Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №70971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
309
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Формирование организационных умений у старших дошкольников как
педагогическая проблема в современных научных исследованиях 6
1.2. Особенности организации культурно-досуговой деятельности в детском
саду 13
1.3. Педагогические условия формирования организационных умений у
старших дошкольников средствами культурно-досуговой
деятельности 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРО- ВАНЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИ¬
КОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Выявление уровня сформированности организационных умений у стар¬ших дошкольни-ков 31
2.2. Содержание работы по формированию организационных умений у
старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложения 61


Проблема эффективности средств воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. В качестве традиционных средств, обеспечивающих досуговую деятельность, педагоги относят игру (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцева, М.М. Стрекаловская, и др.), общение детей со взрослыми и сверстниками (Е.Е. Кравцова, и др.), детскую литературу (Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова и др.), разнообразные виды художественной деятельности ребенка (Н.А. Вешугина, Т.С. Комарова, ПЛ. Сакулина, P.M. Чумичев и др.).
На современном этапе проблема роли детского досуга в социализации и индивидуализации личности ребенка-дошкольника не достаточно изучена. С позиции современных исследований (А.Н. Антонова, Н.И. Бочарова, Г.Г Волощенко, А.В. Даринский, Е.И. Добринская, А.Д. Жарков, И.А. Новикова, Б.А. Титов, О.Г. Тихонова и др.), досуг - важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры. Досуг позволяет ребенку по собственному усмотрению использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей. В исследованиях последних лет (М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и др.) показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства. Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности (М.В. Крулехт, М.В. Созинова). Однако в педагогической практике досуг детей используется еще весьма узко, преимущественно как развлечение и праздник. Анализ исследований (С.И. Бекин, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Ф.М. Орлова и др.) позволяет рассматривать досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным интересам старших дошкольников. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействие детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.
Таким образом, анализ современного состояния проблемы организации детского досуга позволил выявить недостаточную разработанность.
Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Проблема исследования: каковы особенности формирования
организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования организационных умений у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности будет осуществляться более успешно, при создании следующих педагогических условий:
1. Обогащение предметно - пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
2. Стимулирование проявлений организационного опыта детей в повседневной жизни.
3. Привлечение семьи к формированию организационных умений детей средствами культурно-досуговой деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть проблему формирования организационных умений у старших дошкольников как педагогическая проблема в современных научных исследованиях;
2. Рассмотреть особенности организации культурно-досуговой деятельности в детском саду;
3. Выявить педагогические условия формирования организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап);
- беседа;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
База выпускной квалификационной работы: г. Белгород
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №46 «Колокольчик», старшая группа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий для формирования организационных умений у старших дошкольников. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, проанализированы особенности организации культурно¬досуговой деятельности в детском саду, выявлены педагогические условия формирования организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности. В соответствии с задачами исследования, был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организационных умений детей старшего дошкольного возраста, выявлены особенности.
Во второй главе мы описали проведенный педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Первый этап экспериментальной работы включал изучение психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента, осуществление диагностики исходного уровня организационных умений.
На втором этапе экспериментальной работы был проведен формирующий эксперимент с учетом результатов, полученных на предыдущем этапе, созданы, реализованы условия для формирования организационных умений старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как в непосредственно организованной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными
возможностями детей, отборе материала;
во-вторых, активного включения детей;
в-третьих, использования развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности.
Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том,что формирование организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности будет осуществляться более успешно, если:
- обогащение предметно - пространственной развивающей среды в ДОО.
- стимулирование проявлений организационного опыта детей в повседневной жизни у старших дошкольников.
- предоставление свободы в процессе культурно-досуговой деятельности старшим дошкольникам.
Третий этап эксперимента - контрольный, сравнение уровня организационных умений на констатирующем этапе и уровне организационных умений после проведения формирующего этапа, оформление результатов всей экспериментальной работы.
Мы установили, что при реализации заявленных нами условий, уровень организационных умений детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности возможно повысить. Так, количество детей, имеющих высокий уровень, увеличилось на 22,3%, имеющих средний уровень - остался прежним, имеющих низкий уровень уменьшилось на 22,2%.
Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, реализация педагогических условий способствовала формированию
организационных умений у старших дошкольников.



1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика орг.: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 235 с.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053100 "Соц.-культур. деятельность" / Л.А. Акимова ; М-во образования Рос. Федерации, Моск.гос. ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ, 2003. - 123 с., ISBN 5-94778-032-1.
3. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.
4. Алиева Т. Единство эстетического и познавательного: педагогиче-ское условие организации детского смыслового творчества. //Дошкольное воспитание, 1995, №12.
5. Алиева Т. Проектирование условий эстетического развития. //Дошкольное воспитание, 1997, №11.
6. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский: С.- Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоц. музеев России: СПб: Эго, 2001 - 287 с. ISBN: 5-8276-0063-6.
7. Бабаева В. В. Эстетическое воспитание дошкольников. М.,1982.
8. Беляков, О.И., Мещерякова, И.В. Известия Пензенского государст-венного педагогического университетаим. В.Г. Белинского. Общественные науки. - 2012. - Выпуск №28. - С.690-693.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
10. Болотова, М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей : монография / М.И. Болотова. - М. : Компания Спутник+, 2005. - 52 с. ISBN 5-93406-864-4.
11. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста / Н.И. Бочарова. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М. : АРКТИ, 2003. - 94 с. ISBN: 5-89415-255-0.
12. Бондаренко А. К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. М., 1985.
13. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,1968.
14. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования лично-сти в детстве. М.,1990.
15. Буре Р. С. Готовим детей к школе М.,1987.
16. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. / Сост. Т. И. Ерофеева, О. Л. Зверева, Т. А. Макеева, М., 1995.
17. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
18. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
19. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А. М. Виноградовой, М., 1989.
20. Волосова Е. Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни. //Дошкольное воспитание, 1991, № 10. -с. 69- 72, № 11. - с. 58-60.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.
22. Гершунский Б. С. Философия образования: научный статус и зада¬чи// Советская педагогика, 1991 № 4.
23. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2004. - 208 с.
24. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
25. Денисова З. П. Механизмы эмоционального поведения ребёнка. Л., 1978.
26. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой, М., 1988, - ч. I, 2.
27. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка / авт.-сост. Н. Г. Кобраева; ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования». - Минск: МОИРО, 2010. - 50 с.
28. Доронкина, Е. Г. Организация досуга за рубежом // Культурно-досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А. Д. Жаркова и В. М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. -С.430-454.
29. Ежкова Н. С. Помогите дошкольнику занять себя. Тула, 1997.
30. Ежкова Н. С. Эмоционально-ценностное развитие дошкольников. Тула, 2000.
31. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки. //Образование и общество, 2007. - №2 - С. 98-104.
32. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1996, т.2.
33. Запорожец А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка. // Вопросы психологии, 1974, № 6.
34. Зацепина, М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности : автореф.... дис. докт. пед. наук / М. Б. Зацепина. - М., 2005. - 44 с.
35. Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников : учеб.-метод. Пособие / М. Б. Зацепина. - М. : Педагогиче-ское общество России, 2006. - 144 с.
36. ЗацепинаМ.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М., 2005. - 64 с.
37. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др. -М.: Просвещение, 1996.
38. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. -М., 1989.
39. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. -М.: Академия, 1998.
40. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М.,1991.
41. Культурно-досуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и искусств / Под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. - М. : МГУК, 1998.- 461 с.
42. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. -СПб.: Акцидент, 1995.
43. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт. проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание,1998,№ 12.
44. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир // Дошкольное воспитание,2002,№ 6, № 8.
45. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. //Дошкольное воспитание. 1999. №1, №3
46. Ласминская, Л. Н. Досуговая деятельность в дошкольныъ учреждениях : в помощь слушателям курсов повышения квалификации : учеб.-метод. Пособие / Л. Н. Ласминская ; ГУО “Минск. Обл. ин-т развития образования”. - Минск : МОИРО, 2010. - 56 с.
47. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Институт практической психологии: Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 384 с.
48. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания // Дошкольное воспитание, 1992, № 5-6.
49. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. -М.: Педагогика, 1990.
50. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. -М.: «ГНОМ и Д.»», 2000.
51. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой, М.,1984.
52. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. М., 1993.
53. Сидячева Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности до-школьника к школе: автореферет дисс. ... канд. псих. наук./ Н.В. Сидячева. - М., 2006. - 27 с.
54. Синицына, Е. Игры для праздников. Серия «Через игру - к совер-шенству» / Е. Синицына. - М. : Лист, 1999. - 176 с.
55. «Словарь практического психолога» (сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997)
56. Смирнова Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 91-103.
57. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. Пособие. - М.:МГУКИ, 2003. - С.7.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ