ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА) 8
1.1. Сущность и содержание понятия «взаимодействие» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития взаимодействия детей в
разновозрастной группе сельского детского сада 16
1.3. Условия эффективного развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада 21
ГЛАВА II. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА) 33
2.1. Диагностика уровня развития взаимодействия детей в разновозрастной
группе сельского детского сада 33
2.2. Содержание работы по развитию взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада 48
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.. .56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником - это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. Но помимо взаимодействия с ровесниками у детей в детском саду предоставляется возможность общения и с детьми другого возраста, речь идет о разновозрастной группе детского сада. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно - педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации и т.д.
Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику. Сельские дети становятся заложниками модернизации общества, деколлективизации сельскохозяйственного производства, реформирования социальной сферы села. В результате реформ в ряде регионов упал уровень доходов сельских семей, растут безработица и разрыв в заработках на селе и в городе.
Сельские детские сады играют исключительную роль в раннем развитии сельского ребенка. В данном контексте их следует рассматривать как эпицентр социокультурного роста дошкольника. В условиях демографического спада, изменившейся не в пользу села социально-экономической ситуацией в стране, оттока молодежи из сельской местности из-за отсутствия квалифицированной работы, благоустроенного жилья и развитой сферы социально-бытового обслуживания, сельские детские сады вынуждены сокращаться, где количество штатных единиц педагогического и обслуживающего персонала напрямую зависит от количества детей, посещающих его. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что 82,4 % сельских ДОУ - малокомплектные и для них поиски способов существования в новых условиях являются жизненно важными (36). Детские сады российской «глубинки» гораздо острее испытывают нехватку квалифицированных кадров, имеют проблемы с обеспечением программно-методическими материалами для малокомплектных детских садов с разновозрастным принципом формирования групп. Возрастной диапазон комплектования сельских детских учреждений не отличается стабильностью. Он напрямую зависит от рождаемости в конкретном регионе. От показателя рождаемости зависит и количественный состав детей в группе.
По данным документа «Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы» охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием на Белгородчине составляет 63,4 %. В Губкинском городском округе (397 чел.), Яковлевском районе (471 чел), Ракитянском районе (290 чел.), Волоконовском районе (234 чел.). В Борисовском, Вейделевском,
Грайворонском, Ровеньском районах назрела острая необходимость открытия групп дошкольного образования в связи с низким охватом детей 3-7 лет. Много детей из неблагополучных семей не посещают дошкольные учреждения, что приводит к задержке их развития (42).
В организации и планировании педагогического процесса, режима дня, организации игровой деятельности, обустройстве развивающей предметно¬пространственной среды и управлении самостоятельной деятельностью в сельском детском саду с разновозрастным формированием групп гораздо больше трудностей, чем в учреждениях с одновозрастным принципом комплектования групп. Практически отсутствуют методические разработки по организации занятий с разновозрастным составом групп. До сих пор нет специальной программы для сельских малокомплектных детских садов, поэтому сельским педагогам приходится гораздо больше времени тратить на планирование и разработку занятий с детьми разных возрастов одновременно, а это требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Разновозрастную группу детского сада можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети - разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям и умениям. Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе.
Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются» (27). По мнению других, в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» и т.д.
В работах Н.К. Крупской (18) и А.С. Макаренко (20) указывалось, что объединения детей разных возрастов обладают большим «внутренним» воспитательным значением, важным для развития, как старших, так и младших. В ходе взаимодействия детей разного возраста происходит передача опыта старших детей - младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.
В дошкольной педагогике имеются данные о развивающем влиянии, которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими (И.С. Демина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская и др.) (11). Показано, что в ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого (А.Н. Давидчук, И.С. Демина и др.) (9). В исследованиях Е.И. Тихеевой и О.И. Соловьевой указывается на большее преимущество разновозрастного состава дошкольной группы перед одновозрастным в развитии речи младших детей (16).
В отечественной дошкольной педагогике вопросы совместной игровой деятельности старших и младших детей обсуждались при разработке проблем воспитания детей в учреждениях типа «ясли - детский сад» (И.С. Демина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская) (11), а также в ряде психологических исследований (Т.В. Антонова, Е.А. Вовчик-Блакитная, Л.Г. Лысюк) (3). В педагогических работах имеются данные о влиянии совместных игр старших и младших дошкольников на изменение характера игровой деятельности малышей, что выражается в более быстром освоении младшими игрушек, переходе от простого манипулирования - к игре, а также в том, что содержание игр младших детей становится более разнообразным (В.Г. Нечаева, М.В. Мишина) (28). При этом обнаружено, что более содержательная совместная игра детей разного возраста имеет место в разновозрастных объединениях дошкольников с разницей в возрасте в два- три года (В.Г. Нечаева) (28).
Изучение проблематики разновозрастных дошкольных групп имеет определенную историю. Существенный вклад в ее исследование внесли А.Г. Арушанова, В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, Т.А. Макеева, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон, В.Н. Бутенко и др. (16).
Сущность проблемы заключается в том, что современное состояние проблемы взаимодействия в разновозрастной группе отличается далеко не полным раскрытием механизмов и специфики взаимодействия детей в разновозрастных группах и, как следствие, отсутствием концепции системной реализации этих механизмов в образовательном процессе.
Актуальность вышеизложенного позволила определить тему выпускной квалификационной работы: «Развитие взаимодействия детей в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации (на материале сельского детского сада)».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Предмет исследования: педагогические условия эффективного развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «взаимодействие».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
3. Выявить и теоретически обосновать условия эффективного развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
4. Провести диагностику уровня развития взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада.
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что развитие взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада будет эффективным, если:
- учитывать личные и групповые интересы в совместной деятельности детей;
- обновлять содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста;
- способствовать развитию сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечению защищённости каждого ребёнка;
- способствовать контактам детей разного возраста в проведении коллективных творческих дел, игр, организаторами которых могут быть старшие воспитанники.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (май 2015 г.) - определение темы выпускной
квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (сентябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База экспериментального исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Ромахово, Вейделевского района, Белгородской области».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
В соответствии с задачами исследования нами на основе анализа научной и методической литературы были изучены теоретические положения, позволяющие раскрыть сущность и содержание понятия «взаимодействие». Взаимодействие - это интегративная категория, которая изучается рядом гуманитарных наук. Взаимодействие рассматривается как одна из основных категорий педагогики, при этом оно может характеризоваться как социальный и как педагогический феномены. Многие исследователи процесса социализации указывают на большую роль разновозрастного взаимодействия, как в развитии личности ребенка, так и в организации его микросреды. Выявляют ряд воспитательных потенциалов разновозрастного взаимодействия, которые способствует расширению спектра освоенных социальных ролей; создает условия для формирования таких социально значимых качеств личности как ответственность, самостоятельность, терпимость, доброжелательность, дисциплинированность и др.; содействует становлению опыта реализации субъектной позиции в совместной деятельности; становится основой для преодоления закрытости микросоциального окружения личности и установления связей с вторичными социальными группами; является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами; позволяет заместить воспитательное влияние педагога на влияние старшего сверстника, не отягощенное негативными стереотипами; является пространством для формирования организационных навыков старших детей.
Развитие взаимодействия детей в разновозрастной группе сельского детского сада имеет следующие психолого-педагогические особенности:
1) взаимосвязь между возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников взаимодействия разновозрастного детского сообщества и учет их в воспитательном процессе;
2) принимать во внимание особенности нескольких возрастных периодов при отборе средств и приемов воспитания;
3) воспитателю следует уделять значительное внимание проблеме индивидуальных различий, которые могут уменьшить или увеличить различия в возрасте;
4) предоставленную проблему следует понимать как альтернативу поиска наиболее эффективных педагогических приемов, которые будут совмещать индивидуальные особенности детей разного возраста.
Мы выявили, что педагогическими условиями эффективного взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада выступают:
- индивидуальные и коллективные потребности в совместной деятельности детей;
- разнообразные виды совместной деятельности детей разного возраста;
- развитие сотруднических отношений между детьми;
- взаимосвязь детей разного возраста в совместных творческих делах, играх.
В процессе экспериментальной работы мы апробировали педагогические условия эффективного развития взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада. Так, результаты обследования детей экспериментальной группы на констатирующем этапе по проведенной диагностики показали, что у детей преобладает высокий уровень взаимодействия. Высокий уровень присутствует у 42,87% детей. Средний уровень выявлен у 28,565% детей, низкий - у 28,565% детей.
На формирующем этапе эксперимента было реализовано содержание работы по развитию взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада, с помощью, которой мы целенаправленно смогли повлиять на формирование взаимоотношений детей в группе.
Содержание игровых заданий было направлено на овладение основными формами взаимодействия: разнообразием игровых замыслов, различными способами решения игровых задач, вступлением во взаимодействие с другими детьми. Благодаря разновозрастному взаимодействию детей лучше передается опыт старших младшим, укрепляются процессы межвозрастного сотрудничества; в разновозрастных детских сообществах создаются условия, при которых воспитание становится непрерываемым, так как младшие воспитанники постоянно ощущают заботу старших; создаются более благоприятные условия для воспитания у старших детей организаторских умений и навыков.
Повторное проведение диагностических методик на контрольном этапе эксперимента показало, что у большинства детей экспериментальной группы уровень развития взаимоотношений стал значительно выше. Так, до формирующего этапа эксперимента высокий уровень имели 3 ребенка, что составляет 42,87%; средний уровень был выявлен у 2 детей, что составляет 28,565%; низкий уровень проявился у 2 человек, что составляет 28,565%. После эксперимента высокий уровень выявлен у 4 человек, что составляет 57,13 %; средний уровень был выявлен у 3 человек, что составляет 42,87%; низкий уровень мы не выявили.
Таким образом, анализ полученных результатов контрольного этапа эксперимента свидетельствует о том, что реализация работы по развитию взаимодействия детей разновозрастной группы сельского детского сада была системной, последовательной, в результате чего мы можем сделать вывод , что развитие взаимодействия детей разновозрастной группы представляет сложный процесс, требующий косвенного или прямого воздействие педагога. Дети, побуждаемые вопросами и предложенными игровыми ситуациями педагога, вступают в роли, начинают активно взаимодействовать с детьми, что было подтверждено выдвинутой нами гипотезой .
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.
2. Акперова Л.Ч., Здыбель Е.Н. Нравственное воспитание детей в разновозрастных группах // Детский сад от А до Я. - 2012. - №1. - С. 76-82.
3. Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. дис. канд. психолг. наук. - М.: Изд-во АПН СССР, 1983. - 23с.
4. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореферат дисс док. пед. наук. - Казань, 1994. - 431 с.
5. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). - М., 2009. - 160 с.
6. Бутенко В.Н. Особенности отношений дошкольников в разновозрастных группах детского сада. / В.Н. Бутенко // Психология обучения. - 2011. - № 12. - C. 39-53.
7. Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы / Е.А. Вовчик- Блакитная // Дошкольное воспитание. - 2008. - №6 - С. 56-57.
8. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: Дис. д-ра пед. Наук. - СПб., 2002. - 339 с.
9. Давидчук А.Н. Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада / А.Н. Давидчук, А.Т. Тамбовцева. - М., 2008. - 352 с.
10. Давидчук А.Н. Организация деятельности детей в разновозрастной группе. - СПб.: Феникс, 2012. - 213 с.
11. Демина И.С. Формирование доброжелательного и заботливого
отношения старших дошкольников к младшим детям: Диссерт. канд. пед. наук. / И.С. Демина - М., 1972. - 140 с.
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 680 с.
13. Доронова Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С. 46-50.
14. Доронова Т.Н. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада / Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, С.Г. Якобсон // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С.13-16.
15. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях. // Дошкольное образование. 2014. - №2. - С. 58-63.
16. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
17. Жихар О.П., З.В Кощева Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах детского сада. - Мозырь, 2010. - 178 с.
18. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. - М.: Просвещение, 1973. - 287 с.
19. Лысюк Л.Г. Различные планы взаимоотношений детей в игровой деятельности. Автореферат дис. . к. п. н. М., 1982. - 16с.
20. Макаренко А. С. Сочинения в 7 томах. Изд. 2-е. Изд. АПН РС, 1957-58. - Т.5. - 558 с.
21. Макеева Т.А. Формирование представлений о труде взрослых у детей 5-6 года жизни в разновозрастной группе сельского детского сада: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2009. - 16 с.
22. Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др. / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1988. - 271 с.
23. Маркова Т.А. Формирование нравственных чувств и привычек в процессе общения / Т.А. Маркова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С.12.
24. Матвеева Е.В., Амехина Л.В., Клипикова И.В., Ремизова Л.Р. Развитие дружеских взаимоотношений у дошкольников в подвижных играх. // Детский сад от А до Я. - 2013. - №2. - С. 118-123.
25. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. - Воронеж, 2001. - 240 с.
26. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
27. Модернизация дошкольного образования на селе / под ред. Н.С. Моровой. - М.: Владос, 2015. - 240 с. - (Библиотека руководителя образовательного учреждения).
28. Нечаева В.Г. Общение детей разного возраста в объединенном дошкольном учреждении / В.Нечаева // Дошкольная педагогика. - 2003. - № 9. - С. 56-62.
29.Областная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы» постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. № 27-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года», поручение Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271 «Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа».
30.Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А.Г. Арушанова, Е.Н. Вавилова, В.В.
Гербова и др. / под ред. А.С. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2000. - 174 с.
31. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозайка Синтез, 2014. - 333 с.
32. Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе малокомплектного детского сада: Методические рекомендации / Сост. Л.Г. Наугольных, В.В. Раева. - Кострома, 2003. - 24 с.
33. Пастюк О.В., Макашева И.М. Равноправные взаимоотношения участников образовательного процесса в практике современного детского сада. // Детский сад от А до Я. - 2013. - №5. - С. 18-20.
34. Пеньевская Л.А Влияние на речь детей 3-го года жизни общения их с детьми старшего дошкольного возроста // Воспитание детей 3-го года жизни в дошкольном учреджении / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 2005. - С. 101- 141.
35. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 7 февраля
2011г. N 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы
развития образования на 2011-2015 годы».
36. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 29 декабря 2014 г. N 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы».
37. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
38. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
39. Смирнова Е.О., Бутенко В.А. Особенности межличностных отношений детей в разновозрастных группах детского сада // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2007. - № 2. - С. 18-27.
40. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 38-49.
41. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников - диагностика, проблемы, коррекция. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
42. Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы. - Белгород. - 2013. - 34 с.
43. Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование
образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Разновозрастная группа. Методическое пособие. - М.: Центр
педагогического образования, 2015. - 98 с.
44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Просвещение, 1998. - 291 с.
45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
46. Якобсон С.Г. Дошкольник: Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателя детского сада / С.Г. Якобсон, О.И. Соловьева. - М.: Дрофа, 2006. - 176 с.