ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОН С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ РЕГИОНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА
1.1. Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством 12
преподавания в урочной и во внеурочной деятельности
1.2. Внеклассная работа 49
1.3. Система работы с одарёнными детьми 57
Выводы по первой главе 67
II. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА
2.1. Белянский духовно-просветительский центр имени митрополита Макария Булгакова на базе Белянской средней общеобразовательной школы
2.2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №8
г. Шебекино Белгородской области»
2.3. Сотрудничество с благочинием Шебекинского церковного округа как одно из условий реализации духовно-нравственного воспитания школьников
Выводы по второй главе 101
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
I. СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА
1.1. Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством 12
преподавания в урочной и во внеурочной деятельности
1.2. Внеклассная работа 49
1.3. Система работы с одарёнными детьми 57
Выводы по первой главе 67
II. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА
2.1. Белянский духовно-просветительский центр имени митрополита Макария Булгакова на базе Белянской средней общеобразовательной школы
2.2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия №8
г. Шебекино Белгородской области»
2.3. Сотрудничество с благочинием Шебекинского церковного округа как одно из условий реализации духовно-нравственного воспитания школьников
Выводы по второй главе 101
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Проблема духовно-нравственного воспитания в наши дни остаётся одной из ключевых в педагогической практике. На фоне постепенного возрождения культурного наследия исторической России, традиций, ценностей религиозной культуры, продолжаем наблюдать снижение общей культуры населения, потерю нравственных ориентиров.
Отвечая на запросы семьи, общества и государства образование обращается к духовно-нравственным культурным традициям народов, входящих в Российскую Федерацию, постепенно вводя их в содержание общего образования. Так, в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 89 носит название «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». В части первой статьи 89 указано на то, что реализация курса основ духовно-нравственной культуры возможна в рамках основных образовательных программ, «в том числе на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов». Эта формулировка означает, что данный курс может реализовываться школой как обязательный предмет в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); при отсутствии данной образовательной области в стандарте может реализовываться за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса; а может реализовываться и в рамках ФГОС, и одновременно углубляться за счет части, формируемой участниками образовательного процесса.
Одним из структурных компонентов нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в соответствии с которой задаются основные направления организации воспитательного процесса в современной школе. основывающейся на региональных особенностях, традиционных духовных ценностях и культуре. Восполнить такой пробел возможно в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. Формировать уклад школьной жизни необходимо в тесном взаимодействии с семьёй школьника, общественными, религиозными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.
Данная работа раскрывает пути решения комплекса образовательных задач в процессе формирования духовно-нравственного пространства на примере общеобразовательных организаций Шебекинского района Белгородской области. Организация благоприятной среды для развития духовно-нравственного образования позволит решить проблему воспитания подрастающего поколения.
Актуальность темы исследования. Знание основ православной культуры необходимо каждому участнику образовательного процесса, поскольку оно обеспечивает целостность воспитания. Именно поэтому приобщение к ценностям православной культуры становится в наши дни одним из важнейших направлений духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Белгородчины.
— Христианская традиция гласит, что человек награждён свободной волей, которая проявляется всегда через выбор: церковь или казино, детектив или классика, верность или измена, честность или подлость, — объяснял свои позицию тем немногим журналистам, кто хотел её слышать, Евгений Савченко. — И задача тех, кто облечён властью, — помочь каждому человеку сделать правильный выбор. Власть заинтересована в том, чтобы материальное и духовное пребывало в гармонии, чтобы укреплялись нравственные основы, возвышающие людей, делающие лучше, красивее, душевно опрятней, благородней.
Особенно нуждаются в таком правильном выборе дети, только начинающие жизненный путь. Чтобы избранная ими дорога вела к храму. В России нет молодежной организации с единой системой базовых ценностей. Зато они есть в православной культуре. А школа осталась единственным институтом, который может влиять на массовые воспитательные процессы в обществе.
Востребованность в формировании духовно-нравственного пространства в общеобразовательных учреждениях объясняется необходимостью растить будущих граждан Российского государства не просто образованными, а духовно сильными личностями и как следствие, обладающими глубоко нравственными качествами.
«Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
Социокультурная ситуация взросления остаётся чрезвычайно неблагоприятной, негативно влияющей на становление личности в духовном, нравственном отношении. С самого раннего детства ребенок оказывается под мощным воздействием коммерциализированных СМИ и других источников чаще всего отрицательного ценностного воздействия, а то и прямого манипулирования сознанием, сознательного развращения, навязывания негативных зависимостей. Даже полная и социально благополучная семья в этих условиях оказывается не всегда в состоянии противостоять комплексу разрушительных влияний на формирующуюся нравственность ребёнка, неокрепшие чувства, интеллект. Духовно-нравственное воспитание, выстроенное на основе ценностей православной культуры, является, по словам о. Андрея Кураева «лекарством от экстремизма» и уже по одному этому основанию должно быть развёрнуто в общеобразовательной школе как система. К решению проблемы воспитания духовности и нравственности необходимо подходить, как уже говорилось комплексно, необходимо взаимодействие семьи, школы и Церкви, чтобы обеспечить формирование духовно-нравственной личности. В системе образования это особенно актуально для воспитания подрастающего поколения на основе традиционных православных ценностей российского общества.
Степень разработанности проблемы. Образование и воспитание - ключевые позиции, от которых зависит будущее как конкретного человека, так и целого поколения.
Во все времена все народы уделяли именно этим сферам особое внимание. От того, что положено в основу этих процессов, зависит не только успешность конкретной педагогической деятельности, но и успешность, благосостояние и нравственность целого государства. Ведь «истинная мысль- источник всех благ, а мысль ложная - источник ошибочной деятельности», причем во всех сферах государства.
Какие же основы позволяют сделать образование и воспитание несущими истинное просвещение, дающее неиссякаемый импульс для развития всех полезных сфер деятельности государства? Это духовность и нравственность.
Роль святоотеческого наследия для современной педагогической практики и возможность изучения основ традиционной русской педагогической школы трудно переоценить. Основание этой работе положил преподаватель Московских духовных школ, педагог-нравоучитель схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932-1991), который собрал, систематизировал и адаптировал для современного человека многие жемчужины святоотеческой педагогической мысли. Педагогические идеи и наставления святых отцов отвечают на вопросы современной педагогической науки и раскрывают истинные механизмы действия психолого-педагогических процессов, а также сущность многих педагогических явлений. Исследование педагогических идей многих святых отцов, живших в различные периоды (в I-XX вв.), позволяет говорить о том что, в целом, «их воззрения, <...> представляют собой цельную, ясную, определённую и последовательную педагогическую систему. Здесь мы не найдём никаких неясностей, никаких колебаний. Ничего недосказанного: все главнейшие вопросы образования и воспитания решаются четко и определённо».
Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленное развитие мировоззрения личности. Так как оно осуществляется в интересах личности, общества и государства то и мировоззренческие параметры являются запросами семьи, общества и государства, которые должны быть едины. Образовательные модели должны удовлетворять этому единству, а ему удовлетворять может только такая модель, которая строится на основе выработанного в процессе многовековой истории бытия народа культурно-исторического типа или цивилизации (см. Данилевский Н.Я., Тойнби А.Д., Гумилёв Л.Н., В. Тростников и др.). Итак, воспитание подрастающего поколения в системе образования на основе традиционных православных ценностей российского общества имеет особую актуальность. Это находит отражение в трудах таких выдающихся педагогов, как схиархимандрит Иоанн Маслов (схиархимандрит Иоанн Маслов. «Основы русской педагогики». - М, 2004. - 256с.), протоиерей Евгений Шестун (Шестун Евгений; протоиерей. Православная педагогика. - М. - Про-Пресс, 2001.-576 с.), Янушкявичюс Р.В. (Основы нравственности. Янушкявичюс Р. В. - М.: «Православная педагогика», 2004 год. - 504с.).
Признание факта наличия духовной культуры возвращает в педагогику понимание того, что личность, как таковая, не исчерпывается социальностью,что в основе её сущности лежит духовность. Школа, общество и государство, освобождаясь от идеологии, возвращаются к традициям русской культуры, к её ценностным духовным истокам. Конечно, для педагога это всё должно ещё быть и осмысленно, с точки зрения, возрастного развития личности.
Концептуальные основы нравственного воспитания подрастающего поколения рассмотрены в трудах М.Д.Виноградовой, А.В.Зосимовского, A. В.Мудрика, М.М.Поташника, В.А.Сластенина и других ученых.
В сегодняшнем научно-педагогическом обиходе получили распространение несколько подходов к проблеме духовной культуры личности. Широко известна позиция В.В. Зеньковского, утверждающего, что педагогические приоритеты должны следовать за приоритетами развития души ребёнка: «В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерархии в строении души...».
Культуросообразность и природосообразность в целостном процессе воспитания, с этой точки зрения, должны ориентироваться на логику духовного становления ребёнка, забота о котором для педагога приоритетна в его профессиональной деятельности.
Введение в образовательный процесс школьных учреждений религиоведческих дисциплин находят отражение в работах B. М.Меньшикова, Т.И.Петраковой, Л.А.Харисовой, И.В.Метлика, Н.С.Борисова, П.С.Гуревича.
Многие русские философы (И.А. Ильин, С.Л. Франк, В.С. Соловьев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, К.Д. Ушинский и др.) считали, что знание учения православного христианства и других мировых религий для воспитанного человека совершенно необходимо.
Объектом исследования являются общеобразовательные школы, находящиеся на территории Шебекинского района Белгородской области.
Гипотеза исследования. Процесс формирования духовно-нравственного пространства в общеобразовательных организациях муниципалитета будет эффективным при реализации следующих условий:
-создание единой системы урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно-полезной деятельности обучающихся, включающих в себя традиционные духовно-нравственные принципы, ценности Белгородской области, с учётом специфики муниципалитета;
-определение новых форм и методов работы с учащимися, родителями, направленные на формирование духовной личности;
-использование православных подходов в воспитании учащихся;
-обеспечение программно-целевого подхода к реализации модели духовно-нравственного воспитании учащихся;
-ориентация педагогов на инновационную систему духовно-нравственного воспитания.
Цель диссертационного исследования: выявить проблемы и найти пути их решения при выстраивании целостной системы формирования духовно-нравственного пространства в общеобразовательных учреждениях Шебекинского района Белгородской области.
Задачи:
1. Обозначить пути формирования духовно-нравственного пространства в школах Шебекинского района.
2. Проанализировать работу общеобразовательных школ города и района по формированию духовно-нравственного воспитания.
3. Изучить условия реализации модели духовно-нравственного воспитания с учетом специфики региона.
4. Выявить трудности, проблемы при формировании единой системы духовно-нравственного пространства и предложить пути их решения. сочинения и др.; изучение и обобщение: актуального педагогического опыта работы педагогов предмета православной культуры, материалов работы духовно-православного центра, учителей по внеклассной воспитательной работе по формированию духовно-нравственной культуры учащихся; изучение и обобщение совместной деятельности семьи и учебного заведения с позиции нашего исследования.
Научная новизна исследования заключается в систематизации материалов по формированию духовно-нравственного пространства в общеобразовательных учреждениях Шебекинского района Белгородской области для дальнейшего практического применения.
Теоретическая значимость исследования заключается в постановке и решении проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в системе учебно-воспитательного процесса как основы для становления духовно устойчивой личности; в выявлении и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективное духовно-нравственное воспитание учащихся, в возможности формирования духовно-нравственной культуры учащихся.
Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрение апробированных в диссертационном исследовании научно-методических материалов, педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся позволит целенаправленно и эффективно совершенствовать учебно-воспитательный процесс современного учебного заведения, обеспечить единство организации внеурочной и внеклассной деятельности, значительно повысить уровень духовно-нравственного развития учащихся. Материалы исследования, а также его общие выводы позволят использовать традиционный опыт воспитания в современной воспитательной практике, для воспитания школьников в духе православных
традиций в общеобразовательных учреждениях других районов нашего региона. Материал, представленный в диссертации, может быть использован также в процессе интегрирования предметов.
Апробация работы. Основные моменты по становлению системы духовно-нравственного воспитания в Шебекинском районе сообщались автором в статье «Реализация стратегии регионального солидарного общества в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию (Шебекинский район Белгородской области)» в соавторстве с Лопиным Р.А. в материалах сборника «Евангелие в контексте современной культуры» III Международной научно-практической конференции, посвящённой 1000- летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Так же в статье «Проблемы духовно-нравственного воспитания в педагогической практике» опубликована в сборнике «Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов». Выпуск №.12.- Белгород: БелЮИ МВД России им И.Д. Путилина, 2015.-91 с.;
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Отвечая на запросы семьи, общества и государства образование обращается к духовно-нравственным культурным традициям народов, входящих в Российскую Федерацию, постепенно вводя их в содержание общего образования. Так, в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 89 носит название «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». В части первой статьи 89 указано на то, что реализация курса основ духовно-нравственной культуры возможна в рамках основных образовательных программ, «в том числе на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов». Эта формулировка означает, что данный курс может реализовываться школой как обязательный предмет в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); при отсутствии данной образовательной области в стандарте может реализовываться за счет части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса; а может реализовываться и в рамках ФГОС, и одновременно углубляться за счет части, формируемой участниками образовательного процесса.
Одним из структурных компонентов нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в соответствии с которой задаются основные направления организации воспитательного процесса в современной школе. основывающейся на региональных особенностях, традиционных духовных ценностях и культуре. Восполнить такой пробел возможно в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности. Формировать уклад школьной жизни необходимо в тесном взаимодействии с семьёй школьника, общественными, религиозными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.
Данная работа раскрывает пути решения комплекса образовательных задач в процессе формирования духовно-нравственного пространства на примере общеобразовательных организаций Шебекинского района Белгородской области. Организация благоприятной среды для развития духовно-нравственного образования позволит решить проблему воспитания подрастающего поколения.
Актуальность темы исследования. Знание основ православной культуры необходимо каждому участнику образовательного процесса, поскольку оно обеспечивает целостность воспитания. Именно поэтому приобщение к ценностям православной культуры становится в наши дни одним из важнейших направлений духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Белгородчины.
— Христианская традиция гласит, что человек награждён свободной волей, которая проявляется всегда через выбор: церковь или казино, детектив или классика, верность или измена, честность или подлость, — объяснял свои позицию тем немногим журналистам, кто хотел её слышать, Евгений Савченко. — И задача тех, кто облечён властью, — помочь каждому человеку сделать правильный выбор. Власть заинтересована в том, чтобы материальное и духовное пребывало в гармонии, чтобы укреплялись нравственные основы, возвышающие людей, делающие лучше, красивее, душевно опрятней, благородней.
Особенно нуждаются в таком правильном выборе дети, только начинающие жизненный путь. Чтобы избранная ими дорога вела к храму. В России нет молодежной организации с единой системой базовых ценностей. Зато они есть в православной культуре. А школа осталась единственным институтом, который может влиять на массовые воспитательные процессы в обществе.
Востребованность в формировании духовно-нравственного пространства в общеобразовательных учреждениях объясняется необходимостью растить будущих граждан Российского государства не просто образованными, а духовно сильными личностями и как следствие, обладающими глубоко нравственными качествами.
«Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
Социокультурная ситуация взросления остаётся чрезвычайно неблагоприятной, негативно влияющей на становление личности в духовном, нравственном отношении. С самого раннего детства ребенок оказывается под мощным воздействием коммерциализированных СМИ и других источников чаще всего отрицательного ценностного воздействия, а то и прямого манипулирования сознанием, сознательного развращения, навязывания негативных зависимостей. Даже полная и социально благополучная семья в этих условиях оказывается не всегда в состоянии противостоять комплексу разрушительных влияний на формирующуюся нравственность ребёнка, неокрепшие чувства, интеллект. Духовно-нравственное воспитание, выстроенное на основе ценностей православной культуры, является, по словам о. Андрея Кураева «лекарством от экстремизма» и уже по одному этому основанию должно быть развёрнуто в общеобразовательной школе как система. К решению проблемы воспитания духовности и нравственности необходимо подходить, как уже говорилось комплексно, необходимо взаимодействие семьи, школы и Церкви, чтобы обеспечить формирование духовно-нравственной личности. В системе образования это особенно актуально для воспитания подрастающего поколения на основе традиционных православных ценностей российского общества.
Степень разработанности проблемы. Образование и воспитание - ключевые позиции, от которых зависит будущее как конкретного человека, так и целого поколения.
Во все времена все народы уделяли именно этим сферам особое внимание. От того, что положено в основу этих процессов, зависит не только успешность конкретной педагогической деятельности, но и успешность, благосостояние и нравственность целого государства. Ведь «истинная мысль- источник всех благ, а мысль ложная - источник ошибочной деятельности», причем во всех сферах государства.
Какие же основы позволяют сделать образование и воспитание несущими истинное просвещение, дающее неиссякаемый импульс для развития всех полезных сфер деятельности государства? Это духовность и нравственность.
Роль святоотеческого наследия для современной педагогической практики и возможность изучения основ традиционной русской педагогической школы трудно переоценить. Основание этой работе положил преподаватель Московских духовных школ, педагог-нравоучитель схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932-1991), который собрал, систематизировал и адаптировал для современного человека многие жемчужины святоотеческой педагогической мысли. Педагогические идеи и наставления святых отцов отвечают на вопросы современной педагогической науки и раскрывают истинные механизмы действия психолого-педагогических процессов, а также сущность многих педагогических явлений. Исследование педагогических идей многих святых отцов, живших в различные периоды (в I-XX вв.), позволяет говорить о том что, в целом, «их воззрения, <...> представляют собой цельную, ясную, определённую и последовательную педагогическую систему. Здесь мы не найдём никаких неясностей, никаких колебаний. Ничего недосказанного: все главнейшие вопросы образования и воспитания решаются четко и определённо».
Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленное развитие мировоззрения личности. Так как оно осуществляется в интересах личности, общества и государства то и мировоззренческие параметры являются запросами семьи, общества и государства, которые должны быть едины. Образовательные модели должны удовлетворять этому единству, а ему удовлетворять может только такая модель, которая строится на основе выработанного в процессе многовековой истории бытия народа культурно-исторического типа или цивилизации (см. Данилевский Н.Я., Тойнби А.Д., Гумилёв Л.Н., В. Тростников и др.). Итак, воспитание подрастающего поколения в системе образования на основе традиционных православных ценностей российского общества имеет особую актуальность. Это находит отражение в трудах таких выдающихся педагогов, как схиархимандрит Иоанн Маслов (схиархимандрит Иоанн Маслов. «Основы русской педагогики». - М, 2004. - 256с.), протоиерей Евгений Шестун (Шестун Евгений; протоиерей. Православная педагогика. - М. - Про-Пресс, 2001.-576 с.), Янушкявичюс Р.В. (Основы нравственности. Янушкявичюс Р. В. - М.: «Православная педагогика», 2004 год. - 504с.).
Признание факта наличия духовной культуры возвращает в педагогику понимание того, что личность, как таковая, не исчерпывается социальностью,что в основе её сущности лежит духовность. Школа, общество и государство, освобождаясь от идеологии, возвращаются к традициям русской культуры, к её ценностным духовным истокам. Конечно, для педагога это всё должно ещё быть и осмысленно, с точки зрения, возрастного развития личности.
Концептуальные основы нравственного воспитания подрастающего поколения рассмотрены в трудах М.Д.Виноградовой, А.В.Зосимовского, A. В.Мудрика, М.М.Поташника, В.А.Сластенина и других ученых.
В сегодняшнем научно-педагогическом обиходе получили распространение несколько подходов к проблеме духовной культуры личности. Широко известна позиция В.В. Зеньковского, утверждающего, что педагогические приоритеты должны следовать за приоритетами развития души ребёнка: «В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерархии в строении души...».
Культуросообразность и природосообразность в целостном процессе воспитания, с этой точки зрения, должны ориентироваться на логику духовного становления ребёнка, забота о котором для педагога приоритетна в его профессиональной деятельности.
Введение в образовательный процесс школьных учреждений религиоведческих дисциплин находят отражение в работах B. М.Меньшикова, Т.И.Петраковой, Л.А.Харисовой, И.В.Метлика, Н.С.Борисова, П.С.Гуревича.
Многие русские философы (И.А. Ильин, С.Л. Франк, В.С. Соловьев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, К.Д. Ушинский и др.) считали, что знание учения православного христианства и других мировых религий для воспитанного человека совершенно необходимо.
Объектом исследования являются общеобразовательные школы, находящиеся на территории Шебекинского района Белгородской области.
Гипотеза исследования. Процесс формирования духовно-нравственного пространства в общеобразовательных организациях муниципалитета будет эффективным при реализации следующих условий:
-создание единой системы урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно-полезной деятельности обучающихся, включающих в себя традиционные духовно-нравственные принципы, ценности Белгородской области, с учётом специфики муниципалитета;
-определение новых форм и методов работы с учащимися, родителями, направленные на формирование духовной личности;
-использование православных подходов в воспитании учащихся;
-обеспечение программно-целевого подхода к реализации модели духовно-нравственного воспитании учащихся;
-ориентация педагогов на инновационную систему духовно-нравственного воспитания.
Цель диссертационного исследования: выявить проблемы и найти пути их решения при выстраивании целостной системы формирования духовно-нравственного пространства в общеобразовательных учреждениях Шебекинского района Белгородской области.
Задачи:
1. Обозначить пути формирования духовно-нравственного пространства в школах Шебекинского района.
2. Проанализировать работу общеобразовательных школ города и района по формированию духовно-нравственного воспитания.
3. Изучить условия реализации модели духовно-нравственного воспитания с учетом специфики региона.
4. Выявить трудности, проблемы при формировании единой системы духовно-нравственного пространства и предложить пути их решения. сочинения и др.; изучение и обобщение: актуального педагогического опыта работы педагогов предмета православной культуры, материалов работы духовно-православного центра, учителей по внеклассной воспитательной работе по формированию духовно-нравственной культуры учащихся; изучение и обобщение совместной деятельности семьи и учебного заведения с позиции нашего исследования.
Научная новизна исследования заключается в систематизации материалов по формированию духовно-нравственного пространства в общеобразовательных учреждениях Шебекинского района Белгородской области для дальнейшего практического применения.
Теоретическая значимость исследования заключается в постановке и решении проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в системе учебно-воспитательного процесса как основы для становления духовно устойчивой личности; в выявлении и экспериментальном обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективное духовно-нравственное воспитание учащихся, в возможности формирования духовно-нравственной культуры учащихся.
Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрение апробированных в диссертационном исследовании научно-методических материалов, педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся позволит целенаправленно и эффективно совершенствовать учебно-воспитательный процесс современного учебного заведения, обеспечить единство организации внеурочной и внеклассной деятельности, значительно повысить уровень духовно-нравственного развития учащихся. Материалы исследования, а также его общие выводы позволят использовать традиционный опыт воспитания в современной воспитательной практике, для воспитания школьников в духе православных
традиций в общеобразовательных учреждениях других районов нашего региона. Материал, представленный в диссертации, может быть использован также в процессе интегрирования предметов.
Апробация работы. Основные моменты по становлению системы духовно-нравственного воспитания в Шебекинском районе сообщались автором в статье «Реализация стратегии регионального солидарного общества в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию (Шебекинский район Белгородской области)» в соавторстве с Лопиным Р.А. в материалах сборника «Евангелие в контексте современной культуры» III Международной научно-практической конференции, посвящённой 1000- летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Так же в статье «Проблемы духовно-нравственного воспитания в педагогической практике» опубликована в сборнике «Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов». Выпуск №.12.- Белгород: БелЮИ МВД России им И.Д. Путилина, 2015.-91 с.;
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕГИОНАЛЬНЫХ
НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



