Введение 3-24
Историография 25-52
Глава 1. Традиционное общество и кочевая община северных киргизов
во второй половине XIX века 53-125
§ 1. Процесс кочевания 53-67
§ 2. Изменения традиционных форм землепользования и начало
оседания 67-91
§ 3. Юридический быт и обычное право 91-119
§ 4. Социальные категории традиционного общества 119-125
Глава 2. Система родства киргизов 125-160
§ 1. Структурная модель традиционного киргизского эля 125-139
§ 2. Термины и система родства северных киргизов 139-152
§ 3. Обычай избегания 152-160
Заключение 160-166
Библиография и источники 167-196
Приложение 196-308
*
г
В современной этнографической науке интерес к скотоводческим народам Средней Азии, к числу которых относятся и киргизы, сохраняется. Изучение их общественного строя, материальной и духовной культуры не теряет своей актуальности. После распада СССР и обретения Киргизией суверенитета, в республике начались экономические и социально-политические преобразования, целью которых являются реформирование и демократизация общества. Прежде всего реформы затронули сферу экономики, основу которой составляет сельское хозяйство и преимущественно животноводство. Сельскохозяйственная отрасль республики находится в тяжелом состоянии, поскольку требуется его модернизация. Необходимы введение как технологических инноваций, так и рациональное использование традиционных навыков подвижного скотоводства.
Длительное по времени (примерно 100 лет) ведение оседлого образа жизни привело к значительной утрате киргизами традиций скотоводческого хозяйства. Ухода за различными породами скота в условиях высокогорья, правильной организации выпаса, рационального выбора и чередования пастбищ для различных пород
скота и т.д. Заметно сократилась подвижность скотоводческого хозяйства. В республике за последние десять лет поголовье скота существенно уменьшилось.
В современной Киргизии идет весьма сложный процесс адаптации всего населения, особенно в сельской местности, к товарному производству. Принимает массовый характер пауперизация бывших колхозников и рабочих совхозов, которые ведут практически полунатуральное хозяйство, слабо ориентированное на рынок. Незначительна в производстве доля ферм, использующих современную технологию и наемный труд. Уничтожение советских колхозов и совхозов породило острый социальный кризис в деревне. Политика разгосударствления общественной собственности и начало приватизации земли привели к дроблению трудового процесса в сельском хозяйстве. Очевидной стала неспособность мелких индивидуальных крестьянских дворов сделать рентабельным свои хозяйства из-за нехватки денежных средств, квалифицированной рабочей силы, техники и т.д.
Между тем научный опыт, накопленный этнографами, изучавшими экономику и социальную организацию кочевых народов Средней Азии, доказывает, что номадный способ производства базировался прежде всего на широкой трудовой, производственной кооперации, на объединении малоскотных и средних размеров хозяйств в крупные хозяйственные единицы. Конечной целью такой трудовой кооперации было достижение необходимой рентабельности всего производственного цикла.
Как известно, процесс производства связан не только с экономическими условиями, но и с традициями в культуре и в идеологии. Острые вопросы в современной киргизской экономике связаны, в частности, с изменением характера земельной собственности и порядком землепользования, и жесткой необходимостью скорого
перехода на рыночную экономику. Это является болезненным новшеством. Киргизские скотоводы издавна практиковали в основном коллективный выпас скота на неогороженных общинных землях, и распределение продуктов производства носило не индивидуальный, а скорее общесемейный характер. Товарное производство было известно немногим хозяйствам. Им занималась богатая часть населения.
Научная значимость данной темы также определяется несомненным практическим интересом в связи с необходимостью адаптации обществ современных скотоводов, потомков традиционных кочевников, к реалиям индустриальной ( постиндустриальной) цивилизации. Становится очевидной необходимость выработки путей и способов такой их интеграции в современный мир. Последняя невозможна без глубокого и всестороннего исследования различных элементов традиционной системы материального производства, особенностей социальных связей и идеологии доиндустриального общества кочевников.
Безусловно, важный интерес вызывает и дальнейшее развитие теоретических проблем кочевничества как раздела этнологии, связанного с анализом динамики традиционных обществ подвижных скотоводов. Их социальной организации и дифференциации, отношений собственности, кочевой общины (хозяйственной единицы), системы родства, стратификации общества по таксономическим единицам и т.д. Исследование этапов исторического развития номадов представляется возможным на примере историко-этнографического изучения традиционного общества киргизов в период его трансформации во второй половине XIX века, представленной в данной работе.
В XIX в. шел процесс расширения границ Российской империи в юго-восточном направлении. В связи с необходимостью сбора и систематизации эмпирического материала о новых странах Российское государство стало системно финансировать и поощрять различные изыскания, связанные с азиатскими территориями. В целом с начала становления этнографии как исторической науки в России, со второй половины XIX в., можно выделить несколько этапов в изучении жизни кочевников Центральной Азии, включая киргизов.
Так, с самого начала зарождения номадизма в нем стала доминировать “родовая теория” в целях теоретической интерпретации эмпирического материала о кочевниках. Она не имела серьезных оппонентов до 20-30-х годов XX в.
В 40-е годы в советской этнографии утвердилось мнение о том, что социально-экономические отношения у кочевников, в том числе и у киргизов, характеризуются как патриархальные отношения, этим определением стали заменять ранее существовавшее понятие “кочевой феодализм”.
В советской историографии послевоенного периода в изучении проблем кочевых обществ выделяется несколько обширных тем. Это -
выяснение форм собственности на основные средства производства, исследование общественного строя и вопрос о власти. Они-то и стали объектами дискуссий советских ученых-обществоведов в послевоенный
-«г
период.
А А *
Хозяйственный цикл киргизов-кочевников подразделялся на различные периоды сезонного кочевания. Сезонные пастбища располагались на разных ландшафтных уровнях: от зимних стоянок в долинах и предгорьях и до летних пастбищ на альпийских лугах. Цикл кочевания зависел как от природно-климатических условий, так и от конкретных размеров хозяйств. Традиционно киргизы кочевали группами, состоявшими в основном из родственников, и только изредка, и по мере необходимости брали к себе чужаков. Кочевая община дробилась. В целом ее можно поделить на три условные части, в зависимости от сезона и цикла кочевания. Это - бедняцкие группы, ^ остававшиеся на зимниках, не имевшие собственных транспортных
средств для совершения перекочевок. Вторую группу составляли средние в экономическом плане хозяйства, имевшие в своем распоряжении достаточно вьючного скота для движения вверх по направлению к летним пастбищам. На весенне-осенних пастбищах оставались те хозяйства, у которых имелись сенокосные участки. Третья группа достигала летних альпийских пастбищ. Это были крепкие хозяйства, а также хозяйства баев. Практически составы аила и общины были подвижны в зависимости от конкретного характера хозяйственных, экономических, климатических условий текущего года.
* * *
Согласно русским источникам, за более чем полувековой период после присоединения Киргизии в состав Российской империи( с середины 1860-х до 1917г.) имело место изменение форм собственности
161
на землю. Так. первыми были поделены в подворно-наследственное владение сенокосные участки. Затем в похозяйственнее владение перешла и пахотная земля. И к началу XX в. представление о частной собственности на землю как юридического акта, закрепляемого письменно, в общественном сознании уже оформилось. Тем самым произошла настоящая социальная революция, перевернувшая сами устои кочевого общества. Так, постепенно подрывались производственная база кочевой общины у киргизов и сами устои их традиционного общества. Сокращение территорий кочевий, постоянно нараставшая земельная теснота, особенно в связи с земельно-аграрной политикой царизма, сопровождались крупными земельными изъятиями в пользу переселенцев из европейских регионов империи. Все это принуждало кочевников постепенно переходить к полуоседлому (смешанному скотоводческо-земледельческому) и оседло-земледельческому типу хозяйства, а значит, менять профиль и прежний привычный кочевой образ жизни.
Процесс оседания начался с бедняцких хозяйств, которые как наиболее уязвимые были более подвержены неблагоприятным влияниям извне. Процесс оседания в дореволюционный период сопровождался обнищанием аилов, потерей пастбищ, и как следствие этого, уменьшением поголовья скота.
Абрамзон С.М. Манапство и религия// СЭ, 1932.-№2.-С.82-97.
Абрамзон С.М. Современное манапство в Киргизии//СЭ, 1931.- №№ 3- 4.-С. 43-59.
Абрамзон С.М. К вопросу о патриархальной семье у кочевников Средней Азии. //Ин-т Этнографии АН СССР. Краткие сообщения. XXVIII.- М., 1958.
Абрамзон С.М. Этнический состав киргизского населения Северной Киргизии/ЯКАЭЭ.-М., 1960.-T.IY.-C.3-137.
Абрамзон С.М. Формы родо-племенной организации у кочевников Средней Азии//Родовое общество. Этнографические материалы и исследования.-М.: Изд-во АН СССР, 1951.-С.132-156.
Абрамзон С.М. Некоторые вопросы социального строя кочевых ^ обществ// СЭ.-1970.-№6.-С.61-72.
Абрамзон С.М. К.И. Антипина, Г.П. Васильева, Е.И. Махова, Д. Сулайманов. Быт колхозников киргизских селений Дархан и Чичкан,- М.: Изд-во АН СССР, 1958.
Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко- культурные связи,- Фрунзе: Изд-во “Кыргызстан”, 1990.
Абрамзон С.М. Этнический состав киргизского населения Северной Киргизии,- М., 1960.
Абуль-Гази Родословное древо тюрков. Пер. и предисл. Г.С. Саблукова.- Казань, 1906.
Абышкаев А. Каратегинские киргизы ХУ111- начала XX вв. (историко-этнографический очерк)// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.-Фрунзе, 1965.- С.3-22.
167
Айтбаев М.Т. Историко-культурные связи киргизского и русского народов. (По материалам Иссык-Кульской области Киргизской ССР.).
- Фрунзе, 1957.
Айтбаев М.Т. Социально-экономические отношения в киргизском аиле в XIX и начале XX века.-Фрунзе, 1962.
Айтбаев М.Т. Народные знания киргизов в к.XIX- н.ХХ вв.- Т.1.- Вып. 1,- Изд-во АН Кирг.ССР. Сер. общ. наук.- Фрунзе, 1959.
Айтмамбетов Д. Культура киргизского народа во 2 пол. XIX- н.ХХ вв.- Фрунзе: Илим, 1967.
Айтмамбетов Д.А. О некоторых особенностях перехода народов Средней Азии к социализму.-Фрунзе, 1959.
Акмолдоева Б.Б. Коневодство в системе традиционного хозяйства киргизов(конец Х1Х-начало ХХвв.)//Автореферат на соискание ученой степени канд. ист. наук.-М., 1983.
Алгебра родства/РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Родство. Системы родства. Системы терминов родства.-СПб, 1999.-Вып. 3.-285с.
Алгебра родства/РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Родство. Системы родства. Системы терминов родства.-СПб, 1998.-Вып.4.-284с.
Алгебра родства/РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Родство. Системы родства. Системы терминов родства.-СПб, 2000.-Вып.5.-285с.
Александров Н.Н. Земледелие в Сырдарьинской области.- Ташкент, 1916-1918.
Алпацкий П.К. К истории оседания кочевых и полукочевых хозяйств Киргизии,- Фрунзе, 1959.
Аминов А.М. и Бабаходжаев А.Х. Экономические и политические последствия присоединения Средней Азии к России.- Ташкент: Узбекистан, 1966.
Андреев И.Г. Описание Средней орды Киргис-Каисаков, с касающимися до сего народа, також и прилежащих к Российской границе, по части Колыванской и Тобольской губерний, крепостей дополнениями // НЕС.-1795-1796.-4.110-118.
Антипина К.И. Народное искусство киргизов/ Альбом.-Фрунзе,
1971. -Вып. 1-II.
Антипина К.И. Материальная культура южных киргизов.-Фрунзе,
1972.
Аристов Н.А. Опыт выяснения этнического состава киргиз- казаков Большой Орды и кара-киргизов на основании родословных сказаний и сведений о существующих родовых делениях и родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследованиях.- Вып. 3 и 4,- ЖС, 1894.
Арский И.В. Вопросы о формировании национальностей в Западной Европе. // УЗ ЛГУ, сер. ист.- Вып. 12.- Л.,1941.
Бабаджанов М.С. Заметки киргиза о житии-бытии и участи его родичей.//Санкт-Петербургские Ведомости,-№136, 1861.
Байбосунов А. Донаучные представления киргизов о природе.- Фрунзе: Мектеп, 1990.
Байбулатов Б.Б. Социально-экономический строй Киргизии до Великой Октябрьской социалистической революции.- Фрунзе: Киргизиздат., 1958.
Бардашев Г. Заметки о дикокаменных киргизах.// Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник.- Вып.З.- СПб, 1874.
Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана.- Л., 1924.
Бартольд В.В. Киргизы. (Исторический очерк).- Фрунзе: Киргизгосиздат., 1943.
Бартольд В.В. Очерки истории Семиречья.- Фрунзе, 1943.
Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана.- М.: Наука, 1992.
Басилов В.Н. Культ святых в исламе.-М.: Мысль, 1970.-142с.
Басилов В.Н. Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии: Сб. ст.-С., 1986.
Басилов В.Н. Избранники духов.-М.: Политиздат, 1984.-208с.
Баскаков Н.А. Этнолингвистическая классификация диалектных систем современных тюркских языков.- М., 1964.
Батраков В. Особенности феодализма у кочевых народов // Научная сессия АН Уз. ССР. 9-14 июля 1974 г. - Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1947,- С .437.
Батраков B.C. Хозяйственные связи кочевых народов с Россией в Средней Азией и Китаем с 15 до пол. 18 вв.- Ташкент, 1958.
Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов.- Фрунзе: Илим, 1972.
Баялиева Т.Д. Религиозные пережитки у киргизов и их преодоление.-Фрунзе: Илим, 1981.
Безвуглый Л.Ф. Отчет по произведенному в 1914 г. обследованию животноводства в Пишпекском уезде Семиреченской области.- Петроград, 1916.
Белоусов В.Я. К вопросу о социалистическом расселении в Киргизской АССР.-М.-Л., 1935.