ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОКУМЕНТООБОРОТА В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ
ДОКУМЕНТООБОРОТА В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА
ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДОКУМЕНТООБОРОТА В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. В системе государственного управления внешнеторговыми связями основополагающая роль отведена таможенной системе России, поскольку в условиях сохранения функций единой системы таможенных органов, как регулятора внешнеэкономических отношений, возрастает роль эффективной организации её структурных компонентов. Система управления таможенными органами состоит из: Федеральной таможенной службы (ФТС России), региональных таможенных управлений (РТУ), таможен и таможенных постов (ТП) .
Основой системы эффективного управления в таможенных органах являются единые и слаженные действия личного состава (должностных лиц и работников). Вся совокупная система должна работать в конкретном направлении, которая в свою очередь способна обеспечить решение всех поставленных задач .
Документооборот представляет собой постоянно возобновляемый процесс движения документов в таможенном органе с момента их создания (получения) и до завершения исполнения (отправки адресату). Практика ведения документооборота в таможенных органах вырабатывалась годами. Несоблюдение норм, правил и требований работы в документационной системе управления влечет за собой потерю важной и достоверной информации. А несвоевременное принятие управленческих решений грозит существенными потерями.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемных вопросов в сфере документационного обеспечения, делопроизводства и документооборота. Решение данных проблем в системе управления документами в настоящее время позволит целенаправленно развивать множество информационных ресурсов, а также осуществлять их продуктивное функционирование, и открывать доступ потребителям к информационным технологиям с наименьшими затратами времени и труда.
Степень изученности темы дипломного исследования. В настоящее время существуют исследования, которые представляют значительный и немаловажный интерес применительно к теме дипломной
работы. Управление документооборотом отражено в многочисленных трудах отечественных представителей, которые изучают важные и значимые проблемы теоретических и практических аспектов, что позволяет объективно изучить и проанализировать имеющуюся информацию.
Основными направлениями организации процесса делопроизводства и документооборота в структурных подразделениях таможенных органов являются современные подходы к управленческому процессу, учитывая особенности современного состояния внешнеторговой деятельности. Они описаны в работах Т.А. Быковой, Л.М. Вяловой, Е.Н. Петрушко, М.В. Стенюкова, В.В. Шкилёва и др.
Существенное значение для проводимого исследования, которые в большей степени характеризует важность и значимость правильной организации документационного обеспечения в таможенных органах и необходимость применения методов контроллинга представлены работах О.А. Зайцевой, А.А. Костина, О.А. Москаленко и др.
Методологические основы организации документооборота, как процесса, раскрыты в трудах Д.Г. Зеркина, М.В. Какориной, В.В. Макрусева, М.А. Месяца, В.Н. Пчелинцева, Г.В. Эловой и др. Их исследования посвящены управлению развитием делопроизводства в единой системе таможенных органов Российской Федерации.
Особый интерес представляют работы в области совершенствования технологического процесса и автоматизации документационного обеспечения таможенных органов, которые рассмотрены Т.В. Кузнецовой, М.В. Лариным, Л.В. Санкиной и др.
Однако, в результате проведенных исследований не была должным образом систематизирована методологическая база построения эффективного организационного механизма документооборота в таможенных органах. Следовательно, исследуемая тема нуждается в дальнейшем анализе и модернизации.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования управлением документооборотом в единой системе таможенных органов и недостаточной разработанностью механизмов и методов решения данной задачи. На практике неразрешенность данного противоречия приводит к снижению качества и уровня таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами Российской Федерации.
Объектом исследования является механизм ведения
делопроизводства в единой системе таможенных органов Российской Федерации.
В качестве предмета исследования выступает технология организации документооборота в таможенных органах Российской Федерации.
Цель исследования дипломной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию и повышению качественной составляющей организации процесса документооборота в таможенных органах Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические основы организации документооборота в таможенных органах Российской Федерации;
2) проанализировать организацию и практику ведения документооборота в таможенных органах Российской Федерации (на примере Белгородской таможни);
3) систематизировать направления совершенствования организации документооборота в таможенных органах Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой исследования выступают основные положения количественного подхода, которые изложены в исследованиях и научных трудах Ю.А. Панасенко, О.П. Сологуб, М.В. Стенюкова и др., которые позволили рассмотреть процесс документооборота как целостную систему, изменяющуюся в результате взаимодействия отдельных элементов со внешней средой.
Для проведения анализа некоторых практических данных дипломной работы важную роль в процессе исследования играли такие методы как: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, графический и экономико-статистический .
Эмпирическую базу исследования составили: документы ЕАЭС , Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Таможенный
кодекс Таможенного союза (ТК ТС) , Конституция
Российской Федерации , федеральные законы , указы Президента Российской Федерации , постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации , приказы и распоряжения Федеральной таможенной службы (ФТС России) , Центрального таможенного управления (ЦТУ) , а также Белгородской таможни .
Практическая значимость исследования заключается в том, что все выводы, полученные в результате исследования, могут в дальнейшем использоваться в управленческой деятельности таможенных органов Российской Федерации, поскольку они обосновывают необходимость в проведении систематической модернизации документооборота.
Документационное обеспечение в таможенных органах - это управленческая деятельность, которая охватывает все процедуры по подготовке, организации, контролю, а также исполнению документов в единой системе таможенных органов Российской Федерации на всех ее уровнях (ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты).
Сам процесс работы с документами является неотъемлемой частью деятельности таможенных органов. Он включает в себя сохранность, учет, систематизацию документов, а также формирование и оформление дел. Отправка, передача, хранение дел в архив осуществляется в соответствии нормативно-правовой базой, предусмотренной с этой целью (документы Федерального архивного агентства, а также ФТС России).
Все документы, которые поступают в структурное подразделение таможенного органа независимо от их способа отправки (бумажные носители, электронные документы, электронные сообщения, электронные образы документов) проходят определенные этапы подготовки и обработки:
- прием и первичная обработка документов;
- предварительное рассмотрение с дальнейшим распределением документов;
- регистрация документов уполномоченным лицом;
- рассмотрение документов высшего руководства;
- направление документов на исполнение;
- снятие документов с контролирующей базы данных.
На современном этапе, Белгородская таможня является одной из крупнейших таможен в Центральном таможенном управлении Российской Федерации. Она является таможенным органом, которая входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивает осуществление многочисленных задач и функций ФТС России в регионе деятельности в пределах своей компетенции.
Белгородская таможня является самой крупной по сравнению с приграничными таможнями Центрального таможенного управления. Она организованно реагирует на необходимые потребности государства в развитии экономики, на защиту национальных, интеграционных и экономических интересов страны, а также активно способствует международным интересам. Незамедлительно внедряются и применяются инновационные технологии, при использовании которых существует направленность на создание наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса участниками ВЭД.
В зависимости от того с какой эффективностью ведется документооборот в подразделении таможенного органа, зависит успех всего государственного органа в целом. За процесс документооборота в Белгородской таможне отвечает структурное подразделение ОДО (отдел документационного обеспечения). Сам отдел находится в непосредственном подчинении начальнику таможни.
На сегодняшний день, Белгородская таможня не уступает среди таможен России по использованию новейших технологий в сфере электронного документооборота.
Так, с переходом на инновационный тип работы в таможне были достаточно упрощены процедуры оформления необходимой документации. Это, в свою очередь, стало удобно не только сотрудникам таможенных органов, но и участникам ВЭД. Для них теперь нет никакой необходимости представлять все необходимые документы в бумажном виде. Но, не смотря на это, все же традиционный вид поступления документов остался неизменным.
Для того, чтобы повысить общую оперативность работы с поступающей документацией, в таможенных органах была создана ЕАИС ТО. Она является отличным информационно-технологическим продуктом. Благодаря данной программе, можно упростить совершение таможенных операций, а также уменьшить объем работы при таможенном контроле товаров и транспортных средств.
ЕАИС ТО непосредственно связана с международными интересами во внешнеэкономической деятельности. Также она охватывает такие сферы как законодательная (изменение законодательства) и инновационная (внедрение новых технологий). Специфика действия данной программы заключается в полном отказе от традиционного метода документирования. Т. е. ЕАИС ТО предусматривает электронное декларирование с обязательным предварительным информированием и автоматическим выпуском товаров.
Также, в сфере инноваций были и другие нововведения. Так, 1 февраля 2016 года в структурное подразделение ввели программу АС «УКИД-2». Ее целью является повышение эффективности контроля над исполнением документов таможенных и иных органов (приказы, распоряжения, поручения, письма и т. д.). Также благодаря данному нововведению был создан автоматизированный учет и контроль поступающей документации.
Сегодня, развитие новых инновационных продуктов не стоит на месте. В большинстве государственных учреждениях внедряются электронные системы по управлению документооборотом. Таможенные органы здесь не исключение. Особенностью документационного обеспечения в ФТС России, как системы делопроизводственного обеспечения управления, является полное его отражение управленческих процессов в документальной форме. Таким образом, процесс документационного обеспечения является важной составляющей всей таможенной деятельности, и поэтому требует собственную систему управления.
Процесс управления документационным обеспечением в системе таможенных органов занимает ведущее место. Т. к. на сегодняшний день в развитии таможенной службы большое внимание уделяется законодательству и нормативно-правовому регулированию. И в настоящее время ведется контроль по соблюдению правил и требований к служебному поведению работников и государственных служащих.
При достижении внедрения в деятельность таможенных органов полноценного электронного документооборота появится не только больше времени на другую работу, но также возможно оптимизировать организационно-штатную структуру подразделения, благодаря чему сократится экономическая сфера деятельности. Таким образом, ФТС России будет достаточно легче заниматься управленческими делами или же вовсе ими не заниматься. Структурное подразделение можно будет сократить, оставив только архив, который хранит в себе бумажные документы.
Для создания наиболее упрощенного варианта поиска нужной документации, в таможенных органах создана информационно-поисковая система, которая содержит в себе информацию обо всех имеющихся документах. Данная система удобна для использования справочной работы, а также для контроля над исполнением документацией.
Также, в настоящее время стало актуальным применение подхода контроллинг, с помощью которого управление документооборотом становится значительно легче. Он представляет собой такую систему управления, при которой решение невозможных стратегических задач становится возможным. Т. е. контроллинг помогает проанализировать сложившуюся информацию и принимает правильное решение в определенных условиях, что, в свою очередь, повышает общую результативность деятельности таможенных органов.
Таким образом, чтобы повысить эффективность организации
документооборота в таможенных органах необходимо:
- полностью перейти от механизированной системы управления документооборотом к автоматизированной, за исключением работы архива (в нем хранятся бумажные документы обязательные к хранению);
- улучшить систему контроллинга, что позволит деятельности таможенных органов избегать сложные и непредвиденные ситуации.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (в ред. от 08.05.2015) [Текст] : подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - №8. - Ст. 1107.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 08.05.2015) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - №50. - Ст. 6615.
3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с учетом
поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собр. законодательства
Рос. Федерации. - 2014. - №31. - Ст. 4398. - 4 августа.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступил в силу 02.08.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
5. О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон
от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
6. О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза [Текст] : федер. закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.06.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 23. - Ст. 2796.
7. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
8. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
9. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 2010. - №269. - 29 ноября.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 3.
11. Вопросы Федеральной таможенной службы [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 (ред. от 24.09.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 20. - Ст. 2162.
12. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению
федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Текст] : Указ Президента Российской Федерации
от 1 июля 2010 г. № 821 (ред. от 22.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 27. - Ст. 3446.
13. О мерах по совершенствованию организации деятельности в
области противодействия коррупции [Текст] : Указ Президента
Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 (ред. от 15.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 29 (часть II). - Ст. 4477.
14. О некоторых вопросах противодействия коррупции [Текст] : Указ
Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 (ред.
от 15.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1506.
15. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 (ред. от 07.05.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2338.
16. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 48. - Ст. 5742.
17. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление
Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809
(ред. от 01.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
18. Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 994 (ред. от 29.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 41. - Ст. 5616.
19. О внесении изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 - Ст. 2220.
20. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
21. Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года) [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 г. № 570-р (ред. от 26.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 16. - Ст. 1906.
22. О создании таможенных органов : Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 45
(ред. от 14.02.1992) / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/9006606 (дата обращения: 09.11.2016).
23. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 14 августа 2007 г. № 977 (ред. от 14.08.2007) / Федеральная таможенная служба. - Режим доступа:
http://www.customs.ru/mdex.php?option=com_content&view=article&id=14209% 3A2011-05-18-02-11 -50&catid=75%3A2011-01 -25-08-23-06&Itemid=1854 (дата обращения: 09.11.2016).
24. О внесении изменений в Положение о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации, утвержденное приказом ФТС России от 11 августа 2009 г. № 1458 [Текст] : Приказ ФТС России от 18 ноября 2013 г. № 2171 (ред. от 18.11.2013) // Таможенные ведомости. - 2014. - №1. - январь.
25. О внесении изменений в приложения к Приказу ФТС России от 1 марта 2012 г. № 373 [Текст] : Приказ ФТС России от 15 мая 2014 г.
№ 884 (ред. от 14.05.2014) // Таможенные ведомости. - 2014. - № 7. - июль;
26. Об утверждении типовых положений о подразделениях документационного обеспечения таможенных органов [Текст] : Приказ ФТС России от 01.03.2012 г. № 373 (ред. от 29.01.2016) // Таможенные ведомости. - 2016. - № 8. - январь.
27. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном
управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ
ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1700 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2015. - № 3. - 14 января.
28. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2014. - № 266. - 21 ноября.
29. Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной таможенной службы, представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной таможенной службой, и урегулированию конфликта интересов [Текст] : Приказ ФТС России от 8 июня 2015 г. № 1107 (ред. от 12.04.2016) //
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2016. - № 41. - 12 октября.
30. Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения
должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 11 августа 2009 г. № 1458 (ред.
от 18.11.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
31. Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений [Текст] : Приказ ФТС России от 18 января 2010 г. № 57 (ред. от 17.04.2012) // Российская газета. - 2010. - №46. - 5 марта.
32. Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы
[Текст] : Приказ ФТС России от 26 декабря 2012 г. № 2656 (ред.
от 05.08.2015) // Российская газета. - 2013. - № 74. - 05 апреля.
33. Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству и работе
архива в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 9 июля 2014 г. № 1331 (ред. от 09.07.2014) //
Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
34. О соблюдении принципов служебного поведения [Электронный
ресурс] : Письмо ФТС России от 26 октября 2010 г. № 01-11/51938
(ред. от 17.05.2011) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
35. Об утверждении Инструкции по делопроизводству и работе архива в Центральном таможенном управлении и подчиненных таможенных органах» регламентировано ведение делопроизводства и документооборота в ЦТУ и подчиненных ему таможенных органах (таможнях, ТП, структурных подразделениях [Текст] : Приказ Центрального таможенного управления от 26 августа 2015 г. № 480 (ред. от 26.08.2015) // Документ опубликован не был.
36. О вводе в эксплуатацию автоматизированной системы учета и контроля исполнения документов в таможне [Текст] : Приказ Белгородской таможни от 15 августа 2014 г. № 824 (ред. от 15.08.2014) // Документ опубликован не был.
37. О документационном обеспечении [Текст] : Приказ Белгородской таможни от 7 февраля 2017 г. № 105 (ред. от 07.02.2017) // Документ опубликован не был.
38. Об использовании телетайпной и факсимильной свиязи в таможне [Текст] : Приказ Белгородской таможни от 30 января 2017 г. № 75 (ред. от 30.01.2017) // Документ опубликован не был.
39. Об организации эксплуатации автоматизированной системы учета и контроля исполнения документов (АС УКИД-2) с модулем «АРМ руководителя» [Текст] : Приказ Белгородской таможни от 12 января 2016 г. № 1 (ред. от 12.01.2016) // Документ опубликован не был.
40. Быкова, Т. А. Делопроизводство [Текст] : учебное пособие / Т. А. Быкова, Л. М. Вялова, Л. В. Санкина. - М. : МЦФЭР, 2013. - 312 с.
41. Костин, А. А. Контроллинг как инструмент решения управленческих проблем в таможенном деле [Текст] / А. А. Костин, О. А. Москаленко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - Белгород, 2012. - №1. - 264 с.
42. Крюкова, Н. П. Документирование управленческой деятельности [Текст] : монография / Н. П. Крюкова. - М. : Агенство «Роспечать», 2015. - 272 с.
43. Кузнецова, Т. В. Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления) [Текст] : монография / Т. В. Кузнецова. - М. : 2015. - 98 с.
44. Ларин, М. В. Разработка нормативных документов по документационному обеспечению организации [Текст] / М. В. Ларин .- М. : ВНИИДАД, 2014. - 271 с.
45. Макрусев, В. В. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов [Текст] : монография / В. В. Макрусев, Д. Г. Зеркин, М. А. Месяц. - М. : Издательство РТА, 2014. - 170 с.
46. Макрусев, В. В. Управление развитием таможенных органов [Текст] : монография / В. В. Макрусев, Н. В. Пчелинцев. - М. : Издательство РТА, 2015. - 98 с.
47. Москаленко, О. А. Таможенная служба как важнейший регулятор внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства [Текст] / О. А. Москаленко, Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилёв // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2016. - №2 (223), выпуск 37. - С. 51-56.
48. Панасенко, Ю. А. Делопроизводство документационного обеспечения [Текст] : учебное пособие / Ю. А. Панасенко. - М. : РИОР, 2015. - 241 с.
49. Петрушко, Е. Н. Актуальные направления повышения эффективности профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации [Текст] / Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилёв // Academic science - problems and achievements VII: Proceedings of the Conference. - 2015. - Р. 273-297.
50. Петрушко, Е. Н. Документооборот в системе управления таможенными органами, обеспечивающий эффективную внешнеторговую деятельность и экономическую безопасность государства [Текст] / Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилёв : учеб.-метод. пособие. - Белгород, 2016. - 92 с.
51. Петрушко, Е. Н. Основные направления организации процесса управления таможенными органами Российской Федерации [Текст] / Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилёв // Fundamental science and technology - promising developments VI: Proceedings of the Conference. - 2015. - С. 281-288.
52. Петрушко, Е. Н. Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы [Текст] / Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилёв // Научные ведомости Белгородского государственного университета . - 2015. - № 19 (216), выпуск 36/1. - С. 91-95.
53. Петрушко, Е. Н. Совершенствование документооборота в единой системе таможенных органов [Текст] / Е. Н. Петрушко // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 7 (13). - С. 497-500.
54. Санкина, Л. В. Делопроизводство в организации [Текст] / Л. В. Санкина. - М. : Международный центр финансово-экономического развития, 2016. - 352 с.
55. Сологуб, О. П. Делопроизводство: Составление, редактирование и обработка документов [Текст] / О. П. Сологуб. - М. : Омега-Л, 2012. - 215 с.
56. Стенюков, М. В. Документы. Делопроизводство [Текст] : монография / М. В. Стенюков. - М. : Агенство «Роспечать», 2014. - 58 с.
57. Элова, Г. В. Основы документооборота в таможенных органах [Текст] : монография / Г. В. Элова. - СПб., 2014. - 155 с.
58. Элова, Г. В. Совершенствование управленческих процессов в таможенных органах России посредством внедрения автоматизированной системы электронного документооборота [Текст] / Г. В. Элова, М. В. Какорина // Экономические науки. - 2014. - № 5. - С. 55-64.