ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Формирование организационных умений у старших дошкольников как
педагогическая проблема в современных научных исследованиях 6
1.2. Особенности организации культурно-досуговой деятельности в детском
саду 13
1.3. Педагогические условия формирования организационных умений у
старших дошкольников средствами культурно-досуговой
деятельности 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРО- ВАНЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИ¬
КОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Выявление уровня сформированности организационных умений у стар¬ших дошкольни-ков 31
2.2. Содержание работы по формированию организационных умений у
старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложения 61
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Формирование организационных умений у старших дошкольников как
педагогическая проблема в современных научных исследованиях 6
1.2. Особенности организации культурно-досуговой деятельности в детском
саду 13
1.3. Педагогические условия формирования организационных умений у
старших дошкольников средствами культурно-досуговой
деятельности 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРО- ВАНЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИ¬
КОВ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Выявление уровня сформированности организационных умений у стар¬ших дошкольни-ков 31
2.2. Содержание работы по формированию организационных умений у
старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 45
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложения 61
Проблема эффективности средств воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. В качестве традиционных средств, обеспечивающих досуговую деятельность, педагоги относят игру (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, О.В. Солнцева, М.М. Стрекаловская, и др.), общение детей со взрослыми и сверстниками (Е.Е. Кравцова, и др.), детскую литературу (Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова и др.), разнообразные виды художественной деятельности ребенка (Н.А. Вешугина, Т.С. Комарова, ПЛ. Сакулина, P.M. Чумичев и др.).
На современном этапе проблема роли детского досуга в социализации и индивидуализации личности ребенка-дошкольника не достаточно изучена. С позиции современных исследований (А.Н. Антонова, Н.И. Бочарова, Г.Г Волощенко, А.В. Даринский, Е.И. Добринская, А.Д. Жарков, И.А. Новикова, Б.А. Титов, О.Г. Тихонова и др.), досуг - важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры. Досуг позволяет ребенку по собственному усмотрению использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей. В исследованиях последних лет (М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и др.) показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства. Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности (М.В. Крулехт, М.В. Созинова). Однако в педагогической практике досуг детей используется еще весьма узко, преимущественно как развлечение и праздник. Анализ исследований (С.И. Бекин, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Ф.М. Орлова и др.) позволяет рассматривать досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным интересам старших дошкольников. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействие детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.
Таким образом, анализ современного состояния проблемы организации детского досуга позволил выявить недостаточную разработанность.
Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Проблема исследования: каковы особенности формирования
организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования организационных умений у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности будет осуществляться более успешно, при создании следующих педагогических условий:
1. Обогащение предметно - пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
2. Стимулирование проявлений организационного опыта детей в повседневной жизни.
3. Привлечение семьи к формированию организационных умений детей средствами культурно-досуговой деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть проблему формирования организационных умений у старших дошкольников как педагогическая проблема в современных научных исследованиях;
2. Рассмотреть особенности организации культурно-досуговой деятельности в детском саду;
3. Выявить педагогические условия формирования организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап);
- беседа;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
База выпускной квалификационной работы: г. Белгород
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №46 «Колокольчик», старшая группа.
На современном этапе проблема роли детского досуга в социализации и индивидуализации личности ребенка-дошкольника не достаточно изучена. С позиции современных исследований (А.Н. Антонова, Н.И. Бочарова, Г.Г Волощенко, А.В. Даринский, Е.И. Добринская, А.Д. Жарков, И.А. Новикова, Б.А. Титов, О.Г. Тихонова и др.), досуг - важнейшее средство социализации и индивидуализации личности, показатель общего уровня культуры. Досуг позволяет ребенку по собственному усмотрению использовать свободное время для обогащения себя, развития способностей и склонностей. В исследованиях последних лет (М.Б. Зацепина, Б.А. Титов и др.) показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства. Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности (М.В. Крулехт, М.В. Созинова). Однако в педагогической практике досуг детей используется еще весьма узко, преимущественно как развлечение и праздник. Анализ исследований (С.И. Бекин, Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Ф.М. Орлова и др.) позволяет рассматривать досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным интересам старших дошкольников. При этом культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействие детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.
Таким образом, анализ современного состояния проблемы организации детского досуга позволил выявить недостаточную разработанность.
Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Проблема исследования: каковы особенности формирования
организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования организационных умений у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза исследования: формирование организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности будет осуществляться более успешно, при создании следующих педагогических условий:
1. Обогащение предметно - пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
2. Стимулирование проявлений организационного опыта детей в повседневной жизни.
3. Привлечение семьи к формированию организационных умений детей средствами культурно-досуговой деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть проблему формирования организационных умений у старших дошкольников как педагогическая проблема в современных научных исследованиях;
2. Рассмотреть особенности организации культурно-досуговой деятельности в детском саду;
3. Выявить педагогические условия формирования организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап);
- беседа;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
База выпускной квалификационной работы: г. Белгород
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №46 «Колокольчик», старшая группа.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий для формирования организационных умений у старших дошкольников. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, проанализированы особенности организации культурно¬досуговой деятельности в детском саду, выявлены педагогические условия формирования организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности. В соответствии с задачами исследования, был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организационных умений детей старшего дошкольного возраста, выявлены особенности.
Во второй главе мы описали проведенный педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Первый этап экспериментальной работы включал изучение психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента, осуществление диагностики исходного уровня организационных умений.
На втором этапе экспериментальной работы был проведен формирующий эксперимент с учетом результатов, полученных на предыдущем этапе, созданы, реализованы условия для формирования организационных умений старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как в непосредственно организованной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными
возможностями детей, отборе материала;
во-вторых, активного включения детей;
в-третьих, использования развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности.
Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том,что формирование организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности будет осуществляться более успешно, если:
- обогащение предметно - пространственной развивающей среды в ДОО.
- стимулирование проявлений организационного опыта детей в повседневной жизни у старших дошкольников.
- предоставление свободы в процессе культурно-досуговой деятельности старшим дошкольникам.
Третий этап эксперимента - контрольный, сравнение уровня организационных умений на констатирующем этапе и уровне организационных умений после проведения формирующего этапа, оформление результатов всей экспериментальной работы.
Мы установили, что при реализации заявленных нами условий, уровень организационных умений детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности возможно повысить. Так, количество детей, имеющих высокий уровень, увеличилось на 22,3%, имеющих средний уровень - остался прежним, имеющих низкий уровень уменьшилось на 22,2%.
Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, реализация педагогических условий способствовала формированию
организационных умений у старших дошкольников.
Во второй главе мы описали проведенный педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Первый этап экспериментальной работы включал изучение психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента, осуществление диагностики исходного уровня организационных умений.
На втором этапе экспериментальной работы был проведен формирующий эксперимент с учетом результатов, полученных на предыдущем этапе, созданы, реализованы условия для формирования организационных умений старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как в непосредственно организованной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными
возможностями детей, отборе материала;
во-вторых, активного включения детей;
в-третьих, использования развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности.
Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том,что формирование организационных умений у старших дошкольников средствами культурно-досуговой деятельности будет осуществляться более успешно, если:
- обогащение предметно - пространственной развивающей среды в ДОО.
- стимулирование проявлений организационного опыта детей в повседневной жизни у старших дошкольников.
- предоставление свободы в процессе культурно-досуговой деятельности старшим дошкольникам.
Третий этап эксперимента - контрольный, сравнение уровня организационных умений на констатирующем этапе и уровне организационных умений после проведения формирующего этапа, оформление результатов всей экспериментальной работы.
Мы установили, что при реализации заявленных нами условий, уровень организационных умений детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности возможно повысить. Так, количество детей, имеющих высокий уровень, увеличилось на 22,3%, имеющих средний уровень - остался прежним, имеющих низкий уровень уменьшилось на 22,2%.
Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, реализация педагогических условий способствовала формированию
организационных умений у старших дошкольников.
Подобные работы
- Условия развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Психологические компоненты агрессивного поведения у старших дошкольников (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Диссертация , логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



