Введение 3
Глава 1. Экологические СМИ как объект научного знания 6
Глава 1.1. Содержание понятия «экологическая журналистика» 9
Глава 1.2. Типы экологических медиа 17
Глава 1.3. Аудитория экологических медиа и особенности взаимодействия с ней 24
Глава 2. Технологии привлечения внимания медиа-аудитории к экологической проблематике на примере ИА ТАСС и РИА Новости 28
Глава 2.1. Технологии привлечения внимания медиа-аудитории к экологической проблематике на примере ИА ТАСС 28
Глава 2.2. Технологии привлечения внимания медиа-аудитории к экологической проблематике на примере РИА Новости 44
Заключение 55
Список литературы 56
Приложения
Тенденция к усилению экологического дискурса в обществе в последние годы дошла и до России. Сейчас вопросы экологической безопасности и устойчивого развития из научной сферы постепенно проникают в повседневную жизнь - и, как и любое общественное явление, находят свое отражение в средствах массовой информации. Проблемы окружающей среды все чаще освещаются не только в узкоспециализированных, но и в массовых медиа, рассчитанных на широкий круг аудитории.
Именно это явление служит основой для данного исследования. Актуальность работы заключается в рассмотрении экологической журналистики через призму массовой аудитории, что совпадает с мировыми трендами на популяризацию экологического мышления. Данная тема является достаточно новой для российской академической среды. Вопросы медиаконвергенции и взаимодействия с аудиторией в рамках экологической журналистики рассматривают такие современные исследователи, как А. Давыдова, М. Орлова и Е. Шаркова. Именно с опорой на теоретико-методологическую базу, сформированную этими авторам в данном исследовании выводится новый аспект экологической проблематики, а именно - привлечение к ней аудитории в универсальных, неспециализированных СМИ.
Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить, к каким способам прибегают универсальные медиа для привлечения внимания широкой аудитории к экологической повестке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Сформулировать характерные особенности экологической журналистики;
2. Выявить способы привлечения внимания аудитории к экологической проблематике;
3. Узнать, как данные способы функционируют в СМИ, ориентированных на массовую аудиторию.
Объектом исследования выступают популярные универсальные СМИ, область интересов которых включает вопросы экологии и окружающей среды. В частности, таким критериям соответствуют два крупнейших российских информационных агентства: ИА ТАСС и РИА Новости. Помимо того, что в новостной повестке обоих СМИ экологическая проблематика играет достаточно важную роль, агентства также регулярно реализуют специальные социальные и образовательные мультимедийные проекты, посвященные экологической проблематике. Выбор ИА ТАСС и РИА Новости в качестве объектов исследования также обусловлен широким охватом аудитории данных медиа и лидирующими позициями в рейтингах наиболее цитируемых российских СМИ.
Предметом исследования являются методы привлечения внимания аудитории к экологической проблематике в данных СМИ.
Эмпирический материал представлен публикациями порталов ИА ТАСС и РИА Новости за период с 01.04.2016 по 31.03.2017.
В исследовании используются следующие методы: структурно-функциональный, контент-анализ, сравнительный, культурно-исторический.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе приведены основное теоретико-методологические концепции экологической журналистики, история ее развития как социального явления. Также рассмотрены различные типы, функции и характерные особенности экологической журналистики. Подробно раскрыты аспекты взаимодействия с аудиторией и привлечения внимания к экологической проблематике.
Во второй главе описана деятельность выбранных СМИ в контексте экологической проблематики. Также показано, как на практике реализуются методы привлечения внимания широкой аудитории к экологической проблематике. Помимо того, обозначены некоторые проблемы, затрудняющие восприятие аудиторией экологической информации, и разработаны рекомендации по решению обозначенных проблем.
В заключении сформулированы главные выводы, полученные в процессе исследования.
В ходе данного исследования были сформулированы характерные особенности экологической журналистики, выявлены способы привлечения внимания аудитории к экологической проблематике. Также было выяснено, как данные способы функционируют в СМИ, ориентированных на массовую аудиторию.
Благодаря контент-анализу, а также структурно-функциональному, сравнительному, культурно-историческому методам исследования было выяснено следующее:
Методами привлечения внимания аудитории к экологической проблематике являются: заголовок, лид, иллюстративный материал, место на полосе (или на сайте), оформление текста;
Один из наиболее удачных способов актуализации экологической информации для массового читателя является упоминание данной проблематики в смежной и его интересами сфере;
Как правило, ориентируясь на различные слои аудитории, массовые СМИ используют несколько различных форматов преподнесения экологической информации.
1. Авалиани С. Л., Ревич Б. А., Захаров В. М. Региональная экологическая политика. М., 2001.
2. Беркова О. А. Экологическая журналистика в России: проблемы и реалии // Актуальные проблемы журналистики: Материалы научно¬практической конференции «Журналистика в 1996 году. Средств массовой информации в постсоветском обществе». М., 1997.
3. Барлыбаев Х. А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. М., 2001.
4. Буйлов О. П. Экополитология и экологическая политика. М., 2006.
5. Берлова О.А., Захаров В.П., Колесникова В.Б., Кочинева А.Л. Игра на информационном поле. Журналистика и ПР для зелёных. — М.: МСоЭС, 2003.
6. Берлова О., Борейко В., Колесникова В., Кочинева А. Как экологам работать со средствами массовой информации. — Киев, КЭКЦ, 2000.
7. Проблематика периодической печати: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Вычуба и Т.И. Фроловой. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008
8. Давыдова Н. Г. Сизова Л. В., Советы начинающим журналистам. Краткое пособие для молодых журналистов-экологов. М., 2008.
9. Захарова О.А. Экологические коммуникации в социокультурном пространстве. М., 2008.
10. Захарова О.А., Доронин Д.Ю. Этноэкология. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований. М., 2008.
11. Косов Г. В., Харламова Ю. А., Нефёдов С. А. Экополитология: политология в контексте экологических проблем. М., 2008.
12. Косов Г. В., Харламова Ю. А., Нефёдов С. А. Экополитология: политология в контексте экологических проблем. М., 2008.
13. Кочинева А., Берлова О., Колесникова В. Экологическая журналистика. М., 1999.
14. Коханова Л. А. Экологическая журналистика, PR и реклама / Под ред. Я. Н. Засурского М.: Изд-во Юнити, 2007.
15. Коханова Л. А. Коммуникационные средства экологического менеджмента. Учебное пособие - Москва-Рига, «НАЧАЛА-ПРЕСС», 1999
16. Коханова Л. А. Экологический PR: составные профессии - М., «РИП-холдинг», 2004
17. Коханова Л. А. Современные средства экологической журналистики - Воронеж, 2002
18. Коханова Л. А. Использование Интернета неправительственными
организациями: тенденции, перспективы//Роль экологических
неправительственных организаций в решении проблем окружающей среды. Учебно-методическое пособие - М., Российская академия наук, 2001
19. Коханова Л. А. Mass Media and Nongovernmental Organizations in Education// Encyclopedia of Life Support Systems - Париж, ЮНЕСКО, 2002
20. Ровинская Т., Экологическая журналистика на Западе: основные проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 30.06.2006
21. Ромасевич Д. И. Глобальные проблемы современности и
экологическая политика: дисс. канд. полит. наук. М., 2006.
22. Ровинская Т. Ю. Роль СМИ в разработке и осуществлении экологической политики (из опыта США и ФРГ): дисс. канд. полит. наук. М., 2001.
23. Сизова Л. В. Экологические периодические издания // Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н.Засурского. М., 2001.
24. Сизова Л.В. Экологические периодические издания // Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.Е.Аникина, В.В.Баранов, О.А.Воронова и др.; Под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской. М., 2007.
25. Сизова Л.В. Проблемы экологии // Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М.В.Шкондина, Г.С.Вычуба, Т.И.Фроловой. М., 2008.
26. Сизова Л.В. Природа - общество - журналистика. Экологические издания на рынке российских СМИ // Программы спецсеминаров кафедры периодической печати. М., 2008.
27. Сизова Л.В., Давыдова Н.Г. Советы начинающим журналистам. Краткое пособие для молодых журналистов-экологов. М., 2008.
28. Сизова Л.В. Экологическая проблематика // Проблематика периодической печати: Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса вечернего отделения / Под ред. Т.И.Фроловой. М., 2009
29. Сизова Л.В., Захарова О.А. Современные экологические медиакоммуникации (в печати).
30. Фридман Шарон М., Фридман Кеннет А. Пособие по экологической журналистике. М., 1998.
31. Харченко Л. Н. Взаимодействие государства и гражданского общества в формировании национальной экологической политики РФ: автореф. дис. канд. полит. наук. СПб., 2002.
32. Шаркова Е.А. Коммуникация в условиях экологического риска // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Филология. Востоковедение. Журналистика». - СПб., 2011. - №4. - С. 237 - 246.
33. Шаркова Е.А. Экологическая журналистика в регионе риска // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». - Воронеж, 2012. - № 1. - С. 264 - 270.
34. Шаркова Е.А. Экологическая журналистика: арктический регион // Экологическая журналистика / Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции для научных исследователей и журналистов / под ред. А.В. Давыдовой, А.С. Смоляровой. - СПб., 2011. - С. 71-82.
35. Шаркова Е.А. СМИ и деятельность «зелёных» партий в странах
Северной Европы // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи. Материалы XI международной
конференции студентов и аспирантов / под ред. Б.Я. Мисонжникова; сост. О.А. Никитина. - СПб., 2011. - С. 348 - 350.
36. Шаркова Е.А. Экологическая политика как имиджевый ресурс // Актуальные проблемы журналистики и массовых коммуникаций. Взгляд молодых исследователей / Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 11/ сост. О.А. Никитина; под редакцией Б.Я. Мисонжникова. - СПб., 2011. - С. 229 - 238.
37. Шаркова Е.А. Экологическая журналистика в России: этапы становления // Актуальные проблемы журналистики и массовых коммуникаций. Взгляд молодых исследователей / Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 12. - СПб., 2012. - С. .
38. Шаркова Е.А. СМИ в региональных экополитических процессах // СМИ в современном мире. Петербургские чтения. Материалы 51-й Международной научно-практической конференции. - СПб. 2012. — URL: http: //rusj fspburu/conference/2197html.
39. Шаркова Е.А. Формирование имиджа территории: экологическое направление // PR и реклама в системе территориального маркетинга. Материалы международной научно-практической конференции (29-30 ноября 2012 г.) / отв. ред.-сост. Д.П. Гавра. - СПб.: Филол.ф-т СПбГУ, 2012. - С. 66 - 72.
40. Шаркова Е.А. Экологическая журналистика: учебно¬
методический комплекс для студентов факультетов журналистики. - СПб., 2011.
41. Шарон М. Фридман, Кеннет А. Фридман. Пособие по
экологической журналистике Изд-во Tacis, 1998.
42. Шуленина Н. В. К вопросу об определении понятия
«экологическая политика» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. №8. С. 51-63.
43. Яницкий О. Н. Россия: экологический взрыв (общественные движения, наука, политика). Новосибирск, 2002.
44. Corbett, Julia B. (2006). Communicating Nature: How We Create and Understand Environmental Messages. Washington, D.C.: Island Press
45. Covering the environment: A handbook on environmental journalism, National Round Table on the Environment and the Economy. 1993.
46. Cox, J. Robert. (2010). Environmental Communication and the Public
Sphere (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage Publications Flor, Alexander G. (2004). Environmental Communication: Principles, Approaches and
Strategies of Communication Applied to Environmental Management. Diliman, Quezon City, Philippines: University of the Philippines-Open University
47. The Environment and the Press: From Adventure Writing to Advocacy (Medill Visions of the American Press), Northwestern University Press; 1 edition. July 16, 2008.