Традиционное общество северных киргизов во второй половине Х!Х века и система их родства
|
Введение 3-24
Историография 25-52
Глава 1. Традиционное общество и кочевая община северных киргизов
во второй половине XIX века 53-125
§ 1. Процесс кочевания 53-67
§ 2. Изменения традиционных форм землепользования и начало
оседания 67-91
§ 3. Юридический быт и обычное право 91-119
§ 4. Социальные категории традиционного общества 119-125
Глава 2. Система родства киргизов 125-160
§ 1. Структурная модель традиционного киргизского эля 125-139
§ 2. Термины и система родства северных киргизов 139-152
§ 3. Обычай избегания 152-160
Заключение 160-166
Библиография и источники 167-196
Приложение 196-308
*
г
Историография 25-52
Глава 1. Традиционное общество и кочевая община северных киргизов
во второй половине XIX века 53-125
§ 1. Процесс кочевания 53-67
§ 2. Изменения традиционных форм землепользования и начало
оседания 67-91
§ 3. Юридический быт и обычное право 91-119
§ 4. Социальные категории традиционного общества 119-125
Глава 2. Система родства киргизов 125-160
§ 1. Структурная модель традиционного киргизского эля 125-139
§ 2. Термины и система родства северных киргизов 139-152
§ 3. Обычай избегания 152-160
Заключение 160-166
Библиография и источники 167-196
Приложение 196-308
*
г
В современной этнографической науке интерес к скотоводческим народам Средней Азии, к числу которых относятся и киргизы, сохраняется. Изучение их общественного строя, материальной и духовной культуры не теряет своей актуальности. После распада СССР и обретения Киргизией суверенитета, в республике начались экономические и социально-политические преобразования, целью которых являются реформирование и демократизация общества. Прежде всего реформы затронули сферу экономики, основу которой составляет сельское хозяйство и преимущественно животноводство. Сельскохозяйственная отрасль республики находится в тяжелом состоянии, поскольку требуется его модернизация. Необходимы введение как технологических инноваций, так и рациональное использование традиционных навыков подвижного скотоводства.
Длительное по времени (примерно 100 лет) ведение оседлого образа жизни привело к значительной утрате киргизами традиций скотоводческого хозяйства. Ухода за различными породами скота в условиях высокогорья, правильной организации выпаса, рационального выбора и чередования пастбищ для различных пород
скота и т.д. Заметно сократилась подвижность скотоводческого хозяйства. В республике за последние десять лет поголовье скота существенно уменьшилось.
В современной Киргизии идет весьма сложный процесс адаптации всего населения, особенно в сельской местности, к товарному производству. Принимает массовый характер пауперизация бывших колхозников и рабочих совхозов, которые ведут практически полунатуральное хозяйство, слабо ориентированное на рынок. Незначительна в производстве доля ферм, использующих современную технологию и наемный труд. Уничтожение советских колхозов и совхозов породило острый социальный кризис в деревне. Политика разгосударствления общественной собственности и начало приватизации земли привели к дроблению трудового процесса в сельском хозяйстве. Очевидной стала неспособность мелких индивидуальных крестьянских дворов сделать рентабельным свои хозяйства из-за нехватки денежных средств, квалифицированной рабочей силы, техники и т.д.
Между тем научный опыт, накопленный этнографами, изучавшими экономику и социальную организацию кочевых народов Средней Азии, доказывает, что номадный способ производства базировался прежде всего на широкой трудовой, производственной кооперации, на объединении малоскотных и средних размеров хозяйств в крупные хозяйственные единицы. Конечной целью такой трудовой кооперации было достижение необходимой рентабельности всего производственного цикла.
Как известно, процесс производства связан не только с экономическими условиями, но и с традициями в культуре и в идеологии. Острые вопросы в современной киргизской экономике связаны, в частности, с изменением характера земельной собственности и порядком землепользования, и жесткой необходимостью скорого
перехода на рыночную экономику. Это является болезненным новшеством. Киргизские скотоводы издавна практиковали в основном коллективный выпас скота на неогороженных общинных землях, и распределение продуктов производства носило не индивидуальный, а скорее общесемейный характер. Товарное производство было известно немногим хозяйствам. Им занималась богатая часть населения.
Научная значимость данной темы также определяется несомненным практическим интересом в связи с необходимостью адаптации обществ современных скотоводов, потомков традиционных кочевников, к реалиям индустриальной ( постиндустриальной) цивилизации. Становится очевидной необходимость выработки путей и способов такой их интеграции в современный мир. Последняя невозможна без глубокого и всестороннего исследования различных элементов традиционной системы материального производства, особенностей социальных связей и идеологии доиндустриального общества кочевников.
Безусловно, важный интерес вызывает и дальнейшее развитие теоретических проблем кочевничества как раздела этнологии, связанного с анализом динамики традиционных обществ подвижных скотоводов. Их социальной организации и дифференциации, отношений собственности, кочевой общины (хозяйственной единицы), системы родства, стратификации общества по таксономическим единицам и т.д. Исследование этапов исторического развития номадов представляется возможным на примере историко-этнографического изучения традиционного общества киргизов в период его трансформации во второй половине XIX века, представленной в данной работе.
Длительное по времени (примерно 100 лет) ведение оседлого образа жизни привело к значительной утрате киргизами традиций скотоводческого хозяйства. Ухода за различными породами скота в условиях высокогорья, правильной организации выпаса, рационального выбора и чередования пастбищ для различных пород
скота и т.д. Заметно сократилась подвижность скотоводческого хозяйства. В республике за последние десять лет поголовье скота существенно уменьшилось.
В современной Киргизии идет весьма сложный процесс адаптации всего населения, особенно в сельской местности, к товарному производству. Принимает массовый характер пауперизация бывших колхозников и рабочих совхозов, которые ведут практически полунатуральное хозяйство, слабо ориентированное на рынок. Незначительна в производстве доля ферм, использующих современную технологию и наемный труд. Уничтожение советских колхозов и совхозов породило острый социальный кризис в деревне. Политика разгосударствления общественной собственности и начало приватизации земли привели к дроблению трудового процесса в сельском хозяйстве. Очевидной стала неспособность мелких индивидуальных крестьянских дворов сделать рентабельным свои хозяйства из-за нехватки денежных средств, квалифицированной рабочей силы, техники и т.д.
Между тем научный опыт, накопленный этнографами, изучавшими экономику и социальную организацию кочевых народов Средней Азии, доказывает, что номадный способ производства базировался прежде всего на широкой трудовой, производственной кооперации, на объединении малоскотных и средних размеров хозяйств в крупные хозяйственные единицы. Конечной целью такой трудовой кооперации было достижение необходимой рентабельности всего производственного цикла.
Как известно, процесс производства связан не только с экономическими условиями, но и с традициями в культуре и в идеологии. Острые вопросы в современной киргизской экономике связаны, в частности, с изменением характера земельной собственности и порядком землепользования, и жесткой необходимостью скорого
перехода на рыночную экономику. Это является болезненным новшеством. Киргизские скотоводы издавна практиковали в основном коллективный выпас скота на неогороженных общинных землях, и распределение продуктов производства носило не индивидуальный, а скорее общесемейный характер. Товарное производство было известно немногим хозяйствам. Им занималась богатая часть населения.
Научная значимость данной темы также определяется несомненным практическим интересом в связи с необходимостью адаптации обществ современных скотоводов, потомков традиционных кочевников, к реалиям индустриальной ( постиндустриальной) цивилизации. Становится очевидной необходимость выработки путей и способов такой их интеграции в современный мир. Последняя невозможна без глубокого и всестороннего исследования различных элементов традиционной системы материального производства, особенностей социальных связей и идеологии доиндустриального общества кочевников.
Безусловно, важный интерес вызывает и дальнейшее развитие теоретических проблем кочевничества как раздела этнологии, связанного с анализом динамики традиционных обществ подвижных скотоводов. Их социальной организации и дифференциации, отношений собственности, кочевой общины (хозяйственной единицы), системы родства, стратификации общества по таксономическим единицам и т.д. Исследование этапов исторического развития номадов представляется возможным на примере историко-этнографического изучения традиционного общества киргизов в период его трансформации во второй половине XIX века, представленной в данной работе.
В XIX в. шел процесс расширения границ Российской империи в юго-восточном направлении. В связи с необходимостью сбора и систематизации эмпирического материала о новых странах Российское государство стало системно финансировать и поощрять различные изыскания, связанные с азиатскими территориями. В целом с начала становления этнографии как исторической науки в России, со второй половины XIX в., можно выделить несколько этапов в изучении жизни кочевников Центральной Азии, включая киргизов.
Так, с самого начала зарождения номадизма в нем стала доминировать “родовая теория” в целях теоретической интерпретации эмпирического материала о кочевниках. Она не имела серьезных оппонентов до 20-30-х годов XX в.
В 40-е годы в советской этнографии утвердилось мнение о том, что социально-экономические отношения у кочевников, в том числе и у киргизов, характеризуются как патриархальные отношения, этим определением стали заменять ранее существовавшее понятие “кочевой феодализм”.
В советской историографии послевоенного периода в изучении проблем кочевых обществ выделяется несколько обширных тем. Это -
выяснение форм собственности на основные средства производства, исследование общественного строя и вопрос о власти. Они-то и стали объектами дискуссий советских ученых-обществоведов в послевоенный
-«г
период.
А А *
Хозяйственный цикл киргизов-кочевников подразделялся на различные периоды сезонного кочевания. Сезонные пастбища располагались на разных ландшафтных уровнях: от зимних стоянок в долинах и предгорьях и до летних пастбищ на альпийских лугах. Цикл кочевания зависел как от природно-климатических условий, так и от конкретных размеров хозяйств. Традиционно киргизы кочевали группами, состоявшими в основном из родственников, и только изредка, и по мере необходимости брали к себе чужаков. Кочевая община дробилась. В целом ее можно поделить на три условные части, в зависимости от сезона и цикла кочевания. Это - бедняцкие группы, ^ остававшиеся на зимниках, не имевшие собственных транспортных
средств для совершения перекочевок. Вторую группу составляли средние в экономическом плане хозяйства, имевшие в своем распоряжении достаточно вьючного скота для движения вверх по направлению к летним пастбищам. На весенне-осенних пастбищах оставались те хозяйства, у которых имелись сенокосные участки. Третья группа достигала летних альпийских пастбищ. Это были крепкие хозяйства, а также хозяйства баев. Практически составы аила и общины были подвижны в зависимости от конкретного характера хозяйственных, экономических, климатических условий текущего года.
* * *
Согласно русским источникам, за более чем полувековой период после присоединения Киргизии в состав Российской империи( с середины 1860-х до 1917г.) имело место изменение форм собственности
161
на землю. Так. первыми были поделены в подворно-наследственное владение сенокосные участки. Затем в похозяйственнее владение перешла и пахотная земля. И к началу XX в. представление о частной собственности на землю как юридического акта, закрепляемого письменно, в общественном сознании уже оформилось. Тем самым произошла настоящая социальная революция, перевернувшая сами устои кочевого общества. Так, постепенно подрывались производственная база кочевой общины у киргизов и сами устои их традиционного общества. Сокращение территорий кочевий, постоянно нараставшая земельная теснота, особенно в связи с земельно-аграрной политикой царизма, сопровождались крупными земельными изъятиями в пользу переселенцев из европейских регионов империи. Все это принуждало кочевников постепенно переходить к полуоседлому (смешанному скотоводческо-земледельческому) и оседло-земледельческому типу хозяйства, а значит, менять профиль и прежний привычный кочевой образ жизни.
Процесс оседания начался с бедняцких хозяйств, которые как наиболее уязвимые были более подвержены неблагоприятным влияниям извне. Процесс оседания в дореволюционный период сопровождался обнищанием аилов, потерей пастбищ, и как следствие этого, уменьшением поголовья скота.
Так, с самого начала зарождения номадизма в нем стала доминировать “родовая теория” в целях теоретической интерпретации эмпирического материала о кочевниках. Она не имела серьезных оппонентов до 20-30-х годов XX в.
В 40-е годы в советской этнографии утвердилось мнение о том, что социально-экономические отношения у кочевников, в том числе и у киргизов, характеризуются как патриархальные отношения, этим определением стали заменять ранее существовавшее понятие “кочевой феодализм”.
В советской историографии послевоенного периода в изучении проблем кочевых обществ выделяется несколько обширных тем. Это -
выяснение форм собственности на основные средства производства, исследование общественного строя и вопрос о власти. Они-то и стали объектами дискуссий советских ученых-обществоведов в послевоенный
-«г
период.
А А *
Хозяйственный цикл киргизов-кочевников подразделялся на различные периоды сезонного кочевания. Сезонные пастбища располагались на разных ландшафтных уровнях: от зимних стоянок в долинах и предгорьях и до летних пастбищ на альпийских лугах. Цикл кочевания зависел как от природно-климатических условий, так и от конкретных размеров хозяйств. Традиционно киргизы кочевали группами, состоявшими в основном из родственников, и только изредка, и по мере необходимости брали к себе чужаков. Кочевая община дробилась. В целом ее можно поделить на три условные части, в зависимости от сезона и цикла кочевания. Это - бедняцкие группы, ^ остававшиеся на зимниках, не имевшие собственных транспортных
средств для совершения перекочевок. Вторую группу составляли средние в экономическом плане хозяйства, имевшие в своем распоряжении достаточно вьючного скота для движения вверх по направлению к летним пастбищам. На весенне-осенних пастбищах оставались те хозяйства, у которых имелись сенокосные участки. Третья группа достигала летних альпийских пастбищ. Это были крепкие хозяйства, а также хозяйства баев. Практически составы аила и общины были подвижны в зависимости от конкретного характера хозяйственных, экономических, климатических условий текущего года.
* * *
Согласно русским источникам, за более чем полувековой период после присоединения Киргизии в состав Российской империи( с середины 1860-х до 1917г.) имело место изменение форм собственности
161
на землю. Так. первыми были поделены в подворно-наследственное владение сенокосные участки. Затем в похозяйственнее владение перешла и пахотная земля. И к началу XX в. представление о частной собственности на землю как юридического акта, закрепляемого письменно, в общественном сознании уже оформилось. Тем самым произошла настоящая социальная революция, перевернувшая сами устои кочевого общества. Так, постепенно подрывались производственная база кочевой общины у киргизов и сами устои их традиционного общества. Сокращение территорий кочевий, постоянно нараставшая земельная теснота, особенно в связи с земельно-аграрной политикой царизма, сопровождались крупными земельными изъятиями в пользу переселенцев из европейских регионов империи. Все это принуждало кочевников постепенно переходить к полуоседлому (смешанному скотоводческо-земледельческому) и оседло-земледельческому типу хозяйства, а значит, менять профиль и прежний привычный кочевой образ жизни.
Процесс оседания начался с бедняцких хозяйств, которые как наиболее уязвимые были более подвержены неблагоприятным влияниям извне. Процесс оседания в дореволюционный период сопровождался обнищанием аилов, потерей пастбищ, и как следствие этого, уменьшением поголовья скота.
Подобные работы
- ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО СЕВЕРНЫХ КИРГИЗОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА И СИСТЕМА ИХ РОДСТВА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ
XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВВ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ МУЗЕЕВ АЛМАТЫ (РЕСПУБЛИКА
КАЗАХСТАН) И БАРНАУЛА (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2022



