сопровождения приемного
материнства 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. Теоретические направления исследования взаимоотношений приемной матери и ребенка в замещающих семьях 7
1.1. Понятие замещающей семьи в психологии 7
1.2 Психологические особенности приемной матери 14
1.3 Психологические особенности приемного ребенка 22
1.4 Обоснование гипотезы исследования 31
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений приемных матерей и детей в замещающих семьях 41
2.1. Организация, процедура и методы исследования 41
2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей
взаимоотношений приемных матерей и детей в замещающих семьях 49
2.3. Программа психологического сопровождения приемного
материнства 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Социальное сиротство - одна из наиболее острых гуманитарных проблем современной России. По данным Министерства образования РФ, из 100000 ежегодно выявляемых детей, оставшихся без родительского попечения, 70% передаются в замещающие семьи, 30% - в детские интернаты. Дети-сироты и дети, лишившиеся попечения родителей, попадают либо интернаты, либо в появившиеся в последнее время в России, замещающие (приемные) семьи. Система воспитания в замещающих семьях ставит вопрос психологической совместимости приемных родителей и детей, готовности женщины взять на себя роль матери одного или нескольких приемных детей.
Специфика приемной семьи заключается в том, что она обеспечивает трудоустройство родителей, и отношения в семье могут носить кратковременный характер. Особая роль в приемной семье отводится матери. В исследованиях В.Н. Ослон отмечается, что мать доминирует в эффективных замещающих семьях. Личностные особенности приемных детей и родителей исследовались рядом отечественных психологов (Г.И. Гусарова, А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.И. Лактионова, Т.Ю. Лотарева, Л.А. Чернышовой, В.В. Шпакова и др.). Кроме того, в психологической литературе значительное внимание уделяется вопросам: социально-психологической адаптации приемных детей к условиям приемной семьи (Л.Н. Большакова, О.К. Миневич и др.); мотивации создания приемной семьи (О.Б. Зерницкий, Е.В. Ушакова, О.А. Карабанова и др.); личностным характеристикам успешных приемных родителей (О.Г. Япарова, И.В. Горохова, А.С. Спиваковская); особенностям воспитания детей в приемной семье (А.И. Довгалевская, Ж.А. Захарова и др.). Однако психологическое содержание особенностей взаимоотношений приемной матери и ребенка, определяющих успешность его воспитания, практически не исследовано. Недостаточно разработана в настоящее время и проблема подготовки родителей к созданию замещающей семьи.
Проблемой нашего исследования стал поиск ответа на вопросы: каково психологическое содержание взаимоотношений приемной матери и ребенка, определяющее успешность его воспитания, и как подготовить родителей к созданию успешной замещающей семьи?
Цель работы: раскрыть психологическое содержание взаимоотношений приёмной матери и ребенка в успешной замещающей семье.
Объект: взаимоотношения матери и ребенка.
Предмет: особенности взаимоотношений приёмной матери и ребенка в успешной замещающей семье.
Гипотеза исследования: взаимоотношения приемной матери и ребенка в успешной замещающей семье характеризуются совокупностью когнитивных (адекватные установки ребенка и матери в отношении друг друга), эмоциональных (эмоциональная близость ребенка и приемной матери) и поведенческих (неконфликтность, использование в процессе взаимодействия эффективных копинг-стратегий) элементов.
Психологическая подготовка родителей к созданию успешной замещающей семьи включает в себя систему мероприятий по формированию знаний психологических особенностей приемного ребенка, психологии семейного воспитания, позитивного отношения приемной матери и ребенка друг к другу, а также эффективных копинг-стратегий.
С целью проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ современной научной литературы по проблеме взаимоотношений приёмной матери и ребенка в замещающей семье.
2. Эмпирически изучить психологическое содержание взаимоотношений приёмной матери и ребенка в успешной замещающей семье.
Теоретической основой исследования являются: личностно-деятельностный подход к анализу отношений человека к деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.Л. Зобков); теория отношений (В.Н. Мясищев); концепция семьи (А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); отечественная психология материнства (Г.Г. Филиппова, Т.Г. Киселева); идеи А. Адлера о влиянии родительского отношения на становление уникального стиля жизни ребенка; положение Э. Эриксона о влиянии родительского отношения на развитие личности ребенка.
Концептуальными основаниями исследования явились: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой развитие ребенка предопределяется социальной ситуацией развития; теоретические исследования феномена депривации в случае разрыва отношений с матерью (М.К. Бардышевская и др.); теория Дж. Боулби, описывающая условия формирования привязанности между ребенком и взрослым. Одной из методологических основ исследования является концепция М.И. Лисиной о роли в развитии личности ребенка общения со взрослым.
Методы и методики исследования:
теоретический анализ;
экспертные оценки;
беседа;
методика PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл) в адаптации Т.В. Нещерет - для исследования родительских установок приемных матерей;
опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е.С. Шефер в адаптации Вассермана Л.И., Горьковой И.А., Ромициной Е.Е.) - для исследования особенностей отношения подростков к родителям;
«Цветовой тест отношений» (А. Эткинд.), позволяющий оценить ресурсность матери для установления отношений привязанности с приемным ребенком;
методика диагностики типологий психологических защит личности (Р. Плутчик) а адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой - для определения эго-защит приемной матери;
методика выявления индивидуальных копинг-стратегий (Э.Хейм).
Для обработки полученных результатов использовался пакет статистических программ SPSS-17.
Среднестатистический и корреляционный анализ выполнялся с помощью критерия R Пирсона. Межгрупповые сравнения показателей проводили с помощью критериев U Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования. Центр социальной защиты (г. Короча Белгородской области). Выборку составили 11 семей, в том числе: 11 - приемные матери; 20 - дети подросткового и младшего школьного возраста, не имеющие психических отклонений.
Структура представленной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 105 наименований, приложений. Работа включает 6 таблиц, 6 рисунков в основном тексте. Объем работы 87 страниц машинописного текста.
Специфика приемной семьи заключается в том, что она обеспечивает трудоустройство родителей, и отношения в семье могут носить кратковременный характер. Особая роль в приемной семье отводится матери. В исследованиях В.Н. Ослон отмечается, что мать доминирует в эффективных замещающих семьях. Личностные особенности приемных детей и родителей исследовались рядом отечественных психологов (Г.И. Гусарова, А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.И. Лактионова, Т.Ю. Лотарева, Л.А. Чернышовой, В.В. Шпакова и др.). Кроме того, в психологической литературе значительное внимание уделяется вопросам: социально-психологической адаптации приемных детей к условиям приемной семьи (Л.Н. Большакова, О.К. Миневич и др.); мотивации создания приемной семьи (О.Б. Зерницкий, Е.В. Ушакова, О.А. Карабанова и др.); личностным характеристикам успешных приемных родителей (О.Г. Япарова, И.В. Горохова, А.С. Спиваковская); особенностям воспитания детей в приемной семье (А.И. Довгалевская, Ж.А. Захарова и др.). Однако психологическое содержание особенностей взаимоотношений приемной матери и ребенка, определяющих успешность его воспитания, практически не исследовано. Недостаточно разработана в настоящее время и проблема подготовки родителей к созданию замещающей семьи.
Проблемой нашего исследования стал поиск ответа на вопросы: каково психологическое содержание взаимоотношений приемной матери и ребенка, определяющее успешность его воспитания, и как подготовить родителей к созданию успешной замещающей семьи?
Цель работы: раскрыть психологическое содержание взаимоотношений приёмной матери и ребенка в успешной замещающей семье.
Объект: взаимоотношения матери и ребенка.
Предмет: особенности взаимоотношений приёмной матери и ребенка в успешной замещающей семье.
Гипотеза исследования: взаимоотношения приемной матери и ребенка в успешной замещающей семье характеризуются совокупностью когнитивных (адекватные установки ребенка и матери в отношении друг друга), эмоциональных (эмоциональная близость ребенка и приемной матери) и поведенческих (неконфликтность, использование в процессе взаимодействия эффективных копинг-стратегий) элементов.
Психологическая подготовка родителей к созданию успешной замещающей семьи включает в себя систему мероприятий по формированию знаний психологических особенностей приемного ребенка, психологии семейного воспитания, позитивного отношения приемной матери и ребенка друг к другу, а также эффективных копинг-стратегий.
С целью проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ современной научной литературы по проблеме взаимоотношений приёмной матери и ребенка в замещающей семье.
2. Эмпирически изучить психологическое содержание взаимоотношений приёмной матери и ребенка в успешной замещающей семье.
Теоретической основой исследования являются: личностно-деятельностный подход к анализу отношений человека к деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.Л. Зобков); теория отношений (В.Н. Мясищев); концепция семьи (А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); отечественная психология материнства (Г.Г. Филиппова, Т.Г. Киселева); идеи А. Адлера о влиянии родительского отношения на становление уникального стиля жизни ребенка; положение Э. Эриксона о влиянии родительского отношения на развитие личности ребенка.
Концептуальными основаниями исследования явились: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой развитие ребенка предопределяется социальной ситуацией развития; теоретические исследования феномена депривации в случае разрыва отношений с матерью (М.К. Бардышевская и др.); теория Дж. Боулби, описывающая условия формирования привязанности между ребенком и взрослым. Одной из методологических основ исследования является концепция М.И. Лисиной о роли в развитии личности ребенка общения со взрослым.
Методы и методики исследования:
теоретический анализ;
экспертные оценки;
беседа;
методика PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл) в адаптации Т.В. Нещерет - для исследования родительских установок приемных матерей;
опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е.С. Шефер в адаптации Вассермана Л.И., Горьковой И.А., Ромициной Е.Е.) - для исследования особенностей отношения подростков к родителям;
«Цветовой тест отношений» (А. Эткинд.), позволяющий оценить ресурсность матери для установления отношений привязанности с приемным ребенком;
методика диагностики типологий психологических защит личности (Р. Плутчик) а адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой - для определения эго-защит приемной матери;
методика выявления индивидуальных копинг-стратегий (Э.Хейм).
Для обработки полученных результатов использовался пакет статистических программ SPSS-17.
Среднестатистический и корреляционный анализ выполнялся с помощью критерия R Пирсона. Межгрупповые сравнения показателей проводили с помощью критериев U Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования. Центр социальной защиты (г. Короча Белгородской области). Выборку составили 11 семей, в том числе: 11 - приемные матери; 20 - дети подросткового и младшего школьного возраста, не имеющие психических отклонений.
Структура представленной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 105 наименований, приложений. Работа включает 6 таблиц, 6 рисунков в основном тексте. Объем работы 87 страниц машинописного текста.
Таким образом, проведенное исследование позволило констатировать актуальность решения проблемы взаимоотношений приемных матерей и детей в замещающих семьях. Данная проблема решается многими отечественными психологами (Г.И. Гусарова, А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.И. Лактионова, Т.Ю. Лотарева, Л.А. Чернышова, В.В. Шпакова и др.). В психологической литературе значительное внимание уделяется вопросам: социально-психологической адаптации приемных детей к условиям приемной семьи (Л.Н. Большакова, О.К. Миневич и др.); мотивации создания приемной семьи (О.Б. Зерницкий, Е.В. Ушакова, О.А. Карабанова и др.); личностным характеристикам успешных приемных родителей (О.Г. Япарова, И.В. Горохова, А.С. Спиваковская); особенностям воспитания детей в приемной семье (А.И. Довгалевская, Ж.А. Захарова и др.). Установлено, что семья это культурно-историческое и психологическое явление. В стабильном состоянии она является закрытой системой. Периоды стабильности традиционной семьи достаточно продолжительны, появление нового члена нарушает устойчивость системы и для восстановления ее равновесия требуется перераспределение обязанностей и ролей.
Замещающая (приемная) семья - это открытая система, постоянно готовая к приему нового члена, в связи с чем находящаяся в состоянии нестабильности и имеющая ряд отличий от традиционной семьи: приемная семья менее устойчива; с появлением приемных детей периоды нестабильности увеличиваются; отношения могут носить кратковременный характер; существует проблема эмоциональной близости; несоответствие родительским установкам личностных особенностей приемных детей; повышенный контроль и доминирование; оплата воспитания детей государством.
Личностно-деятельностный подход позволяет рассматривать замещающую семью как систему, состоящую из входящих в нее членов, связанных совместной деятельностью. Между участниками данной системы возникают взаимоотношения, детерминированные условиями замещающей семьи и психологическими характеристиками ее членов. Взаимоотношения приемной (небиологической) матери и ребенка в замещающей семье - это совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, которые проявляются во взаимодействии друг с другом и определяют успешность деятельности приемной матери по его воспитанию.
Результаты нашего исследования позволили определить психологические особенности взаимоотношений приемных матерей и детей в успешных семьях. Эмпирически выявлены достоверные различия в успешных и малоуспешных семьях во всех составляющих взаимоотношений приемной матери и ребенка - в когнитивной, эмоциональной и поведенческой. В успешной замещающей семье обнаружены адекватные установки ребенка и матери в отношении друг друга, потребность в прочной и глубокой привязанности, помощи и поддержке, эмоциональная близость, положительное отношение матери к семейной роли. Дети проявляют уважительное отношение к старшим, неконфликтность. В этих семьях в стрессовых ситуациях чаще используют продуктивные копинг-стратегии, интеллектуализацию как способ психологической защиты. У успешных приемных матерей высокие показатели по признакам «вербализация», «развитие активности ребенка», «партнерские отношения», «уравненные отношения». Они ориентированы на контакт с ребенком, менее склонны к авторитарности, истощению и пессимизму. Дети проявляют позитивный интерес к матери, демонстрируя с ней близкие взаимоотношения.
Малоуспешные матери амбивалентны в восприятии семейной роли («ощущение самопожертвования» и «неудовлетворенность ролью хозяйки»), проявляют раздражительность и излишнюю строгость в отношении к ребенку. Они чаще используют непродуктивные копинг стратегии, проекцию и замещение как способы психологической защиты, находя объект для перенесения ответственности за собственную некомпетентность. Имеют высокие результаты по следующим критериям: «зависимость от семьи», «чрезмерное вмешательство в мир ребенка», «чрезмерная забота», «сверхавторитет родителей», «доминирование матери», «подавление воли», «подавление агрессивности», «раздражительность» и «излишняя строгость», что указывает на авторитарное поведение матери, признаки гиперопеки. Директивность своих матерей подростками отмечается как контроль с их стороны, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. Дети в этих семьях имеют фрустрированную потребность в прочной и глубокой привязанности, помощи и поддержке нерешительность и зависимость в принятии решения матерью, ее жесткое авторитарное поведение.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и показали необходимость разработки программы психологического сопровождения приемного материнства, включающая в себя систему мероприятий по формированию знаний психологических особенностей приемного ребенка, психологии семейного воспитания, позитивного отношения приемной матери и ребенка друг к другу, а также эффективных копинг-стратегий, которая реализуется в Центре социальной защиты Белгородской области.
Замещающая (приемная) семья - это открытая система, постоянно готовая к приему нового члена, в связи с чем находящаяся в состоянии нестабильности и имеющая ряд отличий от традиционной семьи: приемная семья менее устойчива; с появлением приемных детей периоды нестабильности увеличиваются; отношения могут носить кратковременный характер; существует проблема эмоциональной близости; несоответствие родительским установкам личностных особенностей приемных детей; повышенный контроль и доминирование; оплата воспитания детей государством.
Личностно-деятельностный подход позволяет рассматривать замещающую семью как систему, состоящую из входящих в нее членов, связанных совместной деятельностью. Между участниками данной системы возникают взаимоотношения, детерминированные условиями замещающей семьи и психологическими характеристиками ее членов. Взаимоотношения приемной (небиологической) матери и ребенка в замещающей семье - это совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, которые проявляются во взаимодействии друг с другом и определяют успешность деятельности приемной матери по его воспитанию.
Результаты нашего исследования позволили определить психологические особенности взаимоотношений приемных матерей и детей в успешных семьях. Эмпирически выявлены достоверные различия в успешных и малоуспешных семьях во всех составляющих взаимоотношений приемной матери и ребенка - в когнитивной, эмоциональной и поведенческой. В успешной замещающей семье обнаружены адекватные установки ребенка и матери в отношении друг друга, потребность в прочной и глубокой привязанности, помощи и поддержке, эмоциональная близость, положительное отношение матери к семейной роли. Дети проявляют уважительное отношение к старшим, неконфликтность. В этих семьях в стрессовых ситуациях чаще используют продуктивные копинг-стратегии, интеллектуализацию как способ психологической защиты. У успешных приемных матерей высокие показатели по признакам «вербализация», «развитие активности ребенка», «партнерские отношения», «уравненные отношения». Они ориентированы на контакт с ребенком, менее склонны к авторитарности, истощению и пессимизму. Дети проявляют позитивный интерес к матери, демонстрируя с ней близкие взаимоотношения.
Малоуспешные матери амбивалентны в восприятии семейной роли («ощущение самопожертвования» и «неудовлетворенность ролью хозяйки»), проявляют раздражительность и излишнюю строгость в отношении к ребенку. Они чаще используют непродуктивные копинг стратегии, проекцию и замещение как способы психологической защиты, находя объект для перенесения ответственности за собственную некомпетентность. Имеют высокие результаты по следующим критериям: «зависимость от семьи», «чрезмерное вмешательство в мир ребенка», «чрезмерная забота», «сверхавторитет родителей», «доминирование матери», «подавление воли», «подавление агрессивности», «раздражительность» и «излишняя строгость», что указывает на авторитарное поведение матери, признаки гиперопеки. Директивность своих матерей подростками отмечается как контроль с их стороны, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. Дети в этих семьях имеют фрустрированную потребность в прочной и глубокой привязанности, помощи и поддержке нерешительность и зависимость в принятии решения матерью, ее жесткое авторитарное поведение.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и показали необходимость разработки программы психологического сопровождения приемного материнства, включающая в себя систему мероприятий по формированию знаний психологических особенностей приемного ребенка, психологии семейного воспитания, позитивного отношения приемной матери и ребенка друг к другу, а также эффективных копинг-стратегий, которая реализуется в Центре социальной защиты Белгородской области.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ВЗЯВШЕЙ ПОД ОПЕКУ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА (АНАЛИЗ СЛУЧАЯ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В РОССИИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019



