Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №71015

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В СЮЖНТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Предпосылки развития позиции субъекта деятельности у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Сюжетно - ролевая игра детей старшего дошкольного возраста: понятие, структура, особенности
развития 13
1.3. Особенности развития позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Диагностика уровня развития позиции субъекта в сюжетно - ролевой
игре у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Содержание работы по развитию позиции субъекта в сюжетно - ролевой
игре у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию позиции
субъекта в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного
возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. В современных условиях модернизации отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, творческой инициативы личности. С этих позиций актуализируется необходимость поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала и субъектной позиции человека на всех этапах жизненного пути.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены его целевые ориентиры. В их содержание входят такие, как: владение культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способность выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности; договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства и др.
Все названные целевые ориентиры требуют создания психолого-педагогических условий для развития способностей каждого ребенка, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности для творческой самореализации; так или иначе связаны с проблемой субъектности ребенка.
В данном контексте возникает закономерная потребность переориентации традиционной системы российского дошкольного образования на создание условий для максимальной реализации возрастных возможностей личности ребенка-дошкольника как субъекта деятельности в целях раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, обеспечения его разносторонней самореализации.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.И. Божович, Г.М. Бреслав,
К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности.
Игра является «самоценной формой активности» ребёнка дошкольного возраста (В.А.Петровский). Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова), тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир (Т.И. Бабаева, В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков). Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.
В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте (Л.А. Венгер, Н.-Э.Т. Гринявичене А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, Е.Е. Кравцова, Л.В. Лидак, Н.Я. Михайленко и др.). Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребёнка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
Возможность творческого освоения деятельности, достижения в ней высоких результатов базируется на становлении позиции субъекта (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, С.Л. Рубинштейн и др.). В теории дошкольной педагогики определены условия целостного развития ребёнка, доказана взаимосвязь между освоением детьми позиции субъекта элементарной трудовой деятельности и качественным изменением содержания и уровня развития сюжетно-ролевой игры, становлением деятельности игра-труд (М.В. Крулехт).
Освоение ребёнком позиции субъекта признаётся важнейшим условием развития творчества в разных видах игровой деятельности - в игре-труде (М.В. Крулехт, Э.В. Онищенко), в развивающих играх математического содержания (З.А. Михайлова), в конструктивных играх (М.Н. Силаева), в хороводных играх (А.Г. Гогоберидзе).
Проблема освоения ребёнком позиции субъекта сюжетной творческой игры является практически неисследованной. Остаётся неясным содержания этого понятия по отношению к данному виду игр. Требуют уточнения вопросы о том, какие условия должны быть созданы в развивающей предметно-пространственной среде дошкольного учреждения для того, чтобы ребёнок успешно осваивал позицию субъекта, проявлял игровое творчество, какова роль педагога в этом процессе.
Самоценность игровой деятельности детей (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.) свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Этому может способствовать освоение ребёнком позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре. Поэтому необходимо выявить условия освоения ребёнком позиции субъекта игровой деятельности, которые предусматривают организацию общения взрослого и детей на гуманистической основе, отбор содержания игр, актуальных для современных дошкольников, гибкое изменение предметно-пространственной среды дошкольного учреждения.
Таким образом, представляется актуальным исследование проблемы позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре детьми старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия развития позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развитие позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре у старших дошкольников возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- обогащения игрового опыта;
- насыщения развивающей предметно-пространственной среды;
- развития умения сюжетосложения и воплощение его в роли (т.е. игровой образ).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть предпосылки развития позиции субъекта еятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Уточнить понятие «сюжетно - ролевая игра», структура, особенности ее развития.
3. Определить сущность понятия, содержание «позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре» у детей старшего дошкольного возраста, выявить особенности ее развития
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию субъекта в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, метод математической обработки данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №40 г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной дошкольной педагогике все чаще стали использоваться новые термины, связанные с игровой деятельностью детей: субъект игровой деятельности, позиция субъекта игровой деятельности, игровое пространство и другие. Их появление связано с переходом общества к информационным технологиям, которые требуют от человека умения анализировать и преобразовывать окружающую действительность на основе планирования деятельности, прогнозирования ее позитивных и негативных последствий, определения меры ответственности за неудачу.
Понятие «позиции субъекта» тесно связано с такими категориями как: активность, инициативность, самостоятельность, индивидуальность, которые являются предпосылками развития позиции субъекта деятельности , поведения ребенка старшего дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра - это свободная независимая от шаблонов деятельность, которая является процессом и результатом детского творчества. Она является процессом, который создают сами дети, и игровая деятельность при этом носит самодеятельный и творческий характер. Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфику: самобытность,
самостоятельность и творчество. А также в сюжетно-ролевой игре выделяют следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.
Позиция субъекта - это отсутствие жестких стереотипов деятельности, творческими проявлениями, которые обусловлены выбором путей и средств достижения целей.
Позиция субъекта в сюжетно - ролевой игре - отношение ребенка к сюжетно - ролевой игре, которое определяет его поведение, действия в ней, которое характеризуется самостоятельностью и творчеством в выражении игровых замыслов, поиске способов их реализации в процессе построения сюжета и согласование и реализацию замыслов сюжетно - ролевой игры.
Основными проявлениями позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре являются: интерес к игровой деятельности, избирательное отношение к игровой деятельности, инициативность и желание заниматься тем или иным видом игровой деятельности, самостоятельности выбора и осуществление игровой деятельности, в творческих проявлениях способов действий продуктов игровой деятельности.
Опытно-экспериментальная работа по формированию позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре у дошкольников осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный этапы.
Для выявления уровня развития позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре мы взяли диагностические задания Т.Н. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе,
З.А. Михайловой. Для выявления удовлетворенности участия ребенка в сюжетно-ролевой игре, проводили индивидуальные беседы. Для изучения особенностей проявления позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре осуществляли наблюдение за играми детей в течение одного месяца в утренний отрезок времени и после дневного сна. Для выявления интереса детей у сюжетно-ролевым играм, их содержанию, желанию играть со сверстниками или одному, использовали методику «Выбор картинки».
По результатам констатирующего этапа эксперимента установили уровни развития позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре: большинство детей относится к 3 уровню развития позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре - 40%, что является низким уровнем, к среднему уровню относятся - 32%, 28% относится к высокому уровню - первому уровню развития позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам выявить следующие педагогические условия:
- обогащения игрового опыта;
- насыщение развивающей предметно-пространственной среды;
- развития умения сюжетосложения и воплощения его в роли (т.е. игровой образ).
Данные условия мы апробировали в ходе формирующего
эксперимента.
Исходя из анализа результатов констатирующего этапа эксперимента, мы предлагали систему работы для развития позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре. Формирующий этап эксперимента строился как поэтапная организация педагогических условий. В формирующий этап эксперимента входили три этапа:
Первый этап, его цель - развитие игровой деятельности.
Задачи первого этапа:
1. Развитие у детей игровых умений, необходимых для участия в сюжетно-ролевых играх: формулировать тему будущей игры, распределять роли между игрушками и создавать игровой образ, развивать сюжет по ходу игры, выполнять как главные, так и второстепенные роли.
2. Развитие умений организационного общения в игре.
3. Создание условий для включения детей в совместные игры со сверстниками.
Работу на данном этапе начинали с развития у детей умения определять тему будущей игры и планировать игровые события.
Работу проводили индивидуально с каждым ребёнком, которому было предложено, придумать, в какие игры можно поиграть с этими игрушками и назвать их темы, рассказать о том, как можно поиграть.
Для активизации игрового опыта, фантазии детей использовали игровое упражнение «Письмо в Америку». Предполагалось, что написание письма сверстникам из США поставит ребёнка перед необходимостью выдвигать игровые инициативы, словесно описывать сюжет игры, наполнять его эмоционально-положительным содержанием.
Далее создавали условия для развития умений совместно с партнёрами по игре создавать игровую обстановку, распределять игровых персонажей, управлять игрушкой, озвучивать персонажей игры. С этой целью использовались игры по готовому сюжету, которые вводились при помощи приёма «Письмо из американского детского сада».
После совместного обсуждения сюжета детям предлагали выбрать себе персонажей, найти необходимые игрушки и развернуть игру. Завершающей игрой первого этапа стало «Весёлое путешествие», организация которой требовала от детей интенсивного игрового общения, согласования замыслов.
Целью второго этапа формирующего эксперимента было накопление у детей содержания игровой деятельности, обеспечивающего возможность освоения умения сюжетосложения и создания новых образов игровых персонажей. Сюжетосложение основано на развёртывании
последовательности целостных игровых ситуаций, включающее их обозначение для партнёра и совместное пошаговое планирование.
Задачи второго этапа:
1. Развитие умений сюжетосложения.
2. Развитие творческих умений, позволяющих детям создавать выразительные игровые образы: использование мимики и интонационной выразительности, повествовательной и описательной речи для передачи своего отношения к героям.
3. Развитие умения включать в игру ручной труд для создания игровой обстановки.
4. Развитие коммуникативных умений, обеспечивающих становление общения детей в игровой деятельности.
Для обогащения содержания игровой деятельности использовали литературную сказку, что было обусловлено: во-первых, внутренней близостью структуры сюжета сказки и сюжета игры, это позволяет рассматривать сказочный сюжет как основу для освоения сюжетосложения; во-вторых, привлекательностью ярких, эмоционально-окрашенных героев сказки; в-третьих, сказка строится на основе коллизии, предполагающей борьбу добрых и злых сил, победу положительных персонажей, что соответствует интересам детей старшего дошкольного возраста.
Для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр дошкольников было выбрано произведение Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», которое отображает типичные жизненные ситуации, близкие опыту детей, но представленные в занимательной форме.
Работу начинали с чтения глав книги и последующего обсуждения, направленного на уточнение характеров персонажей, их переживаний, отношения детей к героям, так как сюжетно-ролевая игра включает в себя описательно-повествовательную речь, в которой ребёнок характеризует для партнёров игровые образы, даёт им оценку.
Для закрепления представлений детей о персонажах и их характерах использовали: словесное рисование героев, их рисование на бумаге и составление рассказов о героях, игра-рисование «Одень Незнайку и его друзей», игры-этюды, включающие задания показать мимику, передать интонации героев в различных ситуациях.
Для обогащения предметно-пространственной среды был разработан полифункциональный игровой материал. Следуя логике воображения дошкольника, игровой материал на этом этапе должен был представлять собой «смысловое поле», пространство, на котором разворачиваются игровые события.
Первая часть игрового материала «Транспортный город» состояла из двух игровых полей и 10 фигурок героев-коротышек (Незнайка, Знайка, Винтик, Шпунтик, Доктор Пилюлькин, Торопыжка, Цветик, Тюбик, Ворчун, Пончик). На игровых полях изображены площадь, улицы, отмечены места, где должны стоять домики коротышек. Игровой материал рассматривали с детьми, а затем им рассказывали историю:
Одновременно вели работу, направленную на развитие у детей умений придумывать новый игровой сюжет, преобразуя знакомый. Сюжет игры состоит из последовательно взаимосвязанных событий, и в этом смысле
рассматривается по аналогии с повествовательным текстом. Поэтому необходимо было развивать у детей умения составлять совместный план-сюжет, согласовывая замыслы. Работа включала ряд игр-диалогов, построенных на приёмах, предложенных Дж. Родари.
Серия словесных игр под общим названием «Придумка» была направлена на развитие умений изменять элементы знакомого сюжета.
В играх серии «Перевирание сказки» дети подводились к сочинению целостного сюжета. Нужно было рассказать о каком-либо новом приключении Незнайки по аналогии с уже известным, развивая предложенный сверстником фрагмент.
В играх закрепляли умения детей слушать и принимать замысел сверстника, вносить предложения по изменению сюжета, аргументировать для партнёра свои предложения, находить для этого значимые обоснования.
Введение полифункционального игрового материала было призвано выполнить ещё одну важную задачу - расшатать закрытые игровые объединения, включить в них новых членов - детей, которые по данным констатирующего эксперимента не имели устойчивой игровой компании. Развитие игровых умений этих детей на первом этапе работы открывало возможность их вхождения в игровые объединения.
С этой целью в полифункциональный игровой материал было включено такое количество фигурок героев сказки «Приключения Незнайки и его друзей» (10 героев), которое превышало число игроков в игровых объединениях, что требовало либо управления каждым ребёнком
несколькими персонажами, к чему дети были пока ещё не готовы, либо - привлечения в игру новых игроков. Для включения в игры ранее исключённых из них детей воспитатель предлагал игрокам пригласить новых детей, заверял игроков, что они справятся со своими ролями. Новые дети включались в игру с согласия всех членов игрового объединения.
Для дальнейшего развития сюжетосложения вводили вторую часть полифункционального игрового материала «Страна Професий» (по мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик), на которой была изображена извилистая дорога, проходящая мимо Карабаса-Барабаса, Полицейского, Лисы Алисы и Кота Базилио, Дуримара; в начале дороги изображён воздушный шар, на котором коротышки прилетели в новую страну.
Третий этап был направлен на создание условий для дальнейшего развития самостоятельных игр детей, оптимизацию их игрового общения.
Задачи третьего этапа:
1. Развитие игровых умений, обеспечивающих создание новых игр.
2. Закрепление умений игрового общения, развитие умений, необходимых для самостоятельной организации и участия в играх.
Для решения поставленных задач детям предлагали самим придумать новую страну, по которой могли бы путешествовать полюбившиеся им герои сказки «Приключения Незнайки и его друзей». Таким образом, дети становились соавторами полифункционального игрового материала и на основании их замыслов создавалась третья часть, которая была названа «Страна Весенних Чудес».
На данном этапе экспериментального исследования, предполагалось, что детьми будут использоваться разные части полифункционального игрового материала, в зависимости от индивидуальных интересов и замыслов будут возникать сюжетно-ролевые игры.
На контрольном этапе эксперимента, мы проверили эффективность реализованных педагогических условий по повышению уровня сформированности позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и на этапе констатирующего эксперимента
Проанализировав результаты контрольного этапа эксперимента, мы выявили следующие результаты: у 48% дошкольников проявляется высокий уровень развития позиции субъекта, у 40% средний уровень, у 12% старших дошкольников наблюдается низкий уровень развития позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре.
Сравнительный анализ результатов оценки уровня позиции субъекта в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников показало, что на начало эксперимента, детей, имеющих высокий уровень развития позиции субъекта было 7 детей, после проведенной работы стало 12 детей, т.е. увеличился на 5 человек, количество детей со средним уровнем было 8, после проведенной работы детей со средним уровнем также стало 10 детей, с низким уровнем количество детей уменьшилось на 5 человек (было 10, стало 5).
Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику развития позиции субъекта в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает эффективность педагогических условий, направленных на развитие позиции субъекта в сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.:Просвещение, 2000.-336 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.:Литера, 2008. - 339 с.
3. Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте - М.: Просвещение, 2005. - 127с.
4. Бабаева Т.Н. Подходы к программе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. - СПб.:Литера, 2002. - 149с.
5. Бабаева Т.И. Детство: Мониторинг в детском саду / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 532 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.:Просвещение, 2003. - 271 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - 464 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2001. -93 с.
9. Гаспарова Е.М. Особенности индивидуальной игры дошкольника в семье и в детском саду - М.:Просвещение, 2000 - 169с.
10. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репиной. - М.: Педагогика, 2007. -192 с.
11. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.:Просвещение, 2003. - 318 с.
12. Запорожец А.В. Особенности различных видов детской деятельно¬сти и их роль в психическом развитии ребенка - М.: Педагогика, 2006. - 247с.
13. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.:
Просвещение,2009.-286 с.
14. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой.- М.: Просвещение, 2008. -155 с.
15. Игра и развитие личности дошкольника / Под ред. Н.Я.Михайленко. -М.:Просвещение, 2000.-152 с.
16. Каган М.С. Мир общения. - М.: Просвещение, 2008.-319 с.
17. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М.: Академия, 2000. - 232 с.
18. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - М.:
Академия, 2004. - 239 с.
19. Короткова Н.А. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников. / Н.А. Короткова, И.В. Кириллов // Дошкольное воспитание. - 2007.-№6.- С.9-16.
20. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников - М.:Просвещение, 2000.- 154с.
21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 2001. - 152 с.
22. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребёнка-
дошкольника как субъекта трудовой деятельности. Учебное пособие к спецкурсу. - СПб.: Акцидент, 2005. - 80 с.
23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.:Просвещение, 2002. - 575 с.
24. Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания
ребёнка- дошкольника. - СПб.:Литера, 2002. - 143с.
25. Маралов В.Г. Формирование основ социальной активности
личности в детском возрасте /В.Г. Маралов, В.А. Ситаров- М.: Прометей, 2000. - 219 с.
26. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.:
Просвещение, 2004.- 127 с.
27. Михаиленко Н.Я. Как играть с ребёнком. /Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова - М.: Просвещение, 2001.- 156 с.
28. Обозов Н.Н. Межличностные отнощения. - СПб.: Литера, 2009. - 152 с
29. Особенности психического развития детей 6 - 7 лет / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. -М.: Педагогика, 2008. -136 с.
30. Об утверждении Федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17.
31. Педагогика и психология игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. - М.: Просвещение, 2006. - 352 с.
32. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 512 С.
33. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Просвещение, 2006. - 254 с.
34. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 2009. - 216 с.
35. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.:Просвещение, 2008. - 212 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.:Просвещение, 2006. - 389 с.
37. Саморукова П.Г. Игры детей. - СПб.:Литера, 2003. - 90 с.
38. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. /В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин - М.:Просвещение, 2008 г.-305с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ